Заказчику понадобилось изображение, созданное 3 года назад или закончился тираж визиток двухгодичной давности? Внести коррективы в макет сайта которому уже 5 лет или откатиться на версию, которая была отклонена на прошлой неделе? Для всех вышеперечисленных вопросов полезно хранить и быстро находить файлы. Делюсь наработками и структурой папок, которые облегчают задачу.
Используем облака
Все рабочие файлы размещены в папке «work», которая лежит в «облаке» Яндекс.Диска. Таким образом, всегда есть доступ к файлам из любой точки мира, плюс, данные хранятся в двух местах: на компьютере и на сервере, что даёт надежду на их сохранность в случае форс-мажора.
Бекап данных
Для большей надёжности, раз в год все рабочие файлы загружаю на Google Drive, в созданный специально для бекапа аккаунт. Так как файлов много, а гугл бесплатно даёт всего-лишь 15 ГБ, приходится хитрить. Когда делаю бекап данных, оплачиваю месяц хранилища на 100 ГБ, заливаю файлы и отменяю подписку. Цена вопроса — 139 рублей, а спокойствия на миллион. Причём, это именно отдельный аккаунт. Файлы в хранилище не трогаю до следующего года, что предохраняет их от случайных удалений, поломок и прочих ненастий.
Структура папки «work»
Состоит из 3-х директорий:
- «01_current» — проекты «в работе»;
- «02_support» — часто редактируемые проекты;
- «03_final» — завершенные работы.
Обратите внимание, названия всех проектных папок и файлов на английском, чтобы избежать возможных проблем с кодировкой. Пробелы заменены на подчёркивание по той же причине.
Цифры в названии нужны для правильной сортировки по алфавиту в менеджере файлов.
Теперь подробней о каждой из директорий.
Папка «01_current»
Для каждого заказчика — своя папка. Если проектов несколько, каждому создаётся директория, в которой и будут храниться файлы.
Структура папки любого проекта:
«01_incoming»
В папке «Входящие» храню полученные от клиента материалы: Техническое задание, брифы, брендбук, фотографии, тексты и пр.
«02_inspiration»
В папке «Вдохновение» складываю все материалы, которые помогут в работе. Сайты конкурентов, интересные дизайн-решения, цветовые палитры, мудборды, интересные фотографии из фотобанков (в виде превьюшек).
«03_development»
Основная рабочая папка — «Разработка». Её структура зависит от размера проекта. Если проект небольшой, то файлы хранятся в ней без дополнительной группировки.
В больших проектах внутри «03_development» создаются подпапки, такие как «img» — для фотографий, картинок иллюстраций, «vector» — для векторных иллюстраций, логотипов, иконок, «wireframes» — для прототипов сайта. Рабочие файлы размещены в корневой директории.
Классная фича macOs — отображение колонками с сортировкой по программе. Навигация становится быстрой и наглядной.
Так же, создаю в «03_development» папку со шрифтами «_fonts», и папку «_archive» для хранения версий файлов.
Если в файле планируется вносить большое количество изменений, то создаю его дубликат, а старую версию переношу в папку «_archive».
Все файлы называю согласно правилу:
- Номер (например, номер раздела в структуре сайта. Используется не всегда, а только если нужна сортировка);
- Название;
- Версия.
Файл, который называется «03_services_04.psd», сообщает слева-направо, что это третий раздел сайта, который называется «Услуги», и перед нами 4-я версия файла. Если мы откроем папку «archive», то найдём там «03_services_01.psd», «03_services_02.psd», «03_services_03.psd» которые хранят предыдущие итерации раздела.
С использованием Sketch и артбордов стало проще, файл называется по имени проекта, например «pinhost_04.sketch» (четвёртая версия сайта PinHost).
«04_final»
Папка «Финал» хранит последние версии файлов, которые будут передаваться заказчику. Здесь не должно быть файлов со старыми версиями проекта, только актуальные данные. Название файла, отправленного в эту директорию, не должно содержать номер версии. Например, файл который назывался «03_services_04.psd» после завершения работ и дублирования в папке «Final» должен носить название «03_services.psd».
Получается, последние версии файла хранятся в двух папках — «03_development» и «04_final», но с различными названиями, благодаря чему, вероятность утери файла стремиться к нулю.
