Электромобили явились для Нидерландов тем инновационным решением, которое смогло предоставить множество новых экономических возможностей для голландского бизнес-сообщества. Основные направления развития данной отрасли являются электрозаправки и сопутствующая инфраструктура, производство деталей и элементов для электромобилей, а также непосредственное производство электромобилей и легких электротранспортных средств передвижения, в том числе скутеров и электровелосипедов.

Министерство экономики Нидерландов в свое время поручило объединению предприятий Нидерландов (Netherlands Enterprise Agency) начать работы по стимуляции электротранспорта в стране, в том числе для снижения выбросов СО2, улучшения энергоэффективности, уменьшение уровня шумового загрязнения в городах и снижения зависимости от ископаемых источников топлива. Различные голландские компании, социальные институты, центры исследований и государственные органы работают как непосредственно в Нидерландах, так и совместно с другими международными организациями, для ускорения развития электротранспортной отрасли и получения преимуществ от сопутствующих экономических возможностей. И электротранспорт в Нидерландах процветает! Количество таких машин в стране увеличивается значительными темпами. Количество компаний, занятых в данной отрасли, также непрерывно растет. Так в чем же успех развития электротранспорта в Нидерландах?

Количество электрических пассажирских легковых транспортных средств увеличилось в Нидерландах с 607 единиц в 2010 году до 7410 в 2012 году и 46111 (!) в 2014г. Количество электрозаправок также стремительно росло: с 400 государственных и частных электрозаправок в 2010 году, до 1840 – в 2011 году, до 3674 – в 2012 году и уникальные 12114 электрозаправок в 2014 году. Это при том, что многие жители страны только сейчас начинают понимать роль электротранспорта и его перспективы. Основные цели, поставленные голландским правительством, являются достижение к 2015 году от 15000 до 20000 электромобилей (на конец 2013 года количество пассажирских электромобилей в Нидерландах составляла уже 30086), к 2020 году – 200 тысяч единиц электротранспорта в стране и к 2025 году – 1 миллион электромобилей. А к 2050 году планируется, чтобы все машины в Нидерландах были только с электрическим двигателем.

Рост числа продаж электромобилей на фоне общего сокращения автомобильного рынка

Tesla Model S, BMW i3 и Nissan Leaf являлись лидерами продаж среди «чистых» электромобилей (BEVs) в Нидерландах в 2014 году, Mitsubishi Outlander и Volvo V60 – среди электрогибридов (PHEVs). В 2014 году Mitsubishi Outlander вообще занял десятое место в списке проданных в стране машин, в том числе среди автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Общее количество электромобилей, зарегистрированных в стране увеличилось на 18% по сравнению с 2013 годом. И это все на фоне общего сокращения рынка продаж автомобилей в стране. Число всех электрических автомобилей, впервые зарегистрированных в 2014 году было на 18 процентов выше, чем в 2013 году. Продажи BEVs и PHEVs составляют 3,86 % от общего количество продаж автомобилей в 2014 году в стране, со следующим соотношением: 15% «чистые» электромобили и 85% – электрогибриды. В общем, необходимо отметить, что количество проданных электромобилей в Нидерландах выше, чем в странах с собственными заводами производителями электромобилей: Германии, Франции, Италии, Южной Кореи и др.


Новые модели электромобилей

Рост числа электромобилей в стране можно было назвать феноменальным, если не принимать во внимание, что технологии электромобилестроения значительно усовершенствовались в последние годы и преимущества таких машин становится все более очевидным. Для примера, даже Volkswagen – самый продаваемый автомобильный бренд в стране (11% от всего рынка автомобилей в 2014году) начал активно продвигать свои модели электромобилей (e-Golf, e-Up! и другие).

Концерн, который управляет заводами Volkswagen, также владеет заводами Audi и Porsche, хочет стать лидером и на рынке продаж электромобилей в стране. Даже самый первый электрогибрид от Volkswagen Golf GTE предназначался именно для Нидерландов. В своем стремлении к глобальному лидерству на рынке автомобилей, Volkswagen анонсировал, что представит в ближайшие годы несколько десятков новых моделей электрических автомобилей. Представители Audi также объявили, что компания будет инвестировать несколько миллиардов евро в разработку новых электромобилей. Другие автоконцерны, как и Volkswagen, также объявили о намерении выпустить новые модели электромобилей в ближайшие годы. Таким образом, количество моделей электромобилей, как минимум, удвоится, в ближайшие годы и из этого разнообразия каждый потребитель найдет приглянувшуюся себе модель электромобиля. Отметим, что по прогнозам экспертов количество проданных электромобилей вырастет с 324000 единиц в 2014 году до 2,5 млн в 2023 году.

Зарядная инфраструктура

Другим не менее важным фактором развития электротранспорта является наличие зарядной инфраструктуры. В первую очередь электрозаправки для каждодневной зарядки возле места работы, жилья и других местах долговременного пребывания людей, а также наличие «быстрых» (в том числе и на постоянном токе) электрозаправок вдоль национальных и межгосударственных дорог в Нидерландах. Как отмечено ранее, в стране функционирует более 12000 электрозаправок. Для достижения цели в 200 тысяч электромобилей в стране к 2020 году правительство также поставило цель запустить к данному сроку 70000 электрозаправочных станций в Нидерландах. Страна также участвует в европейской декларации «Charging Everywhere» («Заряжайся везде»), объединяющей также в настоящее время более 50 крупных компаний. Данная декларация предполагает, что к 2020 году люди будут иметь возможность заряжать свои электромобили на каждой улице, в каждом городе, на каждой трассе и возле каждого офиса. И деятельность всех организаций, ратифицировавших данный документ, направлена на достижение данной цели. Среди компаний, подписавших данный документ, являются такие компании как Nissan, Renault и BMW, города Амстердам (через Инвестиционный фонд) и Берлин, компании ABB, Schneider Electric и Siemens. Также необходимо отметить, что число частных электрозаправок также значительно увеличилось (по меньшей мере в 6 раз) в стране в последние годы: с 4500-5500 в 2012 году до ~28000 в 2014 году. Также в стране уже функционирует более 250 станций «быстрой» зарядки вдоль автомагистралей (для сравнения в 2011 – 14, в 2012 – 63, в 2013 – 106). И каждую неделю открывается очередная такая станция вдоль дорог в Нидерландах.

