Ознакомившись со статьей “Будущее высшего образования” и изучая проблемы и их решения, предложенные автором и комментирующими, я вдохновился написать свое рассуждение на данную тему, а также привести несколько уже существующих и разрабатываемых примеров.

image

Исходя из идеалистических взглядов можно предположить, что в будущем образование станет доступным для всех, однако, дабы добиться такого результата, оно должно претерпеть некоторые изменения и решить следующие проблемы:

  • Зависимость от месторасположения. Ведь большинство Университетов требует присутствие студентов на лекциях и на экзаменах соответственно.
  • Стоимость обучения. Учиться в университете, особенно популярном, всегда обходилось в копеечку и доступно далеко не всем.
  • Социальная и религиозная стигматизация. Да-да, хоть мы и живем в 21 веке, такой феномен все же не редкость и встречается в некоторых странах мира.
  • Низкая заинтересованность учеников в полном и успешном окончании учебной программы. Молодые специалисты зачастую ставятся перед выбором между построением карьеры и получением академических степеней, ведь для ряда компаний, особенно в сфере IT, более важен опыт и навыки кандидата, а не наличие диплома о высшем образовании.

Делая вывод из представленных выше проблем, первое решение, которое приходит на ум — это онлайн обучение. Однако и у такого типа образования есть ряд проблем, которые требуют решения:

  • Легитимность сертификатов.
    Интернет полон различного образовательного контента, где по окончанию онлайн обучения выдаются различные электронные сертификаты, однако как же их оценить и доказать, что они являются истинными?
  • Разнообразие образовательного контента.
    Конечно же, наличие выбора, это обычно плюс, но при таком количестве различных платных и бесплатных курсов, как же заранее понять, что он стоит потраченного времени и денег?
  • Все та же низкая заинтересованность учащихся в успешном окончании курсов.
    Только ~5% (Источник) от записанных учеников заканчивают онлайн курсы.

Исходя из имеющихся на сегодня технологий, данные задачи все же возможно решить системно. Если создать треугольник взаимодействия между такими группами, как Учащиеся, Образовательные организации и Предприятия, где Предприятия смогут напрямую диктовать требования по наличию определенных навыков (пройденных курсов) у кандидатов, Образовательные организации смогут предоставлять отдельные и блоки курсов для соответствующих позиций в предприятии, а Учащиеся смогут прозрачно видеть, к чему приведет успешное окончание курса/блоков курсов.

Такая система выгодна для всех трех сторон, так как Предприятия смогут сэкономить на рекрутинговых компаниях и обучении/повышении квалификации, а также получить больший процент заинтересованных и подготовленных для их позиции специалистов. Образовательные организации получат дополнительных студентов, рейтинг, а также могут быть финансированы самими предприятиями. Учащиеся же смогут легко составить план своего обучения с последующим карьерным ростом в лучших образовательных организациях мира.

К тому же, создается множество дополнительных возможностей по динамичному и облегченному мониторингу рынка труда и его трендов. Предприятия получат доступ к кандидатам по всему миру, Образовательные организации не будут зависеть от местоположения, а учащиеся смогут получить работу своей мечты.

Изучив существующие варианты в интернете, я обнаружил несколько проектов, занимающимися решением современных проблем образования:

  • Udacity был создан на основе успешного пилотного онлайн-курса в Стэнфорде, который привлек 160 000 студентов из более чем 190 стран.
  • Coursera имеет 24 миллиона зарегистрированных пользователей для своих программ и предлагает более 2 000 онлайн-курсов.
  • Open edX — это платформа с открытым исходным кодом, которая поддерживает курсы edX, которые насчитывают более 10 000 000 пользователей. Благодаря данной платформе процент студентов, которым потребовалось пересдавать определенный курс, снизился с 41% в традиционном формате до 9% среди тех, кто прошел смешанные курсы edX.
  • Udemy насчитывает более 7 миллионов студентов и более 30 000 курсов по состоянию на 2016 год. Кроме того, она насчитывает более 16 000 преподавателей и 80+ курсов на разных языках, не считая обучающего портала “Udemy for Business”.
  • Open Source University стартап, представляющий собой глобальный регистр профессиональных навыков на блокчейне. Если верить разработчикам, они планируют объединить все онлайн курсы в одну систему и связать их с компаниями и учениками по всему миру.

