Проект предусматривает нулевую ставку по налогу на прибыль, полученную в результате реализации телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг на внешних рынках. Необходимые изменения предполагается внести в Налоговый кодекс до 30 декабря 2019 года.
Это станет значительным стимулом для российских компаний, которые в 2018 году установили абсолютный рекорд по экспорту: $2,55 млрд за первые шесть месяцев. Впервые в истории сальдо экспорта-импорта IT-услуг в РФ стало положительным.
По данным Центробанка, за первые девять месяцев 2018 года экспорт вырос до $3,83 млрд. В Минфине, ФНС и Минэкономики, значащихся ответственными исполнителями инициативы, комментариев не предоставили.
Руководитель проекта Российского экспортного центра (РЭЦ) по поддержке экспорта и информационных технологий Марат Караваев считает, что увеличение экспорта связано с усилиями российских IT-компаний по продвижению своих услуг на зарубежных рынках, а также с реализацией программы импортозамещения. Объективно говоря, могут влиять и некоторые другие факторы, о которых Марак Караваев не говорит:
- из-за падения зарплат российская рабочая стала дешевле и, следовательно конкурентоспособнее на внешних рынках;
- из-за падения внутреннего спроса в результате экономического кризиса компаниям приходится больше ориентироваться на внешний рынок. Объективно, производители вроде «Лаборатории Касперского» никогда не могут рассчитывать на серьёзные продаже в России, которые могут сравниться с продажами в Европе и США.
Управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов в комментарии «Коммерсанту» напомнил, что для участников рынка IT уже действуют налоговые льготы. Российское налоговое законодательство предполагает, в частности, освобождение от НДС услуг и работ по разработке софта и его модификации, если контрагент находится за рубежом. Кроме того, действуют льготы по уплате страховых взносов для IT-компаний до 2023 года включительно.
Партнёр Deloitte в СНГ, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ Владимир Елизаров добавил, что новая льгота может стать одним из критериев для международных компаний для создания или увеличения собственных центров разработки в России. Среди таких компаний, по его мнению, могут быть, например, классические разработчики софта в разных сферах, а также разработчики компьютерных игр и приложений.
Комментарии (10)
Tyusha
25.02.2019 09:14Кто может объяснить, как будет считаться база, если компания работает и на экспорт, и в России? Прибыль это ж не выручка, она возникает консолидированно от всей деятельности предприятия. Нельзя же разделить: «у нас вся прибыль от внешней деятельности, а все убытки на внутреннем рынке». :)) Это какой-то ЮКОС 90-х получится, прости господи.
(Вопрос чисто теоретический. Как оно на самом деле делается, мы и так все знаем.)
Areso
25.02.2019 09:18Впервые в истории сальдо экспорта-импорта IT-услуг в РФ стало положительным.
Потому что ПО теперь продается российскими фирмами, ага. Некоторые из них даже в реестр пробрались (поставщик — крадётся).
iwram
25.02.2019 09:27Хотят привлечь IT Компании к открытому рынку. И потом в один прекрасный момент, когда организаций будет достаточно, внезапно увеличить налоги и «собрать урожай». Схема старая и рабочая!
realloc
25.02.2019 09:50+1Это странная схема. Следуя логике, описанной в статье, становится выгодно заниматься аутсорсингом и аутстаффингом для иностранных заказчиков. Как только льготы отменяются, все конторы исчезают или начинают работать через прослойку на Кипре и урожай собирать не с кого. Это не масштабируемый экспорт сырья в чистом виде с хорошим шансом отбытия инженеров в страны заказчиков, работать уже у них после удачного опыта.
При этом такие же льготы на продаже непосредственно ПО и программно-аппаратных комплексов наоборот стимулировали бы развитие отрасли IT, поставку тиражируемых продуктов на внешние рынки на более конкурентных условиях и прочие радости жизни. И вот тогда, да, можно было бы собирать налоговый урожай, да и оживить экономику притоком внешних денег.
Похоже, это просто закон в угоду владельцам крупного аутсорса, не более того. Никаких урожаев в бюджет даже не планируют.teecat
25.02.2019 11:55+1Я вот лично другого не понимаю. Почему только ИТ-компании? Для других наукоемких отраслей проблем экспорта нет? По моему личному мнению куда затратнее построить завод и начать экспортировать его продукцию, чем арендовать офис под софтверную компанию
solariserj
25.02.2019 17:54Потому что наконец-то (в 2019 году!!!!) поняли что IT это деньги из «воздуха». В ЕС это уже проходили в 2002-2004.
IRainman
25.02.2019 19:33Затраты в IT очень сложно оцениваются адекватно. Есть даже «шутка», уже не помню как точно звучит, но «кто-то из профессоров в 60 задал двум студентам на лето задание распознать что на фотографии из национального парка птица… на дворе 2019, над этой задачей мы работаем до сих пор».
realloc
Если только услуг, а не продуктов, то это какая-то сырьевая модель…
lostpassword
Ну почему же сразу сырьевая. Есть и уникальные услуги, которые вполне себе существуют именно как услуги. Например, та же защита от DDOS.
Хотя, конечно, было бы лучше, если бы и на программные продукты это тоже распространялось.