Хенрик Фискер и его детище Fisker Karma
Наверное, многим из Вас вряд ли что-то скажет фамилия и имя данного человека: Хенрик Фискер. А между тем этот датчанин, который в свое время учился в Калифорнии в школе дизайна, на протяжении 12 лет работал в немецкой компании BMW, трудился в британской компании, производящей Aston Martin, а также руководил американской Глобальной студией дизайна компании Ford. Именно Хенрик Фискер является автором дизайна родстера BMW Z8 и Aston Martin DB9.
Aston Martin DB9.
BMW Z8
1. Дизайнерская карьера Хенрика Фискера
И вот в 2004 году Фискер к всеобщему удивлению, в том числе большинства коллег по автомобильной индустрии, покинул свой высокий пост в компании Ford. Дизайнер начал создавать собственное автомобильное ателье «Fisker Coachbuild», в котором бы создавались уникальные люксовые автомобили, где на одинаковые шасси монтировались сделанные по индивидуальным заказам салоны и кузова. Данная идея не была новой, однако в основном она использовалась в 1920-1930х г.г.
Ателье Фискера бралось за разработку дизайна различных предметов и аксессуаров, в том числе и наручных часов, но самыми главными объектами творчества дизайнеров оставались два автомобиля: Tramonto (в переводе с итальянского «закат») и Latigo CS (с испанского – «кнут»). Первый построен на базе шасси Mersedes-Benz SL 65 AMG, куда устанавливались уникальные карбоновые кузова. Отмечают, что отделка внутри салона машина соответствовала высоким стандартам, достойным Rolls-Royce и Maybach. В качестве моторов предлагались два варианта: 8 и 12 цилиндровые, которые разгоняли бы автомобиль до 100 км/ч за 3,6 с, максимальная скорость была бы ограничена 325 км/ч (для V8); и до 100 км/ч – за 3,2 с и максимальной скоростью в 330 км/ч (для V12). Но только один экземпляр Tramonto был выпущен с двенадцати цилиндровым мотором, т.к. данный автомобиль покупался в первую очередь как произведение дизайнерского искусства.
Tramonto
Latigo CS строилась по аналогичному принципу, но в качестве шасси использовалась основа от BMW 6-series или M6. Всего Хенрик Фискер планировал выпустить до 150 экземпляров каждой модели.
2. Уникальный экологичный суперкар
Однако в 2008 году Фискер вновь удивил мировое сообщество, начав создавать свой собственный автомобильный бренд “Fisker”. Первая машина данной марки – Fisker Karma – была представлена в 2008 году на автосалоне в американском Дейтройте. Основной идеей дизайнера было создавать эксклюзивные седаны, которые бы не имели аналогов и отличались бы от всех остальных машин.
Fisker Karma
Но почему же именно электрогибрид? Эту идею ему подсказал случай, когда он увидел за рулем гибрида Toyota Prius известного киноактера Леонардо Ди Каприо. Хенрик Фискер понял, чего не хватает обществу: стильных экологических машин. Таким образом, ателье Фискера при объединении с энергетической компанией Quantum Technologies (профиль – альтернативная энергетика) создали свой собственный уникальный автомобильный бренд – Fisker Automotive. Однако необходимо было найти инвесторов для новой компании. Одним из основных инвесторов для предприятия стал Департамент энергетики при Правительстве США в рамках финансирования разработок в области экологического транспорта. Также привлекались средства и от частных инвесторов, в том числе, одним из которых стал и сам Леонардо Ди Каприо. Всего компания Fisker Automotive за несколько лет существования привлекла более 1 млрд. долларов инвестиций.
Toyota Prius Леонардо Ди Каприо
Планировалось создать несколько моделей электромобилей. Однако кроме модели Fisker Karma до настоящего времени еще не выпущено других. Сама же Karma представляет собой электрогибрид.
Справочно: Электрогибрид отличается от традиционных гибридов, например, Toyota Prius, тем, что его бензиновый двигатель никак не связан напрямую с колесами. Энергия двигателя передается на генератор, который уже через электрические моторы передает вращение колесам. Таким образом, у большинства электрогибридов, таких как Chevrolet Volt и электрогибриды BMW, нет карданного вала.