Для передачи исходников заказчику расшариваю папку в облаке и отправляю ссылку.
Папка «02_support»
Имеет такую же структуру, как и «01_current». В ней размещены проекты, к которым приходится часто, и в течении длительного времени обращаться. Если работа над проектом ведётся уже больше полугода, или периодичность обращения к проекту чаще чем раз в месяц, то проекту самое место в «02_support». Раз в 3?4 месяца провожу ревизию и перемещаю неиспользуемые папки в «03_final».
Папка «03_final»
Содержит все сделанные ранее проекты. Если нужно вернуться к каком-то проекту, то его папка перемещается в «01_current», до окончания работ. После чего проект возвращается в «03_final». Сейчас задумываюсь над тем, чтобы «раскидать» все работы по годам, но сомневаюсь, что удобно будет находить нужный проект.
Итоги
Описанная структура позволяет хранить версии файлов, не используя TimeMachine (она тоже нужна и работает) и быстро находить необходимые данные. Правильная структура проектов — один из приёмов, применив который пару раз, уже не можешь вернуться к бардаку в файлах.
oxidmod
Мне просто интересно, а нельзя ли прменить git к примеру? Понятно, что никто не будет дифы картинок/шрифтов смотреть. Но вот дифы верстки/стилей уже неплохо. На гитлабе можно все это держать в приватном репо бесплатно. При помощи тегов можно отмечать некие утвержденные/стабильные версии на которые есть смысл откатываться. Бранчи помогут подготовить несколько вариантов для заказчика без копипасты всех файлов и наглядно смотреть дифф между этими версиями
зы. Это уже если ближе к верстке, а не просто рисованию конечно
sens_boston
Тут, скорее, не git подойдет, а subversion. И уж, конечно, это намного лучше «наколенного велосипеда», синхронизируемого вручную.
P.S. Вроде бы, есть системы version controls даже с поддержкой изображений, но таких бесплатных не знаю.
sens_boston
[update] GutHub внедрил такую фичу, на мой, непрофессиональный (не дизайнер) взгляд, выглядит весьма удобно!
eshill
Прикольно! Я раньше использовал ГитХаб для контроля версий, но он показался неудобным из-за того что нельзя было посмотреть превьюшки и что менялось от версии к версии. Т. е. приходилось загружать файл, открывать, убеждаться, что это не та версия и так дальше по кругу. Если они сделали превьюшки, то обязательно попробую.
Не в курсе, парсят ли .psd и .sketch?
sens_boston
Нет, сорри, только после вашего поста заинтересовался. Попробуйте — будет хороший поинт написать новую статью.
Кстати, вы можете попробовать скомбинировать ваш «лайфхак» с моим советом опробовать subversion: для этого достаточно запустить локальный subversion сервис, а папку назначить в расшаренном и синхронизируемом фолдере Яндекса (как вы сейчас делаете).
Если нужна будет помощь — пишите в личку, буду рад помочь продвинутому (в IT технологиях) дизайнеру!
Meklon
Owncloud/Nextcloud посмотри еще. У меня в лаборатории куча похожих задач, да я и иллюстрации рисую к статьям заодно) куча гетерогенных данных, включая исходные данные экспериментов, статьи в процессе верстки, файлы всякие… Очень удобно. И история на заданную глубину хранится.
Carburn
Для синхронизации не нужна система контроля версий, достаточно rsync.
sashabeep
Тоже задумывался о нем, но не понял, как работать под маком, если есть опыт — расскажите
Mastak_A
Я постоянно использую в работе rsynс через cron для создания бекапов рабочих проектов (дизайн, CG).
Чтобы вручную не редактировать конфиги делаю это через бесплатное приложение CronniX https://roaringapps.com/app/cronnix
В моем случае папка с важным проектом (начиная со второй строки) синхронизируется с рабочей папкой ownCloud и на внешний жесткий диск в 20:00 с периодичностью раз в сутки, раз в неделю (пятница) и раз в месяц (1-го числа). Притом старые версии удаляются и содержимое папок заменяется свежими файлами.
