Вы могли бы решить, что надёжный способ сделать хитовое видео для YouTube – собрать кучку мегазвёзд YouTube, снять видео о том, как они разглагольствуют о самых популярных темах года, и выпустить результат в виде годового обзора событий.
И вы бы ошиблись.
Пару недель назад YouTube проверила эту теорию, выпустив ежегодную ретроспективу YouTube Rewind. Восьмиминутное видео было напичкано мета-юмором, связанным с YouTube, упоминаниями звёзд YouTube (Ninja! The Try Guys! Bongo Cat!) и привычных звёзд (Уилл Смит! Тревор Ноа! Джон Оливер!). Видео было ловко спродюсировано и выглядело цельным, упоминало популярную игру Fortnite, популярные видеоформаты и пела хвалу разнообразию и инклюзивности YouTube.
Это должно было стать празднованием целого года творческих успехов YouTube, однако видео вызвало настоящий шторм и привело к кампании минусования, которая сама по себе стала мемом. За 48 часов к видео поставило дизлайки более 4 млн человек. На прошлой неделе видео получило наибольшее количество дизлайков за всю историю сайта, собрав их более 10 млн, и побив предыдущего рекордсмена, клип на песню Джастина Бибера, Baby.
Оказывается, что так много фанатов YouTube рассердило то, чего в этом видео не оказалось. Многие наиболее памятные моменты уходящего года – августовский боксёрский поединок между KSI и Логаном Полом, двумя звёздами ЮТ, драка которых стала популярным спектаклем, за которым следили миллионы – оставили за кадром. Отсутствовали некоторые из самых известных ютуберов, включая Феликса Кьелберга, известного, как PewDiePie, одного из самых популярных творцов в истории ЮТ, в последний раз появлявшегося в годовом обзоре Rewind в 2016.
Некоторым ютуберам видео понравилось. Но многие восприняли его, как свидетельство того, что компания ЮТ оскорбляет сообщество ЮТ, подсовывая в компанию местных творческих ведущих кучку общепринятых звёзд, и сглаживая основные моменты для того, чтобы получить пригодные для рекламы сцены.
«Оно полностью оторвано от сообщества и его авторов», — сказал Кьелберг, назвавший компиляцию Rewind этого года «катастрофой, снятой на видео» в своём собственном видеообзоре.
Итан Кляйн, ещё один популярный ютубер, опубликовал свой обзор под названием «Пора остановить YouTube Rewind».
Маркес Браунли, автор с ЮТ, которого включили в Rewind, сделал по его мотивам свой ролик под названием «Проблема с YouTube Rewind», где более спокойно объяснил, что главной проблемой ролика стало то, что он пытался угодить двум несопоставимым аудиториям – авторам, желающим получить всю широту отклика с ЮТ, и рекламодателям, которых надо убедить в том, что на этой платформе можно безопасно тратить деньги.
Представитель ЮТ, Андреа Фавиль, заявила, что «такой цели, как сбросить с трона клип Baby, у них не стояло». И добавила: «Честные отзывы могут нам не нравиться, но мы прислушиваемся к ним и благодарны за то, насколько людей это волнует. Пытаться выразить всю магию ЮТ в одном видео, это всё равно, что пытаться загнать молнию в бутылку. Мы также узнали, что создавать хороший контент тяжело – этим мы подчёркиваем наше уважение и восхищение авторами с ЮТ, которые занимаются этим ежедневно».
Заявление Фавиль завершила анимированным отрывком из мультфильма про губку Боба:
Решение ЮТ укладываться в рамки рейтинга G можно понять. Рекламщики с подозрением относятся к платформе с момента раскрытия в прошлом году фактов того, что алгоритмы ЮТ помещали некоторые рекламные ролики в видео, содержащие экстремистские материалы, расистское содержимое и разжигающие ненависть тексты. Это привело к тому, что некоторые рекламодатели перестали размещать рекламу на ЮТ. После этого сервис ужесточил правила монетизации, ограничил набор видео, которые могут приносить деньги посредством рекламы, что вызвало новый конфликт с авторами, назвавшими его «адпокалипсисом» [от (ad)vertisement — реклама].
