Немного лирики


Сколько помню себя в кресле системного администратора (а общий стаж приближается уже годам к 15), столько вопросы офисной телефонии воспринимались мной строчкой из Californication калифорнийских же RHCP: hard core soft porn. Телефония всегда казалась параллельным измерением, в ее администрирование и настройку я старался не лезть. Точнее, вообще обходить все эти телефоновопросы по широкой дуге, скидывая все подобные задачи на «специально обученных людей».

Однако, как часто бывает, сколько веревочке не виться, а конец один… После трудоустройства в новой организации я стал «счастливым» администратором прекрасной связки из цифро-аналоговой АТС Ericsson и «маршрутизатора с интегрированными сервисами» Cisco 2911. Более сотни аналоговых телефонов, три десятка цифровых Ericsson'ов и два-три десятка IP-телефонов Cisco и Ericsson. Все это великолепие некогда было настроено теми самими спецами по hard core soft porn, и как оно работает, я и по сей день представляю лишь в общих чертах. Однако, как бы то ни было, что такое extension, как организовывается условная и безусловная переадресация, как устроен IVR, что такое DID и прочее, узнать мне все же пришлось. И я не был в восторге от обретенных знаний (да-да, не все полезное интересно и приятно). Лишь циска, после усвоения мною логики ее настройки, стала более или менее приятной железякой.

В какой-то момент пришло смирение, что телефония все же неотъемлемая часть хозяйства системного администратора.

И грянул гром


Организация, в которой я работаю, переезжает в другое здание. Разумеется, все аналоговое и цифровое хозяйство остается по месту вечной прописки. Цисковский VoIP в приготовлении 2911 обеспечивает 50 линий, да и ценник на телефонные аппараты циско совершенно негуманный. И то ли благодаря уже пришедшему смирению, то ли благодаря врожденной тяге к знанию, то ли благодаря сочетанию этих двух факторов я решил, что на новом месте телефонию я подниму сам.

Требования были простые: дешево, а лучше бесплатно, а, в идеале, чтобы нам доплачивали, обеспечить базовый функционал (прямые городские номера у сотрудников, IVR, переадресация, конференции, перевод вызова), от 150 линий и выше. Первое слово, пришедшее в голову, было «SIP», второе «Asterisk», третье «Гугл».

Был скачан и развернут AsteriskNOW. Ошалело потыкался в веб-интерфейсе. Оценил в который раз hardcornsoftporn'овскую логику телефонистов и снова отправился гуглить. И случайно натолкнулся на слово «FreeSWITCH». Новое слово, новые поисковые запросы. Хвалебные оды устойчивости, легкости настройки (всюду XML), нетребовательности к ресурсам, плюс работа «из коробки», плюс «у людей» без нареканий работает в виртуальном окружении с сотнями и даже тысячами линий без искажений голоса (хотя разработчики и не рекомендуют виртуальное окружение в связи с отсутствием доступа к CPU в реальном режиме времени). Ок. Пробуем.
Поднимаем виртуальную машину под рекомендованным Debian 8 x64, 1 ядро 2ГГц, 2 гига оперативки, 16 гиг диск. Выполняем установку в соответствии с инструкцией (тыц). Настраиваем софтфон (мне понравился 3CX'овский тыц).

Софтфон зарегистрировался. Тестовые звонки пошли. Ляпота. Ericsson Dialog 4422 тоже зарегистрировался, звонит, голос слышен в обе стороны. Ляпота. Аппарату Cisco 7945 была поставлена прививка прошивкой с поддержкой SIP, и, после относительно непродолжительных танцев с настройкой SCCP, аппарат так же зарегистрировался и звонки пошли без нареканий. Ляпота. FreeSWITCH в продакшн!

