Влияние электронных каналов информации на книгопечатание
Растущие потоки электронной информации не могли не оказать влияния на рынок книгопечатной продукции. Но это влияние не соответствовало прогнозам экспертов, которые пророчили бумажным книгам скорое забвение. Точно также как телевидение не смогло убить театр, так и электронные технологии оказались бессильными перед классическими книгами на бумажном носителе.
После 10 лет роста продаж электронных книг в 2015 году, по данным издания британского книжного рынка The Bookseller, был впервые зафиксирован спад. Совокупный объём продаж электронных книг у издательств-лидеров (Penguin Random House, Hachette, HarperCollins, Pan Macmillan и Simon & Schuster) снизился на 2,4%. Доля цифровых книг этих издательств упала с 32,7 до 30,3%, Аналогичная картина наблюдается по данным Ассоциации американских книгоиздателей (Association of American Publishers, AAP). В период с 2015 года сокращаются суммарные доходы официальных книгоиздателей от продажи e-books в США. Однако в 2017 году спад немного приостанавливается и составляет 4,7%. В то же время увеличиваются продажи книг на бумажном носителе. Так в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдается рост на 7,3%. Эта тенденция прослеживается и в прогнозах аналитиков PwC, которые считают, что в ближайшем пятилетии бумажные книги будут единственным видом физических носителей информации, доходы от продаж которых сохранят позитивную динамику. После небольшого спада книгопечатание начинает постепенно увеличивать объемы производства. Пока речь идет о нескольких процентах в год, но уже прослеживается явная положительная тенденция.
Отметим, что бумажные книги до определенной степени становятся выбором тех, кто не готов идти на компромиссы ради удобства в хранении и переноске большого количества книг или оптимизации затрат. Нередко это люди творческих профессий и те, кто предпочитают исключительно бумажный формат.
Тем не менее, в книгопечатании произошли серьезные перемены. Изменились запросы пользователей. Социальные сети, интернет и доступность информации в электронном виде задали высокий темп жизни. Неизбежно новые тренды повлияли и на книгопечатную продукцию. Сегодняшний пользователь хочет минимизировать временной промежуток между запросом и откликом. А это потребовало от книгопечатных компаний увеличения оперативности, чтобы не потерять своих покупателей.
Изменение подхода к книгопечатанию
Традиционно лидером в полиграфии считается офсетная технология. Главным ее достоинством является высокая скорость печати тиражей больших объемов при относительно невысокой стоимости экземпляра. Но у этого достоинства есть и обратная сторона в виде повышенных рисков. Во-первых, нужен более тщательный отбор контента для бестселлера, чтобы весь тираж, по возможности, был продан. Во-вторых, большой тираж требует складских площадей для хранения и развитой логистики для доставки к реализаторам. К сожалению, не каждая книга становится бестселлером. За последние пять лет ни одна книга не превысила отметку продаж более 20 млн. экземпляров. А делать офсетом для проверки спроса небольшие пилотные тиражи издательству невыгодно. Поэтому на книгопечатном рынке все большую популярность приобретает цифровое печатное оборудование.
Цифровая печать выгодно отличается быстрой отзывчивостью на запросы рынка ? в отличие от офсета с его большей инерционностью процесса. К тому же, как показывает статистика, основной прирост наименований новых книг происходит за счет печати небольших тиражей и самиздата. Но при определенном объеме тиража офсетная печать становится рентабельнее, и эту границу стоит учитывать. Таким образом, офсетная печать не потеряла своего значения, а стала частью комбинированного процесса книгоиздательства.
Новые ресурсы цифровых технологий печати
Если изначально цифровая печать была просто одним из альтернативных способов печати, то сегодня она превратилась в отдельную структуру полиграфии. Разработка новых технологий и решений позволяет снижать стоимость отдельного экземпляра без потери в качестве. Гибкие настройки дают возможность изменения контента даже в пределах одного тиража. При этом нельзя не отметить децентрализацию печати, которая дает значительную экономию складских и транспортных расходов. Это значит, что необязательно печатать весь тираж в одном месте, а затем доставлять его в другие города. Можно в каждом городе печатать ровно столько экземпляров, сколько гарантированно будет продано, а затем допечатывать недостающие.
Благодаря этим особенностям в книгопечатании появляются новые бизнес-модели, отвечающие требованиям времени:
- Печать малых тиражей. Это могут быть как самостоятельные издания, так и пилотные тиражи для определения спроса или допечатывание экземпляров при его повышении.
