Первый


– Продажи – по продуктам, по регионам, по клиентам. Приход денег. – Первый зачитывал заголовки отчетов на распечатках, и по одной передавал мне.

– Приход денег в той же аналитике? – с умным видом спросил я.

– А ты можешь приход денег по продуктам посчитать? – на лице Первого расплылась улыбка.

– Хм… Нет, вообще-то. Да, тупанул. – мне стало немного не по себе. Ну его, лучше молчать буду.

– Вот-вот. Дальше – приход и расход денег по статьям. Маржинальная прибыль, без налогов и косвенных, только транспортные оставь и менеджерские проценты. По продуктам, клиентам, регионам. Все вроде. – Первый передал мне последнюю бумажку, сложил руки на столе и уставился на меня.

– Все? Раз, два, три, четыре. Четыре отчета? Больше ничего не надо?

– А что еще надо? Вроде этого достаточно для контроля ситуации. Остальное – если потребуется, предоставят экономисты и бухгалтерия. – Первый говорил спокойно и уверенно.

– А в каком виде? Диаграммы, графики, таблицы? Может, на электронную почту автоматическим присылать? – не сдержался я в своем желании быть полезным и умным.

– Я тебе уже нарисовал, в каком виде – посмотри на бумаги.

– А, да. Так, а у вас учетная запись есть, в системе? Чтобы смотреть отчеты.

– На хрена, мне Марина распечатает, я старый больной человек, зачем мне осваивать систему. – рассмеялся Первый. Хотя, было очевидно, что он не шутит.

– Хорошо, я понял. Срок какой?

– Ну, как сделаешь. Не затягивай только. Мне эта информация каждый день нужна, чтобы решения принимать. Кроме прибыли, разве что.

– Понял, хорошо.

Отчеты были готовы через два дня, из которых процентов 80 времени ушло на капризы Марины. Больше Первый за цифрами не обращался.

Второй


– Нужны цифры, цифры, цифры. Я без них иду вслепую, на одной интуиции. Если до сегодняшнего момента я мог работать на ощущениях, и косвенной информации, то дальше, с нашими планами, стратегией и амбициями так не получится. Только цифры, только контроль – жесткий, справедливый, объективный – позволят грамотно и без ошибок двигаться вперед. – Что-то, а говорить Второй умел. И убеждать. И вдохновлять.

– Да, я понял. Я вам вчера высылал отчеты, которыми Первый пользовался. Понятно, что там не все цифры, которые нужны – ему, почему-то, было достаточно четырех отчетов.

– Как видишь, четырех оказалось недостаточно – Первого здесь уже нет. – Второй как-то недобро улыбнулся.

– Да, я тоже думаю, что он мало цифр использовал. Хотя, не мне судить. Вы посмотрели отчеты, которые я высылал?

– Да, посмотрел. Все неплохо, и цифры вроде неплохие, но их неудобно воспринимать. Во-первых, и там много, и аналитика слишком широкая. Нет смысла каждый день смотреть продажи по всем продуктам, например. Достаточно видеть одну цифру – объем продаж, и вторую рядом – процент выполнения плана. Во-вторых, я – визуал. Мне очень тяжело… Нет не тяжело, а дискомфортно смотреть таблицы, намного лучше диаграммы, графики, гистограммы особенно.

– Ну, это несложно, я могу те же самые данные вывести в виде диаграмм, делов-то. Давайте прямо сейчас покажу, как это выглядеть будет? – зная, что Второй согласится, я открыл ноутбук. После нескольких минут ковыряния в системе, я открыл ему четыре диаграммы, содержавшие те же данные, что и табличные отчеты.

– Вот, в этом окне – продажи, в этом – приход денег, в этом – расход денег. Хотя, можно наверное объединить. – запинаясь, чувствуя нарастающее нетерпение Второго рассказывал я.

