Как можно научиться тому, чему тебя никто не может научить?

Все успехи своей карьеры я отношу на счёт моей способности к неструктурированному обучению. Такого рода обучение требуется при погружении в область знаний, находящуюся на переднем крае исследований, при попытках разобраться в новой работе или создать что-то совершенно новое. Это полная противоположность тому, чему нас учат в школах, и что большинство людей зовёт «образованием».

Во время структурированного обучения (такого, как в школе) существуют упражнения, учителя, способные вами руководить, и проторённая дорожка из точки А в точку Я. Самое тяжёлое здесь – ежедневно заниматься работой.

Такой процесс должен быть знаком всем. Большая часть людей проводит первые два десятилетия их жизней, выполняя небольшие, дискретные задачи структурного обучения, соревнуясь со своими одноклассниками по легко определяемой шкале. Подобное структурное обучение вне классов или телевизионных викторин практически бесполезно.

В реальном мире нет никаких учебников или учебных планов. Нет возможности практиковаться. Нет источника постоянной обратной связи. Нет учителей – есть только вы, и те люди, которых вы можете убедить помогать вам.

Так как можно научиться тому, чему тебя никто не может научить? Как стать мировым экспертом в области, в которой разбирается очень мало людей?

Для неструктурированного обучения нужны блуждания. Необходимо самостоятельно тыкаться во все стороны, использовать метод проб и ошибок, изучать, спотыкаться и делать открытия. Гладуэлловские «10 000 часов осознанной практики» не работают, когда вы пытаетесь научиться тому, что никто не знает, как делать.

Но только такое обучение имеет значение для всего мира. Навал Равикант однажды сказал: «Мир вознаграждает вас за создание вещей, которые он не умеет сделать сам».

Если для изучения какой-то области существует структурированный подход, можете быть уверенным, что миру ваша гениальность не понадобится – он и сам вырастит достаточно экспертов. Но если он этого не может, то он щедро вознаградит тех, кто сумеет покорить эту область.

Большая часть людей плохо справляются с неструктурированным обучением. Но в этом деле можно стать лучше. Вот пять принципов, которые могут помочь большинству людей стать лучше в неструктурированном обучении.

1. Намеренно решитесь на то, чтобы выглядеть глупо.


Прекратите пытаться не выглядеть глупо.

Прекратите пытаться не выглядеть глупо.

Большая часть людей надеется на такой прогресс:


График того, как глупо вы выглядите, в зависимости от времени

Они начинают с того, что пытаются не выглядеть тупыми, притворяются, что всё понимают, и надеются, что их притворство сработает, пока они будут постепенно учиться. Но вот, в чём проблема: пытаясь притворяться поначалу, большая часть людей лишь обучается притворяться ещё лучше.

Прятать невежество – это инстинкт человека. Необходимо бороться с этим инстинктом. Ваша кривая должна выглядеть так:



Вы прямо сразу должны выглядеть глупо. Намеренно.

А что же насчёт американского фразеологизма fake it till you make it (имитируйте, пока не получится)? Я готов признать, что имитация необходима для того, чтобы войти в какую-то область. Но после этого необходимо отбросить имитацию и сфокусироваться на том, чтобы у вас получилось.

Честно оценивайте ограничения вашего знания. Задавайте простые, очевидные вопросы, снова и снова. Повторяйте вещи, суммируйте, пусть даже и неправильно. Объясняйте то, что вы выучили, другим людям, снова и снова, даже если вы ошибаетесь. Записывайте всё, что можно, даже когда кажется, что это не нужно. Выделяйте умных людей и бомбардируйте их вопросами после того, как все уже разошлись.

Именно так выглядит борьба за обучение. Все лучшие школяры обучаются именно так, и за это их уважают.

Если вы изучаете новую область или начинаете новую работу, и вас не волнует, что люди могут посчитать вас глупым, то вы недостаточно агрессивны в своём обучении.

