Казалось бы, что WinAPI уходит в прошлое. Давно уже существует огромное количество кросс-платформенных фреймфорков, Windows не только на десктопах, да и сами Microsoft в свой магазин не жалуют приложения, которые используют этого монстра. Помимо этого статей о том, как создать окошки на WinAPI, не только здесь, но и по всему интернету, исчисляется тысячами по уровню от дошколят и выше. Весь этот процесс разобран уже даже не по атомам, а по субатомным частицам. Что может быть проще и понятнее? А тут я еще…
Но не все так просто, как кажется.
Почему о WinAPI сейчас?
В один прекрасный момент, изучая потроха одной из игр в весьма неплохом эмуляторе NES, я подумал: Вроде неплохой такой эмуль, а в отладчике нет такой простой вещи, как навигация по кнопкам клавиатуры, которая есть в любом нормальном отладчике.
Здесь я не зря дал ссылку на репозиторий, т.к. видно, что ребята столкнулись с проблемой, о которой речь пойдет ниже, но так и не решили ее.
О чем это я? А вот об этом кусочке кода:
case WM_KEYDOWN:
MessageBox(hwndDlg,"Die!","I'm dead!",MB_YESNO|MB_ICONINFORMATION);
break;
Таким образом, авторы хотели добавить поддержку клавиатуры, но суровая реальность недр архитектуры диалоговых окон в Windows жестко пресекла такую самодеятельность. Те, кто пользовался эмулятором и отладчиком в нем, хоть раз видели это сообщение?
В чем же проблема?
Ответ такой: так делать нельзя!
И, возвращаясь, к изначальному вопросу о WinAPI: очень много популярных, и не очень, проектов продолжают его использовать и в настоящее время, т.к. лучше, чем на чистом API многие вещи не сделать (тут можно бесконечно приводить аналогии вроде сравнения высокоуровневых языков и ассемблера, но сейчас не об этом). Да и мало ли почему? Просто используют и все тут.
О проблеме
Диалоговые окна упрощают работу с GUI, одновременно лишая нас возможности сделать что-то самостоятельно. Например, сообщения WM_KEYDOWN/WM_KEYUP, приходящие в оконную процедуру, «съедаются» в недрах DefDlgProc, беря на себя такие вещи, как: Навигация по Tab, обработка клавиш Esc, Enter, и т.д. Кроме того, диалоги не нужно создавать вручную: проще, ведь, набросать кнопок, списков, в редакторе ресурсов, вызвать в WinMain CreateDialog/DialogBox и все готово.
Обойти такие мелкие неприятности просто. Есть, как минимум, два вполне легальных способа:
- Создать свой собственный класс через RegisterClassEx и в процедуре обработки класса схватывать WM_KEYDOWN, перенаправлять в процедуру обработки самого диалога. Да-да! Можно создавать диалоги со своим собственным классом, и встроенный в VS редактор даже позволяет задавать имя класса для диалога. Вот только кто об этом знает и этим пользуется?
Минус очевиден: Нужно регистрировать еще один класс, иметь на 1 CALLBACK процедуру больше, суть которой будет всего-навсего в трансляции пары сообщений. Кроме того, мы не будем знать куда их транслировать, и придется городить костыли. - Использовать встроенный механизм акселераторов. И нам даже не придется менять код диалоговой процедуры! Ну, разве что, добавить одну строчку в switch/case, но об этом ниже.
Tutorials?
Не побоюсь сказать, что все туториалы по созданию окон через WinAPI начинаются с такого незамысловатого кода, обозначая его, как «цикл обработки сообщений» (опущу детали по подготовке класса окна и прочую обвязку):
while (GetMessage(&msg, nullptr, 0, 0))
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
Здесь действительно все просто:
- GetMessage() выхватывает очередное сообщение из очереди, и ключевой момент: блокирует поток, если в очереди пусто.
- TranslateMessage() из WM_KEYDOWN/WM_KEYUP формирует сообщения WM_CHAR/WM_SYSCHAR (они нужны, если кто-то хочет сделать свой редактор текста).
- DispatchMessage() отправляет сообщение в оконную процедуру (если таковая существует).
Начнем с того, что этот код использовать опасно, и вот почему. Обратите внимание на сноску:
Because the return value can be nonzero, zero, or -1, avoid code like this:И ниже приводится пример правильного цикла.
while (GetMessage( lpMsg, hWnd, 0, 0)) ...
Стоит сказать, что в шаблонах VS для Win32 приложений, написан именно такой неправильный цикл. И это очень печально. Ведь мало кто будет вникать в то, что сделали сами авторы, ведь это априори правильно. И неправильный код множится вместе с багами, которые очень сложно отловить.
После этого фрагмента кода, как правило, следует рассказ про акселераторы, и добавляется пара новых строчек (учитывая замечание в MSDN, предлагаю сразу писать правильный цикл):
HACCEL hAccel = LoadAccelerators(hInstance, MAKEINTRESOURCE(IDR_ACCELERATOR));
BOOL bRet = 0;
while ( bRet = GetMessage(&msg, nullptr, 0, 0) )
{
if ( -1 == bRet ) break;
if ( !TranslateAccelerator(msg.hwnd, hAccel, &msg) )
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
}
Этот вариант я видел чаще всего. И он (та-дам) снова неправильный!
