У всех у нас есть деньги. У кого-то больше, у кого-то меньше, но каждый из нас вынужден их тратить. И многие из нас пытаются или вынуждены контролировать свой бюджет. Кто-то записывает доходы/расходы на бумажке, кто-то не записывает, а пытается всё держать в голове. Но основная часть аудитории Geektimes, я уверен, хотя бы раз в жизни пыталась вести личную бухгалтерию в специализированных программах, коих сейчас расплодилось великое множество.

Я – не исключение. Много раз я начинал веcти сначала личный, а потом и семейный бюджет. Перепробовал для этого, наверное, десятка полтора различных программ, как локальных, так и облачных. Но каждый раз забрасывал это дело. Однако, не записывать доходы и расходы, да еще как-то планировать бюджет я не мог. Я стал искать выход и нашел его. Я хочу поделиться с вами простым способом, как без особых временных затрат всегда поддерживать информацию о своём кошельке в актуальном состоянии, планировать свои расходы и, в итоге, оставаться в плюсе.

Как известно программ и сервисов для ведения бюджета сейчас великое множество и на любой вкус. Не буду тут расписывать их преимущества друг перед другом – это тема для отдельной статьи. А вот о минусах сказать нужно. Точнее об одном из них – самом главном. Основным минусом абсолютно всех программ и сервисов бюджетирования является необходимость скрупулёзно добавлять информацию о своих финансовых операциях. О каждой, при чем в большинстве случаев необходимо вбивать цифры с точностью до копейки, иначе баланс не сойдётся, и все труды окажутся напрасными. Один мой товарищ ведёт домашнюю бухгалтерию аж с 2003 года. 12 лет подряд он дотошно вбивает в программу каждый чек, зарплату и так далее. Как я уже писал выше, я тоже так пробовал, но хватало меня максимум на пару месяцев. А потом я понял, что такая дотошность не нужна. В итоге, родился простой файл в MS Excel из трёх колонок и 7-10 строк, но обо всём по порядку.

image
Так выглядит вся моя домашняя бухгалтерия. Данные, естественно, взяты «с потолка».

По строкам.

Верхняя строка – всегда остаток на сегодня, точнее, на дату последнего обновления файла. Дальше в хронологическом порядке идут строки транзакций. Мне удобно планировать бюджет на текущий и следующий месяц. Большего не нужно. Однако, опять-таки период планирования может каждый определяет по своим потребностям.

По столбцам.

  • A – суммы только основных статей доходов и расходов. Мне не интересно, сколько я оставил за обед или на пиво с друзьями в баре. А вот знать на что придётся точно потратиться — очень важно. При чем, все цифры записаны с «пессимистичным» прогнозом. Все доходы округляются в меньшую сторону, а расходы — в большую. Я округляю все цифры до 1000 рублей, но порядок округления каждый для себя может выбрать сам. Таким образом, в конце отчётного периода денег всегда (конечно, при отсутствии незапланированных расходов) остается чуть больше, чем планировалось. Мелочь, а приятно.
  • C – даты транзакций. Отдельно нужно сказать про строку «траты». Почему в ней нет даты? Это и есть планирование. После того как учтены все обязательные расходы, останется некая сумма «на жизнь», которую необходимо растянуть до следующей «зелёной строки», а в идеале – и чуть-чуть оставить на будущее.
  • D – комментарий.
  • F – итоговая сумма на конец отчётного периода.

Конечно, в этом файле можно много чего «допилить», например, тут ведется учёт только одной валюты и, если у вас в бюджете, мультивалютная корзина, то для каждой валюты необходимо делать отдельный лист. Но это уже скорее задачи специализированных программ. Данный же файл с лихвой охватывает большинство потребностей семейного бюджета.

Комментарии (18)


  1. nadenok
    30.06.2015 11:39
    +6

    домашняя бухгалтерия с помощью MS Excel для совсем ленивых:
    1. Вычитаю из з.п. все «разовые» месячные расходы: квартплата, телефон, интернет и т.п.
    2. Из оставшейся суммы вычитаю b = a * n, где a — средние расходы в день (транспорт, еда, сигареты, и т.п.) без учета более-менее крупных покупок и всяких алкогольных мероприятий, n — кол-во дней до след. з.п…
    3. Все что осталось — в заначку налом или на другой счёт. На карточке остается b.
    4. В Excel строю график или таблицу убывания остатка b на карте по дням, чтобы можно было сверяться по «контрольным точкам» (раз в неделю например).
    5. Все покупки и непридвиденные траты — из заначки.
    6. Если b не хватает на мес. в обычном режиме, можно в след. месяце докинуть 10-20%


    1. evtrifonoff Автор
      30.06.2015 12:42
      +1

      Ваш пункт 2 — практически то же самое, что и моя строка «траты», только я не считаю средние траты в день. Собственно, несколько иной подход, но тоже имеет право на жизнь.


    1. geshido
      30.06.2015 13:05
      +1

      Для планирования в таком режиме не на полмесяца/месяц, а на год, идеально ляжет hmbee.ru мне кажется.
      Сам пользуюсь уже около года: имхо, хороший инструмент


  1. zvyagaaa
    30.06.2015 12:20
    +2

    Если такую таблицу запихать в облако, то можно будет получать к ней доступ с мобильного устройства.
    А можно прикрутить к ней гугл форму и сделать полноценную домашнюю бухгалтерию, по типу blog.bozzbox.com/2014/12/uchetfinansovgoogledisk.html


    1. BoxaShu
      30.06.2015 16:07

      Спасибо за ссылку.