2. Задавайте третий вопрос


В комедии Мольера "Мнимый больной" пациент спрашивает студента-медика: «почему люди засыпают от опиума?» Студент отвечает: «потому что, как выяснили врачи, в опиуме содержится снотворный элемент» [«виртус снотворус» в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник / прим. перев.]. И практически любой человек задал бы второй вопрос: «А что такое снотворный элемент?»

Студент мог бы ответить: «это основное свойство субстанции, заставляющей человека заснуть». И большая часть людей сдалась бы на этом. Они не смогли бы понять размытый ответ, и решили бы, что просто не знают достаточно, чтобы оценить его. Но некоторые люди, решившие обучаться, задают третий вопрос: «Я не понял. Он содержит снотворный элемент, потому что заставляет людей заснуть? Это же тавтология?»

Естественно, в данном случае снотворный элемент – это шутка. Но можно представить себе и не такую очевидную ситуацию. Что, если бы речь шла о новом научном исследовании? Или о том, почему все гаджеты для компании импортируются из Китая? Или почему команда пытается спрятать данные по продажам от начальства? Задали бы вы третий вопрос – настояли бы вы на понимании?

Серьёзное социальное давление заставляет людей молчать. Оно работает следующим образом – если вы этого не понимаете, возможно, просто не заслуживаете.

И большая часть людей молчит.

С этим нужно бороться. Необходимо не молчать, бороться за знания, даже если вы будете выглядеть глупо или пренебрегать общественными нормами. Это тяжело! Но в течение жизни обучение покроет все социальные издержки. И чаще всего вы оказываетесь не единственным человеком, который чего-то не понимает, и другие люди получат пользу от вашей смелости.

Именно так я впервые научился играть в покер в 16 лет, и стал игроком мирового класса за пару лет. Когда я чего-то не понимал, я спорил, опровергал, просил людей объяснить мне так, чтобы мне стало понятно. Я отказывался не понимать. За много лет споров по поводу анализа карт и теории покера упорство позволило мне стать одним из лучших игроков в покер (и досаждать всем, кто пытался поговорить со мной о покере).

Уважайте людей, задерживающих класс, задающих третий вопрос. Для того, чтобы задать третий вопрос, требуется смелость. Для этого нужны права, в лучшем смысле этого слова. Помните, что обучение священно, и все заслуживают его. Включая и вас.

3. Погружайтесь


Многие люди хотят выучить французский. Мало кто дойдёт до такого состояния, чтобы начать с этим что-то делать. Они могут заплатить за онлайн-курс, нанять учителя, попробовать Duolingo, купить учебник, переключить меню телефона на Francais – выполнить все эти действия, которые нужно выполнять для обучения.

Однако есть более короткий путь, и большая часть людей о нём даже не задумывается: переехать во Францию.

Естественно, сняться с якоря и переехать в другую страну – это нелепый способ просто выучить язык. Но, надо признать, погрузившись во Францию, вы выучите французский гораздо лучше, чем по учебнику. Стоимость такого обучения высока, но погружение – это наилучший способ обучения, который можно купить за деньги.

Видите ли, миллионы лет эволюции сформировали ваш мозг так, чтобы он впитывал статистические закономерности из окружения – когда ему надо выжить, общаться и подниматься по социальной лестнице. Но мозгу нужны ставки, и ему нужно достаточно много сырого материала для извлечения закономерностей. Вам надо привести его к воде, а уж напьётся он сам.

Именно так я проник в мир блокчейна. Я погрузился в мир, который не понимал. Читал научные статьи, отчёты, записи в блогах, большая часть которых для меня была бессмысленной. Я слушал только подкасты о блокчейне, смотрел технические лекции, делал записи, запускал узлы, делал прототипы блокчейнов сам, разговаривал с таким количеством экспертов, с каким только мог (и все они знали гораздо больше, чем я).

Я окунулся в блокчейн до тех пор, пока мой мозг не стал разбираться в этом. И, что удивительно, почти никто из встреченных мною людей, изучающих блокчейн, так не поступает.

Поэтому я учился быстрее их. И вы тоже можете это делать.

