Российские радиостанции FM-диапазона в нашей стране в последние несколько лет пытаются как-то выживать. В условиях падения интереса аудитории к радио, быстрого развития технологий и жёсткой конкуренции владельцы крупных радиостанций уже не чувствуют себя так же комфортно, как в «сытые нулевые».
Попробуем разобраться в ситуации.
Фотография Curtis Kennington / CC-BY
Можно сказать, что тенденция «отмирания» FM идёт по всему миру. Например, в конце прошлого года Норвегия отказалась от FM формата и теперь в стране все радиостанции вещают в цифре.
У цифрового вещания есть свои плюсы: высокое качество, возможность вместе с аудио передавать картинки и текст (более продвинутые сообщения, чем через RDS) при условии, что мощность передатчика может быть сокращена.
Однако для полного перехода на «цифру» понадобятся специальные радиоприёмники (стандартные для AM и FM не подойдут), а такие приёмники стоят дорого. Ещё один минус — небольшая задержка звука при передаче сигнала. И тем не менее, власти Норвегии сообщили, что при полном переходе на цифровое вещание они сэкономят почти 25 миллионов долларов.
В России, в свою очередь, тоже думают о переходе на цифровое вещание, но пока есть много нюансов (дороговизна оборудования, неподготовленность аудитории и т.д.), которые мешают реализовать такой переход. В сюжете питерской «Фонтанки» эксперт даёт на «цифровую революцию» три года.
Несмотря на радужные доклады Роспечати за 2015 год о том, что россияне активно прослушивают любимые радиоканалы, аудитория радиослушателей за последние десять лет сократилась.
При этом продолжают появляться новые радиостанции, как федеральные, так и региональные, уплотняя и без того насыщенный рынок и создавая мощнейшую конкуренцию. Чтобы выжить в таких условиях, станции вынуждены как-то меняться.
О технологии радиовещания написаны десятки и сотни статей, хотя в этой сфере логично всё: есть передатчик, есть приёмник, есть сигнал. Проще всего элементы этой схемы найти в статье на Википедии.
Радиостанции используют радиопередатчики разной мощности, в зависимости от которой передают информацию на разное расстояние. У слушателя есть радиоприёмник, который принимает электромагнитное излучение и преобразует его в звук. Звук модулируется двумя способами — амплитудным (это AM) и частотным (собственно, FM).
Отдельно можно рассмотреть софт, который используется в радиовещании. По сути, программа, через которую идёт эфир — это основной инструмент для эфирного штата радиостанции. Для выпуска всего контента в эфир используются автоматизированные вещательные комплексы, например Digiton, DJin или Sam Broadcaster.
Задачи такого софта — организовать работу с эфирным контентом и свести всё воедино: рекламу, музыку, оформление, записанные программы и выходы в прямой эфир.
На рабочем пространстве все манипуляции происходят по принципу drag’n’drop, файлы достаются из папок, к которым есть доступ у программы. Помимо рабочего пространства есть джингл-машина, которая запускает элементы оформления, лайнеры, джинглы и перебивки.
Управление происходит не только мышью и клавиатурой, но и с диджейского пульта (соответствующие «дорожки» и фейдеры могут автоматически включать следующий трек или запускать джингл, всё зависит от настроек). Проще говоря, в программе «зашито» всё, весь эфир.
Если программа выключается — это событие уровня ЧП, потому что все функции вещания завязаны на ней. Конечно, на серьёзных радиостанциях на такие случаи есть резервный диск, с которого просто запускается музыка, чтобы эфир не «молчал», пока «поднимают» софт, потому что без него, например, не выйдет реклама и записанные передачи.
Программы для автоматизации, тем не менее, разнятся. В профессиональных сообществах чаще всего хвалят DJin, потому что у нее наиболее тонкие настройки. Но и стоит она дороже, чем остальные комплексы.
В свою очередь Digiton, хоть и дешевле, часто «напрягает» своей неповоротливостью и самостоятельностью. Программа иногда выдаёт непредсказуемые вещи, сама переключает треки или не запускает джинглы, для эфира такие ошибки губительны. Тем не менее по популярности она почти не уступает DJin.
Обслуживать радиостанцию может абсолютно любой по численности штат — всё зависит от её размеров и задач. Есть маленькие региональные станции с тремя маркетологами, двумя диджеями и редактором, есть гиганты на три сотни человек с промо-отделами, коммерцией, редакцией, PR-службой, складом, охраной и советом директоров.
На среднестатистической радиостанции, помимо диджеев, есть программный директор, который выстраивает сетку вещания, редактор эфира, коммерческий директор, звукорежиссёр для работы со звуком и постпродакшном и промо-отдел.
Есть радиостанции, которые вещают на всю страну — федеральные, есть те, которые работают только для своего региона. При этом зачастую региональные радиостанции не имеют собственного эфира и занимаются ретрансляцией московских станций. В таком случае на регионы выделяется несколько часов собственного эфира и время для местной рекламы (это оговаривается в договоре по франшизе).
Новые радиостанции открываются, даже несмотря на всю сложность процесса и туманные перспективы по прибыли. Для того, чтобы открыть FM-радиостанцию, прописывается концепция, регистрируется юрлицо, точные координаты размещения для передатчика, собираются документы, проходит тендер на частоту, который устраивают два раза в год и так далее. (Подробнее все шаги расписаны здесь).
В России сейчас есть несколько крупных игроков в индустрии, как правило, это холдинги, объединяющие в себе несколько радиостанций: ЕМГ, ПрофМедиа, Газпром-медиа, ВГТРК, Русская медиагруппа и другие. На этом сайте есть краткое описание каждого из них. Помимо крупных игроков есть и радиостанции-одиночки, которые не состоят в холдингах, но при этом имеют немаленькую сеть вещания и даже «достают» за границу.