В тандеме они решают практически все проблемы, представленные в вышеупомянутой статье, кроме, к сожалению, отсутствия практических занятий при онлайн обучении, например, в естественных науках. Данная проблема может быть решена путем создания локальных представительств курсов, где можно пройти практические занятия в форме факультатива, или же в качестве обязательного курса для определенных специальностей. К сожалению, обнаружить глобального и распространенного решения проблемы практики я не сумел, однако, я считаю, что при таком векторе развития системы образования, она также будет решена.

Комментарии (12)


  1. Inlore
    28.11.2017 15:49

    Не знаю как у других, но у меня стойкое ощущение, что вся статья написана только ради того, чтобы невзначай прорекламировать стартап, продающий токены


    1. FrankieRafie Автор
      28.11.2017 16:45
      -2

      Уверяю вас, что данный пост является лишь поверхностным взглядом на возможный вектор развития системы образования исходя из моих взглядов на данную сферу.


      1. andyudol
        28.11.2017 17:07

        Что-то уж слишком поверхностный. Стоило углубиться.


        1. FrankieRafie Автор
          28.11.2017 17:09

          Спасибо за рецензию, я учту это в следующих публикациях.


          1. lpwaterhouse
            28.11.2017 17:38

            в следующих публикациях

            Не стоит.


    1. Here_and_Now
      29.11.2017 14:31

      Они теперь еще и не пишут ICO в статье + теги левые. Хотя бы комментарии спасают. Спасибо!


  1. Hrisitan
    28.11.2017 17:35

    Отличная статья, поздравляю!


  1. lexnekr
    28.11.2017 22:04

    Не сочтите за рекламу, просто сам сейчас прохожу курс от МФТИ про разработку массовых онлайн курсов (да, все эти курсеры, степики, edx, юдеми и прочие интуиты). И некоторые моменты, которые вы упомянули (про низкую заинтересованность и 5%, например) там как раз говорится.

    openprofession.ru/course/MIPT/MOOC_INTRO

    Как по мне, так очное и онлайн образование — это просто 2 РАЗНЫХ вещи. Онлайн это про быстро и практично. Иногда ещё и дёшево (но уже почти никогда не бесплатно). А оффлайн… Блин, я сам не понимаю про что оффлайн… Чем дальше, тем больше мне кажется что про общагу и отсрочку от армии… =(

    P.S. Да, если квота на первые 100 студентов ещё не выбрана, то этот курс можно получить нахаляву…


    1. FrankieRafie Автор
      28.11.2017 23:15

      Так я сам столкнулся с проблемой, что после окончания ВУЗа пришлось множество вещей учить дополнительно. Если бы в обучение входили только актуальные для определенных специальностей предметы, фреймворки и техники, то было намного практичнее (Конечно же, база нужна и это даже обсуждать не нужно). Иначе, какой смысл ВУЗа, если он не может выпустить готового специалиста? Причем, я не говорю про образование в СНГ, т.к. получил его в ЕС.


      1. andyudol
        29.11.2017 10:30

        Это что. Я столкнулся с тем, что начав изучать дополнительные вещи, обнаружил, что учил это в институте.
        Не может ВУЗ выпустить готового спеца. Потому что готовым он становится, накопив опыт и научившись применять этот опыт в работе.


        1. FrankieRafie Автор
          29.11.2017 15:54

          Я к тому, что в принципе, в связи с динамичными потребностями рынка труда ВУЗы зачастую просто не могут подготовить специалиста на ту же джун позицию, хотя задача то изначально у ВУЗа такая, насколько я понимаю.


          1. akryukov
            29.11.2017 18:54

            ВУЗы это больше уклон в теорию и науку, а на джун позиции было бы логично готовить в СПО.