Одним из важных достижений в этом направлении является финансовая поддержка Европейского Союза на строительства 155 «быстрых» электрозаправок вдоль основных дорог, которая позволила бы передвигаться между Нидерландами, Германией, Данией, Швецией, Норвегией и Австрией не зависимо от бренда и марки электромобиля. Запуск данных электрозаправочных станций намечен на конец 2015 года.

Экономический потенциал для Нидерландов

Но не только количество электромобилей в стране стремительно увеличивается. Так, количество полноценных рабочих мест, связанных с электротранспортом увеличилось с 400 мест в 2010 году до 1600 в 2013 г. И если и дальше электротранспорт будет развиваться такими темпами (в том числе с учетом достижения в 2020 году 200 000 электромобилей), то количество рабочих мест, связанных с электротранспортом в Нидерландах увеличится до 10 150. Подсчитано, что каждый проданный электромобиль в Нидерландах дает голландской экономике по меньшей мере € 11,000 дохода. Каждые 20 проданных электромобилей создают дополнительно одно рабочее место. И по мнению специалистов из Роттердамского Университета Прикладных Наук, увеличение количества работников электротранспортной отрасли до 10 150 способно принести по меньшей мере 1,2 млрд. € в ВВП страны.
Причем, количество рабочих мест связано не только с продажами электромобилей, а также связано с развитием электрозаправочной инфраструктуры и сетей Smart Grid. Накопленную электроэнергию в аккумуляторах пассажирского транспорта возможно будет использовать для распределительных сетей. Тем самым увеличить эффективность работы солнечных электростанций, которые бы использовали аккумуляторы в качестве хранилища электроэнергии. Ночью, при зарядке электромобилей, можно будет также сглаживать «ночные» провалы графиков электрических нагрузок.


Общественное мнение

Немаловажную роль в развитии электротранспорта в Нидерландах является общественное мнение. Так, в 2011 году 41 % от всего населения Нидерландов поддержало концепцию постепенной замены обычных автомобилей на электрические.
Более поздние исследования показали, что 26% людей, которые будут покупать новый автомобиль в будущем, серьезно рассматривают возможность покупки «чистого» электромобиля или электрогибрида.
Основной причиной перехода на электротранспорт 75% респондентов назвали заботу об окружающей среде. При этом, они отмечают, что покупка электромобиля является слишком дорогой по сравнению с покупкой традиционного автомобиля. Однако последние расчеты показывают, что из-за значительных налогов льгот при покупке и во время владения электромобилем делают эксплуатацию и покупку электромобилей для жителей страны экономически более привлекательными по сравнению с машинами с двигателями внутреннего сгорания.

Налоговые стимулы

В последние годы, голландское правительство предоставило значительные налоговые стимулы для владельцев и покупателей «чистых» электромобилей и электрогибридов. В частности, размер налога на добавленную стоимости при покупке организацией электромобиля составлял в 2013 году – 0%, при 25% налога для обычных автомобилей. Благодаря этому количество пассажирских электромобилей в Нидерландах увеличилось на 23000 в 2013 году. Общая сумма бюджетных потерь правительства страны от таких налоговых преференций составила 527 миллионов € в 2013 году. В 2014 году такие льготы смогли получить лишь некоторые компании и организации.

Необходимо отметить, что владельцы электромобилей могут свободно найти место для парковки в Амстердаме, столице Нидерландов, на специально отведенных для этого местах, в том числе рядом со своим местом жительства. Причем сделать это они могут совершенно бесплатно. В тоже время некоторые владельцы традиционных машин вынуждены ожидать по 10 лет места для стоянки недалеко от места жительства для своего автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Электрогибрид (PHEV) как переходный электромобиль

Большинству людей сложно сразу перейти на электромобили. В том числе из-за боязни «стать» посреди трассы при снижении заряда до 0 % и необходимости иметь собственную электрозарядку возле дома (особенно для жителей многоэтажных домов). Для такой категории людей одним из выходом может стать переход на электрогибриды, которые будут потреблять топлива значительно меньше по сравнению с традиционными автомобилями. В 2014 году многие автокомпании сформировали специальную коалицию производителей электрогибридов «Plug-In Coalition». Их основной целью является минимизация разрыва между производителями электрогибридов по заявленной экономии топлива и фактическим расходом бензина или дизеля на километр пути. Коалиция сотрудничает с различными исследовательскими организациями, которые проводят различные мониторинги и изучения общественного мнения. Также коалиция оказывает влияние на формирование и изменение мнение людей по поводу электротранспорта.

Считается, что именно электрогибриды внесли существенный вклад в развитии зарядной инфраструктуры в стране. Также отмечено, что переход на «чистые» электромобили намного проще сделать владельцам электрогибридов.

Оценка работы электромобилей

В последние годы появилось несколько международных университетов и
научно-исследовательские институтов, которые постоянно исследуют режимы работы пассажирских электромобилей. Зарядка электромобилей «зеленой» энергией от возобновляемых источников энергии (ВИЭ) делают экологические выгоды электротранспорта более значительными. При реализации самого негативного сценария – зарядки электромобилей электроэнергией, выработанной на угольной электростанции – делают электромобили ненамного чище, чем традиционные транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. Тем не менее, по подсчетам голландских энергетиков, заряжая электромобиль электроэнергией, выработанной из «микса» источников топлива (природный газ, уголь и ВИЭ) может снизить выбросы СО2 на 50%! Одной из причин этого снижения является также и тот факт, что электротранспорт использует режим рекуперации при торможении электродвигателем. Также отмечено, что электромобили не имеют выбросов окислов азота NOx, особенно вредных для атмосферы.

