В этом году кафедре ABBYY на факультете инноваций и высоких технологий (ФИВТ) Московского физико-технического института исполнилось 12 лет. За это время мы подготовили более 240 квалифицированных IT-специалистов, почти сотня из которых работают в компании. Наши разработчики создают уникальные технологии интеллектуальной обработки информации, которыми пользуются более 50 миллионов пользователей свыше чем в 200 странах мира. Сохраняя традицию, в апреле мы провели набор студентов на следующий, 2019 год. Сегодня мы расскажем о том, как ищем талантливых ребят, чему их учим и почему они хотят работать в нашей компании.
В ABBYY работают талантливые люди с нестандартным мышлением и незаурядными способностями. Они занимаются сложными, интересными и амбициозными задачами, которые до них никто не решал. Наша цель — находить таких же талантливых ребят и развивать их способности. Именно поэтому 12 лет назад мы открыли в МФТИ кафедру Распознавания изображений и обработки текста (РИОТ), а 7 лет назад — кафедру Компьютерной лингвистики (КЛ). Наши кафедры в МФТИ помогают подготовить специалистов в перспективных и востребованных областях: машинное обучение и анализ текстов на естественном языке. Во время обучения мы уделяем внимание не только теории, но и практическим заданиям, разработке и применению технологий в бизнесе. Больше половины выпускников становятся сотрудниками компании.
Система обучения в МФТИ построена так, что на первых курсах студенты проходят фундаментальную университетскую подготовку, а на старших – распределяются по базовым кафедрам и активно вовлекаются в практическую деятельность академических институтов, как НИИ РАН и R&D-центров крупных компаний. Каждый год десятки желающих поступают на кафедры РИОТ и КЛ.
В 2015 году по результатам вступительных испытаний на базовые кафедры ABBYY были зачислены 30 ребят из 80. В 2016 году кафедры приняли 37 ребят из 90, а в 2017 году – 37 человек из 110. В этом году мы предполагаем, что количество зачисленных может перевалить за 40, так как некоторые ребята попросили разрешить им пройти собеседование позже. Хотя мы не исключаем, что в итоге наберем всего 30, но самых мотивированных студентов.
Мы принимаем на кафедры студентов с третьего года обучения – сначала в бакалавриат, а потом в магистратуру. Предварительно ребята пишут мотивационное письмо, где рассказывают о себе, своих навыках, почему они хотят учиться именно на кафедрах ABBYY, какие проекты они уже делали и чем хотели бы заниматься после ВУЗа.
Как проходит набор
Набор проводится в конце второго курса. Студенты собираются в большой поточной аудитории в МФТИ. Традиционно руководитель группы образовательных проектов Андрей Очеретный рассказывает о компании, технологических вызовах, перспективах развития рынков, на которых мы работаем, а также о том, куда устраиваются выпускники кафедр, об их востребованности на глобальном рынке труда, ну и, конечно, о программе обучения и исследовательских работах студентов.
Затем студентам раздается контрольная работа с 10-14 заданиями, на решение которых дается полтора часа.
Каждый год наши разработчики придумывают для студентов новые задачки с нетривиальными условиями, чтобы решать их было интересно, а ответы невозможно было найти в интернете. Вот несколько задачек из контрольной этого года. Сможете такие решить?)
1). Максим и пазл
Максим подумал, что в одиночестве собирать пазл неинтересно, и принес его на работу. Он собрал друзей-программистов и высыпал детали на стол. Решили собирать по очереди. Первый программист выложил одну деталь, второй — две, третий — три и так далее: каждый следующий выкладывал на одну деталь больше. Известно, что на втором круге было выложено в сумме на 100 деталей больше, чем на первом. Сколько программистов собирало пазл?
