В декабре 2015 года американский дистрибьютор с оборотом $43 млрд. Ingram Micro купил часть бизнеса Parallels, Odin Automation — платформу для дистрибуции облачных сервисов. Кроме разработчиков и нескольких ключевых патентов на сам продукт, Ingram Micro получил в наследство еще и зачатки «культуры патентования», которая впоследствии расцвела и накрыла защитной кроной все новые разработки. О том, как росло это «дерево» и чем его «поливали» я расскажу в этом посте.
Изначально наши разработчики относились к идее патентования враждебно, и первое, что пришлось услышать патентной команде — это, выражаясь литературным языком, «Мы даже думать в эту сторону не хотим!»
Тем не менее, в реалиях современного рынка технологий, особенно облачных, где сейчас происходит настоящая революция, патенты — это жизненно необходимый актив, и, естественно, топ-менеджмент не просто приветствовал нашу местную инициативу, но и стал всячески ей способствовать.
Дело в том, что компания большую часть продаж делает на развитых рынках, и в долгосрочной перспективе без патентов такому технологическому бизнесу, а тем более бизнесу с такими амбициями просто не обойтись.
Как только мы поняли, что разработчиков просто так не уговорить, то согласовали политику бонусов за изобретательскую активность. Условия были такими: за описание своей идеи авторы получают $250, за помощь в подготовке заявки в случае её подачи — $2500, за выданный патент — $5000. Однако мы не спешили сразу рассказывать о новых бонусах разработчикам, а решили прежде проработать всю кампанию по запуску процесса патентования.
Подготовка шла около двух месяцев. Скрупулёзно прорабатывалась база аргументов за патентование и контраргументов против. Мы знали, что ум разработчика ни за что не согласится что-либо делать, если его логически в этом «чем-либо» не убедить. Также мы выстраивали обоснование мотивации со всех сторон — и с точки зрения важности патентов для компании, и почему это очень выгодно для разработчиков лично. Мы сразу решили, что участие в процессе патентования будет добровольным. Много раз репетировали презентацию с нашим главным архитектором, разыгрывали сессии вопросов-ответов, четко отработали каждое движение, интонации и каждую букву на слайде. Даже был специально выписан из США наш патентный поверенный, чтобы также выступить перед разработчиками и рассказать пару интересных случаев из своей профессиональной жизни.
И вот, когда был заказан большой зал для презентаций в нашем бизнес центре, уложены горы пирожков и куплены соки, чтобы расположить разработчиков ко впитыванию новой информации, и даже составлен устрашающий список, в котором нужно было обязательно отметиться всем присутствующим, мы перешли в наступление.
Схватка скепсиса и пылких речей патентной команды длилась около двух часов! Это было настолько грандиозно, что многие вспоминают это событие по сей день. В конце концов всё оружие патентной команды сработало на 100% и разработчики оказались по одну сторону баррикад с патентной командой, теперь уже на одном поле боя против патентных троллей и недобросовестных конкурентов. Процесс патентования был запущен! Сначала в Москве, затем в Новосибирске, потом в Испании, и в данный момент компания планирует запуск патентования в остальных офисах.
За 2016 год процесс был существенно улучшен и оптимизирован, заявки подавались одна за другой, десятки тысяч долларов были выплачены в качестве бонусов за изобретательскую активность. Было одновременно и тяжело, и интересно. Когда в конце 2016 года мы выполнили свой амбициозный план по заявкам, то праздновали это шампанским, поздравляли друг друга и радовались, как дети.
Сейчас в нашей компании каждый инженер знает, что такое патент, патентная заявка, клэймы (формула изобретения), кто такой патентный поверенный, сколько стоит подать заявку, какой критерий отбора применять к свои идеям и так далее. Мы считаем это большим успехом!
Итак, если вы хотите повторить наш путь, то для успешного запуска процесса патентования в вашей IT компании потребуется:
1. Сам разработанный процесс, который вы хотите внедрить.
2. Благосклонное начальство, готовое поддержать своим авторитетом.
3. Несколько сотен тысяч долларов бюджета.
4. Надежные и готовые быстро вникать в технологии патентные поверенные в той стране, где вы хотите патентовать.
5. Пирожки и сок — для начала, шампанское и шоколадки — для празднования подачи первых заявок.
