Привет, Хабр!

Вот уже два года я осваиваю программу бакалавриата по специальности «Информатика» в Берлинском техническом университете (ТУ Берлин). Сегодня я хочу рассказать, как устроена моя учеба.


Обложка прошлогоднего Studienfuhrer — подробной брошюры о том, как все устроено


Поступление


До нынешнего года (зимний семестр 2018-2019) при поступлении на информатику не было никакого конкурса. Однако в связи с тем, что каждый год первокурсников набиралось чуть более, чем 800 человек (из которых до бакалаврской работы доходит меньше ста, но это совсем другая история), а число аудиторий университета ограничено, конкурс все же ввели, и теперь мы с интересом ожидаем, какими будут средние баллы поступивших.

Иностранцы поступают в немецкие университеты при помощи организации uni-assist, выступающей посредником между вузами и абитуриентами. После выполнения необходимых предпосылок (например, уровень языка C1) новоиспеченному студенту остается лишь оплатить семестровый взнос размером 306 евро, в который входит безлимитный проездной на все виды берлинского транспорта на семестр, услуги библиотеки, пониженные цены в столовой и другие поборы, и получить свой студенческий. Его полагается носить с гордостью (и практически всегда, так как он одновременно является проездным).

Особенности немецкого берлинского образования


Обучение проходит на немецком, за исключением некоторых модулей. На английском иногда бывают презентации преподавателей, другие дополнительные материалы, сами лекции, могут предоставляться туториумы (см. ниже), бывает возможность написать на нем экзамен или хотя бы получить перевод заданий для дополнительного понимания. В целом настоятельно рекомендуется немецкий все-таки знать и неустанно практиковаться. По моему опыту, для обучения на технических специальностях вполне хватает шатких по приезду знаний.

Учебное время измеряется в семестрах (а не в курсах) и совершенно не фиксировано. Среднее количество семестров, за которое студенты моей специальности оканчивают учебу — 10, то есть пять лет. Для сравнения: предлагаемый на сайте университета примерный учебный план (см. ниже) утверждает, что это реально сделать за 6 семестров (нет). Семестров в учебном году два: зимний, который начинается в октябре и кончается где-то в марте, и летний, начинающийся в апреле и кончающийся в августе. Понятие каникул в университете размыто — строго говоря, их просто нет. Есть «время, в которое не проводятся занятия». В это время студенты сдают экзамены.

Актуальный прогресс в освоении учебной программы измеряется в LP — Leistungspunkte, баллах успеваемости, их еще называют кредитами. 1 LP соответствует примерно 30 академическим часам. Сейчас я оканчиваю четвертый семестр и набрала уже 75 LP (а после экзаменов в октябре будет 96). Для успешного окончания бакалавриата нужно набрать вместе с бакалаврской работой 180 LP (можно и больше). Сама бакалаврская стоит 12 LP. Ее можно начать писать, когда в целом набрано от 120 LP.

Предметы называются модулями. Стандартный модуль стоит 6 LP. В такой модуль обычно входит одна лекция в неделю и одно практическое занятие в неделю. Маленький (только лекции и экзамен в конце) модуль стоит 3 LP, средний (например, с двумя лекциями в неделю) — 9 LP. Бывают и варианты пострашнее.

За редкими исключениями (например, если на модуль может записаться только ограниченное число студентов) посещаемость необязательна и никак не контролируется. Студенты обязаны приходить только на экзамены, на которые записались, иначе отправятся на пересдачу или на мороз (об этом ниже). Как правило, первые две недели все ходят на всё, и под начало лекции приходится садиться на подоконники и лестницы, но потом места в аудиториях постепенно освобождаются.

Лекции обычно ведет профессор в сопровождении подготовленной презентации. Экзамены составляет также профессор и его научные сотрудники. Бывает, материал подается так, что пользоваться чем-либо для помощи в подготовке к экзамену помимо этих самых презентаций бессмысленно.

К лекциям обычно прилагаются еженедельные практические занятия (туториумы), которые обычно ведут студенты, уже сдавшие этот модуль (туторы). Если повезет с тутором, то это — самый полезный элемент обучения, который стоит посещать, если хочется сдать экзамен и/или что-то понимать. На туториумах решают задачки, которые, бывает, относительно похожи на те, что встретятся в домашнем задании.

