С 2012 по 2014 годы в нескольких регионах России произошли взрывы на базовых станциях операторов сотовой связи. Они никак не были связаны с терактами, не было и сообщений в СМИ. Какие-то краткие упоминания об этом можно найти лишь на отраслевых форумах и в социальных сетях.
Одному из наших читателей пришлось работать при устранении таких аварий. По его словам, во всех инцидентах взрывались климатические телекоммуникационные шкафы. Фотографии с мест взрыва он прислал нам.
Термошкафы, где располагались аккумуляторные батареи будто-бы разорвало изнутри.
Примечательно, что во всех случаях взрывались телекоммуникационные шкафы Эрикссон SSC-02. После нескольких взрывов монтажников выезжающих на обслуживание базовых станций, предупреждали о том, что может и “бомбануть”. Тогда посчитали, что взрывы происходят из-за неправильного монтажа аккумуляторов трубка газоотвода перегибалась из-за чего газ скапливался внутри шкафа.
Вот еще серия фото взрыва в Краснодарском крае. Вид аккумуляторов, которые распирает изнутри ужасает.
Всю вину за взрыва возложили на человеческий фактор. Мол, монтажники криво смонтировали, пережали газоотводную трубку и вот итог.
Вот такая картина предстала перед ремонтной бригадой в Пензе.
Как утверждает специалист, работавший на месте аварии, причиной взрыва мог стать вовсе не “кривой” монтаж, а ошибка на производстве. Оказалось, что после нескольких взрывов (всего их было четыре) вендор произвел замену плат контроля выпрямителей заряда аккумуляторов. Также модернизации подверглась система вентиляции и газоудаления. На эту работу вендор потратил полгода, а ведь только в Краснодарском крае установлено около 2400 таких шкафов.
Комментарии (47)
MegaVaD
24.03.2017 13:56+2Расскажите о толщине стенки шкафов, чтобы было понятнее, какова мощность.
Протыкал ради любопытства маленький (телефонный, вроде от первого айфона) вздувшийся аккум иголкой :) Вздувшиеся на фотках — всё ещё под давлением? Если да, то какие действия дальше?SchmeL
24.03.2017 18:18+2Вздувшиеся на фотках — всё ещё под давлением? Если да, то какие действия дальше?
Вот и мне интересно, лично я бы даже на несколько метров к таким не подошел бы.
Aquahawk
25.03.2017 02:40+1будьте аккуратнее, посмотрите сначала на ютубе взрыв литий ионного аккумулятора, потом тыкайте.
LSDtrip
25.03.2017 19:07Вздутие это следствие сульфатации и разбухания пластин. Давление газа там не может быть высоким, поскольку банки закрыты резиновыми крышками, которые выбьет уже от пары другой атмосфер.
hungry_ewok
24.03.2017 14:25+1>Как утверждает специалист, работавший на месте аварии, причиной взрыва мог стать вовсе не “кривой” монтаж, а ошибка на производстве.
Скорее сочетание всех факторов. Кривой контроль зарядки + жаркая погода — аккумы пухнут и газят+ плохая вентиляция — накапливается водород… А гремучему газу чтобы рвануть — уже много не надо.
Впрочем, и просто акбшка сама по себе вспухнув и лопнув может доставить немало острых впечатлений. Особенно когда это случается в серверной упске…
Serge78rus
24.03.2017 14:26Интересно, все фотографии в статье — базовые станции в сельской местности, ну, или во всяком случае не в центре крупного города. Это специфика работы автора фотографий или станции чем-то отличаются и взрываются именно «сельские»?
artskep
24.03.2017 17:22+1В центре крупного города, возможно, не так необходимы аккумуляторы на БС.
Serge78rus
24.03.2017 18:31Вот здесь на фотографиях явно городская застройка, а тем не менее говорится:
Аккумуляторы предназначены для обеспечения работы станции в течение примерно суток в случае отключения внешнего питания.
stalinets
24.03.2017 19:01Аккумуляторы ставят везде. Базуха может работать без них, конечно, но они должны быть и всегда есть.