Сперва о том, что изменилось (потом о проблемах этого кода):
В первой строчке из ресурсов загружается таблица клавиш, при нажатии на которые, будет формироваться сообщение WM_COMMAND с соответствующим id команды.
Собственно TranslateAccelerator этим и занимается: если видит WM_KEYDOWN и код клавиши, которые есть в этом списке, то (опять же ключевой момент) будет формировать сообщение WM_COMMAND (MAKEWPARAM(id, 1)) и отправлять в соответствующую для дескриптора окна, указанного в первом аргументе, процедуру обработки.
Из последней фразы, думаю, стало понятно, в чем проблема предыдущего кода.
Поясню: GetMessage выхватывает сообщения для ВСЕХ объектов типа «окно» (в число которых входят и дочерние: кнопки, списки и прочее), а TranslateAccelerator будет отправлять сформированную WM_COMMAND куда? Правильно: обратно в кнопку/список и т.д. Но мы обрабатываем WM_COMMAND в своей процедуре, а значит нам интересно ее получать в ней же.
Ясно, что TranslateAccelerator надо вызывать для нашего созданного окна:
HWND hMainWnd = CreateWindow(...);
HACCEL hAccel = LoadAccelerators(hInstance, MAKEINTRESOURCE(IDR_ACCELERATOR));
BOOL bRet = 0;
while (bRet = GetMessage(&msg, nullptr, 0, 0))
{
if ( -1 == bRet ) break;
if ( !TranslateAccelerator(hMainWnd, hAccel, &msg) )
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
}
И вроде все хорошо и замечательно теперь: мы разобрали все детально и все должно работать идеально.
И снова нет. :-) Это будет работать правильно, пока у нас ровно одно окно — наше. Как только появится немодальное новое окно (диалог), все клавиши, которые будут в нем нажаты оттранслируются в WM_COMMAND и отправляться куда? И опять же правильно: в наше главное окно.
На этом этапе предлагаю не городить костылей по решению этой тупиковой ситуации, а предлагаю рассмотреть вещи, которые уже реже (или почти не встречаются) в туториалах.
IsDialogMessage
По названию этой функции можно подумать, что она зачем-то определяет: относится данное сообщение диалогу или нет. Но, во-первых, зачем нам это знать? А во-вторых, что с этой информацией нам делать дальше?
На самом деле, делает она чуть больше, чем следует из названия. А именно:
- Осуществляет навигацию по дочерним контролам кнопками Tab/Shift+Tab/вверх/вниз/вправо/влево. Плюс еще кое-что, но этого нам достаточно
- По нажатии на ESC формирует WM_COMMAND( IDCANCEL )
- По нажатии на Enter формирует WM_COMMAND( IDOK ) или нажатие на текущую кнопку по умолчанию
- Переключает кнопки по умолчанию (рамочка у таких кнопок чуть ярче остальных)
- Ну и еще разные штуки, которые облегчают пользователю работу с диалогом
Что она нам дает? Во-первых, нам не надо думать о навигации внутри окна. Нам и так все сделают. Кстати, навигацию по Tab можно сделать, добавив стиль WS_EX_CONTROLPARENT нашему основному окну, но это топорно и не так функционально.
Во-вторых, она нам облегчит жизнь по всем остальным пунктам, перечисленным в списке (и даже немного больше).
Вообще, она используется где-то в недрах Windows для обеспечения работы модальных диалоговых окон, а программистам дана, чтобы вызывать ее для немодальных диалогов. Однако мы ее можем использовать где угодно:
Although the IsDialogMessage function is intended for modeless dialog boxes, you can use it with any window that contains controls, enabling the windows to provide the same keyboard selection as is used in a dialog box.Т.е. теперь, если мы оформим цикл так:
HWND hMainWnd = CreateWindow(...);
HACCEL hAccel = LoadAccelerators(hInstance, MAKEINTRESOURCE(IDR_ACCELERATOR));
BOOL bRet = 0;
while (bRet = GetMessage(&msg, nullptr, 0, 0))
{
if ( -1 == bRet ) break;
if ( !TranslateAccelerator(hMainWnd, hAccel, &msg) )
{
if ( !IsDialogMessage(hMainWnd, &msg) )
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
}
}
То наше окошко будет иметь навигацию, как в родном диалоге Windows. Но теперь мы получили два недостатка:
- Этот код также будет хорошо работать только с одним (немодальным) окном;
- Получив все достоинства диалоговой навигации, мы лишаемся прелестей в виде сообщений WM_KEYDOWN/WM_KEYUP (только для самого окна, а не для дочерних контролов);
И вот на этом этапе вообще все туториалы заканчиваются и начинаются вопросы: How to handle keyboard events in a winapi standard dialog?
Это первая ссылка в гугле, но поверьте: тысячи их. Про предлагаемые решений (лучшее из которых — это создать свой класс диалогов, о чем я писал выше, до subclassing и RegisterHotKey. Где-то я даже видел «лучший» из способов: использовать Windows Hooks).