Хватит лирики


Исходные данные:

Оборудование коммутационной первого этажа:

  1. Коммутатор в собственности МТС, на котором нам выделена группа портов. С него мы забираем инет и будем забирать SIP-телефонию. Трафик тегирован vlan4
  2. Коммутатор наш, у него выделена группа портов, которым назначены vlan. В эти порты приходит инет от МТС (порт 2 — vlan2), инет от Miralogic (порт 3 — vlan3), SIP от МТС (порт 4 — vlan4). Так же выделен порт 1 под trunk, кабель уходит в серверную четвертого этажа.

Оборудование серверной на четвертом этаже:

  1. Коммутатор, принимающий trunk с первого этажа. Порт 1 — trunk входящий (с первого этажа. Порт 2 — trunk исходящий (к серверу).
  2. Сервер, на нем VMware vSphere 6. На этом хосте гостевая машина с Mikrotik RouterOS, выполняющая роль шлюза и файервола. Так же на этом хосте гостевая машина с FreeSWITCH. На хосте настроен vSwitch и добавлены порты с соответствующим тегированием трафика: vlan2, vlan3, vlan4.

Телефонию по E1 нам предоставляет МТС. От МТС же был предоставлен на тест SIP-транк.
Вот такие настройки были присланы мне инженерами МТС:

Добрый день!
Реквизиты SIP транка
Порт на коммутаторе 9
Номер 5555555
ip-адрес: 172.16.160.154
маска: 255.255.255.252
шлюз: 172.16.160.153
соединение без регистрации, точка - точка
sip-сервер: 172.16.253.3, port: 5060 UDP
media-сервер: 172.16.253.4, port: 10000 - 30000 UDP
кодеки: G711a/u
протокол передачи DTMF: rfc-2833

Машина с FreeSWITCH имеет один сетевой интерфейс, сетевые настройки:

IP: 172.18.253.1
Netmask: 255.255.0.0
GW: 172.18.1.254

Полетели, Mikrotik


Гасим гостевую машину с Mikrotik'ом и добавляем еще один сетевой интерфейс, назначаем ему vlan4. Включаем гостевую машину, Mikrotik загружается, видим, что новый интерфейс появился.

Настраиваем.
Настройка интерфейса в Mikrotik
Выводим список имеющихся интерфейсов:
/interface ethernet print

Видим, что свежедобавленный интерфейс это интерфейс с именем ether6
Переименовываем его в if-sip:
/interface ethernet set [ find default-name=ether6 ] name=if-sip

Настраиваем адрес:
/ip address add address=172.16.160.154/30 comment=mts-sip interface=if-sip network=172.16.160.152

Настраиваем маршрутизацию в Mikrotik
Настраиваем mangle (чтобы трафик маркировался как мы захотим, и чтобы трафик ходил только через нужный нам интерфейс на основе этих меток):
/ip firewall mangle add action=mark-routing chain=prerouting comment="mark sip traffic" new-routing-mark=sip src-address=172.18.253.1

Настраиваем маршрутизацию:
/ip route add comment=mts-sip distance=1 dst-address=172.16.0.0/16 gateway=172.16.160.153 routing-mark=sip

Настраиваем файервол и NAT в Mikrotik
Настраиваем отсутствие фильтрации файерволом (на этом этапе я не боюсь злых хакеров из SIP-транка с PAN-адресов МТС):
/ip firewall filter
add chain=forward comment="allow any to mts-sip" dst-address=172.16.0.0/16 in-interface=if-local out-interface=if-sip src-address=172.18.253.1
add chain=forward comment="allow any from mts-sip" dst-address=172.18.253.1 in-interface=if-sip out-interface=if-local src-address=172.16.0.0/16


Убедитесь, что эти два разрешающих правила расположены в самом верху списка правил. Это снизит нагрузку на файервол.

Для себя я решил, что мой SIP-шлюз будет находиться в локальной сети, чтобы:

  • Не иметь трахомудии с нежеланием отдельных телефонных аппаратов работать со шлюзом, находящимся за NAT.
  • Внутренний трафик в десятки раз превышает исходящий и входящий вместе взятые,
    ни к чему его гонять через Mikrotik.
  • И вообще, настроить один раз шлюз будет дальновидней, чем в дальнейшем воевать с множеством телефонных аппаратов (сотни) с разными прошивками, а то и разных производителей.

