Разбор консоли PS3. Источник: iFixit

В современной истории человечества разного рода лобби появляются довольно часто. Нефтяное лобби, табачное лобби, фармацевтическое… В целом, под термином лобби обычно понимается группа людей или организаций, которые отстаивают определенные интересы. Одна из таких групп относительно недавно сформировалась в индустрии видеоигр. Она называется Entertainment Software Association и представляет собой торговую организацию, куда входят Sony, Microsoft, Nintendo и ряд издателей и разработчиков видеоигр.

Эта организация, используя пользовательское соглашение (End User License Agreements), с успехом ограничивает возможность по ремонту видеоконсолей в США и некоторых других странах, где официально чинить проблемные устройства могут лишь так называемые авторизованные сервисные центры. Авторизацию они получают после того, как оформляют договор с производителем таких устройств, обязываясь выплачивать лицензионные отчисления. Аналогично ситуация обстоит с ремонтом различных устройств Apple. Схожую политику проводит и компания, которая далека от мира видеоигр — речь идет о производителе тракторов и сельскохозяйственной техники John Deere.

Что касается игровых консолей, то можно сказать, что Sony, Microsoft и Nintendо монополизировали рынок ремонта этих устройств. По крайней мере, в США. И это при том, что у консолей прошлого поколения, Playstation 3 и Xbox 360, есть несколько известных проблем, вроде «желтого огня смерти» и «красного кольца смерти» соответственно. За восстановление Playstation 3 корпорация Sony берет $200, Microsoft заменяет проблемные устройства бесплатно. При этом сама проблема решается гораздо быстрее, если пользователь хоть немного знаком с электроникой. Например, PS3 отремонтировать может даже новичок, который воспользуется доступным руководством от iFixit. Более оперативно отремонтировать проблемный девайс могли бы независимые ремонтные центры, если бы у них было право на такой ремонт.

Что касается ремонта в домашних условиях, то здесь компании не могут что-либо запрещать пользователю (в отличие от производителя уже упомянутых выше тракторов), хотя гарантия теряется, если гарантийный срок еще не вышел. Те же Sony и Microsoft используют специальные наклейки, при повреждении которых официальный сервисный центр уже не примет аппараты на гарантийный ремонт, а возьмет с пользователя полную цену такого ремонта.

Но вот компании, которые занимаются ремонтом электроники, в ряде стран не могут чинить видеоконсоли без получения официальной лицензии. И лобби участников рынка видеоигр делает все, чтобы так и продолжалось. Если взять те же стикеры, то их использование в США противозаконно. Но ничего не меняется — компании как использовали этот прием, так и продолжают использовать. Производители консолей продают запасные части лишь авторизованным сервисным центрам, получая за это неплохую прибавку к общей сумме прибыли продажи консолей.

Противники лобби игроков видеорынка предприняли попытку избавиться от неудобных условий сервисного обслуживания и ремонта устройств, о которых идет речь. Так, в ряде штатов США (Небраска, Нью Йорк, Миннесота, Вайоминг, Теннесси, Канзас, Массачусетс и Иллинойс) был предложен законопроект, который обязывает производителей игровых приставок продавать детали своих устройств и инструменты для ремонта независимым компаниям и пользователям. Цена должна быть такой же, какую лобби устанавливает для авторизованных сервисных центров. Авторы законопроекта также предлагают обязать производителей видеоконсолей предоставлять независимым компаниям софтверные и аппаратные инструменты, позволяющие прошивать приставки.

В итоге развернулась настоящая юридическая война, в ходе которой большинство организаций, входящих в Entertainment Software Association, прислали юристов в Небраску, где законопроект проходит процедуру принятия. В обращении лобби к сенатору Лидии Браск (Lydia Brasch) говорится о том, что законопроект «угрожает безопасности покупателей», «не является необходимым» и «обязывает раскрывать проприетарную информацию».


Фрагмент обращения лобби к сенатору Лидии Браск

На самом деле, законопроект вовсе не обязывает производителей раскрывать какую-либо информацию, представляющую коммерческую тайну. Также этот документ не предполагает передачу в руки сторонних компаний инструментов по ремонту, более мощных, чем те, что уже имеют в своем распоряжении тысячи авторизованных сервисных центров. Юристы, которые участвовали в разработке этого законопроекта, утверждают, что никакие законы он не нарушает. При этом производители консолей стараются оставить все, как есть, продолжая получать лицензионные отчисления. «Для производителя очень выгодно оставаться там, где он находится сейчас, говоря, что он единственный, кто знает, что и как чинить», — говорит Кайл Вьенс, СЕО iFixit. Кстати, он же стал и во главе команды, которая защищает права фермеров на право ремонта своих тракторов в деле с John Deere.