Thero
28.03.2017 16:17полагаю причина в том что в городе реже работают от батарей\ровнее ток и дефект контроллера не успевает себя проявить.
Arxitektor
24.03.2017 14:43чтобы было понятнее, какова мощность.
Я думаю как у гранаты.
Объёмный взрыв водорода. Страшная штука. Как бытовой газ. Только пределы детонации смеси очень высокие.
4,0—75%
Думаю проблема в том что акк закипал водород начинал интенсивно выделяться.
Похоже процесс шел лавинно и во всех акках одновременно.
Акки конечно раздувало жестко.
Kidar
24.03.2017 14:59+3На этой фотке видно, что все АКБ раздуло. Значит проблема в схеме заряда — сильный перезаряд. Возможно, что узел контроля напряжения вышел из строя или блок управления зарядными ключами.
DarkTiger
24.03.2017 16:29+1Или просто термодатчик в шкафу с АКБ либо не подключили, либо привинтили туда, где легче доступ, а не где положено
copypasta
24.03.2017 16:11+3после вступления
в нескольких регионах России произошли взрыва
продолжил читать, мысленно ставя в слове «взрывы» ударение на последний слог.
stalinets
24.03.2017 17:08+2Фигасе, не слышал, что такое бывает. А ведь мы обслуживаем такие термобоксы. Я слышал только, что аккумуляторы иногда раздувает и плавит, что их, чтобы поменять, приходится вырубать из стояки кусками.
Но про взрывы не слышал.
Наверное, если случаев со взрывом единицы, то случаев, когда аккум раздуло, но водород не успел накопиться или по случайности не сдетонировал, на порядок больше.
Думаю, тут дело может быть не только в контроллере заряда, но и в качестве самих АКБ. Вот пример: мы недавно меняли АКБ на одной большой базовой станции, 5 групп (20 АКБ). Старые аккумы были ещё фирменные, со времён постройки БС, 2008 года. Они весили порядка 65 кг штука. А новые с такой же заявленной ёмкостью весят порядка 45-50 кг. Я понимаю, за 9 лет прогресс мог коснуться их, но больше похоже на халтуру производителей. А если это халтура и реальная ёмкость их меньше заявленной, то понятно же, что при зарядке/разрядке большим током они будут сильнее греться и вероятность описанного в статье повышается.ru_vlad
24.03.2017 17:26+1Совершенно верно!
Тут скорей всего перезаряд и перегруз. Не даром это в сельской местности, а именно тем проблемы с электроснабжением и акб работает чаще в городе.
На счет газоотводных трубок, маловероятно, скорей всего хотят «стрелочника» найти.
Можно посчитать сколько надо водорода для взрыва в эквиваленте 100 — 150 г тротила, именно такие разрушения судя по фото.
Это какой должен быть перегруз (перезаряд) что бы столько газа выделилось.Serge78rus
24.03.2017 17:46Да и водород выделяется не из ниоткуда, а из электролита. Соответственно, даже если бы он благополучно ушел через газоотводную трубку и взрыва бы не было, то аккумулятор был бы уже не жилец.
Raegdan
25.03.2017 03:46Если вовремя обнаружить, что акум кипел, и дозаправить дистиллятом — жить будет. Другое дело — не в курсе, бывают ли акумы со встроенным электронным ареометром, но вполне возможно что да, т.к. мысль полезная.
Serge78rus
25.03.2017 09:28Я написал это с целью подтверждения высказывания ru_vlad о том, что режим эксплуатации был нарушен, а именно был перезаряд. Можно ли спасти аккумулятор если что-то предпринять — отдельный вопрос.
electronus
24.03.2017 18:55+2Ну они по сути расплавились. Термодатчики присутствуют. Почему контроллер не ушел в аварию и не снял заряд?
Я бы поверил в одну неисправную в цепи 4-х. Но не во все четыре…
reid2
24.03.2017 19:29На сколько мне известно на бс (по крайне мере в МСК области) используются гелевые акб.
