Dynamics 365 — это новый интегрированный продукт от Microsoft, объединивший в себе ERP-решения Microsoft (AX и Nav) и Dynamics CRM. Причем это продукт, который вызывал довольно бурное обсуждение и споры еще до своего выхода, а большинство маркетинговых материалов говорило о технологических преимуществах, которые не так-то легко перевести на язык бизнеса.

Попробуем сделать небольшой обзор для тех промышленных предприятий, которые задумались, менять ли им их текущую систему (это может быть Axapta 3.0 либо Microsoft Dynamics AX 4.0, 2009 или 2012 — наш опыт говорит, что вся линейка продуктов представлена на российском рынке) на Microsoft Dynamics 365 Enterprise Edition.

Обзор касается именно промышленных предприятий и потому довольно субъективен. Чтобы сделать его более предметным, разберем основные плюсы новой системы, которые озвучиваются в маркетинговых материалах, и оценим, так ли они нужны нашим предприятиям.

1. Вы получаете не только ERP-систему, но и CRM. Хотя это и продукты одной компании, раньше с интеграцией Microsoft Dynamics AX и Microsoft Dynamics CRM надо было «заморочиться», а в Dynamics 365 эти продукты действительно интегрированы и открываются из единого интерфейса.

Преимущество актуально для новых клиентов, которым нужен функционал как ERP, так и CRM, но для существующих клиентов плюс сомнительный. Если предприятие действительно нуждалось еще и в CRM-системе, то скорее всего, оно ее внедрило и даже интегрировало с AX. Причем вендор у обеих систем мог быть разный, а не только Microsoft — в этой части Dynamics 365 не такая гибкая и выбора не дает.

2. Развертывание в облаке —Microsoft верен своему лозунгу «Mobile first, cloud first» и в этом продукте.

Из опыта работы с российскими заказчиками можно сказать, что большинство стремится, наоборот, все контролировать и держать свои данные на серверах, до которых они могут физически добраться очень быстро. Фразу: «Облако – это круто, не надо обустраивать серверную, думать об устаревании оборудования, держать админов,» — можно скорее услышать от IT-директора, чем от генерального. Да и расположение серверов за пределами России создает известные сложности.

3. Мобильное рабочее место — теперь пользователи в любой части мира могут получить удобный доступ к системе через приложения на смартфоне или планшете (причем не только через Windows, но и iOS, Android).

Это однозначный плюс — как для сотрудников, по роду деятельности постоянно находящихся в разъездах, так и для сотрудников склада, которым проще проводить комплектацию, поглядывая в свой телефон. Но, во-первых, при желании установить ту же AX 2012, например, на планшет или телефон можно, а во-вторых, все задачи, требующие мобильного доступа, решались другими обходными маневрами.

У мобильного доступа есть другой несомненный плюс — он полезен для лиц, принимающих решения и оценивающих результаты проекта. Если сказать генеральному, что он сможет, отдыхая на Мальдивах, на телефоне проверять, сколько товара было отгружено, выполняется ли план производства, каков процент брака за последнюю неделю, нет ли перерасхода бюджета и т.п., то это будет эмоциональным аргументом для перехода к этой системе. Хотя те же задачи решаются другими более дешевыми методами (можно, например, дать команду своему помощнику каждый день отправлять отчеты по состоянию дел из АХ на почту), но так ощущение контроля более полное и приятное.

4. «Начните с самого важного, а затем развивайте» — система гибкая, вы можете подключать только нужные вам функции и платить только за них.

Это очень крутая фишка для новых клиентов, но для старых не так полезна. Избыточность Microsoft Dynamics AX, конечно, пугает пользователей, особенно при первом знакомстве, но решается это простой настройкой прав доступа для конкретных ролей. Возможно здесь будет ощутимое преимущество в стоимости лицензий, но если вы уже внедрили AX, то стоимость лицензий для вас не проблема, а урезать какие-то возможности для уменьшения ежемесячного платежа вы вряд ли захотите.

5. Переход от наборов функций к рабочим областям, сделанным под конкретные задачи.

Приходилось читать о том, что более ранние версии системы представляли собой набор функций с элементами процессов, а уникальность Dynamics 365 в том, что в основу заложены именно процессы — сотрудники используют рабочие области, спроектированные именно под их процессы, это удобно и правильно.

Но аргумент это довольно спорный — все-таки внедрение ERP-системы можно считать успешным, если выстроены процессы, а интеграторы берут большие деньги не за то, что дали перечень инструкций по отдельным функциям. Вне зависимости от интерфейса можно добиться того, что все сотрудники четко знают и выполняют свои роли именно в рамках конкретных процессов. И даже workflow (который, кстати, есть и в AX 2012) — это лишь один из инструментов в работе.