Основной фактор, по которому мы отличаем (или не отличаем) друг от друга радиостанции — это формат. Формат складывается из того, чем и для кого наполняется эфир. В классическом разделении существует примерно 14 форматов, таких, как AC (Adult Contemporary), CHR (Contemporary hit radio), classical, rock и т.д., которые, в свою очередь разделяются на подформаты. Разделение происходит по возрасту аудитории и музыкальному наполнению.
Следует понимать, что такое деление на форматы весьма условно, и сегодня довольно непросто найти «чистокровную» рок-радиостанцию или AC-формат — в условиях жёсткой конкуренции сильные станции находятся в поиске и постоянно выводят новые форматы, соединяя несколько старых в один.
Очевидно, что радио больше не играет той роли, которая была отведена ему ещё в «нулевых». Интернет дал пользователям всё: любые песни, информацию, оперативные новости, анонсы книг, фильмов, форумы для общения со специалистами, площадку для выступлений. Всё, ради чего аудитория включала радиоприёмники, перекочевало в сеть. Теперь, чтобы выживать (не беря во внимание высокий процент автомобилистов, которые всё ещё слушают радио), привлекать аудиторию приходится новыми способами.
Во-первых, задачу привлечения решает уникальный контент (в своё время, когда конкуренция на радио выросла, а интернет был ещё не так популярен, запускались программы, которые «взрывали» аудиторию: «Модель для сборки» или «Фрэнки шоу» — эти вещи до сих пор на слуху). Во-вторых — вывод части информации в интернет и за эфир. Если радиостанция не живёт вне эфира — её можно хоронить.
Радиостанции создают веб-сообщества, и помимо аудиоматериала выкладывают туда фото, видео, интересные тексты, ссылки, заводят странички в Инстаграме — всё это только для того, чтобы поддержать интерес слушателей. У каждой уважающей себя станции есть и заэфирные мероприятия (например, «Европа плюс Live» или «Нашествие», «Золотой граммофон» и прочие события, которые собирают аудиторию и удерживают ее на канале).
Тем не менее, на смену постоянному радиопотоку приходят (а на Западе уже пришли) подкасты. Ещё одним явлением, которому предсказывают победу над FM-станциями, становится интернет-радио. На сегодняшний день интернет-станцию может открыть каждый — её не нужно официально регистрировать, покупать лицензии и дорогостоящее оборудование.
Для простейшего онлайн-вещания нужен хостинг для сайта, вещательный сервис (например, IceCast или ShoutCast), через который будут проходить аудиопотоки, и программа для автоматизации эфира, о которой мы писали выше (есть и бесплатные варианты). После настройки всех этих элементов можно запускать прямые трансляции, любую музыку или разговорные программы, вопрос лишь в выборе аудитории.
В России уже были успешные проекты подобного рода, например Follow me (которые, кстати, для продвижения однажды даже сделали коллаборацию с FM-радиостанцией), или разговорное радио ЧипльДук.
В каком-то смысле, мы можем наблюдать закат классического FM-вещания — рано или поздно, эволюция возьмёт своё. Неприбыльные FM-станции, скорее всего, свернут вещание, и есть шанс, что технологии позволят «ловить» интернет-радио, а российский слушатель приучит себя к подкастингу. Аудиоинформация пока что считается самой ненавязчивой и удобной для восприятия в фоновом режиме.
Наша собственная попытка сделать подкаст по теме аудиотехнологий
Ссылки на свежие выпуски подкаста Звук и текстовые расшифровки с дополнениями:
Попробуем разобраться в ситуации.
Фотография Curtis Kennington / CC-BY
Можно сказать, что тенденция «отмирания» FM идёт по всему миру. Например, в конце прошлого года Норвегия отказалась от FM формата и теперь в стране все радиостанции вещают в цифре.
У цифрового вещания есть свои плюсы: высокое качество, возможность вместе с аудио передавать картинки и текст (более продвинутые сообщения, чем через RDS) при условии, что мощность передатчика может быть сокращена.
Однако для полного перехода на «цифру» понадобятся специальные радиоприёмники (стандартные для AM и FM не подойдут), а такие приёмники стоят дорого. Ещё один минус — небольшая задержка звука при передаче сигнала. И тем не менее, власти Норвегии сообщили, что при полном переходе на цифровое вещание они сэкономят почти 25 миллионов долларов.
В России, в свою очередь, тоже думают о переходе на цифровое вещание, но пока есть много нюансов (дороговизна оборудования, неподготовленность аудитории и т.д.), которые мешают реализовать такой переход. В сюжете питерской «Фонтанки» эксперт даёт на «цифровую революцию» три года.
Несмотря на радужные доклады Роспечати за 2015 год о том, что россияне активно прослушивают любимые радиоканалы, аудитория радиослушателей за последние десять лет сократилась.
При этом продолжают появляться новые радиостанции, как федеральные, так и региональные, уплотняя и без того насыщенный рынок и создавая мощнейшую конкуренцию. Чтобы выжить в таких условиях, станции вынуждены как-то меняться.
Как это работает сейчас
О технологии радиовещания написаны десятки и сотни статей, хотя в этой сфере логично всё: есть передатчик, есть приёмник, есть сигнал. Проще всего элементы этой схемы найти в статье на Википедии.
Радиостанции используют радиопередатчики разной мощности, в зависимости от которой передают информацию на разное расстояние. У слушателя есть радиоприёмник, который принимает электромагнитное излучение и преобразует его в звук. Звук модулируется двумя способами — амплитудным (это AM) и частотным (собственно, FM).
Отдельно можно рассмотреть софт, который используется в радиовещании. По сути, программа, через которую идёт эфир — это основной инструмент для эфирного штата радиостанции. Для выпуска всего контента в эфир используются автоматизированные вещательные комплексы, например Digiton, DJin или Sam Broadcaster.
Задачи такого софта — организовать работу с эфирным контентом и свести всё воедино: рекламу, музыку, оформление, записанные программы и выходы в прямой эфир.
Структура программ также примерно похожа: есть рабочее пространство, на котором отображается текущее состояние (что играет, что пойдёт в эфир далее), есть разбивка по часам: каждый час наполняется согласно сетке вещания, которую составляет программный директор.
