Совсем недавно я наткнулся на очередное обсуждение DevRel в «Разборе Полетов», в котором услышал странно знакомое слово «карго-культ». Потом оно же всплыло и в Telegram-канале Алексея 23derevo Федорова. Потом еще где-то… Всё это привело меня к мысли, что карго-культ охватил умы людей во всех сферах: от HR до разработки, от выбора диеты до принятия решения о выборе фреймворка или профессионального инструмента.

Про диеты, пожалуй, говорить не будем, а вот проблему несознательного принятия профессиональных решений хотелось бы обсудить. Еще ниже по тексту расскажу о том, как мы в JUG.ru Group пытаемся с этим явлением бороться, а в комментах можете сказать мне, какой я плохой/хороший, и заодно поделиться своими наблюдениями: замечали ли за собой склонность к «культизму»?

Под катом нет кода, нет котиков и нет ничего про разработку. Зато есть немного размышлений про маркетинг, HR, философию потребления и принятия решений. А еще там есть анонс нашего открытого семинара Карго Культ, на котором выступит, например, Boomburum.

Модус потребления


Есть такое понятие — «карго-культ». Это ситуация, в которой человек или группа людей пытается воспроизвести у себя нечто увиденное, услышанное или прочитанное, не понимая принципов его работы. Такие люди достанут свой бубен, будут прыгать вокруг канбан-досок или дашбордов, графиков, отчетов, документов, колод с карточками, вики-систем, в общем, будут производить какие-то странные ритуалы со странными артефактами и доказывать всем, как хорош их бубен и как прекрасна штука, вокруг которой они прыгают.

Вы задумывались, откуда растут ноги у современного карго-культа? Я начну издалека.

В 1976 году Эрих Фромм написал книгу «Иметь или быть», в которой дал критику потреблядства культуры потребления, уже вовсю бушевавшей на западе. Вкратце концепт такой: есть модус обладания (потребления) и модус созерцания (переживания). И если вы стремитесь «обладать», вы рискуете упустить возможность «переживать» это и наоборот: не пытаясь «владеть» чем-то, а стараясь это созерцать/переживать, вы развиваетесь как личность, не обрастая лишними сущностями.

Так вот, одной из наиболее важных концепций книги для меня оказалась забавная мысль: потреблять можно не только продукты, товары или недвижимость, потреблять можно всё: путешествия, книги, образование. Вы можете пойти учиться в ВУЗ, чтобы просто получить диплом, а можете — чтобы освоить новую область знаний (и в итоге тоже получить диплом, почему нет): в первом случае вы «потребляете» образование, во втором — переживаете. Главное различие между потреблением и созерцанием в том, что обладание приводит к накоплению «достижений» или обьектов, а созерцание — к развитию и новому опыту.

Собственно, современный карго-культ в бизнесе растет из культуры потребления: давайте заведем аккаунты в соцсетях/корпоративный блог на Хабре/своего DevRel'а/перейдем на Vue.js — просто потому что у других есть. Посмотрим на эти примеры повнимательнее.

Карго-культ в маркетинге и HR


Социальные сети


Самый красивый и классический пример: аккаунты в социальных сетях. У каждой компании есть паблик в ВК, Twitter-аккаунт, профиль в Facebook и прочее. Проблема в том, что кого ни спроси, зачем эти профили, никто не может внятно ответить. Классический пример «обладания» — у нас есть социальные сети, посмотрите. Вот только обычно смотреть там не на что: какие-то однообразные анонсы, оффтопик посты и партнерские сообщения.

На самом деле превращенная форма карго-культа в бизнесе на вопрос «Зачем?» отвечает не «Потому что это есть у других», а «Разве можно было по-другому?» (не иметь аккаунтов в соцсетях можно!). Почему-то в маркетинге — сфере бизнеса, которая отвечает за взвешенное принятие решений — не принято принимать взвешенных решений.

Чтобы убить в себе карго-СММщика, просто ответьте для себя на вопрос: а что вам дают соцсети? Какой опыт «переживания» для бизнеса и для аудитории вы создаете? Ответить на него несложно, в конце концов, это выбор из нескольких вариантов:

  • Увеличить охват, познакомить новых людей с вашим проектом/продуктом;
  • Увеличить вовлеченность, заставить людей взаимодействовать с вами в отрыве от продукта;
  • Получить обратную связь напрямую от людей, быть доступным;
  • Отвечать на вопросы пользователей, обеспечивать поддержку.

Чтобы понять, подходят ли вам соцсети по каждому из пунктов, следует ответить еще на десяток вопросов по каждому. Однако сегодня речь не про СММ.

Блоги


Блоги, в том числе и здесь, на Хабре, — тоже прекрасный пример карго-культа. В прошлом году я выступал на HR Meetup с темой про ведение блога на Хабре, про то же говорили и коллеги из TechMedia (можете найти в плейлисте). Обсудить здесь стоит вот что: вопросы, которые задавались из зала, в основном были направлены на получение «пилюли», готового решения.