В конце второго семестра я сама пыталась стать тутором по теоретической информатике, но перенервничала во время пробного занятия. Да и желторотых первокурсников неохотно берут преподавать, если совсем уж честно.

Для помощи иностранным студентам (и для всех желающих) существует также программа фахменториумов (Fachmentorium): это еженедельные занятия, как правило, в рамках модулей первых двух семестров, на которых дополнительно отрабатывается материал. Ведут их также студенты старших семестров.

Также каждую неделю у туторов есть специальные часы, когда они сидят в университете и готовы обсудить со студентами все, что их беспокоит. Посещаемость этих часов почти всегда стремится к нулю.

Экзамены (Klausur) обычно бывают письменными и иногда устными, но всегда охватывают весь пройденный в течение семестра материал. Нет не то что билетов, но и даже списка тем. При этом недоученное и неотработанное всегда выйдет боком. Как правило, на экзамен дается две письменные попытки и одна устная, после провала которых, как сказал один мой преподаватель, «Вы поймете свое место в жизни», потому что учиться по данной специальности (как и по другим, в программе которых есть похожий модуль) в Германии будет нельзя. Обычно экзамен можно сдать (или пересдать) в конце актуального семестра, в начале следующего после каникул или когда модуль снова будет предложен (например, через год). Максимум на (пере)сдачу экзамена дается год после первой попытки.

В рамках каждого модуля можно набрать до ста баллов (в зависимости от конкретной разбалловки, от 86 или 95 баллов будет оценкой «отлично», меньше 50 — модуль провален, ровно 50 — модуль сдан на минимальную оценку). Сами модули отличаются типами экзаменов: просто письменный, так называемый «портфолио» и просто устный. Первый и последний означают, что баллы за модуль приравниваются к баллам за экзамен, который, соответственно, будет стоить максимум 100. При этом в течение семестра, бывает, все равно приходится сдавать обязательные домашние задания, результаты которых становятся допуском к экзамену. «Портфолио» означает, что результаты домашних заданий и/или промежуточных экзаменов в течение семестра (такое тоже бывает) засчитываются в итоговую сотню. Сам итоговый экзамен в таком случае обычно стоит максимум 50 баллов.

Что характерно, для баллов успеваемости LP оценка за модуль не имеет никакого значения. Студент наберет свои LP, приближающие к заветному диплому, получив хоть 50, хоть 100. Благодаря этому, а также высокой сложности экзаменов на факультете пользуется популярностью расхожее выражение «Hauptsache bestanden», то есть «Главное — сдал». Однако баллы за модуль все равно преобразуются в оценку по пятибалльной шкале (1.0 — «отлично», 4.0 — сдано на минимальный балл), из чего рассчитывается средний балл, который может играть роль при приеме на первую работу или в магистратуру. Портить его не хочется никому.

Модули и их наполнение



Пример учебного плана с сайта университета — нереальные 180 LP всего за 6 семестров (перевод мой)

В первую очередь, модули делятся на обязательные, добровольно-принудительные обязательные из групп на выбор и просто на выбор. Во вторую очередь, все предметы, которые имеют отношение к обязательным, делятся на четыре группы: теоретическая, техническая и практическая информатика и математика. В плане вверху эти группы выделены разными цветами. Предметы просто на выбор могут быть любыми из представленных в университете: от основ ядерной физики до Gender Studies и иностранных языков.

Брать модули можно какие, когда и сколько угодно, если их преподают в данном семестре. Очень редко, бывает, для допуска к экзамену нужно сдать что-то еще (например, «Математический анализ II» нельзя сдавать, если не сдан «Математический анализ I»), но просто посещать пары никто не запрещает.

Первые семестры традиционно отводятся под обязательные модули. С нарастанием сложности к третьему-четвертому семестру учиться остается меньше половины поступивших.

