Предлагаем вспомнить, как развивалась сама компания и ее технологии, прошедшие почти за век путь от производства муфт до выпуска сложных систем для горных электровелосипедов.
/ Flickr / Glory Cycles / CC
Эволюция оборудования Shimano
В 1921 году 26-летний Сёдзабуро Симано (Shozaburo Shimano) арендовал помещение площадью 40 кв. м в японском Сакаи. Здесь он запустил производство обгонных муфт.
К тому времени в стране уже работали крупные компании, выпускавшие велосипеды для местного рынка и на экспорт. Сейчас сложно сказать, каким из этих компаний поставляла свои первые детали Shimano Iron Works и какие решения принимал Сёдзабуро как руководитель. Однако мы точно знаем, что производство росло и нанимало новых сотрудников.
Основатель компании управлял производством вплоть до своей смерти в 1958 году. За год до этого Shimano выпустила свой первый трехскоростной концентратор, который запустил череду инноваций. Его далеким потомком из нашего времени можно назвать планетарную втулку Nexus Inter-3.
В 1965 году Shimano вышла за пределы Азии и открыла офис в Нью-Йорке. Это произошло незадолго до бума велосипедов в США. Высокий спрос дал шанс азиатским производителям на новом рынке. Этим шансом воспользовалась и Shimano.
На тот момент компания и ее «соотечественники» не выпускали собственные комплекты — их детали дополняло оборудование других производителей. Соглашения с ними не давали азиатским компаниям полного контроля над линейкой продуктов и не позволяли обновлять их так часто, как те считали нужным. Некоторые компании, такие как SunTour, предпочли сохранить свою узкую нишу в те годы, а Shimano выбрала путь конкуренции с бывшими партнерами. Производитель существенно расширил внутренний штат разработчиков и уже в 1973 году представил свой первый комплект — Dura-Ace. Его название одновременно отсылает к сплаву дюралюминий и прочности системы (от английского durability).
Тогда лидером европейского рынка деталей для гоночных велосипедов являлся итальянский производитель Campagnolo. Первый комплект Dura-Ace вышел в один год с комплектом Campagnolo Super Record, который тепло приняли благодаря прошлым заслугам бренда и характеристикам нового оборудования. Несмотря на наличие сильного конкурента, Shimano удалось закрепиться на рынке. Уже через три года компания выпустила обновленный Dura-Ace. С тех пор Shimano вот уже 40 лет поддерживает эту серию.
В 1984 году Shimano представила первую в истории систему индексного переключения передач (Shimano Index System) на Dura-Ace 7400. До этого велосипедистам необходимо было самостоятельно выбирать положение ручки, чтобы контролировать передачу. Индексная система позволяет сделать это по одному щелчку. В 1990 году Shimano представила важное дополнение к ней — двойную систему. В ней манетка совмещена с ручками тормозов.
В 1988 году Энди Хэмпстен (Andy Hampsten) стал победителем гран-при велогонки Джиро д’Италия. На его велосипеде был установлен комплект Dura-Ace. Эта победа стала первым крупным спортивным достижением на оборудовании Shimano. В 1999 году к этому списку прибавилась победа в Тур де Франс на Dura-Ace. К слову, сейчас большая часть спортсменов в этой велогонке использует Shimano, в том числе и победитель Крис Фрум (Chris Froome).
Shimano выпустила первый в истории MTB-комплект — Deore XT — еще в 1982 году. А в 1991 году на рынке появились первые детали серии XTR — компоненты для горных велосипедов. Наряду с XTR у Shimano есть и другие горные комплекты — например, SLX. Тормозами и переключателями этой системы оснащен Twitter MANTIS-E1.
В течение следующих лет параллельно с MTB-комплектами продолжала развиваться флагманская линейка Dura-Ace, а вместе с ней и другие группы шоссейных комплектов. Существенный технологический прорыв для всех последующих моделей произошел в 2009 году с выходом комплекта Dura-Ace 7970. Он был оборудован электронной системой переключения, которая получила название Digital Integrated Intelligence (или Di2).
