Фото Ron Kroetz CC-BY
Миф 1: Радиоведущие читают по бумажке
Считается, что, например, ведущему новостей раз в час приносят бумажку с готовым выпуском, ему остаётся только прочитать её за три-пять минут, пока идёт эфир, а потом следующий час спокойно пить кофе, сидеть в соцсетях и болтать с коллегами в курилке.
Это была бы работа-сказка, но это не так. Ведущий новостей — сам себе редактор и копирайтер.
За час (а на информационных станциях и за полчаса) он должен в безумно быстром темпе просмотреть все ленты новостей, выделить из них главное и самостоятельно собрать себе выпуск.
И само собой, это не действие «ctrl c — ctrl v». Все новости аккуратно переписываются под разговорный формат, чтобы слушатель легче их воспринимал.
Как правило, хороший и качественный новостной выпуск бывает готов за пару минут до эфира, а после «читки» всё начинается сначала. Поэтому ведущий не перестаёт работать всю свою смену.
Хотя, конечно, мэтры-новостники успевают иногда поесть или просто пару минут посидеть и отдохнуть, прежде, чем приступать к сборке следующего выпуска. Но нет, с бумажки никто не читает.
Миф 2: Радиоведущие мало работают
Ведущий утреннего шоу приходит на три часа, весело шутит в эфире, разыгрывает пару-тройку призов и счастливый уезжает домой, после чего у него целый день свободен.
Это тоже совсем не так.
Во-первых, ведущий утреннего шоу (которое, как правило, стартует в семь утра), приезжает на станцию заранее, примерно к шести, а значит встаёт он примерно в пять (а девушки, которым нужно привести себя в порядок — ещё раньше).
Когда утреннее шоу проходит, ведущий не идёт домой, он садится анализировать эфир, разбирать ошибки и промахи, а потом начинает готовиться к завтрашней программе.
Да, утреннее шоу построено не на полной импровизации, у программы всегда есть «клок» — поминутное расписание того, что будет происходить в эфире, какой гость придёт, какая группа будет играть, какой конкурс проводится и какая тема обсуждается.
Всё это кропотливо готовят ведущие шоу вместе с продюсерами и редакторами. Если повезёт, эта работа начинается сразу после окончания передачи, а если нет, то уже ближе к вечеру. Время, проведённое на станции вне эфира, как правило, не оплачивается.
То же самое касается ведущих любых программ. Помимо времени, проведённого в эфире, есть подготовка, которая занимает гораздо больше часов, чем сам эфир.
Миф 3: Радиоведущие много зарабатывают
Конечно, работа известных радиоведущих оплачивается высоко. Однако работник радио не становится «суперзвездой» автоматически, просто попадая в эфир, — работа на радио в данном случае мало отличается от других профессий.
Оплата смен, как правило, почасовая, и на начальном этапе будет приносить совсем небольшие деньги. При этом, график работы большинства радиоведущих позволяет искать подработки, и почти никто из диджеев не работает исключительно на радио.
Более того, прожить на зарплату только от радиостанции порой бывает очень трудно — даже путь «звездных» ведущих начинался с долгой работы над собой и не самой высокой зарплаты. Например, в 2008 году работа на региональной станции-ретрансляторе могла оцениваться всего в 1200 рублей в месяц.
Сейчас работа, например, новостника на столичной радиостанции оценивается в 40 000 — 60 000 рублей, в зависимости от степени загруженности и финансовых возможностей станции. Для столицы это тоже не самая высокая зарплата. Но при этом надо помнить о нестабильном графике и работе до поздней ночи, ведь многие из ведущих практически «живут» на своих станциях.
Миф 4: Болтать в микрофон — это просто
А вот такие слова могут даже обидеть, поэтому не говорите их своим друзьям-радийщикам. Во-первых, независимо от стажа работы, прямой эфир — это всегда стресс.
Ведущий должен держать в голове не только основную мысль, но и общий план, «клок», приём звонков, время выхода спонсорской информации, укладываться в тайминг, а если он сидит за пультом (да, не всегда за это отвечает звукорежиссёр), то добавляется забота о звуке, запуске песен и т.д.
В большинстве случаев диджей — сам себе звукорежиссёр.