Fisker Karma в США
Колеса на машине установлены с радиусом 22 дюйма и представляют собой также законченное дизайнерское творение студии Фискера. Задние колеса Fisker Karma приводились в движение двумя моторами мощностью 161 л.с. каждый. И т.к. не было необходимости в карданном валу, его место по центру машины заняла аккумуляторная батарея. Фискер отказался от идеи размещать её по всей площади салона, как это делают другие производители, например, Tesla. Батарея у Fisker Karma заполняет высокий центральный тоннель, который разделяет автомобиль на две части: правую и левую. В то же время, такое решение обеспечивает низкую спортивную посадку для водителя.
Заряда литий-ионной батареи емкостью 21 кВт•ч хватает по заводским характеристикам на 83 км (52 мили), в то же время по тестам ассоциации EPA – 51 км (32 мили). С нуля до максимальной емкости батарея от бытовой сети напряжением ~ 220 В машина заряжается менее чем за 5 часов. В случае если заряд батареи заканчивается в пути, или же просто для повышения мощности для более быстрой езды, к электрогенератору может быть подключен двухлитровый Ecotec’овский мотор еще на 260 л.с. С полным баком бензина максимально возможное расстояние, которое может преодолевать Fisker Karma без дозаправки и дозарядки увеличивалось до 485 км.
Fisker Karma. Серебристые ромбовидные вставки в бампере — это колонки
Отметим, что т.к. машина предполагается для движения на электрическом заряде, то при основном режиме работы она практически не издает шума. Для придания Fisker Karma спортивного статуса в задний бампер вмонтированы две колонки с сабвуфером издающие звук мотора, воспроизведенный специальным электронным синтезатором. Этот рев мотора привлекает внимание к Fisker Karma везде, где бы данный электромобиль не появился. Однако при подключении бензинового двигателя I-4 машина издает еще более громкие звуки, по мнению водителя и пассажира Fisker Karma. Это связано с тем, что выхлопные трубы также не стали вести по всей длине машины, а вывели сразу под передним крылом. Отсюда и такие громкие звуки работы мотора.
У Fisker Karma отсутствует и коробка передач, её заменяет просто небольшой ромбовидный джойстик с тремя кнопками переключения передач. Так как нет коробки передач, то удалось установить более компактную трансмиссию. Низкий центр тяжести делает автомобиль хорошо управляемым, подвеска позволяет передвигаться достаточно мягко и комфортно. Батарея, которая хоть и отнимает полезное пространство внутри салона, но позволяет выполнить низкий капот и крышу. Данные факты превращают Karma в стремительный и эффектный автомобиль.
Ди Каприо и его Fisker Karma
Серийное производство Fisker Karma на заводе Valmet в Финляндии стартовало в июле 2011 года. На старте запуска производства за неделю собиралось не более 5 автомобилей, в дальнейшем к концу 2011 года производственная мощность завода увеличилась до 100 машин в неделю. Цена более чем в 100 000 $ делала машину доступной только для кинозвезд и успешных людей. Первым владельцем электрогибрида стал Леонардо Ди Каприо, следующими в списке владельцев электрокара числились бывший вице-президент США Альберт Гор и советник по вопросам национальной безопасности США Колин Пауэлл. Любит кататься на своем Fisker Karma и кумир американских подростков Джастин Бибер. Машина успела «засветится» на больших экранах в кино, в том числе в кассовых голливудских фильмах.
Салон Fisker Karma
И не смотря на такую успешную карьеру и жизненный путь, на Хенрика Фискера посыпались неудачи. В начале в феврале 2012 года правительство США заморозило кредитную линию для компании по двум причинам: во-первых, было выпущено меньше 2000 электромобилей из обещанных к этому времени 15000, во-вторых, дорогая Karma никак не походила на массовый экологически чистый автомобиль. Хенрик Фискер обещал всё исправить с выходом доступного седана Nina, который был позже переименован в Altantic, но не успел выпустить ни одной машины данной модели.