      1. zvyagaaa
        30.06.2015 16:51
        +1

        я сам был в поиске сервиса для ведения домашней бухгалтерии, но сам не стал делать как по ссылке, понравился сервис «дзен-мани». Не знаю сколько он, правда, протянет :) но выглядит симпатично.


  1. ivn86
    30.06.2015 12:53
    +2

    Основным минусом абсолютно всех программ и сервисов бюджетирования является необходимость скрупулёзно добавлять информацию о своих финансовых операциях. О каждой, при чем в большинстве случаев необходимо вбивать цифры с точностью до копейки, иначе баланс не сойдётся

    Все доходы округляются в меньшую сторону, а расходы — в большую.

    Что мешает Вам использовать этот же подход в других программных продуктах? Веду домашнюю бухгалтерию уже года 3. Не вбиваю копейки, небольшие расхождения идут по статье «Разное».
    Я округляю все цифры до 1000 рублей

    Как такой подход позволяет Вам ответить на вопрос, сможете ли Вы оплатить билет своей банковской картой, если знаете, что на ней плюс-минус тысяча рублей? Одна из функций подобных программ/сервисов — дать точное представление об имеющихся средствах на всех счетах. Ваша бухгалтерия эту функцию не реализует.


    1. ChessShire
      30.06.2015 14:18

      Подозреваю, что тут отвечают не на вопрос «сколько точно осталось на карте, хватит ли денег на хлеб», а на вопрос «куда ушли 15к в этом месяце, премию же давали».


    1. dyadyaSerezha
      30.06.2015 15:27

      " дать точное представление об имеющихся средствах на всех счетах. Ваша бухгалтерия эту функцию не реализует." — мне казалось, что для этого достаточно войти в свой банк-онлайн с компа или телефона и посмотреть итоги по счетам/картам. Чего уж точнее и проще? Аналогичное замечание и касательно таблицы автора, графы «есть».


      1. ivn86
        30.06.2015 16:32
        +1

        достаточно войти в свой банк-онлайн с компа или телефона и посмотреть итоги по счетам/картам. Чего уж точнее и проще?

        Если у Вас одна карта, то да, может быть проще. У меня несколько карт и несколько счетов электронных денег, поэтому лично мне проще иметь одну точку входа, которая говорит — на зарплатной карте у тебя столько, на кредитной — столько, столько на Яндекс.Деньгах, и столько у тебя остатков Вебмани, по которым в среднем 2 транзакции в год и которых вполне хватит на билет. В данном случае выбор чем я буду оплачивать билет очевиден.


        1. dyadyaSerezha
          30.06.2015 20:41

          Чтобы без входа в свои онлайн-аккаунты знать точный баланс на каждом из счетов необходимо вовремя и точно фиксировать каждую мелкую покупку и трату — то есть, именно то, от чего хотел избавиться автор.

          P.S. Если свободный баланс на карте не опускается ниже нескольких билетов на самолет, то можно и округлять)


      1. evtrifonoff Автор
        30.06.2015 20:59

        В графе «есть» у меня отображается общий текущий остаток. Две карты и наличные.


  1. T-D-K
    30.06.2015 16:17
    +1

    Очередной велосипед. Уже и на хабре статьи были. Я сам лично три раза писал домашнюю бухгалтерию в Excel: на формулах, на vba, как демка в нашем продукте.
    Просто попробуйте zenmoney и отпадёт желание использовать свой велосипед.


    1. xotta6bl4
      30.06.2015 21:49

      Пробовал.
      Успешно использую свой велосипед на гугл-доках.


  1. zirus
    30.06.2015 18:45

    Excel — фигня. Как сказали выше, необходимо всё скурпулёзно записывать.

    Я несколько лет вёл в excel все расходы. Днём всё записывал в телефон, вечером переписывал в excel. Но это всё занимало немыслимое количество времени. И довольно трудно генерировать отчёты.

    Теперь записываю всё в программу Деньги OK(для ios).

    Преимущества: не надо всё до копейки вносить(просто забиваешь сколько денег осталось при расхождениях), мгновенные отчёты, очень быстрая запись расходов(вводишь сумму, выбираешь счёт и нажимаешь на иконку категории). И ещё дофига плюшек.

    Кому надо — экспорт в csv.


  1. alan008
    01.07.2015 00:49

    В бесплатном приложении FinancePM для Android есть возможность синхронизации с облаком и экспорта всех данных в xls. Пользуюсь уже год для записи _всех_ доходов/расходов. Удобно, что можно создать несколько кошельков (например «наличка» и «банковская карта») и при всех операциях отмечать, с каким «кошельком» произошла операция. При снятии денег с карты наличкой это фиксируется как перевод из кошелька «карта» в кошелек «наличка».


  1. Maslukhin
    01.07.2015 07:21

    Да здравствует автоматизация. Тот же zenmoney сам парсит SMS от банка и разбрасывает по категориям. И не надо ничего никуда скурпулезно вносить.


  1. Yavanosta
    01.07.2015 11:34
    +2

    Спасибо за статью, вы вдохновили меня написать то, что я давно собирался: «Простой список покупок с помощью MS Word для ленивых».

    1. Открываем ворд
    2. Создаем нумерованный список
    3. Вводим что хотим купить.

    Один мой товарищ дотошно ведет список в специальном приложении уже 12 лет, но такая точность мне не нужна, достаточно просто вести список.

    1. Молоко
    2. Хлеб
    3. Кефир
    4. Курица
    5. Ченить вкусное
    Всего 5 пунктов.


    Вот так вот выглядит мой список покупок. Данные естественно взяты с потолка. Вы наверное обратили внимание на пункт 5, это и есть планирование, купить ченить вкусное. Конечно тут можно много чего допилить, но данный способ вести список покупок покрывает большинство потребностей семейного бюджета.