В Dynamics 365, кроме workflow, есть еще одна замечательная функциональность — task flow. Теперь можно ставить и отслеживать выполнение задач конкретными пользователями. И ERP-система дает свои рекомендации и подсказки пользователям: предстоящие встречи, сделки без действия, упоминания конкурентов и т.п. При виде этого великолепия душа радуется и хочется побыстрее усесться за такое рабочее место, но вы же понимаете, что большинство этих фич доступно в более дешевых специализированных программах и ради них переходить на новую версию продукта не стоит. Но при продаже Dynamics 365 можно уверенно говорить, что никакой сторонний документооборот больше не нужен.
6. Cortana Intelligence Suite — встроенная технология машинного обучения.

Еще одна функция, при знакомстве с которой непроизвольно начинаешь представлять, как будешь бороздить просторы космоса на корабле, управляемом Dynamics 365. Прогнозирование спроса, анализ отношений, оптимизация ресурсов, рекомендация по товарам и даже анализ настроений в высказываниях — область применение встроенного интеллекта в новой системе очень широкая. Это одна из фич, ради которой вкупе с несколькими другими можно перейти на Dynamics 365.

Но до этого надо созреть. К сожалению, для многих промышленных предприятий более актуальна задачи из серии «как сделать так, чтобы снабжение привозило то, что указано в документах, а не то, что им удобнее», а не «выявить закономерности в поломках оборудования, чтобы заранее проводить его обслуживание».

Можно перечислить еще много преимуществ Dynamics 365: удобный web-интерфейс, Common Data Model, интеграция с Office 365, PowerApps, серьезные улучшения функционала в части продаж и маркетинга, управления проектами. Но думаю, основная мысль будет та же: переходить всем массово на Dynamics 365 не стоит.

А кому стоит об этом задуматься:

  1. Если при чтении описания нового продукта вы понимаете, что вам действительно нужно большинство из описанных функций (не одна-две, а хотя бы десяток); если вы осознаете, что квалификации ваших сотрудников достаточно для работы с этими новыми функциями, то вам прямая дорога в фанклуб Dynamics 365.
  2. Если сейчас 2018 год, а у вас AX 3.0, проблемы с 64-разрядными ОС и постоянные мысли о том, что пора бы сделать шаг в будущее, то вам надо рассматривать только Dynamics 365.

Остальным, наверное, стоит немного подождать. У Microsoft свое видение будущего и достаточно ресурсов, чтобы нас всех в это будущее затащить. Но перейти на Dynamics 365 никогда не поздно, к тому же окончание поддержки AX 2012 R3 — 2023 год. Лучше присмотреться к результатам других внедрений, принимать решение, когда информации будет больше.

Комментарии (6)


  1. ximik33rus
    03.09.2018 17:02

    Сами внедряем сейчас CRM 365, на смену перепиленной вдоль и поперек 1С-ке УТ и ряда других конфигураций…
    Пришлось за полгода натаскаться в C# и JS, в дополнение к уже известному 1С :)
    Заморочек конечно много, с настройками, лицензиями, сертификатами, интеграциями с SP, телефонией почторями и т.п. Но оно того стоит (стоит кстати не мало)))).

    ИМХО до продуктов данной категории компания должна дорасти как финансово, так и морально.

    Мне как начинающему программисту участие в подобном внедрении — вообще бесценный опыт.
    Жаль что рускоязычных сообществ на данную тематику по пальцам пересчитать. Но кого это останавливало?


  1. avlag
    04.09.2018 09:12

    По пункту 2 хотелось бы уточнить, что установка возможна не только в облаках. Можно развернуть и у себя.
    Да, не на одном хосте, да, не слишком простая установка, да, не совсем внятная документация… Но можно.


    1. ximik33rus
      04.09.2018 11:00

      Можно, и даже для некоторых организаций это критическая необходимость.
      У нас например CRM живет на локальном сервере.
      Провозились в развертыванием прилично, и еще больше провозились с постнастойкой, когда прикручивали к нему дополнительные сервисы (напр. SharePoint).


  1. TimoshkinVlad
    05.09.2018 14:52

    Интересно, а сколько стоит рабочее место? Оно тоже стало именным? в DAX стоило 3000 евро за именного пользователя + обязательная поддержка каждый год.

    С DAX я работал давно. Но что бесило, так это отсутствие развития функционала 3,4,2012 версии были практически идентичными, за редким исключением (например функциональность СФ. Которую пилили долго и печально).

    Например, перерезервирование. Когда вам нужно отгрузить товар с уникальным серийником, но работник склада, не должен его искать, а просто взять первый из ячейки, хотя бы потому что в ячейке 10 коробок с оперативной памятью, и не перебирать их нет ни какого смысла. Но учет нужно вести именно по серийникам. Причем если вы взяли память, которая лежит под другим резервом, они должны «поменяться местами».