На трансмиссию нового поколения сразу обрушилась критика — в СМИ Di2 называли «маркетинговой уловкой» и «решением проблемы, которой не существует». Прошли годы, и теперь электронная система переключения стала отраслевым стандартом для велогонок. Несмотря на признание, высококлассные комплекты от Shimano зачастую выходят в механической и электронной версии на выбор велосипедиста.
В 2010 году на рынке появился первый комплект Shimano для электровелосипедов — Steps. Он базируется на технологии Di2. Запуск комплекта совпал с новой волной интереса к электротранспорту в Европе и США. Элементы системы Steps, которая наряду со «стандартным» набором компонентов включает двигатель и батарею, установлены на велосипедах от таких брендов, как Kenzel, Panther, Superior.
У комплекта Steps есть специализированное ответвление — серия электронных систем для горных велосипедов. Переключатели с различными режимами передвижения можно встретить на велосипедах от Kelly's, Bergamont, Wisper.
Классификация современных комплектов Shimano
Комплекты Shimano делятся на две большие группы: шоссейные и горные. Электроприводы можно выделить в отдельную категорию, однако они уже достаточно прочно закрепились и в первой, и во второй группах.
К шоссейным комплектам относятся уже упомянутые Dura-Ace — самые дорогие в группе, — Ultegra, 105, Tiagra, Sora, Claris, 2300. Claris — бюджетная линейка Shimano. Это оборудование, как правило, устанавливают на самых доступных велосипедах. В трансмиссии Claris 8 звезд. Sora и Tiagra близки по классу к Claris. У Tiagra есть много общего с 105-ми комплектами, но все же они остаются более бюджетным вариантом. Tiagra, как правило, оснащают городские прогулочные велосипеды.
105-е комплекты открывают следующий класс оборудования Shimano. В 2018 году линейка R7000 получила серьезное обновление, которое приблизило ее к Ultegra с точки зрения конструктивных особенностей. У 105-х все еще нет Di2, но зато появились дисковые тормоза. Этот комплект позиционируется как доступное предложение, по качеству не сильно уступающее высококлассному оборудованию.
За 105-м следует Ultegra. В некотором смысле это «младший брат» Dura-Ace. Как и на Dura-Ace, на Ultegra доступны электронные переключатели и гидравлические тормоза. В 2017 году обновление комплекта R8000 из этой линейки еще больше приблизило его к флагманскому шоссейному продукту. Ultegra — это универсальный продукт, который подходит и для езды по неровной поверхности благодаря заднему переключателю, помогающему удерживать цепь в экстремальных условиях. Ultegra поставляется и с механическими переключателями.
Dura-Ace — премиальный шоссейный комплект, который совершенствуется уже почти полвека. Его используют профессиональные спортсмены, которые ценят в оборудовании легкий вес и комфорт от плавного переключения как на механике, так и на Di2. Недавно версия с электронным переключателем получила новую функцию — Synchronized Shift. По сути она позволяет «запрогроммировать» езду — установить одновременное переключение задних звезд по щелчку шифтера. Велосипедист может отказаться от этого режима и переключаться привычным образом.
Эта технология заимствована из MTB-линейки компании. Вообще, между флагманским шоссейным комплектом и оборудованием для горной езды Shimano все больше общего — например, технология Shadow. Переключатели Shadow имеют меньший профиль по сравнению с другими моделями — это защищает от повреждений — и обеспечивают прямое положение троса — так он не получает лишние изгибы. Такие переключатели встречаются в горной серии SLX, в том числе на электровелосипеде Twitter AM26-E1 17.
/ twitter-bikes.ru
В горной линейке Shimano за последние 35 лет вышло еще больше комплектных групп, чем в шоссейной, — XTR, Saint, Deore XT, SLX, Zee, Hone, Deore LX, Deore, Alivio, Acera, Altus, Tourney. Как и шоссейные комплекты, горные делятся на классы — от премиального (XTR) к самому доступному. Наряду с классами есть и разделение по применению.
