Инженер с давней тягой к музыке, Липпольд Хакен (Lippold Haken) воплотил свою мечту в жизнь и изобрел электронный музыкальный мультитач-контроллер, у которого характер и нюансы звукоизвлечения, как и у акустических инструментов, полностью зависят от исполнителя.
Разберемся, как был придуман «Континуум», что в нем новаторского и почему вокруг него сложилось целое сообщество музыкантов.
Фото Wikimedia / CC / Континуум Хакена
Вскоре после рождения Липпольда (родился он в 1961 году) его семья перебралась из Мюнхена в американский городок Шампейн: отца, профессора математики, пригласили на работу в Университет штата Иллинойс. По настоянию матери мальчик, как и все ее дети, с ранних лет учился играть на скрипке. Как признается сам изобретатель, занятия эти нередко были ему в тягость, но отчасти благодаря им он и преуспел, проектируя впоследствии «Континуум».
Вот иллюстрация к тому, что зовут силой мелочей. Один из самых выразительных приемов звукоизвлечения в скрипичных партиях — вибрато. Вкратце — это когда палец левой руки равномерно скользит по прижатой им струне, отчего возникает особый певучий звук — с небольшими колебаниями его высоты, силы или тембра. Хакену, вспоминает он, вибрато не давалось (безладовые инструменты вообще требуют особой точности движений), а исполнять его хотелось.
Начиная со старших классов Хакен мечтал создать электронный инструмент с чертами акустического. Такой, который играл бы не на основе семплов или по заранее заданным алгоритмам и давал бы музыканту полную свободу действий и влияние на звучание.
В начале 1980-х в университете Хакен, избравший стезю электротехнический инженерии, вместе с друзьями разрабатывал синтезаторы, подключаемые к компьютерной системе PLATO (MIDI-клавиатуры тогда еще не были широко распространены). Кроме того, они собрали устройство, которое, будучи скоммутированным с микрофоном, точно определяло, как во время пения или игры на инструменте меняется высота тона.
В теории компьютерная система PLATO поддерживала ввод звука с непрерывным изменением высоты, однако у юных энтузиастов не было синтезаторных «клавиш», с помощью которых такой ввод был бы возможен. Тогда-то музыкальная подготовка и инженерный опыт Хакена и сложились воедино — возникла идея, которая потом вылилась в изобретение «Континуума» (от латинского continuum — «сплошной, беспрерывный»).
В той же лаборатории трудилась Карла Скалетти (Carla Scaletti), будущая создательница визуального языка программирования для саунд-дизайна Kyma. Не только ученый, но и профессиональная арфистка, она тоже имела глубокую связь с миром музыки. Так что сотрудничество вышло продуктивное. Хакен — вместе с коллегой Скалетти, Куртом Хебелем (Kurt Hebel), — разработал цифровой процессор для обработки сигналов Platypus, который использовался «в связке» с Kyma для создания приложений по интерактивному проектированию цифровых аудиосигналов.
С 1985 года Хакен экспериментировал с разными датчиками и технологиями синтеза звука, чтобы добиться желаемого результата. И добился. Полноразмерные прототипы «Континуума» появились в начале 1990-х, а первый инструмент был продан в 1999-м.
Современный «Континуум», он же Continuum Fingerboard, — это электронный музыкальный инструмент, или контроллер, который позволяет изменять высоту тона с шагом в один цент, что соответствует сотой части полутона равномерно темперированного строя; переход от одного цента к соседнему человеческим ухом на практике неразличим. Его сплошная рабочая поверхность сделана из неопрена (синтетического каучука) и с виду напоминает миниатюрную беговую дорожку.
Диапазон изменения высоты у этой «клавиатуры без клавиш» для стандартной, неукороченной модели составляет около 7,79 октавы. Для сравнения: у современного фортепиано — 7 ? октавы. Впрочем, скорее даже уместно сравнить зону управления «Континуума» со скрипичным грифом, держа который в уме Хакен, похоже, и проектировал инструмент, дающий возможность сделать изысканное вибрато без многолетней подготовки.