На рабочем пространстве все манипуляции происходят по принципу drag’n’drop, файлы достаются из папок, к которым есть доступ у программы. Помимо рабочего пространства есть джингл-машина, которая запускает элементы оформления, лайнеры, джинглы и перебивки.
Управление происходит не только мышью и клавиатурой, но и с диджейского пульта (соответствующие «дорожки» и фейдеры могут автоматически включать следующий трек или запускать джингл, всё зависит от настроек). Проще говоря, в программе «зашито» всё, весь эфир.
Если программа выключается — это событие уровня ЧП, потому что все функции вещания завязаны на ней. Конечно, на серьёзных радиостанциях на такие случаи есть резервный диск, с которого просто запускается музыка, чтобы эфир не «молчал», пока «поднимают» софт, потому что без него, например, не выйдет реклама и записанные передачи.
Программы для автоматизации, тем не менее, разнятся. В профессиональных сообществах чаще всего хвалят DJin, потому что у нее наиболее тонкие настройки. Но и стоит она дороже, чем остальные комплексы.
В свою очередь Digiton, хоть и дешевле, часто «напрягает» своей неповоротливостью и самостоятельностью. Программа иногда выдаёт непредсказуемые вещи, сама переключает треки или не запускает джинглы, для эфира такие ошибки губительны. Тем не менее по популярности она почти не уступает DJin.
Обслуживать радиостанцию может абсолютно любой по численности штат — всё зависит от её размеров и задач. Есть маленькие региональные станции с тремя маркетологами, двумя диджеями и редактором, есть гиганты на три сотни человек с промо-отделами, коммерцией, редакцией, PR-службой, складом, охраной и советом директоров.
На среднестатистической радиостанции, помимо диджеев, есть программный директор, который выстраивает сетку вещания, редактор эфира, коммерческий директор, звукорежиссёр для работы со звуком и постпродакшном и промо-отдел.
Есть радиостанции, которые вещают на всю страну — федеральные, есть те, которые работают только для своего региона. При этом зачастую региональные радиостанции не имеют собственного эфира и занимаются ретрансляцией московских станций. В таком случае на регионы выделяется несколько часов собственного эфира и время для местной рекламы (это оговаривается в договоре по франшизе).
Новые радиостанции открываются, даже несмотря на всю сложность процесса и туманные перспективы по прибыли. Для того, чтобы открыть FM-радиостанцию, прописывается концепция, регистрируется юрлицо, точные координаты размещения для передатчика, собираются документы, проходит тендер на частоту, который устраивают два раза в год и так далее. (Подробнее все шаги расписаны здесь).
В России сейчас есть несколько крупных игроков в индустрии, как правило, это холдинги, объединяющие в себе несколько радиостанций: ЕМГ, ПрофМедиа, Газпром-медиа, ВГТРК, Русская медиагруппа и другие. На этом сайте есть краткое описание каждого из них. Помимо крупных игроков есть и радиостанции-одиночки, которые не состоят в холдингах, но при этом имеют немаленькую сеть вещания и даже «достают» за границу.
Основной фактор, по которому мы отличаем (или не отличаем) друг от друга радиостанции — это формат. Формат складывается из того, чем и для кого наполняется эфир. В классическом разделении существует примерно 14 форматов, таких, как AC (Adult Contemporary), CHR (Contemporary hit radio), classical, rock и т.д., которые, в свою очередь разделяются на подформаты. Разделение происходит по возрасту аудитории и музыкальному наполнению.
Следует понимать, что такое деление на форматы весьма условно, и сегодня довольно непросто найти «чистокровную» рок-радиостанцию или AC-формат — в условиях жёсткой конкуренции сильные станции находятся в поиске и постоянно выводят новые форматы, соединяя несколько старых в один.
Почему скоро это перестанет работать
Очевидно, что радио больше не играет той роли, которая была отведена ему ещё в «нулевых». Интернет дал пользователям всё: любые песни, информацию, оперативные новости, анонсы книг, фильмов, форумы для общения со специалистами, площадку для выступлений. Всё, ради чего аудитория включала радиоприёмники, перекочевало в сеть. Теперь, чтобы выживать (не беря во внимание высокий процент автомобилистов, которые всё ещё слушают радио), привлекать аудиторию приходится новыми способами.
Во-первых, задачу привлечения решает уникальный контент (в своё время, когда конкуренция на радио выросла, а интернет был ещё не так популярен, запускались программы, которые «взрывали» аудиторию: «Модель для сборки» или «Фрэнки шоу» — эти вещи до сих пор на слуху). Во-вторых — вывод части информации в интернет и за эфир. Если радиостанция не живёт вне эфира — её можно хоронить.
Радиостанции создают веб-сообщества, и помимо аудиоматериала выкладывают туда фото, видео, интересные тексты, ссылки, заводят странички в Инстаграме — всё это только для того, чтобы поддержать интерес слушателей. У каждой уважающей себя станции есть и заэфирные мероприятия (например, «Европа плюс Live» или «Нашествие», «Золотой граммофон» и прочие события, которые собирают аудиторию и удерживают ее на канале).
Тем не менее, на смену постоянному радиопотоку приходят (а на Западе уже пришли) подкасты. Ещё одним явлением, которому предсказывают победу над FM-станциями, становится интернет-радио. На сегодняшний день интернет-станцию может открыть каждый — её не нужно официально регистрировать, покупать лицензии и дорогостоящее оборудование.
Для простейшего онлайн-вещания нужен хостинг для сайта, вещательный сервис (например, IceCast или ShoutCast), через который будут проходить аудиопотоки, и программа для автоматизации эфира, о которой мы писали выше (есть и бесплатные варианты). После настройки всех этих элементов можно запускать прямые трансляции, любую музыку или разговорные программы, вопрос лишь в выборе аудитории.
В России уже были успешные проекты подобного рода, например Follow me (которые, кстати, для продвижения однажды даже сделали коллаборацию с FM-радиостанцией), или разговорное радио ЧипльДук.