Он считает, что любой человек или организация имеет право ремонтировать свое имущество, будь то механизм или электронное устройство. Вьенс считает, что позиция производителей оборудования проста и понятна — они просто не хотят утратить финансовые поступления в виде лицензионных отчислений. Так что дело здесь не в защите чьих-либо прав, как обычно, проблема в деньгах.

Это просто бизнес, ничего личного.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (39)


  1. focs113
    26.02.2017 08:47
    -8

    Реболл полудохлого апу\видеокарты не является нормальным видом ремонта.а новых чипов на рынке нету. То есть кроме устранения проблем с питанием полудохлыми сд приводами не автор из прочен носу сц там делать нечего.


    1. A-Stahl
      26.02.2017 09:37
      +5

      >Реболл полудохлого апу\видеокарты не является нормальным видом ремонта
      А каким является? Что с реболлом не так?
      >а новых чипов на рынке нету.
      Возможно есть аналоги. А если ничего похожего нет — ну что же. Нет, так нет.
      >не автор из прочен носу сц там делать нечего
      Сильный аргумент. Я его, правда, не понял. Потому и сильный. Я не могу ничего сказать в ответ на случайный набор звуков.


      1. 15432
        26.02.2017 10:17
        +2

        Реболл — замена шариковых контактов между платой и процессором. Иногда реболл действительно помогает, и надолго, но в большинстве случаев поломку вызывает потеря контакта между самим кристаллом процессора и его подложкой. Единственное решение — замена процессора целиком. Отсюда проблема — отдельно процессоры не продаются, взять можно только с других приставок (если вы не Sony / Microsoft). В итоге "ремонтеры" по большей части делают прогрев или реболл, окисленный контакт в проблемном месте ненадолго приходит в норму, а через неделю или месяц опять дохнет. С такими случаями сталкивался неоднократно. В связи с возможностью модификации консолей, в таких сервисных центрах занимаются не только ремонтом, но и взломом приставок, с чем также пытается бороться индустрия.


  1. iig
    26.02.2017 09:24
    +2

    В USSR при разрушении гарантийной пломбы тоже терялась гарантия, но в GULAG за это не садили.
    Раз за гарантийное сопровождение платить производителю, он имеет право организовать это по своим правилам.


    1. Camill
      26.02.2017 10:01
      +3

      Вообще организовать он не может «по своим правилам», иначе можно устроить картельный сговор и просто отменить любые гарантии на весь класс устройств, а стоимость ремонта перевесить на клиента. А разницу — себе в карман.

      С другой стороны, гарантийные пломбы действительно выглядят разумной мерой. А вот запрет на ремонт всем кроме авторизованных СЦ — монополизм в чистом виде.


      1. iig
        26.02.2017 10:31

        Законы о правах потребителя есть (мне кажется) во всех странах. И порядок гарантийного обслуживания там указан. А это проект закона о правах сервис-центра-чиним-все.


    1. AllegroMod
      26.02.2017 10:32
      +6

      Статью не читай, ответ пиши. Речь идёт о постгарантийном обслуживании. Производитель не продаёт ни свои «уникальные отвёртки», ни принципиальную схему устройства, ни запчасти (DVD-привод, например), потому что это опасно, пользователь может поцарапаться, неправильно поставленный привод может разрушить городской квартал и прочий бред. Где-то прочёл, что около 30% прибыли «айфонного» подразделения Apple это платный ремонт устройств. Нельзя это просто отдать какому-то Ашоту, хотя Ашот имеет полное право чинить всё что угодно, если я ему доверяю свой телефон. Почему он должен для этого сам выпиливать семигранную отвертку?


      1. iig
        26.02.2017 11:08

        Сейчас мало кто стремится делать ремонтопригодную технику. Так дешевле. Отсюда и отсутствие запчастей — их надо произвести (с запасом, который, скорее всего, не пригодится), организовать логистику… Платить за все будет потребитель.