– Выглядит отлично! Слушай, а можно в одном окне все объединить? Чтобы ситуацию в компании можно было одним взглядом охватить, визуально, без перепрыгивания между окнами. Я знаю, ты сможешь! – снова включил вдохновителя Второй.

– Прямо сейчас в системе нет такого инструмента, но, наверное, можно. Я подумаю, посмотрю, потом напишу.

– Отлично, жду! Ну все, не задерживаю, жму руку! Давай, на тебя вся надежда!

– Погодите, Второй, еще вопрос. Вы это все сами, в системе будете смотреть? Или Кристина будет вам распечатывать?

– Сам, конечно. Я хочу во всем разобраться, участвовать в жизни системы каждый день! Это прогресс, без информационных технологий современное управление существовать не может. Это определенный дискомфорт для меня, но я буду его преодолевать. Инструмент для показа нескольких диаграмм, с настраиваемым списком показателей, индивидуальной расшифровкой до аналитических отчетов и прочими плюшками был готов через неделю.

– Шикарно! Это просто замечательно! Теперь я вижу все – сразу и наглядно. Ты просто не представляешь, как мне, и другим управленцам, не хватает такого инструмента. – Второй явно был рад. Наверное, невозможно так искусно изображать восторг. Хотя, с его-то опытом…

– Да, мне тоже нравится. Главное – все настраиваемо, каждый показатель индивидуально, а движок для рисования – один. Может, для остальных руководителей тоже такие рабочие столы настроить? С их показателями. – поддался лести я.

– Разумеется! А если будут сопротивляться – ссылайся на меня! Это приказ – отныне каждый руководитель должен управлять только на основе цифр! И спрашивать с них я буду на основе цифр.

– И они вас обмануть не смогут больше, манипулируя цифрами. Вы ведь одни и те же показатели будете видеть, и их влияние на цифры, в смысле на их корректировку, будет нивелировано. – все больше увлекался я идеями контроллинга.

– Совершенно верно! И отныне будет только так! Я еще дам пару корректировок, чтобы вообще нареканий не было. Вот, тут одну уже придумал – в гистограмме по приходу денег, можно сделать, чтобы столбик по Сберу был зеленым?

– Можно, конечно! – моей радости от участия в построении всеобщей системы управления не было предела.

Третий


– Показателей нужно много, я собрал со всех источников. Вот, смотри. Так, примерно 150 получается.

– 150 показателей? Зачем? Почему так много? – устало спросил я, вороша в руках кипу бумаг.

– А почему я должен объяснять? Если говорю 150, значит 150. – Третий явно не был настроен на дискуссию.

– Ммм, хорошо. В каком виде нужны показатели? Таблицы, графики? Способ доставки какой? В системе будете смотреть? По почте присылать? Жанна будет распечатывать?

– Хороший вопрос, дай подумать. По электронной почте можно? Я анализом цифр хочу вечером, из дома заниматься.

– Да, можно, у нас есть инструмент автоинформирования, он умеет отчеты высылать.

– Хорошо, принято. Насчет представления информации – вот, посмотри скриншот. Я нашел в интернете, это система отображения сбалансированной системы показателей. Мне очень понравилась, возможно нам стоит приобрести это решение. Узнай стоимость, условия, и предоставь мне.

– Хм, странно. Очень похоже на то, что я делал для Второго. Те же диаграммы на одном экране. Вы видели инструмент, которым Второй пользовался?

– Да, видел. Не совсем то, что нужно.

– А в чем разница? Одно и то же, по-моему.

– Было бы одно и то же, я бы не искал другое решение. – в голосе Третьего послышались стальные нотки. – Давайте прекратим препирательства. Проект большой, я понимаю, что ИТ-отдел в одиночку не справится, поэтому пригласил на встречу финансовую службу. Георгий Викторович, от вас потребуется максимальное содействие, методическая поддержка в расчете показателей.

