В компании Wrike к проведению вебинаров мы относимся со всей серьезностью. Для нас это и образовательный, маркетинговый инструмент, позволяющий разом связаться с большим количеством клиентов.

Каждый месяц сотрудниками компании проводится более 60 сессий, ориентированных буквально на любого пользователя Wrike независимо от его уровня владения продуктом, будь то новички (в таком случае вебинары посвящены обзору основных функций) или продвинутые пользователи. Мы хотим сделать вебинары информативными, увлекательными и полезными, поэтому продолжаем работать над повышением их качества, общаясь на эту тему с экспертами. Сегодня я хочу поделиться с вами разговором с Кристен Клейн. Она занимает должность customer marketing manager в компании Zoom, которая считается одной из ведущих платформ для видеосвязи на профессиональном рынке. Надеюсь, этот материал поможет вам в подготовке вебинаров и видео-презентаций.

image

Артем: Добрый день, Кристен! Спасибо, что согласились со мной встретиться. Я подумал, что было бы здорово воспользоваться вашим опытом и поговорить о вебинарах.

Кристен: Согласна!

Артем: Тогда я перейду сразу к вопросам. Какой, на ваш взгляд, лучший способ вовлечь людей в диалог? У меня было множество ситуаций, когда мы рассказывали участникам наш план вебинара, они отвечали: «Хорошо, мы тебя слышим». И этим наше общение на протяжении всего вебинара и ограничивалось. Дальше — монолог.

Кристен: Существует несколько разных способов вовлечь аудиторию в дискуссию. Нам нравится периодически запускать неформальный чат, перед этим попросив участников ответить на вопрос, откуда они присоединились к нам. Это простейший вопрос, на который может ответить каждый, при этом после него людям становится проще включиться в обсуждение.
Проводя вебинары в Zoom, мы нередко используем опросы. Они позволяют быстро вовлечь присутствующих в разговор и установить с ними контакт. Мы также просим участников написать имеющиеся вопросы в раздел «Вопросы и ответы» сразу после начала вебинара. В таком случае нам не приходится ждать до окончания сессии, к тому же это помогает избежать неудобных пауз, которые могут возникнуть при переходе к части ответов на вопросы. Если спикера такой подход устраивает, то мы отвечаем на некоторые возникшие вопросы уже по ходу вебинара.

Артем: Можете привести несколько примеров опросов, которые могут сработать?

Кристен: Например, когда мы проводим вебинары, посвященные запуску продукта, мы спрашиваем что-то вроде «Насколько вы знакомы с Zoom Rooms?». Ответы участников могут получиться прямо противоположные от тех, кто еще не знаком с нашим решением конференц-связи, до тех, кто уже пользуется этим продуктом и хочет узнать о его новых функциях и возможностях. А совсем недавно мы провели вебинар о том, как уверенно себя чувствовать во время видео-презентации, и спросили присутствующих «Насколько уверенно вы себя чувствуете при видеосвязи». Вопросы для опросов меняются в зависимости от содержания вебинара, но их задача заключается в том, чтобы вовлечь слушателей в процесс презентации.

Артем: Т.е. вы хотите сказать, что сначала проводите опрос, а потом уже выстраиваете дальнейшую коммуникацию с присутствующими на основе полученных результатов, верно?

Кристен: Именно. Мы показываем результаты опроса аудитории. Это бывает полезным в процессе презентации. У нас есть общий план вебинара, и обычно мы ему следуем, но на основе полученных результатов мы можем его несколько скорректировать. Мы можем более подробно остановиться на каком-то отдельном вопросе в зависимости от ответов аудитории.

Артем: Должен признаться, несколько раз я пытался использовать опросы, но они не сработали. Я не знаю почему, мне нужно тщательнее проанализировать причины. Итак, а если говорить о процессе подготовки к вебинару, что помимо планирования может оказаться полезным, чтобы звучать уверенно во время его проведения? Что бы вы посоветовали?

Кристен: Если вы новичок в этом деле, или впервые себя пробуете в видео-формате(только начали проводить презентации по видеосвязи), то я бы посоветовала в первую очередь попробовать записать себя и внимательно просмотреть получившееся. Убедитесь, что вы смотрите в камеру, выглядите профессионально, и ничего вокруг вас не отвлекает. А дальше дело практики и знания материала. В процессе подготовки мы проводим пробные записи перед тем, как выйти в онлайн, чтобы оценить ход презентации и ее содержание.

Артем: Как вы считаете, сколько должен длиться вебинар в идеале?

Кристен: Наш опыт показывает, что сам вебинар должен длиться около 30 минут, плюс 15 минут на вопросы и ответы. Получается, все вместе около 45 минут.

