Пять лет назад умер человек, оставивший первые следы на Луне — таким он запомнился для большинства людей на планете. Мало кто знает, что он также был пилотом прототипа лунного модуля (LLRV), и первым человеком, осуществившим ручную стыковку космических аппаратов (в ходе миссии Джемини-8), лётчиком-испытателем, и палубным пилотом. Причём каждый раз — его жизнь «висела на волоске».

Детство, учёба и военная служба


Армстронг родился 5 августа 1930 года, в семье аудитора — так что семья часто перемещалась: за его детство семья сменила 20 городов. Любовь Нила к самолётам проявилась в раннем возрасте, после того как в два года отец отвёз его на Национальные воздушные гонки, а уже в пять лет (в 1936 году) — ему представилась возможность полетать самому.

В 1944 году (в возрасте 14 лет), после смерти отца, он поступил в лётную школу своего города. И уже на своё 16-летие — получил лицензию пилота (раньше чем водительские права). На следующий год он поступил в бакалавриат университета Пердью по направлению авиационная техника, согласно договору с Военно-морским флотом (который оплачивал его обучение). По договору, после двух лет обучения в университете, и дополнительных двух лет лётной подготовки — он должен был год отслужить в ВМС США.

После обучения в университете, он прибыл 26 января 1949 на лётную подготовку, которую закончил 16 августа 1950 года — спустя две недели после своего 20-летия, получив звание палубного пилота. И уже в 20 с половиной лет (5 января 1951 года), он совершил первую посадку на авианосец «Эссекс» на самолёте Грумман F9F «Пантера».



Его авианосец был направлен в Южную Корею, где в тот момент шла корейская война. Через пять дней после первого вылета, его F9F-2 был подбит зенитным огнём, и от правого крыла отвалился кусок длиной около метра. Самолёт частично сохранил управляемость, и ему удалось дотянуть до дружественной территории, но из-за потери элеронов — у него не осталось другого шанса, как катапультироваться. Приземлившись, он был подобран джипом, который вёл его сосед по комнате в лётной школе. В общей сложности в Корее он совершил 78 вылетов, продолжительностью в 121 час, после чего покинул военно-морской флот 23 августа 1952 года.

Далее Нил вернулся к учёбе, и в 1955 году получил степень бакалавра наук по авиационной технике, после чего решил стать лётчиком-испытателем. Он подал документы в High-speed flight station (ныне известная как «Лётно-исследовательсий центр им. Армстронга») под эгидой NACA (предшественник NASA). Но в тот момент там не было свободных мест, так что с марта по июль 1955 года его направили в «Lewis flight propulsion laboratory» (ныне известная как «Центр космических исследований им. Льюиса»).

Карьера лётчика-испытателя


Здесь он летал на разных моделях самолётов, одним из которых был B-29 «Superfortress» (потомок «Летающей крепости» времён второй мировой). Во время вылета 22 марта 1956 года на этом самолёте (в качестве второго пилота), ему надо было сбросить ракетно-реактивный самолёт D-558-2 «Skyrocket», подвешенный под фюзеляжем, на заданной высоте.

В ходе подъёма, на высоте 9 км 4-й двигатель остановился, после чего его пропеллер начал вращаться под действием набегающего воздуха. Пилотам требовалось остановить его вращение тумблером (чрезмерный разгон пропеллера грозил его разрушением), однако после недолгого замедления — пропеллер снова начал раскручиваться. Ими было принято решение сбросить «Skyrocket», и провести аварийную посадку (так как сесть с подвешенным самолётом — они не могли):



Они опустили нос самолёта, чтобы набрать скорость необходимую для сброса «Skyrocket», и в момент отделения — пропеллер 4-го двигателя разрушился. Обломки пропеллера повредили 3-й двигатель, и задели 2-й, пилотам также пришлось отключить 1-й двигатель, чтобы скомпенсировать вращающий момент. Они выполнили медленный кружащий спуск (по спирали), и приземлились в безопасности.

В качестве лётчика-испытателя он участвовал в испытаниях F-100 Super Sabre A и C, F-101 Voodoo, F-104A Starfighter, а 15 августа 1957 года ему представилась возможность полететь на знаменитом Bell X-1B (поздней модификации самолёта, впервые преодолевшего звуковой барьер), на котором в процессе посадки сломалось переднее шасси (что происходило с этим самолётом и ранее). Он также провёл 7 вылетов с ноября 1960 по июль 1962 года на экспериментальном ракетоплане X-15, на котором достиг высоты 63,2 км (ниже линии Кармана), и скорости 5,74 Маха.