      1. GennPen
        26.02.2017 13:24

        Почему он должен для этого сам выпиливать семигранную отвертку?
        Apple делает свои проприетарные пятигранные винты. Нафига? По началу это вгоняло в ступор новичков, но сейчас в любом магазине по продаже запчастей можно купить такую отвертку за 50р.


        1. macmachine
          26.02.2017 15:42
          +1

          В iPhone 7 требуется еще одна новая отвертка, но и они уже есть в продаже.


          1. GennPen
            26.02.2017 16:32

            iPhone 7 пока не приходилось разбирать, не приносили их еще сломанные. На сколько понял там трехлучевая ответка нужна, не такая уж и редкость.


            1. macmachine
              26.02.2017 18:11

              Да, но она тоненькая. Покупать пришлось специально, причем первая дешевая сразу сломалась) купили потом дороже.


        1. AllegroMod
          28.02.2017 01:46

          А на ebay я покупал шлейф SATA для MacMini, но это нелегально. Между «можно» и «разрешено» огромная разница.


    1. a1ien_n3t
      26.02.2017 12:05
      +1

      По закону не имеют права лишать гарантии только на основе разрушении гарантийной пломбы. Обязанны доказать, что причиной поломки были действия пользователя. Так-что в России в этом плане закон на стороне покупателя.


      1. CyberAndrew
        26.02.2017 17:41

        Не могли бы вы показать ссылочку на этот закон?


        1. stAndrew
          27.02.2017 04:53

          http://zozpprf.ru/glava-2/statya-18


    1. dartraiden
      26.02.2017 14:26
      +4

      Раз за гарантийное сопровождение платить производителю, он имеет право организовать это по своим правилам.

      «Организовать», как Apple?
      Аттестованные Apple сервисные центры отказали в замене поврежденного дисплея по причине отсутствия официальных поставок подобных запчастей в РФ. Гражданину предложили произвести замену с доплатой.

      Вот такие у них «правила» бывают, пока уже государство не вмешается.


      1. iig
        26.02.2017 14:45
        -3

        У них — это в России? ;)
        И в сервисе от Ашота эти дисплеи были? Но не смог поменять, потому что отвёртки не было?


        1. dartraiden
          26.02.2017 14:52
          +2

          Отвёртки были, дисплеев не было. Они в Россию (судя по ответу авторизованных СЦ) не поставляются. А у «Ашота» неоригинальные или ввезённые неофициально.

          Это пример того, что полная отдача организации сопровождения производителю — не самая лучшая идея, некоторые (даже очень крупные) производители делают это ужасно.


          1. iig
            26.02.2017 15:04

            Закон о защите потребителей существует? Права и обязанности сторон в нем описаны? КМК, на территории России американское законодательство не действует.


  1. maniacscientist
    26.02.2017 11:24

    А ещё эти неавторизированные ремонтники могут установить какой нибудь JTAG, ату их, расхитителей капиталистической собственности!


    1. iig
      26.02.2017 14:23

      И чем это сможет помочь/помешать на залоченном устройстве? Вот, например, контроллер для газового котла. Во время грозы умер процессор. Заменить можно только всю плату в сборе (100 евро), прошивки для процессора ни у кого нет, и слить ее с рабочей платы никто не может, ибо вендор блок.


  1. sbnur
    26.02.2017 12:18

    На мой взгляд, обе стороны хороши — одни не дают комплектующие и инструментарий для сохранения прибыли, другие хотят ее получить при этом, чтобы им дали нужное для извлечения прибыли. То есть позиция равная все хотят зарабатывать,
    Но у фирмы производителя есть преимущество — все же это ее товары, и без них ситуация бы не возникла — типа право первородства.
    Мне кажется, если хочешь чинить, так сделай все сам, раз ты такой специалист
    Помню чинил один бытовой прибор — были нестандартные винты — ну и выточил нужную отвертку напильником
    Или сгорела деталь — заменил равнозначной
    Другими словами — хочешь денежку — раскинь мозгами


    1. iig
      26.02.2017 12:44
      +1

      В случае хорошо сделанного вендор лока сколько мозгами не раскидывай, а проблему отсутствия запчастей это не решит. Но я не вижу способа, как обязать производителя готового устройства производить и продавать ещё и комплектующие и инструменты. Разве что законодательно запретить одно без другого.