BekoBou
Один файл дизайнера обычно 100+ Mb. Diff от такого файла примерно сам файл, так как большинство контейнеров жмут содержимое.
Полез в help посмотреть ограничения:
И рекомендации:
Areso
У git'a (github'a) есть LFS https://help.github.com/articles/versioning-large-files/ как раз для работы с большими файлами.
cjmaxik
А Amazon S3 в качестве хранилища рассматривали?
eshill
К сожалению, нет.
У него есть какие-либо преимущества перед Google Drive?
val-ka
Можно ещё посмотреть в сторону Resilio Sync (бывший Bittorrent Sync). С его помощью избранные папки на основной машине можно синхронизировать с другими своими устройствами. Я держу бэкап на NAS, к примеру. При этом папка Design у меня лежит в директории облачного сервиса, а в папке Code все проекты имеют свои репозитории в BitBucket/GitHub.
Meklon
Тогда уже открытый нормальный syncthing. Bittorrent Sync начал закрывать все при монетизации и творить беспредел. На старте был нормальный.
val-ka
Мне пока хватает, но большое спасибо за альтернативу. Буду знать куда смотреть, если замонетизируют окончательно.
vakorovin
Нынче дизайнеры зарабатывают мало, приходится хитрить и платить только за месяц использования Google Drive. Скажите, вам самому не стыдно? 139 рублей в месяц за то, что ваши файлы где-то хранятся и вы имеете к ним доступ в любое время — это стало дорого? Ну да… Примерно 1500 рублей в год, очень дорого. Сами-то меньше чем за какую сумму за работу не беретесь?.. Шкала жадности просто зашкаливает.
eshill
Да вроде как я никого не обманываю. Эту возможность мне предоставляет сам Гугл. Почему мне должно быть стыдно? Если вы ездите на автобусе раз в год вы каждый месяц покупаете проездной?
morgreek
А расскажите, пожалуйста, по-подробнее. Если подписку отменяешь, то место сохраняется до какого-то момента и потом только затирается? На днях как раз думал о создании такого бэкапа, только по методу «много-много бесплатных хранилищ».
eshill
Место сохраняется на проплаченный период. Потом свободное место уменьшается, до бесплатных 15 ГБ, но файлы не удаляются. Т.е. добавить ничего нового вы не сможете (не оплатив абонентку), но размещенные ранее файлы будут храниться.
morgreek
Понятно, спасибо. У Яндекса, я так понимаю, всё работает несколько иначе? Там тарифы, вроде, дешевле.
eshill
У Яндекса все абсолютно так же. Просто, Яндекс я использую ежедневно (у меня там больше 200 ГБ места), а Гугл только для бекапов.
sens_boston
Вообще-то, это называется (даже в супер-законопослушном обществе) просто «лайфхаком»; подобные советы вы можете найти во множестве в интернете, притом от людей, чья «шкала жадности» куда меньше вашей, а доход на порядок больше.
«Не суди ближнего своего»!
Extremum
Мне вот сейчас с бесплатным 1Тб от mail-а вообще сквозь землю провалиться осталось.
VCheese
Моя версия структуры папки (только для архитектора). Сейчас экспериментирую с Git для контроля версий проекта. С переменным успехом…
AlexBT
Спасибо за идею.
Приходится собирать информацию при разработке требований и спецификаций, собирается масса чернового материала в виде сканов, фотографий.
И если текстовая информация и скриншоты в ходе подготовки нормально укладывается в гит, то графические как правило в плохо организованном порядке.
DaturInnoxia
Яндекс и Мыло бесплатно дают очень много халявного дискового места, надобность в гугл с его 15 гб бесплатно начисто отпадает. И не надо изхитряться даже.
eshill
По-моему с «очень много халявного дискового места» вы погорячились )
По умолчанию Яндекс.Диск даёт — 10 ГБ
Mail.ru — 25 ГБ.