Самому дорогому оборудованию — XTR — отдают предпочтение профессиональные спортсмены. Saint, Zee и Hone подходят для экстремального вождения и фрирайда, SLX и все остальные — для любительских горных прогулок.
От производства некоторых комплектов Shimano отказалась. Речь идет о семействе Hone. Другие компания запустила совсем недавно — например, Tourney. Все действующие серии получают регулярные обновления. Горные комплекты также перенимают конструктивные особенности гоночных — новые поколения 9-скоростных трансмиссий Alivio, Acera и Altus недавно переняли дизайн своих скоростных аналогов, а также технологию MEGA9 LITE, которая обеспечивает улучшенную маневренность при езде.
Среди базовых моделей выделяется комплект Alivio. По аналогии со 105-м шоссейным он принадлежит к «переходному виду». Комплект близок по характеристикам к своим более дорогим аналогам, а по цене — к «соседям» по классу. 9-скоростную трансмиссию за счет цены и надежности считают универсальным решением — ее используют не только для горных восхождений. Недавно Trek выпустил обновленную модель своего классического походного велосипеда, в котором элементы Alivio сочетаются с деталями шоссейного Sora. К горным электровелосипедам с переключателями Alivio относится Twitter VS7.0-EM 17.
/ twitter-bikes.ru
Новые 11-скоростные SLX обладают всеми важными разработками Shimano последних лет, в том числе задними переключателями, выполненными по технологии Shadow Plus, и дисковыми тормозами. При этом комплект просто настроить под собственные предпочтения в езде. Систему SLX устанавливают на горные электровелосипеды по типу Yamaha YDX Torc и Twitter AM26-E1 17.
И среди горных комплектов есть модели, поддерживающие технологию Di2. Это профессиональные компоненты семейства Deore XT (XT M8050) и XTR.
/ Flickr / Floris Oosterveld / CC
«Изюминка» Shimano
Разнообразие современных комплектов Shimano демонстрирует комплексный подход компании к рынку велосипедов. Это характерный стиль производителя, проявившийся еще в 1960-х, когда Shimano перестала быть поставщиком отдельных компонентов.
Интересно, что компания на протяжении долгих лет эволюции не утратила интерес к узким нишам. Пример этого подхода — проект Coasting для американского рынка. Shimano в 2000-х вместе с несколькими производителями велосипедов изучила предпочтения жителей США — какие велосипеды нужны большинству потребителей.
Выяснилось, что это должны быть простые модели, напоминающие о детских впечатлениях от классических велосипедов. В то время как Shimano уже производила инновационные комплекты для ведущих спортсменов и была близка к выпуску первых систем Di2, дизайнеры компании и привлеченные консультанты разработали серию простейших компонентов для массового рынка. Комплекты Coasting были оснащены 3-скоростной трансмиссией с автоматическим переключением передач и «классической» ножной тормозной системой вместо ручного тормоза.
Хотя проект просуществовал совсем не долго, в свое время он удостоился наград и признания. Shimano последовала своему принципу непрерывного развития и пошла дальше — развивать комплекты для самых разных групп потребителей. Возможно, залогом успеха компании всегда было именно это стремление — угодить не только профессиональным спортсменам, но и обычным любителям велосипедной езды.
Несколько обзоров электровелосипедов Twitter:
Комментарии (51)
V1RuS
30.09.2018 22:37+4Хм. А где, собственно, история? Немного о шоссейной линейке — и все? Даже ни слова о том, что Shimano не только велокомпоненты производят, но еще и рыболовные катушки.
Дальше. Про компоненты. Описание будто взято с первого попавшегося велосайта.
От производства некоторых комплектов Shimano отказалась. Речь идет о семействе Hone.
в 2008 году. До этого были еще серии, можно было и о них упомянуть, раз уж так.
Другие компания запустила совсем недавно — например, Tourney.
ничего себе «недавно». уже лет 15 так называется низшая линейка переключателей.
В 1990 году Shimano представила важное дополнение к ней — двойную систему. В ней манетка совмещена с ручками тормозов.