Кроме пассажирских электромобилей, кандидатами на электрификацию являются автобусы, грузовые автомобили, скутеры и мопеды. В данном направлении голландским правительством проводятся значительные работы, и планируется что уже к 2020 году не будет автобусов с традиционными двигателями внутреннего сгорания. На конец 2014 года в стране зарегистрировано 80 пассажирских электро–автобусов (из 5000 автобусов в стране, т.е. 1,6%), а также 46 грузовых электромобилей (>3,5 тонны, из 137000 – т.е. 0,03%). Что касается двухколесного транспорта и «легких» автомобилей в стране на конец 2014 года зарегистрировано 3441 электрических мопедов, 27291 электрических скутеров (из 1122000, 2%) и 169 (653000, 0,02%) электро-мотоциклов. Всего в стране на конец 2014 года зарегистрировано 73574 единиц электротранспорта, включая, скутеры, автобусы и квадроциклы.
Отдельно необходимо выделить велосипеды с электрическим приводом. Всего в стране продано уже более 1,1 млн таких велосипедов. В целом в стране эксплуатируется около 19 миллионов велосипедов (при населении в 16,8 млн человек), т.е. электровелосипеды составляют почти 6% от общего их числа.
Основными моделями пассажирских электромобилей и электрогибридов являются Mitsubishi Outlander P-HEV (14567 машин на сентябрь 2014 года), Volvo V60 Plug-in Hybrid (8941), Opel Ampera (4970), Toyota Prius PHV (3978), Tesla Model S (2150), Nissan Leaf (1280), Chevrolet Volt (1066) и другие.


P.S. Изображения даны в качестве иллюстративного материала и не являются авторскими.

Комментарии (42)


  1. ildarz
    10.06.2015 14:38
    +1

    Называть гибриды «переходными» несколько преждевременно. Может так случиться, что именно они захватят рынок, а не чистые электромобили.


    1. ncix
      10.06.2015 16:14
      +1

      Рынок всегда захватывает дешевый ширпотреб. Сделать дешевым гибрид (в котором и ДВС и электромоторы и аккумулятор) — проблематично.


      1. Mad__Max
        10.06.2015 22:01

        При текущей стоимости аккумуляторов, гибриды вполне могут быть дешевле чистых электромобилей с большими батареями обеспечивающими приемлемый запас хода.
        Хотя конечно при этом они всегда будут дороже обычных авто только с ДВС.


        1. idiv
          10.06.2015 22:16

          Тут несколько некорректно сравнивать только цену автомобиля, нужно еще учитывать стоимость владения. У гибридов будет меньше расход, чем у аналогичного автомобиля с ДВС, так что вполне выходит выгоднее (если же еще добавить налоги за чистоту выхлопов, то тем более).


          1. Mad__Max
            10.06.2015 22:42

            С этим я согласен, но так же согласен и с ncix, с тем что основную долю рынка захватывает недорогой ширпотреб.
            Да за весь срок владения гибрид может оказаться даже дешевле (с учетом экономии на топливе), но большинство потребителей не способно это должным образом оценить. Прежде всего психологически, а не из-за неспособности все посчитать — по этому поводу исследования многократно: например большинство выбирает 1000 $ сейчас, чем скажем по 100$ в течении 1.5 лет, хотя вроде бы очевидно что вариант 15х100 выгодней (даже с учетом «стоимости денег»/инфляции).
            Аналогично с расходами — большинство предпочитает заплатить сразу меньше, а потом в течении длительного срока больше (но небольшими «незаметными» порциями), чем сразу заплатить много, а потом экономить.

            Это давно известные феномены в рыночной экономике. Хотя когда-то исходили из того, что потребители дейсвуют рационально, множество исследований показали что это далеко не так. И теперь эту нерациональность большинства стараются учитывать в моделях/прогнозах.

            Так что для того чтобы гибриды даже не полностью вытеснили обычные ДВС, а хотя бы заняли большую часть рынка (>50% парка) понадобятся очень высокие цены на топливо либо какие-нибудь стимулирующие программы.


            1. idiv
              10.06.2015 23:47

              Ну в Европе они немаленькие, где-то в районе 1,5 Евро за литр для Нидерландов. Да и в журналах у них тут автомобильных любят добавлять к характеристикам ежегодные издержки при средней интенсивности (вроде даже несколько вариантов км/год дается). Так что в этом рынке вполне может сработать здравый смысл, по крайней мере по советам знающих (машина это не порядок цен 1000 долларов, тут речь идет о суммах, сопоставимых с полугодовой зарплатой).


              1. sptor
                11.06.2015 16:37
                +2

                Не интересовлся как Нидерландах, но у нас, в Литве (при отсутсвии прямого налога на магшину- по факту он в цене топлива пока что) калькуляция получается следующая, если брать чисто электрический вариант Nissan Leaf и его более менее одноклассника Nissan Note (два бензиновых варианта и один дизельный — в более менее сходной комплектации) то выходит примено следующее, посчитанло на текущий момент по среднетекущим ценам на 95 бензин 1,28 евро за литр и дизель 1,18 евро за литра, и расход по смешаному циклу:

                Leaf Visia EUR34749
                Note Acenta A/T EUR15460 5,1 л/100км разница в цене -EUR19289 пробег за разницу 295481 км
                Note Visia M/T EUR12300 4,7 л/100км разница в цене -EUR22449 пробег за разницу 373155 км
                Note Visia dCi M/T EUR14910 3,5 л/100км разница в цене -EUR19839 пробег за разницу 480363 км

                Несмотря на то, что все эти подсчеты очень приблизительны и не учитывают иные эксплуатационные расходы, помимо топлива, по ним все равно видно, что при нынешних ценах электромобили выгодно только при просто весьма значительных пробегах для городских машин. Традиционный одноклассник с ДВС будет в конечно итоге дешевле и по стоимости владения. Даже если добавить всякие эксплуатационные расходы то получится, что за цену одного электромобиля можно взять его не худшего одноклассника, плюс топлива на каких полторы две сотни тысяц пробега.