По этой причине настраиваем 1:1 NAT.
/ip firewall nat
add action=netmap chain=srcnat comment="source NAT for sip" src-address=172.18.253.1 to-addresses=172.16.160.154
add action=netmap chain=dstnat comment="destination NAT for sip" dst-address=172.16.160.154 to-addresses=172.18.253.1

Если отключали сервисные порты, включаем sip обратно:
/ip firewall service-port set sip ports=5060,5061,5080,5081 disabled=no

Пингуем шлюз (172.16.160.153), пингуем SIP-шлюз (172.16.253.3), пингуем Media-шлюз (172.16.253.4). Пинги ходят. Прекрасно.

На этом легкая и понятная часть закончилась.

Полетели, FreeSWITCH


Для «выхода в свет» нам потребуется сделать следующие вещи, названия которых чужды уху айтишника, не сталкивавшегося с телефонией:
  • Указать, какие IP-адреса и где использовать FreeSWITCH'у для установления соединений.
  • Указать код региона и абонентский номер, выделенный оператором.
  • Создать extension — абонентский номер. Из коробки FreeSWITCH имеет преднастроенные 30 абонентских номеров. Мы создадим еще один.
  • Создать шлюз. Это не то, что вы подумали. Шлюз — это именованный набор настроек, необходимый для соединения с предоставленным SIP-транком. Мы же этого делать не будем,
    мы изменим настройки дефолтового шлюза
  • Настроить dialplan. В транслитерации ужасно звучащее слово. В правильном произношении звучащее еще хуже. Мне не нравится. В устоявшемся написании и произношении «диалплан». Означает набор сценариев. Из этого набора в зависимости от сработавшего условия FreeSWITCH выполняет то или иное действие. Диалпланы создаются для исходящих и входящих вызовов.
  • Настроить ACL для сетей и доменов, откуда разрешены звонки.

Disclaimer: предполагается, что FreeSWITCH установлен в папку по умолчанию: /etc/freeswitch

Самое первое, что делаем, меняем дефолтный пароль. Но опять не потому, почему вы подумали. Хотя и поэтому тоже. Пароль проверяется диалпланом, и если пароль совпадает с дефолтным, то перед соединением вставляется пауза 10 сек. Поэтому сначала меняем пароль.
Файл: /etc/freeswitch/vars.xml
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_password=ballsofsteel"/>

Как вариант, если вам так уж нравится пароль «1234», то можете убрать паузу из диалплана, просто отредактировав соответствующий блок.
Файл: /etc/freeswitch/dialplan/default.xml
<condition field="${default_password}" expression="^1234$" break="never">
  <action application="log" data="Fuck pretense just let's dance"/>
  <action application="log" data="Never Open $${conf_dir}/vars.xml and change default password."/>
</condition>

Настройки IP-адресов
Файл: /etc/freeswitch/sip_profiles/external.xml
<param name="ext-rtp-ip" value="172.16.160.154"/>
<param name="ext-sip-ip" value="172.16.160.154"/>

Региональные настройки
Файл: /etc/freeswitch/vars.xml
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="outbound_caller_name=3435555555"/>
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="outbound_caller_id=3435555555"/>
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_areacode=343"/>
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_country=RU"/>

Реквизиты от оператора
Файл: /etc/freeswitch/vars.xml
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_provider=172.16.253.3"/>
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_provider_username=3435555555"/>
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_provider_password=not-used"/>
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_provider_from_domain=172.16.253.3"/>
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_provider_register=true"/>
<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_provider_contact=73435555555"/>

Ремарка самым внимательным
Вы, наверное, только что заметили, что значение параметра default_provider_register немного не вяжется с теми настройками, что выдал оператор (соединение без регистрации, точка — точка). Однако, в случае с МТС, регистрация все же понадобилась, без нее не проходили вызовы извне внутрь. При том, что без регистрации вполне можно было звонить изнутри наружу. Эта особенность выпила мне немало крови, прежде, чем я врубился и отловил ее.

