Иногда краткость может быть красноречивее многословности.
Всё зависит от того, какую мысль вы хотите донести, какие у вас методы коммуникации и целевая аудитория. Для разработчика его игра и есть послание. Соответственно, минимализм – это проявление краткости в геймдизайне: он позволяет дизайнеру, предпочитающему простоту, а не сложность, эффективнее привлекать внимание аудитории.
![](https://habrastorage.org/files/731/037/e52/731037e52e634865bae4aefc5d918a90.jpg)
Но не стоит путать отсутствие сложности с отсутствием глубины или интересной постановки задачи. Успех многих игр доказывает, что минимализм хорошо сочетается с большинством традиционных практик геймдизайна, будь это геометрическая простота ритмичной игры Терри Кавана Super Hexagon или эпичный размах глубокого и проникновенного творения Фумито Уэда Shadow of the Colossus.
И неважно, идет ли речь о минимализме в прямом или переносном смысле слова, о незатейливости графического оформления или об уклоне в сторону нарративного дизайна, – эта статья поможет вам эффективно применять эстетику минимализма в любых проектах, еще раз доказывая, что всё гениальное просто.
Минимализм как течение искусства зародился в 60-х годах прошлого века под влиянием философии модернизма. Модернисты отвергали старые способы мышления, и это повлияло на возможности их художественного самовыражения.
![](https://habrastorage.org/files/249/cb6/d85/249cb6d850134f54b7302f0ddea2b0f8.jpg)
Изображение создано с помощью Piet Mondrian Generator; автор: Robson# на Flickr
Предшествующие течения искусства базировались на абстракциях и субъективных метафорах, а минимализм сосредоточился на объективном и буквальном понимании вещей. Первые поколения последователей работали с ограниченным количеством цветов и геометрических форм, избегая каких-либо деталей. Эти идеи актуальны и сегодня, но, по иронии, минимализм в современном геймдизайне представляет собой гораздо более сложное явление.
Основное предназначение минимализма в геймдизайне – обращать внимание на определенные элементы игры, ограничивая степень детализации остальных. Это можно сравнить с повязкой на глазах, надетой для обострения тактильных ощущений.
Минималистичной может быть вся игра или некоторые ее компоненты. Художественное оформление, звук, геймплей, нарратив – всё это может создаваться с опорой на принципы минимализма.
Для разработчика лучший способ понять минимализм – это поиграть в интересные минималистичные игры. В сущности, можно написать целую книгу об истории этого направления в видеоиграх. Неважно, на чем вы играете – на консоли, ПК, КПК или мобильных устройствах, – вам несомненно встречалась игра, хотя бы частично заимствующая похожие принципы.
Ниже представлена небольшая подборка игр с целым рядом минималистичных элементов дизайна. Некоторые из них изменят ваше представление о минимализме и позволят по-другому взглянуть на геймдизайн.
Super Hexagon
![](https://habrastorage.org/files/adf/83a/e55/adf83ae551664f2897117cb6ff4fe6d2.jpg)
Терри Кавана, автор Super Hexagon, называет свой проект минималистичной экшн-игрой. Ее интерфейс состоит из центрального шестиугольника, окруженного ритмично движущимися формами, и маленького треугольника, которым управляет пользователь. Этот треугольник нужно двигать влево или вправо, чтобы избежать столкновения с надвигающимися формами и продержаться как можно дольше.
Оформление игры и механики геймплея выполнены в духе минимализма, чтобы максимально акцентировать внимание на цели игры, а ритмичный саундтрек и пульсирующая анимация практически вводят вас в гипнотическое состояние. Super Hexagon – это отличный пример игры, использующей минимализм как ключевую философию дизайна, сохраняя при этом достаточно высокий уровень сложности.
Dwarf Fortress
![](https://habrastorage.org/files/0ca/9c6/9b2/0ca9c69b229c493e9467182f8468ba76.jpg)
Игра Dwarf Fortress от братьев Тарна и Зака Адамсов выполнена в жанре «симулятор бога» с элементами roguelike и широко известна своей сложностью. Единственной минималистичной чертой этой игры является ее оформление: предметы представлены не с помощью нарисованных спрайтов, а в виде ASCII-символов.
Минималистичный дизайн игры используется, чтобы вызвать у игроков ностальгию по тем временам, когда от низкой компьютерной графики спасало только воображение.