– Да не вопрос. – наигранно бодро ответил финдир. – Поможем, посчитаем. Я девочкам скажу. Единственное, что смущает – Сергей, а откуда столько скепсиса? Директору нужен инструмент для управления, без этого никак, в чем проблема?

– В том, что я буду делать уже третий инструмент, с одним и тем же функциональным назначением. Вам не кажется, что дело не в инструменте? И у Первого, и у Второго были примерно те же цифры, только не 150, разумеется.

– Поясни, я не понял твою мысль. – в недоумении посмотрел на меня финдир.

– Да хрень это все. – я решил пойти ва-банк. – Цифры нужны там, где есть процессы. Вы ведь программист бывший, я помню, вы на кросс-собеседовании рассказывали. Значит, понимаете, что такое система, и что такое обратная связь. Цифра – это просто сигнал, индикатор, маркер, который должен вернуться в звено обратной связи, и выдать корректирующее воздействие на систему. А у нас этот сигнал просто выдается в эфир, никак не влияя на систему. – я чувствовал, что начинаю краснеть от смешанных чувств.

– А, вон ты про что. Извини, конечно, но тебе не кажется, что ты сейчас не в свое дело лезешь? Это зона ответственности Третьего, он решает, что делать с показателями и цифрами. – финдир, вполне ожидаемо, решил встать на сторону директора.

– Я понимаю, о чем ты говоришь. – неожиданно спокойно проговорил Третий. – Но не забывай, что ты никогда не видишь полной картины. Если тебе кажется, что никаких действий не предпринимается, это не значит, что ты прав. Многие процессы протекают вне твоего поля зрения.

– Я по результатам сужу. Ну и… Помните, я рассказывал, что сделал систему отслеживания, которая пишет статистику – кто каким инструментом системы пользовался? Я, по согласованию со Вторым, поставил на отслеживание все инструменты управления. Ими никто не пользуется.

– Это хорошее замечание. Я доведу до руководителей, что использование инструментов обязательно.

– А они чем будут пользоваться? Тоже на почту отчеты присылать?

– Нет. Дай подумать… Мы можем вывести эти показатели – не все, а самые важные – на информационные панели?

– На телевизоры что ли?

– Да, повесить в коридорах, в самых посещаемых местах, пару телевизоров, и крутить там диаграммы? Я видел такое решение в ООО «Рога и Копыта». Очень эффектно смотрится.

– Можем, почему нет.

– Хорошо. Запускаем проект. Твои сомнения я услышал, буду иметь в виду. Просто знай – руководитель не может без цифр, они – основа управления. Но ценность твоих замечаний для меня лично важна.

Телевизоры с диаграммами висели через неделю. По электронной почте с каждым днем уходило все больше отчетов.

Четвертый


– Да, я слышал твое мнение насчет необходимости в цифрах, мне Третий рассказывал. – начинался второй час обсуждения новой системы показателей с Четвертым.

– Хрень это все, уже несколько раз проходили, не в цифрах проблема. Давайте процессами займемся. Контролем. Никто не умеет управлять на основе цифр, все работают интуитивно, наощупь, пока не уволят за провалы. Потом идут на другую работу, и там продолжают ковыряться, а к нам новые приходят, и все идет по кругу. – не унимаюсь я.

– Я понимаю, что процессы тоже важны. Но без цифр не будет никаких процессов, ты это понимаешь? – начал терять терпение Четвертый.

