Доброго времени суток, хабр!

Здесь мы не будем рассуждать о плюсах и минусах языков.



Мы будем использовать их вместе!



В этом нам поможет замечательная библиотека pyd. С её помощью можно как вызывать код на python из кода на d, так и наоборот.

Рассмотрим первый вариант. Заполняем файл dub.json:

{
    "name": "pydtest",
	"targetType": "executable",
	"dependencies": {
        "pyd": "~>0.9.7"
	},
    "subConfigurations": {
        "pyd": "python34"
    }
}

subConfigurations указывает, что мы будем использовать python 3.4

Создаём source/main.d:

import std.stdio;
import pyd.pyd, pyd.embedded;

void main()
{
    py_init();

    auto script = new InterpContext;
    // следующие 2 строки позволяют искать модули в текущей директории
    // это нужно чтобы не устанавливать наш пакет myscript.py в систему 
    script.py_stmts( "import sys" );
    script.py_stmts( "sys.path.append('.')" );

    script.py_stmts( "import myscript" );

    writeln( script.py_eval!string( "myscript.func()" ) ~ " from pyd" );
}

Создаём myscript.py
def func():
    return "hello habr!"

Запускаем сборку и её результат
dub build && ./pydtest

И всё!
hello habr! from pyd

Всё настолько просто!

Попробуем немного усложнить. Добавим функцию сложения чисел в myscript.py:

def sum(a,b):
    return a + b

И вызовем её из кода на D. Добавим это в функцию main.main:

...
    script.x = 13;
    script.y = 21;

    writefln( "result: %d", script.py_eval!int( "myscript.sum(x,y)" ) );
...

Усложнить не получилось.

Класс InterpContext олицетворяет контекст интерпретатора (как ни странно) и мы можем добавлять туда переменные таким простым способом. Поля x и y не являются частью объекта script — таких полей нет, но это работает потому, что в языке D есть возможность конвертировать вызовы несуществующих методов класса (или структуры) в вызов метода opDispatch, который, как в данном случае, может быть свойством.

Код метода InterpContext.opDispatch
   @property PydObject opDispatch(string id)() { // возвращает значение из контекста
        return this.locals[id];
    }

    @property void opDispatch(string id, T)(T t) { // записывает значение в контекст
        static if(is(T == PydObject)) {
            alias t s;
        }else{
            PydObject s = py(t);
        }
        this.locals[id] = py(s);
    }


Таким же способом мы можем взять объект из контекста:

...
    script.py_stmts( "z = myscript.sum(8,7)" );
    writefln( "result2: %d", script.z.to_d!int );
...

Да и функции можно вызывать практически так же:

...
    auto sum = script.myscript.sum;
    writefln( "result3: %d", sum(14,15).to_d!int );
...

некоторые моменты
синтаксис property в языке D является давно обсуждаемой темой, а конкретно вопрос связан с ситуацией, когда property возвращает объект с методом opCall:

script.myscript.sum(14,15).to_d!int; // сработает, что странно, было бы логично запретить
script.myscript.oneargfunc(12).to_d!int; // не скомпилируется, так как oneargfunc(12) это вызов opDispatch с параметром 12
script.myscript.oneargfunc()(12).to_d!int; // тут всё в порядке: явно вызывается oneargfunc(), затем у результата вызывается opCall(12)


Теперь попробуем наоборот из кода на python вызвать код на D. Создадим новую папку для этого.
Создадим файл dcode.d с содержанием:

module dcode;

import pyd.pyd;
import std.math;

float[] calc( float x, float y )
{
    return [ sqrt(x*y), x^^y, x/y ];
}

extern(C) void PydMain()
{
    def!(calc)();
    module_init();
}

И файл setup_my_dcode.py (имя никак не влияет):

from pyd.support import setup, Extension
projName = 'dcode'
setup(
    name=projName,
    version='0.1',
    ext_modules=[
        Extension(projName, ['dcode.d'],
            extra_compile_args=['-w'],
            build_deimos=True,
            d_lump=True
        )
    ],
)

соберём наше расширение (именно build, а не install, чтобы не засорять систему тестовыми файлами):

python3 setup_my_dcode.py build

создасться папочка build такого содержания
build
+-- lib.linux-x86_64-3.4
¦   L-- dcode.cpython-34m.so
L-- temp.linux-x86_64-3.4
    L-- infra
        +-- pydmain.d
        +-- so_ctor.o
        L-- temp.o

Нас интересует build/lib.linux-x86_64-3.4/dcode.cpython-34m.so. Копируем его в текущую директорию или переходим в папку с ним и можем проверять прямо в интерактивном интерпретаторе:

python3
Python 3.4.1 (default, Nov  3 2014, 14:38:10) 
[GCC 4.9.1 20140930 (Red Hat 4.9.1-11)] on linux
Type "help", "copyright", "credits" or "license" for more information.
>>> import dcode
>>> dcode.calc( 5, 12 )
[7.745966911315918, 244140624.0, 0.4166666567325592]
>>> 

И опять всё достаточно просто!