В самом первом семестре большая часть студентов, разумеется, сосредотачивается на программировании. В рамках модуля «Введение в программирование» на примере языка C изучаются разнообразные простые алгоритмы (например, сортировки), собственно, сам язык и другие задачки. Домашние задания — на факультете информатики это краеугольный камень обучения — сдаются еженедельно на специальную онлайн-платформу для проверки посредством автоматических тестов. Модуль «Структура ЭВМ» из группы технической информатики параллельно знакомит с языком ассемблера, чтобы первокурсники не расслаблялись.

Кстати, о домашних заданиях: они почти всегда групповые. Очень важно в первые же недели завести друзей или хотя бы знакомых, на которых можно положиться и с которыми приятно будет работать (или нет — тоже опыт).

В следующих семестрах довольно бодро изучают Java вместе с алгоритмами и структурами данных и не только, базы данных в компании с SQL, Haskell в рамках знакомства с новыми парадигмами программирования и Python на мозгодробительных «Вычислительных методах».

В высших семестрах предписано взять по крайней мере один модуль из раздела «Практикум по программированию». Эти модули без оценки состоят из групповой работы над проектом на заданную тему и его презентации в конце семестра. Насколько я знаю, язык программирования выбирается по желанию. Из этой группы лично я планирую взять модуль «Intelligent Software Systems».

Иногда преподаватели практических модулей бывают милостивы и включают в экзамены только теоретическую часть материала. Тем не менее, нередко нам приходится «программировать» на листе бумаги.

Обязательные модули по технической информатике, как правило, включают в себя программирование на C и большое количество информации по тому, как устроены ЭВМ, процессы, память, распределенные системы и другие относительно осязаемые штуки.

Теоретической информатике в ТУ Берлин по сравнению с программами других немецких университетов уделяется масса внимания. К сожалению, за исключением «Формальных языков и автоматов» в первом семестре, ведут их преподаватели, весьма оригинально структурирующие и подающие материал. Например, как нам было с апломбом сказано, «Логику» нигде не преподают так, как у нас. Это привело к тому, что относительно тривиальные вещи и задачи практически невозможно было сопоставить с учебниками и выдачей гугла.

Модули по математике принято считать самыми сложными. Их регулярно проваливают больше половины сдающих, хотя ничего особенного они из себя не представляют. Разве что, студенты, изучающие информатику, почему-то обязаны сдавать матан и линейную алгебру в один и тот же день с небольшим перерывом между двумя частями. А, провалив одну, проваливают всё, хотя это разные модули с разными преподавателями, которые даже можно брать в разные семестры.

В целом практически на всех предметах материал структурирован так, чтобы каждую неделю мы изучали и отрабатывали новую тему. Количественно это весьма и весьма много, на пустую болтологию на парах рассчитывать не приходится. Втягиваться в учебный процесс необходимо с первой же недели, непонятные моменты выяснять на месте — иначе проблемы растут как снежный ком.

Краткого повторения пройденного в начале нового семестра (предмета) практически нет: например, модуль «Вычислимость и сложность» из группы модулей по теоретической информатике начинается ровно с того момента, на котором заканчивается «Формальные языки и автоматы», а именно на машине Тьюринга.

Другой пример: основы языка С изучают только в рамках курса «Введение в программирование». Если человек приходит без начальных знаний на, например, «Программирование операционных систем», где в первом же домашнем задании в числе прочего необходимо имплементировать priority queue (не забыв про правильное распределение памяти), ему посоветуют посмотреть туториалы в интернете и браться за работу (реальный случай).

Сложность заданий на программирование (и не только) в целом всегда растет в геометрической прогрессии. Если мои знакомые cо специальности Engineering management к концу модуля «Введение в Java» затрудняются с определением конструктора класса (да, это проходят до конца семестра), то для нас уже со второй недели начинается локальный ад. И это прекрасно: learning by doing во всей красе.

Комментарии (33)


  1. GeMir
    05.09.2018 20:07

    безлимитный проездной на все виды берлинского транспорта
    Во многих ВУЗах действует по всей земле (Берлин — сам себе земля) и просто неприлично выгоден по сравнению с обычными проездными.
    Понятие каникул в университете размыто — строго говоря, их просто нет.
    У нас говорили, что у медиков они, всё же, есть. Не исключено, что миф.
    Hauptsache bestanden
    4 ist bestanden, bestanden ist gut und „gut“ ist fast eine 1! :)
    «4 — значит сдал, сдал — это хорошо, а „хорошо“ — это почти 1!»