Mirror's Edge
![](https://habrastorage.org/files/237/dc8/e7e/237dc8e7ee834e84a65a5861fcf19017.jpg)
Mirror's Edge – это экшн-симулятор паркура от первого лица, разработанный компанией EA DICE. В игре искусно сочетаются минимализм и футуристическая архитектура. Город, в котором происходит действие, полон света и угловатых геометрических фигур, а здания вдалеке возвышаются на фоне голубого неба, как белые монолиты.
Чтобы не загромождать экран лишними индикаторами, направление движения и путь к контрольным точкам указывается с помощью ряда предметов красного цвета. Такой минимализм дважды оправдывает себя: с одной стороны, это очень наглядно, а с другой – интуитивно понятно.
Passage
![](https://habrastorage.org/files/edb/5ee/966/edb5ee9667664ecb9e45262c691373ac.jpg)
В 2007 году Джейсон Рорер выпустил минималистичную арт-игру Passage. Она занимает окно размером всего 100х16 пикселей, и ее можно пройти за 5 минут. Поднимая темы утраты, морали и человеческого существования, эта игра, несмотря на все свои ограничения, способна произвести сильное впечатление. А учитывая тот факт, что в нее нельзя выиграть в традиционном смысле, возникает сомнение, игра ли это вообще.
Эта разновидность минимализма используется, чтобы побудить игрока к рефлексии и донести до него с помощью метафор важную мысль, заставляя его задать себе фундаментальный вопрос: «Почему?».
Metal Gear Solid 3
![](https://habrastorage.org/files/b65/c86/9bd/b65c869bda114c3b9c839fa0fcd3ec50.jpg)
Готов поспорить, вы не ожидали увидеть в этом списке Metal Gear Solid. Хидео Кодзима, создатель культовой франшизы, известен тем, что вдохновляется многими веяниями искусства, истории и поп-культуры. В игре есть сцена, где главному герою нужно взбираться по невероятно длинной лестнице: пройдя длинный ветреный туннель, он достигает тупика и целых 2 минуты карабкается наверх. По мере его продвижения начинает играть акапельная версия саундтрека игры. Слова «I give my life. Not for honor, but for you», отдаваясь эхом от стен туннеля, врезаются в память и не выходят из головы еще долго после завершения игры.
Это пример использования минимализма для создания важного и проникновенного момента, способного вызвать сложные и смешанные чувства.
Thomas Was Alone
![](https://habrastorage.org/files/356/d6a/07f/356d6a07f24b45ab8327dab351bc9111.jpg)
Игру Майка Бителла Thomas Was Alone вряд ли можно понять, глядя на скриншоты. На первый взгляд, это типичный платформер с элементами головоломки и простыми прямоугольными персонажами без намека на личность. Но за этим прячется глубокий и захватывающий игровой опыт.
Такая комбинация художественного минимализма и интригующего нарративного дизайна отлично подойдет разработчикам с недостаточно сильными художественными навыками.
Nintendo Wii / Wii Sports
![](https://habrastorage.org/files/d9d/3bd/ea6/d9d3bdea6a2444cb92639a54c6a81513.jpg)
Сама консоль Nintendo Wii создавалась в духе минимализма. Стремясь привлечь более широкую аудиторию, компания Nintendo разработала новый контроллер с упрощенными устройствами ввода и акцентом на управлении движением. С выходом игры Wii Sports компании удалось создать, пожалуй, самую успешную минималистичную игру всех времен. Убрав всё лишнее и сделав акцент на простом и понятном геймплее, компания Nintendo доказала, что минимализм может быть очень популярным.
Journey
![](https://habrastorage.org/files/ee5/2e4/8c0/ee52e48c0ace4313806745cb731949a2.jpg)
В получившей несколько наград и имевшей громкий успех приключенческой игре Jorney от компании Thatgamecompany минимализм применяется несколько иначе. Как и в игре Flower этого разработчика, в Jorney определенно ощущается недосказанность. Пользователю не хватает описаний и объяснений, чтобы понять, что именно происходит. Без затяжных обучающих уроков и подсказок на экране игроки вынуждены самостоятельно исследовать и изучать окружающий мир.
Упрощенные механики игры помогают исследованию, но настоящая сила минимализма проявляется здесь во время игры в режиме мультиплеера. Игроки просто попадают в совместную сессию без каких-либо уведомлений и возможности общаться между собой иначе как с помощью простых эмоций. Возникающая между двумя незнакомцами связь показывает, насколько впечатляющим может быть взаимодействие даже при отсутствии свойственных многопользовательским играм стандартных механик.