Управляют «Континуумом» пальцами — по трём осям: перемещение по горизонтальной отвечает, собственно, за высоту тона, движениями по вертикальной регулируется тембр, а силой нажатия определяется громкость. Чем-то смахивает на терменвокс, только не с жестами в воздухе, а со скольжением кисти по твердой поверхности. Играть можно несколькими пальцами, даже в две руки, чтобы вести сразу энное количество мелодических линий: за полифонические возможности и ценят контроллер многие поклонники.
В сравнении с MIDI-контроллерами, «Континуум» позволяет имитировать особенности звучания акустического инструмента (например, затухание нот) намного более точно. Характер звукоизвлечения всецело зависит от человека, играющего на инструменте, —исполнитель словно «лепит» пальцами звук в реальном времени, вызывая мгновенный отклик своими действиями в физической среде.
Усовершенствование «Континуума» не прекращается по сей день. Последние десять лет Хакен работает над инструментом совместно с композитором и саунд-дизайнером Эдмундом Иганом (Edmund Eagan). Вместе они создают звуки, которые будут встроены в «Континуум». Кроме того, Иган и Хакен разработали цифровой синтезатор EaganMatrix. С его помощью в программе Continuum Editor музыканты могут генерировать собственные звуки без подключения какой бы то ни было дополнительной аппаратуры.
Хакен не только улучшает сам «Континуум», но и создает дополнения к нему. Например, Continuum Matrix Expander увеличивает вычислительную мощность контроллера в три раза, благодаря чему удается сделать музыкальное многоголосие еще сложнее и разнообразнее.
Недавно Хакен объявил о создании мини-версии «Континуума», краудфандинг на которую запустится в конце лета. По предзаказу инструмент будет стоить $549. Пока же «Континуум» доступен в двух исполнениях — полноразмерном и «половинном» за $5290 и $3390 соответственно.
Один из самых известных музыкантов, которых очаровал «Континуум», — клавишник группы Dream Theater Джордан Рудесс: прогрессив-метал контроллеру тоже по силам. Благодаря возможности легко выстраивать произвольный звукоряд инструмент также часто применяют для исполнения музыки с нестандартным музыкальным строем, например классической индийской: на обычных гитаре и фортепиано, само устройство которых подчинено принятым в Европе музыкальным интервалам, выводить микрохроматические мелодии проблематично.
Традиционные мотивы своей родины и современные приемы игры с помощью «Континуума» сочетает индийский композитор Алла Ракха Рахман (Allahrakka Rahman).
Инструмент также используют кино- и игровые композиторы. Дерек Дюк задействовал «Континуум» при сочинении и исполнении саундтреков к World of Warcraft, Diablo III и StarCraft II: Wings of Liberty, а Джон Уильямс с помощью «фингерборда им. Хакена» писал музыку к фильму «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».
Вокруг инструмента меньше чем за 30 лет успел сформироваться свой круг поклонников. С 2016 года в Париже ежегодно проходит конференция ContinuuCon, на которой музыканты могут встретиться непосредственно с создателями «Континуума», узнать от Липпольда Хакена о последних усовершенствованиях инструмента и поделиться опытом друг с другом. И совсем не удивительно, что завершается мероприятие сборным концертом.
На конференции устраиваются выступления, посвященные истории инструментов с непрерывным изменением высоты тона, и обсуждаются технологии создания электронных музыкальных устройств. И так же как нет границ на рабочей поверхности «Континуума», нет их и в сообществе: любой посетитель может пообщаться с создателями контроллера и выдвинуть свои идеи.
Для посетителей ContinuuCon это не просто музыкальный инструмент, а целая философия, маленький технический и эстетический культ, который, однако, не замыкается сам на себе и рождает одновременно новую музыку и новые инженерные решения — непрерывное новаторство.
Материалы по теме из нашего «Мира Hi-Fi»:
Разберемся, как был придуман «Континуум», что в нем новаторского и почему вокруг него сложилось целое сообщество музыкантов.
