Часть первая — Знакомство
Я начинал свою историю игры в Го давным давно в 2006 году. Начало может быть вполне обычное, а может быть и нет.
После поступления в аспирантуру я решил, что теперь у меня появилось много свободного времени, которое надо тратить на разные интересные занятия (очевидно, что с аспирантурой у меня в последствии ничего толкового не вышло, хотя поездить по иностранным школам было очень приятно в плане путешествий, а не приобретения профессиональных знаний). Одно из интересных занятий было посвящено шахматам. Эта игра казалась мне венцом творения интеллектуальных игр. Как то поделился я мыслями со своим приятелем, а он мне и говорит, что есть игра гораздо сложнее — Го называется. (На тему Го можно почитать у GlukKazan)
Первый опыт получался со стандартного студенческого набора (это не самый лучший подход): скачать из интернета книг побольше, программку для игры и погрузиться в изучение проблемы с произвольно выбранного места при отсутствии грамотного учебника (что естественным образом приводить к формированию неверного восприятия).
Первой моей игровой программой стала Igowin, бесплатная версия играет на учебной доске размером 9х9.
Если кто-то уже заинтересовался, что за игра такая, то в википедии есть статья по этой игре.
Часть вторая — Однако
Быстро освоив то, что я принял за верное направление игры и получив высокий рейтинг в программе, я решил попробовать свои силы в онлайн сражениях ничего не представляя об игре на доске 19х19. Моя первая игра (sgf из архива сервера) закончилась хотя бы не полным уничтожением всех моих групп (в игре Го камни снимаются с доски, если рядом с ними не остается ни одного свободного пересечения, для придания группе минимально-возможного бессмертия необходимо создать как минимум две одновременно недоступные области, называемые глаза). Остальные мои партии так же показали полную неспособность правильно ставить камни на доску, хотя по началу кажется, что ничего проще быть не может.
Часть третья — Учитель
На поиски учителя у меня ушло пара часов и это явно было счастливым стечением обстоятельств. На самом популярном в России игровом сервере KGS на вопрос об обучении в чате мне сразу посоветовали найти игрока под ником greyx. Это оказался Сергей Межов — мой будущий учитель Го и мудрый наставник по жизни. К сожалению наша встреча произошла когда Сергею Межову было уже за 60 и здоровье свое он успел потратить за весьма бурную жизнь, которая заслужила бы отдельной книги.
Имея богатый педагогический опыт он начал мое обучения игре Го с интересной теории про поиск закономерностей в расстановке камней. Эту теорию мы называли «Теория влияния и дефектов».
Часть четвертая — Влияние
Про ситё или «лесенку» рассказывают каждому новичку. И я знаю почему — это один из двух возможных вариантов захвата камня. А еще ситё (см. Не понимаешь ситё — не играй в Го) бежит по доске пока не встретит на своем пути спасительный камень или умирает.
А вот здесь и скрывается то, что лежит на поверхности, но никто не видит. Каждый поставленный на доску камень влияет на возможное ситё где-то на доске! Казалось бы просто, но ни один человек на моей памяти еще не смог сам правильно нарисовать коридоры влияния камней на доске.
А когда говорят, что камень влияет на доску, никто толком не может объяснить как он влияет, только делают неопределенные пассы руками рядом с камнем. Возможность строго определить понятие и построить базис — это удачная находка, да?
Как это использовать и что еще бывает в следующей статье.
П.С. Хотите ли рассказ по каждой части подробнее?
Комментарии (43)
AndreyDmitriev
01.07.2015 18:16+1У меня вот какой вопрос. Правила говорят: «в го запрещено повторение позиции, уже бывшей в данной партии. Это правило называется «Правилом ко»». Вот меня интересует — как осуществляется трекинг всех позиций уже бывших в партии?
Окей, пока позиция простая, то всё несложно:
Чёрные только что сделали ход в пункт 1. Предположим, что белые сейчас сходят в пункт 2, взяв чёрный камень, находящийся в пункте 1. Если после этого чёрные ходом в пункт 1 захватят белый камень, поставленный на предыдущем ходу, восстановится та же позиция, которая была до хода белых.
Но чёрт возьми, как удержать в голове, к примеру, вот такую позицию:
и как гарантировать, что в партии, где камушки постоянно ставятся и снимаются с доски, скажем на пятисотом ходе не повторится ситуация, которая была на сотом ходу?! Или такое в принципе невозможно «by design» и я чего-то недопонимаю?yanchick
01.07.2015 18:45Если не ошибаюсь запрет стоит не на повторении позиции вообще, а повторение в течении 1-2 хода.