В 1958 году он был выбран в программу, предусматривающую запуск в космос астронавта США раньше советского космонавта, но уже 1 августа того же года — программа была расформирована в пользу программы «Меркурий», а 1 октября — NACA (Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию) был преобразован в NASA (существующее до сих пор). Из той девятки добровольцев только двум было суждено добраться до космоса: Джозефу Уокеру и Нилу Армстронгу, и только одному (Нилу) — удалось добраться до орбиты Земли.

В ноябре 1960 года он был выбран как один из 7 пилотов по программе X-20 Dyna-Soar, которая также в дальнейшем была закрыта. Из этой группы в космосе и вовсе оказался один Нил: хоть Уильям Дана и был признан NASA астронавтом спустя 39 лет после своего полёта свыше 50 миль (считающиеся границей космоса в США) на X-15, но ему так и не удалось пересечь линию Кармана (общепринятую границу космоса).

Карьеру астронавта Армстронгу спас преждевременный уход из программы X-20 Dyna-Soar — он успел подал заявку в программы «Аполлон» за неделю до крайнего срока приёма заявлений (назначенную на 1 июня 1962 года). Программа X-20 Dyna-Soar была закрыта 10 декабря 1963 года, когда 3-й набор NASA был уже закончен, в 4-ом — набирали только учёных, а до 5-го — было ещё 2,5 года.

Джемени-8




20 сентября 1965 года он был назначен на миссию «Джемини 8» в которой они должны были сделать первую стыковку космических аппаратов для США (и первую ручную — в мире), а его напарник, Дэвид Скотт — выполнить второй в США выход астронавта в космос. Вся операция должна была занять 75 часов.

Аджена была запущена на орбиту 16 марта 1966 года, в 15.00 по UTC на ракете Атлас. Примерно через два часа, убедившись что она оказалась на верной орбите — на ракете Титан 2 был запущен пилотируемый Джемини-8. Радар автоматической системы сближения захватил «Аджену» с расстояния 332 км, и система подвела Джемини-8 на расстояние в 46 м к модулю, и после получасового осмотра (что с модулем всё в порядке), Армстронг осуществил стыковку в 22.14 того же дня.

Практически сразу после стыковки Аджена выполнила команду на 90° разворот (хранившейся в её памяти), в результате чего связка начала вращаться. Армстронг выдал команду двигателям Джемини-8 на погашение вращения, но оно тут же начало снова нарастать. Заметив падение топлива в баках ориентации до 30%, они поняли, что проблема заключается в том, что один из её двигателей не выключился. Они отстыковались от Аджены (в которой находилось много топлива, и которая могла разрушиться под действием вращения), выдали импульс на отход от неё, и полностью отключили двигатели орбитальной ориентации.

После этого они в ручном режиме погасили вращение двигателями посадочной ориентации (на что ушло почти 75% запаса топлива данной системы). В процессе аварии частота вращения достигала 1 об/с, перегрузки — 3,5 g, а у астронавтов проявился эффект туннельного зрения, который угрожал полной потерей сознания. Из-за потери большей части топлива — выход в космос пришлось отменить, и вместо 75 часов — их миссия аварийно завершилась после десяти с половиной.

Далее он был назначен помощником в ходе подготовки запасного состава Джемини-11, и выполнял роль CAPCOM-а в ходе миссии (это единственный человек, который связывается с астронавтами от лица ЦУПа — в США на эту роль часто выбираются действующие астронавты). После этой миссии президент Линдон Джонсон попросил его, и его жену отправиться в месте с ним в турне по 11 странам.

Программа «Аполлон»




В ходе подготовки к высадке на Луну пилотам требовалось отработать вертикальную посадку, так что NASA заказало у Bell Aircraft Corporation два испытательных, и три тренировочных летательных аппарата для отработки лунной посадки (LLRV и LLTV). Которые за свой внешний вид, не похожий ни на какие другие летательные аппараты — получили прозвище «летающих кроватей» (подобный аппарат появился у нас ещё раньше, но использовался он для отработки посадки палубного штурмовика ЯК-38 на палубу авианосца, а не посадки на Луну, зато получил сходное прозвище — «летающий стол»).

В ходе полёта 8 мая 1968 года аппарат потерял управляемость, и разбился. Армстронг успел катапультироваться за 1,5 секунды до столкновения с землёй. После аварии — он как ни в чём не бывало отправился в офис на остаток дня заниматься бумажной работой.