Также естественно, что ЮТ избегает рекламировать авторов со спорным творчеством. Пол с 18 млн подписчиков и один из самых известных ютуберов, большую часть года заглаживал свою вину за неудачный эпизод, в котором он снял труп, свисающий с дерева в японском «лесу самоубийц». Кьелберг с более чем 76 млн подписчиков постоянно подвергается критике за своё поведение перед камерой, включая нацистские шуточки и превозношение антисемитских каналов ЮТ.
Ругань между сервисом и его авторами не является новым явлением. Однако споры по поводу Rewind являются сигналом о более крупных проблемах ЮТ, пытающегося выставить себя в виде оплота хладнокровного и инклюзивного творчества, при том, что его обвиняют в радикализации поколения молодых людей, которых он якобы подталкивает ко всё более экстремальному контенту, позволяя реакционным фанатикам и любителям теорий заговора доминировать на платформе.
Попытки ЮТ усложняются тем, что на сервисе реально есть множество разнообразных и интересных авторов, делающих захватывающие ролики. Однако эти голоса с трудом можно услышать за рёвом наиболее одиозных фигур. В YouTube Rewind не упоминали Алекса Джонса, основателя сайта Infowars, посвящённого теориям заговора [и не только], создавшего империю на ЮТ с миллионами подписчиков, видео которого набрали более 1,6 млрд просмотров. Никто не упоминал группу политических ютуберов, составляющих "альтернативную сеть влияния", как называет её Ребекка Льюис из Исследовательского института данных и общества – когорту авторов видео, использующих их для продвижения радикально правых идей.
В прошлом году сервис ЮТ предпринял отличные попытки подчистить платформу. Этим летом сервис забанил Алекса Джонса за разжигание ненависти, [не всё так однозначно / прим. перев.] и попытался сделать так, чтобы видео, связанные с теориями заговора, не попадали в разделы популярных.
Однако такие люди, как Кьелберг и Пол – звёзды, обретшие популярность благодаря ЮТ, и всё ещё собирающие десятки миллионов просмотров ежемесячно – поддерживают неблагополучные взаимоотношения с платформой. ЮТ не хочет поощрять их поведение, продвигая их ролики официально, но при этом не хочет и ссориться с их крупными и страстными аудиториями. И поскольку другие платформы не могут похвастаться такими же крупными аудиториями и потенциалом для заработка, они застряли в неприятном чистилище, и делают обиженные видео о том, как несправедливо обошёлся с ними ЮТ, при этом стараясь не перейти черту, за которой их могут забанить или не дать им зарабатывать на видео.
Это напряжённое отношение – между имиджем сервиса, строящего из себя поддерживающее и толерантное пространство и людьми, стоящими за самым популярным контентом платформы – находится в центре споров о YouTube Rewind. Если ЮТ пытался создать правильную картину, представляющую наиболее популярные лица сервиса, ему пришлось бы включить в ролик фанатиков, реакционеров и молодых любителей юмора на грани. Обзор прошедших событий на ЮТ, в который вошли только демонстрация толерантности и плюрализма напоминает выборку кадров из метеорологической передачи, где показаны только ясные дни. Возможно, смотреть на это приятнее, но реального состояния погоды она не передаёт.
Нет ничего плохого в том, чтобы ЮТ показывал в подводящем итоги года видео хорошую работу, проделанную на платформе. Жаль, что для этого платформе приходится вырезать из сценария крупную часть своей истории. Возможно, вместо того, чтобы пытаться угодить всем в следующем году, сервису надо будет стать более похожим на то, как он представлял себя в обзорном ролике этого года – как платформу, которой он явно хочет стать.
Комментарии (17)
LinearLeopard
20.12.2018 11:32Возможно, вместо того, чтобы пытаться угодить всем в следующем году, сервису надо будет стать более похожим на то, как он представлял себя в обзорном ролике этого года – как платформу, которой он явно хочет стать.
То есть автор хочет, чтобы ютуб стал весь такой розово-сопельный с «важными» темами, как работающие мамы, и «экспериментами» как кипячение помады? Спасибо, не надо.
Я то думал, что самое хорошее в ютубе — это лекции от учёных на разные темы, доступные без поступления в университет и за бесплатно, обучающие видео, от замены крана до торта наполеон, возможность узнать другую точку зрения, что может привести тебя к истине или увидеть события непосредственно от участников, а не через призму СМИ, но, видимо, важнее кипячение помады и бросание ментоса в колу.