4. Используйте ваши сильные стороны на полную катушку


Большая часть людей не используют свои сильные стороны. Они убеждают себя в том, что они должны стать экспертом в чём-то перед тем, как начать вести блог, организовывать события, делать видео для YouTube, или дружить с влиятельными людьми.

И это совершенно не так.

Используйте ваши сильные стороны на полную катушку. Люди часто отказывают себе в своих полезных качествах, будучи уверенными, что в новой области они не пригодятся. И они почти всегда неправы.

Делайте это сразу, делайте это неудачно. После того, как вам что-то не удастся, вы удивитесь, насколько всем на это наплевать. Если вы достигнете успеха, вы удивитесь, насколько это было легко, и насколько плохо это удаётся всем остальным.

У меня есть талант писать. Поэтому, когда я хочу узнать что-то новое, я начинаю писать об этом. И вот, что интересно: сначала мои записи бывают довольно плохими! Их никто не читает, всем плевать. Но со временем писательство заставляет меня глубже погружаться в область, наводить связи, проводить исследования, и, в итоге, больше узнавать.

Я знаю так много компетентных писателей, которые решили не писать о том, что им не очень хорошо известно. Когда я спрашиваю их, почему, они говорят: «Я буду писать об этом, когда у меня будет что сказать, чего пока ещё никто не сказал».

Я смеюсь.

Всё, что я говорю, уже говорилось ранее. Но сегодня это говорю именно я, поэтому все, кто хочет слышать это сегодня, могут услышать это от меня.

5. Находите возможности обучать


Мало кто знает, что в любой классной комнате, больше всего о предмете узнаёт преподаватель. Самый быстрый способ обучиться любой области – преподавать в ней. Преподавание заставляет вас спонтанно вспоминать то, что вы узнали, организовывать и органично представлять концепции, придумывать аналогии и платформы, отвечать на произвольные вопросы по теме.

Но вы ведь и сам начинающий! Как же вам удастся стать преподавателем?

Просто. Найдите себе людей, знающих гораздо меньше, чем вы, и предложите им.

Если не получится, организуйте бесплатный класс, семинар, вебкаст. Даже если заявится только один человек, обучайте его. Отвечайте вопросы на форуме типа StackExchange или в публичном чате Slack. Пишите или записывайте обучающие материалы. Всегда есть человек, знающий меньше вас, которому ваша помощь окажется полезной.

Когда я обучался информатике в App Academy, я организовал небольшие группы, где преподавал продвинутые алгоритмы и структуры данных – обычно такие вещи преподают в университетах. Конечно, тогда я не обладал нужной квалификацией.

Так как же я их обучал? Просто. Я говорил им, что буду их обучать. Потом, уже подписавшись на это, я смотрел лекции об алгоритмах из Стэнфорда и Принстона снова и снова, пока не начинал понимать. Потом я программировал, писал тесты, планировал лекцию.

Лекции неплохо удавались, хотя моё дилетантство и проглядывало. В этом нет ничего плохого. Они всё равно были полезными для посетителей – но ещё полезнее они были для меня. Я бы никогда не достиг того, чего достиг, если бы преподавал только то, в чём сам стал мастером.

Учимся учиться


В итоге, обучение оказывается и наукой, и искусством. Это наука, когда область структурирована, и искусство, когда это не так.

Если вы пытаетесь учиться в структурированной области, то большая часть исследований этой проблемы просуммирована в легендарном открытом курсе "Учимся учиться" от Барбары Окли. По этому курсу есть неплохие конспекты. Это наука обучения, и процесс изучения чего-то хорошо известного сам хорошо известен.

Но искусство учиться — более тонкая штука. Это изучение неразведанных земель. Это то, как человечество узнаёт нечто в первый раз.

Лучшие из учащихся людей, те, кого я уважаю более всего, борются за своё обучение, совершая небольшие подвиги. Они исследуют новое, рискуют, выглядят глупо, настаивают на том, чтобы заглянуть под каждый камень. И хотя я обычно не дотягиваю до них, именно таким учащимся и я стремлюсь быть.