AndreyDmitriev
01.07.2015 18:53не, это не совсем так. Википедия нам говорит, что «существует ряд более сложных ситуаций, в которых повторение позиции происходит не через один ход, а через несколько» и далее «В ряде наборов правил го используется правило «суперко», которое запрещает повторение позиции на доске, через сколько бы ходов оно ни происходило. Суперко официально применяется в китайских правилах»
И как тут обходились без электронного помощника пару тысяч лет назад?zuborg
02.07.2015 09:51Ответ на Ваш вопрос банально прост — в ходе игры каждый ход проходит стадию обдумывания, и, как следствие, врезается в память на какое-то время. Вспомните шахматы, шашки, или другую настольную игру, которую Вам приходилось играть. Если там возникнет повтор ситуации, наверняка Вы его не пропустите, не так ли? В Го точно так же.
Aloneal Автор
01.07.2015 19:03+1Так как камни постоянно выставляются на доску, то повтор позиции может быть только при возникновении ранее забранных камней в том же месте, причем без промежуточных ходов где-либо еще. Таким образом повторить позицию в Го можно только если два игрока играют сразу несколько «ко» позиций. А это в любом случае надо помнить позицию только на несколько ходов назад.
AndreyDmitriev
01.07.2015 19:28Ну, в случае, когда играются несколько локальных «ко» позиций — это ещё можно удержать в голове, да. А сколько примерно ходов в среднем длится партия в Го на доске 19х19 у любителей и профессионалов?
GlukKazan
01.07.2015 19:52Не совсем так. Есть и более интересные варианты.
Но да, ситуации, тройного ко и прочей экзотики, в которых требуется «правило супер ко» исключительно редки.
Кстати, вы недооцениваете память профессиональных игроков Го. Если человек может играть вслепую на нескольких досках.
И может потом восстановить партии, выполнив их разбор, отловить супер ко для него тоже труда не составит.
jaguard
02.07.2015 02:32Мне нравится Го (изяществом и простотой правил, например), но ровно в той же степени я ее и недолюбливаю. Уже несколько лет, как на моем айпаде живет программа для игры с компьютером, и с сожалением я вынужден признать — я не выиграл ни одной партии. Иногда эта редиска специально издевается, и сводит свою победу к 1/2 очка. Играю редко, на досках 13х13 и меньше, потому что во-первых, на больших долго, а во-вторых, это уже нечестно будет по отношению к компьютерному интеллекту.
Я тупо не понимаю как научиться играть, поскольку не понимаю смысла ходов моего соперника. Я даже однажды пробовал смотреть запись игр профессионалов — но понял логику их игры еще меньше. Если в шахматы я понимаю что происходит и могу продумывать свои действия и действия противника хотя бы всего на пару ходов вперед, то тут это невозможно — вариантов слишком много и развитие надо смотреть слишком глубоко вперед.
Чтение специальной литературы и разбор задач считаю перебором для освоения игры.beaverBox
02.07.2015 08:30У меня ровно всё то же самое. Видимо надо освоить лазейку чтобы переключать мозг на несколько иную волну размышлений над игрой…
ankh1989
02.07.2015 08:56+1Посмотрите видео Haylee на ютубе — эта дама из Кореи уже выложила почти 100 записей своих игр с комментариями на английском. В своё время для меня эти записи были откровением.
Aloneal Автор
02.07.2015 09:16+1Вот ссылка на ее канал. Я сам большой поклонник ее видео. После того, как я начал просмотр за две недели я смог выиграть 27 партий подряд, играю на нескольких серверах.
Aloneal Автор
02.07.2015 09:19+1Один из онлайн учебников достаточно подробно разъясняет базовые понятия.
jaguard
02.07.2015 13:48-1Я вроде написал, что уже три года играю с компьютером. Вы правда думаете, что я могу это делать, не зная базовых понятий и правил? Проблема в том, что компьютер играет примерно на уровне первого дана (по данным из дискуссий в интернете), а я, очевидно, сильно хуже.
Aloneal Автор
02.07.2015 14:15Извините, но когда я прочитал, что вы играете на доске 13х13, я подумал, что вы начинающий. Я считаю, что только игра на доске 19х19 Го, а доски меньшего размера служат для освоения базовых техник.
jaguard
02.07.2015 14:22Первоначально идея была в том, чтобы научиться выигрывать на доске 13х13 и потом увеличивать размер. Правда, ИИ играет тем сильнее, чем меньше доска, поэтому идея была не самая удачная — но так уж сложилось и превратилось в своего рода привычку.