2). Как программисту Диме придать своей бороде новый вид
Один бородатый программист Дима иногда придаёт своей бороде новый вид. В какой-то день он задумался, а сколькими способами он вообще может расчесать бороду правильно, то есть так, чтобы ни одна пара «бородинок» (см. волосы – волосинка) не пересекалась. Немного подумав, он построил модель своей бороды так, что у каждой «бородинки» появилась пара целочисленных координат и одно из заранее определённых направлений. Например, борода с размерами 7*5 с тремя доступными направлениями может выглядеть так:
При этом «бородинки» не пересекаются, как и задумывалось. А именно в каждом ряду «бородинки» могут уходить только против часовой стрелки от предыдущей «бородинки» или оставаться в том же положении. А в каждом столбце, наоборот, каждая «бородинка» уходит от предыдущей только по часовой стрелке или остаётся в том же положении. Помогите Диме составить алгоритм для определения количества правильных бород, если заданы размеры бороды (X*Y) и количество направлений (N) для каждой «бородинки».
После контрольной студенты общаются с нашими программистами. Это собеседование длится около 30 минут. Наш сотрудник проверяет решения задачек, знания и эрудицию студента, а также задает ему дополнительные вопросы, чтобы проверить уровень владения языками программирования, знание теории алгоритмов и способность использовать различные структуры данных для решения конкретных задач.
Затем начинается собеседование с нашими HR-специалистами. Для многих студентов это первое интервью в жизни. Ребята рассказывают, что их интересует и чем они хотят заниматься. HR обращает внимание на традиционные для подобных бесед вещи и, естественно, задает провокационные вопросы: например, почему, выбирая из нескольких базовых кафедр (1С, Яндекс, Сбербанк, Cognitive Technologies), студент решил поступать именно на кафедру ABBYY. Мы понимаем, что IT – это очень важная отрасль и один из драйверов экономики страны наравне с производством сырья. Успех отрасли зависит от наличия кадров, поэтому, с одной стороны, компании конкурируют уже за студентов младших курсов, а с другой стороны, игроки рынка объединяются, чтобы вместе растить будущее IT в России.
Затем мы суммируем баллы за решение задачек, учитываем пометки, сделанные на собеседованиях, и составляем список ребят, принятых на кафедры.
О кафедрах ABBYY
На нашей кафедре часто учатся однокурсники: вместе, в своей дружной и привычной команде, им легче решать сложные задачи. О том, какие курсы читают на КЛ подробнее рассказано здесь, на РИОТ – здесь.
Обе кафедры ABBYY расположены на территории компании. Здесь ребята и учатся, и участвуют в стажировках и проектах компании, чтобы приобрести опыт, необходимый для дальнейшей работы. Это удобно и для наших сотрудников, которые преподают: им не нужно тратить время на дорогу из института до работы и обратно.
Теория + практика
Уже во время учебы студенты под руководством наших специалистов выполняют необычные и непростые проекты в рамках ABBYY Labs. Это дает ребятам возможность уже в процессе обучения решать практические задачи, стоящие перед разработчиками компании, развивать навыки программирования и умение работать в команде.
А что потом?
Благодаря активной практике студентам проще понять, чем они хотят заниматься в будущем, и почувствовать себя частью нашей компании. Именно поэтому уже во время обучения ребята начинают работать в ABBYY. После выпуска они приходят в департамент технологий, а также продуктовые команды FineReader, DataCapture, SDK, Cloud, Mobile и других.
Кстати, в этих департаментах есть интересные вакансии. Задавайте любые вопросы и присоединяйтесь к нашей команде!
Все вакансии ABBYY можно посмотреть на этой страничке.
Елизавета Титаренко, редактор корпоративного блога ABBYY
В ABBYY работают талантливые люди с нестандартным мышлением и незаурядными способностями. Они занимаются сложными, интересными и амбициозными задачами, которые до них никто не решал. Наша цель — находить таких же талантливых ребят и развивать их способности. Именно поэтому 12 лет назад мы открыли в МФТИ кафедру Распознавания изображений и обработки текста (РИОТ), а 7 лет назад — кафедру Компьютерной лингвистики (КЛ). Наши кафедры в МФТИ помогают подготовить специалистов в перспективных и востребованных областях: машинное обучение и анализ текстов на естественном языке. Во время обучения мы уделяем внимание не только теории, но и практическим заданиям, разработке и применению технологий в бизнесе. Больше половины выпускников становятся сотрудниками компании.