Комментарии (31)


  1. Griboks
    23.08.2018 10:23

    Проблема в том, что, что бы изучить что-то новое, надо сначала изучить старое, что бы понять, что такое новое. А когда ты поймёшь что-то новое, что (почти) никто больше в мире не понимает, тебя не поймут и не признают.


    1. GeMir
      23.08.2018 11:00

      А когда ты поймёшь что-то новое, что (почти) никто больше в мире не понимает, тебя не поймут
      Умение (и желание!) быть понятным, а не только понимать самому вообще не так часто встречается.

      Многие из «непризнанных гениев» просто не заинтересованы в том, чтобы опуститься на уровень простых смертных, которые «не хотят» или «недостаточно стараются» их понять.

      Тем ценнее вклад популяризаторов науки вроде Фейнмана и Хокинга.


    1. Hardcoin
      23.08.2018 15:17

      Не поймут! И как же вообще в мире что-то новое переходит в разряд общеизвестного, по вашему?


      Не признают? А Нобелевки выдают за что? За непризнанное?


      Дело в том, что на одно новое приходится сотня "альтернативных" открытий. И каждый из альтернативщиков уверен, что просто "не понимают" и не "признают". А реально нет никакой проблемы с признанием (разве что не быстро происходит).


      1. Griboks
        24.08.2018 12:50

        Парадокс в том, что для признания должны понять. Для этого их надо научить. Для этого вам надо самому обучиться. Для этого надо изучить старое. Это старое вы можете изучить только через структурированное обучение.
        Получается, что любое новое вытекает из структурированного обучения старому.


        1. Hardcoin
          24.08.2018 12:53

          Ну конечно. Это вообще очевидно, если подумать, о каком "старом" конкретно речь. Например, математика. Конечно её нужно изучить и лучше всего её изучать структурированно.


    1. st0rm1k
      23.08.2018 18:27

      Почему это проблема? Никто не мешает вам изучать что-то старое. Изучайте до тех пор пока вы не начнёте понимать основные принципы в той степени, чтоб создавать свои. Почти — это именно то кол-во людей, которое необходимо для развития чего-то нового. Лично я считаю, что это кол-во людей — 2.


      1. Griboks
        23.08.2018 18:33

        Потому что это будет структурированным обучением, и, следовательно, оставшаяся часть статьи теряет смысл.


        1. st0rm1k
          24.08.2018 12:08

          Не хочу говорить за автора статьи, но всё же…
          Исходя из этого:
          «Структурированное обучение — это наука, а не структурированное уже искусство.»

          Чтоб создавать шедевры, надо для начала научиться обращаться с мольбертом, красками и кисточками, а это нетривиальные задачи, и нет смысла придумывать новые способы учиться держать. Это я всё к чему, почему вы ограничиваете себя одним направлением? Никто не мешает же вам использовать оба способа. Так же никто не мешает вам начиться крепить мольберт ножками к стене, а кисть держать зубами, краски смешивать только в вакууме, возможно такой подход даже лучше будет генерировать шедевры, но и пойти классическим путём сначала, а потом уже хоть вверх ногами рисовать учиться — никто не запрещает. Понимаете? Не исключают они друг друга, а дополняют.


          1. Griboks
            24.08.2018 12:45

            Дело в том, что это взаимоисключающие понятия по определению (там ведь «не» стоит). И если обучаться структурировано, то это уже не будет не структурировано, даже с добавлением каких-то экстраординарных методик.
            А вы описали уже не обучение.


  1. stanislavnikitin
    23.08.2018 18:27

    Если вы изучаете новую область или начинаете новую работу, и вас не волнует, что люди могут посчитать вас глупым, то вы недостаточно агрессивны в своём обучении.

    Прошу прощения, но мне кажется, что это заключение противоречит всему, что сказано в абзаце
    1. Намеренно решитесь на то, чтобы выглядеть глупо.