В каком-то смысле, мы можем наблюдать закат классического FM-вещания — рано или поздно, эволюция возьмёт своё. Неприбыльные FM-станции, скорее всего, свернут вещание, и есть шанс, что технологии позволят «ловить» интернет-радио, а российский слушатель приучит себя к подкастингу. Аудиоинформация пока что считается самой ненавязчивой и удобной для восприятия в фоновом режиме.
Наша собственная попытка сделать подкаст по теме аудиотехнологий
Ссылки на свежие выпуски подкаста Звук и текстовые расшифровки с дополнениями:
- [читать] [слушать] Что подарить аудиоману;
- [читать] [слушать] Почему мы решили построить два кинозала в шоуруме Аудиомании;
- [читать] [слушать] Знакомство с акустикой Old School;
- [читать] [слушать] Cold Ray и контроль резонансов;
- [читать] [слушать] Почему инженеры улучшают свою акустику;
- [читать] [слушать] Старый новый винил: Его особенности и свойства;
- [читать] [слушать] «Консервативный звук»: Обсуждаем Arslab и Penaudio;
- [читать] [слушать] «Смотрим дома»: Обсуждаем технологии и форматы.
Поделиться с друзьями
DMGarikk
Попробуйте включить интернет радио на телефоне и выехать за пределы МКАД… достаточно совсем не много километров 10 чтобы связь начала постоянно скакать с 3G на E и G… и это на центральных трассах, а съехать в сторону так вообще глушь
можно сказать что «будет спрос будет покрытие»… парирую тем что до сих пор на территории моск.области есть места где не ловит даже обыкновенный GSM у некоторых операторов из большой тройки
dmitrykabanov
Спасибо, кэп! Живу в 50 км за МКАДом, слушаю на LTE, проблем никаких.
Igor_O
Рад за вас. Живу на официальной территории Москвы. Менее 5 км по прямой от МКАД, менее двух километров от шоссе. LTE — иногда, в некоторых углах квартиры и местами во дворе, с нулем «палок». Местами Е, местами вообще просто полное отсутствие сигнала.
У других операторов то же самое, только углы, в которых связи нет, отличаются.
dmitrykabanov
И? Есть сомнения, что будет полное покрытие?
Alexey2005
Причём это самое покрытие — даже не полдела. Типичная ситуация: неподалёку от ж/д вокзала сигнал отличный, максимальное количество палок, но скорость загрузки такая, что заставляет грустить по временам dial-up, а время от времени вообще падает к нулю, что даже ya.ru грузится по 10 секунд.
Причина скорее всего в перегрузе базовых станций, и с течением времени она будет лишь усугубляться, т.к. эфир не резиновый, а устройств с выходом в сеть на руках у населения с каждым годом всё больше.
darthslider
А еще зашел в метро/переход и кончилось радио онлайн. Хотя FM тем же страдает, конечно.
Actee
Кэш?
quwy
Мы все еще про прямой эфир? Технологией временного перемещения инфгрмации не поделитесь?
lomalkin
Пока нет годной реализации, но в целом направление на подумать хорошее.
darthslider
Мне очень нравится Apple Music, активно им пользуюсь, но он под какие-то идеальные условия приёма создан. Проблема в том, что при потере интернета он начинает вести себя крайне не предсказуемо. То просто подвисает, то начинает скакать по трекам, а потом когда интернет появляется тупит и не хочет ничего играть. С подкастами так же. Может просто «закончиться», после чего его надо достать из прослушанных и искать на каком моменте оно там оборвалось.
Если слушаешь плейлист, то кэш там как бы есть, но не понятно на сколько треков и как он вообще работает.
DMGarikk
а вы перемещаетесь в пространстве на автомобиле за пределами города?
dmitrykabanov
Да, по м-7. Можете оторваться от стула и проверить самостоятельно.
pwrlnd
Сдается мне, что вы утрируйте. 50 км по М7 — это чуть дальше Ногинска. А теперь смотрим карту покрытия LTE у популярных операторов (5 км вправо-влево или вверх-вниз и покрытия нет):
dmitrykabanov
Ну да, мне вот делать нечего тут сижу лапшу всем развешиваю, конечно.
Ваш скрин карты вполне все подтверждает. Да, живу в городе, не в частном доме.
pwrlnd
DMGarikk привел адекватный довод, почему аналоговое радио до сих пор нужно, а вы привели как контраргумент свой частный случай.
dmitrykabanov
И?
pwrlnd
http://ru.rationalwiki.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0
dmitrykabanov
Логическая ошибка — сделать скрины с картой, которые подтверждают «частный случай» оппонента :D
pwrlnd
Ни на одном скриншоте не вижу, чтобы было сплошное покрытие при движении от Ногинска до Орехово-Зуево, например.
dmitrykabanov
И? Хотите в гости приехать?
SuperPete
Ну FM по моему опыту себя немногим лучше ведет — качество сильно плавает, в разных областях у одной станции могут быть разные частоты, а приемник под них не подстраивается и тп. Настолько бесит, что по трассе всегда еду без радио
dmitrykabanov
Так оно и есть. Недавно смотрел по Серебряному дождю частоты.
Igor_O
Это у нас RDS готовить так и не научились… В теории в RDS есть возможность включить режим, когда приемник сам находит частоту, на которой выбранная радиостанция работает с более высоким уровнем сигнала.
Bonio
А его кроме, как для рекламы, по моему, и не использует никто. По крайней мере я не встречал. А ведь через RDS может быть реализовано достаточно много интересных фишек.
Lazy_Snail
Ну как же не использует. Информацию о погоде и пробках через RDS передают
tendium
Я раньше не знал о такой фишке и много раз удивлялся, почему у меня одно и то же радио скачет по частотам. (Чехия) Так что используют фичу. Как в России — не знаю.