    1. alaskanebraska Автор
      05.09.2018 20:22

      Во многих ВУЗах действует по всей земле (Берлин — сам себе земля) и просто неприлично выгоден по сравнению с обычными проездными.

      Я слышала, что даже в Потсдаме дают проездной по всему Бранденбургу. Но не у нас. Это вкупе с ценами на региональные поезда очень расстраивает…
      4 ist bestanden, bestanden ist gut und „gut“ ist fast eine 1! :)

      Громко смеюсь, глядя при этом на свой средний балл)
      Стоит оговориться, что тот же «Analysis fur Informatiker» (и вообще любые лекции по математики «для специальности X») редко сравнимы по сложности с «настоящими» лекциями, которые слушают бакалавры и магистры математики а так же, к примеру, учителя.

      У нас это «Analysis I fur Ingenieure», который общий для всех, кроме, собственно, математиков. У них, говорят, все настолько плохо, что люди бегут на инженерные специальности.
      Странная практика, не встречал (RWTH Aachen).

      Как у нас любят говорить, в TUB практически всё «besonders organisiert».


      1. CodeRush
        05.09.2018 20:43

        Закончил российский бакалавриат (ПМ в АлтГТУ) и немецкую магистратуру (Informatik, OTH Regensburg), математика местная у магистров информатики показалась очень простой после нашего ПМа, т.е. на криптографии было довольно грустно, потому что на тридцать человек аудитории мат. аппарат понимают четверо, одни из которых — преподаватель.

        Сильного упора на групповые занятия в магистратуре уже не заметно, одиноким волкам было непросто, но гениальности не требовалось, учись спокойно, разбирай материал, и все будет норм. Экзамены получалось сдавать от 1.3 до 3.0, за диплом в итоге поставили 1.7 (жаль только, что диплом писался для компании и оказался под НДА, даже ссылку дать нельзя теперь), у нас письменными были все вообще.

        Туторами ни разу не пользовался, видимо, много пропустил. Что не понимал — брал из литературы, благо абонемент в библиотеку входит в стоимость семестра, плюс общался с профессурой лично и по емейлу.

        Вообще учеба в провинциальном немецком ВУЗе оставила приятное впечатление после провинциального российского: в магистратуре лишних людей уже нет, преподают товарищи с серьезным практическим опытом, вещи преподают полезные и не устаревшие (т.е. не FoxPro). Немного огорчил выбор VHDL вместо Verilog, но это такая местная традиция.


    1. dee3mon
      06.09.2018 17:58

      Очень важно в первые же недели дни завести друзей или хотя бы знакомых
      Стоит подчеркнуть дважды. «Одинокие волки» либо гении, говорящие на одном уровне с профессором с первой лекции, либо вылетают очень быстро.

      Распишите подробнее, в чем это проявляется?
      Насколько я себе представляю, групповыми имеет смысл делать проектные или исследовательские задания. Решение домашнего задания по матану я себе сложно представляю в группе, как там можно роли разделить?
      И со стороны преподавателей контролируется или оценивается работа в группе или смотрится только на результат?


      1. alaskanebraska Автор
        06.09.2018 18:02

        Групповая работа над домашкой обычно проходит двумя способами: все решают что-то сами дома, потом встречаются, сравнивают результаты, обсуждают и пишут финальный вариант или же изначально собираются вместе, обсуждают и решают вместе. Еще вариант, особенно к концу семестра: просто делят, кто какое задание выполняет, и в итоге собирают лоскутное одеяло на сдачу.
        Преподаватели оценивают только результат, определить, кто и в какой степени вкладывается в работу, обычно сложно. Выясняется только на экзамене :)
        Дело в том, что домашней работы очень много. Заданий тоже. И они бывают очень сложными. Именно для этого и нужна группа — своеобразное разделение труда.


        1. dee3mon
          06.09.2018 18:13

          Я не понимаю смысла этого подхода со стороны преподавателя и вуза. Их интерес по смыслу, это чтобы все способные освоили все части его предмета, при этом отсечь слабых и неспособных. А в таком случае это явно не получается, ведь даже в группе из только сильных студентов ни один не ознакомится по нормальному со всеми темами. Это какая-то гонка за количеством тем без учета качества, у студентов же ничерта в голове после этого не закрепится.