    Если меня не волнует, то наверное я раскрепощен в очевидных вопросах. А если волнует, то буду стараться «казаться умным»?
    Не ради придирки, просто уточнить)


    1. Nubus
      24.08.2018 02:16
      +1

      Я это понимаю немного под другим углом. Многие люди вбивают себе мантру «Если я задам этот очевидный вопрос, то буду выглядеть тупо». В итоге все сидят и кивают головой, хотя никто нихрена не понимает.
      Вот мой живой пример. Сидим группой на Вышмате, начинаем проходить производные.
      Язык преподавания — английский. Идет простое простроение линейного графика. Я понимаю что нифига не понимаю это на английском, хотя материал 7-9 класса школы.
      Я поднимаю руку и задаю вопрос:
      -Извините, я конечно выгляжу тупо, но я нифига не понял сейчас, обьясните пожалуйста школьный материал чуть-чуть.
      -Ок, это нормально… *идет обьяснение учителя*
      После того как я задал этот вопрос, несколько человек повернулись ко мне и поблагодарили с общими фразами типа «я тоже нифига не помню, но боялся показаться тупым\глупым. Спасибо за то что вызвал огонь на себя.»

      Плюс эта раскрепощенность приходит только с практикой задавания подобных вопросов.


  1. sslipchenko
    23.08.2018 18:27
    +2

    Изучение иностранных языков через «погружение» — это типичный миф или отговорка, которая позволяет отложить изучение языка. Нельзя «погрузиться» без знания языка, потому что просто не с кем общаться. Окружающим интересно взаимоинтересное социальное взаимодействе, а не ваши жалкие попытки связать несколько слов. Единственный плюс пожалуй в большей мотивации, но методика все та же — учебники, репетиторы, и т.п.


    1. george_vernin
      23.08.2018 20:04
      +1

      Легко можно!
      Я именно так и изучал.
      Скажем Испанский путешествую по Мексике, а потом по Испании.
      И когда прихожу на уроки испаноского — там сидят заучки которые по учебникам учат и нигде не были ( в основном) и мой уровень по их мнению гораздо ниже.
      Но когда они начинают общаться с носителями — возникает бред порой.
      Я же спокйоно ориентируюсь, могу купить что хочу, распросить у людей что хочу, прочитать и все что мне нужно…
      Вам достаточно 10 простейших фраз, которые можете выучить в самолете, чтоб начать это путешествие…


      1. sslipchenko
        23.08.2018 20:51

        Легко может быть, что Вы гений :-) Мой опыт изучения французского в среде показал, что я могу спросить дорогу, пообщаться в магазине, прочитать условия контракта в банке и даже сдать тесты ПДД. Однако, уметь выкручиваться в сложных ситуациях — это отнюдь не владеть языком. Знание языка подразумевает умение думать на нем и выражать свои мысли, а не синтезировать фразы кое-как понятные носителям. Впрочем, стоит ли говорить об иностранном, когда на родном не все способны изъясняться.


        1. george_vernin
          23.08.2018 21:52

          . Знание языка подразумевает умение думать на нем и выражать свои мысли,

          Кем и где это подразумевается?
          Есть вполне четкие правила и критерии для того чтобы понять кто как знает язык — Как Elementary, Intermediate, Advanced итд И другое
          Любое знание языка имеет свою цель и применение — работа, хобби, путешествия — что угодно — иначе будет быстро угасать.
          Что будет верно даже и для специальных областей родного языка

          Знание языка подразумевает умение думать на нем

          Опять кем подразумевается? Зачем это вообще нужно — кому какое дело на каком языке вы думаете и связанно ли это с языком вообще?
          Я к примеру периодически думаю на английском. Точнее сказать это не думание а внутренние выражение мыслей на нем
          Но к знанию языка это не прибавляло и не пребавляет ни копейки.
          Изучение и запоминания в моем случае и в окружении проиходило именно на практических примерах общения.