После назначения командиром в запасной состав Аполлона-8, согласно стандартной ротации кадров — 23 декабря 1968 года он был назначен в основной состав экипажа Аполлон-11 (также командиром). Однако решение о том, что Армстронг будет первым выходить на поверхность было принято только в марте 1969-го, в качестве одной из причин называлось отсутствие у него большого эго.

На пресс-конференции 14 апреля это было утверждено официально. В качестве причины называлось то, что командиру лунного модуля (Баззу Олдрину), сидящему у выхода — труднее выбираться, так как дверь открывается во внутрь. Такое решение, возможно, чуть не стоило обоим астронавтам жизни: выходя из лунного модуля, Армстронг зацепил своим громоздким скафандром тумблер, которым должен был запускаться взлётный двигатель. Миссию спас фломастер, находившийся у Олдрина в кармане скафандра. Сломанный тумблер, и тот фломастер — Олдрин хранит до сих пор.



В ходе снижения над Луной, они установили что перелетели на несколько километров предполагаемое место посадки. Компьютер модуля выдал две ошибки, но после связи с ЦУПом выяснилось, что они не представляют опасности, и посадку можно продолжать. В предполагаемом месте посадки оказалось много камней, Армстронг принял решение перевести посадку в ручной режим, и поискать другое место. На момент посадки — у них оставалось топлива менее чем на 30 секунд штатной работы (ещё 20 секунд неприкосновенного запаса выделялось на запуск взлётного модуля, в случае отмены посадки). В ходе этого процесса пульс Армстронга достиг в пике 160 ударов в минуту (хотя даже при старте Сатурн-5 он не поднимался выше 110 ударов).

Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества.»

По оценкам, эту фразу Нила Армстронга услышало в прямом эфире 450 млн человек (из 3,6 млрд человек, живших на тот момент), по всему миру, за исключением Китая и СССР. После возвращения и 18 дней карантина, он посетил 25 стран за 35 дней, в том числе и СССР:



Вскоре после этого, он объявил что не собирается больше лететь в космос. Он был назначен заместителем директора по авиации в ARPA (известная теперь как DARPA), но ушёл от туда проработав всего год. В 1970 году он получил степень магистра наук, и получил должность профессора аэрокосмических наук в университете Цинциннати, где проработал 8 лет (до 1979 года).

После ухода из NASA в 1971 году, он работал председателем в нескольких коммерческих фирмах, и даже снялся в рекламе Chrysler. Он дважды возвращался в NASA: для расследований аварии Аполлона-13, и катастрофы шаттла «Челенджер». В 1985 году он посетил Северный полюс, в числе этой экспедиции также были Эдмунд Хиллари и Стив Фоссетт. Последние годы жизни он провёл на своей ферме в штате Огайо, проводя свободное время за полётами на планере.

За свою карьеру он летал на более чем 200 моделях самолётов, вертолётов и планеров; а также являлся держателем 40 мировых рекордов в авиации и космонавтике.

Комментарии (27)


  1. shurupkirov
    25.08.2017 07:54
    +2

    он просто любил небо…


  1. Stalkeros
    25.08.2017 08:24
    +1

    Спасибо, очень интересная статья. Но конец немного скомкан. Получается что после полета на луну его карьера астронавта была закончена? т.е. он объявил что полетит в космос, но этого не произошло?


    1. voyager-1 Автор
      25.08.2017 08:31
      +5

      Нет, имелось ввиду что он сразу объявил, что больше лететь не собирается. Конец действительно получился скомкан, но Армстронг сам по себе старался после полёта на Луну не привлекать к себе внимания.


      1. Stalkeros
        25.08.2017 08:42

        Ой, прошу прощения, я видимо еще не проснулся. Прочитал в статье что «объявил что полетит в космос», сейчас перечитал и все встало на свои места.
        Интересно, почему так? У него есть какие-либо мемуары или книги, где он давал бы этому объяснение? Ведь летчики не могут жить без неба, а космонавты без космоса, а тут после такого грандиозного события сразу перешел на бумажную работу.


        1. voyager-1 Автор
          25.08.2017 09:00
          +2

          В 2005 году вышла биография, но на русский на сколько знаю — она ещё не переводилась. Ну небо он не бросил — он до последнего времени продолжал летать. А вот связь с общественностью после ухода из университета ограничивалась несколькими лекциями.

          Слышал рассказы что он переехал в маленький город, убегая от нахлынувшей на него популярности. И его соседи, зная это, старались его не донимать.


  1. technarium
    25.08.2017 11:49
    +1

    Отличный материал. На русском такого подробного жизнеописания, по-моему, еще не было.
    Сколько аварийных ситуаций преодолел, и посадка на Луну во внештатном режиме. Такой земной, судя по внешности, космонавт, лунный первопроходец.