Shadow of the Colossus
![](https://habrastorage.org/files/f03/528/f16/f03528f16bb04560a90dd163b136cd1e.jpg)
Эта приключенческая игра, созданная Фумито Уэдой совместно с Team Ico, поражает эпическим размахом. Игрок может орудовать мечом, стрелять из лука и ездить верхом. Он должен спасти возлюбленную, и для этого нужно преодолеть нескольких огромных боссов. Но, в отличие от большинства приключенческих игр, в Shadow of the Colossus нет мелких противников, которые обычно встречаются в больших количествах в подземельях и повсюду за их пределами.
В игре 16 врагов, и все они – гигантские боссы. В перерывах между битвами с ними игрок может расслабиться и умиротворенно исследовать окружающий мир. Такая уникальная комбинация элементов игры создает ни с чем не сравнимое настроение. Именно этим и славятся минималистичные проекты от Фумито Уэды.
Ludum Dare 26: Minimalism
Если вы ищете больше источников вдохновения, на этом ресурсе представлено более двух тысяч других примеров минимализма в геймдизайне.
Говоря об истории минималистичных игр, важно понимать разницу между ограничением и замыслом. Например, с точки зрения современных стандартов Pong – это пример минимализма в компьютерной графике, звуке, механиках и возможностях управления. Но всё это было обусловлено не специальным замыслом, а аппаратными ограничениями того времени.
В первых поколениях Game Boy использовалась палитра всего из четырех цветов, а в модели Game Boy Color было уже 32 768 цветов. Но в наше время проводятся целый геймджемы по созданию игр с ограниченной палитрой цветов в духе оригинальных Game Boy. Что это: пример минимализма или просто ностальгия по ретро-играм?
Рост популярности устройств на iOS и Android вызвал новый бум минималистичных игр. Особенности сенсорного экрана и сама природа мобильного гейминга создают условия, в которых больше внимания достается простым и быстрым играм. Но всё станет гораздо сложнее, стоит вам попытаться провести границу между минимализмом и казуальным геймингом. Впрочем, это тема стоит отдельного обсуждения.
Всё зависит от того, какую мысль вы хотите донести, какие у вас методы коммуникации и целевая аудитория. Для разработчика его игра и есть послание. Соответственно, минимализм – это проявление краткости в геймдизайне: он позволяет дизайнеру, предпочитающему простоту, а не сложность, эффективнее привлекать внимание аудитории.
![](https://habrastorage.org/files/731/037/e52/731037e52e634865bae4aefc5d918a90.jpg)
Но не стоит путать отсутствие сложности с отсутствием глубины или интересной постановки задачи. Успех многих игр доказывает, что минимализм хорошо сочетается с большинством традиционных практик геймдизайна, будь это геометрическая простота ритмичной игры Терри Кавана Super Hexagon или эпичный размах глубокого и проникновенного творения Фумито Уэда Shadow of the Colossus.
И неважно, идет ли речь о минимализме в прямом или переносном смысле слова, о незатейливости графического оформления или об уклоне в сторону нарративного дизайна, – эта статья поможет вам эффективно применять эстетику минимализма в любых проектах, еще раз доказывая, что всё гениальное просто.
Что такое минимализм?
Краткая история
Минимализм как течение искусства зародился в 60-х годах прошлого века под влиянием философии модернизма. Модернисты отвергали старые способы мышления, и это повлияло на возможности их художественного самовыражения.
![](https://habrastorage.org/files/249/cb6/d85/249cb6d850134f54b7302f0ddea2b0f8.jpg)
Изображение создано с помощью Piet Mondrian Generator; автор: Robson# на Flickr
Предшествующие течения искусства базировались на абстракциях и субъективных метафорах, а минимализм сосредоточился на объективном и буквальном понимании вещей. Первые поколения последователей работали с ограниченным количеством цветов и геометрических форм, избегая каких-либо деталей. Эти идеи актуальны и сегодня, но, по иронии, минимализм в современном геймдизайне представляет собой гораздо более сложное явление.
Общие сведения
Основное предназначение минимализма в геймдизайне – обращать внимание на определенные элементы игры, ограничивая степень детализации остальных. Это можно сравнить с повязкой на глазах, надетой для обострения тактильных ощущений.
Минималистичной может быть вся игра или некоторые ее компоненты. Художественное оформление, звук, геймплей, нарратив – всё это может создаваться с опорой на принципы минимализма.
Примеры популярных минималистичных игр
Для разработчика лучший способ понять минимализм – это поиграть в интересные минималистичные игры. В сущности, можно написать целую книгу об истории этого направления в видеоиграх. Неважно, на чем вы играете – на консоли, ПК, КПК или мобильных устройствах, – вам несомненно встречалась игра, хотя бы частично заимствующая похожие принципы.