          1. DmitriyDev
            24.08.2018 07:43

            Изучаю французский, в моём университете подразумевается что я должен уметь думать на нём и соответственно, чётко выражать свои мысли.
            А хотят они это для того, чтобы я не тратил время на перевод, даже если он и мысленный. Так же расказывали исторю про одного ну очень медленного студента, который с арабского переводил на английский, а с английского на французский. (Не спрашивайте почему так, я с ним знаком не был)


            1. george_vernin
              24.08.2018 13:10

              Тут главное дать определение слову «думать»
              Что имеете в виду Как это происходит?
              Думаю ли я когда подхожу к продавцу, здороваюсь, спрашиваю цену, торгуюсь?
              Или это как импульсные рефлексы ( привычки чтоли)?
              С русского я точно не перевожу.


          1. sslipchenko
            24.08.2018 15:50

            Не берусь утверждать, что умение думать и выражать мысли подразумевается всеми.
            Внешний мир к этому имеет косвенное отношение — это скорее вопрос личной свободы и ожиданий. В кинематографе этот мировоззренческий вопрос удачно обыграли в фильме «Моя прекрасная леди», но «практических людей» это не должно волновать. У вас, судя по комментариям, довольно утилитарное отношение к языку, как средству достижения вполне практических и относительно простых целей. Гиперболизируя ситуацию, можно утверждать, что достаточно сказать «я искать станция железнодорожный» и проблема решена. Полагаю вы имеете полное право считать так, как и я имею право считать иначе.

            Возможно, грамматика, морфология, лексика и т.п. не прибавят дополнительных возможностей в этом контексте, но дадут возможность полноценно общаться, и одни примеры тут плохо помогают. Я конечно же не говорю про английский, который, по сравнению с романскими языками, имеет довольно простую грамматику и морфологию. В английском количество примеров прямо связано с легкостью общения.

            Что же касается уровней владения языком, так это плоды индустриального XX века, который требовал стандартизации навыков и умений, в виду обезличенного характера производства. Правда я еще не видел, чтобы компании как-то использовали уровень сотрудников для ограничения многообразия стиля текстов или вербального общения. Реальная жизнь сложнее, многообразнее, и, как следствие, интереснее всех стандартов и уровней.


            1. george_vernin
              24.08.2018 23:04

              инематографе этот мировоззренческий вопрос удачно обыграли в фильме «Моя прекрасная леди», но «практических людей» это не должно волновать.

              В этом и громадныая беда современных людей — что многие берут свой жизненный опыт и практические знания из кинематографа.
              Увы по долгу своей работы часто сталкиваюсь с этим…
              Возможно, грамматика, морфология, лексика и т.п. не прибавят дополнительных возможностей в этом контексте, но дадут возможность полноценно общаться, и одни примеры тут плохо помогают

              ВЫ и так можете общаться полноценно — если есть цель и желание…
              Общение — по своему определению есть обмен информацией между 2 или более особями… Если вы полноценно обмениватесь то все прекрасно…

              Возможно, грамматика, морфология, лексика и т.п. не прибавят дополнительных возможностей в этом контексте, но дадут возможность полноценно общаться, и одни примеры тут плохо помогают. Я конечно же не говорю про английский, который, по сравнению с романскими языками, имеет довольно простую грамматику и морфологию

              Вопрос том — существует ли все это вне конкретных примеров?
              И нужно ли оно?
              Могу привести прекрасный пример ( правда с английским, который вы не любите)
              Я 9 лет проучился в спецшколе с усиленным изучением английского. Школа лучшая в городе с населением 2млн
              И потом 3 года института…
              Потом 10 лет работы в другой области — технической
              Я сталкивался там с анлийским — но сугубо техническим
              Внезапно возникла необходимость часто общаться и писать по английски. Без этого никак.
              И это был труднейший процесс возобновления знаний, если не сказать обучения заново
              Я обнаружил что
              1. Знания устарели
              2 Знания не применимы
              3. Многое забыто
              Если практически не применимо в течении долого времени — то считай что и не было…