вот вообще непонятно, что это про Dual Control, где передачи переключаются наклоном тормознуй ручки. Потому что это не описано. Вначале вообще подумал, что это про комбоманетки.
Переключатели Shadow имеют меньший профиль по сравнению с другими моделями
хотя бы картинку можно было добавить
Synchronized Shift. По сути она позволяет «запрогроммировать» езду — установить одновременное переключение задних звезд по щелчку шифтера.
што?
Совсем ничего про втулки с переключением передач, а ведь тот же Nexus очень интересный: варианты на 3, 7 и 8 передач, или большая втулка на 11 передач. Совсем ничего про другие компоненты (контактные педали, тормоза, каретки и т.д).
Сорян, но статья в английской вики про Шимано гораздо лучше, чем ваша. Оттуда можно узнать, например, что:
— именно они придумали фрихаб (обгонная муфта, встроенная во втулку)
— в этом году выпустили кассету (групсет?) на 12 звезд, XTR M9100
и много других клевых штук.DoMoVoY
01.10.2018 06:47тоже никак не мог сформулировать чем же эта статья так глаз коробит… Вообщем-то реклама бернда Twitter, прикрытая справкой из википедии. Статья на двойку.
NeuroHunter
01.10.2018 10:09Справедливости ради — 12-скоростную кассету они выпустили едва ли не самыми последними, чтобы быть «в тренде».
tvr
01.10.2018 10:10Но ещё и рыболовные катушки.
Ничего не понимаю в велокомпонентах, но рыболовная снаряга Shimano хороша. Стоит своих денег не самых маленьких денег.
justmara
01.10.2018 10:15кстати, dual control были и на mtb. но чот не прижились. а по мне так удобно, блин. xt дуальные у меня до сих пор прекрасно пашут без каких-либо нареканий.
JC_IIB
01.10.2018 12:26Совсем ничего про втулки с переключением передач, а ведь тот же Nexus очень интересный: варианты на 3, 7 и 8 передач
Как ежедневный пользователь Нексуса на 7 передач, подтверждаю — штука крайне удобная.
Segrio
01.10.2018 08:03Надо было назвать статью как и ваши предыдущие: обзор велосипеда бла-бла — обзор переключателей Shimano, а так, название совсем не соответствует содержанию, а из-за этого появляется стойкое ощущение, что в очередной раз маркетолог хочет
поиметьнакормить тебя еще одной байкой.
NeuroHunter
01.10.2018 10:12SynchoShift есть и на Ultegra, причем не только на R8000, но и на предыдущем поколении. Вообще разница между Ultegra и Dura-Ace — в том, что Dura-Ace легче благодаря другим материалам (и, соответственно, дороже). С точки зрения конструкции и механические, и электронные версии одного поколения не отличаются.
Etherial
02.10.2018 10:33Для тех кто хочет подробностей есть видео GCN про сравнение этих систем
https://www.youtube.com/watch?v=HbDROaZ2_Wo
Stirliz85
01.10.2018 11:00Самому дорогому оборудованию — XTR — отдают предпочтение профессиональные спортсмены. Saint, Zee и Hone подходят для экстремального вождения и фрирайда, SLX и все остальные — для любительских горных прогулок.
И среди горных комплектов есть модели, поддерживающие технологию Di2. Это профессиональные компоненты семейства Deore XT (XT M8050) и XTR.
Так ХТ — это профессиональные или любительские компоненты? Ну и писать про Hone в настоящем времени, когда спустя пару строчек пишите о сворачивании его производства — это немого не то.
Silvatis
01.10.2018 12:44Alivio является не средней моделью, а топом бюджетного класса. В этом групсете полно «закладок». Старая Alivio действительно была качественней в прошлом, к слову.
Долгое время, в принципе и сейчас, настоящим средним уровнем является Deore. Эта серия негласно была «походной». Деор тяжелее своей родни из более дорогого сегмента, но при этом в нем отсутствуют «закладки». Недостаток в весе в результате оказался преимуществом: «it's not heavy, its solid!»
