Фото Slippy Slappy Follow / CC BY-ND
Минутка теории
В основе экономики музыкальной индустрии лежат права на записанные и выпущенные музыкантами треки. Они — главный предмет торговли, вокруг которого выстраиваются доходы лейблов, продавцов дисков и пластинок, стриминговых платформ и самих музыкантов.
Работает это так: музыкальный трек рассматривается как объект авторских и исключительных прав, а его автор и/или исполнитель — как обладатель этих прав. В зависимости от контракта с лейблом или дистрибьютором, за воспроизведение, распространение или коммерческое использование обладателям прав полагается вознаграждение — «роялти».
Лейбл может инвестировать в запись альбома или его продвижение, но предусмотрит полную или частичную передачу исключительных прав на записанную музыку. Дистрибьютор — работает с ритейлерами и онлайн-витринами, и его трудозатраты на распространение могут быть компенсированы, например за счет комиссии с продаж.
Как Slim Shady попал на биржу
В 1992 году Джефф и Марк Басс подписали первый продюсерский контракт c Маршаллом. Компания братьев называлась FBT Productions, а позднее переросла в лейбл Web Entertainment, на котором вышел Infinite — первый студийный альбом артиста.
Первые продюсеры Эминема до сих пор получают соответствующие отчисления. Здесь мы не будем углубляться в специфику, но если вы хотели бы изучить вопрос, мы рекомендуем почитать кейс по теме распределения прав и доходов между F.B.T. Productions и Aftermath Records.
Фото VasenkaPhotography / CC BY
В сентябре прошлого года Royalty Exchange, онлайн-платформа для управления активами в сфере исключительных прав на музыкальных произведения, подписала письмо о намерениях по приобретению у FBT Productions доли размером в 15% от объема выручки, поступающей в рамках выплат роялти за коммерческое использование треков Маршалла.
Компания планировала вывести эти активы на мини-IPO — разместить их на бирже NASDAQ. Мини-IPO — это альтернатива первичному публичному размещению акций. Она доступна для технологических стартапов, которые желают воспользоваться преимуществами полноценного IPO, но с гораздо менее жесткими требованиями и обязательствами.
Эта сделка состоялась. Royalty Flow, подразделение Royalty Exchange, выплатило лейблу сумму в 18,75 млн долларов за 25% от роялти, и «акции» Эминема вышли на биржу.
Представители артиста подчеркнули, что Маршалл не принимал личного участия в переговорах и самой сделке, а договоренность была достигнута без какого-либо обсуждения с артистом.
Что может повлиять на стоимость «акций Эминема»
Эффективность использования роялти в качестве инвестиционного инструмента растет.
Годом ранее аналитики Goldman Sachs сделали прогноз относительно удвоения рынка стриминга к 2030-му, а уже в этом году Конгресс США выступил за упрощение регулирования работы стриминговых платформ и порядка соответствующих выплат.
Помимо этого, появилась информация о том, что стриминговые платформы увеличат размер отчислений авторам и издателям на 44% в течение следующих 5 лет.
Фото Matt J Carbone Follow / CC BY
Согласно отчету Комиссии по ценным бумагам и биржам США, объем роялти от работ Маршалла составил более 82 млн долларов за период с 1999-го по 2016-й. Royalty Flow заявляет среднюю доходность своих активов на уровне 8-16%. Исходя из этих данных, можно сделать предположение о том, что минимальный пакет из 300 акций будет приносить не менее 270 долларов в год.
Свежие сделки в этой сфере
- Компания Carin Music Publishing, контролировавшая права на песни Элвиса, AC/DC и других легендарных музыкальных коллективов, была выкуплена за 240 млн долларов.
- Imagem, распоряжавшаяся правами на композиции Vampire Weekend, Джастина Тимберлейка и ряда других артистов, была продана этим летом за 600 млн долларов.
- В июне 2017 года бывший менеджер Guns N 'Roses объявил о запуске Hipgnosis Songs Fund. Задача фонда — управление правами на произведения более 50 артистов, включая Адель, Рианну, Бруно Марса и Бейонсе. Инвесторам обещаны дивиденды и выход на LSE.
- Наряду с Royalty Flow и Hipgnosis Songs Fund появляются сервисы, позволяющие пользователям становиться инвесторами в обход традиционной биржи. Это — различные платформы и проекты, в основе которых лежат те или иные вариации использования блокчейна. Их базовая модель — продажа тематических токенов, с помощью которых можно инвестировать в творческую карьеру музыкантов и приобретать права на роялти с подготовленных в последствии композиций.
Важно помнить и понимать, что этот рынок непредсказуем. В подтверждении тому можно вспомнить историю с «облигациями Дэвида Боуи». Он был одним из первых музыкантов, начавших зарабатывать на своем творчестве с помощью биржевых механик. Ценные бумаги обеспечивались роялти от коммерческого использования альбомов музыканта, но на фоне появления сервисов вроде Napster и iTunes Store облигации фактически обесценились.
Комментарии (11)
Ugrum
31.01.2018 12:00Эминем выходит на IPO: что это значит
Можно будет купить себе сертификат на кусочек Эминема?
ZuOverture
31.01.2018 13:22+2Для фанатов Эминема имеет смысл. Можно покупать билеты на концерты, а их стоимость им возвращается обратно в виде дохода по акциям. Таким образом потенциально можно вообще убрать лицензионную часть стоимости концертов.
boblenin
31.01.2018 18:45Странное время для выхода на IPO. Как мне кажется пик популярности Eminem уже прошел.
Smallllk
31.01.2018 20:51m&m’s могут выкупить немного акций и разыгрывать их среди покупателей, подкладывая белую конфетку в некоторые упаковки. Вдвойне символично будет
dmitrykabanov
31.01.2018 21:59Есть теория заговора о том, что синие — самые вредные. И еще где-то видел гистограмму с изменением подборки цветов по годам
ToshiruWang
01.02.2018 17:42Это не от старого заблуждения что «Patented Blue V» вызывает рак?
dmitrykabanov
01.02.2018 22:10Все может быть, но цвета у них точно менялись несколько раз за всю историю продукта
velovich
Кому рэп не нравится вот я погуглил: «задиссил»
Что такое дисс — Значение слов «дисс» значение: рэп, обращающийся с унизительными словами в адрес другого рэпера. пример текста: Диссом очень часто пользуются некоторые рэперы. Часто диссы идут парами, то есть — «дисс — ответный дисс», или цепочками диссов.
joedoedoe
Дисс не совсем «унизительные слова». Это более широкое направление, целью которого показать неуважение (дисс пошло от дисреспект) к оппоненту, и обычно включает состоит из «промывание косточек», прямых оскорблений там обычно не так много.