В ЕРАМ приходят не только работать, но и учиться: слушать лекции, делать домашние и контрольные, сдавать экзамены и проходить практику. Во многих городах, где есть наши офисы, открылись тренинг-центры. Там учат студентов, которые хотят у нас работать. Самый крупный российский тренинг-центр ЕРАМ находится в Санкт-Петербурге.

Зачем компания учит студентов, как устроено обучение и какие направления самые популярные, рассказал Заал Льянов, руководитель петербургского тренинг-центра ЕРАМ.



Зачем в ЕРАМ обучают студентов


imageМногие удивляются, почему ЕРАМ так активно вкладывается в обучение студентов, а не берет джуниоров с рынка. На это есть причины.

У каждой компании свой подход к тому, как построить процессы работы. Часто у человека, который уже где-то работал, складываются свои представления, что хорошо или плохо, и они могут не совпадать с нашими. Например, некоторым не нравится работать по принципу Agile, а в ЕРАМ этот подход активно используют: такова специфика работы с нашими заказчиками. Чтобы работать эффективно, мы советуем придерживаться определенных принципов. Но переучивать людей, у которых уже сформировалась привычка, бывает очень сложно.

При этом, если мы берем человека без опыта, нам важно знать, что у него есть определенные навыки, и речь идет не только о программировании. Нужно уметь работать в команде, планировать свое время, уверенно владеть английским для общения с заказчиком, понимать, как устроена компания и как работают внутренние системы. Все эти знания дают в тренинг-центре.

Чему учат


Мы проводим курсы по направлениям, которые сейчас больше всего востребованы в производстве. Это тренинги и стажировки экстерном по Java, тренинги для начинающих и продолжающих по Test Automation, тренинги по .NET, JavaScript, тренинги по DevOps для студентов и не только, а также «Основы разработки игр на Unity».

Тренинги по Java – самые популярные: это база, которая дает возможность развиваться в разных направлениях, например, в автоматизации тестирования или Big Data.

Совсем недавно у нас открылись новые направления – разработка под iOS и UI/UX Design. Это диктуют потребности рынка и заказчиков: нужно больше хороших специалистов в этих областях.

Как попасть в тренинг-центр


Нужно выбрать подходящий тренинг на сайте, познакомиться с требованиями и подать заявку. Мы берем студентов от 3 курса, в основном – технических специальностей. У нас был опыт подготовки людей гуманитарных профессий, которые просто приходили и говорили: «Я хочу стать программистом». Это возможно, но сложнее, чем подготовить выпускника технического вуза. Многие ругают вузы, но все-таки они дают хорошую базу. Если ее нет, время и усилия, которые нужно потратить на обучение, существенно увеличиваются. В сжатые сроки дать все, что входит в Computer Science, мы не сможем.

Первый этап отбора – собеседование по телефону. После этого студента приглашают на очное интервью с рекрутером. Там, помимо прочего, проверяют знания английского. Потом студент идет на собеседование с техническим специалистом, который работает в производстве. Оно длится минут 40. Там задают вопросы по программированию и дают задачи.

Уровень английского должен быть не ниже А2 – Pre-Intermediate. Даже если студент отлично отвечает на вопросы по программированию, но не знает английского, мы его не берем, а говорим: «Иди подучи и возвращайся». Нам важен хороший английский: разработчикам нужно уметь общаться с зарубежными заказчиками.



Как устроено обучение


Подготовка перед выходом в производство занимает для большинства студентов 6-9 месяцев. Те, у кого уже есть хорошие знания, могут сразу попасть на стажировку экстерном – в лабораторию (курсы Advanced) – и выйти в производство быстрее, примерно за два месяца.

Полный курс обучения состоит из нескольких частей.

1. Вечерние курсы

Они длятся от 2 до 3 месяцев и проходят в офисах ЕРАМ. Студенты приходят к нам 2-3 раза в неделю на 3-4-часовые занятия: это лекции, практические задания, контрольные. Длительность курса – 80-100 академических часов.

Преподаватели, как правило, – сотрудники ЕРАМ, специалисты уровня Senior и выше. Они читают лекции, проверяют задания, отвечают на вопросы студентов. Мы не говорим, как именно нужно проводить лекции, у каждого свой подход: некоторые предпочитают давать теорию и домашние задания, кто-то – live coding, кто-то сочетает и то, и другое. При этом для каждого курса есть базовый набор материала, который нужно дать студентам.

2. Экзамен

Когда курс лекций заканчивается, нужно сдать экзамен. Есть теоретическая часть – билеты с вопросами по основным темам, есть практическая – решение задач и что-то вроде технического интервью. С помощью задач мы проверяем, знает ли студент алгоритмы, может ли писать код. Есть задачи, где мы требуем решение, что называется, до последней запятой. Они очень простые, но здесь важно удостовериться, что у человека достаточно практики, и, попав на реальный проект, он напишет код без ошибок.