– Да как не будет-то! Процессы есть всегда – не важно, знаете вы о них, или нет, описаны они в бумажках, или нет. Это жизнь! И сейчас, как и все прошедшие годы, эти процессы живут своей жизнью, не глядя на цифры! А цифры просто маячат где-то. То на бумажке, то на мониторе, то в телевизоре, то в электронной почте. Цифры – это просто инструмент, как молоток или дрель. С ним надо уметь обращаться. Надо знать, что делать, если цифра не такая, как ожидалось, понимаете? А они не знают. Они просто, тупо, делают, что делали. А когда кризис наступает, начинают судорожно истерить, бегать, кричать и заниматься ручным управлением. Летят в командировки, стелются перед клиентами и поставщиками, отправляют продукцию самолетом, лишь бы клиент не сбежал. Хотя, блин, о надвигающемся кризисе было известно давно – по цифрам. Даже мне, придурку, понятно, что «процент неподтвержденных поставок = 70%», «просроченные поставки = 60 %» и «неразмещенные потребности = 40 %» – это жопа!

– Это где такие цифры есть? Про поставки.

– На мониторе руководителя снабжения, по всем поставкам. На мониторе каждого снабженца, по его поставкам. На телевизорах – в отделе снабжения, в отделе продаж, чтобы пинали снабженцев, у вас на мониторе, на закладке «Снабжение», в сводной презентации, которую мы каждый понедельник на оперативке смотрим. В почте… Нет, в почте нет, этим Третий пользовался.

– Странно, надо посмотреть, поговорить с начальником снабжения. – наверное, зря я поставил Четвертого в неудобное положение?

– Тем не менее. – продолжал Четвертый. – Цифры нужны. Я понимаю, о чем ты говоришь, проблемы процессов, некомпетентность руководителей. Я со всем этим разберусь, отдельно.

– Вот метафору подобрал, зачем нужны цифры. – после минутных раздумий продолжил Четвертый. – Цифры – как туалетная бумага. Можно, конечно, без нее обходиться, но не очень комфортно. Так и цифры для управления. Можно и без них, и ты сам массу примеров сегодня привел, как это возможно и к чему это приводит. Но без них точно не получится наших целей достичь.

– Да я не говорю, что цифры не нужны! Цифры – это прекрасно, но это ИНСТРУМЕНТ. Это не end-point управления, это просто сигнал, как уровень напряжения. У него есть верхняя и нижняя допустимая граница, как у той же розетки – 220 Вольт, плюс 10 минус 15 процентов. Если вышло напряжение за пределы – плохо, надо что-то делать. Ну или защиту ставить, не важно. Но что-то надо ДЕЛАТЬ. А мы на цифры просто смотрим. Я их сотни уже сделал, во всех видах, а толку то? Вот вы уже – Четвертый!

– Еще раз – я понял твою позицию. Но я убежден, что ты просто ищешь причины не выполнять эту работу. Ссылаешься на предыдущих руководителей, на проблемы. Я понимаю, что проблемы есть и всегда будут, и я здесь для того, чтобы их решать. Поэтому – спасибо за интересные истории о предыдущих руководителях, это очень полезно, но предлагаю закончить эти экскурсы и заняться делом.

– Ну ладно, как скажете. В каком виде хотите смотреть показатели?

– Я тебе сегодня скину, как я это себе вижу. Основная, самая тяжелая часть – я ее назвал «Стратегический монитор» – в системе. Показатели в древовидной структуре, на первом уровне – четыре самых главных, разворачиваешь – видишь показатели более низкого уровня, и т.д. Состав показателей я обсужу с Ксенией, тебе перешлем. Вторая часть, более легкая и для всех руководителей, я думаю, должна работать в мобильных устройствах. Это простые оперативные показатели, вроде выполнения плана производства, cash flow, продаж, точки безубыточности. От тебя нужно решение, как это сделать.

– Хорошо, понял. Все, закончили?

– Да, спасибо. Жду решения по мобильной версии.

Стратегический монитор был готов через месяц. Диаграммы и таблицы в телефоне, с удобным слайдером, средствами Google Charts – через неделю.

Пятый



– Это все херня, так серьезное управление не строится. Я за годы практики сформировал четкую методику по показателям, сегодня пришлю тебе файл. Все вот это, что ты мне показывал, можно выкинуть.

– Ясно, хорошо.