  1. Canapsis
    25.08.2017 12:02
    -19

    Люди на Луне не были, единственное и неопровержимое тому доказательство, что ничего подобного ни одна страна в мире с современенными технологиями не способна повторить такую сложнейшую операцию. Одно дело туда луноход отправить а другое дело многотонный корабль с людьми и оборудованием


    1. RedSnowman
      25.08.2017 12:18
      +6

      Ага, а следы на грунте, оставшееся оборудование, опоры лунных модулей туда притащили рептилоиды по просьбе масонов, а заодно захватили обратно несколько сотен кг породы…


    1. hatari90
      25.08.2017 12:35
      +3

      Вы, глядя на «успехи» аля Фобос-Грунт, тоже считаете, что раньше мы не запускали АМС?
      А «Буран» сможем воссоздать, как думаете? А может его и не было никогда?


    1. denkle
      25.08.2017 12:48
      +4

      О боже, хоть одна статья про лунную миссию будет без вашего брата? Опять те же унылые доводы, опять однотипные доказательства. На этом сайте наверное ваш аргумент уже раз 50 разбивали доказательствами, но нет вы продолжаете этим бредом заниматься.


      1. hatari90
        25.08.2017 12:50
        +3

        Забавно, что человек ради этого коммента и зарегистрировался.


    1. AndrewRo
      25.08.2017 12:51
      +3

      Не кормите тролля, пожалуйста.


      1. AiMAX
        25.08.2017 13:36
        +2

        Да, к тому же троллинг ну просто очень толстый.


    1. voyager-1 Автор
      25.08.2017 13:07
      +3

      Одно дело туда луноход отправить а другое дело многотонный корабль с людьми и оборудованием
      А Луноход и был по сути многотонным кораблём — его вес, вместе с платформой составлял 5,7 тонн. А вес лунного модуля, доставлявшего людей на Луну — составлял 15 тонн, то есть только в три раза больше. И разница в характеристиках Сатурн-5 и Протона (доставлявшего луноходы и АМС делавшие заборы грунта) — вполне этому различию соответствует.


    1. xTigPx
      25.08.2017 13:56
      -8

      Я с Вами полностью согласен, люди на Луне не были. «Выше 24 000 км над Землей радиация убивает все живое».


      1. Zergos_Z
        25.08.2017 18:07
        +6

        При чем тут радиация? Они бы просто разбились о небесную твердь!


    1. technarium
      25.08.2017 14:01
      +3

      так и вас там не было. да и тут, пока без вас как-то обходились.
      а тест Тьюринга не желаете пройти? железный вы наш… чатболтун


  1. Akhmad
    25.08.2017 12:02

    Поясните, плиз, как маркер спас их? Вместо тумблера воткнул его куда следует?


    1. voyager-1 Автор
      25.08.2017 12:13
      +2

      Да. Просто пальцами запустить его было невозможно, так как размеры отверстия не позволяли, и сам выключатель был под напряжением.


    1. artyrprok
      25.08.2017 16:02
      +3

      Суть в том, что после того как тумблер сломали, переключить его руками было невозможно.

      Вот некий очерк об этом:
      Вернуться на Землю оказалось не столь уж и просто. Перед взлетом к находившемуся на лунной орбите командному модулю обнаружилось, что на панели управления сломан тумблер включения двигателя взлетной ступени. Перед высадкой его задели ранцем. После консультации с ЦУПом было решено зацепить обломок тумблера фломастером. Фокус удался.

      Взято отсюда


    1. a5b
      25.08.2017 19:28
      +2

      http://www.eetimes.com/author.asp?section_id=4&doc_id=1283891, цитата из "Magnificent Desolation: The Long Journey Home from the Moon" https://books.google.ru/books?id=Ey9qaUExkAwC&pg=PA46


      They told mission control and then tried unsuccessfully to catch some sleep. The next morning, no solution was forthcoming so as Aldrin relates in his book:

      "Since it was electrical, I decided not to put my finger in, or use anything that had metal on the end. I had a felt-tipped pen in the shoulder pocket of my suit that might do the job. After moving the countdown procedure up by a couple of hours in case it didn't work, I inserted the pen into the small opening where the circuit breaker switch should have been, and pushed it in; sure enough, the circuit breaker held. We were going to get off the moon, after all."

      https://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/a11.posteva.html
      "112:56:28 Aldrin: Houston, Tranquility. Do you have a way of showing the configuration of the engine arm circuit breaker? Over. (Pause) The reason I'm asking is because the end of it appears to be broken off. I think we can push it back in again. I'm not sure we could pull it out if we pushed it in, though. Over."