                С гибридами ситуация в целом похожая, но масштаб не тот, по причине меньшей цены гибрида, если взять разные варианты Toyota Yaris то картинка выходит следующая:
                Yaris Hybrid Standard EUR15305 3,6 л/100км
                Yaris Standard 1,0 EUR11242 4,3 л/100км разница в цене -EUR4063 пробег за разницу 73819 км
                Yaris Active 1,33 A/T EUR14102 5,1 л/100км разница в цене -EUR1203 пробег за разницу 18428 км
                Yaris Standard 1,4 D EUR14584 3,5 л/100км разница в цене -EUR721 пробег за разницу 16094

                Если посмотреть, то получается что гибрид вполне конкурентен с более мощной бензиновой версией и дизелям, цифры в разнице по пробегу не такие космические, и вполне достижимы и с ростом цены на топливо могут стать еще меньше, но в связи с тем, что гибрид тоже надо заправлять тем же топливом все получается не так радужно. Если сравнивать это все по разнице в расходе, то получается, что гибрид на данный момент экономит 90 евроцентов на бензине в сравнении с Yaris Standard 1,0, 1,92 евро в сравнении с Yaris Active 1,33 A/T и проигрывает 24 евроцента на сотню дизельному варианту. То есть чтобы снивелировать разницу в цене при абсолютно одинаковых пробегах с Yaris Standard 1,0 придется проехать аж 450 с лишком тысяч, с Yaris Active 1,33 A/T уже меньше 62656 км, а вот дизельную версию догнать не удастся, так как расходы на топливо будут на ней ниже в любом случае.

                Если обобщить, то получается, что сейчас, электромобиль по стоимости владения — если отбросить нерыночные механизмы, типа налоговых льгот, страховых льгот и тому подобного — сейчас проигрывает машине того же класса с традиционным ДВС и гибридам по стоимости владения, даже несмотря на значительно более дешевую заправку, иначе говоря, пока электромобили существенно дороже традиционных авто со схожими характеристиками, они не особо интересны для рядового пользователя. С гибридами ситуация чуть получше, но тоже не очень радужная, они все равно выходят дороже для конечного потребителя в среднесрочной перспективе, если честно, я и сам удивился, когда увидел процессе подсчетов, что дизельная машина по расходам на топливо, в результате, оказывается даже дешевле гибрида на всем сроке эксплуатауции. Собственно потому много где, и стараются снивелировать эту разницу во владении за счет налогов и прочего на уровне государственной регуляции (но это реально дорого и такие программы обычно носят временный характер), или же агрессивным маркетингом «чистых» технологий на всех уровнях, превозносящим преимущества, но тактично умалчивающих о том что эти преимущества скорее всего не компенсируют пользователю даже разницы в начальных затратах, или же теоретически компенсируют, но в очень долгосрочной перспективе, такой что время жизни самого продукта будет меньше, и фактически, эта компенсация не будет получена никогда.


                1. idiv
                  11.06.2015 18:45

                  А откуда данные по расходу топлива? Если поискать по тому же Yaris, то расход для бензина 6 литров только по трассе выходит, а так по городу все 9 будет. Да и по Ниссану есть сомнения в таком расходе, уж очень он маленький. Я про реальный, а не тот, что в паспорте (у меня тоже было 7,5 по городу, а по факту даже в выходной, оптимальная езда ну никак ниже 8,2 не выходило).

                  Для полного сравнения нужно больше данных. Не хватает стоимости кВтч электроэнергии, например. И в идеале это будет сумма накопительным итогом, которая покажет в точке пересечения срок окупаемости дополнительных инвестиций в электромобиль/гибрид.


                  1. sptor
                    11.06.2015 22:01

                    Ну это все на научность не претендует ни разу, чисто для иллюстрации текущего положения дел. Расход я брал паспортный. Понятно что реальный расход будет отличаться, но даже при отличии в два раза — что маловероятно, это принципиально картины не изменит, даже двукратный рост цены топлива не сделает чистое электричество сильно выгодней. Все равно при сравнении машин одного класса получится, что за цену электромобиля (без субсидий) можно купить такой же с ДВС плюс цистерну топлива на сотню тысяч как минимум, и еще на транспортный налог (если таковой есть) останется на несколько лет.


                    1. idiv
                      12.06.2015 07:49

                      Дело в том, что ваш расчет сильно зависит от использования автомобиля, да и разница сильно зависит от размера батареи, если подходить к выбору в зависимости от потребностей, то электромобиль вполне может окупиться за 8-9 лет. Не для всех подойдет да и выбор на сегодня не слишком, но и такой большой разницы не будет.


                    1. idiv
                      12.06.2015 07:59

                      И совсем забыл по ценам. На autoscout электромобиль Leaf новый стоит 29 тысяч Евро, а Note с автоматом в районе 19, так что там и разница не такая уж большая.