Пора поговорить о том, чего нет в туториалах и ответах.
Как правило (как правило! Если кому-то захочется большего, то можно регистрировать свой класс для диалогов и работать так. И, если же, кому-то это интересно, я могу дополнить этим статью) WM_KEYDOWN хотят тогда, когда хотят обработать нажатие на клавишу, которая выполнит функцию в независимости от выбранного контрола в окне — т.е. некая общая функция для всего данного конкретного диалога. А раз так, то почему бы не воспользоваться богатыми возможностями, которые нам сама WinAPI и предлагает: TranslateAccelerator.
Везде используют ровно одну таблицу акселераторов, и только для главного окна. Ну действительно: цикл GetMessage-loop один, значит и таблица одна. Куда еще их девать?
На самом деле, циклы GetMessage-loop могут быть вложенными. Давайте еще раз посмотрим описание PostQuitMessage:
The PostQuitMessage function posts a WM_QUIT message to the thread's message queue and returns immediately; the function simply indicates to the system that the thread is requesting to quit at some time in the future.И GetMessage:
If the function retrieves the WM_QUIT message, the return value is zero.Таким образом, выход из GetMessage-loop осуществится, если мы вызовем PostQuitMessage в процедуре окна. Что это значит?
Мы можем для каждого немодального окна в нашей программе создавать свой собственный подобный цикл. В данном случае DialogBoxParam нам не подходит, т.к. оно крутит свой собственный цикл и повлиять мы на него не можем. Однако если создадим диалог через CreateDialogBoxParam или окно через CreateWindow, то можно закрутить еще один цикл. При этом в каждом таком окне и диалоге мы должны вызывать PostQuitMessage:
HWND hMainWnd = CreateWindow(...);
HACCEL hAccel = LoadAccelerators(hInstance, MAKEINTRESOURCE(IDR_ACCELERATOR));
BOOL bRet = 0;
while (bRet = GetMessage(&msg, nullptr, 0, 0))
{
if ( -1 == bRet ) break;
if ( !TranslateAccelerator(hMainWnd, hAccel, &msg) )
{
if ( !IsDialogMessage(hMainWnd, &msg) )
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
}
}
// ....
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND hwnd, UINT umsg, WPARAM wparam, LPARAM lparam)
{
switch( umsg )
{
case WM_MYMESSAGE:
{
HWND hDlg = CreateDialog(hInstance, MAKEINTRESOURCE(IDD_MYDIALOG), hwnd, MyDialogBoxProc);
HACCEL hAccel = LoadAccelerators(hInstance, MAKEINTRESOURCE(IDR_ACCELERATOR_FOR_MY_DIALOG));
BOOL bRet = 0, fSavedEnabledState = IsWindowEnabled(hwnd);
EnableWindow(hwnd, FALSE); // disable parent window, as dialog window is modal
while (bRet = GetMessage(&msg, nullptr, 0, 0))
{
if ( -1 == bRet ) break;
if ( !TranslateAccelerator(hDlg, hAccel, &msg) )
{
if ( !IsDialogMessage(hDlg, &msg) )
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
}
}
EnableWindow(hwnd, fSavedEnabledState); // enable parent window. Dialog was closed
break;
}
}
}
INT_PTR CALLBACK MyDlgProc(HWND hwnd, UINT umsg, WPARAM wparam, LPARAM lparam)
{
switch(umsg)
{
case WM_CLOSE:
{
// EndDialog( hwnd, 0 ); -- DONT DO THAT!
// EndDialog is valid ONLY for Modal Dialogs, created with DialogBox(Param)
DestroyWindow( hwnd );
break;
}
case WM_DESTROY:
{
PostQuitMessage( 0 );
break;
}
// ....
}
return 0;
}
Обратите внимание: теперь для каждого нового окна в нашей программе мы можем добавить в обработку собственную таблицу акселераторов. WM_QUIT будет выхватывать GetMessage из цикла для диалога, а внешний цикл его даже не увидит. Почему так происходит?
Дело в том, что внешний цикл «встал» на вызове DispatchMessage, который вызвал нашу процедуру, которая крутит свой собственный внутренний цикл GetMessage с таким же DispatchMessage. Классический вложенный вызов (в данном случае DispatchMessage). Посему внешний цикл не получит WM_QUIT и не завершится на этом этапе. Все будет работать стройно.
Но и тут есть свои недостатки:
Каждый такой цикл будет обрабатывать сообщения только для «своего» окна. Про другие-то мы здесь не знаем. А значит, если где-то объявится еще один цикл, то все остальные окна не будут получать нужной обработки своих сообщений парой TranslateAccelerator/IsDialogMessage.
Что ж, пора учесть все эти замечание и написать наконец правильную обработку всех сообщений от всех окон нашей программы. Хочу заметить, что ниже рассматривается случай для одного потока. Т.к. каждый поток имеет свою очередь сообщений, то для каждого потока придется создавать свои структуры. Делается это весьма тривиальными изменениями в коде.
Делаем красиво
Т.к. правильная постановка задачи является половиной решения, то сперва надо эту самую задачу правильно же и поставить.
