Любой мотивированный менеджер продукта должен не только заботиться о профессиональных навыках, изучать новые методологии и применять последние гроус хаки, но и стараться создать сильную и успешную команду.
Что делает команды сильней и крепче? Хорошо налаженное сотрудничество внутри – один из ключевых аспектов, помогающих командам справляться со сложными задачами и противостоять любым преградам. Сплоченная команда — мечта и цель любого менеджера продукта.
В чем сила сотрудничества? И какие секретные инструменты помогают менеджерам создавать сильные коллективы?
«Руководить – значит не мешать хорошим людям работать»
Сергей Капица
Какие инструменты лучше всего подходят для командного сотрудничества?
Естественно, любой профессиональный инструмент для менеджера и команды – это не панацея.
Руководители продуктов должны думать о качестве коммуникации начиная с собеседований, испытательных сроков сотрудника, знать как правильно проводить мозговые штурмы. Даже после успешного релиза во время тимбилдинга важно думать о том, как поднять уровень командного сотрудничества на новый уровень.
В этой статье описываем 9 типов инструментов, которые помогут создать сильный командный дух и упростить коллективные рабочие процессы. У всех этих инструментов разные цели, некоторые из них платные, некоторые бесплатные. Какие-то из них подходят для всех продуктов, а какие-то узкоспециализированные.
Этот список достаточно субъективен, поэтому после каждого приведенного примера предлагается несколько альтернатив, чтобы любой читатель мог выбрать лучшее для себя из перечисленного:
- Инструменты для коммуникации
- Платформы для управления проектами и продуктами
- Сервисы для организации удаленной связи и видеоконференций
- Сервисы по работе с документами
- Инструменты отслеживания времени
- Системы для баз данных
- Специальные инструменты для совместного использования файлов
- Внутренние социальные сети
- Инструменты для макетов и прототипов.
Инструменты для коммуникации
Пример: Slack
Slack — это чат-сервис в режиме реального времени, который получил быструю популярность после распространения в компаниях Силиконовой Долины.
Сервис работает на основе каналов и включает голосовые и видеозвонки, хотя эти компоненты Slack не так популярны, как текстовые чаты. Здесь можно добавлять картинки, emoji, GIF, обмениваться документами и организовывать групповые чаты.
Как работает Slack?
Вы можете использовать Каналы как чаты или общедоступные стримы. Это можно сделать всего с помощью нескольких кликов. Написать напрямую определенному контакту, крепить документы и файлы для него также можно.
Параметр «Private Groups» позволяет организовывать беседы с конкретными членами команды. Вы можете приглашать разработчиков, специалистов по продажам, HRов и так далее.
Весь контент в Slack доступен для поиска из одного поискового окна. Вы также можете использовать помощь бота Slackbot, который может дать вам больше информации, напоминать о срочных делах и быть полезным по другим вопросам.
Альтернативы: HipChat, Microsoft Teams
Инструменты для управления проектами и продуктами
Пример: Hygger.io
Hygger — это полноценная платформа для управления продуктами для растущих компаний. Сервис может использоваться для совместной работы в небольших и крупных командах. Hygger предлагает ряд качественных и полезных функций:
- Удобные Kanban-доски с опциями WIP limits, Swimlanes, sub-columns, отслеживанием времени.
- Спринт-доски, основанные на Kanban, для программистов, работающих по методологии Scrum.
- Backlog доску для сбора и структурирования идей и инициатив, а также удобный график Backlog Priority Chart для приоритизации и визуального ранжирования идей.
- Метод ранжирования идей путем оценки их степени влияния и затрат на рабочую силу.
- Качественную «дорожную карту» (roadmap) для планирования будущих релизов, проектов и инициатив.
- Функции Burndown Chart, Velocity и многое другое.
Все эти функции и предложения помогают управлять жизненным циклом продукта и оптимизировать командное сотрудничество, отслеживая каждый шаг всех членов команды, не теряя при этом каких-либо мелких деталей.
Альтернативы: Trello, Aha, Asana.
Инструменты для организации удаленной связи и видеоконференций
Пример: Hangouts
Сервис широко используется компаниями для внутренней удаленной связи в качестве обмена мгновенными сообщениями или видеоконференций с совместным использованием экрана. Это помогает организовать собрания и презентации без специального отдельного инструмента планирования. Вы можете отправлять приглашения любому члену команды и координировать действия прямо на боковой панели.
