Терапевтическая система iPhone VR Therapy System, с изображением доступных приложений в правом нижнем углу. Иллюстрация: Virtually Better, Inc.
Развитие виртуальной реальности началось в 50-е годы прошлого века, а в 1961 году компания Philco Corporation разработала первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военного применения. С тех пор технологии VR несколько улучшили свои качественные показатели, а сейчас начинают применяться не только в военном деле, но и в других областях. Например, для лечения психических расстройств. Специалисты из Гарвардского университета опубликовали обзорную статью, в которой рассматривают эффективность современных методов VR для лечения психических заболеваний, а особенно — тревожных неврозов и фобий.
Тревожные неврозы (тревожные расстройства) — настоящий бич нашего времени. Из-за них люди совершенно не могут расслабиться, жить счастливо и получать удовольствие от жизни. Главный симптом — повышенная общая тревога. Нередко может присутствовать страх болезни или несчастного случая, распространяющийся на себя и/или на близких, разнообразные волнения и дурные предчувствия. Чаще встречается у женщин и во многих случаях связано с хроническим повседневным стрессом.
Другие симптомы — потребность в движении, либо речевое беспокойство, часто не осознаваемые, страх, подавленность, навязчивые мысли, ипохондрические опасения, расстройства сна, деперсонализация. При деперсонализации собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими. Часто сопровождается дереализацией, когда окружающий мир воспринимается как нереальный или отдалённый, лишённый своих красок. По мнению врачей, причины такого состояния — длительное психическое перенапряжение или короткие по частоте, но сильные по интенсивности стрессы.
Приложения виртуальной реальности особенно полезны при лечении специфических фобий, потому что помогают человеку постепенно погрузиться в мир своих страхов, одновременно осознавая нереальность происходящего, но в то же время избавляясь от психического расстройства.
Для реалистичности передаваемых ощущений терапевтические приложения виртуальной реальности используют шлемы VR, перчатки, синтезированные звуки и вибротактильные платформы. Всё это позволяет активно исследовать виртуальный мир, а в некоторых случаях и взаимодействовать с ним.
Частое мытьё рук — распространённое навязчивое действие у страдающих обсессивно-компульсивным расстройством
Гарвардские учёные отмечают, что виртуальная реальность потенциально является очень мощным и полезным инструментом для психиатрического сообщества, ведь тесты проводятся в контролируемом окружении. Их можно повторять в точности или модифицировать, тщательно изучая эффект. Они перечисляют результаты нескольких экспериментов, в которых VR использовалась для лечения следующих расстройств:
- Специфические страхи конкретных объектов и ситуаций: страх высоты, полёта, животных, иголок, крови и проч. Наиболее хорошо исследованным является лечение с помощью VR страха полётов: здесь проведено два исследования. Они показали, что после терапии увеличилось количество пациентов, которые купили билеты на самолёты и улетели. В целом, VR вместе с когнитивно-поведенческой терапией (КПТ) показывает лучший результат, чем только КПТ.
- Социофобия. Это психическое состояние, когда человек испытывает тревожность в социальных отношениях — например, перед публичным выступлением или перед знакомством с новыми людьми. Здесь приложения VR показали такую же эффективность, как КПТ, и эффект от лечения сохранялся через год.
- Посттравматическое стрессовое расстройство. Несколько проведённых исследований показывают положительный эффект лечения с помощью VR: эффект от среднеположительного до очень хорошего. Эксперименты ставили для помощи пострадавшим после теракта во Всемирном торговом центре — для них лечение было весьма эффективным. Ветеранам Вьетнамской войны помощь средствами виртуальной реальности не очень помогла, но там была слишком маленькая выборка. А вот эксперименты на участниках боевых действий и действующих военнослужащих продемонстрировало реальную пользу VR.