Во-первых, было бы логично, что только активное окно принимает сообщения. Т.е. для неактивного окна мы не будем транслировать акселераторы и передавать сообщения в IsDialogMessage.
Во-вторых, если для окна не задана таблица акселераторов, то транслировать нечего, будем просто отдавать сообщение в IsDialogMessage.
Создадим простой std::map, который будет мапить дескриптор окна в дескриптор таблицы акселераторов. Вот так:
std::map<HWND,HACCEL> l_mAccelTable;
И по мере создания окон будем в него добавлять новые окна с дескриптором на свою любимую таблицу (или нуль, если такая обработка не требуется).
Вот так:
BOOL AddAccelerators(HWND hWnd, HACCEL hAccel)
{
if ( IsWindow( hWnd ) )
{
l_mAccelTable[ hWnd ] = hAccel;
return TRUE;
}
return FALSE;
}
BOOL AddAccelerators(HWND hWnd, LPCTSTR accel)
{
return AddAccelerators( hWnd, LoadAccelerators( hInstance, accel ) );
}
BOOL AddAccelerators(HWND hWnd, int accel)
{
return AddAccelerators( hWnd, MAKEINTRESOURCE( accel ) );
}
BOOL AddAccelerators(HWND hWnd)
{
return AddAccelerators( hWnd, HACCEL( NULL ) );
}
Ну и после закрытия окна удалять. Вот так:
void DelAccel(HWND hWnd)
{
std::map<HWND, HACCEL>::iterator me = l_mAccelTable.find( hWnd );
if ( me != l_mAccelTable.end() )
{
if ( me->second )
{
DestroyAcceleratorTable( me->second );
}
l_mAccelTable.erase( me );
}
}
Теперь, как создаем новый диалог/окно, вызываем AddAccelerators( hNewDialog, IDR_MY_ACCEL_TABLE ). Как закрываем: DelAccel( hNewDialog ).
Список окон с нужными дескрипторами у нас есть. Немного модифицируем наш основной цикл обработки сообщений:
// ...
HWND hMainWnd = CreateWindow(...);
AddAccelerators(hMainWnd, IDR_ACCELERATOR);
BOOL bRet = 0;
while (bRet = GetMessage(&msg, nullptr, 0, 0))
{
if ( -1 == bRet ) break;
if ( !HandleAccelArray( GetActiveWindow(), msg ) )
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
}
// ...
Значительно лучше! Что же там в HandleAccelArray и зачем там GetActiveWindow()?
Немного теории:
Есть две функции, возвращающих дескриптор активного окна GetForegroundWindow и GetActiveWindow. Отличие первой от второй вполне доходчиво описано в описании второй:
The return value is the handle to the active window attached to the calling thread's message queue. Otherwise, the return value is NULL.Если первая будет возвращать дескриптор любого окна в системе, то последняя только того, которое использует очередь сообщений нашего потока. Т.к. нас интересуют окна только нашего потока (а значит те, которые будут попадать в нашу очередь сообщений), то и возьмем последнюю.
Так вот HandleAccelArray, руководствуясь переданным ей дескриптором на активное окно, ищет это самое окно в нашей мапе, и если оно там есть, отдает это сообщение на трансляцию в TranslateAccelerator, а затем (если первый не увидел нужного) в IsDialogMessage. Если и последняя не обработала сообщение, то возвращаем FALSE, чтобы пройти по стандартной процедуре TranslateMessage/DispatchMessage.
Выглядит так:
BOOL HandleAccelWindow(std::map<HWND,HACCEL>::const_iterator mh, MSG & msg)
{
const HWND & hWnd = mh->first;
const HACCEL & hAccel = mh->second;
if ( !TranslateAccelerator( hWnd, hAccel, &msg ) )
{
// message not for TranslateAccelerator. Try it with IsDialogMessage
if ( !IsDialogMessage( hWnd, &msg ) )
{
// so, do default stuff
return FALSE;
}
}
// ok, message translated. Say to message-loop, to get next message
return TRUE;
}
BOOL HandleAccelArray( HWND hActive, MSG & msg )
{
if ( !hActive )
return FALSE; // no active window. Nothing to do
std::map<HWND, HACCEL>::const_iterator mh = l_mAccelTable.find( hActive );
if ( mh != l_mAccelTable.end() )
{
// Got it! Try to translate this message for the active window
return HandleAccelWindow( mh, msg );
}
return FALSE;
}
Теперь каждое дочернее окно вправе добавить себе любимую таблицу акселераторов и спокойно ловить и обрабатывать WM_COMMAND с нужным кодом.
А что там еще об одной строчке в коде обработчика WM_COMMAND?
Описание в TranslateAccelerator гласит:
To differentiate the message that this function sends from messages sent by menus or controls, the high-order word of the wParam parameter of the WM_COMMAND or WM_SYSCOMMAND message contains the value 1.Обычно код обработки WM_COMMAND выглядит так:
switch( HIWORD( wParam ) )
{
case BN_CLICKED: // command from buttons/menus
{
switch( LOWORD( wParam ) )
{
case IDC_BUTTON1: DoButton1Stuff(); break;
case IDC_BUTTON2: DoButton2Stuff(); break;
// ...
