На YouTube-канале винтажных компьютерных игр SiliconClassics энтузиаст по имени Аарон опубликовал видео с замечательной находкой. Ему удалось найти старый компьютер, видимо, принадлежавший одному из разработчиков популярной в 90-е игры Turok: Dinosaur Hunter. На компьютере оказались исходные коды этой игры для приставки Nintendo 64.

Найденный компьютер — недорогая рабочая станция производства Silicon Graphics. Наклейка на системном блоке гласит, что оборудование является собственностью компании Iguana Entertainment и имеет инвентарный номер 000695. Нужно заметить, что именно эта игровая студия в 90-е годы работала над созданием игры Turok.



Винчестер из этого нерабочего компьютера подключили к другому системному блоку рабочей станции Indy от той же SGI, чтобы прочитать информацию. И там нашли кое-что интересное.



Как видно на скриншоте, в системе установлено девелоперское окружение Ultra 64. Наверное, такое могли бы использовать для эмуляции окружения при разработке игры к игровой консоли. Но ещё более интересным оказался каталог с полным набор файлов с исходными кодами игры Turok: Dinosaur Hunter: файлы датированы 15 июля 1993 года (официальный релиз игры состоялся в 1997-ом).



В папке несколько сотен файлов.



Некоторые файлы содержат аудио, некоторые, вероятно, — графику. Есть папка /gamesfx со 120 оригинальными звуковыми эффектами для игры в формате AIFF. Похоже, что это звуковые эффекты для всей игры полностью. Ещё несколько тысяч звуковых файлов в другой папке — вероятно, для какой-то другой игры. Автор видео не смог их продемонстрировать, потому что в папке около 5000 файлов и при попытке её открытия операционная система IRIX подвисает.


В комментариях к видео отозвался Стефен Броумли (Stephen Broumley), один из разработчиков оригинальной игры. Его имя указано в первых строчках файла с исходниками trex.c, показанного на видео (см. скриншот выше, имя этого разработчика можно заметить также в титрах игры). Именно он закодировал всех боссов, эффекты и многие другие объекты в игре Turok во времена своей юности, когда работал в игровой студии. Стефен Броумли искренне благодарит SiliconClassics за видеоролик и показ этих исходников, которые вернули его во времена молодости и породили воспоминания о той увлекательной работе.

Броумли согласился, что код очень сложный. Над ним более двух лет работала команда из более 20 человек. Причём ребята сидели в офисе дольше положенного и работали 6 дней в неделю, по крайней мере в течение последних семи месяцев перед дедлайном.

Turok: Dinosaur Hunter — 3D-шутер от первого лица, разработанный студией Iguana Entertainment и изданный Acclaim для приставки Nintendo 64 и для операционной системы Windows в 1997 году. По сюжету игры главный герой — американский индеец Турок — должен спасти Вселенную от инопланетного захватчика Campaigner, который стремится обладать древним и мощным оружием Chronoscepter. Инопланетный захватчик и другие существа вроде динозавров пытаются проникнуть в наш мир из параллельного примитивного мира, в котором нет времени. Джозеф Турок единственный, кто может сдержать их.

Сюжет основан на серии комиксов 1954 года с таким же названием. Turok стал первым эксклюзивным тайтлом Acclaim для Nintendo 64 и вообще одной из самых популярных игр для этой приставки. Наверное, это был первый качественный шутер от первого лица для N64. Она практически на 100% задействовала графические возможности «железа», а разработчикам пришлось даже сжимать текстуры, чтобы втиснуть игру в 8-мегабайтный картридж.

Игра сочетает в себе 3D-графику и стиль игры культового Doom с элементами игровых исследований по образцу Tomb Raider. Неудивительно, что Turok стал культовой игрой для своего времени.

Броумли пишет, что всем разработчикам было чуть более 20 лет или около того, и все они были искренне увлечены своим делом. Им казалось, что они делают что-то значительное, важное. Вообще не было ощущения, что это работа. Стефен пишет, что до сих пор поддерживает связь со многими из них, сейчас они сделали успешные карьеры по всему миру, что неудивительно для таких талантливых парней.

Находка старого компьютера с исходным кодом Turok: Dinosaur Hunter — большое событие для любителей старых игр. К сожалению, Аарон не решился опубликовать исходники в открытом доступе, возможно, боится проблем с копирайтом и претензий правообладателя (парень сам по образованию юрист). Он планирует выставить компьютеры на аукционе eBay.

Кстати, среди неисследованного «железа» у него ещё два десятка таких же рабочих станций Indy производства Silicon Graphics, собственность разных компаний. Кто знает, какие цифровые сокровища скрываются там.



