![image](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/c84/3c2/4eb/c843c24eb59e45535af81ec82990d8f0.jpg)
Карлеса Пина-и-Эстани никак нельзя назвать типичным исследователем Заполярья. Этот уроженец солнечной Барселоны работает программистом в компании Mendeley. Эта технологическая компания принадлежит научному издательству Elsevier и базируется в Лондоне. До этого года он ни разу не ночевал на судне. Но когда его пригласили поучаствовать в трёхмесячной экспедиции вокруг Антарктики, он с радостью ухватился за этот шанс.
Всё произошло довольно быстро. Партнёр Пина-и-Эстани, Джен Томас, до этого работавший с Британской Антарктической службой, работал специалистом по данным в исследовательском путешествии, возглавляемым недавно созданным Швейцарским полярным институтом [Swiss Polar Institute]. SPI объединяет исследователей, работающих за полярным кругом или в других экстремальных условиях, доносит до широкой общественности информацию об их существовании, и облегчает доступ исследователей в эти области. Экскурсию оплатил шведский миллиардер и искатель приключений Фредерик Паулсен младший – и он даже поехал вместе со всеми. Это вам не в офисе техподдержкой заниматься.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/93f/d25/183/93fd25183fc5ad3f7f772fcc48265820.jpg)
Специалиста по IT необходимо было иметь на борту (в дополнение к двум инженерам по электронике и обслуживанию). К счастью, у Томаса был знакомый. И внезапно Пина-и-Эстани обнаружил, что находится на борту "Академика Трёшникова", российского исследовательского судна, отправляющегося по амбициозному пути, известному как Антарктическая петля, через Кейптаун в Южной Африке, Хобарт в Тасмании и Пунта-Аренас в Чили.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/2b4/308/3db/2b43083dbb77cf7bb1933a057f3f17ac.jpg)
Маршрут «Антарктическая петля»
Во время краткого пребывания нашего героя в роли морского айтишника, «Академик Трёшников» боролся с плохой погодой, едой ниже среднего, и телекоммуникационным оборудованием, никак не желавшим правильно работать. И хотя в любом подобном путешествии стоит ожидать трудностей, Пина-и-Эстани с самого начала столкнулся с набором проблем из-за слишком малого времени, отведённого на подготовку оборудования. Как он сам это оптимистично прокомментировал, «у меня было больше возможностей решать всякие задачи».
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/6eb/773/c90/6eb773c90d13da2868b2b08ef9be6673.jpg)
«Сейчас мне 35, и я работаю с компьютерами более 20 лет – днями, вечерами, по выходным, и в виде личных проектов, – рассказал он нам. – И в этом походе я использовал всё, что знаю, и мне пригодились даже те редкие знания, которые я считал бесполезными. В Антарктике всё становится полезным».
Когда необычное рабочее время Пина-и-Эстани подошло к концу этим летом, и он вернулся в Лондон в конце июля, он нашёл время побеседовать с нашей редакцией и попотчевать нашего внутреннего нёрда-сетевика рассказами о жизни IT в открытых морях. Из его рассказа по меньшей мере можно вынести то, что техподдержка в самых экстремальных частях мира не слишком сильно отличается от техподдержки в более привычных условиях – за исключением отсутствия надёжной связи и возможности докупать нужные запчасти с Amazon или в местном магазине. Но необходимость в помощи присутствует постоянно, эмоции могут зашкаливать, а требования разнятся от простой работы с сервером электронной почты до таких вещей, которым вас не обучит ни один курс по программированию.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/f60/e76/ff1/f60e76ff15a7f8ed6cf44509cc2ba559.jpg)
Лебёдка
Как-то вечером, примерно через месяц после начала похода, один исследователь бодро обратился к Пина-и-Эстани с тем, что он назвал «новым испытанием». До того он преимущественно работал с привычным оборудованием, не выводившим его из зоны комфорта: компьютерами, роутерами, жёсткими дисками и Raspberry Pi.
Но эта заявка в поддержку находилась совершенно в другой области. Начала отказывать массивная лебёдка, механизм, состоящий из троса и коленчатого рычага.