6. И конечно же, один молодой и мега-настырный патентный инженер, вроде того, чей пост вы сейчас читаете :)
Комментарии (12)
Stanislav_F
18.09.2017 17:50>>Условия были такими: за описание своей идеи авторы получают $250, за помощь в подготовке заявки в случае её подачи — $2500, за выданный патент — $5000.
Это на всю команду авторов изобретения или на каждого изобретателя?daria_iatskina Автор
18.09.2017 18:13На команду. Так как мы включаем в список авторов только реальных изобретателей, то у нас в заявке в среднем по 2 автора. Много и одиночных изобретений. Иногда, когда проект большой, то и изобретателей получается побольше.
Stanislav_F
18.09.2017 18:18Вполне прилично даже для заграницы. Для России — так прямо роскошно. А во что в среднем обходится весь комплекс работ по подготовке заявки?
daria_iatskina Автор
18.09.2017 18:24По-разному. Сильно зависит от сложности технологии и, соответственно, от количества итераций правок с патентными поверенными. Средняя цифра расходов по подготовке подаче $15-20 тыс.
andreylartsev
19.09.2017 21:54daria_iatskina Автор
20.09.2017 11:14Спасибо за ссылочку. Я кандидатскую пишу как раз на эту тему. Стратегии патентных троллей весьма многообразны. Если хотите почитать что-то более глубокое и научное, то вот пара статей на эту тему:
onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/radm.12003/abstract
www.utdallas.edu/~ugg041000/patentlitigation.pdf
MishanNik
20.09.2017 11:14Даша, успехов в тебе в твоей не легкой, но интересной работе. Очень может быть, что скоро понадобиться твоя консультация.
StarMarine
Я почитал ваши заявки на USPTO. У вас очень много очевидных изобретений. Неудивительно, что по некоторым идет долгий процесс. Удачи в борьбе с патентными троллями!
daria_iatskina Автор
Заявки, о которых идет речь в этом посте еще не опубликованы. Чтобы посмотреть на наши заявки (когда их опубликуют) нужно искать по правообладателю Ingram Micro Inc.
Сейчас большинство заявок и патентов, которые перешли нам от Parallels можно все еще найти только под их именем (базы данных несколько запаздывают с обновлением таких вещей). Кое-что есть и под Ingram Micro Inc. Смотрите на patents.google.com
IliaSafonov
Спасибо за энтузиазм и оптимизм!
Против патентных троллей ваши заявки, может быть, помогут, но сомневаюсь, что помогут в борьбе с конкурентами. Насколько я понимаю, заявляются способ (реализуемый с помощью компьютерной системы) и/или система. Как ваша компания собирается обнаружить infringement? Что мешает конкурентам описать функциональный аналог, который с юридической точки зрения будет отличаться?И самый важный вопрос: почему для защиты, по большому счёту, софтверных продуктов выбран дорогой путь патентования, а не, например, публикация в открытом доступе статьи, что, в идеале, приведет к невозможности патентования конкурентами точно такого же решения?
daria_iatskina Автор
Это не так трудно, как кажется. Наша область бизнеса стала активно развиваться только с 2013 года, поэтому игроков не так уж и много. С другой стороны, если вы совсем не новичок в данной нише, то знаете всех своих конкурентов наперечет итак. А если вы не знаете о ком-то, никто из клиентов не говорит «пойду куплю у тех, они получше», то такой ли уж это конкурент, на которого стоит тратить силы?
Мы не тролли, мы не хотим целеноправленно искать тех, кто нарушает. Мы хотим использовать наши патенты, когда возникнет реальная угроза или же конкурент, используя наши же идеи наглым образом отвоевывает наш рынок.
Описание к патенту пишется не юристами-гуманитариями к которым мы привыкли, а юристами-бывшими разработчиками в постоянной коллаборации с изобретателями и патентным инженером со знанием тонкостей продукта. То, как пишутся патенты, всячески направлено на то, чтобы использовать их в суде против плагиаторов. В этом плане тексты патентов куда более эффективны, чем обычные статьи.
Как вы правильно отметили, публикация защитит только от патентования другими вашей идеи. Однако, если вы опубликовали что-то, вы уже не имеете права запретить другим использовать вашу идею или продать лицензию. Какой смысл тогда инвестировать в разработку, если тут же отдавать результаты конкурентам?
Патентование — это не самоцель, а инструмент. На рынке США принебрежение этим инструментом часто ведет к фатальным последствиям. Так уж там сложились каноны бизнеса.