Энтузиаст перекупил эти рабочие станции после распродажи имущества обанкротившейся компании Acclaim Entertainment. Компьютеры будут проданы на аукционе. Может быть, кто-то купит их именно для того, чтобы получить исходные коды. В этом случае «железо» пойдёт «в нагрузку».

Возможно, Аарон ещё передумает и с разрешения правообладателя всё-таки опубликует исходники. На сегодня доступны исходные коды около сотни коммерческих игр, и хорошо, если появится ещё одна.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (36)


  1. Dageron
    16.01.2017 13:05
    +2

    Вот так и происходит большинство утечек. В мире видеоигр не новинка, почти всегда оказывается, что коды финальных билдов, бет и прототипов находят на devkit-ах и старых девелоперских пк, купленных на какой-нибудь интернет-барахолке. С софтом тоже такое бывает (почти уверен, что недавное появление исходников Оперы в сети тоже осуществилось через б/у оргтехнику).

    Только не всякая подобная утечка данных приводит к их публикации в сети.
    И вот вновь, не удивительно:

    К сожалению, Аарон не решился опубликовать исходники в открытом доступе, возможно, боится проблем с копирайтом и претензий правообладателя (парень сам по образованию юрист). Он планирует выставить компьютеры на аукционе eBay.

    Кто его заставлял заявлять, что он — Аарон, и публиковать инфу со своего официального ютуб-канала, своего идентифицированного провайдерского интернет-соединения? Он сам это сделал, значит может преследовать скорее медийную цель продвижения своего канала, нежели чем цель поделиться редкими исходниками со всем миром. Будь у него в намерениях второе утверждение, он мог бы обыграть ситуацию десятками других способов.


    1. Loki3000
      16.01.2017 13:24

      Будь у него в намерениях второе утверждение

      Он юрист, которому надо сбыть два десятка древних компьютеров. С чего ему интересоваться публикацией каких-то там исходников? А вот поднять шумиху вокруг этих компьютеров — тут совсем другое дело!


      1. kAIST
        16.01.2017 13:31
        +4

        Да, выставить 20 компьютер отдельными лотами, и не сказать, на каком из них исходники!


        1. Urvin
          16.01.2017 14:07
          +20

          Это уже было в Симпсонах у Ильфа и Петрова


  1. Technovave
    16.01.2017 13:22

    в детстве от брата двоюродного досталась N64 с 4-мя картриджами, один из которых был как раз таки этот турок.

    Графика на то время конечно удивляла, как и всё на N64))


  1. artskep
    16.01.2017 13:44
    +3

    оффтоп: вот умели же в свое время иногда делать рабочие станции «с изюминкой». Не все, конечно, но silicon, sparkstation, neXT тот же.
    А сейчас сплошные безликие черные башни. Ну хорошо, у apple черная урна — не лучше, если честно.

    Или это так кажется из-за горизонтальной компоновки и/или моего старческого брюзжания…


    1. Bratak
      16.01.2017 14:09
      +2

      О чем там писать? О каких современных консолях, о писишке что ли четвертой? Что там может быть интересного? В те годы разработчики игр были как первооткрыватели, пионеры индустрии.Отсутсвие технологий, библиотек, всяких там супер пупер девкитов типа ue4 и sandbox в помине не было.Разрабы реально были талантливыми и настоящими энтузиастами своего дела.На глазах создавали новые графические технологии, какие то фичи, что то придумывали совершенно новое в геймплее, в игровой механики.Зажатые снизу мегабайтами оперативной памяти, и сверху отсутствием библиотек, плагинов, модулей и прочего инструментария чуваки творили шедевры.Duke Nukem,Tomb Raider, Half Life и еще много достойных игрушек.Все современные игры и рядом не стояли с шедеврами тех лет. О чем там писать, если любой школьник за неделю создает мод, используя все эти современные девкиты, которые запросто можно скачать на рутрекере.Побольше бы статей об игродеве тех лет, о работе разработчиков, с техническими деталями и подробностями.


      1. beeruser
        16.01.2017 16:58
        -1

        >> В те годы разработчики игр были как первооткрыватели, пионеры индустрии.
        Что изменилось?

        >> На глазах создавали новые графические технологии
        Посмотрите презентации с Siggraph, GDC.
        То что было в 1993 году это жуткий примитив.

        >>Зажатые снизу мегабайтами оперативной памяти
        Ничего особо сложного в обходе ограничений нет — просто иной процесс.