}
break;
}
}
Теперь можно написать так:
switch( HIWORD( wParam ) )
{
case 1: // accelerator
case BN_CLICKED: // command from buttons/menus
{
switch( LOWORD( wParam ) )
{
case IDC_BUTTON1: DoButton1Stuff(); break;
case IDC_BUTTON2: DoButton2Stuff(); break;
// ...
}
break;
}
}
И теперь, возвращаясь к тому же fceux, добавив всего одну строчку в код обработки команд от кнопок, мы получим желаемое: управлять дебагером с клавиатуры. Достаточно добавить небольшую обертку вокруг главного цикла сообщений и новую таблицу акселераторов с нужными соответствиями VK_KEY => IDC_DEBUGGER_BUTTON.
P.S.: Мало кто знает, но можно создавать свою собственную таблицу акселераторов, а теперь и применять ее прямо налету.
P.P.S.: Т.к. DialogBox/DialogBoxParam крутит собственный цикл, то от при вызове диалога через них акселераторы работать не будут и наш цикл (или циклы) будет «простаивать».
P.P.P.S.: После вызова HandleAccelWindow мап l_mAccelTable может измениться, т.к. TranslateAccelerator или IsDialogMessage вызывают DispatchMessage, а там может встретиться AddAccelerators или DelAccel в наших обработчиках! Поэтому лучше его после этой функции не трогать.
Пощупать код можно здесь. За основу был взят код, генерируемый из стандартного шаблона MS VS 2017.
Комментарии (72)
NeoCode
27.03.2018 08:16Когда то информация по winapi казалась чем-то очень новым, а теперь она подается как что-то очень старое, типа забытые знания древних цивилизаций:)
khim
27.03.2018 08:41Забытые знания древних цивилизаций — это скорее VMS или GEOS всё-таки. А тут речь идёт о базе, над которой всё надстроено…
VolCh
27.03.2018 09:27WinApi сейчас даже многими windows разработчиками воспринимается как программы на Коболе, исполняющиеся на каком-то мэйнфрейме, но имеющими .Net адаптер. Избранные могут поправить что-то в их коде по настоятельной просьбе или послать " так работать не будет" без возможности проверить.
Shtucer
27.03.2018 08:54Вот только кто об этом знает и этим пользуется?
В это суровое время уже не модно читать MSDN? O tempora....
AxisPod
27.03.2018 10:06-2А есть ли смысл в наше время в данной статье? Зачем сейчас вообще тратить время на разработку на голом WinAPI? Лет 15 назад уже особо не видел чистого WinAPI, MFC использовали.
barbanel
27.03.2018 10:21На собеседованиях я всегда показывал свою программу на апи. Часто она вызывает интерес и смею предположить поднимает уровень в глазах собеседников.
Это как минимум.
Как максимум — кто знает с чем придется иметь дело завтра.AxisPod
27.03.2018 12:16Вчегда считал, что важен конечный результат, а не используемый инструмент. Я показывал к примеру свой CGridCtrl для MFC, с попиксельным скроллом, in-place редактированием (и возможностью без проблем добавлять свои редакторы) и объединением ячеек. И на мой взгляд это важнее для среднестатистического работодателя. Изучать же полёт фантазии на собеседовании особого времени нет, да и особо никто не будет даже не в рамках собеседования это делать.
mistergrim
27.03.2018 10:57WinAPI — это как ассемблер. Пользоваться не обязательно, но знать совсем не повредит.
dev96
27.03.2018 20:26+1MFC ужасен. Тот же winAPI, только с еще большей кучей грязи и не самого лучшего стиля программирования. Уж если упрощать взаимодействие с GUI для разработчиков, то путём полнейшей инкапсуляции всяких HWND и прочей ереси.
DistortNeo
27.03.2018 20:48Угу, VCL в Delphi/Builder был прекрасен. Я пытался перейти на MSVC, но от MFC меня просто тошнило. В итоге так и продолжал сидеть на Delphi/Builder, пока не вышел .NET с Windows Forms.
Tippy-Tip
27.03.2018 22:04Интерфейс Скайпа в до-микрософтовскую эпоху был сделан в Delphi, а вот «потроха» уже были написаны на MSVS.
Siemargl
27.03.2018 23:16MFC ужасен. Тот же winAPI, только с еще большей кучей грязи и не самого лучшего стиля программирования. Уж если упрощать взаимодействие с GUI для разработчиков, то путём полнейшей инкапсуляции всяких HWND и прочей ереси.
Так MFC на 90% и есть ВинАПИ с полнейшей инкапсуляцией всяких ХВНД и диспатчеров =)dev96
28.03.2018 01:04Вы не совсем верно поняли мой комментарий. Про то, что это обёртка winAPI я итак в курсе… MFC был сделан давным давно, с использованием далеко не самых лучших практик. WinAPI там так и лезет на ружу. Хоть этот MFC и призван упростить разработку GUI приложений под Win, но он всё-равно придерживается концепций, принятых в голом winAPI, и эти все передачи всяких кодов, определенных константами целочисленного типа… Помимо этого — это уже морально устаревший код (какой-то СИ с классами, а не С++11/14/17). Да, там есть множество фич, по типу сплиттеров и Docked-окон. Но выполнено это всё в ужасной, по сегодняшним меркам, манере.