  • Сколько плюсов должно быть у поста?
  • Какой пост написать, чтобы получить 150к просмотров?
  • Как часто надо выпускать посты?
  • Какой пост выпустить первым в блоге?

Все эти вопросы в корне некоррекны вот почему: привязывая смысл вашей работы к метрике, вы теряете смысл. Чтобы ответить на вопрос, к какому рейтингу стремиться или о чем писать, вам надо понимать, для кого вы пишете пост. И зачем.

Чтобы нанять одного специалиста, вам не нужно 200к просмотров, вам нужен один правильный просмотр и хороший контент. Если вы хотите показать, какой хороший у вас продукт, вам нужны не только плюсы, но и комментарии от реальных пользователей под статьей. Если вы хотите поддержать команду и дать ей высказаться — просто постарайтесь помочь им справиться с негативом, а о метриках не думайте. Чаще всего цель ведения блога лежит за пределами блога, о ней вам и надо думать.

А плюсы, просмотры и количество «закладок» — это инструменты оценки, и если вы делаете их своей целью, поздравляю, вы карго-блогер.

Мероприятия


И еще один пример из жизни: конференции JUG.ru Group. На каждой есть компании-спонсоры, которые встают с будками. Знаете, какой вопрос мы слышим чаще всего? Почти цитата:

Хотим стенд, но не знаем, что на нем делать. Посоветуйте, пожалуйста!


Мы всегда готовы подсказать, какие инструменты помогают решать те или иные задачи, можем рассказать, почему митап на стенде — это хорошо, а розыгрыши — плохо, зачем делать задачки и почему иногда на стенде вообще ничего не надо делать. Вот только помочь мы можем только тем, кто понимает, зачем нужен стенд. Конкретно.

Чтобы убить в себе карго-организатора, просто подумайте, что вы делаете. Что такое ваш стенд для участника, что он для вас, что вы хотите получить после конференции, какие эмоции вызвать у людей. А как это сделать — совсем другой вопрос, решаемый по ситуации.

Разрушители культа


Итак, что мы имеем? Карго-культ в бизнесе рождается, когда вы начинаете думать «как» сделать что-то, не ответив предварительно на три вопроса:

  • Что я делаю
  • Зачем я это делаю
  • Для кого я это делаю

Зачем я писал эту статью? Изначально это должен был быть анонс нашего открытого семинара «Карго Культ». Но, начав писать, я увел пост в совсем другую степь, и вот мы здесь.

Отвечая на вопрос «как», не пытайтесь повторять то, что делают другие. «Вы не Google», как известно. И не Окна Века. И не JUG.ru Group. Начните изучать классические подходы и фундаментальные модели, позволяющие решить ваши задачи. Вот несколько примеров, с которых можно начать, если у вас есть понимание, что такое работа с рынком/потребителем:

  • Планирование по SOSTAC;
  • Анализ конкурентной среды по Портеру;
  • Сбалансированная системая показателей Нортона-Каплана;
  • Стройте Quality Function Deployment.

Как только вы инструментально поймете, в какой точке находитесь, вам будет просто подобрать правильные инструменты. В этом месте вы скажете, что пост пустоват, что все проблемы я лишь затронул, особо не раскрыв и не дав готовых решений. Это сделано намеренно. Если вам интересно, мы продолжим эту тему в блоге, а если вам не терпится, то приходите 27 февраля на наш открытый семинар Карго Культ.

На семинаре выступят Алексей Федоров, Алексей Шевелёв, Сергей Худовеков из Paper Planes и еще несколько докладчиков. Рассказывать будут про маркетинг, брендинг, маркетинг в HR, ведение блогов и вот это вот всё. Без фишкинга, кейсов и success stories.

Регистрироваться здесь.

Комментарии (14)


  1. svboobnov
    21.02.2018 17:45
    +1

    в основном были направлены на получение «пилюли», готового решения.

    Сколько плюсов должно быть у поста?
    Какой пост написать, чтобы получить 150к просмотров?
    Как часто надо выпускать посты?
    Какой пост выпустить первым в блоге?

    Если начальнику нужна страничка в соцсети и он хочет какие-то метрики, то наёмный работник будет добиваться этих метрик, а не успеха компании. Очевидно же!


    1. ARG89 Автор
      21.02.2018 18:04

      Все так, некомпетентный начальник, не понимающий, зачем страничка — непонятная задача с неправильными метриками — нерезультативные «успехи» — банкротство — смерть компании :)

      Дело в том, что по идее «наемный работник» и должен добиваться метрик. Вот только достижение этих метрик должно вести к правильному результату.