                      1. sptor
                        12.06.2015 09:13

                        Дело в том, что ваш расчет сильно зависит от использования автомобиля

                        Конечно зависит от использования. Но положа руку на сердце, пока что электромобили это чисто городские машины, то есть сильно большим пробегам, на которых и будет проявляться экономия там взяться неоткуда, да и автономность хромает. По данным сайта официального представителя Ниссан:
                        — 199 км при средней скорости 61 км/ч при +20 градусах и выключеном кондиционере
                        — 183 км при средней скорости 38 км/ч при +22 градусах и выключеном кондиционере
                        — 124 км при средней скорости 24 км/ч при -10 градусах и включеном отоплении
                        — 122 км при средней скорости 88 км/ч при +35 градусах и включеном кондиционере
                        При этом реальные пробеги будут меньше при заявленых условиях, как и в случае с машинами с ДВС, у которых реальный расход отличается от паспортного. То есть в городском режиме Leaf вероятней всего будет проезжать в районе 100 км между заправками, что не так и много, в большинстве случаев такого пробега хватит конечно, но всякое бывает, а ехать с размышлениями дотяну/не дотяну не особо приятно, плюс в случае с ДВС можно в случае чего с канистрой до заправки на попутке съездить, с электро так не выйдет. Быстрая зарядка займет минимум полчаса, а обычная от 8 до 10, то есть фактически на машине не получится быстро поехать если «бак» пуст
                        то электромобиль вполне может окупиться за 8-9 лет.

                        Сомнительно, хотя бы потому, что покупающие новые машины, как правило меняют машины раньше кроме того за такой период батареи неизбежно деградируют и соответственно уменьшатся пробеги на одном заряде, и возникнет необходимость чаще заряжать.
                        И совсем забыл по ценам. На autoscout электромобиль Leaf новый стоит 29 тысяч Евро, а Note с автоматом в районе 19, так что там и разница не такая уж большая.

                        Я брал цену официального представителя просто. И да, я не считаю что 10 килоевро это небольшая разница в цене. Плюс надо сравнивать сопоставимые комплектации, а не самый нафаршированый вариант с ДВС с базовым эектромобилем.


                        1. idiv
                          12.06.2015 19:19
                          +1

                          >То есть в городском режиме Leaf вероятней всего будет проезжать в районе 100 км между заправками, что не так и много

                          Есть такой момент, что в Европе ведется статистика по проезду машинами. Например, для Германии, 90% всех поездок легковых автомобилей короче 40 км, а за день 85% автомобилей проезжают меньше 120 км. Кстати, для электромобилей скорее всего цифра будет больше первое время, так как там закладывается деградация аккумуляторов (заявленное расстояние он должен проезжать к концу срока эксплуатации, как раз 10 лет). Так что ваши минусы вовсе не минусы, а факт, что больше и не надо.

                          >Сомнительно, хотя бы потому, что покупающие новые машины, как правило меняют машины раньше

                          И снова статистика. Медианный возраст эксплуатации автомобиля одним владельцем как раз 8-9 лет. Есть перекосы в обе стороны, но процентов 70 укладывается в пределы 6-11 лет.

                          >И да, я не считаю что 10 килоевро это небольшая разница в цене.

                          Так и речь о том, что так неправильно считать. Электроавтобус тоже дороже обычного, причем почти в два раза, еще и инфраструктуру для него делать. А по факту автобусы на один маршрут, 6-7 штук, окупаются за 10 лет. Здесь точно так же, нужен комплексный расчет стоимости владения.

                          >Плюс надо сравнивать сопоставимые комплектации, а не самый нафаршированый вариант с ДВС с базовым эектромобилем

                          Note стоит в пределах 12-24 тысячи, Leaf — 26-40. Если брать сопоставимые по характеристикам, то это Nissan Leaf Visia+ и Nissan Note Acenta ote 1.2. Начинка у них примерно одинаковая, характеристики тоже. Электрическая стоит 26000, бензиновая 18600, обе новые. Но не 34 и 15, как у вас.


                          1. sptor
                            12.06.2015 22:49

                            Например, для Германии, 90% всех поездок легковых автомобилей короче 40 км, а за день 85% автомобилей проезжают меньше 120 км.

                            Это все понятно, но на мой взгляд должен быть запас на непредвиденые обстоятельства разного рода. У электромобилей с этим сложнее, плюс они пока что, гораздо сильнее зависят от внешних факторов чем ДВС, хотя бы в силу изначально меньшего пробега. То есть если для ДВС включеные фары и кондиционер отъедят, условно, 1-2% от пробега, то для электромобиля это будет уже скорее 10-20%. Плюс скорость заправки, даже быстрая заправка это полчаса минимум.
                            Есть перекосы в обе стороны, но процентов 70 укладывается в пределы 6-11 лет.

                            Это уже само по себе большой разброс, как бы там ни было, это не отменяет факта, что уж на сотню-полторы тысяч пробега топлива на разницу в цене купить получится. А по городу это реально много. То есть если посмотреть правде в глаза, на данный момент покупка электромобиля для эксплуатации в городе с небольшими пробегами еще менее выгодна, чем покупка обычного автомобиля.
                            Так и речь о том, что так неправильно считать.Электроавтобус тоже дороже обычного, причем почти в два раза, еще и инфраструктуру для него делать. А по факту автобусы на один маршрут, 6-7 штук, окупаются за 10 лет. Здесь точно так же, нужен комплексный расчет стоимости владения.

                            Для индивидуального пользователя правильно. Общественный электротранспорт и даже такси это другой разговор — там другие пробеги совсем, а на современном этапе жлектромобили выгодны только при условии больших пробегов как раз. В случае с автобусами и такси это достижимо, в случае синдивидуальным транспортом далеко не всегда. Плюс не стоит забывать, что организации занимабщиеся коммерческими перевозками могут пользоваться льготами при использовании экологичных решений, которые для частников могут быть недоступны. Например они могут возвращать НДС при приобретении, уже одно это серьезно снижает стоимость начальных вложений.
                            Электрическая стоит 26000, бензиновая 18600, обе новые. Но не 34 и 15, как у вас.