DMGarikk
RDS AF… жуткая фича, когда радиостанции в разных городах не синхронизированы на 100% и эфир отстаёт секунд на 5… переключение частот раз в 5-10 секунд начинает очень сильно нервировать
Igor_O
А для этого случая нужно включать на рдс режим… Не помню как называется. Что-то про город, обычно. Он тогда держится за станцию до последнего. И перестраивается, только когда вообще уже сигнала нет.
lexx_v11
У интернет-радио есть киллер-фича, которая ФМ-недоступна — это огромный выбор. Можно слушать станции из других городов или вообще те, что вещают только в интернете.
Areso
И еще одна фича: "this radio is not available in your country or territory". Ну да, реклама местной laundry вряд ли будет целевой, но все же?
Vjatcheslav3345
Радио вполне может в мире обрести интересно специфическую нишу — густонаселённые острова Океании, полярные острова и территории (если, конечно, сплошной спутниковый инет в ближайшее время не запустят) — оно и сейчас там не теряет популярности, как и радиолюбительство.
Areso
Количество радиолюбителей и радиоэксплуатантов серьезно сократилось. К примеру, сегодня почти все таксисты перешли на смартфоны с приложениями или просто gsm-связь, а раньше любой таксист использовал рацию (если это не случайный бомбила).
Vjatcheslav3345
Как вариант — новый контингент радио — это туристы и путешественники (потому что в заповеднике, историческом месте, ставить вышки обычно не положено, ну и в чужой стране иногда хочется послушать хорошую родную речь не только сидя у монитора) и люди некоторых видов профессий, которые работают «в поле».
xtala
FM рано хоронить. У него много слушателей, которым на интернет откровенно говоря начхать. А вот средние волны уже закопали. Теперь там тишь и гладь да божья благодать. Считаю, что зря. Особенно на трассах где нибудь посреди восточной Сибири или Якутии станции на средних волнах грели бы душу связью с большой землей.
andrewzhuk
Ну я посмотрю, на какие деньги вы там откроете станцию и кто будет слушать это лет через 10. При условии того, что развитие инфрастуктуры сетевой пойдет текущими темпами.
electronus
Слушать будут, пока будет чем слушать. А пока тенденции к сокращению выпуска приемных устройств я не вижу
electronus
Закапывают там, где не хотят поддерживать. Вот в Монреале на 730кГц в АМ передают состояние дорожной обстановки, красиво и со вкусом
Alexeyslav
СВ закопали лишь по одной причине — техногенные шумы не позволяют вести приём сколь-нибудь далёких станций. А ещё, чем больше длина волны тем больше нужна мощность передатчика чтобы обеспечить покрытие, более громоздкие антенны и т.п. вобщем, информационная плотность слишком мала и высоки удельные энергетические затраты, в купе с техногенными шумами(производство, лампы-экономки, масса импульсных блоков питания у населения) делает невозможным приём даже мощных станций в городских условиях.
stalinets
Вот кстати да, сейчас пришёл с работы домой — а дома нет света. Взял с полки советский супергетеродинный приёмник «Сокол РП-130», включил на средних волнах, и предо мной весь мир. :) Правда, в основном Индия, Иран и прочие страны востока, но была и Германия, и Украина, и много ещё. Но как только дали свет — сразу что-то затрещало, застрекотало, и иранский диктор потонул в шумах.
savostin
FM вполне можно оживить, если убрать всякие конские лицензии, сборы и налоги на радиочастоты и пр. ограничения военных и жадных.
dmitrykabanov
Да, можно. По аналогии с винилом.
Просто все на свете в радиоформат не уложишь, а аудитория уходит на другие форматы (точнее уже ушла).
savostin
а все на свете и не надо — музыки достаточно
dmitrykabanov
Ради музыки уже совсем почти не слушают радио. Смысл ждать, когда что-то заиграет, если все доступно в любой момент (в том числе и в формате плейлистов, если уж хочется немного curated content).
daggert
А ради чего слушают радио?
dmitrykabanov
Сейчас якорными считаются разговорные передачи, на одной музыке вы не удержите аудиторию. Посмотрите просто, что идет в утром и вечером со вторника по четверг на крупных станциях и будет понятно.
daggert
Пару раз в неделю езжу на всякого рода такси и там наоборот — сразу говорильню переключают хоть на какую музыку.
Друзья и знакомые, в том числе те у кого есть нормальные магнитолы с usb, чаще всего точно так-же переключают станции, но упорно слушают радио.
dmitrykabanov
Ага, ну тут ничего не поделаешь — радио != только музыка уже достаточно давно. Как и я+друзья — не совсем статистика. Народ слушает музыку где угодно от Vk до просто оффлайнового плеера с треками во .flac :)
daggert
Как слушать музыку в ВК, если у нас 3G не везде есть? 2км от города и все. Про флак вы конечно загнули (:
Про статистику — тут придется найти ссылки, какие-либо, потому как ну вот лично я могу только на своем опыте сказать, опыте жителя города 300-тысячника.
Areso
Тематические передачи, радиопостановки (радиодрама), гости студии, новости с каким-нибудь экспертом (или считающим себя таковым, ок).
Igor_O
Это трэш угар и ужос… Одна радиостанция в Москве есть, где по пути на работу можно музвку послушать. Но даже они устраивают игрища со зрителями… Хорошо хоть, что не каждые 5 минут…
Я не понимаю, как они считают? 99% людей вокруг меня начинают судорожно тыкать в кнопки магнитолы, если больше 10-15 секунд нет музыки… Какие разговорные передачи? Что _они_ могут мне сказать такого, что я не могу прочитать?
Alexeyslav
Почитать ты можешь что угодно, но 1) про это надо узнать, 2) вспомнить, 3) найти на это время, 4) осознать что это интересующая тебя проблема.
DMGarikk
Хмм… я всё время слушаю новости или чтото разговорное… потому что уже лет 5 как буквально по первым нотам могу понять какое радио играет… надоело до чёртиков
А где читать? На работе я работаю, а не инет читаю, а в авто какраз послушать можно.
rus0nix
Чтобы узнать новости в пути, например. Очень удобно по дороге на работу, когда идешь пешком и неудобно глядеть в телефон. Или тоже самое касается спортивных мероприятий.