Ниже представлена небольшая подборка игр с целым рядом минималистичных элементов дизайна. Некоторые из них изменят ваше представление о минимализме и позволят по-другому взглянуть на геймдизайн.
Super Hexagon
![](https://habrastorage.org/files/adf/83a/e55/adf83ae551664f2897117cb6ff4fe6d2.jpg)
Терри Кавана, автор Super Hexagon, называет свой проект минималистичной экшн-игрой. Ее интерфейс состоит из центрального шестиугольника, окруженного ритмично движущимися формами, и маленького треугольника, которым управляет пользователь. Этот треугольник нужно двигать влево или вправо, чтобы избежать столкновения с надвигающимися формами и продержаться как можно дольше.
Оформление игры и механики геймплея выполнены в духе минимализма, чтобы максимально акцентировать внимание на цели игры, а ритмичный саундтрек и пульсирующая анимация практически вводят вас в гипнотическое состояние. Super Hexagon – это отличный пример игры, использующей минимализм как ключевую философию дизайна, сохраняя при этом достаточно высокий уровень сложности.
Dwarf Fortress
![](https://habrastorage.org/files/0ca/9c6/9b2/0ca9c69b229c493e9467182f8468ba76.jpg)
Игра Dwarf Fortress от братьев Тарна и Зака Адамсов выполнена в жанре «симулятор бога» с элементами roguelike и широко известна своей сложностью. Единственной минималистичной чертой этой игры является ее оформление: предметы представлены не с помощью нарисованных спрайтов, а в виде ASCII-символов.
Минималистичный дизайн игры используется, чтобы вызвать у игроков ностальгию по тем временам, когда от низкой компьютерной графики спасало только воображение.
Mirror's Edge
![](https://habrastorage.org/files/237/dc8/e7e/237dc8e7ee834e84a65a5861fcf19017.jpg)
Mirror's Edge – это экшн-симулятор паркура от первого лица, разработанный компанией EA DICE. В игре искусно сочетаются минимализм и футуристическая архитектура. Город, в котором происходит действие, полон света и угловатых геометрических фигур, а здания вдалеке возвышаются на фоне голубого неба, как белые монолиты.
Чтобы не загромождать экран лишними индикаторами, направление движения и путь к контрольным точкам указывается с помощью ряда предметов красного цвета. Такой минимализм дважды оправдывает себя: с одной стороны, это очень наглядно, а с другой – интуитивно понятно.
Passage
![](https://habrastorage.org/files/edb/5ee/966/edb5ee9667664ecb9e45262c691373ac.jpg)
В 2007 году Джейсон Рорер выпустил минималистичную арт-игру Passage. Она занимает окно размером всего 100х16 пикселей, и ее можно пройти за 5 минут. Поднимая темы утраты, морали и человеческого существования, эта игра, несмотря на все свои ограничения, способна произвести сильное впечатление. А учитывая тот факт, что в нее нельзя выиграть в традиционном смысле, возникает сомнение, игра ли это вообще.
Эта разновидность минимализма используется, чтобы побудить игрока к рефлексии и донести до него с помощью метафор важную мысль, заставляя его задать себе фундаментальный вопрос: «Почему?».
Metal Gear Solid 3
![](https://habrastorage.org/files/b65/c86/9bd/b65c869bda114c3b9c839fa0fcd3ec50.jpg)
Готов поспорить, вы не ожидали увидеть в этом списке Metal Gear Solid. Хидео Кодзима, создатель культовой франшизы, известен тем, что вдохновляется многими веяниями искусства, истории и поп-культуры. В игре есть сцена, где главному герою нужно взбираться по невероятно длинной лестнице: пройдя длинный ветреный туннель, он достигает тупика и целых 2 минуты карабкается наверх. По мере его продвижения начинает играть акапельная версия саундтрека игры. Слова «I give my life. Not for honor, but for you», отдаваясь эхом от стен туннеля, врезаются в память и не выходят из головы еще долго после завершения игры.
Это пример использования минимализма для создания важного и проникновенного момента, способного вызвать сложные и смешанные чувства.
Thomas Was Alone
![](https://habrastorage.org/files/356/d6a/07f/356d6a07f24b45ab8327dab351bc9111.jpg)
Игру Майка Бителла Thomas Was Alone вряд ли можно понять, глядя на скриншоты. На первый взгляд, это типичный платформер с элементами головоломки и простыми прямоугольными персонажами без намека на личность. Но за этим прячется глубокий и захватывающий игровой опыт.
Такая комбинация художественного минимализма и интригующего нарративного дизайна отлично подойдет разработчикам с недостаточно сильными художественными навыками.
