image

При протяжке кабеля операторы связи сталкиваются со множеством различных преград. Это дорожные магистрали с интенсивным автомобильным трафиком, лесные массивы, а также различные водные преграды. Под катом хотелось бы рассказать именно о том, каким образом кабель прокладывается по дну водоема, а также как русло реки может стать альтернативой кабельной канализации.

Согласование


Прежде чем говорить о методах протяжки кабеля через реку, стоит обговорить момент согласования с властями. Возможность прокладывать линии связи через водоемы прописана в водном кодексе РФ. Как правило, согласование начинается с местной администрации, регионального Минприроды и ведомства отвечающего за охрану окружающей среды.

Кроме того, в зависимости от статуса и важности водоема при согласовании могут возникнуть дополнительные препятствия. Если река судоходная, то согласовывать прокладку придется с Государственной инспекцией по маломерным судам и речными портами. Определенные требования по экологии выдвигаются к самому кабелю и методу его прокладки.

По дну водоема


С точки зрения технологии — это наиболее простой способ. Кабель аккуратно укладывается на дно водоема. При илистом дне такой способ прокладки вообще не вызовет никаких трудностей — кабель постепенно погружается в ил, где и останется на долгие годы.



В остальных случаях перед прокладкой кабеля по дну водоема делают ров, куда потом укладывается кабель. Глубина рва может достигать от 50 до 120 сантиметров. Избежать всплытия кабеля позволяет его фиксация грузом. Для этих целей отлично подойдут бетонные блоки или чугунные грузы.



Укладка кабеля с помощью рва по дну реки может осуществляться несколькими способами.

Проще всего разрыть ров с помощью трактора. Однако этот способ дейтсвенен лишь в водоемах небольшой глубины.



В иных случаях придется “включать голову”. Например, экскаватор ставится на понтон и с его помощью роется траншея.



А наиболее традиционным орудием для разрывания траншей на дне водоемов является земснаряд, который делает на дне ров при помощи грунтового насоса.



ГНБ


Широко применяемый и наиболее надежный способ — это горизонтально-наклонное бурение. ГНБ позволяет пройти преграды до шестисот метров длиной. Для более длинных расстояний придется использовать специальное судно для укладки кабеля.

Непосредственно, горизонтально-наклонное бурение протекает следующим образом. На глубине около десяти метров ниже на прокладывается пластиковая труба, куда затем втягивается кабель.



Перед прокладкой трубы выполняется бурение скважины, после чего отверстие скважины расширяется до нужного размера.



Река в качестве альтернативы канализации и ЛЭП


Русло реки может выступать не только в качестве преграды на пути связиста. Несколько лет назад на нашем форуме описывался уникальный в своем роде, когда водоем оказался наиболее безопасным местом для укладки кабеля.

В далеком 2007 году в Тамбове перед компанией “Ланта” встала задача пройти в часть города отделенную от подключенных районов большим количеством кварталов частного сектора и старой застройки планирующейся под снос. Можно было пустить ВОЛС по троллейбусным столбам, но в Тамбове их аренда стоила достаточно дорого.

Прокладка кабеля через канализацию “Ростелекома” также требовала неподъемных затрат. Перебирая все возможные варианты было решено тянуть волокно вдоль русла реки прямо по дну. Примечательно, что подобного опыта у оператора не было, поэтому креативить приходилось на ходу.

Вокруг Тамбова построено оптическое кольцо по линиям передач. Одна из этих линий проходит около русла реки. В этом месте был сделан сход с опоры. Далее кабель идет через грунт до реки. Непосредственно по реке идет порядка пяти километров ВОЛС. На месте выхода из реки кабель идет под землей до девятиэтажного дома, где по трубе поднимается на третий этаж, а далее по стене на чердак.

image

Укладывали кабель по илистому дну реки. В качестве кабельукладчика был использован плот, прицепленный к моторной лодке.



На поворотных точках кабель фиксировался небольшими бетонными блоками.



Надежность такого способа прокладки кабеля была проверена годами. С 2007 года ни одного разрыва или повреждения ВОЛС, проходящей по дну реки, зафиксировано не было.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (13)


  1. rocket
    10.02.2017 15:29
    +4

    После ваших работ знак «Якорь не бросать» нужно на берегу ставить?
    image


  1. Alexsandr_SE
    10.02.2017 16:30
    +3

    Нормальный кабель для укладки под водой немного бронированный помнится. В данном случае есть защита?


  1. ns3230
    10.02.2017 20:46
    +2

    У меня возник вопрос по видео, где трактор едет по дну. Качество ролика плохое, может я что-то не заметил, но как трактор смог поехать, будучи полностью под водой? Шнорхеля я что-то не увидел.


    1. tytar
      10.02.2017 21:32

      видимо буксировали его с того берега. На видео видно полоса похоже от троса.


    1. Ezhyg
      11.02.2017 06:33
      +1

      Скорее всего, если я правильно понял, двигатель вообще не был запущен и гусеницы «стояли на нейтрали», да и сам трактор использовался, скорее, как груз, но который будет стараться устоять на них.