До того Пина-и-Эстани даже не знал, что такое «лебёдка». А эта лебёдка отвечала за спуск единственного на борту CTD-профилографа, собиравшего и анализировавшего воду. Обычно CTD опускали на глубины до 1500 м, и этот прибор был критичен для большинства из присутствовавших на борту 22 команд исследователей.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/41d/363/74e/41d36374ee5cff05bd3032beb68b83e4.jpg)
Оказалось, что проблема крылась в ПО. Ошибка вмешивалась в функцию лебёдки по плавному опусканию длинного троса в воду. Пина-и-Эстани попробовал заняться отладкой, но производитель оборудования сообщил ему, что ввести новые параметры в компьютер CTD-лебёдки удалённо невозможно. А поскольку «Академик Трёшников» был в океане, из-за этого возникли небольшие трудности.
Решение потребовало применения хакерских навыков и готовности бросить вызов стихиям:
«Температура была от нуля до -2 градусов, повсюду океанские брызги, лодка качалась, и у меня замерзали руки. Люди спрашивали меня, что я делаю там с компьютером – CTD подсоединялась по очень короткому сетевому кабелю. Поэтому приходилось работать снаружи, – рассказывает он мне. – Я получил доступ к компьютеру лебёдки, работавшему под управлением Windows CE, со своей машины, работающей под Linux. IP-адрес я увидел на экране загрузки, используя nmap, я обнаружил, что у него есть удалённый десктоп-сервер. Я очень обрадовался, когда после нажатия Enter оказалось, что я способен изменять параметры!»
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/f99/129/d13/f99129d13263a925f8dfe0ea1a5bb1be.jpg)
Пина-и-Эстани радовался недолго – проблему это не решило. После того, как производитель нехотя разрешил ему переустановить программу, ему пришлось ждать до тех пор, пока они не пришвартуются в Хобарте для пополнения запасов, чтобы скачать прошивку через WiFi в отеле.
«Мы всё переустановили, и компьютер всё равно не загружался, – говорит он. – Это был один из худших моментов всей экспедиции с точки зрения IT. Проблема была в том, что CTD была одним из самых необходимых предметов среди научного оборудования – но ведь это большая лебёдка, и у меня не было никаких знаний в этой области».
К счастью, у этой истории счастливый конец. После повторной установки обновления другим способом лебёдка перестала капризничать. Вскоре все учёные успешно собрали свои пробы воды, и Пина-и-Эстани смог наконец унести свой компьютер обратно в тепло.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/377/714/547/3777145474b555b5ce1428961f73bf54.jpg)
Сетевой хак
Ещё одна запоминающаяся заявка на поддержку поступила от учёной по поводу аппарата, который она использовала для измерения отражательной способности моря. Ей нужно было снять данные с устройства, но она могла делать это только через соединение с удалённой точкой доступа.
«Ну я говорю – да, проблем нет, а где роутер? – вспоминает он. – Он был не на корабле – выяснилось, что он стоял вообще где-то в Австралии».
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/825/f24/67d/825f2467df06e1d372a24bb983771456.jpg)
Самые удалённые точки этой петли, проходившей от Кейптауна до Пунта-Аренас, могут отстоять от Австралии на 10000 км, а в тот момент, по словам Пина-и-Эстани, они были где-то в 3000 км от Южной Африки. Но это его не остановило, он использовал свой ноутбук как удалённую точку доступа, подсоединившись к FTP-серверу оборудования для доступа к данным. «Но это было не очень удобным решением, потому что каждый раз, когда им требовались данные, им нужно было добраться до меня и моего компьютера».
Вместо этого Пина-и-Эстани задействовал простое, но предпочтительное устройство для сетевых взломщиков – смартфон. «Я придумал, как хакнуть сеть при помощи телефона под управлением Android, – объясняет он. — На нём можно поднять точку доступа, и даже без внешнего сигнала устройство может соединить их ноутбук с оборудованием через телефон. Таким способом учёные могли доставать свои данные, когда хотели, без моего участия».