      1. 23derevo
        21.02.2018 23:12

        Ну смерти не будет, ведь кроме «SMM» традиционно было, есть и будет всё остальное.


        1. synedra
          22.02.2018 15:18

          Если б в одном SMM так было. На хабре большинство, наверно, сталкивалось с оценкой продуктивности сотрудника по количеству строчек кода (приводящей к индусскому стилю и заслуженно заброшенной), оценкой по количеству коммитов (приводящей к коммитам вида «Поменял кавычки на двойные в докстринге функции Х») и прочим косвенным метрикам.

          Или вот наука от этого страдает. Есть такая штука, как импакт-фактор журнала: количество ссылок на публикации в журнале за год или пять, поделенное на количество этих самых публикаций. Задумывалось это дело исключительно как простое и не особо точное прокси качества журнала, чтоб, грубо говоря, отличить никем не читаемый универститетский «Вестник» от условного Nature. Но сейчас многие системы вознаграждения в науке вертятся вокруг этого самого импакта твоих публикаций (и их количества, которое тоже не идеальный показатель). Баллы ЕГЭ тоже неплохой пример, когда школьники последний год преимущественно задрачивают типовые задания, а не собственно учат предмет.

          Любая метрика становится неэффективной, как только её научатся оптимизировать с меньшими усилиями, чем то, что она призвана мерять. А начальникам проще требовать достижения каких-то понятных метрик, чем сидеть и разбираться, какое именно влияние на доходы компании оказывает то или иное действие HR-а или СММщика. Тем более что у них тоже есть начальники и они тоже требуют примерно того же.


          1. 23derevo
            23.02.2018 01:45

            всё так. Кропе того, аббревиатуру «KPI» не слышал только ленивый, только вот Нортона с Капланом никто не читал, к сожалению. Отсюда и эта выпиющая безграмотность «постановщиков» этих самых KPI.


  1. Hixon10
    21.02.2018 21:13

    а розыгрыши — плохо

    Жаль, что вас не слушают. На последнем Джокере мне казалось, что я попал на какую-то ярморку, а не на IT-мероприятие. Каждая первая будка разыгрывала свой хлам. А митапы сделали лишь 2-3 компании, кажется.


    1. 23derevo
      21.02.2018 23:12

      +1 по поводу розыгрышей.
      Но митапы тоже довольно спорная идея.


  1. iivvaall
    22.02.2018 01:11
    +2

    Хочется сказать пару слов о полезности карго-культа. Сейчас оно имеет характер ругательства, но вместе тем каждое психологическое явление имеет и полезную функцию, и, что-то стигматизируя, хорошо бы понимать, чего в итоге лишаетесь.

    Имитация это необходимое условие сохранности человеческой культуры. Нормально, например, уметь готовить как учили, по рецепту, и не знать, почему рецепт именно такой. А соотношение цели и мотивов хорошо описано в Леонтьевской теории деятельности. Цель это сознательный образ идеального результата, а мотив есть некоторая общая коллективная цель. Сложность общества уже давно такова, что точно установить мотив не представляется возможным. Остается лишь осознаваемая часть личностного смысла. Ответы на вопросы: «Что я делаю? Зачем я это делаю? Для кого я это делаю?» — всегда неполны. При ответе на эти вопросы культ карго видоизменяется, становится чуть более адекватным, но не перестает при этом быть культом карго.


    1. sidristij
      22.02.2018 15:59
      +1

      В общем можно сказать что если человек говорит что не практикует Культ Карго, это может означать лишь то что он не в курсе что он на самом деле его практикует, т.к. думает что знает много что а если что-то и не знает, то не знает об этом ))


  1. marshinov
    22.02.2018 17:18

    А трансляция будет?


    1. ARG89 Автор
      22.02.2018 18:29

      Да, на сайте


  1. ivangermes
    22.02.2018 18:30
    +1

    Мне нравится задавать вопрос «а какие границы применимости у vue_js / hadi_циклов / коммунизма / антибиотиков / другое_слово ?»

    Если человек может ответить на этот вопрос, значит хорошо понимает суть того, что собирается использовать.
    А границы применимости есть у любой штуки. :)


    1. 23derevo
      23.02.2018 01:46

      Всё так. Кроме границ применимости метода или технологии я всегда люблю спрашивать про альтернативы и прошу посравнивать с конкурентами.


  1. antonkrechetov
    24.02.2018 19:45

    Все эти вопросы в корне некоррекны вот почему: привязывая смысл вашей работы к метрике, вы теряете смысл. Чтобы ответить на вопрос, к какому рейтингу стремиться или о чем писать, вам надо понимать, для кого вы пишете пост.
    Чтобы нанять одного специалиста, вам не нужно 200к просмотров, вам нужен один правильный просмотр
    Ну так это не значит, что не нужно использовать метрики. Это значит, что выбирать метрику нужно правильно. Например, количество желающих устроиться на работу.