      1. sbnur
        26.02.2017 13:32

        Согласен — я и говорю — по праву первородства фирма-производитель имеет преимущество — никто же не будет позволять рихтовать неверное поведение своего потомка без законных оснований


    1. NikitaE
      26.02.2017 16:07

      При всем уважении, право «первородства» может выражаться по-разному. Когда производитель выставляет на свой товар ту цену, которую хочет, — это бизнес. Когда он не продает комплектующие вообще — это бизнес. Но когда купить товар могут а) не все, б) только после взноса за право покупать, в) ты не можешь пользоваться купленным на свое усмотрение — это трэшак.


      1. sbnur
        26.02.2017 16:28

        Вот именно на свое усмотрение — но у каждого оно свое, и чужого усмотрения никто не отменял


      1. iig
        26.02.2017 17:13
        -1

        купить товар могут а) не все, б) только после взноса за право покупать

        Пиво — только членам профсоюза! (Ц)
        И ещё некоторым гражданам алкоголь не продают.
        И некоторые безобидные химикаты, типа KMnO4.
        Кругом ограничения.


    1. macmachine
      26.02.2017 18:06
      +7

      Не всегда все так просто, как выточить отвертку. И конечно можно подобрать аналог для транзистора, но более сложные микросхемы редко имеют аналоги. Или например микросхема с прошивкой.

      Я профессионально занимаюсь ремонтом компов Apple и расскажу как в этой сфере обстоит дело.
      Если не гарантийный случай (залили, уронили и тд) или по истечении гарантии (фирменная стандартная гарантия 1 год), вы обращаетесь в авторизованный сервис и там диагностируют, что неисправна материнская плата, то вам предложат только замену платы целиком. Даже если там пустяковая неисправность (например сгорел предохранитель на подсветку матрицы) и цена такого ремонта 2т и делов на полчаса.

      Стоимость плат от 500$ даже на 5 летние маки. Часто стоимость замены платы превышает остаточную стоимость мака (стоимость тако го же б/у). Стоимость ремонта платы, как правило, в разы дешевле.

      С какими трудностями сталкиваются не авторизованные мастера:
      1 Отсутствие официальных поставок деталей. Нельзя придти в авторизованный сервис и купить какую то деталь, можно только придти туда с маком и под этот мак, под этот серийный номер заменят деталь за деньги. При этом нет такой детали как кл-ра, есть деталь топкейс, а это вся верхняя крышка с клавиатурой, а в ретинах топкейс идет с акб и тачпадом и стоит соответсвенно от 20т р. Хотя там можно заменить отдельно кл-ру и будет это стоить в 3 раза дешевле. Кл-ра будет из китая, но это будет такая же оригинальная кл-ра. Вообщем с деталями выручают друзья китайцы.

      2 Apple, мое мнение, осознано и специально усложняет сервисное обслуживание в не авторизованных мастерских. Почти каждый год выходит обновление модельного ряда, внешне мак остается таким же, поменяется только материнская плата(хотя и ее форму можно было бы оставить такой же, так как меняется там чаще всего только процессор и набор микросхем), но они меняют внутри многие детали. Думаю, что основная цель этого, не усовершенствовать, а сделать их несовместимыми с прошлым годом. Например меняют прошивку тачпада, матрицы и аккумулятора, хотя сами эти детали не меняют внешне. Меняют длину или форму соединительного шлейфа, меняют форму разъемов, меняют съемные модули( ssd, wi-fi) и тд. Проблема тут в том, что у китайцев детали на новые маки появляются с приличным опозданием.

      3 Отсутствие документации. Схемы на новые маки появляются в сети с большим опозданием. Вначале они платные и дорогие.

      4 Отсутствие прошивок. Это пожалуй основная проблема для серьезного ремонта. Например мультиконтроллер SMC имеет свою прошивку, считать её невозможно. Поэтому для ремонта понадобится плата донор. Китайцы с этим тоже выручают, можно купить мульт вырезанный прям с куском платы (иначе не возможно идентифицировать с какой платы мульт, так как микросхемы одинаковые, отличие только в прошивке, по годам и моделям), но на новые модели с опозданием большим.

