Презентация Project LiveWire состоялась в 2014 году
Компания Harley-Davidson наконец-то официально объявила о производстве электрического мотоцикла и назвала сроки — в 2019 году (через 18 месяцев). Анонс состоялся 30 января 2018 года в ходе рутинной телеконференции, посвящённой финансовой деятельности компании, пишет Bloomberg Pursuits.
А ведь прошло уже почти четыре года с момента презентации прототипа электрического мотоцикла LiveWire (на фото), которая состоялась в 2014 году. Но видимо, технические и экономические сложности не позволили тогда реализовать этот проект.
Будущая модель электрического мотоцикла — реализация того самого прототипа LiveWire. Как обычно, реальная модель может немного отличаться от прототипа, но в целом будет выглядеть примерно так же.
«Вы слышали от нас разговоры о проекте LiveWire, — сказал во время телеконференции президент и исполнительный директор Harley-Davidson Мэтт Леватич (Matt Levatich). — Это активный проект, который мы готовимся вывести на рынок в течение 18 месяцев».
Таким образом, начало продаж LiveWire начнётся примерно в июле 2019 года. Хотя название у мотоцикла, скорее всего, поменяют, но это уже не принципиально.
Если коммерческая модель будет соответствовать техническим характеристикам, заявленным для прототипа, то мотоцикл будет разгоняться до 100 км/ч за 4 секунды и сможет проехать на одном заряде аккумуляторов примерно 80 км.
Мотоцикл LiveWire в фильме «Мстители» (Avengers)
Для сравнения, электрический мотоцикл Zero SR, который уже продаётся по цене $16 495, разгоняется до сотни за 3,3 секунды, а гоночная модель Mission R ($29 999) от компании Mission Motorcycles — и вовсе быстрее трёх секунд. Максимальная скорость последнего — 240 км/ч.
В Европе компания BMW продаёт электрический скутер C Evolution e-Scooter за $23 000.
По внешнему виду LiveWire очень похож на Zero SR. Можно предположить, что и стоимость у него будет примерно в том же диапазоне, то есть чуть больше $15 000.
Другие технические характеристики, заявленные для прототипа Harley-Davidson LiveWire:
Двигатель: 55 кВт, трёхфазный асинхронный, масляное охлаждение
Мощность: 74 л.с. (55 кВт)
Крутящий момент: 71 Н?м
Тип рамы: литая решетчатая алюминиевая рама
Шины: 17 дюймов (задняя), 18 дюймов (передняя)
Вес: 210 кг
Хотя у конкурентов первые модели электроциклов уже появились в продаже, нельзя сказать, что компания Harley-Davidson запоздала. Это новый рынок, который только сформировался и начинает расти. Например, в 2016 году аналитики из TechNavio прогнозировали его рост на 45% в пятилетней перспективе. Это кажется не такой уж большой цифрой, но ведь рынок обычных бензиновых мотоциклов вообще сокращается: ?6,5% в IV кв. 2017 года в США, а продажи Harley-Davidson за тот же период и вовсе упали на 11% (и на 8,5% год к году).
Поэтому если производители мотоциклов хотят сохранить объём продаж (и финансовые доходы) на прежнем уровне, для них единственный выход — выпускать модели с электрической силовой установкой. Конечно, это потребует инвестиций в научно-исследовательскую деятельность. Так, финансовый директор Harley-Davidson на той же телеконференции сказал, что на протяжении ближайших лет компания будет ежегодно инвестировать от $25 млн до $50 млн в эту технологию с целью выйти на позиции мирового лидера в производстве электрических мотоциклов.
Компания, которая прославилась мощными рычащими монстрами, теперь меняет имидж. Электрический LiveWire — бюджетный маленький электроцикл, работающий совершенно беззвучно. Наверняка он найдёт своего покупателя среди гиков и городских жителей, которые никогда не владели настоящим «Харлеем». Компания выходит на новые для себя рынки и может извлечь выгоду из этого.
Независимые эксперты считают, что у LiveWire неплохие перспективы: «Я чувствую, что этот мотоцикл будет хорошо принят публикой и новыми покупателями, в чём очень нуждается Harley, но не теми людьми, которые обычно ездят на Харлеях, — говорит Алан Штульберг (Alan Stulberg) из мастерской Revival Motorcycles. — Это классно. Это необходимо. Чем больше людей придёт на рынок, тем лучше».
Комментарии (44)
TyVik
01.02.2018 19:13Эй, а как же прекрасный рык?!