Система обучения в МФТИ построена так, что на первых курсах студенты проходят фундаментальную университетскую подготовку, а на старших – распределяются по базовым кафедрам и активно вовлекаются в практическую деятельность академических институтов, как НИИ РАН и R&D-центров крупных компаний. Каждый год десятки желающих поступают на кафедры РИОТ и КЛ.
В 2015 году по результатам вступительных испытаний на базовые кафедры ABBYY были зачислены 30 ребят из 80. В 2016 году кафедры приняли 37 ребят из 90, а в 2017 году – 37 человек из 110. В этом году мы предполагаем, что количество зачисленных может перевалить за 40, так как некоторые ребята попросили разрешить им пройти собеседование позже. Хотя мы не исключаем, что в итоге наберем всего 30, но самых мотивированных студентов.
Мы принимаем на кафедры студентов с третьего года обучения – сначала в бакалавриат, а потом в магистратуру. Предварительно ребята пишут мотивационное письмо, где рассказывают о себе, своих навыках, почему они хотят учиться именно на кафедрах ABBYY, какие проекты они уже делали и чем хотели бы заниматься после ВУЗа.
Как проходит набор
Набор проводится в конце второго курса. Студенты собираются в большой поточной аудитории в МФТИ. Традиционно руководитель группы образовательных проектов Андрей Очеретный рассказывает о компании, технологических вызовах, перспективах развития рынков, на которых мы работаем, а также о том, куда устраиваются выпускники кафедр, об их востребованности на глобальном рынке труда, ну и, конечно, о программе обучения и исследовательских работах студентов.
Затем студентам раздается контрольная работа с 10-14 заданиями, на решение которых дается полтора часа.
Каждый год наши разработчики придумывают для студентов новые задачки с нетривиальными условиями, чтобы решать их было интересно, а ответы невозможно было найти в интернете. Вот несколько задачек из контрольной этого года. Сможете такие решить?)
1). Максим и пазл
Максим подумал, что в одиночестве собирать пазл неинтересно, и принес его на работу. Он собрал друзей-программистов и высыпал детали на стол. Решили собирать по очереди. Первый программист выложил одну деталь, второй — две, третий — три и так далее: каждый следующий выкладывал на одну деталь больше. Известно, что на втором круге было выложено в сумме на 100 деталей больше, чем на первом. Сколько программистов собирало пазл?
2). Как программисту Диме придать своей бороде новый вид
Один бородатый программист Дима иногда придаёт своей бороде новый вид. В какой-то день он задумался, а сколькими способами он вообще может расчесать бороду правильно, то есть так, чтобы ни одна пара «бородинок» (см. волосы – волосинка) не пересекалась. Немного подумав, он построил модель своей бороды так, что у каждой «бородинки» появилась пара целочисленных координат и одно из заранее определённых направлений. Например, борода с размерами 7*5 с тремя доступными направлениями может выглядеть так:
При этом «бородинки» не пересекаются, как и задумывалось. А именно в каждом ряду «бородинки» могут уходить только против часовой стрелки от предыдущей «бородинки» или оставаться в том же положении. А в каждом столбце, наоборот, каждая «бородинка» уходит от предыдущей только по часовой стрелке или остаётся в том же положении. Помогите Диме составить алгоритм для определения количества правильных бород, если заданы размеры бороды (X*Y) и количество направлений (N) для каждой «бородинки».
После контрольной студенты общаются с нашими программистами. Это собеседование длится около 30 минут. Наш сотрудник проверяет решения задачек, знания и эрудицию студента, а также задает ему дополнительные вопросы, чтобы проверить уровень владения языками программирования, знание теории алгоритмов и способность использовать различные структуры данных для решения конкретных задач.