3. Лаборатория

Сдав теорию и решив задачи, студенты попадают в лабораторию. Обучение тут длится в среднем 4 месяца. В лаборатории оно интенсивнее, чем на вечерних курсах, – больше 200 часов.
Первым делом студенты проходят курс по Agile, после чего начинается работа в командах по 4-6 человек. Ребята участвуют в учебных, исследовательских и опенсорсных проектах.

У нас в Петербурге есть подразделение Life Sciences, где, помимо прочего, занимаются биоинформатикой. У AstraZeneca (крупной фармацевтической компании, которая в том числе выпускает лекарства от рака) и Broad Institute есть несколько опенсорсных решений, и наши студенты получают опыт, когда контрибьютят в них.

Студенты работают и на внутренних проектах ЕРАМ. Например, улучшают системы, с помощью которых проверяют знания во время учебы в тренинг-центре. К концу обучения задачи усложняются, они часто связаны и реальными «боевыми» проектами.

В лаборатории активно изучают английский: по 1,5 часа 4 раза в неделю. Очень важно получить знания до выхода в производство, где гораздо меньше времени на учебу. Если к нам пришли с уровнем А2, то вырастут до В1, а этого уже достаточно, чтобы работать с иностранным заказчиком.

4. Выход в производство

Те, кто хорошо сдал экзамен, проявил себя в командной работе, поучаствовал во внутренних проектах, остаются работать в ЕРАМ. У нас нет ограничений по количеству: мы берём не «10 лучших», а всех, кто нам подходит. В большинстве случаев трудовой договор мы подписываем в течение первых двух месяцев стажировки в лаборатории.

Все молодые специалисты попадают к нам через тренинг-центр: кто-то с третьего курса, кто-то позже. Совмещать учебу с практикой важно, и я советую всем с самого начала учебы, с первого курса, участвовать во внеучебных активностях и получать опыт.

Сейчас у нас продолжается набор по нескольким направлениям. Заходите на сайт, выбирайте подходящий тренинг и приходите к нам учиться и получать опыт.

Комментарии (12)


  1. EvilGenius18
    30.08.2017 14:31

    Интересный подход
    Это вообще частая практика в крупных городах?
    Живя в Питере, ни разу здесь не слышал о других IT компаниях выращивающих своих специалистов, везде им готовые специалисты с годами опыта нужны.


    1. evago
      31.08.2017 17:11

      Как студенту и джуну-разработчику, живущему в Петербурге, очень странно такое читать.
      Таких компаний в Петербурге предостаточно: DeutscheBank, T-Systems, Reksoft, Luxoft, ROI и пр…
      Сейчас просто принято «выращивать» разработчиков в больших компаниях «с нуля».
      Это достаточно выгодно, т.к., на мой взгляд, проще научить, чем переучить.


  1. AliceMir Автор
    30.08.2017 14:47

    Тут дело, наверное, не в крупных городах, а крупных компаниях — скажем, у нас обучение по такому типу есть почти во всех российских городах, где есть офисы — Рязани, Саратове, Самаре, Ижевске, Твери. Даже в совсем небольшом Сергиевом Посаде было несколько групп — благодаря им удалось заложить основу практикам тестирования и бизнес-анализа в этом офисе.

    А в Питере мы точно не одни, у кого есть школы — как минимум еще пара крупных компаний это направление развивает. Ну у нас вот, пожалуй, направлений побольше, потому что масштабы компании большие. Когда ты маленькая компания, инфраструктуру для массового обучения построить непросто. Так что если студент ищет варианты, ему стоит проверять, не предлагают ли чего крупные и известные бренды


  1. Danilka37
    31.08.2017 13:46

    Есть ли возможность попасть к вам на стажировку человеку в 26 лет с начальными знаниями Java и техническим, но не профильным образованием? Или вы набираете только студентов?


    1. marcor
      01.09.2017 21:43

      Я заканчивал EPAM'овский курс — крайне хороший, кстати, — мне на тот момент было 20, и в группе я был самым младшим. Самый старший — 40+.

      Я, конечно, не буду отвечать за компанию — может, там уже всё поменялось, — но в 26 брали и обучали с удовольствием.


  1. NatalyCherkasova
    31.08.2017 17:09

    Спасибо за статью, очень интересно.
    А расскажите, пожалуйста, какой результат у обучения? Многие ли доходят до конца? Сколько процентов на каких стадиях выбывает? Сколько не проходит испытания и сколько уходят сами? На каком этапе пик ухода? Есть ли у вас статистика по регионам? Как отличается московская статистика и региональная?