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/276/d3b/82d/276d3b82d69ad718e84ee73274acfd09.jpg)
Почтовая система
Во времена диалапа можно было провести кучу времени, наблюдая за процессом загрузки единственного электронного письма или страницы. То, что тогда раздражало, сегодняшних людей, привыкших к широкополосному доступу, просто сводит с ума. Но когда куча людей пытается пользоваться ненадёжным интернет-соединением через спутник для отправки и получения почты, добра не жди. Это может быстро поднять напряжение в обществе.
«Никогда не видел столько людей, ударяющих свои компьютеры – вспоминает Пина-и-Эстани. – Мне было больно это видеть. Не выдерживаю зрелища учёного, стоящего перед своим компьютером в ожидании следующего шага. Сердце просто кровью обливается».
За исключением всеобщего разочарования, накапливающаяся очередь электронных писем означала, что люди не смогут получить доступ к некоторым важным разрешениям и другим связанным с экспедицией документам. В какой-то момент в системе застряло порядка 100 Мб писем, поэтому Пина-и-Эстани занялся их извлечением.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/62c/e18/cbc/62ce18cbc20c42159e0e02cbec34378b.jpg)
«Было бы проще вернуться в порт и получить их, чем доставать их посреди моря через Outlook», – объясняет он.
Конечно, такое изменение маршрута было невозможным. Вместо этого он при помощи доступа на удалённый сервер скачал и заархивировал всю почту, а затем отправил эти файлы на судно при помощи программы rsync, хорошо справляющейся с работой при нестабильном соединении. Также он написал скрипт, контролирующий возобновление прерванной закачки с того же самого места, на котором она прервалась.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/b79/7a2/3d6/b797a23d6d4302398c286d7cfc8c645f.jpg)
«Так что я оставил эту программу работающей на 8-9 часов, а потом открыл этот большой файл в Thunderbird, – сказал он. – после этого я смог достать все необходимые письма, включая и разрешения».
Но такое решение проблемы на коленке не решало основную – судно получило письма, но у экспедиции всё равно не было надёжной системы связи.
«Я знал, как это исправить, но для этого мне требовалось несколько часов надёжного интернета, – сказал Пина-и-Эстани. – Во время нашего трёхдневного перерыва после первого перехода мы с Джен отправились в отель, где я [через интернет] настроил новый домен для веб-сайта и сервер webmail, а потом создал каждому пользователя. Он стал очень популярным. Везде, где бы на судне я ни оказался, люди использовали мой webmail. Наблюдать за этим было удивительно».
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/d5e/125/976/d5e1259760e6970955c518ca7413a097.jpg)
Чтобы всё и дальше работало без сбоев, Пина-и-Эстани нужно было ограничить размер пересылаемых электронных писем 200 Кб, а это значит, требовалось другое решение для передачи более крупных файлов.
«Я разработал систему, в которой письма качались по кускам, – вспоминает он. – Это был, по сути, хак, поскольку протоколы почты не позволяют разделять письма – они их либо скачивают, либо нет. Я это обошёл, и сделал так, что если скачивание обрывалось на 20%, оно возобновлялось заново с этого же места».
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/b3d/a91/143/b3da91143842dd78c136f004064597ba.jpg)
Также он настроил систему очередей для работы с медленным соединением. Благодаря ей, даже если кому-то требовалось 5-10 минут на получение почты, пользователи сразу получали уведомления и знали, что всё работает.