Фото Wikimedia / CC / Континуум Хакена
Непрерывные мечты о непрерывном звуке
Вскоре после рождения Липпольда (родился он в 1961 году) его семья перебралась из Мюнхена в американский городок Шампейн: отца, профессора математики, пригласили на работу в Университет штата Иллинойс. По настоянию матери мальчик, как и все ее дети, с ранних лет учился играть на скрипке. Как признается сам изобретатель, занятия эти нередко были ему в тягость, но отчасти благодаря им он и преуспел, проектируя впоследствии «Континуум».
Вот иллюстрация к тому, что зовут силой мелочей. Один из самых выразительных приемов звукоизвлечения в скрипичных партиях — вибрато. Вкратце — это когда палец левой руки равномерно скользит по прижатой им струне, отчего возникает особый певучий звук — с небольшими колебаниями его высоты, силы или тембра. Хакену, вспоминает он, вибрато не давалось (безладовые инструменты вообще требуют особой точности движений), а исполнять его хотелось.
Начиная со старших классов Хакен мечтал создать электронный инструмент с чертами акустического. Такой, который играл бы не на основе семплов или по заранее заданным алгоритмам и давал бы музыканту полную свободу действий и влияние на звучание.
В начале 1980-х в университете Хакен, избравший стезю электротехнический инженерии, вместе с друзьями разрабатывал синтезаторы, подключаемые к компьютерной системе PLATO (MIDI-клавиатуры тогда еще не были широко распространены). Кроме того, они собрали устройство, которое, будучи скоммутированным с микрофоном, точно определяло, как во время пения или игры на инструменте меняется высота тона.
В теории компьютерная система PLATO поддерживала ввод звука с непрерывным изменением высоты, однако у юных энтузиастов не было синтезаторных «клавиш», с помощью которых такой ввод был бы возможен. Тогда-то музыкальная подготовка и инженерный опыт Хакена и сложились воедино — возникла идея, которая потом вылилась в изобретение «Континуума» (от латинского continuum — «сплошной, беспрерывный»).
В той же лаборатории трудилась Карла Скалетти (Carla Scaletti), будущая создательница визуального языка программирования для саунд-дизайна Kyma. Не только ученый, но и профессиональная арфистка, она тоже имела глубокую связь с миром музыки. Так что сотрудничество вышло продуктивное. Хакен — вместе с коллегой Скалетти, Куртом Хебелем (Kurt Hebel), — разработал цифровой процессор для обработки сигналов Platypus, который использовался «в связке» с Kyma для создания приложений по интерактивному проектированию цифровых аудиосигналов.
С 1985 года Хакен экспериментировал с разными датчиками и технологиями синтеза звука, чтобы добиться желаемого результата. И добился. Полноразмерные прототипы «Континуума» появились в начале 1990-х, а первый инструмент был продан в 1999-м.
Устройство «Континуума»
Современный «Континуум», он же Continuum Fingerboard, — это электронный музыкальный инструмент, или контроллер, который позволяет изменять высоту тона с шагом в один цент, что соответствует сотой части полутона равномерно темперированного строя; переход от одного цента к соседнему человеческим ухом на практике неразличим. Его сплошная рабочая поверхность сделана из неопрена (синтетического каучука) и с виду напоминает миниатюрную беговую дорожку.
Диапазон изменения высоты у этой «клавиатуры без клавиш» для стандартной, неукороченной модели составляет около 7,79 октавы. Для сравнения: у современного фортепиано — 7 ? октавы. Впрочем, скорее даже уместно сравнить зону управления «Континуума» со скрипичным грифом, держа который в уме Хакен, похоже, и проектировал инструмент, дающий возможность сделать изысканное вибрато без многолетней подготовки.
Управляют «Континуумом» пальцами — по трём осям: перемещение по горизонтальной отвечает, собственно, за высоту тона, движениями по вертикальной регулируется тембр, а силой нажатия определяется громкость. Чем-то смахивает на терменвокс, только не с жестами в воздухе, а со скольжением кисти по твердой поверхности. Играть можно несколькими пальцами, даже в две руки, чтобы вести сразу энное количество мелодических линий: за полифонические возможности и ценят контроллер многие поклонники.