                            Возможно в Германии действуют поощряющие программы, типа дотаций, во Франции вон цена вообще от 18090 евро, в Испании 15300 евро, а в Италии опять от 24790 евро, и так далее при том что на модели с ДВС цены так сильно не колеблются.


                            1. idiv
                              13.06.2015 11:10

                              >Возможно в Германии действуют поощряющие программы, типа дотаций, во Франции вон цена вообще от 18090 евро, в Испании 15300 евро, а в Италии опять от 24790 евро, и так далее при том что на модели с ДВС цены так сильно не колеблются.

                              В Германии цена от 26 тысяч, в Италии — от 25. Как раз выходит, что дотаций там нет, так что цена более или менее рыночная, если сравнивать с Испанией и Францией. Да и речь идет о выгоде для конечного покупателя, что более важно на данном этапе при выборе машины, мы же не государство.

                              И для этого конкретного примера, который я привел, при потреблении машиной 30 кВтч/100 км (туда включил потери при заряжании и расход по разным сезонам усредненный за год) электромобиль от Ниссана становится выгоднее только по топливным расходам за 35000 км. Это вообще детский проезд, даже при самым грубым оценкам — 3 года.

                              Так что вместо:

                              >То есть если посмотреть правде в глаза, на данный момент покупка электромобиля для эксплуатации в городе с небольшими пробегами еще менее выгодна, чем покупка обычного автомобиля.

                              оказывается, что правда расчетами не подтверждается.

                              Даже если взять ваши цифры по цене топлива и автомобилей:
                              Leaf Visia EUR34749
                              Note Acenta A/T EUR15460 5,1 л/100км разница в цене -EUR19289 пробег за разницу 295481 км
                              Только заменить рекламный расход 5 литров на реальный 8 (корректировку для Лифа я уже сделал), то электромобиль становится выгодным уже самое позднее со 120000 км. Конечно это 10 лет, но при этом не забываем, что расходы на обслуживание электромотора ниже, чем ДВС. Если же взять немецкие цены на топливо и электрику, то мы уже выходим на 75000 км, что уже попадает по наезду в 6-7 лет, что вполне адекватная цифра.


                  1. Mad__Max
                    14.06.2015 00:38

                    Тут в расчете стоимость эл. энергии вообще нулевой (бесплатной) была взята.
                    Да, данные по расходу выглядят сомнительно, но вероятно одно другое скомпенсирует (для ДВС нужно взять расходы повыше, зато для электромобиля надо добавить расходы на эл.энергию)


                    1. sptor
                      14.06.2015 09:53

                      Я про то и говорю, что выгодность электромобиля это вопрос дискутабельный. Просто порядок цифр даже в самом грубом приближении такой (при использовании паспортного расхода и «бесплатном» электричестве), что разница в продажной цене все таки велика и реальная стоимость у двух вариантов становится равной после реально очень больших пробегов. То есть все разговоры об огромной экономии при использовании электромобиля это либо следствие того самого «медового месяца» (налоговые льготы, страховые льготы, относительно низкая цена на электричество), либо же просто рекламные завлекалочки, умалчивающие и о том самом «медовом месяце» и том что электромашина дороже обычной. Собственно пример с гибридами весьма показателен, их точно также пиарили одно время, но по факту, даже несмотря на то, что цены на них сейчас уже почти равны с обычными (в принципе можно считать что равны с дизелями) их доля в общем парке не так уж и велика, по карйней мере у нас где нет никаких налоговых льгот. Из всех плюсов электромобилей (гибриды уже не попадают под это) это бесплатная парковка, и бесплатный въезд в единственный нацпарк где собирают экосбор, все.


                      1. idiv
                        14.06.2015 10:02

                        >Я про то и говорю, что выгодность электромобиля это вопрос дискутабельный. Просто порядок цифр даже в самом грубом приближении такой (при использовании паспортного расхода и «бесплатном» электричестве),

                        А чем вас не устроил расчет выше с реальными расходами? Взять идеальные условия и что-то насчитать — это даже не дискутабельное, а манипуляция цифрами.


            1. Minras
              11.06.2015 18:11

              Ну, голландцы, во-первых, довольно рациональны. А во-вторых, разница в цене владения тут очень заметна сразу, т.к. электромобили освобождены от транспортного налога совсем. Для сравнения, за 1.6 Seat Ibiza я плачу 150 евро в квартал налогов (600 евро в год). На дизельные налог больше.
              Плюс один из самых дорогих бензинов — 1.60 евро/литр на эконом-заправках.


              1. sptor
                11.06.2015 22:12

                Ну у нас нет налогов чисто на машины вообще, и субсидирование электромобилей хилое, не надо платить экосбор в одном месте, и парковка вроде бесплатна. Потому и пишу что в равных условиях, электромобили, увы, по стоимости владения проигрывают даже в виде чисто городских машин, где у них уже сейчас неплохие перспективы.

                На дизельные налог больше.

                У меня впечатление, что гибриды станут следующими, даже раньше бензина чистого — если будет цель пересадить всех на электротранспорт. Просто сначала активно двигали дизеля, в том числе как и более экологичные, экономичные и эффективные в смысле КПД, а сейчас, когда значительная часть легкового автопарка в Европе дизельная начали не менее активно их душить. Кстати как бы там ни было на коммерческом автотранспорте электричество врядли скоро появится, особенно дальнобое, то есть от дизелей никуда не деться пока, бензин на грузовики ставить это редкое извращение, а сжатый/сжиженый натуральный газ потребует новой инфраструктуры и кучи инвестиций.


      1. ildarz
        11.06.2015 11:32

        > дешевый ширпотреб

        То есть с ДВС? :) Весь двигатель стоит дешевле батарейки электромобиля. С учетом того, что гибридам нужны в разы меньшие батареи, вопрос цены не так однозначен, как может показаться.