              1. sslipchenko
                25.08.2018 14:45

                1) Мой жизненный опыт и практические знания — это результат работы и жизни во французской и американской языковой среде. И, внезапно, нас таких много и наши проблемы понятны тому, кто снял этот фильм про язык и его влияние на личность.
                2) Грамматика и морфология слишком абстрактны без примеров, но их никто и не учит без примеров. Вывести грамматику по примерам невозможно — в школе нам 10 лет преподают имеенно её, а не примеры, которые мы и так наблюдаем.
                3) У меня нет предрассудков по поводу английского. Более того, хороший текст или грамотный собеседник на английском мне интересны. Соответственно и я стараюсь быть интересным для своего окружения.
                4) Простите, но говорить о неприменении языка в течении 10 лет — это требовать признать лень добродетелью. Допускаю, что для разговора требуются условия, но даже для письма уже не такие жесткие. Однако, зная язык, не читать книг и не смотреть фильмов — это уж слишком.


      1. USBLexus
        24.08.2018 02:47

        Мне например для этого пришлось бы года 2 по Мексике путешествовать чтобы начать говорить


    1. GeMir
      24.08.2018 11:38

      Окружающим интересно взаимоинтересное социальное взаимодействе, а не ваши жалкие попытки связать несколько слов.
      Очень зависит от окружающих и от вашей способности быть интересным, владея минимальным запасом слов.


      1. george_vernin
        24.08.2018 16:28
        +1

        Именно!
        Вопрос желаний, возможностей и целей. С обоих сторон.
        А сложные предложения с какими-то усложненнными мыслями — часто во вред
        Я всегда пытаюсь объяснить это друзьям, которые учатся языку.
        Они пытаются втулить сложносочиненные предложения конструкции, которые абсолютно не нужны
        Был как-то переводчиком между другом и Чилийской парой длительное время.
        Кончилось тем что мой друг навешивая и навешивая эти сложные вещи — пытался что-то им сложное про его путешествие в Тибет рассказать — и закрутил большое предложение.
        Я не стал переводить, и он удивился.
        Я его спросил — чел что ты хотел этим сказать?
        Я по русски не понимаю смысла этого и сути!. А ты хочешь чтоб эти люди поняли после перевода!
        Попробуй сказать по другому. Он не смог…


  1. hardmodebitch
    23.08.2018 18:27

    Восхитительная статья, спасибо. Тот случай, когда по отдельности тезисы были мне известны, но, будучи собранными в одну кучу, засияли по-новому.


  1. Jeyko
    24.08.2018 03:29

    Вот поэтому, люди которые вышеописанного не понимают, отвергают — называют меня «занудой». Ненавижу это слово!


  1. Fracta1L
    24.08.2018 08:55

    Обучение кого-то — реально мощная вещь. Я рассказываю изучаемый материал воображаемой дочке, и в процессе многое проясняется и раскладывается по полкам.


  1. ZHeKKa
    24.08.2018 13:33

    Спасибо за статью, очень верно подмечено. Нельзя объять необъятное и быть компетентным во всем. Нужно не бояться задавать глупые вопросы, когда чего-то не понимаешь: лучше 5 минут позора и осознание, чем дальнейшая имитация всезнайки и будет печально, когда все вскроется в критический момент.


  1. xState_level80
    24.08.2018 13:33

    Изучать языки (как и учиться другим сложным навыком) — дело индивидуальное. Тут ещё возраст, мотивация и сама нужда. По факту знаю немало людей для которых погружение не особо в счёт. Живут 20 лет в чужой стране, а знают максимум 200-300 слов да и то с ломанным акцентом. Почему забросил покер? На каких лимитах застрял? С чего посоветуешь изучать блокчейн?


  1. valery1707
    24.08.2018 14:39

    Прекратите пытаться не выглядеть глупо.

    Выражения выглядеть глупо и выглядеть глупым имеют всё же разный подтекст.


  1. jahr
    25.08.2018 10:38

    Вот поэтому интернет и полон бредовых статей про блокчейн, потому что все начинают про него писать и учить других прежде чем поймут сами. И, конечно, это касается не только блокчейна. Бесит.)


  1. sump
    26.08.2018 10:23
    +1

    время убил только, всё что ты сказал уместиться в одно, надо любить молоко труда «масло масленное, но его надо маслить, потому что оно полезет в рот»