Онлайн-шопинг быстро становится одним из основных способов приобретения товаров в мире. Согласно прогнозам, к 2021 году мировые продажи в сфере электронной коммерции достигнут $4,5 трлн, что почти в два раза больше показателей 2017 года.
Этот рост во многом обеспечивается внедрением современным технологий. Сегодня мы поговорим о том, какие технологические тренды будут актуальны в ecommerce в грядущем году.
Развитие технологии электронных кошельков
В сфере электронной коммерции одной из главных проблем всегда был прием и обработка платежей. Ритейлерам было необходимо хранить платежную информацию клиентов и рисковать получить неприятности в случае взлома и ее утечки, или полагаться на сторонние процессинговые системы и терять доходы из-за их высоких комиссий.
Потери из-за мошенничества с кредитными картами в 2017 году составили $24,71 млрд, по статистике, почти половина владельцев банковских карт в США сталкивалась с кражей их финансовых данных в течение последних пяти лет.
Технология электронных кошельков (eWallets) позволяет бизнесу и его клиентам совершать транзакции без необходимости разглашения чувствительных данных вроде номеров банковских карт. В случае eWallet данные кредитной карты зашифровыаются и получить к ним доступ можно только с помощью специального пин-кода, пароля, отпечатка пальца или сканирования лица.
При этом, назвать такие кошельки однозначно безопасным инструментом нельзя. Более того, если атакующему удастся взломать кошелек пользователя, то он получит доступ ко всем хранящимся в нем банковским карточкам.
Для компаний поддержка технологии eWallet также не всегда удобна из-за большого количества таких решений. Нужно поддерживать инструменты вроде Google Pay, Apple Pay, Samsung Pay, PayPal и Stripe. Несмотря на свои недостатки, согласно прогнозам, эта технология к 2021 должна стать наиболее популярной среди пользователей, совершающих покупки онлайн.
Еще больше чат-ботов
Хайп вокруг чат-ботов, которая очень широко обсуждалась в 2016-2017 годах, в последнее время стих. Теперь ее уже не представляют как нечто, что перевернет то, как устроены коммуникации между людьми и компьютерами. Однако боты заняли свою нишу поддержки пользователей. Одно из применений таких инструментов – помощь покупателям интернет-магазинов.
Согласно статистике, к 2020 году боты будут отвечать за обработку 85% взаимодействий бизнеса с пользователями.
Один из наиболее успешных чат-ботов в сфере электронной коммерции – продукт ShopBot от eBay. Проект был запущен в 2016 году на платформе Facebook Messenger. Бот помогает пользователям искать товары в каталоге eBay – они отправляют ему описания товаров или отправляют фотографии, получая в ответ нужные ссылки.
Таких инструментов будет становиться все больше, хотя разработка качественного бота, который не просто хорошо работает, но умеет генерировать персонализированные рекомендации, учитывающие контекст, по-прежнему будет стоить дорого. Поэтому ожидать распространения технологии стоит прежде всего в случае крупных ecommerce-компаний.
Более продвинутые мобильные версии магазинов
Большинство онлайн-взаимодействий сегодня осуществляются с помощью мобильных устройств. По данным OuterBox, в 2017 году 62% пользователей смартфонов хотя бы раз совершали покупку со своих устройств. Только для США это дает 75 млн покупателей, во всем мире их число составляет сотни миллионов. Проникновение смартфонов и планшетов продолжается, что способствует и росту числа мобильных покупателей.
Однако просто запустить адаптированную под мобильные устройства версию интернет-магазина уже давно недостаточно. Несмотря на то, что почти все интернет-ритейлеры давно это сделали, по статистике, 84% покупателей испытывали сложности с проведением транзакций со смартфона. Тут важна и другая цифра из отчета OuterBox – 40% пользователей, столкнувшихся с проблемами при покупке, заявляют о том, что уйдут к конкурентам.
Поэтому компании будут вкладывать еще больше ресурсов в проработку UX на мобильных платформах. Это означает в тм числе SEO-оптимизацию, адаптивные шаблоны важных страниц, интеграция SMS, адаптация визуальных материалов для отображения на маленьких экранах.
Умное ценообразование и MAP-мониторинг
Ритейлеры довольно давно используют подход динамического ценообразования, при котором цена устанавливается на основе текущей ситуации на рынке и действий конкурентов. И если ранее такие изменения и мониторинг проводились главным образом вручную, то теперь для решения этой задачи все активнее используются новые технологии.
К примеру, уже есть решения, которые подразумевают использования для анализа рыночной ситуации искусственного интеллекта, который оценивает информацию по спросу, ценам конкурентов, затраты на доставку в каждом конкретном случае, и динамически изменяет цены для разных товаров.
Еще один важный момент здесь – мониторинг минимальной рекламируемой цены (Minimum Advertised Price, MAP). В некоторых случаях по ошибке ритейлеры могут показывать пользователям цену, которая ниже той, которую установил поставщик товара. Это значит, что если покупатель заплатит, то не сможет получить товар. Такие ситуации всегда приводят к негативу и потере клиентов. Во избежание таких проблем ритейлеры будут активнее внедрять инструменты MAP-мониторинга.
Оптимизация ассортимента с помощью ИИ
Растущая конкуренция также вынуждает ритейлеров активнее оптимизировать каталоги своих товаров. Искусственный интеллект может использоваться не только для определения наиболее подходящих цен на товары, но и для подбора самих этих товаров.
ИИ может анализировать исторические данные, сравнивать их с текущими трендами рынка для определения конкурентоспособности того или иного продукта. В итоге в автоматическом режиме какие-то товары попадают в каталог, что-то из него удаляется, какие-то товары сохраняются или перемещаются на страницах.
Такие инструменты и данные доступны крупным ритейлерам, которые активно ими пользуются. К примеру, Walmart применяет этот подход – непопулярные продукты и товары с негативными отзывами удаляются из онлайн-каталога, их заменяют продукты, которые хорошо продаются или помогают перетянуть покупателей у конкурентов. Применение новых технологий позволило компании увеличить свой онлайн каталог с 700 тысяч товаров в 2011 году до 60 млн в 2017-2018 гг.