      Ручка и обломок http://www.collectspace.com/review/apollo11_circuitbreaker02-lg.jpg (из http://www.collectspace.com/ubb/Forum29/HTML/001034.html).
      Вероятно, что-то похожее на http://www.spaceaholic.com/csimages/breaker2.jpg
      http://heroicrelics.org/info/lm/lm-ctrl-panel.html (the ENG ARM or "engine arm" breaker):
      Фото панели — https://www.hq.nasa.gov/alsj/a12/LM6-co07.jpg и https://www.hq.nasa.gov/alsj/a12/LM6-co04.jpg — (1) CB(16) LMP из https://www.hq.nasa.gov/alsj/a12/a12LMCloseOutPhotos.html; https://www.hq.nasa.gov/alsj/a12/LM6_ControlsAndDisplays.jpg


  1. Dessloch
    25.08.2017 21:16
    -8

    Я тоже считаю что американцы на Луне не были. Минусуйте, егэшники) Я готов пострадать за правду.


  1. ivlis
    26.08.2017 02:21
    +3

    Последние годы жизни он провёл на своей ферме в штате Огайо, проводя свободное время за полётами на планере.

    Молодец человек, всё успел.


  1. black_semargl
    26.08.2017 07:54
    +3

    Когда 20 июля 1969 г. на Луну высадился экипаж “Аполлона-11”, первый человек на Луне, американский астронавт Нил Олден Армстронг, произнес всемирно известные слова: “Маленький шаг для одного человека, но огромный шаг для всего человечества! ” Кроме того, он произнес еще несколько фраз — обычный разговор с ЦУПом и другими астронавтами, а также одну весьма загадочную фразу: “Удачи тебе, мистер Горский!”
    Многие сотрудники НАСА думали, что эта фраза касалась какого-нибудь советского космонавта – потенциального конкурента по полетам на Луну, но никакого Горского ни в советской, ни в американской космической программе не были. В течение ряда лет многеи спрашивали Нила Армстронга об это неизвестном господине Горском, но он лишь загадочно улыбался в ответ.
    Однако 5 июля 1995 г. на презентации в г. Тампа Бэй, штат Флорида, один из корреспондентов вспомнил об этой загадке 26-летней давности. И наконец-то Нил Армстронг ответил на его вопрос, т. к. г-н Горский уже умер.

    Однажды, будучи ребенком, он играл с другом в бейсбол у себя во дворе, и после очередного удара мячик приземлился под окном спальни их соседей, г-на и г-жу Горских. Маленький Нил подкрался к их окну, чтобы поднять мячик, и вдруг услышал из окна крик г-жи Горской: “Ты хочешь орального секса? Ты его получишь, когда соседский мальчишка прогуляется по Луне!”


    1. voyager-1 Автор
      26.08.2017 13:43
      +3

      На самом деле Нил никогда не произносил «Good luck, Mr. Gorsky» — эту историю придумал один комик в 1995 году. Но эта история стала так популярна, что сноска на неё есть даже в журнале миссии на сайте NASA.

      Кстати на том сайте есть подробные отчёты почти всех миссий, с расшифровками разговоров и событий вплоть до секунд. Если кого интересуют подробности тех событий — это пожалуй самый подробный разбор миссий «Аполлонов», который вообще можно найти в интернете.


  1. rtzra
    28.08.2017 08:26

    Как-то странно это — человек так хотел быть первым, положил немало сил (и, скорее всего, здоровья) и тут на тебе — больше никуда не полечу, слава мешает жить, поеду-ка я в Урюпинск. У меня одного такое поведение вызывает вопросы?


    1. voyager-1 Автор
      28.08.2017 09:08
      +1

      Как-то странно это — человек так хотел быть первым, положил немало сил
      Тут ключевым является то, что он был быть астронавтом, а вот стать первым — в его планах не было. Отчасти за эту скромность его на эту роль и выбрали. А Олдирана, который интересовался тем, кто будет первым — нет.
      и тут на тебе — больше никуда не полечу, слава мешает жить, поеду-ка я в Урюпинск.
      Скорее всего он просто оказался заложником своего положения: выбор в первый экипаж, который должен был посадить Лунный модуль — пал на него из-за большого опыта испытательной деятельности; а выбор как первого, ступившего на Луну — был сделан ввиду его скромности. А его самого — возможно и десятое место в списке по бывавших на Луне устраивало, главное было — там просто побывать.