Одной из самых обсуждаемых новостей последней недели оказалось решение Apple пересмотреть условия партнерства со сторонними источниками, привлекающими на маркет трафик. Первого августа тысячи разработчиков и обзорщиков получили лаконичное письмо-извещение от администрации:
Thank you for participating in the affiliate program for apps. With the launch of the new App Store on both iOS and macOS and their increased methods of app discovery, we will be removing apps from the affiliate program. Starting on October 1st, 2018, commissions for iOS and Mac apps and in-app content will be removed from the program. All other content types (music, movies, books, and TV) remain in the affiliate program.
Перевод
Спасибо за Ваше участие в партнерской программе для приложений. По причине запуска новой версии App Store как на iOS, так и на macOS и улучшения методов обнаружения мы исключаем приложения из партнерской программы. Начиная с 1 октября 2018 года комиссия за iOS, Mac приложения и IAP контент не будет выплачиваться в рамках программы. Все прочие типы контента (музыка, фильмы, книги, телевизионные передачи) по-прежнему остаются задействованы в программе.
Суть сотрудничества заключалась в том, что владельцы личных сайтов или блогов могли разместить на своем ресурсе ссылку на продукты компании и получать небольшой процент с каждой покупки, которой поспособствовали, перенаправив клиента на маркет. Последствия этого решения, вероятно, косвенным образом затронут очень многих.
При более пристальном рассмотрении неприятный сюрприз оказывается не таким уж и сюрпризом: пробный шар Apple пустила еще в прошлом в году, озвучив свое намерение урезать комиссионные за продвижение приложений и инаппов с 7 до 2.5%. Однако на тот момент поднявшаяся буря народного негодования еще способна была произвести на нее впечатление — в конечном счете, компания ограничилась тем, что снизила расценки только для инаппов. Тем не менее, прецедент все-таки был, и уже на основании этого можно было заключить, что партнерская программа стала терять рентабельность.
Улучшение методов обнаружения, на которые ссылается Apple в своем письме — это процесс, который также был запущен около года назад. В сентябре прошлого года вышел iOS 11, где среди прочего был представлен радикально новый дизайн магазина App Store. Одно из основных отличий от старой версии заключалось в значительном расширении рекомендательной составляющей. Администрация стала тратить намного больше усилий и пространства на экране на то, чтобы обратить внимание пользователей на самые достойные продукты. К классическим топ-чартов прибавились подборки с разными тематиками, преходящие знамена «Игра дня» и «Приложение дня», а также особая колонка с небольшими ежедневными статьями от редакции, где живо и интересно рассказывается о командах и проектах. Осенью такой же вид приобретет и Mac App Store на macOS Mojave, что станет завершающим штрихом для новой политики.
Вместе с тем, Apple стала выказывать значительно больше интереса к прямому диалогу с разработчиками. На сайте появилась страница с приглашением к сотрудничеству и особой формой связи для желающих попасть на первые полосы. Как быстро выяснилось, сделано это было не просто ради формальности: редакция действительно реагирует на то, что ей присылают. Шансы попасть в фичеринг и получить всплеск инсталлов у среднего разработчика значительно повысились.
Уже в первые полгода новая система стала показывать результаты. Несмотря на то, что подавляющее большинство пользователей по-прежнему выходит на нужные им продукты через внутренний поиск на сайте, количество скачиваний благодаря рекомендациям возросло с 10 до 15%, что, если рассматривать средние значения по всем категориям, поставило их на второе место среди источников трафика. Сторонние рефералы стали отставать — именно это, возможно, и предопределило их судьбу.
Динамика процента скачиваний через внутренние переходы
Итак, причины отказа от выплат партнерам достаточно прозрачны. Каких же следует ожидать последствий?
Самый серьезный урон понесут, очевидно, те, кто занимался составлением рекомендаций на профессиональной и полупрофессиональной основе: от автономных блогеров-обзорщиков до крупных изданий с целым штатом сотрудников — таких, как, скажем, TouchArcade, главный редактор которого выступил с пессимистичным официальным заявлением. Их услуги не становятся невостребованными, но перестают приносить стабильную прибыль. С уходом со сцены Apple Miscrosoft Store остается единственным крупным магазином приложений, предлагающим комиссию за переходы. Соответственно, как предрекает TouchArcade, многие рекомендательные ресурсы не смогут удержаться на плаву.
Сложно прочитать это как-то иначе, чем «если раньше мы признавали за работой сторонних редакций какую-то микроскопическую ценность, то теперь перестали ее видеть вообще». Честно говоря, я не имею ни малейшего представления, что теперь будет с TouchArcade. Даже в самые тяжелые времени и после самых неожиданных поворотов, которые мы пережили с индустрией, мы всегда могли рассчитывать на доход от партнерской программы Apple — и это логично, ведь мы приводили к ним массу покупателей. Не знаю, какой можно сделать из этого всего вывод, кроме того, что Apple решила показать средний палец сайтам вроде TouchArcade и AppShopper, которые много лет популяризировали App Store и игры на iOS.
— Эли Ходэп, главный редактор игрового портала TouchArcade
В какой-то мере пострадают и разработчики — в первую очередь, инди-разработчики, для которых перекрытие даже побочного канала денежных поступлений может иметь серьезные последствия. Но речь идет не только о потере прямого источника прибыли для тех, кто получал комиссию за ссылки на личном сайте. Более фундаментальная проблема состоит в том, что из-за сокращения числа площадок сотрудничество со СМИ в Интернете станет затруднено.
Как упоминалось выше, в отличие от обзорщиков, разработчики получают от новой политики Apple своего рода компенсацию: расширенные возможности продвижения на маркете. Однако один ресурс вряд ли сумеет покрыть все разнообразие форматов, которое до сих пор предлагала Интернет-медиа, не говоря о том, чтобы обеспечить точное таргетирование, которого можно было добиться, отбирая площадки с соответствующей аудиторией. К тому же, хотя на текущий момент выявить явные тренды еще сложно, не вызывает сомнения, что у Apple есть свое мнение насчет того, какие ниши стоит освещать, а какие — обходить стороной. Утопия с равными шансами для всех команд маловероятна.
Если же говорить о пользователях новая политика приведет, в первую очередь, к тому, что Интернет станет для них менее полифоничным. Какого бы уровня ни достигла рекомендательная система Apple, она всегда будет представлять точку зрения конкретной корпорации со своими интересами и амбициями. Другие же группы и индивиды теряют стимул предлагать альтернативный взгляд в виде глубокого анализа продуктов на регулярной основе. Если обзоры превратятся в немонетизируемое хобби, многие известные среди геймеров и IT-энтузиастов площадки прекратят существование, а с ними распадутся и соответствующие сообщества. Наиболее мрачно настроенные представители видят в стремлении Apple монополизировать «общественное мнение» угрожающие намерения, те же, кто меньше склонен к теориям заговора, просто оплакивает пласт Интернет-культуры, который, возможно, уходит сейчас в прошлое.