В сравнении с MIDI-контроллерами, «Континуум» позволяет имитировать особенности звучания акустического инструмента (например, затухание нот) намного более точно. Характер звукоизвлечения всецело зависит от человека, играющего на инструменте, —исполнитель словно «лепит» пальцами звук в реальном времени, вызывая мгновенный отклик своими действиями в физической среде.
Совершенствование: тоже непрерывное
Усовершенствование «Континуума» не прекращается по сей день. Последние десять лет Хакен работает над инструментом совместно с композитором и саунд-дизайнером Эдмундом Иганом (Edmund Eagan). Вместе они создают звуки, которые будут встроены в «Континуум». Кроме того, Иган и Хакен разработали цифровой синтезатор EaganMatrix. С его помощью в программе Continuum Editor музыканты могут генерировать собственные звуки без подключения какой бы то ни было дополнительной аппаратуры.
Хакен не только улучшает сам «Континуум», но и создает дополнения к нему. Например, Continuum Matrix Expander увеличивает вычислительную мощность контроллера в три раза, благодаря чему удается сделать музыкальное многоголосие еще сложнее и разнообразнее.
Недавно Хакен объявил о создании мини-версии «Континуума», краудфандинг на которую запустится в конце лета. По предзаказу инструмент будет стоить $549. Пока же «Континуум» доступен в двух исполнениях — полноразмерном и «половинном» за $5290 и $3390 соответственно.
Поклонники «Континуума» и их философия
Один из самых известных музыкантов, которых очаровал «Континуум», — клавишник группы Dream Theater Джордан Рудесс: прогрессив-метал контроллеру тоже по силам. Благодаря возможности легко выстраивать произвольный звукоряд инструмент также часто применяют для исполнения музыки с нестандартным музыкальным строем, например классической индийской: на обычных гитаре и фортепиано, само устройство которых подчинено принятым в Европе музыкальным интервалам, выводить микрохроматические мелодии проблематично.
Традиционные мотивы своей родины и современные приемы игры с помощью «Континуума» сочетает индийский композитор Алла Ракха Рахман (Allahrakka Rahman).
Инструмент также используют кино- и игровые композиторы. Дерек Дюк задействовал «Континуум» при сочинении и исполнении саундтреков к World of Warcraft, Diablo III и StarCraft II: Wings of Liberty, а Джон Уильямс с помощью «фингерборда им. Хакена» писал музыку к фильму «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».
Вокруг инструмента меньше чем за 30 лет успел сформироваться свой круг поклонников. С 2016 года в Париже ежегодно проходит конференция ContinuuCon, на которой музыканты могут встретиться непосредственно с создателями «Континуума», узнать от Липпольда Хакена о последних усовершенствованиях инструмента и поделиться опытом друг с другом. И совсем не удивительно, что завершается мероприятие сборным концертом.
На конференции устраиваются выступления, посвященные истории инструментов с непрерывным изменением высоты тона, и обсуждаются технологии создания электронных музыкальных устройств. И так же как нет границ на рабочей поверхности «Континуума», нет их и в сообществе: любой посетитель может пообщаться с создателями контроллера и выдвинуть свои идеи.
Для посетителей ContinuuCon это не просто музыкальный инструмент, а целая философия, маленький технический и эстетический культ, который, однако, не замыкается сам на себе и рождает одновременно новую музыку и новые инженерные решения — непрерывное новаторство.
Материалы по теме из нашего «Мира Hi-Fi»:
- «Между винилом и кассетой»: история тефифона
- «Как экран стал говорящим»: история шоринофона
- «Звук длиною в 8 секунд»: история меллотрона
AVI-crak
Есть более интересный инструмент, с более продуманным исполнением и не гуманной ценой.
FunApple
Уже давно задаюсь вопросом: какова себестоимость такой клавиатуры и, на сколько, соответственно, нас наё...?
advan20092
Штука довольно качественная, поддержка производителя хорошая. На мой взгляд, цена оправдана. Тем более что здесь не нужно переплачивать за встроенные банки звуков, как в обычных синтезаторах.
pav5000
Чем он более интересный? Это ж обычный сэмплер с фиксированными нотами, плавно между клавишами на нём не поиграешь.