AxisPod
28.03.2018 09:45А я и не хвалю его, да, он ужасен. Но он позволял сэкономить очень много времени. WTL мы так и не дождались в те времена.
trdm
28.03.2018 14:42У разных людей разное ощущение времени.
И время отклика программ важно чувства для комфорта определенной доли IT-персонала.
По этому программы на WinAPI, которые очень эффективно работают, всегда будут востребованы.
А следовательно и специалисты.
maxzh83
27.03.2018 10:3720 лет назад, учась в школе, вызывал функции WinApi на VisualBasic тогда это казалось крутой магией. Сейчас это кажется детством, теплым и безоблачным… Думал, что сейчас этого уже нет, ан нет
Taras-proger
27.03.2018 10:57А что здесь сложного? После трудов Чарлза Петзолдта то да ещё после их перевода.
molnij
27.03.2018 12:31А можно чуть подробнее, в чем проблема заключается?
Закопался в исходники очень многолетней давности, нашел вполне себе ожидаемое
LRESULT CALLBACK WindowFunc(HWND hwnd, UINT message,WPARAM wParam, LPARAM lParam){ switch (message){ ... case WM_KEYDOWN: OnKey(hwnd,wParam,lParam);break; ... default: return DefWindowProc(hwnd,message,wParam,lParam); } return 0; }
Вроде работало
Или речь о каком-то особенном диалоге?loginsin Автор
27.03.2018 13:02Вся проблема возникает, когда в дело вступает IsDialogMessage. Как я уже писал, она нам дает преимущества в виде навигации в стиле диалогов, но при этом лишает возможности получать WM_KEYDOWN/KEYUP. Добавьте ее в цикл и WM_KEYDOWN у вас больше не придет. Вы можете ее не использовать явно, но если вы используете DialogBox/DialogBoxParam/DialogBoxParamIndirect — она будет вызываться (внутри этих функций).
В Вашем конкретном случае приведенный код — обычная процедура обработки для вашего собственного окна (LRESULT вместо INT_PTR, который у DlgProc и DefWindowProc вместо 'return 0'). И цикл обработки сообщений у Вас, скорее всего, IsDialogMessage не использует.
Goodkat
27.03.2018 21:23Каждый разработчик под Win должен написать хотя бы одно приложение на чистом WinApi!
И потом больше никогда не пользоваться им :)
Taras-proger
28.03.2018 05:53-1То есть перестать писать для винды? Тогда правильней будет написать так: «Каждый разработчик LINUX-приложений должен хоть раз попробовать WinAPI, сделав одно приложение на нём». Только им то это зачем?
babylon
28.03.2018 13:18Не слишком разумно находясь в Windows не пользоваться ресурсами и вызовами функций ОС.
babylon
27.03.2018 23:12В своё время книга Дэна Эплмана Win32 и VB сэкономила много сил и времени при разработке.
crea7or
А я вот думаю, статью по HiDPI на WINAPI дописать, да всё думаю что никому не надо может.
loginsin Автор
WinAPI — своеобразный низкий уровень для написания приложений под Windows. Все, даже кроссплатформенное, даже Qt в своей основе (именно для Windows) упирается именно в WinAPI. Поэтому, знать его, я считаю, необходимо хоть в какой-то степени. И статьи по нему также полезны и интересны.
maisvendoo
Хотел сначала Вас раскритиковать, мол негоже в 2018 году опираться на апи не самой лучшей ос, зачем так усложнять и т.п. Потом подумал и решил, что Вы правы, учитывая, да
где-то внутри него сидят эти самые мерзкие вызовы. Подобное полезно для понимания процессов, реверс-инженеринга, и вообще для общего развития.
Сам помню, как познакомился с Delphi и офигевал что простая програмулька после сборки веси 300-400 кб. В том же делфи писал с применением WinAPI (из *.dpr, с функцией WinMain определенной в прототипах хе-хе) и получал уже 10-15 кб.
Полезно. Но не для практической разработки, а для повышения грамотности и понимания количества и состава внутренних шестерен приложения для вин.
Плюс
DrZlodberg
Даже в 2018 негоже использовать многомегабайтный Qt или аналоги если тебе надо вывести диалог с десятком кнопок. Голый апи имеет свою нишу.
maisvendoo
имеет очень узкую нишу, ограниченную одной единственной ОС, занимающей мизерную долю в общей массе устройств
picul
Не такая уж мизерная.
madkite
Среди десктопов — да. Но среди всех устройств — уже нет, т.к. десктопов в сравнении с мобилками не очень много нынче. В итоге с формальной точки зрения придраться к формулировке maisvendoo сложно. Вот так вот и манипулируют рекламщики да политики.
khim
madkite
Опять же… манипулировать статистикой очень просто. В приведенной сслыке идёт про использование web-а, а не про количество устройств. Я вот и сам всё ещё хабр с десктопа по старинке читаю, хотя телефонов и планшетов у меня на порядок больше, чем десктопов.
