Мы занимаемся созданием бесколлекторных моторов и недавно у нас был заказ на мотор для квадрокоптера с тягой не менее 2 Кг на каждый винт. До этого мы не делали моторы под воздушный винт и нам был необходим метод измерения и стенд для мотора с винтом.
Прежде чем начать выбирать оптимальный мотор и винт под него, сперва нужно разобраться какие потери возникают в моторах.
Основными источниками потерь в бесколлекторных моторах являются железо статора и его обмотка.
Потери на железе возникают из-за его перемагничивания. Данные потери условно можно считать пропорциональными оборотам мотора и они задают минимальную потребляемую энергию мотора. Так, например, если вы возьмете большой и мощный мотор для маленького коптера с маленьким винтом, то ничего хорошего у вас не получится. Мотор просто будет вращаться вхолостую с нулевым КПД и греть железо в статоре.
Потери в медной проволоке наоборот не зависят от оборотов, а зависят от тока/потребляемой мощности. Данные потери ограничивают максимальную мощность, которую способен выдать мотор не перегревшись.
Вторым важным элементом при выборе мотора является винт. Малые винты обладают более низкими показателями эффективности г/Вт(1 грамм подъёмной силы/1 Ватт потребляемой мощности), но маленькие винты более динамичны и позволяют быстро набрать скорость на гоночных коптерах. Для достижения максимального времени полёта винт должен соответствовать максимально эффективному режиму работы мотора.
Однако если мы захотим подобрать оптимальные комплектующие для своего коптера, то мы столкнемся с большой проблемой при их выборе. Производители дают минимальный набор характеристик для своего товара. По винтам вообще невозможно найти какой либо информации кроме их размера.
Функционал стенда
На данный момент несколько производителей уже представили на рынок свои стенды. Однако их возможности не сильно превосходит функционал кухонных весов. И данные стенды не способны дать всех характеристик при работе мотора.
Нам же от стенда были необходимы следующие параметры: потребляемая мощность, обороты мотора, тяга винта, момент создаваемый винтом, КПД мотора, эффективность мотора, винта.
Исходя из этих параметров мы спроектировали конструкцию стенда и снабдили его всеми необходимыми датчиками.
Для измерения силы тяги и момента были выбраны хорошо распространённые сейчас датчики с тензосопротивлением. Они обладают хорошей жесткостью и высокой точностью измерения и очень удачно подходят по своей конструкции.
Для измерения остальных параметров были выбраны стандартные для этого датчики: полупроводниковое термосопротивление для температуры, акселерометр для замера вибраций, датчик тока на эффекте холла для измерения тока и делитель для напряжения…
Сердцем нашего стенда является микроконтроллер ATMega328 на плате Arduino Nano. Он собирает показания с датчиков, обрабатывает их и выводит на экран. Данный микроконтроллер оптимально подходит для данной задачи. Он обладает минимальной ценой, не привередлив к питанию, стабилен и имеет достаточное количество интерфейсов для данной задачи.
В результате нашей работы был получен стенд со следующими параметрами:
- Питание через BEC модулю контроллера 5-9В, либо через micro USB
- Измерение тяги до 5Кг с точностью +-5г
- Измерение момента до 3Кг/см с точностью +-5г/см
- Измерение напряжения до 30В с точность +-0.2В
- Измерение тока до 30А с точностью +-0.1А
- Измерение КПД с точностью +-2.5%
- Возможность измерения оборотов винта в диапазоне 1000-15000RPM
- Возможность измерения относительных вибраций.(Можно использовать этот параметр для балансировки мотора с винтом путём уменьшения параметра вибраций)
- Измерение температуры мотора (*на данный момент не полностью реализовано в стенде, нами использовался отдельно подключенный датчик)
- Возможность управления педалью “газа” прямо с пульта
Тестирование
Мы испытали наш стенд на распространенном китайском моторе 2212 и на нашем моторе.
Китайский мотор во всём диапазоне не смог выдать КПД выше 50%, а его эффективность составила около 4-5г/Ватт. Наш же смог показать КПД выше 70%, при этом он работал на минимуме своей мощности(тест был в пике до 500Вт, теоретический максимум 1500Вт), т.к. размер тестируемого винта маловат для него и с большем винтом КПД только возрастёт. Эффективность же у нас получилась 9г/Ватт. Так что даже с учетом гораздо большего веса мотора, даже небольшой коптер с нашим мотором смог бы летать дольше.)