        Правда, в Китае вроде бы достаточо неплохо обстоят дела с двухколесным электрическим транспортом, дешево и сердито. Но на автомобили пока не масштабируется.


        1. ncix
          11.06.2015 14:30

          >>Весь двигатель стоит дешевле батарейки электромобиля
          Сейчас да.
          >>гибридам нужны в разы меньшие батареи, вопрос цены не так однозначен, как может показаться.
          Сейчас новая батарея для Приуса стоит около 8000 долларов, что сравнимо с массовыми ДВС.

          Но дело тут в масштабах производства. Чисто технологически электромотор с батарейками принципиально проще в производстве чем ДВС. При соответствующих масштабах и отработанных технологиях электромобили победят бензиновых собратьев, как минимум в легковом и мелком коммерческом транспорте.


          1. ildarz
            11.06.2015 15:01

            > около 8000 долларов, что сравнимо с массовыми ДВС.

            Гмм. Да за 8К можно машину целиком купить. :) Когда я этим интересовался, замена ДВС на новый на машине начального класса (вроде Kia Rio) укладывалась в пару килобаксов.


            1. ncix
              11.06.2015 15:27

              За 1-2 килобакса я так понимаю можно б/у двигатель купить. Новый даже на бюджетные авто подороже выйдет. Впрочем, могу ошибаться.


  1. proenergo Автор
    10.06.2015 14:46

    Цель правительства Нидерландов — полностью избавиться от транспорта на ископаемых источниках топлива к 2050 году (красивая дата, у нас также любят пообещать светлого будущего через 10 и более лет). Так, что именно они рассматривают данные электрогибриды только как «переходные» модели. Но нельзя забывать и про нефтегазовое лобби, которое никогда не позволит электромобилям захватить рынок.


    1. idiv
      10.06.2015 15:24
      +2

      Ну у них есть вполне реальные подвижки в целом по ЕС к исполнению планов. Не совсем четко по плану, но вполне ощутимые. Основа энергетической политики — уменьшение зависимости от нефти и газа, так что лобби вполне может и проиграть, ведь как бы им не хотелось потягаться с правительствами, они все еще сильнее, ТНК.


    1. ildarz
      10.06.2015 15:41

      Лобби и теории заговоров я обсуждать смысла не вижу, а вот потребительские качества — дело другое. И у гибридов они таковы, что компенсируют слабые стороны и электромобилей, и традиционных автомобилей.


    1. Mist8
      10.06.2015 16:02
      +5

      А так же кизяко-дровяное, угольное и рабовладельческое лобби.


    1. alhor
      10.06.2015 23:12

      Мне кажется, что у них шансов реализовать планы несколько больше, чем у нас — светлое будущее. Что, собственно, подтверждают данные по динамике изменений в статье. Хочется отдельно отметить наличие частных электрозаправок — интересно, жители условного первого этажа это могут сделать? Т.е. вывести у себя из стены розетки разного типа и скорости.
      Кстати только что подумалось, что электрозаправки еще и безопаснее бензиновых.

      Хочется верить, что и у нас разрешат жителям первых этажей делать заправки. ИП «Электроник»: за каждые 100 киловатт — кофе в подарок!


  1. billyevans
    10.06.2015 18:11
    +1

    Недавно как раз видел гольф на улице у розетки, весьма удивился, тк думал, что такой модели и нет. Но Тесл довольно много, особенно такси.


  1. TedBeer
    10.06.2015 19:43

    количество проданных электромобилей в Нидерландах выше, чем в странах с собственными заводами производителями электромобилей: Германии, Франции, Италии, Южной Кореи и др.

    В Нидерландах находится сборочное производство электромобилей Тесла.


  1. Dbear
    10.06.2015 20:43
    +1

    BTW, на первой и последней фотке финский Fisker Karma. Очень красивый автомобиль. Запал на него, когда смотрел фильм "Дурацкое дело нехитрое", на нём там ездит глав злодей в фильме


    1. proenergo Автор
      11.06.2015 16:09

      Вы вдохновили меня написать про данную машину и её создателя. Интересная история. Особенно с учетом успеха главного конкурента Fisker Automotive — Tesla Motors и ее создателя Илана Маска.


      1. proenergo Автор
        18.06.2015 14:09
        +1

        Вот собственно она


  1. advbg
    11.06.2015 10:23

    Все это правильно, но Нидерланды страна маленькая. Я ее за 2 часа всю проехал… Там все это проще.
    В России логично развивать подобные идеи рядом с источниками дешевой энергии вроде ГЭС или АЭС, и не только в рамках частного персонального транспорта. Например сделать электрические газельки… но тут вопрос упирается в «кому это надо?»


    1. Minras
      11.06.2015 18:33
      +1

      В Норвегии бум на электрокары еще покруче голландского, а страна куда больше.

      Если хочется пример страны близкой по менталитету, то в Украине с прошлого года электрозаправки постепенно строятся и не тольков Киеве. Начиналось с заправок ОККО на трассах и в Киеве, может, сеячас подхватили другие сети, не следил.
      В Житомире на днях запустили электроавтобус, который в ноябре 2014 сделали в Луцке.

      Так что было бы желание.


      1. sptor
        11.06.2015 22:22

        Это не отменяет того момента, что электрокары сильно дороже обычных своих одноклассников. При этом имеют ряд принципиальных недостатков. Собственно бумы это отчасти и результат долговременных пиар кампаний на тему «зеленых» технологий, и всяческие налогово льготные программы, в плане заправок же желание успеть получить свой кусок пирога. Плюс не стоит забывать, что рано или поздно «медовый месяц» кончится — в смысле закроются налоговые и иные льготы, подорожает электричество и так далее. То есть может получиться так, что в результате все будут платить больше, а альтернативу в виде ДВС просто запретят, прямо или косвенно, и то что на начальном этапе электричество было почти бесплатным, будет всего лишь воспоминанием.