– Есть какие-то возражения? Я слышал, что с Четвертым у тебя были терки насчет цифр.

– Нет, никаких возражений. Жду файл с показателями.

– Вопросы может какие-то есть?

– Да, где показатели будете смотреть? Компьютер, почта, телевизор, телефон, сайт, распечатку Людмила делать будет?

– Это все детский сад. Просто распечатаем на цветном принтере, и повесим в специальном помещении – стратегической комнате, чтобы и я, и любой руководитель, мог зайти и посмотреть.

– Хорошо, понял.

Шестой


Не знаю, без меня.

Комментарии (21)


  1. HermaMora
    11.05.2018 11:05
    +1

    Жопонька, а не проектирование.


  1. InstaHeat
    11.05.2018 11:10
    +2

    Тенденции Хабра подсказывают, что нужен отдельный раздел. Что-то вроде «Рассказы» или «Сказочки на околорабочую тематику».


    1. AstarothAst
      11.05.2018 14:13

      ПотрахушкиПобрехушки на Привале.


    1. maxzhurkin
      12.05.2018 00:58

      Я даже название придумал: «мы все умрём»


  1. Voltos
    11.05.2018 11:13

    Так все знакомо, аж слеза накатилась.


  1. Naves
    11.05.2018 11:18
    +1

    Бросил игру IRL на третьем уровне.


  1. AsmodeusL
    11.05.2018 11:18

    Жизненно, ой, как жизненно…


  1. aronovp
    11.05.2018 11:19
    +2

    Только очень солидная контора может пятерых директоров пережить. Если не секрет это сколько по времени заняло?
    А если по теме, то я бы уже на втором спросил «А в какие цвета и по каким правилам будем циферки раскрашивать?».


  1. tangro
    11.05.2018 11:27
    +2

    Я бы такого айтишника гнал бы ещё на месте где-то Второго. Сказали показывать цифры — бери и показывай. Своё мнение об управлении процессами предприятия, если ты не менеджер высшего звена, можешь обсудить с уборщицей и охранником в курилке. Хочешь идти чем-то управлять — переквалифицируйся в уплавленцы. Где-то к Пятому это и герой понял.


    1. multiprogramm
      11.05.2018 12:18

      Ну гнать-то вроде не за что, айтишник просто неравнодушен и своё мнение доносит, но работу при этом делает со всеми хотелками. А работа тут такая, что без обсуждений с заказчиком нельзя. В частности, и сам заказчик может до конца не знать, что он реально хочет.
      Но с остальным соглашусь. Тебе платят за цифры — даёшь цифры. Как с этими цифрами обращаться и что с ними делать — это пускай у других людей голова болит, тебе за это не платят.

      Цифры – это просто инструмент, как молоток или дрель.

      Вот даже исходя из этой аналогии: производитель моего молотка мне не будет доказывать, что молоток мне не нужен, т.к. я его купил и положил пылиться на полку. Его дело — сделать молоток. А на полку я его положу, буду им гвозди забивать или в носу им ковырять — его это вообще не должно волновать.


      1. roscomtheend
        11.05.2018 13:33

        Производитель молотка делает тысячи молотков. Молоток — это коробочный Windows. Тут — заказ, это как картину художнику. «Мазню рисуешь, переделывай» очень вдохновляет. Тут или увольнять, ибо действительно мазня или увольняться, если такой заказчки. Или пытаться ему объяснить что «это МЫ вас приветсвтуем, на борту НАШЕГО самолёта», потому как директора меняются, но ничего не меняют и смысла тратить ресурсы предприятия на хотелки нет (если, коненчо, оно не создано генерировать отчёты).


        1. tangro
          11.05.2018 16:51

          Смысл в том, что айтишники порой слишком много на себя берут и считают себя слишком умными. На основе того, что могут быстро сваять график или что-то найти в базе — люди вдруг решают, что умеют управлять предприятием, например. При этом тот факт, что управленцы тоже заканчивали какие-то вузы, тоже где-то набирались опыта (и именно в управлении, а не в базах данных) — полностью игнорируется.