        >> Все современные игры и рядом не стояли с шедеврами тех лет.
        Да-да. Раньше трава была зеленее и редька слаще.


      1. Artyom_Silchenko
        16.01.2017 20:09

        Как вариант можете почитать книгу Стивена Леви. Хакеры: герои компьютерной революции. Хакерам компьютерных игр посвящена одна из частей данной книги. В сети имеется переведенное на русский язык издание 1984 года. Легко гуглится.

        Обложка идания 1984г
        image


    1. Fox_exe
      16.01.2017 14:39

      Оптимизация… Штамповать коробку дешевле, чем действительно интересный корпус со всякими рюшечками.
      И да, найти действительно интересные корпуса можно и сейчас… Вот только ценник у них космический (Как правило).


      1. malbaron
        16.01.2017 17:53
        +2

        Оптимизация… Штамповать коробку дешевле, чем действительно интересный корпус со всякими рюшечками.
        И да, найти действительно интересные корпуса можно и сейчас… Вот только ценник у них космический (Как правило).


        Раньше даже простые примитивные корпуса имели космические ценники.


      1. artskep
        16.01.2017 18:54

        Дык, в этом и странность — кастомные корпуса могут сделать хоть какие — хоть под стимпанк хоть подо что, а серийные рабочие станции выглядят в 99% случаев как параллепипедные фекалии инопланетянина.
        При всем при этом «морды» серверов выглядят сейчас на порядки лучше.
        Тупо погуглите картинки «workstation front view» и «server front view» — там самих картинок рабочих станций не много, а что есть выглядит как… ну вы поняли. А у серверов, кстати, весьма интересные «морды».
        Ну и где логика? По уму на «морду» сервера будут глядеть только админы, когда ставить их в стойку, обслуживать или (не дай бог) исправлять какой-то пипец (но тут уже не до внешнего вида будет).

        Причем какие-то штампы для литья пластмассы (по логике) выгоднее делать для массовых рабочих станций, а не для кастомных корпусов или серверов (ибо штамп дешевле при массовом производстве)


        1. malbaron
          16.01.2017 20:25

          Дык, в этом и странность — кастомные корпуса могут сделать хоть какие — хоть под стимпанк хоть подо что, а серийные рабочие станции выглядят в 99% случаев как параллепипедные фекалии инопланетянина.


          Вас удивляет, что потребителя интересует цена далеко не в самую последную очередь?

          А пока потребитель не станет покупать миллионами — цена не упадет.

          Кастомный корпус (да еще множество их видов) — будут в цене дороже простого корпуса даже не в 2 раза и не в 3.
          Полюбопытствуйте что стоят массовые корпуса, которые всего лишь чуть-чуть не как все.


          1. artskep
            17.01.2017 18:37

            Да я не спорю, что те же Spark, SG, NeXT были весьма недешевыми.
            Но они были весьма серийными.
            А сейчас, как вы правильно пишете, «чуть-чуть не как все» — и уже дороже. А вот красоты в этих «чуть-чуть» практически нет.

            Я про эту беду и говорю — нет «серийной» красоты. Ну поглядите на тот же Apple Pro. И чего хорошего в этой черной урне? Кстати, у Apple тот же Mini весьма неплохо выглядит, и ноуты тоже хороши.
            И, кстати, мелкие корпуса даже и не у Apple в массе своей не так уж и плохи. И ноуты многие производители нормально дизайнят.

            А вот полноценные рабочие станции… увы — кубизм имени Малевича, иначе не назовешь.


  1. Hidon
    16.01.2017 13:50
    -1

    Автор, давай уже про девкит от современной консоли. Я понимаю, да, история, все дела, но… почему всегда пишут об этом, когда оно уже нужно только старому хранителю музея?
    Ты хорошо пишешь. Так напиши про актуальное поколение.


    1. Kembreg
      16.01.2017 14:01
      +1

      В ряде случаев получится одна строчка. «Девкитом для современной консоли Xbox One может являться Xbox One после активации режима разработчика»


      1. Dageron
        16.01.2017 15:16

        А у PS4 как?


        1. Kembreg
          16.01.2017 16:25

          Насколько я помню, весной на определённой прошивке удалось включить Debug mode на «магазинной» версии ps4, но «официальные власти» хранят молчание. На ebay периодически можно встретить «настоящий» Dev kit DUH-D1000AA от 5 до 6 тысяч вечнозеленых.

          Microsoft же с появлением UWP очень снизили «порог вхождения» для начинающих разработчиков


          1. Dageron
            18.01.2017 13:36

            Я еще читал, что Sony с некоторых пор не продает devkit-ы, а дает их в аренду.
            Поэтому на интернет-барахолках число таких девайсов значительно сократилось.