Характерным признаком того, что требуется авторизация, является ошибка 407 Proxy Authentication Required.

Отлавливается эта ошибка включением SIP-трассировки:
sofia global siptrace on

Выключается трассировка, соответственно:
sofia global siptrace off

Добавляем абонентский номер (extension)
Создаем xml-файл с любым именем в папке /etc/freeswitch/directory/default. Я создал файл с именем, совпадающим с номером.
Файл: /etc/freeswitch/directory/default/4545.xml
<include>
 <user id="4545">
   <params>
    <param name="password" value="$${default_password}"/>
    <param name="vm-password" value="4545"/>
   </params>
   <variables>
    <variable name="toll_allow" value="domestic,international,local"/>
    <variable name="accountcode" value="4545"/>
    <variable name="user_context" value="default"/>
    <variable name="effective_caller_id_name" value="Скудицкий М.В."/>
    <variable name="effective_caller_id_number" value="4545"/>
    <variable name="outbound_caller_id_name" value="$${outbound_caller_name}"/>
    <variable name="outbound_caller_id_number" value="$${outbound_caller_id}"/>
    <variable name="callgroup" value="techsupport"/>
   </variables>
 </user>
</include>

Создаем шлюз
Скорее всего, после того, как вы выполнили настройки IP-адресов и заполнили поля в vars.xml реквизитами, выданными оператором, регистрация на шлюзе оператора состоится без проблем.

У меня же «без проблем» не получилось, поскольку МТС реквизиты выслал, а абонентский номер (extension) 3435555555 не завел. Прежде, чем я заподозрил оператора в подставе, я успел перебрать миллион вариантов настройки шлюза. Однако в итоге оператор у себя на SIP-шлюзе абонентский номер создал, и все завелось если и не с дефолтными настройками, то с близкими. Привожу листинг файла mts.xml, который был получен путем переименования файла external.xml.
Файл: /etc/freeswitch/directory/default/mts.xml
<include>
<user id="$${default_provider}">
  <gateways>
   <gateway name="$${default_provider}">
    <param name="username" value="$${default_provider_username}"/>
    <param name="password" value="$${default_provider_password}"/>
    <param name="from-user" value="$${default_provider_username}"/>
    <param name="from-domain" value="$${default_provider_from_domain}"/>
    <param name="expire-seconds" value="600"/>
    <param name="register" value="$${default_provider_register}">
    <param name="retry-seconds" value="30"/>
    <param name="extension" value="$${default_provider_contact}"/>
    <param name="context" value="public"/>
   </gateway>
  </gateways>
 <params>
  <param name="password" value="$${default_provider_password}"/>
 </params>
 </user>
</include>

Теперь добавляем разрешения на домен и на сети, чтобы наш FreeSWITCH не блокировал попытки установить соединения из домена и из сетей оператора. И да, на данном этапе я так же просто разрешаю все. Моя задача — позвонить уже наконец за пределы организации.
Файл: /etc/freeswitch/autoload_configs/acl.conf.xml
<list name="lan" default="allow">
 <node type="allow" cidr="172.18.0.0/16"/>
 <node type="allow" cidr="172.16.0.0/16"/>
</list>
<list name="domains" default="allow">
 <node type="allow" domain="172.18.253.1"/>
 <node type="allow" domain="172.16.253.3"/>
 <node type="allow" cidr="172.16.0.0/16"/>
 <node type="allow" cidr="172.18.0.0/16"/>
</list>

Обратите внимание! Это не файервол. Фильтрации трафика не происходит. Это списки доступа к сервисам FreeSWITCH'а.