Nintendo Wii / Wii Sports
![](https://habrastorage.org/files/d9d/3bd/ea6/d9d3bdea6a2444cb92639a54c6a81513.jpg)
Сама консоль Nintendo Wii создавалась в духе минимализма. Стремясь привлечь более широкую аудиторию, компания Nintendo разработала новый контроллер с упрощенными устройствами ввода и акцентом на управлении движением. С выходом игры Wii Sports компании удалось создать, пожалуй, самую успешную минималистичную игру всех времен. Убрав всё лишнее и сделав акцент на простом и понятном геймплее, компания Nintendo доказала, что минимализм может быть очень популярным.
Journey
![](https://habrastorage.org/files/ee5/2e4/8c0/ee52e48c0ace4313806745cb731949a2.jpg)
В получившей несколько наград и имевшей громкий успех приключенческой игре Jorney от компании Thatgamecompany минимализм применяется несколько иначе. Как и в игре Flower этого разработчика, в Jorney определенно ощущается недосказанность. Пользователю не хватает описаний и объяснений, чтобы понять, что именно происходит. Без затяжных обучающих уроков и подсказок на экране игроки вынуждены самостоятельно исследовать и изучать окружающий мир.
Упрощенные механики игры помогают исследованию, но настоящая сила минимализма проявляется здесь во время игры в режиме мультиплеера. Игроки просто попадают в совместную сессию без каких-либо уведомлений и возможности общаться между собой иначе как с помощью простых эмоций. Возникающая между двумя незнакомцами связь показывает, насколько впечатляющим может быть взаимодействие даже при отсутствии свойственных многопользовательским играм стандартных механик.
Shadow of the Colossus
![](https://habrastorage.org/files/f03/528/f16/f03528f16bb04560a90dd163b136cd1e.jpg)
Эта приключенческая игра, созданная Фумито Уэдой совместно с Team Ico, поражает эпическим размахом. Игрок может орудовать мечом, стрелять из лука и ездить верхом. Он должен спасти возлюбленную, и для этого нужно преодолеть нескольких огромных боссов. Но, в отличие от большинства приключенческих игр, в Shadow of the Colossus нет мелких противников, которые обычно встречаются в больших количествах в подземельях и повсюду за их пределами.
В игре 16 врагов, и все они – гигантские боссы. В перерывах между битвами с ними игрок может расслабиться и умиротворенно исследовать окружающий мир. Такая уникальная комбинация элементов игры создает ни с чем не сравнимое настроение. Именно этим и славятся минималистичные проекты от Фумито Уэды.
Ludum Dare 26: Minimalism
Если вы ищете больше источников вдохновения, на этом ресурсе представлено более двух тысяч других примеров минимализма в геймдизайне.
Ограничение vs. Замысел
Говоря об истории минималистичных игр, важно понимать разницу между ограничением и замыслом. Например, с точки зрения современных стандартов Pong – это пример минимализма в компьютерной графике, звуке, механиках и возможностях управления. Но всё это было обусловлено не специальным замыслом, а аппаратными ограничениями того времени.
В первых поколениях Game Boy использовалась палитра всего из четырех цветов, а в модели Game Boy Color было уже 32 768 цветов. Но в наше время проводятся целый геймджемы по созданию игр с ограниченной палитрой цветов в духе оригинальных Game Boy. Что это: пример минимализма или просто ностальгия по ретро-играм?
Рост популярности устройств на iOS и Android вызвал новый бум минималистичных игр. Особенности сенсорного экрана и сама природа мобильного гейминга создают условия, в которых больше внимания достается простым и быстрым играм. Но всё станет гораздо сложнее, стоит вам попытаться провести границу между минимализмом и казуальным геймингом. Впрочем, это тема стоит отдельного обсуждения.
Поделиться с друзьями
Комментарии (5)
Flakky
14.02.2017 21:03+1И кстати, было бы хорошо привести какую-нибудь теорию, кроме примеров. В целом мобильная, да и ПК, индустрии итак показывают что минимализм это не плохо и имеет место. А вот как сделать ее привлекательной, это уже вопрос.
zahmTOD
17.02.2017 15:59r_picmip «3» в Q3 у большинства про-игроков показывал еще одну сторону минимализма )
Mysterious
Странно, почему автор не включил сюда Minecraft?
Flakky
Тоже задаюсь этим вопросом. Ведь первые версии не предлагали даже выживалку, а чистое строительство. При этом популярность была не меньше выше представленных игр.
Vogan_erik
Он не минималистичный, он пиксельный.