Arty_Fact
pav5000
Если вы про полоску сверху, то это не то. Там обычный для всех синтезаторов питчшифтер, он работает в определённом небольшом диапазоне от текущей ноты. Обычно изготавливается в виде колёсика сбоку от клавиатуры.
У Хакена вообще подход другой, у него клавиатура не из клавиш, а из трёхкоординатного сенсора (x, y, сила нажатия).
Девайс на видео же просто обычный компактный синтезатор без каких-либо особых отличий от большинства синтезаторов по принципу работы и функциям. Клавиши у него дискретны.
Arty_Fact
Да, я про него. Спасибо за прояснение. Колесики на синтезаторах видел, но что-то не ассоциировал с таким исполнением.
Тогда действительно, очень спорная штука — прямо на iPad проще собрать паттерн.
Континуум меня поразил. Но из текста я не очень понял за что отвечает y-координата.
pav5000
По оси y можно настроить разные эффекты, например изменения эквалайзера, изменение фильтров, плавный переход на другой генератор звука, итд…
Здесь можно подробно про это послушать youtu.be/HkYVJ_agLko?t=11m4s
На 11:04 есть пример с осью y.
advan20092
Автор комментария ошибся. У меня есть аналогичный интрумент (seaboard rise) и он совершенно неправильно описал принцип его работы. Для начала, поддержка MPE позволяет менять тон нескольких звуков в разных направлениях — на синтезаторах колесом Pitch сделать это просто невозможно. Во-вторых, можно точно также играть «между» нотами, это все определяется софтом.
pav5000
Не невозможно, я на своём корге могу настроить разный диапазон питчшифта для разных генераторов одновременно. Вот про игру между нотами ошибся, да, смутила форма клавиатуры.
advan20092
Речь о направлении сдвига. На сиборде можно сдвигать несколько тонов разнонаправленно и с разным интервалом. Для этого не нужно ничего программировать и настраивать — все интуитивно понятно, как на том же айпаде. Можно скачать бесплатное приложение Noise от Roli чтобы поиграться и понять принцип.
pav5000
Дак направление настраивается плюсом или минусом перед параметров диапазона сдвига.
advan20092
Это все же немного не то. Питч каждой ноты, велосити и другие параметры в MPE интрументах независимы. Т.е. грубо говоря, я могу каждым пальцем индивидуально управлять звучанием соответствующей ноты. Скажем сдвинуть тон не одновременно у всех зажатых нот, а у нескольких, да еще и в разных направлениях. Впрочем, чаще используется как раз слайд вверх/вниз. Таким образом, можно например плавно вводить звучание другого инструмента в аккомпанементе или применять какой-либо фильтр только к определенным нотам. На самом деле возможности ограничиваются только воображением.
advan20092
Вы неправы. Принцип работы у этого инструмента такой же как у сабжа. Дискретность задается софтом, т.е. ее можно регулировать, переключаясь между 100 (как у фортепиано), до 0. Точно также, можно менять параметры звука слайдами вверх/вниз. Питч там не небольшой, а на весь диапазон, хотя это тоже настраивается.
pav5000
Хмм, тогда да. Меня смутила его рельефная поверхность под клавиши.
Питчшифт на весь диапазон можно настроить почти на любом нормальном синте, только вот точность будет страдать на таком отрезке.
advan20092
Более интересный тем что комбинирует достоинства сабжа и традиционных клавишных синтезаторов. В большинстве случаев интереснее воспроизводить эффекты тремоло, вибрато и другие приемы звукоизвлечения аналоговых инструментов, чем играть между нотами, хотя последнее на данном инструменте также возможно. Играть не «между» нотами, а по нотам на сиборде проще.
romxx
www.youtube.com/watch?v=6pUpbLvbQ7A
Astroscope
К слову об упомянутом Джордане Рудессе
JTG
Очень, оооочень дорогая и переоценённая штука. Ничего сверх-сложного и уникального там нет, идея не нова и можно дешевле.