Поздравляю! Можно посмотреть, что у нас (не) получилось.
Запускаем консоль FreeSWITCH'а:
fs_cli -rRS
Перезагружаем xml'ки:
reloadxml или жмакаем F6
Перезагружаем модуль Sofia, отвечающий за телефонные соединения:
reload mod_sofia
Смотрим, что у нас с соединениями со шлюзами.
freeswitch@phone> sofia status
Name Type Data State
=================================================================================================
external profile sip:mod_sofia@172.16.160.154:5080 RUNNING (0)
external::172.16.253.3 gateway sip:3435555555@172.16.253.3 REGED
172.18.253.1 alias internal ALIASED
internal profile sip:mod_sofia@172.18.253.1:5060 RUNNING (0)
=================================================================================================
2 profiles 1 alias

Славно. Регистрация на шлюзе оператора прошла успешно.
Смотрим подробности:
sofia status gateway 172.16.253.3
freeswitch@phone> sofia status gateway 172.16.253.3
==============================================================
Name 172.16.253.3
Profile external
Scheme Digest
Realm 172.16.253.3
Username 3432788299
Password yes
From <sip:3435555555@172.16.253.3>
Contact <sip:gw+172.16.253.3@172.16.160.154:5080;transport=udp;gw=172.16.253.3>
Exten 73435555555
To sip:3435555555@172.16.253.3
Proxy sip:172.16.253.3
Context public
Expires 600
Freq 600
Ping 0
PingFreq 0
PingTime 0.00
PingState 0/0/0
State REGED
Status UP
Uptime 3932s
CallsIN 1
CallsOUT 1
FailedCallsIN 0
FailedCallsOUT 0
==============================================================

Дело встало за малым.

Диалпланы
Для звонков наружу создаем файл mts.xml с нуля, все остальные файлы в папке /etc/freeswitch/dialplan/default можно переименовать со сменой расширения/перенести в другое место/грохнуть.
Файл: /etc/freeswitch/dialplan/default/mts.xml
<include><extension name="outbound-city-call">
 <condition field="${toll_allow}" expression="local"/>
 <condition field="destination_number" expression="^(\d{7})$">
  <action application="set" data="effective_caller_id_number=${outbound_caller_id_number}"/>
  <action application="set" data="effective_caller_id_name=${outbound_caller_id_name}"/>
  <action application="bridge" data="sofia/gateway/${default_gateway}/8${default_areacode}$1"/>
 </condition>
</extension>
<extension name="outbound-country.cellular-call">
 <condition field="${toll_allow}" expression="domestic"/>
 <condition field="destination_number" expression="^8(\d{10})$">
  <action application="set" data="effective_caller_id_number=${outbound_caller_id_number}"/>
  <action application="set" data="effective_caller_id_name=${outbound_caller_id_name}"/>
  <action application="bridge" data="sofia/gateway/${default_gateway}/8$1"/>
 </condition>
</extension>
<extension name="outbound-international-call">
 <condition field="${toll_allow}" expression="international"/>
 <condition field="destination_number" expression="^(810\d+)$">
  <action application="set" data="effective_caller_id_number=${outbound_caller_id_number}"/>
  <action application="set" data="effective_caller_id_name=${outbound_caller_id_name}"/>
  <action application="bridge" data="sofia/gateway/${default_gateway}/810$1"/>
 </condition>
</extension>
</include>

Для звонков снаружи внутрь создаем файл mts_inbound.xml в папке /etc/freeswitch/dialplan/public. Остальное в этой папке по аналогии выше можно переименовать в *.bck или в *.noload
Файл: /etc/freeswitch/dialplan/public/mts_inbound.xml
<include>
 <extension name="public_did">
  <condition field="destination_number" expression="^(73435555555)$">
   <action application="set" data="domain_name=$${domain}"/>
   <action application="transfer" data="4545 XML default"/>    
   </condition>
  </extension>
</include>

Ну что. Скрестили пальцы, проверяем.

Снова запускаем консоль FreeSWITCH'а:
fs_cli -rRS
Перезагружаем xml'ки:
reloadxml или жмакаем F6
Перезагружаем модуль dialplan, отвечающий за телефонные соединения:
reload mod_dialplan_xml
Пробуем дозвон изнутри наружу. Пробуем дозвон снаружи внутрь. Радостно повторяем тестовое «раз-раз, два-два», убеждаемся, что звук ходит в обе стороны. Проверяем прохождение сигналов отбоя в обе стороны.