«Я очень переживал за справедливость системы, поэтому письма скачивались в порядке получения», – сказал он.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/13b/ab3/745/13bab374593e1e8b408f91b006039451.jpg)
Ferry Box
Последняя история с Пина-и-Эстани случилась в области, с которой так или иначе сталкивается любой IT-специалист: управление данными. Задача по управлению огромным количеством собранных экспедицией данных в реальном времени была одной из самых сложных и постоянных задач, к которой он применял свои компьютерные навыки. Лучшим примером можно назвать Ferry Box – машину под управлением Linux, которую постоянно использовали для измерения солёности и температуры на поверхности воды.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/828/6db/c74/8286dbc740fafeb57a64acd7a4e3b0f6.jpg)
Поскольку доступ к каждому последующему набору данных появлялся раз в несколько дней, учёным было очень сложно планировать всё наперёд. Они довольно долго могли оставаться в неведении по поводу важных событий, например, перехода из одних вод в другие, с отличными характеристиками.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/2e7/b57/396/2e7b5739693885c94ec828fbf1d213df.jpg)
«Для решения этой проблемы я придумал, как выкладывать данные на веб-сайт, к которому у учёных был доступ в реальном времени, – говорит Пина-и-Эстани. – Таким способом они могли вовремя принимать решения о том, где остановиться и, к примеру, провести заборы образцов».
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/409/75e/8bb/40975e8bbbb128a6bd2923dd5854c61c.jpg)
Такая функциональность позволила исследователям перейти от реактивной к проактивной деятельности по сбору данных. Легко видеть, как это влияет на саму науку. И после нескольких таких историй от Пина-и-Эстани легко видеть, как даже самые экстремальные научные изыскания зависят от скромных тружеников IT.
Комментарии (25)
UB3DCO
18.09.2017 22:39Мне думается, что в подобных экспедициях в некоторых случаях определённые данные даже могут передаются с помощью RTTY. Хотя сейчас уже везде Iridium и другие спутниковые телекоммуникационные системы.
wild_one
19.09.2017 01:25Да там не только старый и медленный RTTY, есть же еще PACTOR (и его радиолюбительская версия AMTOR) — и в море она применяется, наряду со спутником.
Rumlin
19.09.2017 05:47+2Нашел провайдера этого корабля.
24.07.2014
ФГУП «Космическая связь» вместе с ООО «Исател» (входит в международную группу «Интерспутник Холдинг») оборудовали для Росгидромета научно-экспедиционное судно «Академик Трешников» системой широкополосной спутниковой связи.
Об этом сообщила пресс-служба ГПКС. Развернутый комплекс связи позволит экипажу судна и участникам арктических экспедиций получить доступ к пакету современных инфокоммуникационных услуг, подчеркивается в сообщении.
ГПКС и «Исател» стали победителями конкурса на поставку, пусконаладку и оказание услуг спутниковой связи на научно-экспедиционном судне «Академик Трешников», который организовало в июне 2014 г. ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (входит в структуру Росгидромета).
В рамках контракта победители тендера развернули на «Академике Трешникове» широкополосную систему спутниковой связи maritime VSAT, которая включает морскую стабилизированную антенную систему SeaTel и управляющий комплекс «СомАтом». Специалисты запустили систему в тестовую эксплуатацию во время перехода судна из Петербурга в Архангельск.
www.comnews.ru/node/86570HiMem-74
19.09.2017 10:06+7Мне интересно, а почему все это не было сделано «из коробки»? Почему иностранный айтишник вынужден городить дичайшие костыли наспех на коленке?
От прочтения статьи осталось впечатление, что судно первый раз в жизни вышло в море и ВНЕЗАПНО оказалось, что в море нет WiFi и сотовые вышки расположены довольно редко. А весь экипаж с капитаном во главе первый раз столкнулись с тем, что аутлук не работает по медленным каналам…
А «главный инструмент — лебедка» почему не укомплектована ремкомплектом, в т.ч. резервным контроллером, прошитым как надо?Rumlin
19.09.2017 11:08Погуглил. Это maritime VSAT. Обошлись услуги связи в 375 000,00 руб.
Оказание услуг по информационному обеспечению 7-го рейса НЭС «Академик Трешников» с использованием канала спутниковой связи для нужд ФГБУ «ААНИИ»
Про оборудование ничего не находится. Вроде бы в ценах 2014-го контракт по установке оборудования обошелся в 4 млн. рублей.
Скорее всего ситуация обычная — объявляется конкурс с невнятными требованиями «нужен интернет», без проработки деталей. А в данных условиях гуглится, что был единственный участник конкурса.