Fisker Sunset DC
Другим фактором краха компании стал ураган Сэнди, который повредил 338 автомобилей. Вода попала в салон и испортила электропроводку. С машинами стали случаться пожары (по меньшей мере сгорело 15 машин), мнение потребителей по отношению к Fisker Automotive становилось все больше негативным. СМИ также «подливали масла в огонь». На компанию посыпались жалобы клиентов, которые были недовольны качеством сборки и работой батарей. Началась большая отзывная компания (отозвано более 200 электромобилей), которая также разорила поставщика батарей A123 Systems (позже будет выкуплена китайском компанией Wanxiang, о которой будет далее).
3. Есть ли будущее у компании, основанной Фискером?
В феврале 2014 года разорившаяся компания была куплена китайской корпорацией Wanxiang (один из крупнейших производителей автокомпонентов) за цену, которая втрое превышала стартовую. В апреле 2014 года временный президент компании Fisker Automotive Роджер Браун сообщил о новых планах компании по выпуску автомобилей: уже в 2015 году на конвейер должна вернутся любимица кинозвезд Karma, в 2016-м в серию должен пойти универсал Surf, а в 2017-м наконец должен появится седан Atlantic, который стал бы самым доступным автомобилем данной марки.
Подписание договора с китайской компанией
Однако руководство группы Wanxiang серьезно рассматривает вопрос о смене названия марки. Данная новость шокировала фанатов Fisker Automotive. Так компания, созданная Хенриков Фискером, может лишиться имени своего владельца. Новые хозяева автокомпании размышляют над тем, не стало ли имя Фискера ассоциироваться у потребителей с постоянными неудача и низким качеством сборки автомобилей. Многочисленные поклонники марки Fisker также недоумевают, кто будет разрабатывать дизайн новых моделей, когда закончатся все чертежи Хенрика Фискера. В апреле 2015 года анонсирован ближайший выпуск спортивного родстера, но уже под именем Elux Karma. Таким образом, от имени Fisker решили отказаться в пользу «Elux». Новый «старый» электромобиль по заявлению китайском корпорации станет еще более комфортабельным и безопасным. Цена увеличится до 135 000 $.
Fisker Surf
…
Fisker Karma
Многие отмечают, что Хенрик Фискер вел свой бизнес так, как будто его больше ничего кроме дизайна машин не интересовало. При создании компании он сразу принял около 300 сотрудников, в том числе именитых высокооплачиваемых топ-менеджеров из крупных автоконцернов. И если же Tesla, прямой конкурент Fisker Automotive, постоянно патентовала технологии и зарабатывала на продаже лицензий другим, то Фискер, напротив, платил почти за каждую деталь своих автомобилей. В том числе работал по предоплате, так Фискер купил у компании BMW 100 000 двигателей для модели Atlantic, так и не выпустив ни одной машины. И при банкротстве компании Хенрик Фискер фактически ничем не владел, кроме дизайна кузова Fisker Karma.
Но именно за дизайн машин, компанию Fisker Automotive за тройную цену купили китайцы, и собираются поставить на конвейер все когда-либо спроектированные модели Fisker. Именно за дизайн были готовы платить состоятельные покупатели, невзирая на низкое качество сборки машин и её средние динамические качества.
Комментарии (17)
hedgehog
18.06.2015 16:33+4Справочно: Электрогибрид отличается от традиционных гибридов, например, Toyota Prius, тем, что его бензиновый двигатель никак не связан напрямую с колесами. Энергия двигателя передается на генератор, который уже через электрические моторы передает вращение колесам.
Вообще гибриды различают на параллельные (ДВС и ЭМ работают параллельно друг с другом и независимо друг от друга) и последовательные (это то, что описали вы). Toyota же в свою очередь разработала более сложную конструкцию, которую причисляют к последовательно-параллельным гибридам. В свете этого нахожу некорректным называть Toyota Prius традиционным гибридом.ncix
19.06.2015 00:10>>В свете этого нахожу некорректным называть Toyota Prius традиционным гибридом
Но он был самым первым серийным и остался самым массовым до сих пор, вполне логично назвать его традиционным. Кстати конструкция не особо сложная, скорее простая и гениальная, а потому очень надежная.Chamie
19.06.2015 13:56+2Первым среди легковых автомобилей. Тепловозы и карьерные самосвалы уже давно делают с электрической трансмиссией.
idiv
18.06.2015 19:38>Началась большая отзывная компания (отозвано более 200 электромобилей), которая также разорила поставщика батарей A123 Systems (позже будет выкуплена китайском компанией Wanxiang, о которой будет далее).