Rumlin
Как-то на тему радио высказался мой друг аудиофил. Очень уверено рассказывал. Что жадные владельцы станций сами всё испортили. Если раньше они крутили AudioCD то теперь это безобразно пережатое аудио и он это слышит. И что в Нью-Йорке есть радиостанция для аудиофилов — никакой цифровой обработки без необходимости. К ним часто в студию приходят музыканты и в прямом эфире играют. Иногда они прямой эфир транслируют из концертных залов.
Areso
А можно название радиостанции? Проверим, есть ли она в TuneIn (кстати, рекомендую программу всем любителям интернет радио)
Rumlin
Пока он мне не ответил на email. Как только — отпишусь.
mistergrim
FM само по себе звучит, как безобразно пережатый звук.
Ох уж эти аудиофилы.
stalinets
Эм, а стандарты радиовещания разве поддерживают Hi-Fi (20-20000 Гц)? Там, насколько я знаю, 4 класса по полосе частот, вот ГОСТ, пункт 4.5. И кто сказал, что FM-радио попадает в высший класс?
Rumlin
Опять сваливаемся в спор теоретиков и практиков. Как я убедился на прослушивании его аппаратуры — частотный диапазон сам по себе еще ничего не значит. Еще важен динамический диапазон. Исходник аудиозаписи. При визитах к нему мне демонстрировались разные случаи. В основном про то как музыку превратили в ширпотреб — аудиозаписи специально обрабатывают чтобы она привлекательно проигрывалась на ширпотребной домашней или автомобильной акустике, соответственно в ФМ эфир летит тот же мастеринг.
Например демонстрировалась запись с старого Audio CD и «современная версия». Audio CD создавала впечатление реальных музыкантов, играющих перед тобой. А современная запись — что-то мягкое, невнятное.
А по поводу ФМ, на сколько я помню, разговор был о динамике и отсутствии обработки.
Black_Shadow
Подскажите, пожалуйста, как мне уйти на другие форматы в штатной магнитоле в машине?
Actee
AUX?
cynovg
Просто не удобно подключать/отключать телефон (когда надо выйти из машины, на пример), если кто-то звонит на телефон — приходится ждать отлупа. Можно купить отдельный плеер, но просто лень. А так — сел в машину, включил радио, там что-то говорят и хорошо, формат радио «Максимум» меня вполне устраивает.
Actee
Блютус-модуль?
cynovg
У меня его просто нет (Ford Focus 2010)
Actee
Ставится без проблем, при желании.
stalinets
Подключить внешний источник звука можно многими способами.
— Bluetooth (если есть);
— AUX/Line-In (если есть);
— FM-трансмиттер;
— MP3-кассета для кассетных магнитол, которая имеет внутри магнитофонную головку и с ней индуктивно наводит сигнал на головку магнитофона (есть как вариант подешевле — кассета с моно-головкой и торчащим проводом с TRS-штекером, так и подороже — полноценный mp3-плеер в корпусе кассеты, со стереоголовкой, пультиком и т.д.)
Black_Shadow
То есть, вместо удобного интерфейса штатной системы, мне надо тыкаться в экран телефона?
cynovg
… или плеер с FM-трансмиттером, на пример.
ClearAirTurbulence
Только не это! От концентрированной ненависти мимо проезжающих водителей, внезапно слышащих вместо своей радиостанции какую-то ненужную им музыку, вам точно лучше не станет.
Vanellope
А вы не настраивайтесь на частоту радио шансон, и ненависти от соседей по пробке не будет :)
Aldoranovec
Жаль Grooveshark прикрыли, прекрасный был сервис, на котором в том числе была возможность запускать подкастом свои плей листы.
NGNeer
В Telegram есть, своего рода, симбиоз радио и подкастинга в виде бота @radiobot https://t.me/radiobot
Позволяет переслушивать радиоэфиры в любое удобное время, присылает эфиры файлами по одному часу и размером 15 Мб. Для тех, у кого с мобильным интернетом беда, это самый оптимальный вариант слушать радио в дороге без глюков.
Igor_O
(комментарий попал куда-то не туда… почему-то...)
All we hear is Radio ga ga
Radio goo goo
Radio ga ga
All we hear is Radio ga ga
Radio blah blah
Radio, what's new?
Radio, someone still loves you!
Впервые было спето 33 года и 2 недели назад…
Радио вместе с кино хоронили, когда появилось телевидение. Потом, когда появился интернет. Теперь вот опять хоронят.
А аудитория… Тут есть одна простая проблема. У нас сейчас есть одна радиостанция в эфире, у которой формат не на 100% совпадает со всеми остальными. Все радиостанции устроены строго одинаково. У всех «утреннее шоу» и «вечернее шоу», когда какие-то абсолютно неинтересные люди о какой-то абсолютно неинтересной фигне несут какой-то полный, но при этом абсолютно неинтересный и грустный бред. При этом сами себя они считают великими харизматиками и весельчаками… Отличаются те три песни, которые они как-то умудряются втиснуть в это шоу. Но дождаться этих песен — нет шансов… И если бы не та последняя станция — я бы тоже уже два года бы не слушал радио. Я чуть было не обрадовался, когда одна из радиостанций выгнала всех «диджеев» и две недели там была только музыка… Это было счастье!.. Но… Они наняли новых «диджеев». Еще более тупых и еще более неприятных… И стало еще хуже, чем было. Прежние диджеи все же пропускали в эфир пять-шесть песен за время шоу…
saege5b
Диджеи… шоу…
Лет 7 назад, слушали радио на работе. Одна радиостанция умудрилась закольцевать треков 20 и неделю эти 20 треком только и крутились…!
Вообще складывается впечатление, что многие станции не зна, т чем забить эфир.