- Управление жизненным циклом печати. Печатается такое количество экземпляров, на которое есть гарантированный спрос. Это дает возможность избежать складских расходов и риска не реализовать часть тиража. Следующая бизнес-модель является логическим продолжением этой.
- Печать по требованию. Здесь реализуется принцип «сначала продать, а потом напечатать». Так как стоимость экземпляра при цифровой печати принципиально не изменяется от размера тиража, то такая модель не несет в себе рисков невостребованности товара. Продукт уже имеет своего покупателя.
- «Умная» публикация. Это новая перспективная бизнес-модель, в полной мере реализующая все возможности цифровой печати. Суть ее заключается в том, что каждый экземпляр имеет не только своего покупателя, но и кастомизирован под него. Контент подбирается по запросу, адаптируется и печатается. Здесь участие в создании книг принимают, кроме издательства и типографии, также и пользователи.
Работающие модели «умных» книг
В конце ноября 2017 года на заводе Oce в Германии состоялась международная конференция Canon Future Book Forum, где обсуждались перспективы книги будущего. В качестве действующей модели «умного» издания приводился опыт турецкого печатного подразделения Meteksan Digital, которое занимается печатью учебных и экзаменационных материалов с 1969 года. При работе над масштабным проектом по заказу Министерства образования страны совместно с компанией Teknolist был разработан комплекс мероприятий Okulistik. Он включает в себя взаимодействие нескольких структур. Сначала печатаются тестовые материалы, которые заполняются учащимися. Результаты тестирования оцифровываются. Затем на основании результатов теста создаются персонализированные учебные материалы, учитывающие слабые знания ученика по определенным темам.
Сегодня Meteksan Digital работает в сходном формате. Для создания учебного материала образовательные учреждения пользуются накопленной базой контента, откуда берутся только необходимые компоненты. После компоновки и адаптации материалов печатается готовое пособие, полностью отвечающее текущей учебной программе. Принимать участие в создании таких учебников могут и отдельные студенты.
Другим примером «умных» книг могут служить путеводители. Вместо многостраничных сборников издательство формирует по запросу покупателя буклет с определенным маршрутом, включающий в себя актуальные акции и предложения, интересные для данного туриста.
Перспективы развития цифрового книгопечатания
Бизнес-модель «умной» книги сейчас проходит процесс развития. Она находится на стыке полиграфии и цифровых технологий. То есть, для создания контента могут подключаться поисковые роботы, подбирающие релевантные материалы на основе анализа предпочтений пользователя в соцсетях и в поисковых запросах.
Ориентация книгоиздателей на эту бизнес-модель диктует производителям цифрового печатного оборудования свои требования. Сегодня уже недостаточно производить только высококачественные печатные машины. Параллельно с этим должна разрабатываться цифровая среда, откуда будет браться кастомизированный контент, отвечающий запросам покупателя.
Таким образом, «умная» книга будущего начинает создаваться уже сегодня.
Комментарии (18)
Busla
23.08.2018 15:18стоимость экземпляра при цифровой печати принципиально не изменяется от размера тиража
враки
штучное изготовление книги всё равно существенно дороже, чем тираж в несколько сотен экземпляровCanon_for_business Автор
23.08.2018 20:27Речь идет скорее о более глубокой сегментации аудитории, т.к. сейчас сложно представить единый поток информации, который может заинтересовать абсолютно всех. И производители (распространители) информации на любом носители не могут на это не реагировать.
katzen
24.08.2018 00:01штучное изготовление книги всё равно существенно дороже, чем тираж в несколько сотен экземпляров
Извините, но нет, не враки. Если производство изготавливает книги — именно книги — то штучный экземпляр будет дороже цифровой малосерийки (10-100) процентов на 30-50. И 50 — это пессимистичный прогноз.Busla
24.08.2018 10:04Напечатать — дёшево. Переплести как книгу с индивидуальной обложкой — дорого.
Из типичного брошюратора вылезают брошюры, тетради, но не книги.
Любители «ламповой бумажной литературы» их не оценят. А остальные и так в электронном виде прочитают.
Технология хороша для одноразовых учебных материалов. Сейчас вообще принято объединять учебник и тетрадь — прямо на страницах выполняешь упражнения. Но это рабочая тетрадь, а не книга.katzen
25.08.2018 13:46Переплести как книгу с индивидуальной обложкой — дорого.
Я же вам выше написал, что нет.
sondern
23.08.2018 15:55Я думаю что есть ещё проблема в том дети просто читать их не хотят. Им проще в ютубе найти информацию по какому то вопросу чем что то прочитать. Или ничего не искать. Много букв это сложно и не интересно.