          1. alaskanebraska Автор
            06.09.2018 18:19

            На «Алгоритмах и структурах данных» в прошлом году домашние задания нужно было сдавать индивидуально, а уровень организации модуля был таким, что люди собирались в чаты и группы по >5 человек в университете и пытались понять, что вообще нужно сделать. Результат, цитирую научных сотрудников, к концу семестра: «драматически возросший» уровень плагиата. Множество людей провалили модуль (т.е. не были допущены до экзамена, а за попытку был поставлен 0) из-за того, что их домашние работы были похожи на чужие, даже если куски кода не были действительно скопированы. Тот случай, когда уж лучше бы в группах. А организаторы модуля так и не поняли, в чем была проблема.


          1. Mabusius
            06.09.2018 18:43

            Потому что «главное не результат, а чтобы солдат за**ался».


          1. GeMir
            06.09.2018 19:34
            +1

            у студентов же ничерта в голове после этого не закрепится
            У способных и старающихся закрепится. Во время решения домашних заданий, разумеется, от «мало» до «ничего», но после повторения во время подготовки к экзамену (неделя-две, редко больше) вполне удаётся оказаться на нужном уровне для сдачи.


      1. GeMir
        06.09.2018 19:29
        +1

        как там можно роли разделить?
        «Роли» разделяются очень просто: кто-то один понимает как решать первое и третье задание, кто-то другой — как решается второе и четвёртое, ну и так далее.
        оценивается работа в группе
        Никого не интересует как именно достигается результат (сам решил, списал, нашёл в Сети…). Домашняя работа сдаётся и оценивается индивидуально. За решённые и сданные вовремя задания даются очки, половина возможных очков из всех заданий является условием допуска к экзамену.


    1. Unfuchs
      06.09.2018 23:54

      У нас говорили, что у медиков они, всё же, есть. Не исключено, что миф.

      Я учусь в Шарите на медика в и у нас каникулы с начала февраля по серидину апреля и с конца июля по середину октября. С парой практик между делом, но коротеньких:) так что медикам вообще в этом плане хорошо^^


  1. enjoykaz
    06.09.2018 12:20

    может играть роль при приеме на первую работу

    мухаха


    1. alaskanebraska Автор
      06.09.2018 12:51

      Мы еще в это верим и боимся плохих оценок :-)


      1. Kylin
        06.09.2018 15:43
        +2

        может и играть, если не иметь опыта заранее, я со второго семестра работал как Werkstudent на полставки, закончил все экзамены к 10 семестру и еще 3 семестра числился студентом пописывая диплом параллельно работе, сейчас если задумаю менять работу на средний балл врядли кто смотреть будет, а вот на опыт работы будут. кстати в TUHH можно было сдавать Математический анализ более высокого уровня не имея предыдущего :)
        советую вам что бы не боятся плохих оценок тоже устроится на Werkstudent, IT предприятия с удовольствием берут студентов на работу, на них можно переложить простенькие задачи типо QA, зато налогов работодателю почти не нужно никаких платить :)


    1. barbanel
      06.09.2018 16:08

      Зря вы мухаха)
      Из 10-20 претендентов на интересную работу, угадайте кого выберут?
      Имеется в виду (бывших) студентов, без опыта работы.


      1. enjoykaz
        06.09.2018 16:37

        Того кто лучше выполнит тестовое задание, лучше пройдет интервью или просто обладает большей харизмой?


        1. Oxoron
          06.09.2018 17:06

          Отсортируют список по средним баллам и начнут собеседовать. Возьмут первого из тех, кто сдаст тест\интерьвью\харизму. Или отсортируют, интервьюируют пять человек, сравнят их между собой, выбреут лучшего, наймут, остальных лесом.

          Очень много зависит от компании и её целей, но в некоторых случаях средний балл может иметь значение.