Индивидуальные чаты позволяют членам команды сотрудничать в групповом проекте, общаться с коллегами, клиентами или другими членами команды, вносить изменения в Google доки и т. д.
Альтернативы: Skype, Amazon Chime, Join.me
Сервисы для работы с документами
Пример: OneNote
OneNote будет полезен, если нужно управлять движением документов и делиться ими с вашей командой. Это своего рода совместная записная книжка, которая позволяет легко распространять большое количество данных среди членов команды.
OneNote — это больше, чем просто работа с документами. Многие компании используют его как идеальный инструмент для управления проектами в командах. Это бесплатный инструмент. Используя разные разделы и страницы OneNote, вы можете предоставить членам вашей команды релевантную информацию в любое удобное для вас время. Здесь можно создавать несколько разделов и подстраницы для хранения важных данных.
OneNote позволяет обмениваться информацией с любого устройства.
Альтернативы: Evernote, Quip, G Suite
Инструменты для отслеживания времени
Пример: Hubstaff
Хотите успешно управлять рабочими процессами и производительностью удаленных членов команды? Hubstaff — один из самых удачных инструментов, который упрощает процессы менеджера продукта и добавляет прозрачности в совместную командную работу.
Используя этот сервис тайм трекинга, вы можете установить ограничения по времени или стоимости для своих проектов, а также лимиты для каждого члена команды. Вы можете отслеживать планирование посещаемости, уровни активности и другие организационные моменты. Инструмент позволяет делать скриншоты работы команды и предоставить вам эти данные удаленно.
Hubstaff представлен бесплатной и платной подпиской.
Альтернативы: FreshBooks, Click time, Scoro, TimeCamp, Toggl
Инструменты для баз данных
Пример: Confluence
Большинство крупных мировых корпораций знают о Confluence. Этот инструмент помогает организовывать команды и централизовать всю информацию, необходимую для синхронизации действий.
Confluence предлагает дружественный интерфейс, где вы можете создавать заметки о встречах, задавать планы проектов или требования к продуктам, использовать шаблоны, писать комментарии и получать обратную связь. Все в одном месте. Здесь вы также можете использовать надстройки, такие как командные календари для планирования событий или обсуждения вопросов и голосования.
Альтернативы: Guru, Bloomfire, Nuclino, Crowdbase
Инструменты для обмена информацией (совместное использование файлов)
Пример: Dropbox
Популярным онлайн-хранилищем пользуются более 500 миллионов пользователей по всему миру. Dropbox позволяет не только хранить все ваши файлы вместе в одном месте, но и делиться ими с другими членами команды.
Вы можете отправлять ссылки по электронной почте или чатам, оставлять отзывы и обмениваться доступом к своим документам с любого устройства.
Dropbox бесплатен для индивидуального использования, но вы должны заплатить за бизнес-план, чтобы получить больше места или получить более широкий доступ.
Альтернативы: Hightail, MediaFire, Tresorit, ShareFile
Внутренние социальные сети
Пример: Yammer
Вы можете сказать, что это пример из «прошлого века». Но, на самом деле, Yammer является одной из первых социальных сетей, созданных специально для внутренних потребностей офисных команд. Сервис популярен сегодня не менее, чем раньше. Члены команды могут публиковать обновления и общаться в группах и каналах, используя этот инструмент.
Три основных преимущества использования Yammer для внутреннего или даже внешнего взаимодействия: простота использования, наличие мобильной версии и возможность сотрудничества с внешними пользователями.
Альтернативы: Jive-n, Facebook workplace
Сервисы для макетов и прототипов
Пример: Marvel
Marvel известна во всем мире как одна из самых простых программ для бизнес-макетов. Она помогает менеджерам и командам сотрудничать вместе на мобильных девайсах, планшетах и настольных прототипах приложений и веб-сайтов.
Если вы работаете с разными отделами или клиентами, этот инструмент позволяет организовать вашу работу более эффективным образом.
Вы можете добавить свои отзывы непосредственно к прототипам и аннотировать области, которые хотите выделить. Клиенты могут оставлять комментарии без необходимости подписываться на Marvel.
Альтернативы: Mockup.io, InVision, Flinto.