В настоящее время, зная о «походном» назначении «Деора», шимано выпустила новую серию: Deore xt: все тот же «неубиваемый» деор но с более подходящим набором скоростей и даже di2 версия (не сильно уместная в данных целях, к стати говоря).lokkiuni
01.10.2018 13:46ХТ появился одновременно с деором году так в 2000.
Ну и да, после деора начианется резкий взлёт цен в основном за вес (хотя переключатели стали откровенно паршивые). Но старые (2005) переключатели хт, до-шедоу, вообще неубиваемые, в отличие от новых, т.е. легче и крепче деора. То же и с шатунами — жесткость сильно выше, прочность тоже, вес ниже.bobermai
01.10.2018 15:12А с шатуном-то что можно сделать?
lokkiuni
01.10.2018 16:50Сорвать шлицы, оторвать ушки звезды, погнуть, закрутить винтом (это кстати достаточно часто случается, когда есть ощущение, что как-то не так педаль крутится), отдельные таланты оси ломают, убить резьбу педальную (это при установке — например, не доконца если вкрутить).
Ещё добавим встречи с камнями, для карбоновых шатунов это не самое радостное событие, для алюминиевых впрочем тоже. При том от этого страдают все велосипеды — в даунхилле каретка низко, но не крутят почти, а во всех остальных дициплинах — во время кручения зацепить легко, хоть и каретка выше обычно.
Silvatis
01.10.2018 15:48Не просто xt а deore xt. Вообще именно деоровский хт существовал всегда, но нынешний m8000 очень добротный.
Что же до простой xt серии — по конструкции идентичны деору но на промах в роликах и на фичу больше. По сути деор, это прошлая итерация xt минус промы в роликах и больше люминя в параллелограмме. Что касается прочности xt vs deore — сомнительные заявление. В Deore явных «закладок» (кроме роликов без ) как в сериях ниже я не вижу.lokkiuni
01.10.2018 16:46Ну я уже 2 или 3 раза менял сзади переклюк, и каждый раз возвращался к ХТ 2005го года, т.к. более свежие не такие живучие, хоть и легче ощутимо.
А конструкция то у всех плюс-минус, разница в материалах и колличестве операций по изъятию лишнего металла. И за счёт материалов старшие линейки ощутимо крепче и жестче (в смысле, не ломаются, да и гнутся реже).Stirliz85
02.10.2018 03:51На XTR очень сильно жалуются, что они «одноразовые» из-за любви к карбону и излишнему облегчению. Свой старенький (не скажу какого года, но уже с shadow) ХТ группсет на 9 скоростей до сих пор убить не могу, только расходники меняю.
NickyX3
03.10.2018 08:13У меня переклюк Deore LX 2003 до сих пор живой.
Правда на манетках Sram Rocket/X9 (зад/перед) 2005 года. Там где индикаторы в хомуте, отличные были штуки
FiLunder7
02.10.2018 11:06Задние переклюки дл ДХ и КК, все-таки лучше Срам, так как их «колбасит» гораздо меньше. Ну а точность и скорость переключения на высоте. Я свои Х9 лет 7 назад как настроил так и не трогал больше. Переключают чётко и по сей день.
bobermai
02.10.2018 12:33О, холивар :)
FiLunder7
02.10.2018 12:35Да это не холивар. Просто у Срама на одну степень свободы у переклюка меньше, и на неровностях он не так гуляет как Шимано. Меньше дребезга от цепи. А тормоза у меня например Сэинт шимано — лучше тормозов у меня не было. Даже Hope мне меньше понравился чем они.
lokkiuni
02.10.2018 12:49Холивар, холивар. Старые шимано, например, переключаются очень мягко и незаметно. Потом, есть такая штука, как шедоу+, с которой описанного эффекта нет, да и в целом имхо эффекту придаётся слишком большое значение (хотя мне-то хорошо — от пера до цепи сантиметров так 20). Да и ХТ примерно того же года работает не хуже (и тоже не требует настройки — разве что подшипник в роликах не выдержал издевательства и стёрся). Так что да, холивар.