        1. barbanel
          06.09.2018 17:08

          Один из ста может быть и задавит харизмой.
          Но имхо, можно конечно обладать харизмой, но если не знать предмет, то ни задание не выполнить, ни собеседование (техническое) не пройти.
          Рассудите логически, кто из двух будет обладать большими знаниями:
          — тот кто сдает предметы на хорошие оценки, потому что может ответить на большее количество вопросов, в свою очередь потому что лучше понимает предмет
          — или тот кто сдал «на отцепись» и получил свои трояки?


          1. enjoykaz
            06.09.2018 17:52

            Если логически, то не

            будет обладать большими знаниями
            , а правильно сказать — «возможно будет обладать».
            По факту лучшими знаниями будет обладать тот, кто учебу совмещал с работой и уже имеет практику, а не просиживал часы над учебниками, чтобы сдать экзамен на большой был.


          1. rozbich
            07.09.2018 10:49
            +1

            А вы думаете, что оценка экзамена в Германии может объективно раскрыть твои знания предмета?
            В большинстве немецких ВУЗах сдача и подготовка к экзаменам заключается в том, чтобы перерешать 10 листов задач из семестра, 2 пробных экзамена, заучить алгоритм решения, сдать экзамен и оставить 0 профита в голове. На очень хорошие оценки сдавали как раз не толковые парни, а зазубрившие алгоритм решения середнячки. Пора уже понять, что оценка не всегда коррелирует с реальными знаниями предмета.


  1. olku
    06.09.2018 15:33

    Среднее количество семестров, за которое студенты моей специальности оканчивают учебу — 10

    Правильно ли я понял, что немец получает бакалаврский диплом за 5 лет, когда его восточноевропейский сосед за такой же срок уже магистр, и не будь дурак работает на пол-ставки по специальности или фрилансит год-полтора?


    1. alaskanebraska Автор
      06.09.2018 15:53

      Это всего лишь усредненное количество семестров по конкретной специальности на конкретном факультете конкретного университета (а не Hochschule) конкретного города. После третьего-четвертого-пятого семестра подрабатывать начинают практически все, тем самым, собственно, и растягивая учебу. Работать 20 часов в неделю и параллельно сдавать домашние работы по трем-четырем модулям — такой себе квест)


  1. yellow_pit
    06.09.2018 16:28

    Всем доброго времени суток!
    Учусь в настоящее время тоже в Берлине, правда в Beuth Hochschule Berlin и на Maschinenbau (Машиностроение), Магистр. В ТУ Берлин, на магистра — не взяли. Подавал 2 раза — сказали мой бакалавр, петербургского Политеха, точнее предметы, которые там преподавались, не соответствует ихним. Чтож, как говорят немцы: «Pech gehabt».)) О Beuth Hochschule могу сказать только одно — это уровень нашего ПТУ (надеюсь наши ПТУ за это на меня не обидятся). Уровень здешнего знания матана, а соответственно и других наук, у местных студентов/преподов на нуле. Студентов заваливают целой кучей каких-то ненужных заданий, отчётов, презентаций, групповых работ — главное все сдать в срок, а твой уровень знаний? — да, всем до фонаря!
    Вопрос автору статьи: скажите возможно ли самостоятельно пройти тот материал по программированию, который даётся Вам в ТУ? Точнее даже так: можно ли попросить у Вас, прислать материалы/ ссылки на вышеописанные в учебном плане дисциплины? Учебный план — уже хорошо, но хотелось бы получить какие-нибудь пособия/туториалы. Буду благодарен любой информации.


    1. GeMir
      06.09.2018 17:32

      В RWTH есть созданная студентами для студентов коллекция видеозаписей лекций (доступны, увы, только из внутренней сети RWTH). Наверняка найдутся аналоги и в других ВУЗах.

      Напечатанные «учебники» (Skripte) как правило продаются кафедрой и в электронном виде доступны только преподающим и учащимся. Используемые на лекциях презентации (Vorlesungsfolien), сборники еженедельных заданий (Ubungsblatter) и решения к ним (Musterlosungen) иногда выкладывают в открытый доступ.

      Математическая логика летнего семестра (SS18).