MiB_K
01.02.2018 19:16+1Добавят динамик и записанный звук, делов-то
old_gamer
02.02.2018 10:37На прототипе небыло динамика, в серийнике тоже не будет, думаю.
Просто теперь запатентуют вой электромотора.
Тоже дело )
Gepard057
02.02.2018 13:48Приятные вибрации двигателя тоже запишут? Автомобилистам не понять. Я обмеими руками за электрические автомобили, но вот мотоциклы…
old_gamer
02.02.2018 14:50От вибраций Харлей уже отказывается давно. Сначала на софтейлы понавесили балансирных валов, потом вообще линейку с очень ровным двигателем Порше запустили, а с этого года Дайну прибили, которая была последним Харлеем, где на нейтрали в зеркала ничего не было видно из-за вибрации. Харлей сильно поменялся за последние 10-15 лет. Это очень цивилизованный и довольно легкий в управлении мотоцикл.
donPedro
01.02.2018 22:40А потом выпустят версию с коляской и пробегом от аккумулятора в 500 километров.
FreeManOfPeace
01.02.2018 23:00>будет разгоняться до 100 км/ч за 4 секунды и сможет проехать на одном заряде аккумуляторов примерно 80 км.
Да уж, негусто как то с аккумуляторами. Я вот сегодня намотал 150 км на своём старом японце, и это в околонулевую температуру, и домой ехать ещё не хотелось, замечу.
А 80 км и электровелики сейчас проезжают (хотя они конечно не могут похвастаться разгоном и динамикой).
Но всё равно обычным мотоциклам в их сфере применения это пока не конкурент (хорошие покатушки могут и 500 км длиться и 1000 с минимальными перерывами), на работу ездить электровелик больше подойдёт, а как замена добитому ИЖаку или Минскачу в деревню (у которого сопоставимый пробег между поломками) как то слишком дорого.
Но в целом хорошо что есть движение в этом направлении, да ещё со стороны HD, которые обычно наоборот, старались быть максимально традиционными. Может через 10-20 лет действительно выкатят что нибудь годное.stalinets
02.02.2018 00:32Электровелики, электроскутеры — конечно, нужный транспорт для мегаполиса. Сам считаю, что в городах, задыхающихся от пробок, можно было бы чуть ли не бесплатно раздавать велосипеды и частично компенсировать их владельцам траты на покупку электрокомплекта. Лишь бы больше ездили на великах и меньше на машинах.
Но тут, думаю, немного другая сфера применения. Это не утилитарная поповозка «дом-работа-магазинчик-дом», это разновидность адренолиновыжималки и понторезки.Loki3000
02.02.2018 08:31Для адреналиновыжималки у него характеристики довольно средние по мотоциклетным меркам. И есть у меня подозрение, что эти 80 км пробега в самом овощном режиме. Если захочется адреналина, то они сразу превратятся в 40-50, а то и в 30. Так что я тоже его вижу как большой и дорогой скутер для поездки на работу.
AngusMetall
02.02.2018 08:40Я уже давно пускаю слюни на zero fxs, у него больше 100км запас хода, а покататься столько вечерком вполне хватает.
prostosergik
02.02.2018 00:44Эти показатели основываются на данных 2014 года. С того момента аккумуляторы немного ушли вперед. Думаю, киловатт 12 они в него запхнут, ну а расход должен не сильно отличаться от того же Зеро, который и 160 от одной зарядки умеет. Что, кстати, тоже так себе.
x67
02.02.2018 09:5155 кВт судя по статье
prostosergik
02.02.2018 14:21Это не те киловатты =) Я не про мощность мотора, а про емкость аккумулятора. У Zero S (только что проверил) 14.4 кВт*ч, что дает 200 миль в городе и 100 по хайвею, (320км и 160км соотв-но). Так вот, думаю, что в Харлее будет примерно так же. А если встроят возможность быстрой зарядки, то заряжаться до 80% оно будет менее, чем за пол-часа (например, Mitsubishi i-MiEV с 10 до 80% заряжается за 20-30 мин, но там 16 кВт*ч батарея)
Эх, стоит упустить единицу измерения и контекст теряется
pfa
02.02.2018 11:17Упомянутый Zero SR проезжает до 360 км по городу и до 180 — по трассе, так что, думаю, ХД дотянет.
на работу ездить электровелик больше подойдёт
В США чуть другие расстояния до работы. У меня ежедневный комьют — 25 миль в одну сторону, из них 19 — по хайвею. Ни на машине, ни тем более на электровеле я их за мои обычные 30-35 минут да по трафику не проеду.