Артем: А что лучше – один ведущий или несколько? В Wrike мы используем оба варианта. Если тема вебинара несложная, то, как по мне, и одного ведущего достаточно. Но если это разовый большой вебинар, то я бы сделал выбор в пользу нескольких ведущих. Хотя бы просто чтобы добавить второй голос. Что вы думаете на это счет?

Кристен: Мы за оба варианта. Недавно мы проводили вебинар на тему, «Как делать подкасты с помощью Zoom”. У нас было два ведущих, которые в процессе вебинара прерывались на вопросы зрителей, что создавало впечатление диалога. Не думаю, что количество спикеров сильно влияет, если контент интересный, а спикер держится уверенно на протяжении всего видео.

Артем: Если тема очень важная, мы обычно оставляем все вопросы на конец вебинара. Как вы и сказали: мы уделяем 10-15 минут на эту часть. Мы не прерываемся на вопросы по ходу вебинара. Поскольку обнаружили, что если открыть чат в середине вебинара, то вопросы участников могут оказаться слишком специфичными, что в итоге вполне может сорвать всю сессию и увести обсуждение далеко от заявленной темы. Что посоветуете делать в данных ситуациях?

Кристен: Поскольку вопросы задаются в разделе «Вопросы и ответы», как ведущий ты можешь сам решить, на какие вопросы хочешь ответить. Если имеется вопрос более узкий или специфичный, то на него лучше ответить в конце вебинара. Если же вы получаете вопросы от участников с просьбой прояснить или уточнить что-то, о чем вы сейчас рассказываете, то важно ответить на них по ходу. Если оставите их на самый конец, то скорее всего вы потеряете свою аудиторию.

Артем: А как вам идея отвечать на подобные вопросы уже после вебинара по email?

Кристен: Да, это рабочий вариант. Если кто-то не смог получить надлежащий ответ во время вебинара, мы стараемся пометить это у себя и потом уже убедиться, что кто-то свяжется с авторами вопроса и поможет им разобраться. В конце концов, мы же хотим, чтобы у наших клиентов остался только положительный опыт работы с нами.

Артем: А если после вебинара вы получаете негативную реакцию? Я не имею в виду технические замечания вроде «звук был ужасен», а говорю о комментариях относительно содержания или ведущего. Вы бы тоже связались после вебинара с этими людьми для выяснения, что им не понравилось?

Кристен: Да, конечно. Если мы не в силах решить вопросы во время вебинара, то мы свяжемся с этим человеком после него.

Артем: У меня было много ситуаций, когда мы получали совершенно противоположные отзывы на один и тот же вебинар. Так, например, я выгружаю отчет и вижу, что один человек написал «вебинар был проведен на хорошем уровне, ведущий придерживался оптимального темпа» и «хорошо раскрыл тему», в то же время кто-то отметил «содержание было рассчитано на продвинутых пользователей, я был перегружен терминологией». Можете дать какой-то совет?

Кристен: Мнение аудитории будет варьироваться в зависимости от опыта каждого человека. Мы часто указываем для присутствующих наши другие учебные мероприятия или вебинары на случай, если у них остались вопросы, или если они нуждаются в обучении.

Артем: Спасибо! И последний вопрос. Что если новый сотрудник в компании еще только знакомится с форматом вебинаров, а его или ее руководитель говорит «хорошо, завтра тебе нужно провести эту сессию». Что он должен сделать в первую очередь?

Кристен: Первым делом ему нужно ознакомиться с технической стороной вопроса. Запустить сессию в тестовом режиме, внимательно ее просмотреть, убедиться, что понимаешь, как делиться контентом, где найти вопросы зрителей и как на них отвечать. А потом только практиковаться, практиковаться и практиковаться.

Комментарии (2)


  1. paranoidEngineer
    20.09.2018 18:01

    Нам нравится периодически запускать неформальный чат, перед этим попросив участников ответить на вопрос, откуда они присоединились к нам. Это простейший вопрос, на который может ответить каждый, при этом после него людям становится проще включиться в обсуждение.

    Вопрос действительно несложный, но эффект от него может быть и прямо противоположным заявленному. Участники вебинара ведь вполне понимают, что организаторам скорее всего не важно кто откуда, а сам вопрос нацелен именно на разогрев аудитории. А если собеседник механически прорабатывает скрипт это почти всегда отталкивает. Так что, видимо, стоит либо пояснить почему это действительно важно, либо придумать более естественный вопрос.
    В целом, было интересно почитать о Вашем опыте, спасибо.


    1. agurnov Автор
      20.09.2018 18:04

      Спасибо Вам за обратную связь. На самом деле, согласен. Буквально вчера был на одном вебинаре как слушатель, и в самом начале ведущий задал этот вопрос. Первая мысль «Ага! Понятно. Разогревает...».