  1. Vjatcheslav3345
    10.02.2017 22:30
    +1

    Кстати — экскаватор на плоту, прямо таки наглядное видео по нарушению техники безопасности («включив голову» разработчики такого инженерного решения её преждевременно выключили или пренебрегли словами своего коллеги — инженера по ТБ, а то и вообще его мнения не спросили) — экскаватор можно было бы и оснастить экскаваторным землесосом — есть такие штуки, которые монтируются на место ковша и работают от гидравлики машины, без электромотора. Тогда экскаватору (причём, незакреплённому) не придётся так, наверное довольно опасно, балансировать — нет необходимости прикладывать усилия для подъёма груза со дна, от которых понтон кренится и экскаватор может внезапно съехать по скользкому от воды деревянному настилу и утонуть. Нужно просто удерживать и медленно передвигать работающий землесос — а это безопасно, так как не будет приводить к сильным кренам.
    Другое приемлемое решение — это песковой, грунтовой или шламовый насос на плоту/понтоне или их погружные варианты.
    И всё эти косяки происходят, как можно понять из ссылки в ролике, в специализированной на подводных работах строительной компании...:(


    1. Ezhyg
      11.02.2017 07:49
      +3

      Странно, что вас не зацепило отсутствие спас.жилета на экскаваторщике.

      Вообще-то рытьё с понтона — нормальная практика (иногда конечно «рекомендуется» удлинённая стрела, но не для «малых рек»). Да, «заякорить» экскаватор нужно, но в видео под ним видна куча тросов, возможно так и делалось, просто это не показано, снимал-то «посторонний». Соскользнуть при таком уклоне (сколько там, 2-3 градуса от силы?) — ну очень сложно, хоть стой он на масле. Центр тяжести низко, похоже на уровне верха поплавков. В общем, это «плавающий экскаватор», старая штука. А все «ваши» дополнительные «штуки», да, в мире вообще много чего есть и чо? Способ рытья с понтона тоже есть! :)
      ТТК. Разработка подводной траншеи гидравлическим экскаватором для прокладки трубопровода через малые реки
      Кстати, на картинке там тоже Хитачи.


      1. Vjatcheslav3345
        11.02.2017 10:38
        +2

        Соскальзывание техники с понтона — вполне себе реальная проблема — достаточно посмотреть на отбойные брусы на понтонах ПУ-100, ПЭ60, ПЭ90. Есть экскаваторный катамаранный понтон ПЭ-КМ — но и он идёт с отбойным брусом.
        Но, честно говоря, все эти понтоны — это решения «для бедных и невзыскательных к качеству продукта» — на ютьюбе можно посмотреть как устроены специализированные понтонные экскаваторы, найдя их производителя — Liebherr (он свои — вообще болтами прикручивает — при тех же, или меньших, углах крена), оценить уровень их безопасности и производительности — так же, с учётом габаритов, и должна выглядеть спецтехника для малых рек и водоёмов. Например — на катамаранном или обычном понтоне было бы логично разместить миниэкскаватор на тумбе и с длинной стрелой.
        Компанию, которая копала трассу, неопытным новичком в подводном строительстве никак не назовёшь — когда то она «отпочковалась» от организации-наследницы ЭПРОН-а.


        1. Ezhyg
          11.02.2017 11:45

          Миниэкскаватор просто не потянет, хоть два раза с длинной стрелой, гидравлика не справится. Хитачик тоже не крупный, хоть и имеет возможность работать ковшом в три раза больше, но не под водой.

          > «для бедных и невзыскательных к качеству продукта»
          О, да! Ведь копают не так и не тем…

          Тем не менее, возвращаемся к вашему недовольству нарушением ТБ. Как выясняется, нарушением могло бы быть не заякоренная техника и точно отсутствие спасжилета — всё, остальное это ваше личное фе. :P

          И, да, у Либхерра есть какие-то уникальные технологии? (вопрос риторический)


          1. Vjatcheslav3345
            11.02.2017 16:26

            Про «фе» — возражать не буду — почему бы мне и не иметь собственное мнение по этому вопросу (тут примерно такая же разница, как между, ну скажем, немецкой и китайской отвёрткой — сама технология, её принцип — одинаковы; но отчего то руки тянутся к «немцу», при том, даже, если сравнивать модель и копию:) — к ТБ это тоже имеет отношение).
            Есть, кстати, помимо понтонных, ещё и плавающие экскаваторы (они же — болотные) — достаточно редкий вид техники для очень-очень мелких водоёмов и болот (у них шасси — пустотелые ёмкости с натянутыми поверх гусеничными лентами) Между прочим к разговору о ТБ — человек из ролика как раз таки демонстрирует нормальное понимание её значения.


            1. Ezhyg
              11.02.2017 17:01

              Да ладно, я уже просто поболтать :).

              «Болотники» не плавают (болотоходная модификация), у них просто траки шире, из-за чего нагрузка на грунт значительно снижается. Кстати, в видео с тремя Т-170 ползущими через реку (видео №3) — тоже «болотники», настолько редкие, что их там аж три цепью :). У мну папаня, полжизни на таком отработал (точнее на разных модификациях).

              > При использовании трактора на слабых грунтах, уменьшают давление на почву устанавливая семикатковые тележки и башмаки шириной 900 мм
              > Удельное давление на грунт 0,035 МПа (всего-то!)

              и ваще, я ж сразу написал, чтоб показать, что «в теме»
              > В общем, это «плавающий экскаватор», старая штука.


  1. Tomasina
    11.02.2017 01:52
    +1

    Всегда интересовало как при ГНБ добиться подъема шахты после прохождения нижней точки. Да и вообще корркетировка направления в земле при расстояниях больше 15 метров.


    1. saege5b
      11.02.2017 09:13

      Насколько помню, по земле его ведут, отслеживая с поверхности.
      Проброс на дистанцию в 'автономе' в зависимости от грунтов. Чем монотонней грунты, чем меньше пятно выхода на большем расстоянии.