Экономный вариант
Стенд описанный в данной статье является достаточно сложным и предназначен для точной проработки силовых агрегатов дрона. Для случая, когда охото сэкономить и узнать просто тягу мотора, нами был сделан простой, дешевый адаптер способный выполнить данную функцию.
Данный адаптер крепится одним концом к мотору, вторым к бутылке с водой. Бутылка устанавливается на весы. Далее мотор запускается и тяга измеряется по показаниям весов.
Крепление на адаптере сделано универсальным и подходит практически под все распространенные моторы. На втором конце адаптера находится резьба для накручивания на 5ти литровую бутылку.
Комментарии (67)
serghs
03.06.2017 20:27+2Как я понимаю, вся ваша методика строится на сочетании двигатель-винт. Может, при определении энергоэффективности конкретного изделия (в смысле квадрокоптера) имеет смысл автоматизировать процесс измерений, особенно если вы, к примеру, имеете двигатель, но хотели бы найти наилучшее его сочетание с геометрией винта?
Да, и есть смысл сменить название статьи, не эффектный, а «эффективный» хотя бы?HOMPAIN
03.06.2017 20:31Как раз наш стенд и позволяет отделить параметры мотора и винта. Стенд выдаёт эффективность мотора и винта отдельно. Для нас необходимость данного стенда была именно в измерении параметров винта. Отдельно мотор мы и так умеем замерять и достаточно точно моделировать.
Спасибо за замечание, глаза замылились от 50десятого перечитывания, не заметил)serghs
03.06.2017 20:49За мотор и так понятно — классические измерения для тех, кто учился по специальности «Электрические машины». А по «эффективности винта отдельно» — я не понял. Винт может быть только в сочетании с мотором, характеристика строится от числа оборотов. Или у вас не так?
HOMPAIN
03.06.2017 20:56Винт можно измерить с любым мотором и получить на выходе зависимость момента и тяги винта в зависимости от оборотов. Потом эти данные можно использовать независимо от мотора.
serghs
03.06.2017 21:01Вы сами себе противоречите, нет «отдельно», есть винт как нагрузка и вытекающие из этого результаты измерений. Другой вопрос — «в зависимости от оборотов». Именно эту фразу от вас в конечном итоге я и хотел услышать. Это и было написано постом выше. А когда вы уже вывели момент от оборотов, тогда да, теперь вы «на коне» и можете полученную зависимость использовать на все 100%
impetus
03.06.2017 22:35добавить внешний большой вентилятор к стенду для имитации вертикальной скорости коптера и/или косого обтекания не планируете?
Просто то, что покажется оптимумом для задач висения — может оказаться не самым лучшим вариантом для горизонтального полёта например.
Хотя бы себе самим для понимания порядка-степени влияния этих внешних обстоятельств.
(до рекуперациии спуска с высоты кверху огами, дума, пока руки у вас не дойдут)HOMPAIN
04.06.2017 13:47Мне кажется для коптера этл не так принципиально. У него скоролопости винта 100км/ч и полёт на скорости 10-20км/ч сильных изменений не даст. Но идея хорошая, подумаем над реализацией)
impetus
05.06.2017 12:36Вертолёт, обычный классический большой — может нормально лететь с грузом, с которым висеть он не может — упадёт. Вплоть до взлёта с разбегом при только частичной разгрузке амортизаторов, т.е. косое обтекание добавляет довольно много подъёмной силы или, что то же самое — экономит мощности.
Но лучше всё же это дело не на пальцах, а на стенде рассматривать.
Psychosynthesis
04.06.2017 02:19Прикольно, а 3d-модельку этого вашего «адаптера» не выложите?
AllexIn
04.06.2017 09:56Или хотя бы более детальные фотографии, чтобы можно было бы понять общую конструкцию.
Сам планирую собирать квадрокоптер и очень бы хотел повторить подобный стэнд.Psychosynthesis
04.06.2017 15:49Ну по поводу общей конструкции, имхо, как раз вполне понятно — тупо как крышка на бутылку этот адаптер накручивается, а сверху имеет посадочное место для двигателя.
Antilogic
04.06.2017 09:46+1«МЫ» — это кто? Примерно год назад писал всем возможным производителям БК моторов в России, либо не было ответа, либо сразу говорили, что таких же цен, как в Китае, не получится.
HOMPAIN
04.06.2017 13:39Мы — это команда motochrome, занимающаяся производством моторов. Нам пока меньше года, но мы стремительно развиваемся.)