Радуемся, что приобщились к soft porn.

P.S.: Я сознательно избегал расшифровки значения тех или иных правок. Отчасти, потому что имена параметров и системных переменных очень уж хорошо говорят за себя. Отчасти, чтобы не превращать турбо-запуск телефонии в нудятину с оправданиями каждого пука.

P.P.S.: Написание сего текста было продиктовано ужасом от того, что я так и не смог найти внятный мануал слитным текстом, где решалась бы такая же задача: максимально просто, максимально быстро поднять телефонию с авторизацией точка-точка. Обилие документации почему-то не сопровождается обилием обсуждений и живых примеров. Или просто так получилось, что я допетрил до всего быстрее, чем нагуглил «тот самый пример», который бы сработал у меня. Так или иначе, пусть это будет шпаргалкой для меня и коллег на будущее.

Комментарии (26)


  1. playnet
    06.02.2018 19:40

    диалпланы будут перечитаны по reloalxml
    Чтобы перечитать профили, есть sofia profile external rescan
    для гейтов — перечитать 1 гейт, не дёргая все — sofia profile external killgw xxx
    sofia profile external rescan
    так будут добавлены все gw, что есть в профиле, но нет в активном состоянии.

    Если что, есть 2 группы в телеграмме, где много людей «в теме»:
    t.me/ru_freeswitch
    t.me/ru_voip


    1. LazyFao Автор
      07.02.2018 07:07

      диалпланы будут перечитаны по reloadxml

      Да, действительно.
      Благодарю.


  1. LazyFao Автор
    06.02.2018 21:21

    Постфактум найдена опечатка:
    Файл: /etc/freeswitch/vars.xml
    Строка:

    <X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_provider_contact=3435555555"/>

    Должна выглядеть так:
    <X-PRE-PROCESS cmd="set" data="default_provider_contact=73435555555"/>

    Пропущена 7 в номере. В тексте так же внес правку.


  1. sudoroot
    06.02.2018 23:24

    Позвольте уточнить, почему отказались от использования чистого астериска, без гуев?


    1. LazyFao Автор
      07.02.2018 07:03

      Вы так спрашиваете, будто я тщательно взвешивал) А это не так.
      Выбор платформы происходил в состоянии аврала. Нужно было срочно дать ответ руководству, что у нас с телефонией на новом месте. FreeSWITCH заработал из коробки, все имеющиеся IP-телефоны заработали с ним тоже. И это было сделано за час. И еще два часа на допиливание Cisco'вских аппаратов с SCCP. Это и стало решающим фактором.
      Еще впечатлило это сравнение: habrahabr.ru/post/145620
      Ну и в целом FS мне, что называется, «зашел». Показался интуитивно-понятным.


  1. EminH
    07.02.2018 01:47

    Телефония всегда казалась параллельным измерением…
    У меня было такое же отношение пока не перешли на Lync/SfB. Проблем меньше не стало, но их спокойно можно взвалить на сильные плечи Windows администраторов


    1. LazyFao Автор
      07.02.2018 06:50

      Lync денег стоит. И он зело избыточен. Это первое.
      Второе, Windows-администратор — это тоже я. И хоть я и не линуксоголовый, но интуитивно стараюсь сервисы, требующие чего-то похожего на RTE, поднимать под линуксом. Ну и если я планирую «настроить и забыть», особо не тратя время на администрирование, то тож в первую очередь смотрю на линуксы в силу мизерных накладных расходов.


  1. mrobespierre
    07.02.2018 02:46

    bridge в public контексте не самая лучшая идея, лучше делать transfer в default (иначе могут быть проблемы, например с переводом звонка другому абоненту)
    vanilla config содержит отличный пример в файле 00_inbound_did.xml


    1. LazyFao Автор
      07.02.2018 06:39

      Благодарю за совет!
      Трансфер у меня потерялся в ходе поиска проблемы, вызванной отсутствием учетки на SIP-сервере оператора. Проблема решилась, а бридж остался.
      Поправил в тексте. Спасибо.