Помимо того, что речь ведущего должна быть безупречной (ударения, произношение, правильность фактов), есть множество нюансов: то, что нельзя говорить в эфир (речь не о нецензурной лексике, а о вещах, регулируемых законом о СМИ и другими законами — это названия брендов, разговоры об алкоголе и наркотиках, названия запрещённых в России организаций).
Помимо этого перечня в эфир не должны «просачиваться» темы, запрещённые внутренним распоряжением радиостанции (упоминания недружественных организаций или запрещённых генеральным директором слов). Теперь прибавьте к этому гостя, за речью которого тоже надо следить — в итоге получается напряжённая работа длиной в несколько часов.
Даже если человек профессионально ведёт свадьбы, корпоративы, концерты и праздники — это не значит, что его можно с легкостью «пускать в эфир». Работе в прямом эфире нужно учиться, это долгий и кропотливый процесс и тяжёлый труд.
Миф 5: На радио можно попасть только «по блату»
На радио действительно можно попасть, если у вас есть талант. Процесс очень прост — пишется резюме и записывается «демка» — тестовый выход в эфир, чтобы руководство станций могло оценить голос будущего ведущего.
Да, как правило, ротация кадров в сфере радио практически нулевая, а эфирные вакансии освобождаются очень редко, но на эти вакансии может претендовать любой человек.
Если очень хочется попасть на радио, лучший способ — это регулярно напоминать о себе, рассылая «демки» на различные станции. Конечно, в первую очередь руководство ищет человека с эфирным опытом, потому что его не нужно учить, но бывают случаи, когда на радио приходят талантливые люди «с улицы».
Если вас позвали на собеседование, велика вероятность, что вас возьмут. Скорее всего, придётся записать пробный эфир уже на аппаратуре самой радиостанции и согласиться на ту зарплату, которую предлагает руководство (см. миф 3).
Миф 6: Ведущие в эфире хулиганят
А вот это совсем не миф. Радиоведущие иногда щекочут друг друга, щёлкают по носу бумажками, кривляются, рисуют усы говорящему в микрофон, вставляют в уши карандаши, иногда даже немного пьют горячительное, дёргают за косички и сбивают читающих новости (как в постановке «День радио»). Но вы этого никогда не услышите, потому что магия радио работает.
А это значит…
…что на радиостанциях работают люди, которых их же коллеги сравнивают с адреналиновыми наркоманами: это не работа ради денег, престижа, славы или бесплатных проходов на концерты.
Это работа ради идеи, которой занимаются абсолютные фанаты своего дела.
Они могут жаловаться на мешки под глазами, обращения к психотерапевту, приём антидепрессантов, но радиоведущие, если они прижились в профессии, ни за что не выберут другую работу. Тем более, когда о ней есть столько мифов, которые не очень-то и хочется развенчивать.
P.S. Дайджест «Мира Hi-Fi»: портативное аудио, софт, форматы и винил.
Комментарии (17)
Deaddy
21.03.2017 15:49+5В 95-м и 96-м вели с друзьями раз в неделю передачу на местном радио. Местное радио у нас тогда только начинало появляться, оно не было зарегулированным, и это было чистой воды хулиганство в эфире по нынешним меркам. Нет, нецензурщины или похабщины у нас не было, но запретных тем тоже не было. Говорили обо всем, ставили вообще «неформатную» музыку. «Говорить» помогало и то, что cd-проигрыватель постоянно помирал, и пока звукорежиссер его оживлял, приходилось выдавать информации минут на пять, сначала это был «поток сознания», потом, с опытом, могли любую тему раскатать на полчаса.
Ни копейки за это нам не платили, это было чистое хобби. Получалось неплохо, а со временем все лучше и лучше. Первые эфиры — это было сплошное «э-э-э» и «мнэ-э-э», а когда прикрывали программу, нас даже уговаривали остаться и предлагали даже какие-то деньги.
Черт, как же это было весело.
daiver19
21.03.2017 17:18также лёгкий путь к славе и большим деньгам.
Серьёзно, в 2017 году кто-то может считать, что радио — это путь к славе? Кто-то вообще в наше время еще слушает радио? О_оsawser
21.03.2017 17:25+4миллионы автомобилистов только радио и слушают ))
master65
21.03.2017 19:25У миллионов автомобилистов в магнитолах нет usb-разъема?