Ну и тормоза на самом деле сейчас все работают хорошо, начиная примерно с 500й серии шимано и выше. Да, какие-то приятнее, какие-то менее, но с задачей «тормозить и не отвлекать от езды» справляются все основные производители (шимано, срам, магура, хоуп, формула, хаэс там жив ещё?)).NickyX3
03.10.2018 08:17Hayes велосипедный полумертв. Нет, что-то они там пытаются снова сделать, но не очень популярно сейчас. С другой стороны, я вот использую Hayes HFX-9 аж 2004 года. Пару раз ремкомплектом заменил поршня-резинки, работают.
stalinets
Shimano, конечно, молодцы и делают хорошее оборудование. Но и у их основных конкурентов, SRAM, также есть отличные линейки навесного оборудования.
Есть и ложка дёгтя: например, в гидравлические тормоза Shimano нельзя лить обычную тормозную жидкость DOT, извольте купить дорогое фирменное минеральное масло, иначе разъест резинки. В то время как в гидравлику других брендов, по отзывам на форумах, DOT льётся без проблем.
newborn83
+эта минералка успешно дубеет при морозе и тормоза перестают работать, в отличие от таких же на синтетике.
Silvatis
Катался при -20, отлично работают, ничего не дубеет. По паспорту минералка замерзает от -40 а ниже — уже как присадки справятся.
может, вы залили контрафакт какой в систему, или же должно её не обслуживали и попала вода?
lokkiuni
Что шимановская, что магуровская жижи ощутимо густеют — работает всё отлично, но ощущение ваты. Может быть, у вас тормоза таки на доте?)
пс лично щупал сейнты, несколько тормозов 400-500 серий, луизу с штатной голубой жижей, шимановской и LHM — с последней зимой тормоза работают абсолютно так же, как зимой, вплоть до -20, без изменения ощущения. Более того, после минус 10-15 ещё и в штаны вилки её лить приходится — единственное, что работало адекватно, из нескольких сортов вилочного и моторного масла. Но при -10 и теплее уже не хватает вязкости на ногах удержаться — в общем, этакий вариант на те пару недель дубака.
Silvatis
Я лично каждые полгода новую шимановскую минералку заливаю, уж не спутаю при всем желании. И люблю именно по этой причине. с все разъедающим дотом возиться — то еще удовольствие.
Вот вилка — да, зимой в ригид превращается)
lokkiuni
Ну с первым странно, у меня что на шимане, что на магуре ощутимо медленнее ручка возвращается в мороз (какой именно не вспомню, эту зиму на авиде откатал). И вообще масло вроде бы нет смысла так менять, или чёрное к концу сезона?
А с вилкой — определить, демпфер тупит или направляющие, и соответственно масло залить жиже. На сколько помню, ATF от автоматических коробок чуть жиже стандартных 5-7.5 вилочных и меньше дубеет, как раз выходит для зимы, либо мотюлевскую дорогущую синтетику Race Line. В штаны — либо моторку пожиже, либо для совсем мороза-мороза LHM, в воздушную камеру аналогично, по весне менять на обычное демпферное и моторку соответственно. Дёшево, сердито, работает лучше фименных масел, т.к. точнее под условия подходит. Ну и не забывать паралоновые колечки лучше прочищать и после пропитывать под сальниками, иначе более густым маслом будут пропитывать ноги.
V1RuS
Да, в такую, в которой DOT изначально.
Потому что уплотнительные резинки в тормозах рассчитаны либо на тормозную жидкость DOT, либо на масло, но не одновременно на то и другое. Нельзя в тормоза с DOT лить масло, как и наоборот.
immaculate
DOT2 — это вроде бы касторовое масло.
resetme
Нет, это сложная жидкость из нескольких компонентов-присадок, обычно очень ядовитая и разъедает краску, если попадет на другие части велосипеда.
immaculate
Это DOT4/DOT5 — разъедают краску. DOT2 используется в ретро-авто, и по сути является касторовым маслом: Castor oil-based (pre-DOT, DOT 2)
resetme
Спасибо, понятно. Просто не сталкивался с ретромаслами ниже DOT3. А DOT3 тоже разъедает краску. Очень неприятная жидкость.