DaturInnoxia
Воу. Это грустно, похоже, я один из редких счастливчиков (бета-тестеров), кому досталось на яндексе 230гб и на мыле 100гб. Я не знал, но я, оказывается, жирую.
rokobungi
я вас, возможно, расстрою, но на мыле раздавался террабайт в своё время, причем вполне себе в рабочем порядке, не на стадии бета-тестирования
Realetive
Чего только не придумают дизайнеры, лишь бы не разбираться с системой контроля версий… А ведь времени столько же понадобилось бы, сколько следование руководству сабжа (если не меньше). Я уж молчу про преимущества.
eshill
Из того что я рассматривал ранее, удобного инструмента не нашлось. Для продуктивной работы нужна возможность быстро заглянуть в файл. Причем, это может быть .psd, .sketch, .illustrator и другие файлы графических программ. Бесспорно, для вёрстки очень удобно использовать тот же GitHub, он подсветит то, что изменилось от версии к версии. Но как быть с графикой?
Realetive
Гит поддерживает доп. команды на фиксирование изменений (хуки). Можно проверить тип исходного файла (PSD/Ai/Sketch), конвертировать его в JPG и сравнить с предыдущей версией с помощью ImageMagic:
Это покажется изменения, которые на глаз заметить крайне сложно. Можно даже сравнивать снимки изменений между версиями.
eshill
Вау. То, что вы описали звучит гениально, но я не представляю как это реализовать… Стыдно (
zahmTOD
Чего только не напишут программисты не знаю ничего о работе дизайнеров ;)
Адобы пытались продвигать систему контроля версий, но она работала только у сферических гламурных дизов в идеальном вакууме.
Файлы с именами projectname_brandbook_final_ver14_beta.ai сохраняются потому-что в любой может понадобится вернуться и взять какую-нибудь закорючку из предыдущих версий, или вообще родить новую ветку, и не одну, и со всеми потом работать параллельно.
oxidmod
это идеальное описание модели бранчей))
zahmTOD
Дак да. Только автоматизировать это для использования одним человеком — нецелесообразно )
NeoSasha
Final
Final_1
Super_Final
Final_13.01.2017_01
Final_13.01.2017_09
…
BZAin
скажу что у каждого свои примеру структурирования папок и файлов, кому как удобней…
shakespear
Одно время существовала Pixelapse — система типа Google/Yandex Drive, но с версионностью и поддержкой превьюшек. Более того — организации фалов в проекты.
Но с этого года они перешли под крыло Dropbox. В результате на текущий момент Dropbox обещает поддержку превью для psd и прочих радостей. Также он обладает встроенной версионностью файлов.
Да, бесплатного места не очень много, но рекомендую попробовать на досуге :) Но для чего — то более серьезного конечно нужно начинать работать с какой — нибудь полноценной системой контроля версий.
eshill
Круто-круто! Обязательно посмотрю.
Все-таки основная задача не сэкономить, а сохранить файлы и из итерации. Если это будет удобно сделано, то почему бы не заплатить?
shakespear
Ради интереса сходил проверить как там сейчас дела (обычно для версионности все — таки использую что — нибудь посерьезней) — превью и версии файлов есть (можно ручками посмотреть и восстановить выбранную), но встроенного дифа и сравнения версий так и не появилось, что есть печаль.
xtala
Какие страшные велосипеды. Велосипед "Урал" просто "Пежо" на фоне данного творчества. Хозяин барин, но все же посоветую все проблемы решить одной командой:
nikvel
Классная фича macOs — отображение колонками с сортировкой по программе. Навигация становится быстрой и наглядной.
Это называется «группировкой». Она также есть и на windows
dimka11
У гугла случайно никаких оговорок, по поводу хранения, после окончания оплаченного периода нету? У Amazon Cloud Drive, например, четко указано 3 месяца, потом удаление файлов. Думаю, куда переезжать с него. У меня в нем 2тб файлов
eshill
Я честно пытался найти, но нигде оговорок о сроке хранения файлов не нашёл. Точно могу сказать, что файлы залитые в начале 2015 года до сих пор доступны и ничего не удалено.
perfect_genius
Оффтоп насчёт интерфейса Mac:
У Apple патент что ли на такой интерфейс? Почему такое не применяется в файловых менеджерах, кроме контекстного меню?
ModoStudio
А как же творческий беспорядок? )) Как же прохождение квеста: сначала на своём столе, среди обёрток от конфет и шоколадок нужно найти мышку, а затем в компе найти нужную версию psd?))
С Гуглом — интересный лайфхак. Спасибо!