Вообще-то не совсем так. На тот момент началось сильное снижение цен на литий-ионные аккумуляторы, быстрее расчетного (в 2013 цена соответствовала расчетной на 2020 год). Причиной был демпинг компаний вроде Sony и Panasonic, у которых есть другие источники доходов для покрытия убыточных отделов. Компания А123 была только производителем аккумуляторов, вот и пошли убытки по нарастающей, автомобили тут вряд ли сыграли большую роль (да и там небольшой объем был аккумуляторов, относительно всего производства).
SDSWanderer
18.06.2015 19:46+2Для придания Fisker Karma спортивного статуса в задний бампер вмонтированы две колонки с сабвуфером издающие звук мотора, воспроизведенный специальным электронным синтезатором. Этот рев мотора привлекает внимание к Fisker Karma везде, где бы данный электромобиль не появился.
Ну это прям как «пидрилы» в south park'еAndoryu
19.06.2015 04:43Там не совсем звук мотора (и уж тем более не рев), точнее, не имитация обычного мотора. Звук, на самом деле, довольно «космический» в фантастическо-киношном его выражении.
1Tiger1
19.06.2015 01:00«Именно за дизайн были готовы платить состоятельные покупатели, невзирая на низкое качество сборки машин» — то есть дизайн ограничивался рисунками? А финальный результат как на последнем фото (я про багажник)? Сам дизайн конечно дело вкуса, но имхо, очень перегружен деталями и хитро вывернутыми поверхностями при этом нет выраженного характера.
«вмонтированы две колонки с сабвуфером издающие звук мотора, воспроизведенный специальным электронным синтезатором. Этот рев мотора привлекает внимание к Fisker Karma везде, где бы данный электромобиль не появился. Однако при подключении бензинового двигателя I-4 машина издает еще более громкие звуки» — а на них можно музыку вывести, чтобы можно было «черный бумер» на весь район врубать, чтобы стекла вылетали? а то банальный рев мотора слишком банальный.
hitry
19.06.2015 10:37Видел такую вживую. Выглядит очень даже ничего!
У нее кстати еще и солнечная панель во всю крышу.
mitro77
19.06.2015 13:02в живую Карма очень даже очень. Привлекает внимание.
В Москве периодически редко встречаются. Я каждый раз фотографировал.
И тут вдруг на днях, сортируя фотографии, обнаружил что на фото за три года одна и та же машина! Один и тот же гос.номер.
И только два дня назад увидел в потоке Фискер иным цветом.
В общем, это эксклюзив даже для Москвы.
В продаже на авто.ру всего две штуки замечено было. 3,3 и 4 млн.рmitro77
19.06.2015 13:03Тьфу. На авто.ру эти два предложения и то о поставках с Европы.
Так что ни одной машины не продают в России.
crenative
19.06.2015 14:56Интересный факт: ателье Фискера работало над первой версией дизайна Тесла Model S и Маск не знал, что одновременно Фискер ищет инвесторов для собственной компании.
Варианты дизайна Теслы от Фискера были неудовлетворительные, поэтому от них отказались. Когда узнали, что он работает над собственными электро-автомобилями, с ним Тесла, по-моему, даже судилась.
Карму Фискер подпортил себе сам.
Iceg
Причём дизайн — так себе.
Ramzayx
но DB-9 бесподобен.
Iceg
Это точно. Похоже, на его дизайн больше повлиял Ян Каллум, чем Фискер.
dom1n1k
Это наглядно показывает сложность дизайна при полном отсутствии ограничений.
Все старые бренды уже имеют сложившуюся стилистику, историю, культуры, традиции.
Дизайнер на что-то опирается, привнося новые идеи. Стоит ногами на какой-то почве.
А тут приходится дрыгать ими в пустоте и пытаться нащупать дно.