            Один мой знакомый где-то в 2013 году devkit Xbox 360 прикупил, поигрался и продал. Говорил, что до jtag/rgh/freeboot с обычной 360 это была бы нереально востребованная вещь, но так как на тот момент полномасштабный взлом 360-ки уже существовал, devkit для бытовых нужд оказался не нужен. А отладочный функционал можно было и на обычной Xbox 360 с freeboot запустить.

            Таким образом, Microsoft по сути еще во времена Xbox 360 включали функционал devkit-а в приставку, просто он был под семью печатями и неполон, однако восполнялся без особого труда (в devkit SDK который с 2009 года гуляет по сети были все либы для PPC, которые оставалось лишь скомпилировать и загрузить на любой консоли со взломом, открывающем полноценный доступ к ОС и снимающей все проверки цифровых подписей — что и делал jtag/rgh).


      1. Hidon
        17.01.2017 00:14

        на самом деле эта строчка такая: все об этом говорят, но никто не знает.
        есть у тебя девкит-из-x1?


        1. Kembreg
          17.01.2017 00:37

          Был недельку из энтомологического интереса, сейчас вернул в режим обычной консоли.


  1. tvolf
    16.01.2017 14:28
    -1

    Как видно на скриншоте, в системе установлено девелоперское окружение Ultra 64 размером 1 ГБ.


    В видео на Youtube автор находки говорит, что 1.0G — это номер версии. В принципе, если бы это была емкость, то было бы написано, вероятно, «GB» или «Gb» (просто предположение).


    1. Fox_exe
      16.01.2017 14:51
      +1

      Какбы даже на скриншоте в статье видно, что это лиш имя папки, а её размер — 113,566 кб


      1. tvolf
        16.01.2017 15:13

        Ну, возможно, 1Gb — это просто резервируемый объем виртуального диска ) В общем, нечто максимально допустимое.


  1. malbaron
    16.01.2017 14:52
    +6

    Ждал картинок, а что такое вообще этот Турок.
    Не дождался.
    Не удовлетворен статьей.


    1. Hellsy22
      16.01.2017 16:43

      Для PC он в основном шел на дисках с драйверами в качестве бесплатной демонстрации. Автор слегка преувеличил, назвав сабж «культовой игрой своего времени».


      1. vlivyur
        16.01.2017 17:28

        С драйверами к voodoo, да, было такое.


        1. malbaron
          16.01.2017 17:42

          Для PC он в основном шел на дисках с драйверами в качестве бесплатной демонстрации. Автор слегка преувеличил, назвав сабж «культовой игрой своего времени».


          С драйверами к voodoo, да, было такое.


          Ну вот и я его не помню, хотя появление Voodoo прекрасно помню.
          Культовым был для разработчиков видеокарт, видимо.


      1. Viteran33
        16.01.2017 19:47

        Если мне память не изменяет то диск с игрой шел вместе с geforce 2 и там был turok 2 во времена когда слава n64 была уже на излете, думаю в тот момент с игры уже все сливки сняли.


      1. herr_kaizer
        17.01.2017 10:04

        Ну вообще она была очень известной (возможно, только за пределами СНГ), недавно HD-переиздание выпустили для фанатов.


    1. LoWang
      17.01.2017 10:50
      +1

      Для того времени это был реально шедевр, но чтобы это увидеть, нужна была карточка 3DFX. Текстуры не ахти, но качество анимации просто зашкаливало. Например, когда отстреливаешь голову мелкому динозавру он начинает бегать как курица, разбрызгивая кровь из шеи, потом падает и дрыгает ногами.


  1. Terras
    16.01.2017 15:18

    Вопрос: а кому этот исходник сейчас нужен? Т.е.что ты с ним сделаешь, кроме как потешишь свое самолюбие?


    1. Eklykti
      16.01.2017 15:39
      +4

      «Вон раньше как умели, а теперь только жабоскрипт б-г-мерзкий на пимпочки натягивають, ироды окаянные!»


      1. malbaron
        16.01.2017 17:43

        «Вон раньше как умели, а теперь только жабоскрипт б-г-мерзкий на пимпочки натягивають, ироды окаянные!»


        http://www.quakejs.com/


      1. foxmuldercp
        16.01.2017 19:31

        Скорее темы на вордпресс. Жаваскриптиком — уметь надо…


    1. infrapro
      18.01.2017 18:39

      Пополнить список игр, работающих на touch bar макбука, например J