khim
madkite
Для разных целей, включая тестирование. Я то, конечно, не типичный пользователь, но вполне очевидно, что сейчас телефон есть почти у каждого, включая бабушек и детей, что не скажешь про десктоп. А если брать развивающиеся страны, то там даже программируют на телефонах: https://habrahabr.ru/company/everydaytools/blog/345232/
А ещё в современном мире тот же Android пихают везде от принтеров и часов до унитазов и автомобилей. Так что мир "устройств" очень большой.
khim
Всё равно странно. У меня у самого Android'ов для тестирования десяток… но для разработки у меня три ноута и десктоп. Так что разница «на порядок» всё равно не вытанцовывается… Разница в 2-3 раза — да, может быть…
maisvendoo
Хоть с формальной, хоть с неформальной. Массовый потребитель теряет интерес к десктопу, и чем дальше, тем больше будет терять. А там, извините, правит бал уже не винда
Siemargl
Эмм, а что, Андроид АПИ принципиально лучше, чем ВинАПИ?
khim
Да. Уже хотя бы тем, что там у каждого приложения своя песочница. UWP, конечно, ничем не хуже, только вот беда: все те сотни тысяч (миллионы?) приложений для Windows, из-за которых ей продолжают пользоваться — ни разу не UWP…
maisvendoo
Вы свой вопрос поняли вообще сами?
VioletGiraffe
15 мегабайт — мизерная цена за возможность просто взять и реализовать свою функциональность вместо многочасового ковыряния в библиотечной ерунде или в скелете приложения.
antonwork
а потом в результате такого мышления получаем скайп в 300 мб, и мессенджеры по 133 мб (WhatsApp), лишь бы только не ковыряться (ключевое слово никогда)
oYASo
Ну так вы С++ с Qt не путайте с другими решениями (Delphi, Java и прочее).
Посмотрел, две базовые библиотеки Qt для окошек на моих никсах весят 4.5Мб (QtCore) и 6.5 (QtWidgets). Этого достаточно, чтобы быстро, надежно и без геморроя написать приложение с окошками.
Потом, Qt — не шаблонная библиотека, она не раздувает код. А также не тащит с собой виртуальные машины, райтаймы и т.д. Вот прям сейчас под рукой простенькое приложение на 10 окошек с сетью и БД занимает 300кБ в релизе. Размер смешной, чтобы его считать хоть сколько-то значимым.
Siemargl
Этого недостаточно. Посмотри (и проверь на чистой системе) размер полного деплоя, особенно для Qt5.
А шаблоны несущественно раздувают код.
В целом, Кьют сравнимо с дНЕТ и вполне терпимо на сегодняшний день.
Кстати, Дельфи/БСБ дают меньший оверхед для голой ВЦЛ
oYASo
Я последний раз что-то на Винде разворачивал еще во времена активной жизни Qt4, и не припомню, чтобы размеры как-то впечатляли. Если открыть официальный мануал, то речь идет о 15-20мб (или +27, если с ICU) для mingw. Если msvc собрать, меньше будет.
Если мы говорим о никсах, то все нужные либки Qt, как правило, есть в системе, поэтому о размере вообще думать не приходится.
Еще как раздувают. Какая-нибудь жирная либа на шаблонах типа CGAL сделает прогу уровня хеллоуворлд в несколько мегабайт на старте.
Ну, если мы деплоим на винду, то там, как правило, весь рантайм и либы (для минимального приложения) лежат в системе, поэтому бинарники весят очень мало. Зато на никсы деплоить дотнет — тот еще геморрой.
Siemargl
Вот тут поподробнее дерево разрисовано. С введением QtQuick2 и своего GL-рендерера в Qt5 размер деплоя стал гораздо больше.
Tippy-Tip
Приходилось работать с одной специфичной программой одного вендора (который и на Хабре что-то пописывает в свой корпоративный блог)… Программа выпускается только под Windows, о том, чтобы портировать её на другие ОС, я не слышал. Задачи, которая должна решать программа:
GUI используется только для «моргания иконкой» (сигнализация о процессе работы программы) в SystemTray и для задания настроек (окно с полями, где указываются хост-источник, хост-приемник, периодичность опроса источника, кнопки «OK» и «Cancel»)…
Размер каталога установленной программы составляет в районе 40 Мб. Я до сих пор не могу понять: зачем для такой программы нужно было использовать Qt (вендор её сделал полностью на Qt)?
Стабильностью работы программа не отличается (о чем иногда здесь пишут хабрапользователи в соответствующих тредах), жалобы/багрепорты отправляются вендором
в /dev/nullна первую линиюоборонытехподдержки, которая никогда не называет сроков выпуска исправлений (не говорят даже магическое «Ошибка будет исправлена в ближайшем релизе/сборке»).Все это привело к тому, что клиентам мы теперь ставим свое решение, написанное на WinAPI+COM, вместо этого «чудовища». Размер каталога установленного нашего решения составляет в районе 2 Мб, максимальное потребление памяти в районе 25 Мб (программа вендора может запросто отожрать 70 Мб, да еще и ядра процессора нагрузить до 70% и перестать реагировать на пользователя).