    1. AliceMir Автор
      31.08.2017 17:25

      По всем направлениям стастистика разная, но можем назвать примерные цифры. Допустим, на курс по Java в Петербурге хотят попасть 100-150 человек. Из них мы набираем группу из 25 студентов — самый большой отсев происходит на этом этапе (мы берем тех, кого уже есть навыки программирования, хороший английский, мотивация учиться). До экзамена доходят человек 18 (уходят по разным причинам: кто-то не справляется, у кого-то нет дисциплины, чтобы выполнять все задания), до лаборатории – 15 (с экзаменом справляются большинство студентов, но не все). После лаборатории уже почти никто не отсеивается. Те, кто хорошо сдал экзамен, поработал в команде, поучаствовал во внутренних проектах, остаются у нас работать


      1. NatalyCherkasova
        31.08.2017 18:07

        Спасибо. А как обстоят дела в менее популярных, но необходимых компании технологиях и в отдалении от столиц?

        И еще интересно, как вы работаете с экспертами-преподавателями? Как строите их подготовку, есть ли внутренний контроль качества методик? Есть ли система мотивации для участников процесса?


        1. AliceMir Автор
          31.08.2017 18:25

          В Рязани, Ижевске, Твери, Саратове и Самаре к нам тоже активно идут студенты=) Вот тут www.training.ru можно почитать о тренингах, которые мы там проводим.

          У преподавателей есть набор материала, который обязательно нужно дать студентам. В тренинг-центре контролируют качество знаний (на тех же контрольных и экзаменах), но жеских правил того, как именно нужно вести занятия, нет. Как правило, лучший выхлоп дает сочетание теории и практических заданий=) Преподавать мы не принуждаем: если сотрудник хочет поделиться опытом/лучше разбираться в чем-то, обучая других/прокачивать навыки публичных выступлений, он приходит в тренинг-центр и занимается со студентами


        1. mihail_romanov
          01.09.2017 11:15

          А как обстоят дела в менее популярных, но необходимых компании технологиях и в отдалении от столиц?

          Да примерно так же. Схема работы будет повторяться, различия будут только в конкретных программах подготовки.
          Например, в Ижевске очень большой пул .Net разработчиков и, соответственно, по этому направлению группы набираются больше и чаще. Плюс, значение имеет набор текущих проектов, которые идут в офисе (Junior разработчика вы вряд ли сможете завести куда-то кроме большого, давно работающего проекта).

          Как строите их подготовку, есть ли внутренний контроль качества методик?

          Разработкой самих материалов, как правило, заведуют выделенные штатные тренеры — хотя это не 100% правило. Бывает, что для закрытия отдельной темы проще попросить подготовить доклад человека из production команды (а идеально, если тема специфична для какого-то проекта, на который мы планируем выводить ребят — попросить прочесть её специалисту с проекта, но это скорее исключение, чем правило).

          Есть ли система мотивации для участников процесса?

          Да, конечно. Просто надо понимать, что если мы говорим о штатных преподавателях (а такие тоже есть), то это их основная работа и какой-то дополнительной мотивации здесь особо не требуется.
          А вот если мы приглашаем человека с производства, то как минимум как-то компенсировать ему дополнительные затраты сил и времени надо. Но я бы не сказал, что кто-то рассматривает это как дополнительный заработок — скорее преподавать идут те кому нравится готовить лекции, читать, разбирать выполненные работы,…


  1. lleo_aha
    01.09.2017 11:45

    Мы не говорим, как именно нужно проводить лекции, у каждого свой подход: некоторые предпочитают давать теорию и домашние задания, кто-то – live coding, кто-то сочетает и то, и другое.


    По моему это скорее означает что вообще никакого плана в этом обучении нет :)

    — эй Вась, ты завтра короче студентам занятие проводишь
    — o_0 А ээээммм нууу… Ребят давайте короче сверстаем ченить


    1. marcor
      01.09.2017 21:50
      +1

      У меня было два преподавателя, и подходами они действительно различались.
      1) Ребят, давайте сверстаем чо-нить. Будем использовать А и Б, лекции по ним будут идти всю неделю, но кодить начинайте после первой лекции. Если что — я в офисе, в Skype, в Slack, на почту тоже отвечу. Инициируйте общение — в будущем пригодится. Можете почитать что-нибудь, но это по желанию.
      2) Ребят, давайте сверстаем чо-нить. Будем использовать А и Б, лекции по ним будут идти всю неделю, но кодить начинайте после первой лекции. Вот вам мануалы, я буду забегать раз пять в день — но сначала прочитайте мануалы — в будущем пригодится.

      Как бы, оба подхода правильные. И результаты у обоих подходов хорошие. Но они разные.

      Я бы сказал, разница тут как между разными командами разработки. Где-то общаются через Jira, где-то принято созваниваться, а где-то вообще в переговорке собираться.