NickyX3
Если утопить краску в DOT-4 на полгода, конечно разъедает. Там кроме гликолей еще и борная кислота. Если помыть ЛКП в течение суток — ничего краске не будет, от слова совсем. Я 100500 раз оттирал дотом надписи лаковых маркеров с контрактных запчастей, включая крашенные
immaculate
Когда ремонтировал тормоза на Mercedes, при прокачке перестарался, и брызги попали на дверь водителя. Несмотря на то, что сразу же смыл, в местах попадания брызг, ЛКП начало сползать.
Авто было около 8 лет, за 8 лет эти брызги оказались едва ли не самым сильным повреждением ЛКП. Так что сутки ждать не нужно, сразу разъедать начинает.
Правда заливал DOT 5. Может быть она злее, чем DOT 4.
NickyX3
В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.
Силикон менее агрессивен.
По поводу разъедания — тут скорее всего влияет состав ЛКП. HS лаки держатся дольше, MS да, слабоваты. Если без лака краска — то конечно слезет, именно поэтому лаковые маркеры и отмываются хорошо именно «тормозухой». Но вот что на запчастях, что на велике при прокачке много раз проливал, не слезло ничего
Stirliz85
Если написано DOT, то льется только DOT. Притом строго тот, какой написан. Например, на моих Avid Code-R можно лить 5.1 и 4, а на Avid-Х0 только 5.1. И все, никакого другого Дота или, боже упаси, минералку нельзя.
Шимановскую минералку меняют на масло Джнсонс-Беби. Та же минералка с минимумом присадок. На морозе ведет себя пристойно. Лить его вместо ДОТа нельзя.
Moskus
Ну разберитесь же, наконец, в терминологии.
en.wikipedia.org/wiki/Brake_fluid
key_a1tos
раз Коды, значит ДХ/Фрирайд ?)
Ко мне завтра наконец доедут с Германии Magura MT5
Stirliz85
Кросс-кантри и немного экстрима.
mmlevin
Уже много лет езжу на Total LHM Plus, ситроеновское минеральное масло для гидравлики. Температура застывания -62 C, ездил (правда редко) в -15..-20 С, полет нормальный. Цена около 500 р за литр. И не только я езжу.
lokkiuni
Туда можно лить! любое! минеральное масло, как и например в Magura. Есть прекрасная жидкость для подвески Ситроена, lhm/lhm+, которое отлично рабоатет на морозе, не кипит примерно так же, как тормозная жидкость или дольше, не тянет воду (как следствие — не надо переодически менять) и стоит при том дешевле тормозной жидкости. Плюс в процессе прокачки не такое ядовитое и разъедающее всё и вся. Вон, в тормоза на доте тоже нельзя масло лить — это ж не является их минусом?)
mmlevin
Кстати да, синтетика разъедает краску наотличненько! До голого металла.
lokkiuni
DOT — это не синтетика, это вообще не масло, там емнип основа — какой-то гликоль. Синтетическое масло гораздо более «пушистое».
Silvatis
но зачем? классическая тормозная жидкость очень неудобна в обслуживании.
Etherial
Не совсем так, несмотря на то, что жидкости DOT имеют более низкую температуру замерзания, чем минеральное масло от Shimano, но является гигроскопичной, со временем набирает влагу и требует полной замены. К тому же из-за гигроскопичности DOT сложно покупать про запас.
С маслом попроще, влага скапливается внизу тормозной системы, так как не смешивается с маслом и ее проще убрать не меняя всего масла целиком.
Опять же, как выше уже некоторые отметили есть жидкости LHM/LHM+, которые можно заливать вместо родного масла и они прекрасно переносят морозы.
Да и в целом масло более приятная в работе жидкость чем DOT, краску не разъедает, попадание на кожу не страшно.