Я – не исключение. Много раз я начинал веcти сначала личный, а потом и семейный бюджет. Перепробовал для этого, наверное, десятка полтора различных программ, как локальных, так и облачных. Но каждый раз забрасывал это дело. Однако, не записывать доходы и расходы, да еще как-то планировать бюджет я не мог. Я стал искать выход и нашел его. Я хочу поделиться с вами простым способом, как без особых временных затрат всегда поддерживать информацию о своём кошельке в актуальном состоянии, планировать свои расходы и, в итоге, оставаться в плюсе.
Как известно программ и сервисов для ведения бюджета сейчас великое множество и на любой вкус. Не буду тут расписывать их преимущества друг перед другом – это тема для отдельной статьи. А вот о минусах сказать нужно. Точнее об одном из них – самом главном. Основным минусом абсолютно всех программ и сервисов бюджетирования является необходимость скрупулёзно добавлять информацию о своих финансовых операциях. О каждой, при чем в большинстве случаев необходимо вбивать цифры с точностью до копейки, иначе баланс не сойдётся, и все труды окажутся напрасными. Один мой товарищ ведёт домашнюю бухгалтерию аж с 2003 года. 12 лет подряд он дотошно вбивает в программу каждый чек, зарплату и так далее. Как я уже писал выше, я тоже так пробовал, но хватало меня максимум на пару месяцев. А потом я понял, что такая дотошность не нужна. В итоге, родился простой файл в MS Excel из трёх колонок и 7-10 строк, но обо всём по порядку.
Так выглядит вся моя домашняя бухгалтерия. Данные, естественно, взяты «с потолка».
По строкам.
Верхняя строка – всегда остаток на сегодня, точнее, на дату последнего обновления файла. Дальше в хронологическом порядке идут строки транзакций. Мне удобно планировать бюджет на текущий и следующий месяц. Большего не нужно. Однако, опять-таки период планирования может каждый определяет по своим потребностям.
По столбцам.
- A – суммы только основных статей доходов и расходов. Мне не интересно, сколько я оставил за обед или на пиво с друзьями в баре. А вот знать на что придётся точно потратиться — очень важно. При чем, все цифры записаны с «пессимистичным» прогнозом. Все доходы округляются в меньшую сторону, а расходы — в большую. Я округляю все цифры до 1000 рублей, но порядок округления каждый для себя может выбрать сам. Таким образом, в конце отчётного периода денег всегда (конечно, при отсутствии незапланированных расходов) остается чуть больше, чем планировалось. Мелочь, а приятно.
- C – даты транзакций. Отдельно нужно сказать про строку «траты». Почему в ней нет даты? Это и есть планирование. После того как учтены все обязательные расходы, останется некая сумма «на жизнь», которую необходимо растянуть до следующей «зелёной строки», а в идеале – и чуть-чуть оставить на будущее.
- D – комментарий.
- F – итоговая сумма на конец отчётного периода.
Конечно, в этом файле можно много чего «допилить», например, тут ведется учёт только одной валюты и, если у вас в бюджете, мультивалютная корзина, то для каждой валюты необходимо делать отдельный лист. Но это уже скорее задачи специализированных программ. Данный же файл с лихвой охватывает большинство потребностей семейного бюджета.
Комментарии (18)
zvyagaaa
30.06.2015 12:20+2Если такую таблицу запихать в облако, то можно будет получать к ней доступ с мобильного устройства.
А можно прикрутить к ней гугл форму и сделать полноценную домашнюю бухгалтерию, по типу blog.bozzbox.com/2014/12/uchetfinansovgoogledisk.html
ivn86
30.06.2015 12:53+2Основным минусом абсолютно всех программ и сервисов бюджетирования является необходимость скрупулёзно добавлять информацию о своих финансовых операциях. О каждой, при чем в большинстве случаев необходимо вбивать цифры с точностью до копейки, иначе баланс не сойдётся
Все доходы округляются в меньшую сторону, а расходы — в большую.
Что мешает Вам использовать этот же подход в других программных продуктах? Веду домашнюю бухгалтерию уже года 3. Не вбиваю копейки, небольшие расхождения идут по статье «Разное».
Я округляю все цифры до 1000 рублей
Как такой подход позволяет Вам ответить на вопрос, сможете ли Вы оплатить билет своей банковской картой, если знаете, что на ней плюс-минус тысяча рублей? Одна из функций подобных программ/сервисов — дать точное представление об имеющихся средствах на всех счетах. Ваша бухгалтерия эту функцию не реализует.ChessShire
30.06.2015 14:18Подозреваю, что тут отвечают не на вопрос «сколько точно осталось на карте, хватит ли денег на хлеб», а на вопрос «куда ушли 15к в этом месяце, премию же давали».
dyadyaSerezha
30.06.2015 15:27" дать точное представление об имеющихся средствах на всех счетах. Ваша бухгалтерия эту функцию не реализует." — мне казалось, что для этого достаточно войти в свой банк-онлайн с компа или телефона и посмотреть итоги по счетам/картам. Чего уж точнее и проще? Аналогичное замечание и касательно таблицы автора, графы «есть».
ivn86
30.06.2015 16:32+1достаточно войти в свой банк-онлайн с компа или телефона и посмотреть итоги по счетам/картам. Чего уж точнее и проще?