      Или например прошивка чипсета PCH (южный мост). В моделях с 2012 года, Apple стало прописывать регион ME в чипсете (инфа прописанная в EFI имеет связь с инфой прописанной в чипсете). Поэтому в свежих маках не получится просто так заменить чипсет или процессор(если он со встроеным чипсетом) или зашить EFI слитый с донора(прошивка EFI или SMC может слететь даже при неудачном обновлении). Это тоже пока решаемо, для большинства моделей. Для решения требуется модифицировать прошивку efi, нужно заменить в ней часть кода на код из обновления прошивки EFI на официальном сайте (и там только част всей прошивки). Но там есть обновления не на все модели, и последние обновления прошивок были на маки до 2014 года. На 15 год и выше нету.


      1. sbnur
        26.02.2017 18:27

        Это понятно и естественно — какая причина фирме действовать по-другому
        Согласитесь — помогать другому зарабатывать деньги — это не бизнес, а благотворительность, то есть делается по желанию
        Единственное поможет — это некие дополнительные антимонопольные законы в этой сфере


        1. macmachine
          26.02.2017 19:03
          +4

          Тут дело больше не в том помогать или не помогать, стороннему сервису зарабатывать деньги, а в том чтоб вынуждать пользователя тратить гораздо большие деньги, обращаясь в авторизованный сервис.
          Согласитесь есть большая разница запалить за ремонт платы даже 10т или заменить плату за 50т.


          1. sbnur
            26.02.2017 19:51

            Да есть — согласен — но встав на место производителя я ревносто относился бы к попыткам неавторизованного ремонта — это же общий принцип — сервис должен быть затратным для потребителя


      1. iig
        26.02.2017 21:55
        -4

        Жаловаться на стоимость владения белыми игрушками все равно, что возмущаться ценами на еду в дорогом ресторане. Да, шаурма в ларьке у Ашота значительно дешевле, и пиво в пластике тоже можно пить. Почему никто не требует, чтобы в ресторане можно было пообедать по ценам студенческой столовой?


      1. stAndrew
        27.02.2017 05:44

        > нет такой детали как кл-ра, есть деталь топкейс
        Эту моду успешно переняли другие производители.


  1. ARD8S
    26.02.2017 12:37
    +3

    «Например, PS3 отремонтировать может даже новичок»

    Что-то я в этом очень сомневаюсь. Даже аккуратно собрать и разобрать не у всех получится, не то что аккуратно прожаривать видеочип и память феном, (причём не закрывая фольгой окружающие детали) по мануалу от «фиксиков». Не перегреть и не накосячить при разборке-сборке, да ещё и чтобы это потом работало без глюков (сейчас налетят «айболиты-прогревальщики» = «гарантия- неделя»)… Короче, не для «новичков» это. Если, конечно, выбор между выбрасыванием на свалку или попробовать оживить- можно попробовать, но нужно иметь хоть какой-нибудь опыт, твёрдую руку и стойкость духа.


    1. creker
      26.02.2017 15:26

      По факту, это даже не является ремонтом. Контакт между кристаллом и подложкой так полноценно не восстановить. Это ремонт ровно из той же категории как прижать посильнее радиатор (метод прижима в домашних условиях был ходовым вариантом как раз), чтобы деформировался тексолит и возможно восстановился контакт. Тоже помогает и тоже умирает все через довольно небольшой промежуток времени. Ни прогрев, ни прижим, ни реболл не являлись ремонтом для тех приставок. Скорее вариант отсрочить смерть и взять денег с клиента.


    1. ElvinFox
      27.02.2017 11:32

      Сам хотел поменять термопасту и почистить кулер на 3ей соньке, но после того как понял что нужно по сути разобрать ее до основания… решил руководствоваться старым правилом: «работает — не трожь».

      Уверен что сделано это с целью осложнить жизнь пользователям, а не из-за «иннновационной компановки»


      1. iig
        27.02.2017 12:59

        Ремонтопригодная вещь сложнее в производстве, дороже, и не такая привлекательная. Расчет на то, что до конца гарантийного срока ресурса хватитит, а дальше — это производителю уже не интересно.


      1. creker
        27.02.2017 13:52

        А я вот уверен, что сделано это для того, чтобы сделать красивую консоль внешне со встроенным БП, компактным корпусом и нормальной системой охлаждения. Такие вещи требуют сложной компоновки внутри. Тем не менее, разобрать пс3 было плевое дело, с чем без проблем справлялись школьники, которые повсеместно себе «ремонтировали» консоли прижимами и прогревами непонятными. Так же как и бокс.