Aloneal Автор
02.07.2015 14:29+2Мой вам совет — переходите на 19х19 и играйте с людьми, а не программами. Люди по крайней мере смогут объяснить ход своих мыслей.
zuborg
02.07.2015 10:00+1Возможно, Вам мешают концепции техники игры других настольных игр, которыми Вы владеете. Го весьма специфичная игра, и требует контроля разных факторов, обычно взаимоисключающих. Например, излишне осторожная игра быстро приводит к проигрышу, равно как и слишком агресивная. Жадность в Го тоже быстро наказывается, как и нерациональная щедрость. Имхо, в этом основная прелесть Го — эта игра учит находить и поддерживать правильный баланс вещей.
Cront
02.07.2015 11:50Последняя фраза шикарна :). Вы напоминаете человека, пытающегося изучить астрономию, усердно таращась в ночное небо.
jaguard
02.07.2015 13:44Отнюдь. Я просто считаю, что в игру надо учиться играть в процессе игры, как это у меня раньше получалось в случае с шашками, шахматами и еще парой дюжин сложных настольных игр типа Brass и Agricola. Если перед тем как играть, нужно прочитать толстый том со стратегиями — что-то не так.
andy_p
02.07.2015 08:29Не понимаю в Го, как подсчитываются очки при окончании партии. Расскажите поподробнее.
Aloneal Автор
02.07.2015 09:13Один из онлайн учебников достаточно подробно разъясняет базовые понятия, вот страничка с подсчетом территории.
Если вы хотите обзор по ресурсам, посвященным Го на русском языке, то можно будет отдельную статью про это написать.
GlukKazan
02.07.2015 09:14+1Эта статья полностью посвящена данному вопросу. Если кратко, есть три основных системы: японская, китайская и Инга. По японской системе, подсчитывается огороженная территория (пустые поля от которых по вертикали и горизонтали можно добраться только до своих фигур) и к ней добавляются взятые камни (включая мертвые камни, снятые по завершении игры, перед подсчётом очков). Фокус в том, как определить эти самые мертвые камни.
andy_p
02.07.2015 14:51Спасибо за ссылку, но похоже, что подсчет очков так и не формализован. Интересно, как это делают программы?
GlukKazan
02.07.2015 15:30Единственное, что не формализовано — определение статуса спорных групп. В программах, перед подсчётом очков, обычно, в диалоговом режиме противники могут пометить мёртвые камни без доигрывания:
Картинкаankh1989
03.07.2015 21:29Меня всегда интересовало, что будет если в конце игры на территории противника поставить один камень и заявить, что это секи, а если противник возмутится, то предложить ему захватить этот камень (что уменьшит его территорию). Можно усложнить проблему и сказать, что да, камень этот можно захватить, но в процессе захвата возникнет ситуация когда придётся уменьшить свою территорию на пару очков или возникнет ко для которого нету ко угроз и т.д.
GlukKazan
03.07.2015 21:43В китайском варианте правил такой проблемы не существует.
А при игре по японским правилам потребуется участие судьи.
ankh1989
02.07.2015 09:07Очень интересно узнать про эту вашу теорию. Я тут намереваюсь написать решалку тсумего для goproblems, но в перспективе интересно было бы попробовать написать бота — всякие теории влияния могут помочь.
Aloneal Автор
02.07.2015 09:14Уже пишу продолжение по теории влияния. Хотя теория и находится в стадии развития, но материалов по ней у меня на книгу хватит :)
IonDen
02.07.2015 12:24+6Для того, чтобы проникнуться атмосферой и духом игры Го, порекомендую этот сериал: Хикару и Го. Очень атмосферный.
oleg0xff
Меня это игра всегда привлекала, но у нас в городе похоже никто в нее не играет и тем более не учит.
GlukKazan
Очень рекомендую KGS. Есть русская комната, есть внеигровое общение.
Народ очень доброжелателен. По большей части.
narma
Хром жалуется на слабую защиту SSL:
«На сервере используется слабый эфемерный открытый ключ Диффи-Хелмана
ERR_SSL_WEAK_SERVER_EPHEMERAL_DH_KEY»
GlukKazan
Советую сразу скачать CGoban. Интерфейс тот же что и на сайте, но более полный.
И пользоваться удобнее. Описание здесь. На счёт ключа не скажу, Хромом туда не ходил.
Mourner
А я бы рекомендовал держаться от KGS подальше и вместо этого идти на online-go.com. :) Прекрасный современный сервер, удобный, активно развивается, все на HTML5, и большое дружелюбное комьюнити. На его фоне KGS кажется страшным сном из 90-х.
GlukKazan
Ну каждому нравится что-то своё. Это хорошо когда есть свобода выбора.