Знакомый поменял FJR на Zero как раз для комьюта (ему ехать 35 миль) — доволен как слон.
DmitrySpb79
01.02.2018 23:1280км на одном заряде? Это как, полчаса едешь, 2 часа заряжаешься?
Что-то сомнительное удовольствие… Или это чисто для города, до кафе и обратно :-)
Lef
02.02.2018 01:18Та ну, с 80км запаса хода они далеко не уедут. Вангую будет минимум пару соток.
Кстати о электровеликах- недавно слышал что одна местная контора официально зарегистрировала рекорд в книге рекордов Гиннеса что-то там более 600 км на одном заряде. И с динамикой разгона там все в полном порядке. За подробностями в Гугл, если кому интересно.prostosergik
02.02.2018 01:46Про киевских курьеров? Там половина притянута за уши и не соответствует действительности. Вел получился достойный, но все их заявления далеки от реальности. Да и вел сам по себе почти магазинный, чуть чуть доработан.
VIPDC
02.02.2018 05:36Согласен, ниша до 100 км уже прочно осваивается электро скутерами.
В Пекине и Шанхае, бензиновых скутеров видел один два, электроскутеров десятки тысяч.
HiMem-74
02.02.2018 08:34Увидев заголовок, захотелось громко крикнуть «НАКАНЕЦ-ТА!». Но вспомнил, что легендарный Харлей давно уже не торт, по прочтении статьи впечатление усилилось. Настоящий Харлей должен выглядеть как-то так:
Ну чтож, ждем появления адекватной мощности доступных электродвигателей (40-50 КВт) и прогресса в силовой электронике, придется лепить самому на кастомной раме.prostosergik
02.02.2018 14:25С двигателями и силовой электроникой уже все в порядке. Проблемы сейчас в аккумуляторах. Пока так себе отношение размера к запасенной энергии.
HiMem-74
02.02.2018 14:41С двигателями и силовой электроникой уже все в порядке.
«В порядке» — это когда я могу зайти на Алиэкспресс и выбрать электродвигатель нужного мне форм-фактора за вменяемые деньги. Вменяемые — это значит не дороже ДВС аналогичной мощности. Пока этого не наблюдается, увы.
С электроникой немного проще, да, можно наколхозить на заказ. Да, с приседаниями. Да, необходимы спецзнания и/или спецзнакомые.
А вот с батарейками в этой, пока непростой, цепочке как раз проще всего — покупаем ведро батареек, получаем хх км. Мало — докупаем еще ведро, 2 по хх км. Маловато, согласен. Но мощности и энергии никогда много не бывает, такой уж это странный предмет.prostosergik
02.02.2018 14:52По моему, вы немного не в теме. =) Двигатели на любой вкус и цвет есть в свободной продаже (да, не на каждом углу, все же электротранспорт еще не очень публичное явление). Можете пойти, к примеру, на www.goldenmotor.com и выбрать себе любой мотор на вкус и цвет. По цене с ДВС примерно паритет.
Посмотрите на контроллеры Kelly kellycontroller.com — что угодно на любой вкус.
А вот с батарейками беда. Если не хотите чтобы мотоцикл был как беременный верблюд, то получите плохой пробег на зарядке. А если хотите хороший пробег — будет беременный верблюд. Современные технологии с трудом балансируют на уровне «ну кое как сойдет». Требуется развитие аккумуляторов в сторону увеличения плотности энергии в отношении к объему и массе.HiMem-74
02.02.2018 15:14www.goldenmotor.com и выбрать себе любой мотор на вкус и цвет. По цене с ДВС примерно паритет.
Топовый моторчик 20 КВт за 156 тысяч рублей? Вы, наверное, пошутили про паритет или где-то лишний ноль нечаянно нарисовался. Ну ок, не ноль лишний, примерно х5.
И да, я не особо в теме — где-то раз в полгода/год накатит, почитаю форумов, посчитаю деньги и отпускает немного, рано еще.prostosergik
02.02.2018 17:34Думаете, новые ДВС дешевые? =) Кстати, этих 20 кВт хватит тягать городской автомобиль до 100 км/ч. Там все хорошо с крутящим моментом.
immaculate
02.02.2018 09:34Харлей — это прежде всего образ. Образ брутального олдскульного железного мотоцикла, без пластика, без электроники, дымящего бензином и грохочущего как танк. По техническим и прочим характеристикам они отстают от европейских и японских марок. Их продажи всегда зависели, мне кажется, от продавливания в массы идеи, что есть один «настоящий» мотоцикл для «настоящих мужиков», об идее свободы: сел и поехал на другой конец континента.