Сколько из описанных сервисов вы уже использовали в своей работе? Показались ли они вам действительно полезными или стоило обратить внимание на альтернативы? Делитесь своим опытом в комментариях!
Комментарии (17)
DmitryMironov
28.03.2018 08:33почему-то решили не упоминать Jira, как инструмент управления проектами. Confluence как мне кажется все-таки больше для совместной работы над документами, а не с базами данных.
JediPhilosopher
28.03.2018 15:57Неоднократно встречал мнение что Jira — она только для программистов, а для всех остальных она слишком сложная и избыточная. Отделы не-айтишников чаще сидят в трелло или каких-нибудь похожих софтинах.
Pavel_Ku Автор
28.03.2018 16:04Спасибо, согласен, такое мнение можно встретить все чаще. Jira действительно сложнее и не всегда подходит всем командам. А по поводу Trello мы недавно писали в одной из прошлых статей: habrahabr.ru/company/hygger/blog/350258
sppenza
28.03.2018 09:25почти все что здесь перечислено, есть в Битрикс24
хотя он и беситrgaliull
28.03.2018 12:54тоже смотрим.
можно подробнее в чем косяки битрикса?sppenza
28.03.2018 18:58он жутко не логичный порой
вроде и задумка интересная, и на первый взгляд хорошо, но воплощение оставляет желать лучшего
к нему нужно привыкать
к нему нужно приноравливаться
с ним нужно мириться
косяки и неудобства можно перечислять бесконечно
но большой плюс в том, что попытка собрать в одном месте инструменты для совместной работы — работоспособна. пользоваться можно
и он улучшается время от времени
но у них нет ни одного инструменты которым можно пользоваться с удовольствием
ни одного!
capitannemo
28.03.2018 09:33Я так понимаю это реклама сервиса hygger.io.
В принципе на все остальное буквы можно было и не тратить.
У всех платных сервисов есть бесплатные аналоги и они описаны здесь.
PMVyatkin
28.03.2018 12:55Skype ИМХО лучший инструмент для видеоконференций. Для бизнеса — не очень, да и обычный можно шарить на всех.
По Confluence — спорно, решение платное, часто излишнее для небольших команд (как и Jira, на мой взгляд). Кому то нравится, но Wiki + Redmine — на мой взгляд лучше (а вики так еще и привычнее).
Есть, кстати, еще TFS — вот, где может сломать ногу даже черт…
Hygger — надо смотреть, но в кратце:
— Kanban-доску многие ценят именно за то, что она физическая. Я видел команды, у которых перетаскивание таска — это важный ритуал. В TFS/Jira такое перетаскивание — не сделать ритуалом, это просто закрытие задачи. + сколько досок не видел электронных — все уступают физической в удобстве (и цене, обычную можно сделать используя маркер и окно).
— roadmap — очень интересно посмотреть. Качественного софта для создания и последующего превращения в презентацию для top'ов не встречал — все делается в Visio, потом сильно
переделывается для показа на презентациях.
— burndown Chart, Velocity — есть почти в любом трекере задач.
Ну и вопрос как происходит интеграция с системой управления проектами? Как выгрузить задачи среднесрочного планирования из MS Project в спринты и таски?
rgaliull
28.03.2018 13:22Инструменты для коммуникации: телеграмм
Платформы для управления проектами и продуктами: asana
Сервисы для организации удаленной связи и видеоконференций: skype
Сервисы по работе с документами: gdocs
Инструменты отслеживания времени: не применяется
Системы для баз данных: wiki поверх git
Специальные инструменты для совместного использования файлов: dropbox, g drive, git/bitbucket
Внутренние социальные сети: facebook, telegram
Инструменты для макетов и прототипов: не применяетсяPMVyatkin
28.03.2018 13:24Хм, а казалось бы зачем при живом скайпе — телеграм? Чаты в скайпе есть, удобно когда звонишь, накидывать что то текстом, опять же обучение языкам рядом ) 1
Я телеграм для личного использую, скайп для рабочего — удобно. Не отвлекаешься на работе на телеграм, работодатель не читает твои сообщения.
За вики поверх гит — спасибо, очень интересная идея )
tmplts
Trello + RealtimeBoard + Skype
rgaliull
RealtimeBoard хорош?
tmplts
Для визуализации, составления разного рода карт и групповой работы с ними — отличный инструмент.