На как бы радио для водителей, в вечер поставили медитирующие мелодии, почти колыбельные. А за бортом сумерки, дождик… :)
stalinets
Вот я тоже не понимаю этого. Ну купили вы права на воспроизведение нескольких новых треков, ок. Но зачем гонять постоянно почти только их? У вас же гигантская фонотека, права на воспроизведение файлов из которой тоже есть. Ну ставьте рандомно 80% эфирного времени что-то из этой фонотеки, и лишь 20% уделяйте новым «модным» трекам. Тогда люди и новинки услышат, и не будет ярости, когда уже неделю слушаешь одни и те же 5 треков…
StalkerJS
Выборка «я и мои друзья» — самая не репрезентативная, однако, немного демонстрирующая проблему: я могу слушать современную попсу, но не когда изо дня в день гоняется десять-пятнадцать треков в течение нескольких месяцев. В любом городе за пределами миллионников (наверно, а может за пределами Москвы и Питера) просто некого слушать — все балабол-шоу тупы до ужаса. Так что фм-радио для меня и моих знакомых умерло уже несколько лет назад. В основном, с появлением интернета.
И что-то подсказывает мне, что я не один такой.
stalinets
К сожалению, радио приходится слушать — в компании коллег по работе когда едем куда-то в одной машине, в автобусах и маршрутках, в кабинете у начальника во время утренней планёрки, в парке из вещательной сети и так далее. С учётом того, что я в целом поп-музыку не люблю, а по радио крутят в основном её, я тоже не люблю радио. Куда как приятнее послушать через инет что-то чешское или итальянское, например. В Чехии по радио крутят прикольную народную музыку, а в Италии — классику. А так как в дороге интернет ловит нестабильно, просто приходится иногда пополнять коллекцию mp3 а телефоне.
Igor_O
Но… Выборка «Я», без друзей, самая важная для лично меня. Мне плевать на рейтинги и аудитории. Я хочу максимум музыки, минимум трёпа. Я готов мириться с рекламой… Но когда группа «товарищей» никак не может найти в себе силы заткнуться… Я больше не тыкаю кнопку этой радиостанции в это время…
Meklon
Я через интернет слушаю Бизнес-ФМ) и никаких вставок музыки, которая мне мешает) музыку слушаю на работе в ушах. Саундтреки из Ведьмака, лучшие тему из игр в исполнении Лондонского симфонического оркестра по радио не крутят.
grey_rat
Жаль нет такого радио, где любой гражданин имел право показав паспорт, придти на радио и загрузить треки своих любимых мелодий к примеру на 1 час. То есть, каждый час разная музыка, разный формат, всё разное. А сейчас на всех радиостанциях всё одинаковое в плане музыки.
stalinets
Идея красивая, но всё равно без некой цензуры получится вакханалия. У каждого вкусы свои, и такое радио будет раздражать почти всех слушателей. Пришёл металист — играет спид-метал, например. За ним пришёл любитель рэпа — и в эфире целый час пацанчики, райончики, тёлочки, ч0рные тачки, стрелки и т.д. Потом пришёл любитель помедитировать — и на весь час в эфире музыка для китайской чайной церемонии. Потом звучит попса девятностых. И так далее.
Ну и с авторскими правами, будь они неладны, надо что-то решать, радиостанция не может ведь купить лицензии на всё, что будут ставить в эфир посетители.
maldalik
Справделивости ради Рэп это не только пацанчики.25-17 например гораздо серьезнее по содержанию..
Ivush
Как то по ходу жизни перестал слушать эфирное радио, даже в машине. Как, впрочем, и музыку с карты телефона. Зато в процесе изучения испанского подсел на интернет радио. И теперь по дороге на работу слушаю радио из «прошлого» (латинская Америка), доставляет. Даже реклама и «тупые» ведущие радуют. Это я к тому, что в плане выбора (и как следствие интереса) интернет на порядки перекрывает эфирное радио не сильно отличаясь (в моём случае) в плане доступности.
Actee
Круто. А что за подкаст?
Ivush
Не подкасты, интернет радиостанции или эфирное радио с трансляцией через интернет. Из агрегатора. Выбирайте любую на свой вкус, ИМХО с восприятием разных версий испанского на слух (в отличии от английского) у русскоязычных проблем нет. Сам последнее время слушаю (по настроению) полностью испаноязычные colombia romantica, ke buena и los 40 (много англоязычной музыки). Если говорить про подкасты то это coffee break spanish и discover spanish (англоязычные).
Ivush
Прошлое тут в смысле разных временных зон, идёшь, например, на работу в понедельник а в радио воскресенье и даже часы совпадают.
Actee
Класс. Попробую!
Gnuava
FM-радиостанции сами виноваты в том, что теряют аудиторию.
На мой взгляд, вещатели решили зарыться, подобно луковицам, в песок, и понадеяться прорасти без воды. Ага.
DAB+ им не подавай — отмашка «размоет рекламные бюджеты», проект по цифровизации радио, с легкой руки, а точнее, поднятых вверх рук Минсвязи, по большим и уверенным просьбам вещателей, опять отложен на неопределенный срок. А то, что аналоговое радио, пусть оно будет даже FM, помимо полезной составляющей, может играть еще и помехи, и вообще, имеет ограниченные ресурсы, за которые надо биться, никого из вещателей не волнует.
Не берусь говорить за регионы, но в Москве свободных частот нет. Многие мешают только-только появившуюся попсу 90-00-10х того или иного рода с дискотекой 80х, кто-то мешает альтернативу с классическим роком 70-80х, но, в результате смешения подобных несмешаемых жанров желания слушать эти станции нет, от слова «совсем».
Как человек, который прекратил пользоваться радио с момента закрытия станции «Мелодия» в начале 2010х, и полного перехода на локальные закачки, я решил попробовать посмотреть, что же произойдет, если я поищу потоковые станции интересующих меня жанров в тех же интернетах. И, внезапно, таковая под мои вкусы нашлась, и очень быстро. Сижу уже на ней с полгода, штырит хорошо, весьма неплохо расширила музыкальный кругозор по нравящемуся мне жанру, менять не собираюсь. Ейная пиковая аудитория не превышает 100 человек, таких станций в интернетах десятки; ее автор иногда, в среднем, раз в две недели, даже вылезает в прямой эфир, и что-то щебечет на своем местном языке, в остальное время — только музыка, я бы даже согласился на небольшой объем рекламы по старой привычке.