DrZlodberg
Чтобы «просто взять и реализовать» обычно достаточно разок почитать основы и далее при необходимости подсматривать в хелпы. ВынАпи достаточно последователен и работать с чем-то новым там не сложно. Да и для обычных задач быстро делаются шаблоны и дальше используются готовые куски. А для простых задач вообще можно слепить за пару минут диалоговое окошко любой сложности в конструкторе и юзать его. Это уже не говоря о том, что машинах слабее топовых разница в скорости работы того же Qt и голого апи заметна невооруженным глазом. Про чуть более старые машины вообще молчу.
А вот если вам нужно запилить мс-ворд с его сотней видов окошек, панелек и т.д. — то да, придётся тащить фреймворк.
VioletGiraffe
Ваши мысли полностью аналогичны утверждению: «Программировать нужно на ассемблере.» Нет, я не могу с этим согласиться.
loginsin Автор
А как же WM_SIZING?
В свое время написал именно такую библиотеку, где кроме своей layout системы много еще разных (нужных мне) вещей, и которую периодически дополняю по мелочам. Сделал свой шаблон с ней для VS и создаю вполне себе приложения на чистом WinAPI за пару минут. Не спрашивайте зачем мне это. Просто почесать свое эго. :-)
DrZlodberg
Делаете окно, в парент диалогу цепляете его и получаете обычное окно с с фиксированным фрагментом с контролами. Ну и ничего не мешает один раз сделать обработку размера и цеплять его шаблоном если уж так надо. Но первый вариант проще.
mosinas
В свое время была проблема достать стоящую литературу по разработке на WinAPI, все что не было описано в книги, искали через файлы заголовков самого WinAPI. Вполне все было понятно.
DrZlodberg
Достаточно было найти хелп (1 файл) по api (он был в комплекте с sdk но можно было и отдельно найти). Собственно не считая каких-то совсем хитрых случаев его было обычно достаточно. До сих пор иногда пригождается, хотя .hlp сейчас фиг чем откроешь. Каждый раз приходится искать старый просмотрщик.
horror_x
Статическая линковка плюс правильные настройки компилятора/линкера — и размер будет на порядок меньше (в исполняемый файл будет включено только то, что реально используется).
DrZlodberg
Это понятно. Однако не только к размеру претензии. Я чуть ниже написал, в чём основная проблема. Размером в наше время, к сожалению, уже никого не удивишь.
Pongo
> В том же делфи писал с применением WinAPI (из *.dpr, с функцией WinMain определенной в прототипах хе-хе) и получал уже 10-15 кб.
Для делфи еще была библиотека KOL, которая, сохраняя визуальный конструктор, уменьшала размер файла раз в 5-10.
Tippy-Tip
Почему была? Она и сейчас есть. И даже портирована в FreePascal.
DistortNeo
Особняком стоит WPF, который не использует WinAPI для отрисовки.
DrZlodberg
Да-да, больше систем независимых и разных. А потом поменял настройки вынды и у тебя в лучшем случае пачка разномастных окошек образовалась. А в худшем вообще треш и угар. Половину программ можно поломать (гуй имеется ввиду) просто изменив масштаб шрифта. Любая нестандартная отрисовка окон рано или поздно ломается. Проверено.
DistortNeo
Сейчас уже не всё так плохо. За счёт того, что приложения используют фреймворки, а не голый API, проблем с масштабированием стало значительно меньше.
DrZlodberg
Проблем сейчас меньше не по этому, а потому, что за прошедшие годы все фреймворки по ним успели уже походить. Ну и речь даже не совсем об этом, а больше о том, что если надо делать не «весёленько» а нормальный рабочий интерфейс, то лучше использовать либо апи, либо фреймворк на родном апи. А то сейчас прямо как назад в 90е, когда в win95 все начали городить кастомные интерфейсы. В итоге нет 2х похожих программ. Причём если настройки родного интерфейса я хотя бы могу поменять, то неродные… Вот сейчас на работе: оракловый манагер — какая-то хрень на яве (дико тормозная, но речь не об этом) — это один. Ворд и прочие офисы со своими плоскими панельками — это второй. За однотонные окна без рамок автора хочется от… ть отдельно. иногда понять где заканчивается одно окно и начинается другое просто невозможно. Порой приходится сначала подвигать окно за заголовок, чтобы понять, где у него границы… И что это был не его заголовок, т.к. цветом он тоже не выделяется. VC — у него тоже своя атмосфера. Ну и родной интерфейс — это четыре. И этот салат реально бесит как по причине внешнего вида, так и по причине невозможности его исправить или необходимости настраивать отдельно в каждой программе (да и то что в них можно настроить кроме выбора темы?)
А, чуть не забыл. Есть ещё и наша софтина с отдельно у… дивительным интерфейсом (тоже какой-то фреймворк). Но это другая история.
rdifb0
Только для отрисовки клиентской области, сами окна на WinAPI.
reserfodium
Пишите, статей на эту тему крайне мало и подробные референсы на русском языке не помешали бы
barbanel
Надо!!!
Мучительно ковыряю в данный момент эту тему, и понимаю что я многое упустил…
Пишите пожалуйста!
asaq
С интересом прочту про Per-Monitor DPI-Aware.