Если у Вас одна карта, то да, может быть проще. У меня несколько карт и несколько счетов электронных денег, поэтому лично мне проще иметь одну точку входа, которая говорит — на зарплатной карте у тебя столько, на кредитной — столько, столько на Яндекс.Деньгах, и столько у тебя остатков Вебмани, по которым в среднем 2 транзакции в год и которых вполне хватит на билет. В данном случае выбор чем я буду оплачивать билет очевиден.dyadyaSerezha
30.06.2015 20:41Чтобы без входа в свои онлайн-аккаунты знать точный баланс на каждом из счетов необходимо вовремя и точно фиксировать каждую мелкую покупку и трату — то есть, именно то, от чего хотел избавиться автор.
P.S. Если свободный баланс на карте не опускается ниже нескольких билетов на самолет, то можно и округлять)
evtrifonoff Автор
30.06.2015 20:59В графе «есть» у меня отображается общий текущий остаток. Две карты и наличные.
T-D-K
30.06.2015 16:17+1Очередной велосипед. Уже и на хабре статьи были. Я сам лично три раза писал домашнюю бухгалтерию в Excel: на формулах, на vba, как демка в нашем продукте.
Просто попробуйте zenmoney и отпадёт желание использовать свой велосипед.
zirus
30.06.2015 18:45Excel — фигня. Как сказали выше, необходимо всё скурпулёзно записывать.
Я несколько лет вёл в excel все расходы. Днём всё записывал в телефон, вечером переписывал в excel. Но это всё занимало немыслимое количество времени. И довольно трудно генерировать отчёты.
Теперь записываю всё в программу Деньги OK(для ios).
Преимущества: не надо всё до копейки вносить(просто забиваешь сколько денег осталось при расхождениях), мгновенные отчёты, очень быстрая запись расходов(вводишь сумму, выбираешь счёт и нажимаешь на иконку категории). И ещё дофига плюшек.
Кому надо — экспорт в csv.
alan008
01.07.2015 00:49В бесплатном приложении FinancePM для Android есть возможность синхронизации с облаком и экспорта всех данных в xls. Пользуюсь уже год для записи _всех_ доходов/расходов. Удобно, что можно создать несколько кошельков (например «наличка» и «банковская карта») и при всех операциях отмечать, с каким «кошельком» произошла операция. При снятии денег с карты наличкой это фиксируется как перевод из кошелька «карта» в кошелек «наличка».
Maslukhin
01.07.2015 07:21Да здравствует автоматизация. Тот же zenmoney сам парсит SMS от банка и разбрасывает по категориям. И не надо ничего никуда скурпулезно вносить.
Yavanosta
01.07.2015 11:34+2Спасибо за статью, вы вдохновили меня написать то, что я давно собирался: «Простой список покупок с помощью MS Word для ленивых».
1. Открываем ворд
2. Создаем нумерованный список
3. Вводим что хотим купить.
Один мой товарищ дотошно ведет список в специальном приложении уже 12 лет, но такая точность мне не нужна, достаточно просто вести список.
1. Молоко
2. Хлеб
3. Кефир
4. Курица
5. Ченить вкусное
Всего 5 пунктов.
Вот так вот выглядит мой список покупок. Данные естественно взяты с потолка. Вы наверное обратили внимание на пункт 5, это и есть планирование, купить ченить вкусное. Конечно тут можно много чего допилить, но данный способ вести список покупок покрывает большинство потребностей семейного бюджета.
nadenok
домашняя бухгалтерия с помощью MS Excel для совсем ленивых:
1. Вычитаю из з.п. все «разовые» месячные расходы: квартплата, телефон, интернет и т.п.
2. Из оставшейся суммы вычитаю b = a * n, где a — средние расходы в день (транспорт, еда, сигареты, и т.п.) без учета более-менее крупных покупок и всяких алкогольных мероприятий, n — кол-во дней до след. з.п…
3. Все что осталось — в заначку налом или на другой счёт. На карточке остается b.
4. В Excel строю график или таблицу убывания остатка b на карте по дням, чтобы можно было сверяться по «контрольным точкам» (раз в неделю например).
5. Все покупки и непридвиденные траты — из заначки.
6. Если b не хватает на мес. в обычном режиме, можно в след. месяце докинуть 10-20%
evtrifonoff Автор
Ваш пункт 2 — практически то же самое, что и моя строка «траты», только я не считаю средние траты в день. Собственно, несколько иной подход, но тоже имеет право на жизнь.
geshido
Для планирования в таком режиме не на полмесяца/месяц, а на год, идеально ляжет hmbee.ru мне кажется.
Сам пользуюсь уже около года: имхо, хороший инструмент