    А совсем смешно было с пачкордами, которые есть белые, жёлтые, серые, синие… у каждого свой артикул. Но почти для всех заказчиков «моновсеравно» какой цвет будет отгружен… А вот для склада нет. Они не хотят отгружать последнюю коробку желтых. Потому что есть 3 заказчика, для которых важен цвет =))) И опять перерезервирование по заменителям…

    А поддержка ТСД? Ну что стоило сделать ее стандартной. DAX очень хорошо переваривает очень большие склады. Замечательно переваривает. Но ТСД?

    И вот эта «доработки» шагали из версии в версию. А микрософт был абсолютно не заинтересован в включении ее, да и многих других, в продукт.

    Как интересно сейчас, появилась поддержка ТСД? А смена резервов? Или как раньше у интегратора есть свой слой, который закрывает данные пробелы?


    1. ICLServices Автор
      06.09.2018 13:06

      По стоимости рабочих мест и лицензий нельзя все сказать так однозначно, есть определенная вариативность, вам лучше посмотреть вот здесь — dynamics.microsoft.com/ru-ru/pricing.

      По поводу отсутствия развития функционала от версии к версии: это болезнь отлично продуманных и изначально сделанных хорошо систем. Версия AX 3.0 уже была отличной и содержала в себе большую часть необходимых для обычных предприятий функций. Сложно придумать что-то новое и действительно нужное. Следующие версии улучшались, добавлялся новый функционал, усовершенствовалась работа существующего, но это было не так заметно, потому что много всего было на старте.
      Могу взять в качестве примера функционал сводного планирования: в версии 2009 появились помощники, которые позволили распараллелить расчет сводного плана, это дало ощутимое ускорение и позволило за ночь считать план производства и закупок на год для огромного машиностроительного предприятия со сложной продукцией с учетом всех возможных ограничений. В версии 2012 в сводном планировании появился функционал прогнозирования спроса, учет сроков хранения запаса, процессное производство, бережливое производство. Там был третий ролл-ап, который очень много новых функций привнес.

      Система развивается от версии к версии и даже внутри версии, функционала все больше и больше. Может это не всегда то, что нужно именно вам, но что в DAX и Dynamics 365 хорошо – почти все функции, которые вам могут понадобиться в будущем, там скорее всего уже в каком-то виде есть, надо только поискать и по-умному внедрить.

      По поводу перерезервирования звучит логично. Если вы решили отслеживать оперативную память по серийникам, то естественно при выдаче надо понимать, какой именно номер был выдан – это здравый смысл. Вопрос в другом – с какой целью вы включили отслеживание по серийникам для оперативной памяти? Это всего лишь настройка – можно ее отключить и вообще не «заморачиваться» при выдаче на серийники. Но кто-то же на предприятии попросил эту настройку включить, усложнив жизнь кладовщикам. Значит кому-то эта информация была нужна.

      С пачкордами такая же ситуация – для чего вы вводили отдельные артикулы? Надо понимать, что это не ошибка системы – это попытка отразить то, что происходит в реальной жизни: для 3 ваших клиентов важен цвет, поэтому его надо как-то отслеживать в системе. Не надо было бы отслеживать, могли все пачкорды на один артикул кинуть. Кстати, система позволяет вести все позиции под одним артикулом с указанием аналитики Цвет. Этот вариант скорее всего облегчил бы вам жизнь в описанной ситуации.

      А что не так с поддержкой ТСД в DAX?


      1. TimoshkinVlad
        06.09.2018 13:30

        «По стоимости рабочих мест и лицензий нельзя все сказать так однозначно, есть определенная вариативность»

        Спасибо. В «мое время» был большой Excel с прайсом.

        «Значит кому-то эта информация была нужна.»
        Задач много. Отслеживать гарантию, например. Для чего в отгрузочных документов должны быть пробиты серийники. Отслеживание отсрочки платежа (читай комиссия). И т.д.

        «С пачкордами такая же ситуация – для чего вы вводили отдельные артикулы?»

        Потому что есть 3 системных интегратора, для которых важен цвет. И большая часть покупателей использует артикулы производителя и им не хочется принимать товар по «левым» штрих-кодам и артикулам.

        «Кстати, система позволяет вести все позиции под одним артикулом с указанием аналитики Цвет. Этот вариант скорее всего облегчил бы вам жизнь в описанной ситуации.»

        Может. Но аналитик всего 9 (можно больше но там идет ограничения по индексации). Склад, ячейка, ГТД, НДС, и т.д. много важнее…

        И опять задача перерезервирования по аналитикам. Потому что на складе лежат 20 коробок с пачкордами и открыты белые и желтые и по ним еще есть остаток, а выписаны зеленые. Открывать лишнюю коробку склад не хочет. И отгружает желтые и белые.

        «А что не так с поддержкой ТСД в DAX?»

        в 3.0, 4.0, 2012 ее не было от слова совсем. Например задача собрать заказ на ТСД, когда ТСД должен управлять кладовщиком… вообщем стандартные складские задачи.

        Мы писали клиент ТСД с нуля. Долго и печально.