    1. CodeRush
      06.09.2018 20:32

      Непонятно, зачем технарям-машиностроителям вообще может понадобится зубодробительный матан (и другие науки), чтобы преподавать его своим магистрам. Они в магистратуре знания углубляют по своему Schwerpunkt'у, а если этот самый пункт для бакалавров много матана не подразумевал, то у магистров его вообще совсем может не быть.

      Я там выше тоже жаловался на слабое владение мат. аппаратом у магистров информатики, но по факту это аппарат нужен весьма небольшому количеству людей (потому что криптография и криптоанализ — не хер собачий, и с наскока за семестр все равно не изучается), а остальным нужны знания практические, т.е. не «как в деталях устроен AES-GCM», а «как и когда его правильно применять, чтобы реализация оставалась стойкой». Это, вообще говоря, две ортогональные системы знания, и в TH первому чаще всего просто не учат, т.к. незачем.


  1. devlind
    06.09.2018 17:18

    Спасибо за содержательную статью! Жена как раз собирается поступать на эту же специальность в ТУ Берлин. Огорчает что вели NC (конкурс) на эту специальность ведь в Германии не хватает десятков тысяч IT специалистов.


    1. alaskanebraska Автор
      06.09.2018 17:28

      Удачи вашей жене) Для иностранцев NC обычно намного ниже, чем для «своих».


  1. Mabusius
    06.09.2018 18:38

    Вижу, что в Германии система образования также далеко оторвана от реальности как и российская, только возможно в другую сторону. Программисты операционных систем конечно нужны, но зачем учить этому вообще всех? Это как, чтобы выучится на водителя мусоровоза, нужно было бы выучится водить боинг.


    1. alaskanebraska Автор
      06.09.2018 18:40

      ОС после этого курса не запрограммируешь, там в основном учат работать с процессами и памятью) Одно название. Раньше этот модуль назывался «Техническая информатика II».


    1. CodeRush
      06.09.2018 20:07

      Тут в посте — технический университет, т.е. такое место, где студентам дают фундаментально образование, достаточное для того, чтобы после ВУЗа заниматься не «вождением мусоровоза», а настоящей наукой и исследованиями в той области, которая преподается. В итоге в Uni дают максимально широкий набор знаний и строго спрашивают за него.
      Прикладные аспекты изучаются в технических высших школах (TH, аналогах наших институтов), вот там учат уже непосредственно вождению мусоровоза, преподают там люди с практическим опытом и стараются передать этот практический опыт студентам.

      Считается, что образование из Uni круче и престижнее, а TH — это такое себе немецкое ПТУ, студентов при этом хватает и там, и там. Мне к этому вопросу добавить нечего, но то, чему меня учили в этом ПТУ, в России если и есть, то в пятерке крупных ВУЗов по семестру за весь курс, а полученные знания о внутреннем устройстве ОС, работе железа, программировании микроконтролеров и ПЛИС потом мне лично сильно пригодились при устройстве на первую работу, да и сейчас актуальности не потеряли.


  1. pi314
    06.09.2018 20:10
    +2

    Могу подтвердить — оценки, как таковые, никого не интересуют. Только практические навыки, знания и адекватность. Я в оценки, вообще, заглядываю, только если возникли сомнения по Lebenslauf )) К сожалению, для выпускников берлинского ТУ характерен наибольший разрыв между реальными знаниями и запросами-ожиданиями. Это не для того, чтоб демотивировать — наоборот, чтоб предупредить. В Берлине сейчас бескрайний и практически пустой рынок рабочей силы. Тонны разномастных стартапов и разработка автомотив-гигантов вымывают оптом все, на чем написано «ИТ». Соответственно, хедхантеры сулят молочные реки в кисельных берегах, и мотивируют студентов гнаться за оценками вместо знаний и опыта, забывая предупредить, что что будет с ними после того, как хедхантеры снимут провизию за первое их трудоустройство, вообще никого не интересует.


    1. CodeRush
      06.09.2018 20:17

      Два чая этому господину.
      Тоже несколько участвовал в собеседованиях вчерашних студентов на позицию junior firmware developer, пока работал в Германии, на оценки мы смотрели исключительно если появзялись какие-то сомнения, а их чаще всего уже не было к этому моменту.


  1. andron13
    06.09.2018 23:38
    +1

    Очень хорошо написано. Респект.