С другой стороны, это же NY Times, начинатели адмаргеддона, чего от них ждать, как не желания придавить конкурента.LinearLeopard
20.12.2018 13:02И отдельный плюс за то, что освятили какие они все разнообразные, всех рас, народов и языков. Правда, у нас не будет ни одного славяноязычного (как никак несколько сот миллионов людей, русский — второй язык по количеству страничек на нём в интернете), ни одного африканца, один испаноязычный, вроде, есть, но скорее всего он из Европы, а не Южной Америки.
Pycz
20.12.2018 14:26Справедливости ради: там была Кейт Клепп.
taliban
20.12.2018 17:26Люди выбирают сами что им нравится, извините, но вы меньшинство. Такие соцсети всегда будут развлекательными площадками. Просто потому что это выгодно, хомячков которые хотят хихикать над тем как кому-то бьют по яйцам на много больше чем тех кому интересно как работает автоматическая коробка передач.
defaultvoice
20.12.2018 12:09+3NYT как всегда пишет полную чушь. Rewind облили фекалиями не за то, что они решили выпустить только контент с рейтингом E, а за то, что упомянутые там видео вообще никакими трендовыми не были, да ещё и засунули в ролик кучу мёртвых (!) каналов, которые ни одного ролика за полгода-год последние не выпускали.
nick_gabpe
20.12.2018 12:17+1Youtube rewind оказался в этом году фантастически оторванны от реальности. Блоггеры говорили не то что хотели, а то от них хотел услышать youtube. Кроме того графика в этоам rewind была на уровне детского сада, ну вот серьёзно можно было хотя бы постараться? И ещё в обзоре, как и говорится в статье, не упонималось большинство интересных событий. Очень многих блоггеров хоть сколько-то нибудь появившихся в негативном свете не позвали.
Как итог получился какой-то приторно-ванильный обзор, без самых главных и интересных событий года, мало кому интересный.
Moskus
20.12.2018 12:25Крайне скользкая интерпретация событий.
Не упомянуто притягивание отдельных видео за уши. Зато сделан акцент на «противоречивости» и «экстремизме» тех, кто был из него исключен. Весьма тенденциозно описано, кого затронула демонетизация (на самом деле — много кого, включая чисто технические каналы, не имеющие отношения к политике или каким-то идеологиям вообще).
DjOnline
20.12.2018 12:33Кто все эти люди? С какого хр они решили, что это может быть интересно кому-то кроме USA, это всё местная шпана? Сделали бы для каждой страны свои актуальные тренды, у нас тут своего много интересного происходило. Даже тот же Ургант и тот более в тренде на местные вирусные видео и пародии, чем этот убогий Rewind.
GeMir
20.12.2018 16:47решили, что это может быть интересно кому-то кроме USA
А должно быть? Большая часть рекламы, показываемой YouTube, может заинтересовать далеко не тех, кто пришёл посмотреть бесплатные лекции или доклад TED. Угождать имеет смысл тому, кто скорее бездумно кликнет на рекламный баннер, нежели заплатит 11,99 € в месяц за удаление оной.
MasterHater
20.12.2018 12:42Если честно мне не ясна сама концепция Rewind (ну, насколько я понял что это такое) — просто видео о… ни о чём. Зачем это вообще существует? Почему это кого-то волнует?
Это просто какой-то триумф маркетинга над здравым смыслом.Moskus
20.12.2018 13:08Это существует, потому что Google/YouTube пытаются для рекламодателей казаться чем-то совсем не тем, чем являются на самом деле. Ровно как с мифической способностью показывать целевую рекламу (что крайне далеко от реальности на практике).
dolbnya
20.12.2018 17:03Мне кажется, что Rewind имел смысл на момент его появления. Когда популярность YouTube в целом и отдельных роликов в частности можно было объять. По мере развития и роста YouTube же стало невозможно вместить невместимое. Сайт стал платформой для ОГРОМНОГО количества контента, трендов, мемов и прочего. Сборная солянка на данный момент не имеет смысла.
Плюс, стоило бы возможно уже перейти на региональные Rewind'ы, раз уж идет погоня за рекламодателями. Они таргетируют свою рекламу, почему YouTube не начать таргетировать рекламодателей.
Areek
Haters gonna hate.