        1. Minras
          11.06.2015 23:20

          Медовый месяц закончится 100%, но можно успеть поекономить до того.
          У нас в Голландии уже поговаривают об уменьшении или отмене льгот на гибриды. Но стимость владения ДВС вряд ли сравныется с электрокарами, разве что для антикваров.


          1. sptor
            12.06.2015 09:25

            У нас в Голландии уже поговаривают об уменьшении или отмене льгот на гибриды. Но стимость владения ДВС вряд ли сравныется с электрокарами, разве что для антикваров.

            Пока она ниже получается на определенный период времени, по крайней мере на средний срок использования машины — просто за счет более низкой цены самой машины, даже с учетом всех льгот на электро. То есть можно купить тот же самый Note на 10-15-20 тысяч евро дешевле, вместо Leaf, сэкономленой разницы точно хватит и на налог, и на топлива на пару лет при пробегах 10-15 тысяч в год. Люди в общем не особо горят желанием покупать машину того же класса в полтора-два раза дороже если есть альтернативы, их нужно либо завлекать пряником — субсидии на электро, как в Эстонии было, но это дорого для государства, и как только субсидии отменили продажи электромобилей рухнул и практически до нуля, или же отпугивать от ДВС кнутом, через введение/повышение налогов и сборов всяческих. В общем, в результате, от повсеместного перехода на электротягу рядовой потребитель ничего не выиграет, и скорее будет платить больше чем сейчас.


        1. Mad__Max
          14.06.2015 01:06

          Налоги и льготы конечно постепенно когда-то отменят — но не раньше, чем электромобили станут дейсвительно МАССОВЫМИ (попутно став более дешевыми и доступными — в этом собственно и есть истинный смысл всех льгот и субсидий, сдвинуть ситуацию так, чтобы дальше она потом смогла развиваться уже самостоятельно без них).

          А электричество может и подорожает (скорее всего) в абсолютном выражении, но в относительном по сравнению с бензином/дизелем со временем будет наоборот дешеветь — т.к. все новые перспективные источники энергии (атомная, термоядерная, ветряки, солнечные станции, гидроэнергетика) предполагают выработку энергии именно в виде электричества, а не жидкого топлива.
          Есть конечно варианты возобновляемых биотоплив (спирт, биодизель), но из всех возобновляемых источников энергии это наименее эффективные варианты.


          1. sptor
            14.06.2015 10:12

            МАССОВЫМИ (попутно став более дешевыми и доступными — в этом собственно и есть истинный смысл всех льгот и субсидий, сдвинуть ситуацию так, чтобы дальше она потом смогла развиваться уже самостоятельно без них).

            Я не уверен, что при текущих технология — конкретно литиевые батареях — массовость сделает их существенно дешевле. Субсидирование же дело дорогое, и не может длиться очень уж долго, богатые госудаства могут тянуть эти программы чуть дольше, но не слишком. Ну и никуда не девается меньшая автономность электромобилей пока что, как и принципиальный недостаток невозможности быстрой заправки — подменные решения типа замены аккумуляторов, или даже машины будут весьма затратны
            все новые перспективные источники энергии (атомная, термоядерная, ветряки, солнечные станции, гидроэнергетика)

            По хорошему, только атомная и перспектива термояда способны поддержать взрывной рост потребления электричества в условиях перехода на электротягу — правда атомную энергетику шельмуют «зеленые», перспективы же термояда, увы туманны, уже много лет никак не получается выйти на энергетическую самоокупаемость как я понимаю. Гидроэнергетика тоже неплохо, но во-первых, она далеко не везде возможно, а во-вторых, ее автивное использование явно не порадует «зеленых», которые ратуют за перевод транспорта на электричество. Остальные виды это больше для локальных решений, и тоже результат «зеленой» моды и тех самых субсидий со льготами — для бесперебойного обеспечения даже относительно небольшой страны электричеством это не лучшее решение, Данию в пример приводить не нужно, она резервируется энергомостом из Норвегии, ее гидроэлетростанциями и потому может себе позволить баловаться ветроэнергетикой, ну и положение удобное.


            1. Mad__Max
              14.06.2015 20:27

              Уже делает дешевле, литиевые батареи как раз благодаря массовости (эффекту масштаба) + небольшого совершенствования технологий уже примерно в 2 раза подешевели (в расчете на ед. емкости) за последние 5-7 лет.
              Еще минимум раза в 1.5 точно могут подешеветь только за счет масштаба даже без существенного прогресса в технологиях.

              Все недопишу статью по возобновляемым источникам энергии(там это подробнее будет), но сейчас и на ближайшие 10-20 лет ветер и солнце намного перспективней ядерной и тем более термоядерной энергетики(ее существенного вклада в энергобаланс раньше чем через 30 лет можно не ждать) — они уже обогнали их по темпам роста (ежегодному вводу как мощностей — это уже давно случилось, так и по прибавке годовой выработки в кВт*ч) и в ближайшее время (возможно — уже, данные отчетов запаздывают обычно на год и более) обгонят ядерную энергетику по суммарной ежегодной выработке.

              Накопители да, это проблема. По сути последняя серьезная проблема, сама генерация уже не проблема — она уже сейчас эффективней и дешевле большей части традиционных источников(БЕЗ субсидий). Но эти вопросы с аккумуляцией сейчас активно прорабатываются. В среднего размера странах они кстати решаются наоборот лучше чем в маленьких — за счет диверсификации по типам источников и территориальному их распределению, с организацией перетоков между ними в сетях.

              Кстати насчет «энерго-моста» — сейчас аналогичный мощный «мост» в Норвегию строит Германия, после чего будет использовать их ГАЭС (и строить там собственные дополнительные) для аккумуляции энергии нестабильных источников. После чего долю ветра+солнца можно будет спокойно доводить где-то до 50%, а возможно и больше.