Недавно мы рассказывали об аудиоприложениях и аудиосоцсетях, в том числе о SoundCloud.

Сегодня мы хотели поделиться новостью о том, как платформа потеряла 50 миллионов долларов, за счет чего ее руководство планирует продержаться до следующего раунда финансирования и какие опасности подстерегают «перспективные» стартапы на пути к успеху.

Фотография kev-shine / CC-BY

Предыстория


SoundCloud была зарегистрирована еще в 2007 году в Берлине, а сайт был запущен на год позже и быстро стал конкурировать с популярным на тот момент сервисом MySpace. Платформа предназначена для публикации музыкальных треков, подкастов и прямого взаимодействия между артистами и их фанатами, хотя изначально она создавалась для обмена треками между музыкантами.

За два первых года работы сервис собрал миллион подписчиков, а уже в 2012 году число подписчиков достигло 10 миллионов. Проект неоднократно привлекал инвестиции, и сегодня SoundCloud считается крупнейшей музыкальной и аудиоплатформой. Рост был достаточно быстрый и закономерный, объем инвестиций увеличивался с каждым раундом, как и количество уникальных пользователей и подписчиков.

Инвестиционный раунд А прошел в 2009 году: тогда компания получила $3,3 миллиона от Doughty Hanson Technology Ventures (отделение британской венчурной компании Doughty Hanson & Co). Инвестиции серии B в 2011 году составили $10 миллионов (Union Square Ventures и Index Ventures). По достижении 5 миллионов пользователей SoundCloud получили деньги от фонда A-Grade, основанного Эштоном Кутчером и Гайем Озери (Guy Oseary), правда, сумма сделки не разглашалась.

Что случилось


Инвестиции в 2014 году составили уже $60 миллионов (Institutional Venture Partners), а сама компания оценивалась в $700 миллионов. При этом параллельно основатели SoundCloud решали проблемы с аудиозаписями, охраняемыми авторскими правами. По оценкам экспертов, решение этого вопроса должно было стоить достаточно дорого. Проблема лицензионного контента также стала причиной, по которой крупные музыкальные лейблы были против интеграции SoundCloud с приложением Twitter Music.

В 2016 году $70 миллионов в проект инвестировал Twitter. К этому времени SoundCloud уже заключили договоры с крупнейшими звукозаписывающими студиями, в числе которых были Sony Music, Warner Music Group и Universal Music Group. В это же время число пользователей достигло 175 миллионов человек в месяц. И в марте 2016 компания решилась запустить SoundCloud Go, платный стриминговый сервис. Теперь, чтобы получить доступ к полным аудиозаписям, пользователи должны покупать подписку, а для бесплатного прослушивания остались доступны только 30-секундные превью.

Только после запуска стримингового сервиса стало известно, что за 2015, год подготовки к этому запуску и период заключения лицензионных соглашений, компания потеряла $52 миллиона. Следующий раунд инвестиций ожидается только в декабре 2017 года, но учитывая все риски и сложности сооснователь компании Алекс Льюнг (Alex Ljung) не уверен, что платформа продержится без дополнительных незапланированных денежных вливаний.

Однако он настроен очень оптимистично и считает, что несмотря на потери, прибыль в 2017 году вырастет на 137%. Но эксперты не разделяют его оптимизма: даже если прогнозы основателей сбудутся, этой суммы может не хватить на покрытие огромных издержек по выплатам лейблам и правообладателям. К тому же конкуренция между сервисами аудиотрансляций серьезно выросла, и платную подписку предлагают достаточно много сервисов, например, Amazon, Apple, YouTube, Pandora, и Tidal.

Так что, пока неясно, что будет с компанией дальше. И хотя SoundCloud пытается масштабировать бизнес в сфере подписок и улучшить свой продукт, одним из правдоподобных сценариев развития ситуации эксперты называют поглощение стартапа Google или Spotify, которые, по слухам, показали свою заинтересованность.

Финансирование стартапов


Проблема отсутствия постоянного и стабильного дохода коснулась многих интернет-компаний. Не так давно с нехваткой денежных средств столкнулась и медиа-платформа Medium. Компания, существующая с 2012 года и пропагандирующая новую модель онлайн-СМИ, была вынуждена уволить треть сотрудников и сократить расходы на продажи и другие бизнес-процессы. При этом до недавнего времени дела у сервиса тоже шли хорошо: компания получила суммарно $140 миллионов инвестиций и оценивалась в $600 миллионов.

Сегодня и более крупные компании и стартапы сталкиваются с проблемой переоценки стоимости в меньшую сторону. Западные источники даже называют это новым трендом Кремниевой долины. Например, Jawbone, компания по производству акустики и фитнес-браслетов, в начале 2016 года потеряла половину стоимости (около $1,5 млрд). Но на самом деле это коснулось далеко не только американских компаний: некогда самый дорогой китайский стартап по производству смартфонов Xiaomi по оценкам экспертов подешевел примерно в 10 раз.

Случай с каждой компанией по-своему уникален: кто-то не справляется с конкуренцией, кто-то страдает из-за плохо продуманной экономической модели. Но основная проблема — слишком высокая оценка стартапа на начальном этапе. Это требует постоянного роста показателей эффективности для привлечения инвестиций следующего раунда. Поэтому чтобы сохранить возможность привлечения инвестиций на поздних стадиях и не потерять дополнительное финансирование, эксперты советуют компаниям поднимать раунды по меньшей оценке.

Что касается SoundCloud — будем надеяться, что дела у проекта наладятся, а здоровая конкуренция между стриминговыми платформами пойдет им только на пользу.

P.S. А еще мы пишем об интересном из мира звука и рассказываем о производителях акустики и аудиосистем в нашем журнале «Мир Hi-Fi».
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (5)


  1. AllexIn
    03.02.2017 13:21
    +1

    Прямо эра дотком пузырей два.
    Куча народу хочет денег, но слабо представляет, как зарабатывать в итоге.


    1. Nizametdinov
      03.02.2017 13:47

      Неа, я тоже так думал когда то. Сейчас объясню как они зарабатывают, при чем конечные лохи мы все по чуть-чуть.
      Смотри — ты гендир стартапа, к тебе приходит директор хеджфонда и говорит, я тебе дам 6 млн баксов, но 2 ты кинешь на этот счет на Кипре. Ты ему бросаешь 2, себе 1 млн забираешь (ну не весь, делиться надо со многими в конторе, но все же). 3 пускаешь в работу, на хайп и что б не сдохнуть. И так далее.
      Есть такое понятие — «сесть на оборот», то есть главное что бы деньги через тебя проходили, как там урвать — это не рокет саенс.
      Тут вопрос — откуда деньги в хеджфондах и почему меня должно это волновать?
      В эти акции дутых пузырей, в эти хеджфонды входят «системообразующие» инвесторы, типа Lehman Brothers, потом мы их спасаем за чей счет? За счет КуЕ, то есть за счет инфляции и долгов, которые вешаются на нас с вами.
      Се ля ви.


  1. rocknsalt
    03.02.2017 14:39
    +1

    А на что такие огромные деньги тратятся? Блин это просто аудио стриминговая платформа. Там можно: закачивать музыку, слушать музыку, писать комменты, создавать плейлисты и обмениваться сообщениями. Блин, да там миллиона на год выше крыши, по-моему, это с учётом, что ты снимаешь датацентр.


    1. dmitrykabanov
      03.02.2017 14:41

      Хехе, ну вот как раз на перегонке данных там горит прилично.


  1. DjOnline
    03.02.2017 15:50
    +2

    Medium — это же как наш Хабр? Откуда там оценка в $600M и на что им $140M инвестиций?