И опять попробуем всё усложнить — добавим класс в dcode.d:

class Foo
{
    float a = 0, b = 0;
    static string desc() { return "some ops"; }
    this( float A, float B ) { a = A; b = B; }
    float sum() const { return a + b; }
    float div() const { return a / b; }
}

extern(C) void PydMain()
{
    def!(calc)(); // сначала функции
    module_init(); // затем инициализация модуля
    wrap_class!( // только потом классы
        Foo,
        Init!(float,float),
        Repr!(Foo.toString), // как python будет это переводить в строку
        Def!(Foo.sum),
        Def!(Foo.div),
        StaticDef!(Foo.desc)
    )();
}

К сожалению в этой ситуации всё действительно немного усложнилось. Для работы с классами D в python нужно объявлять конструкторы, функции и т.д.

Собираем, проверяем:

python3
Python 3.4.1 (default, Nov  3 2014, 14:38:10) 
[GCC 4.9.1 20140930 (Red Hat 4.9.1-11)] on linux
Type "help", "copyright", "credits" or "license" for more information.
>>> from dcode import Foo
>>> Foo.desc()
'some ops'
>>> a = Foo(1,2)
>>> a.div()
0.5
>>> a.sum()
3.0
>>> 

Работает!

О вариантах применения говорить не нужно: их много и они интересны. Стоит упомянуть, что библиотека ещё не дошла до стабильной версии 1.0.0 и могут встречаться ошибки.

Я нашёл только одну проблему: нельзя запустить код на D из кода на python, встроенного в код на D:



Но мне кажется, это не фундаментальная проблема и автор её сможет легко исправить.

Очень приятная документация по проекту находится здесь и ещё примеры здесь.

Комментарии (12)


  1. Dreyk
    07.06.2015 03:14
    +12

    Наверное зря, но я не смог удержаться =/
    Надеюсь, никто не добавит туда еще язык R


    1. Jabher
      07.06.2015 06:51
      -1

      главное чтобы ORM не реализовали…


  1. dannote
    07.06.2015 04:16
    +1

    нельзя запустить код на D из кода на python, встроенного в код на D


    Фундаментальная проблема. Без callback-ов жить не очень здорово и наличие этой проблемы говорит о том, что виртуальная машина не fully-resumable, что влечет за собой еще целый ряд сюрпризов.


    1. deviator Автор
      07.06.2015 04:48

      Насчёт фундаментальности я говорил в плане исправления. Ошибка при запуске программы была вида 'already defined', и относилась к загрузке дин. библиотеки phobos. Но видимо я несколько ошибся насчёт простоты её исправления. Не совсем понял насчёт виртуальной машины. pyd не является самостоятельной виртуальной машиной, используется cpython, может я не совсем понял о чём Вы? И что означает термин full-resumable?


      1. dannote
        07.06.2015 09:16

        Есть стандартная проблема при вызове нативного кода из виртуальной машины: казалось бы, необходимо просто сохранить контекст выполнения, выполнить код и возобновить работу из контекста, но если вызвать из нативного кода интерпретируемый, с этим самым сохраненным контекстом возникнет нештатная ситуация. Еще одна стандартная проблема в подобной ситуации — сборка мусора. Во многих случаях обе проблемы решаемы, но это явно не 3 строчки кода.


        1. ZyXI
          07.06.2015 18:28

          Почему не три строчки? Я писал биндинги к Python в Vim и там есть следующие случаи:

          • Вызов Python из C: + две строчки: взятие GIL и освобождение GIL.
          • Вызов C из Python, если код на C не может вызвать Python и вообще работает быстро: ничего не нужно вообще, только структуры с описанием функций, чтобы Python знал, что можно вызвать.
          • Вызов C из Python, если C код может вызвать Python (или работает медленно и нам бы хотелось разрешить Python работать в других потоках во время работы кода): + две строчки: макросы Py_BEGIN_ALLOW_THREADS и Py_END_ALLOW_THREADS. Там ещё вызываются прикольные функции «Python_Lock_Vim()» и парная Release, но они ничего не делают (и их можно было спрятать под свой макрос).

          Сборка мусора вызывала не больше проблем, чем прямое управление памятью в других участках кода, при том проблемы были только с собственными типами, определёнными в C.


  1. vintage
    07.06.2015 10:50

    Самый шик — это написать интерпретатор Python на D в виде статического компилятора.


    1. wiygn
      07.06.2015 12:17

      Интерпретатор в виде статического компилятора? Это как?

      Или вы про JIT/AOT?


      1. vintage
        07.06.2015 14:16

        Это трансляция Python в D налету во время компиляции.


        1. deviator Автор
          07.06.2015 19:55

          Трансляция python в D это кажется вот это.
          Не совсем понимаю зачем это может быть нужно, имхо смысл python встраивать в D в том, что python динамичный, его не надо компилировать, его можно использовать как конфиг программы, изменять на лету и тд, то есть по настоящему скриптовой язык. А так получается ни рыба ни мясо.


          1. vintage
            07.06.2015 22:15

            Нет, delight — это D с немного другим синтаксисом.
            В том-то и дело, что эту его динамичность не сложно реализовать на D. Да и сам D можно использовать как скриптовый язык с AOT компиляцией.


  1. brainick
    07.06.2015 11:59
    +3

    смешал селедку с малиновым вареньем — такая фигня получилась