Если интересует мотор под заказ, напишите нам в группу в ВК https://vk.com/motochrome
lolhunter
04.06.2017 15:05А с чего должно быть дешевле-то? Магниты вроде не тут делают. Рынок тут — дай бог 1% от Китая (оооочень оптимистично).
Firelander
04.06.2017 12:04Для эффективного коптера имеет значение не только сферический кпд двигателя, но ещё и удельная тяга, а ваш двигатель выглядит довольно массивным. Жаль, вы не привели больше данных о вашем двигателе. Вес, KV, данные тестирования при разной тяге, чтобы можно было сравнить с ближайшими по параметрам китайцами. Если зайти на сайт тех же саннискаев, там можно найти довольно серьезные таблицы, с не менее чем с пятью значениями тяги, разными винтами и напряжениями. Эффективность 9 грамм на ватт, замеренная в одной точке не говорит ни о чем, потому что она меняется в разы при разном значении тяги, напряжения и в зависимости от винта.
HOMPAIN
04.06.2017 13:42Вес 350г. Кв270. 30 магнитов 27 слотов. Намотка была под 24В питание, на максимальном газу он давал пол 3кг тяги с винтом 1845
clawham
04.06.2017 13:35+4Сразу видно людей никогда не измерявших тягу винта.
Смотрите- у вас как минимум 3 грубейшие ошибки заложены!
1) на стендах особенно на верху бутылки — винт должен дуть вверх/от себя! иначе поток воздуха отражается от пола/стола и возвращает часть тяги многократными переотражениями от струи
2) бессмысленно рассматривать мотор-винт без включения туда ещё и регулятора! А вот регуляторы бывают ооочень разными и даже хорошие качественные не теряющие синхру регуляторы на одном моторе могут другой — греть без повода.
3) обороты мотора вообще-то бесполезная величина а вот процент шима — полезная ибо квадрокоптеры должны иметь номинальную тягу на винте для висения уже на 40% газа!
По пунктам скажу так. простой дешевый мотор IBM IPOWER 2217-1000kv на винте 12-4.5 — этот винт для него тяжелый нереально НО.на тяге 500 грам он выдает 12 грамм на ватт если дуть в пол/стол как вы показываете или реальных чесных 10 г/вт если дуть правильно. тоесть ваши 9 г/вт это мало. с вашим винтомдолжно было получиться больше! вообще правило там простое — чем больше винт тем дольше летаем.
Для компенсации инерции винтов нужно применять регуляторы с активным тормозом. они вопервых имеют намного более высокий кпд на половине газа за счет синхронного выпрямления(когда фазный ток на нулевом периоде шима упирается не в диоды нижних фетов а регулятор сам их открывает и фазный ток упирается в открытый канал низкоомный а не в 1.2 вольтовый диод). Так он ещё и может рекуперацией заниматься… когда резко мозги дают сброс оборотов то обычные регуляторы останавливают мотор просто выбегом — ток по фазам не течет а вот реги с синхронным выпрямлением — они превращаются в буст преобразователи коротя на землю все три фазы и отпуская их на время 20% от цикла шима — этим достигается возврат энергии винта в батарею(правда оно до батареи не доходит — уходит в соседний винт который обычно тут же идет на разгон) этим достигается ещё +10-15% эффективности просто потому что суть полета коптера это постоянные разгоны и торможения и важно чтоб регулятор умел ограничивать и скорость разгона и скорость торможения не выходя в неэффективные зоны больших токов или обесточивания обмоток. Энергию надо возвращать.
Дальше. Раз стоят задача долголетства то нужны батареи с удельной энергией 300 г/вт и больше. на текущий момент есть батареи с нереальными 380 г/вт но у них осень большие проблемы с количеством циклов — 60 всего до потери 20% ёмкости. Ещё по долголетству и стабильности — в 8-микоптере мы применяем переразмеренные для моторов винты тихоходные и попарно 4 малоразмерных винта маломощных на больших оборотах — для стабилизации. Если речь идет о съемке видео тяжелой камерой то флипов не будет и большие винты всегда могут работать в самом эффективном режиме а вот мелкие уже отрабатывают возмущения коптера.Тяги с них не требуется.
Ну и чтоб не быть голословным — октокоптер наш с зеркалкой и 2 кг обьективом в воздухе держится "всего полтора часа висения и час 50 минут в режиме максимально быстрого горизонтального полета!
AllexIn
А можно увидеть проект вашего сложного стэнда? интересует схемотехника в первую очередь.
HOMPAIN
Вот схема:
До этого печатные платы не делал, поэтому прошу отнестись к этому снисходительно)