          Моё мнение такое — совет руководителю можно дать. Если он уточняет, переспрашивает — развиваем беседу. Если тебе говорят «делай так», то надо просто «делать так» и не лезть в чужую сферу компетенций. Хочется что-то решать — увольняйся и иди пилить свой стартап.


          1. indestructable
            11.05.2018 20:56
            +1

            Ну по выделению, организации, формализации и оптимизации процессов с айтишником не грех и посоветоваться, если он квалифицированный.


            Другое дело, что управление предприятием состоит из многих вещей, невидимых и держащихся в секрете от рядовых сотрудников. Поэтому часто требования и решения выглядят нелогично для должностей уровня «айтишник».


            1. vis_inet
              12.05.2018 07:26

              Что, например, держится в секрете?


              1. Naves
                13.05.2018 20:56

                Что деньги берутся из тумбочки, и где эта тумбочка (например, на Кипре) И что основная цель фирмы, это не получение прибыли как таковой. После осознания последнего факта обычно находятся ответы на многие риторические вопросы. Почему в этом году у нас продажников в два раза больше, а доходы меньше. Как так-то, доколе, и тому подобное.
                Собственно, только наличие такой тумбочки и может привести к появлению вторых-третьих и тд, потому что фирмы без тумбочки просто объявляются банкротами.


      1. kurojneko
        11.05.2018 21:23
        +1

        Мне вот тоже помню говорили что это не мое дело, а потом на зарплату мне у них денег не было. И вот тут я почему то должен был их понять.


      1. Mike_soft
        11.05.2018 21:23
        +1

        ну вот вы просите его сделать молоток, у которого рукоятка сделана из пружинной проволоки, свернута в спираль, и два бойка с разной стороны. он ведь должен уточнить хотя бы жесткость пружины, направление навивки, и в одну сторону бойки молотка должны быть направлены, или между ними должен какой-то угол быть…


    1. roscomtheend
      11.05.2018 13:28

      Я начальник — ты дурак. Третьему уже могло бы не остаться ничего при таком раскладе.


    1. indestructable
      11.05.2018 20:51
      +1

      Ну если айтишник, как часто бывает, все в одном: и кодер, и архитектор, и аналитик — то он и побольше назначенного директора может в процессах разбираться.


    1. SwingoPingo
      11.05.2018 21:24

      Рад бы выгнать, да не может. ИТ это пока еще собственность Акционера. Акционер уже прислушивается к мнению ИТ, ибо меняет управление как перчатки и тоже ж не тотальный дурак что бы не замечать этого цирка. Если управленец расформировывает уже рабочий ИТ вот так сходу без причины существенной, то управленец лишается возможности при «доставании первого конверта» валить все проблемы на ИТ и отсрочить себе финал, зато получает опцию в случае проблем с ИТ — «это Вы сформировали проблемный ИТ в замен рабочего, за что Вам объявляется первое служебное несоответствие.» А проблемы у нового ИТ гарантированно будут. Пойдет ли новый управленец ва-банк? зависит от его жизненной ситуации. Но какие причины новому управленцу накручивать ситуацию и иметь себе проблему на пустом месте — переформирование ИТ отдела? У него дел пока и так хватает, а там сработается.


    1. silverjoe
      13.05.2018 18:44

      Ну если подходить с точки зрения, что ИТ — это сугубо техподдержка бизнеса и выполняет хотелки бизнеса — то да.
      Я же предпочитаю считать себя тем, кто может помочь бизнесу масштабироваться, показывать рост и избегать факапов, благодаря моей работе как ИТ-специалиста.
      И да, при этом надо вникать в бизнес-процессы и понимать что? где? когда? почему? делает бизнес.
      Думаю похожий подход у автора поста.