Далее копипаст:
Главная их особенность — чуть ли не стопроцентная рекомбинация газов. В отличие от обычного аккумулятора, продукты химических реакций (водород, кислород) между электродами и электролитами не выбрасываются во внешнюю среду, а «прячутся» в порах стекловолокна. Эти газы при подзарядке батареи вновь становятся частью электролита, тем самым позволяя намного дольше сохранять изначальную энергоёмкость батареиspiritus_sancti
24.03.2017 19:38Все так, если бы не одно но — при штатной эксплуатации. Судя по тому как раздуло АКБ, контроллер просто помер и мучал АКБ зарядом сверх меры, выделяющийся газ и рванул. Вопрос к конструкции АКБ, обычно гелевые АКБ имеют резиновый клапан сброса избыточного давления, так сильно корпус мог раздуться только при сильном перегреве, что укладывается в гипотезу о длительном агрессивном перезаряде.
killik
27.03.2017 07:16Если стекловолокно, то это не гелевые, а AGM. Но водород во всех выделяется при поддержании заряда в буферном режиме, это первый закон электролиза Фарадея.
Contriver
24.03.2017 23:41+4Необязательно перезаряд, у меня пятилетние AKБ в 160 квт бесперебойнике, сначала дико грелись до 90+, потом пробками бахали и раздувались так что, только двери открывало в шкафу и уши закладывало слегка. Степень заряда контроллер определяет по напряжению на АКБ, если оно не достигается тупой контроллер заряжает постоянно банку, до бабах. Умный считает время и пишет что плохая батарея.В итоге от длительного заряда получается из аккумулятора электролизёр — источник водорода.
Повышающаяся температура и давление внутри банки разрушают и без того тонкий сепаратор, в наихудшем внутрибаночное замыкание и бабах.
В инструкции на бесперебойник производитель рекомендует проверять аккумуляторы не реже 1 раза в 2 года, а менять раз в 5 лет.
Но ктож это делает, то денег нет (у меня надо разом 40 шт в ИБП сменить), то персонала.
Периодически профилактику надо ещё и глазами делать, а не полагаться на мониторинг.killik
27.03.2017 06:49Еще есть разбалансировка ячеек в батарее. Самая слабая заряжается первой, и начинает кипеть. Иногда даже переполюсовывается, и выделяется сероводород. Куча последовательно соединенных аккумуляторов без балансировки это зло.
eka1939
26.03.2017 20:30Пережать газоотводную трубку можно — но как всегда маленькое но. Взрывались шкафы одной марки. Если глянуть даты выпуска шкафов, аккумуляторов — можно сделать кое-какие выводы. Если все шкафы, аккумуляторы с одной партии — скорее всего брак. То же самое относится и к контроллерам заряда. Статистика в помощь.
Dioxin
27.03.2017 08:59Блин, когда уже контроль напряжения АКБ будет вестись?
Не всей секции, а каждой банки, нет этого почти нигде.
Про раздельный заряд уж молчу.Thero
27.03.2017 11:04в мобильниках уже есть прогресс… надеюсь через пару лет станет нормой для индкстрии… в серьёзных аккумуляторах… ну где-то наверное так делают…
Dioxin
27.03.2017 11:27Да какие нафиг мобильники, когда в промышленных системах резервного эл/питания нет элементарного мониторинга банок в батарейных модулях?
А цены то в миллионах.Thero
28.03.2017 16:26ну вот просто контроллеры заряда в мобильниках сейчас прогрессируют быстро из-за быстрых темпов обновления устройств, а промышленные очень медленно меняют поколения… вот и всё. а цены в миллионах это лишний стимул быть ленивым и верить в авось. проще потом компенсацию выплатить если что-то где-то бахнет чем тратить деньги на качество аккумуляторов.
svitoglad
27.03.2017 23:25Как знакомо. :)
У нас на электроскутерах из-за «кривых» китайских зарядных АКБ так же раздувало.
Ugrum
Громче, чем мобильные телефоны.
У Эрикссона опыта в телекоме явно поболе, чем у Самсунга. Хлопушки получаются мощнее.
Спасибо за статью, как всегда интересно.
miron36357
А Эриксон причём? ББП стороннего вендора.
Ugrum
miron36357
Упс, тогда ясно, читал по диагонали…