Этот же мотоцикл во-первых выглядит просто ужасно, во-вторых, о какой свободе может идти речь, если мотоцикл буквально привязан к розетке?.. Предрекаю закат марки H-D.pfa
02.02.2018 11:20С «сел и поехал на другой конец континента» у них как раз не ахти. Можно посмотреть на участников Iron Butt Rally — сплошь BMW, FJR да Goldwing, Харлеев единицы.
old_gamer
02.02.2018 15:35Нормально у них с этим давно уже. Да, далеко не лидеры, но особых проблем нет.
Вот интересно по теме: www.youtube.com/watch?v=FC16nEKVJlQ
Машины там основательно доработаны, но для такой эксплуатации это нормально.
prostosergik
02.02.2018 14:37«Этот же экипаж во-первых выглядит просто ужасно без лошади, во-вторых, о какой свободе может идти речь, если экипаж буквально привязан к бензоколонке?.. Предрекаю закат марки Ford и возвращению коней на улицы.»
Вопрос технологий и инфраструктуры. В плане авто — оно сейчас уже почти-почти. 320-350 км пробега на заряде (чуть меньше, чем хотелось бы для путешествий), зарядка в течении 30-50 минут (чуть дольше, чем хотелось бы во время путешествия). Вот когда уберут в бюджетном классе эти «чуть», тогда электромобиль потеснит бензиновый уже серьезно. Т.е. вопрос небольшого усовершенствования технологии (начнут вот фигачить графеновые электроды и заживем!) и строительства инфраструктуры. А это уже обычная стандартная спираль спроса-предложения, которая разворачивается на наших глазах.
Касательно мотоциклов, ситуация схожая. Я имею за плечами 7 лет с байком и более сотни тысяч км, в т.ч. и дальняков порядочно. Долго ездил на Honda Transalp 91 года, бак на 230-250 км, сейчас Suzuki Burgman 400, бак на 200-230 км, и в целом это та нижняя планка когда еще удобно. Проехал 250, сел пить кофе, а это занимает минут 30, как раз если байк будет успевать за это время заряжаться, то я буду готов пересесть на электромот для дальняков. На электроскутер для местных покатушек я пересяду как только у меня появится материальная возможность =) Ну и если мой верный Поло умрет, то уже сейчас буду рассматривать вариант покупки электромобиля. Поездки дальше 150 км крайне редки, настолько, что можно себе позволить на эти пару поездок в год взять авто с ДВС в аренду.
Резюмируя: лет через 5 вопрос закроется в пользу электротранспорта.immaculate
03.02.2018 05:18Мой комментарий не том, что электротранспорт хуже бензинового, а больше о том, что данная модель никак не вписывается в имидж харлеев. Именно на имидже построены все их продажи, так как по ТТХ их мотоциклы всегда проигрывали европейским и японским конкурентам.
Я люблю ездить на мото не только по городу, но и в дальняки от 4000 км. Причем, чем глуше места, куда едешь, тем лучше. Поэтому для меня, боюсь, электроциклы останутся неинтересными еще очень и очень долго.
Если инфраструктура для зарядки и появится повсеместно, то прежде всего в городах и на больших популярных трассах — а эти места наименее интересны для меня.
Про большой пробег и быструю зарядку аккумуляторов — нам это обещают уже лет 10, не меньше… И вряд ли в ближайшие 10 лет что-то радикально изменится. Раза 4 в год на одном только GT публикуются статьи: «Британские ученые изобрели революционный тип аккумулятора», а воз и ныне там.
NTG24
02.02.2018 14:48Идея очень правильная. Для крупных городов электро скутеры и электро мотоциклы очень нужная вещь. Но цена конечно сейчас не конкурентная вообще, и показатель автономности смешной.
prostosergik
02.02.2018 15:01Электротранспорт сейчас — инвестиция в будущее, в т.ч. и в свое. Т.е. нельзя просто купить электроскутер, откатать месяц-два и продать дальше, чтоб купить следующий. Покупая элетроскутер нужно быть готовым к тому, что окупится он через года два (не считая сэкономленных нервов и сил на обслуживание) и только потом начнет приносить профит. Мало кто к этому готов. Многие живут быстро, меняют машины-мотоциклы как перчатки, гонятся за разнообразием здесь и сейчас. И такие варианты как «куплю сегодня скутер за 3000 уе чтобы 7 лет ездить по городу не меняя его» мало кому подходят.
old_gamer
Наконец-то.