- Паническое расстройство и агорафобия: внезапный наплыв тревоги (паническая атака) с психологическими (сердцебиение, потоотделение, нехватка воздуха) и когнитивными (потеря концентрации, страх или мысли о смерти) симптомами, что ведёт к избеганию определённых мест или ситуаций (чаще всего тоннелей, парковок, городских площадей, шоссе). Некоторые эксперименты показали, что VR оказывает такой же положительный эффект, как традиционная экспозиционная терапия. В других случаях технология VR была даже эффективнее, заняв меньше времени.
- Общее тревожное расстройство. В одном из маленьких экспериментов для замера уровня повседневного стресса часть из 20 пациентов носили биодатчики, а сессии VR обучали пациентов расслабляться. Особой разницы в результатах с контрольной группой замечено не было.
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — навязчивые, мешающие или пугающие мысли (так называемые обсессии). От них человек пытается избавиться с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий) — например, постоянно моя руки. В данной области эффективность лечения с помощью VR пока не оценивалась, было только два исследования о выявлении ОКР с помощью VR.
- Шизофрения — надёжных данных пока нет, проведены только первые исследования применения VR в лечении шизофремнии, но они дали обещающий результат.
- Острая и хроническая боли. Проведён первоначальный опыт на небольшой группе из четырёх пациентов с ожогами. Оказалось, что субъективная оценка боли ниже у пациентов, которые проходили терапию с использованием VR. Другой опыт на раковом пациенте подтвердил, что при нахождении в виртуальной реальности уменьшаются страдания во время прохождения болезненных процедур. Сравнительное тестирование обезболивающих в сочетании с VR тоже подтвердило, что такой метод более эффективен, чем обычные обезболивающие.
Исследователи также упоминают о проведённых экспериментах в лечении аутизма, аддикций и различных форм расстройств приёма пищи.
Первая научная статья о применении виртуальной реальности в медицине была опубликована в 1995 году. За два десятилетия собрана достаточная научная база, чтобы уверенно говорить о хороших перспективах использования VR для лечения различных расстройств психики, фобий, тревожных расстройств и других психических недугов.
Научная статья опубликована в майском/июньском номере журнала Harvard Review of Psychiatry за 2017 год (doi:10.1097/HRP.0000000000000138).
Комментарии (8)
engine9
10.05.2017 18:24От тревоги нет ничего лучше чем развитие рационального мышления методами когнитивно-поведенческой психотерапии. А фобии успешно фиксятся методиками десенсибилизации. Главное не филонить и работать тогда будет эффект. Примерно та же ситуация как со спортом, кто-то гантели тягает, а кто-то покупает пояса для похудания и тренажеры.
SADKO
11.05.2017 14:00Понимаете какая пьянка, рациональное мышление развивается лишь у тех, кому оно доступно по умолчанию…
… закрыв глаза, вы не представите себя на берегу моря, сколько об этом не думай, а ласкового солнца и ветра не почувствуешь, хоть маячь перед глазами блестящей побрякушкой, хоть пляши с бубном, а «мыслитель не гипнабелен»…
Точно так же для чувственного типа людей, попытка апеллировать к логике и здравому смыслу будет абсолютно бесплодна, пока не приплетёшь сюда эмоции и чуйства, пусть даже и виртуальные.engine9
11.05.2017 16:50Категорически не согласен, оно не доступно по умолчанию как недоступно по умолчанию умение кататься на велосипеде. Это навык, развиваемый практикой. Лишь редкие счастливчики учатся этому от рационально мыслящих родителей.
Остальным мышление заменяет эмоциональное реагирование.
ID0007
11.05.2017 15:34Нужно отметить, что чувствуешь себя после VR сеанса отвратительно. И эмоционально, и физически.
Herzeleid_Fawn
15.05.2017 10:03VR лучше будет подходить для симуляции или обучения, но никак не для лечения фобий. Не думаю, что эксперимент удастся.
Ugrum
И добавит новых, свежих, от которых нас будут лечить старыми, проверенными средствами.