  1. Ovoshlook
    07.02.2018 08:12

    Что Asterisk, что FreeSWITCH — с гуем и логикой построения гуя беда у обоих.

    А касательно легкости и понятности:
    Через пару лет а может и раньше вам скорее всего надо будет интегрироваться с CRM и т. п. — начальство жеж захочет смотреть в новый век когда то,
    Вот тогда напишите статью о том как вы искали документацию по FS и что нашли а что нет.


    1. LazyFao Автор
      07.02.2018 09:18

      Я, признаться, не великий фанат графических интерфейсов, когда речь идет о всяких пакетных типовых операциях, типа заведения сотен абонентских номеров в PBX. А поднятие с нуля телефонии это в первую очередь такие операции.
      Гуи хорош, когда визуальное представление повышает информативность и эффективность операций. В случае с телефонией гуи скорее зло. Ну, это мое имхо.
      И CRMка нам не грозит) У нас такая специфика работы, что она совершенно не оправдана. И в целом уровень автоматизации бизнес-процессов у нас очень приличный, давно электронный документооборот с контролями исполнения и прочи, и бумага используется только при сдаче проектной документации, и аж цельный отдел автоматизацией занимается. Так что стадия подобных интеграций была пройдена довольно давно. Хотя, канеш, не зарекаюсь.


    1. nRenaissance
      08.02.2018 11:52

      FusionPBX — очень приятный гуй к фрисвичу. Ставится очень приятно и с коробки, интерфейс, статистика, диалплан, разделение на tenantы и еще много чего интересного.

      Для серьезный диалпланов, конечно, все-таки лучше писать руками, но для маленького офиса, куда приятнее чем FreePBX.

      На счёт интеграции с CRM, если мало мальски понимать в чем суть интеграции, то это не сложно сделать самому :)


      1. Ovoshlook
        08.02.2018 12:19

        Не вижу плюсов ни у FreePBX ни у FusionPBX.
        Что одно, что второе — нелогичная связка кривых вебстраниц.

        Касаемо интеграции с CRM — не сложно не когда мало-мальски понимаешь в чем интеграция, а когда документация к интегрируемому продукту присутствует нормальном структурированном виде.


  1. MagicGTS
    07.02.2018 08:41

    Я тоже подумываю о FreeSWITCH. Asterisk с GUI (FreePBX) бывает не стабилен, а без GUI писать конфу довольно сложно.


    1. sudoroot
      07.02.2018 10:11

      А в fs есть гуи? И моё субъективное мнение, в астериске проще конфигурацию писать чем в fs. Если рассматривать консоль.


      1. MagicGTS
        07.02.2018 12:49

        GUI есть, но какие-то недоразвитые. А сложность конфы весьма относительное понятие. Мне показалось (просматривая конфу FreePBX), что она сложная.


        1. sudoroot
          07.02.2018 13:32

          Правильно ли я понимаю, что вы сравниваете конфигурацию Asterisk GUI (FreePBX) с консольной конфигурацией FS?


          1. MagicGTS
            07.02.2018 13:47

            Абсолютно. Конфа, которую генерит GUI весьма сложная (на её основе была надежда написать свою, но «руками»). И на фоне негативного опыта Asterisk (не исключаю проблему от GUI), хочу опробовать FreeSWITCH с сделанной руками конфой.


            1. sudoroot
              07.02.2018 13:57

              Я сейчас выражу свое субъективное мнение. Но конфиг консольного FS надо сравнивать с конфигом консольного Asterisk. И опять таки субъективно, Астериск по читабельности конфига тут выигрывает.