Затем начинается собеседование с нашими HR-специалистами. Для многих студентов это первое интервью в жизни. Ребята рассказывают, что их интересует и чем они хотят заниматься. HR обращает внимание на традиционные для подобных бесед вещи и, естественно, задает провокационные вопросы: например, почему, выбирая из нескольких базовых кафедр (1С, Яндекс, Сбербанк, Cognitive Technologies), студент решил поступать именно на кафедру ABBYY. Мы понимаем, что IT – это очень важная отрасль и один из драйверов экономики страны наравне с производством сырья. Успех отрасли зависит от наличия кадров, поэтому, с одной стороны, компании конкурируют уже за студентов младших курсов, а с другой стороны, игроки рынка объединяются, чтобы вместе растить будущее IT в России.
Затем мы суммируем баллы за решение задачек, учитываем пометки, сделанные на собеседованиях, и составляем список ребят, принятых на кафедры.
О кафедрах ABBYY
На нашей кафедре часто учатся однокурсники: вместе, в своей дружной и привычной команде, им легче решать сложные задачи. О том, какие курсы читают на КЛ подробнее рассказано здесь, на РИОТ – здесь.
Обе кафедры ABBYY расположены на территории компании. Здесь ребята и учатся, и участвуют в стажировках и проектах компании, чтобы приобрести опыт, необходимый для дальнейшей работы. Это удобно и для наших сотрудников, которые преподают: им не нужно тратить время на дорогу из института до работы и обратно.
Теория + практика
Уже во время учебы студенты под руководством наших специалистов выполняют необычные и непростые проекты в рамках ABBYY Labs. Это дает ребятам возможность уже в процессе обучения решать практические задачи, стоящие перед разработчиками компании, развивать навыки программирования и умение работать в команде.
- Например, одна из студенческих групп в 2014 году разработала мобильное приложение MathHero, которое распознавало математические уравнения по фотографии и выдавало их решения. Для создания проекта ребята пользовались технологией ABBYY Mobile OCR Engine for Windows. Подробнее об этом проекте мы рассказывали в этой статье.
- Другая команда в 2016 году исследовала современные open-source решения визуализации структурированных данных. Ребята выбрали трилогию романов Жюля Верна «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров», чтобы визуализировать текстовую информацию на естественном языке с помощью технологии ABBYY Compreno. У них была цель показать, что задача анализа и визуализации большого объема неструктурированных текстовых данных больше не является непосильной. Подробнее об проекте мы уже рассказывали на Хабре, а результаты работы можно найти на русском и английском языках на этом красивом сайте julesvernetrilogy.com.
- В 2017 году студенты кафедры РИОТ Маша Сандрикова, Алексей Журавлев и Андрей Саутин победили в российском финале международного технологического конкурса Microsoft Imagine Cup со своим проектом Meet Articles. Это сервис для визуализации информации о научных статьях, который с помощью технологии ABBYY Compreno значительно упрощает поиск источников и ученых, работающих в выбранной области. В июле прошлого года ребята представляли Россию на международном финале конкурса в Сиэтле.
А что потом?
Благодаря активной практике студентам проще понять, чем они хотят заниматься в будущем, и почувствовать себя частью нашей компании. Именно поэтому уже во время обучения ребята начинают работать в ABBYY. После выпуска они приходят в департамент технологий, а также продуктовые команды FineReader, DataCapture, SDK, Cloud, Mobile и других.
Кстати, в этих департаментах есть интересные вакансии. Задавайте любые вопросы и присоединяйтесь к нашей команде!
Все вакансии ABBYY можно посмотреть на этой страничке.
Елизавета Титаренко, редактор корпоративного блога ABBYY
RISENT
Как-то спрашивал одного представителя компании, о том что нужно чтобы работать в ABBYY, мне ответили — прогать как бог, если я буду прогать как бог — зачем мне ABBYY подумал я и не ошибся.