SlimShaggy
21.03.2017 23:59Ну у меня например нет :) И даже если бы был, вряд ли я бы им воспользовался больше пары раз. В свое время скидывал mp3 на диски, но выискивать «что бы еще такое скачать» быстро надоедает, когда ездишь каждый день и музыки нужно много. Проще найти пару станций по душе и отдать работу по подбору материала на откуп профессионалам) Да и к тому же радио — это не только музыка: новостные и разговорные программы никто не отменял, а это не скачаешь.
shoor
22.03.2017 03:04Ага. Живу в небольшом городе на ДВ. Пока еду на работу на своем авто, а это 20-30 минут, по радио кроме рекламы практически ничего не крутят. Прайм-тайм же, время втюхивать. А еще есть такие радиостанции, которые крутят три песни по кругу. Аштрисёт. Поэтому бросил это гиблое дело, качнуть раз в месяц новой музыки на флешку не составляет большой проблемы.
sleeply4cat
21.03.2017 17:59+1Серьёзно, все новости — это тяп-ляп за час одним задолбанным человеком — и в продакшн? Вот не верю, честное слово. Не может один человек тянуть на себе отбор новостей, аналитику, написание сценария, переписывание под устный формат, вычитку ошибок и, собственно, зачитывание.
Giriia
21.03.2017 22:56Немного звукарил, поэтому думаю, что смогу дополнить автора.
Вообще, всё зависит от размеров компании и бюджета.
На крупных студиях обычно есть специальные люди, которые пишут сценарии, аналитику и прочее подобное.
ksenobayt
22.03.2017 09:07Гарантирую, что может. В универские времена подрабатывал на региональном ретрансляторе «Максимума», с примерно часом прямого эфира в будни. Всё так и обстоит.
Сейчас уже, в те редкие времена, когда я слышу что-то по радио, я практически узнаю формулировки из Википедии, новостей с Медузы или Дождя, которые я прочитал ещё за завтраком — и так далее. Возможно, на крупных станциях в МСК или Питере ситуация обстоит некоторым образом иначе, и там действительно есть дедикейтед-стафф для заготовки контента новостных выпусков — но в регионах всё куда менее кучеряво.
Leonid62
21.03.2017 18:46Интересная тема! В своё время несколько моих «знакомых знакомых» работали диджеями на региональном радио. Любопытно было, зачем они себе берут псевдонимы, причём не блещущие оригинальностью. На местном ТВ корреспонденты работали под своими ФИО.
JDBiber
21.03.2017 18:47Ради «фана, нового опыта и по большой просьбе» и чтобы протестировать свое ПО устраивал прямые видео-трансляции товарищеских матчей и межсезонных турниров по хоккею с участием команд из КХЛ. Когда просто «комметировал» (на самом деле то что я выдавал в эфир нельзя назвать комментированием от слова совсем, но моя мама сказала что я был великолепен!) было тяжело, а в прошлом году за 3 дня 5 матчей одновременно комментатором и оператором. Вот тут-то я и осознал всю легкость этих профессий :) Зато сколько нового о себе в коментариях (трансляции велись онлайн-Live) прочитал! В основном конечно «кто ЭТО пустил к микрофону»?!?!? Но было весело!
BalinTomsk
21.03.2017 22:05Скажу за телевидение в Торонто.
На главного ведущего ишачат 5-6 молодых журналистов, получая 40-45 тыщь годовых — то есть очень-очень бедно. И выйти выше шансов практически нет.
Hesed
23.03.2017 12:23У большинства радиоведущих очень характерные мелодика речи, интонации и тембр. Всегда интересовало где такому учат, где «ставят голос»? Знакомые загадочно улыбаются и отмалчиваются, подозреваю какой-то тайный сговор RJ'ев =)
Leerooooy
Ни одна работа не бывает легкой если за нее кто-то готов платить. А труд ведущих в моем понимание очень тяжелый. Тут на конференции заставят выступать и пол часа лекции кажутся адом, а вот 3 часа даже с трудом представляется мне как «человеку с улицы»)
lostpassword
Вас заставляют выступать на конференции?
Жестоко.
SargeT
Бывает почти так. Хочешь защитить диссер – светись, заполняй послужной список, в том числе и выступлениями.