Canon_for_business Автор
23.08.2018 20:00На самом деле это очень важная проблема и, возможно, она может решаться за счет вовлечения детей в чтение через технологии, которые, так или иначе, стали частью жизни современных детей. Нередко путь к образованию и искусству легче дается через игровой момент или в том формате, который ближе детям.
xennecu
23.08.2018 19:51кастомизированный контент это уже необходимость, так что и книги неизбежно к этому придут. спасибо за материал, небезынтересно. однако сам предпочитаю ощущать всю прелесть перелистывания бумажных книг, а особенно их запах.
Canon_for_business Автор
23.08.2018 20:07Уверены, что бумажные книги сохранят своих почитателей и в будущем. С учетом того, как ускоряется ритм жизни, они, возможно, станут еще более притягательными для тех, кто любит погрузиться в чтение, забыв обо всем другом.
3aBulon
24.08.2018 06:34Что-то не верится, что книги еще покупают. Ну то есть я понимаю, что их кто-то берет, но так как в старые времена, когда каждую субботу я ходил в детстве в книжный, если не купить дак хотя бы почитать, да и знакомые покупали книги, дома были шкафы. Сейчас никто из знакомых книги не покупает, в процентах скажем это 85%, а может и больше.
Книги проиграли. Почитатели — да.
Но массовость — нет. Сейчас и винил говорят «расцветает» заново. Но это лишь почитатели, их сотые доли процента. Это уже не популярность.geher
24.08.2018 16:06Книги не проиграли до тех пор, пока за вменяемую цену не будет возможно приобрести носимое электронное средство, позволяющее
- Работать с книгами большого формата с иллюстрациями и схемами, изобилеющими мелкими деталями;
- Видеть на устройстве страницы сразу двух книг со всеми мелкими деталями.
- Искать страницу быстрым перелистыванмем (на данный момент у электронных устройств при таком перелистывании либо размывается картинка, либо пропускаются страницы.
Есть еще одна проблема — некоторые книги доступны только в бумажном виде (в том числе из соображений не нарушения прав на книгу)
deppla
Все равно сложно представить, что даже умные книги смогут занять немалую долю рынка через 5-10 лет, это при развитии 5G, глобального интернета и усовершенствовании смартфонов; даже с учебниками, скорее, во многих школах начнут покупаться планшеты, ноутбуки, нежели будет делаться заказ индивидуальной книги для учащегося
Canon_for_business Автор
Оцифровка процесса обучения уже идет: электронные дневники и доски, планшеты.
Учебные материалы могут создавать для учащихся с учетом их сильных и слабых сторон, непосредственно с участием студентов с целью повышения эффективности образования. Инвестиции в человека и будущее, по мнению сторонников такого подхода, являются одними из самых перспективных.
deppla
Ну, так составление индивидуального материала будет сделано для какого-либо образовательного ПО, а от бумажных учебников постепенно откажутся, так кажется будет гораздо удобнее и эффективнее
JediPhilosopher
Мне кажется именно в образовании бумажные книги еще не скоро сдадут позиции. У электронных читалок по сравнению с бумажными есть ряд фундаментальных недостатков:
Все это совершенно некритично при чтении художественной или иной развлекательной литературы, но становится фатально когда с книгами надо именно работать. Вроде даже какое-то исследование где-то было, где одной учебной группе дали бумажные книги, а другой — планшеты с электронными копиями, в итоге успеваемость бумажной группы оказалась выше.
Rusli
А они пытаются реализовать учебники на читалке E-Ink? Плохо, если так.
По поводу PDF плохо открывается, неужели действительно с ним работают? Самый удобный формат для учебников — это HTML, очевидно же.
JediPhilosopher
Есть варианты с электронной бумагой, есть — с дешевыми китайскими планшетами. Но даже топовый айпад вам тут не особо поможет — окей, тормозов не будет, но все остальные пункты (про невозможность быстрого перехода, открытия нескольких книг) остаются.
Не знаю, делает ли кто-то специально html учебники для электронных читалок. Вся учебная и научная литература, которая была нужна мне — это обычно были просто сканы бумажных книг, в pdf или djvu.
deppla
Может ноутбуки с какой-нибудь образовательной ОС удобней будут? просто речь не о сегодняшнем дне, а скорее конец 20-х, ну, и надежды на что-то качественное касаются больше США, Европы и некоторых стран Азии, не России, тут наверное еще долго будут отмывать деньги на ужасных читалках и планшетах…