Кому-то вообще проперла концепция, подобная Last.FM/Яндекс Радио: таковые люди тоже потерялись навсегда для традиционного вещания: оно также устаревает, как и городские телефоны. Кто не перешел на цифру, тот уходит в аутсайдеры.
Вывод: нужна узкая специализация радиостанций, практически полный уход со сцены станций общего поп-назначения, остается, максимум, одна и та — не «Радио России» (привет, бездействующие БАДы для пенсионеров), а также — расширение направлений вещания у существующих игроков, за счет увеличения кол-ва станций, DAB это позволяет сделать.
Т.е. не как сейчас, когда, условно, вместе с DNB играет, к примеру, техно, а по-серьезному: захотел, условно, море фанка, соула, буги, получи условного Бутси Коллинса с необычным голосом, с адекватным плейлистом, с парой, ну тройкой песен, слегка ушедших от жанра, с условной станции Space FM в GTA5 — ведь сейчас же этого ну нигде на наших станциях нет. А хотелось бы.
Igor_O
Эххх… Я с удовольствием слушаю мешанину из рока и дискотеки 60-70-80, хардкор габбера и всякого мелкого инди. Но где взять в эфире чтобы с 9 до 10 утром и с 7 до 8 вечером была музыка? Хоть какая нибудь?
DmitrySpb79
Странно что автор лишь поверхностно отозвался об автомобилистах — по-моему это и есть сейчас основная аудитория FM-радио. Дома радио в общем-то нафиг не сдалось :)
В остальном — эфирное радио не слушаю лет 10, т.к. интересных на мой вкус станций просто нет. Интернет-радио тут дает в десятки раз лучший контент. Поставил на смартфон клиент от sky.fm, и проблем давным-давно не знаю — тысячи станций, десятки на каждый жанр, выбор есть.
Насчет DAB — спрашивал знакомых автомобилистов (в Европе), пользуются или нет. Говорят нафиг надо, и 20 FM-станций за глаза хватает, нужны обычно 1-2, новости послушать. DAB больше нужен вещателям, т.к. там свободных каналов больше, а вот юзеров еще придется убедить на него перейти. Приемники кстати недорогие, от 30Евро на amazon, вроде и не деньги, только вот зачем… А в новых авто DAB-приемник часто уже встроен.
В общем, тенденция имхо такова, что дома "радиоточку" с успехом заменил смартфон :) Да и в дороге кстати тоже, многие знакомые покупают пакет трафика на 3-4Гб в месяц и слушают интернет-радио в электричке. На кухне нишу радио давно заменил телевизор. По сути, из аудитории только автолюбители и остаются — тут альтернативе радио практически нет.
Actee
Ошибаетесь. На работе слушают. Это не я, а Роспечать в аналитике пишет.
Подробнее тут.
DmitrySpb79
Да, точно, там где работа не требует большого умственного напряжения, радио фоном часто играет.
kababok
Живу в Баварии в хайтек-городе Эрланген (привет, mp3!).
Собственно, немцы всё так же сильно любят обычное радио. Да, есть уже волна перехода на цифровое — но FM- радиостанции всё так же очень популярны.
Возможно, одна из причин — поголовный автомобилизм.
Но всё же и активная реклама вместе с "риал"-проникновением станций поддерживают статус-кво.
А вот о подкастах вообще ни от кого не слышал, хотя город университетский и коллеги в подавляющем большинстве с высшим образованием и весьма молодые.
Самая популярная станция: "Антенна Байерн" ("Antenne Bayern", потом "Энерджи" ("NRJ"), и "Байерн драй" ("Bayern 3").
serafims
Перестал слушать недавно радио, когда ушли хорошие утренние передачи утренние, но очень нравится формат «Радио Маяк», у них куча подкастов на сайте, всегда можно наверстать что-то интересное.
Что убивает все эти радиостанции — РОТАЦИЯ. Когда одни и те же песни играют на станциях по 4-5 раз в рабочий день — бесит исключительно. Ну и реклама через каждые две песни — лучше реже все-таки.
Грамотные рекламодатели и станции делают рекламу созвучной с эфиром станции, в одном и том же стиле — это лучше работает, чем врывающийся в эфир джингл с дурацкой песней про какой-нибудь страховой продукт.
dmitrykabanov
Маяк, да. Просто программный директор там в курсе, что такое подкасты :)
timshick
Всё это похоже на умирающие печатные журналы. Просто там всё уже случилось…
maldalik
Я кстати соглашусь с большинством, что все эти толк шоу не работают. Всегда в такси слышу короткую ругань и поиск музыки. Помнится в Томске где то в 90-х, когда я еще слушал радио, появилась радиостанция где не было диджеев и только музыка, Она набрала бешенную популярность, но увы со временем тоже испортилась.
Сам радио не слушаю ибо фонотека в телефоне побогаче будет чему большинства станций крутящих интересную мне музыку. Та же беда нашего радио крутят 20 песен всю неделю. Новое появляется редко.
У меня сборник больше 200 песен крутится. Причем отдельно по настроению включаю отдельно группу слушать.
Тот же Калинов мост создает отдельное настроение.
timshick
Недавно я провёл у себя в профиле опрос про эфирное радио. Поймалось несколько вполне типичных сценариев.
Тем не менее, перейти на цифру им ничего не стоит. Вопрос наличия контента.
Всё как всегда — контент и оборудование (в данном случае, читай — аудитория). Наберется критическая масса того и другого и… обратного пути не будет.
Kama3ukc
А мне пофиг. Топаю на работу и слушаю ди. Хотя до МКАДа этап 3к+ км.