  1. Tihon_V
    07.02.2018 10:18

    Прошу прощения за оффтоп, но может кто-то из причастных подскажет, каким модулем/-ми можно следить за событиями и управлять состоянием канала (аналог ARI из Asterisk)?
    Очень хочется уйти от Asterisk, но к нему уже написано приложение на python, через которое управляют звонками из CRM…


    1. mrobespierre
      07.02.2018 11:14

      1. Tihon_V
        08.02.2018 16:27

        Спасибо. Попробую начать с Python-ESL и mod_amqp.


  1. NikiN
    07.02.2018 12:51

    А были попытки жить с fusionpbx?


  1. iwram
    07.02.2018 17:45

    Используем freeswitch для связки кучи астерисков в основном 11 версии (с gui типа elastix, просто freepbx). Автору желаю чтобы все работало и радовало. Консоль это конечно хорошо, но ведь будут новые сотрудники которые будут админить и через gui легче показать, как создать учетку, поменять аудиозапись на ivr или приветствие. Потом прослушки голосовых записей и другие хотелки которые появится со временем… И как это обычно происходит, будете все переделывать. В подобных авралах заставляю себя и руководство компании остановить и не делать поспешных «хоп, хоп и в продакшен», 1-2 дня все таки лучше затестить и выяснить чего на самом деле надо сделать и чего хочется. Про AsteriskNow из коробки, мне тоже не понравился.


    1. mrobespierre
      08.02.2018 02:38

      Консоль это конечно хорошо, но ведь будут новые сотрудники которые будут админить и через gui легче показать, как создать учетку, поменять аудиозапись на ivr или приветствие.

      Ну тут кому как. Мне например с консолью легче. Под ней всегда скрывается какая-то логика, нужный «пункт» можно просто угадать на базе предыдущего опыта. В гуи надо или запомнить где что находится, или перерыть всё от и до в поисках.
      Кроме того консоль становится стандартным интерфейсом и для не-Linux окружений. Cisco дропнуло свой веб-интерфейс и теперь поддерживает только cli, Msft сделали ставку на PS и предлагают Server Core редакцию по-умолчанию для Windows Server.
      Отраслевой стандарт так сказать.


    1. LazyFao Автор
      08.02.2018 12:09

      В подобных авралах заставляю себя и руководство компании остановить и не делать поспешных «хоп, хоп и в продакшен», 1-2 дня все таки лучше затестить и выяснить чего на самом деле надо сделать и чего хочется.

      Вы немножко превратно истолковали слово «продакшн». Речь шла о другом: бывают ситуации, когда надо просто дать ответ «да» или «нет», и дать его очень быстро. Именно тот факт, что FS заработал и обеспечил тот же функционал, что и существующая телефония, и стал критерием того, что именно FS пошел в продакшн, а не Asterisk. Не было никакого резона домучивать Asterisk до работоспособного состояния, когда изначально FS буквально взлетел. А собственно нюансы конфига будут уже вдумчиво допиливаться уже когда телефония будет поднята на новом месте и в масштабах хотя бы 100 абонентов.
      Консоль это конечно хорошо, но ведь будут новые сотрудники которые будут админить и через gui легче показать, как создать учетку, поменять аудиозапись на ivr или приветствие.

      Позволю себе не согласиться. Через консоль это показать легче, чем через гуи. Когда приходишь на новое место, чисто физически невозможно запомнить вообще все новое. Лично я записываю. И если буду обучать кого-то, то тоже заставлю записывать, если начнут переспрашивать. И писать конспекты о том, какую закладку открыть, какую кнопку нажать и какую галку поставить менее эффективны, чем консольные команды.
      У вас же не вызвало сожаления (наверное) что я конфиг микротика привел именно в консольных командах, а не сериями скриншотов окон WinBox'а. Скриншоты требуют и вглядываться в себя, и не дай бог галочку не ту или не там поставил, и требуют понимания логики действий в не меньшей мере. Консоль же требует только понимания и все.
      Не говоря уже о том, что консольные команды можно копипастить, меняя лишь малую толику значений параметров, и это значительно быстрее, чем наматывать километры курсором мыши, и значительно точнее, чем играть в «найди 10 отличий». Все сказанное имхо.)