Контроллер и запчасти скорее всего тоже не предусмотрели конкурсом. Либо выбросили чтобы влезть в бюджет.pnetmon
19.09.2017 12:34Занятный договор — оговорена пропускная способность, срок предоставления (указана месячная плата), но не оговорен объем трафика.
den_rad
21.09.2017 07:59-1Я понимаю, что капитан далек от ИТ инфраструктуры, но айтишник мог бы на земле протестировать все оборудование.
leahch
19.09.2017 01:39+1Да, круто. С почтой особено. Сам в середине 90-х городил почтовый сервер с приемом почты по UUCP для 30 человек по модему (через провайдера Демос), сейчас можно все сделать по другому, но проблема отсюда не легче.
Delsian
19.09.2017 11:12Есть книга, как айтишник год провел на полярной станции, где не было интернета :)
flibusta.is/b/177019
Kazancev
19.09.2017 11:50Вспомнилось с баша http://bash.im/quote/407332
xxx: Сисадмина недавно взяли, он в Северном флоте когда-то служил, там админить вроде и научился. А прикол в том что у него татуировка на плече "Серверный флот" )
drobzik
19.09.2017 15:49Почтовая система
Все новое — хорошо забытое старое:) 15 лет назад была у меня похожая задача — организовать связь по диалапу между серверами MS Exchange. SMTP не поддерживает докачку, и, при нестабильном канале, почта может передаваться вечно. В качестве решения использовали шлюз с sendmail, который, с одной стороны, мог отдавать почту по SMTP, а с другой — мог позвонить на удаленный сервер по диалапу и отдать/забрать почту по UUPC (протокол отлично работал по плохим линиям связи). Так эта конструкция и оттрубила несколько лет, пока клиент не перешел на нормальные выделенные каналы связи.sim2q
20.09.2017 16:54Даже дописывал как то, что бы valid_user@ проверяло до пересылки из мира на сервер раздачи, дабы спам отсекать. Одно время было несколько машин в цепочке host1!host2!.. как в FIDO :)
achekalin
20.09.2017 01:06+2Подбор фото жуткий. «Это я, это я, это лебедка, это еще 8 фото лебедок»
Судя же по описанию, ИТ-дел там хватает, и герой занимался ими, кажется даже, не особенно 24 часа в сутки. Не скажу, что не напрягался человек, но прямо не сумашедше загружен был.
А что связь фиговая, и что ПО глючил — выглядит так, что только во время плавания эти несложные для непосредственной проверки факты открылись, и пришлось чинить на ходу. Собственно, отличные (я бы сказал — канонический) ИТ-ные задачи, сесть и сделать.
P.S. Герой рассказа вообще примерно знал, куда идет в плавание?
zedalert
20.09.2017 12:12+1Лебёдка под управлением Windows CE, который не загружается… Я думал, такое только в анекдотах бывает.
sanrega
20.09.2017 17:15Что нужно сделать чтобы пригласили на такую работу? По сути, это именно то, чем мне нравится заниматься — решать всевозможные айтишные задачки, оптимизировать инфраструктуру, упрощать сложное,
усложнять простое. А приходишь в любую гос. контору на работу устраиваться, делают морду тяпкой и морщатся от того, что у менядоку?ментов нетунет высшего образования. Наверное, у Пина-и-Эстани есть диплом российского ВУЗа, если ему доверили такую работу, иначе и быть не может.
Rumlin
off вспомнилось использование The Bat! как импровизированного почтового сервера лет 15 назад. The Bat на машине с модемом получал почту по расписанию. А пользователи читали свою почту по сети из шары, находящейся на машине с модемом, используя клиент TheBat, настроенный на почтовые базы на этих шарах.
К слову The Bat умеет разбивать письма при отправке на фрагменты и собирать при получении.
artskep
Я полагаю, "старые технологии" времен модемов весьма полезны в подобных случаях.
Вот только применить их в нужный момент — почти искусство
MegaShIzoID
как вариант файлы можно кодировать в uue и отправлять как plain text, тогда нет никаких проблем с разбивкой