В основе одной из самых знаковых игр всех времён лежит теория о том, как умирают города, внезапно оказавшая слишком влиятельной.


В 1984 году разработчик Уилл Райт как раз завершил работу над своей первой видеоигрой в жанре shoot-em-up под названием Raid on Bungeling Bay. В ней игрок управляет вертолётом, сбрасывающим бомбы на вражеские цели, расположенные на цепи островов. Райт был доволен своей игрой, получившей успех у покупателей и критиков, но даже после её выпуска продолжал экспериментировать с редактором рельефа, который использовал для дизайна уровней Raid. «Оказалось, что мне было гораздо интереснее заниматься этой частью, чем играть в саму игру и бомбить цели», — рассказывал Райт Onion AV Club. Очарованный создаваемыми островами, Райт продолжал добавлять в редактор уровней новые функции, создавая такие сложные элементы, как автомобили, люди и дома. Он был восхищён идеей сделать эти острова больше похожими на города, и продолжал выдумывать способы сделать мир «живым и более динамичным».

Пытаясь разобраться в том, как функционируют реальные города, Райт нашёл книгу 1969 года Джея Форрестера под названием Urban Dynamics. Форрестер был инженером-электротехником, начавшим вторую карьеру в области компьютерных симуляций; в Urban Dynamics используется его методология симуляции, позволившая ему предложить теорию о развитии и увядании городов, вызвавшую противоречивые отзывы. Райт использовал теории Форрестера, чтобы превратить создаваемые в редакторе уровней города из статичных карт зданий и дорог в живые модели растущего метрополиса. Со временем Райт убедился, что «подопытный город» был увлекательной видеоигрой без логического конца. После выпуска в 1989 году игра стала безумно популярной, продалась миллионами копий, выиграла десятки наград, зародила целую франшизу последователей и десятки подражателей. Она называлась SimCity.

Почти сразу после выпуска SimCity журналисты, учёные и другие критики начали обсуждать влияние, которое игра может оказать на планирование и политику в реальном мире. Спустя несколько лет после выпуска игры преподаватели университетов по всей стране начали интегрировать SimCity в свои учебные курсы по планированию городов и политологии. Такие комментаторы, как социолог Пол Старр, беспокоились, что внутренний код игры был «непостижимым чёрным ящиком», который мог «соблазнить» игроков принять его допущения, например, тот факт, что низкие налоги стимулировали в виртуальном мире рождаемость. «Играя в эту игру, я стал настоящим республиканцем», — сказал один из фанатов SimCity газете Los Angeles Times в 1992 году. «Единственное, чего я хотел — чтобы мой город рос, и рос, и рос».

Несмотря на всё внимание, лишь немногие из писателей изучили работу, зажёгшую в Райте интерес к симуляции городов. Почти забытая сегодня книга Urban Dynamics Джея Форрестера утверждала, что подавляющее большинство стратегий урбанистики в США не только были ошибочными, но и усугубляли те самые проблемы, которые должны были решать. Форрестер заявлял, что вместо программ развития в стиле «Великого общества» города для решения проблем бедности и увядания должны использовать подходы, менее вмешивающиеся в развитие, и стимулировать возрождение косвенно, через стимуляцию бизнеса и класса профессионалов. Посыл Форрестера стал популярен среди консервативных и либертарианских авторов, официальных лиц из администрации Никсона и других критиков стратегии невмешательства в урбанистическую политику «Великого общества». Такие воззрения, предположительно подкреплённые компьютерными моделями, до сих пор остаются влиятельными среди экспертов истеблишмента и политических деятелей.

image

150 уравнений, 200 параметров


Джей Райт Форрестер был одной из важнейших личностей в истории вычислительной техники, но в то же время одним из самых недопонятых. Он обучался в Лаборатории сервомеханики Гордона Браута в MIT, на протяжении Второй мировой войны разрабатывал автоматические стабилизаторы для радаров ВМФ США. После войны он руководил разработкой компьютера Whirlwind — одного из самых важных компьютерных проектов раннего послевоенного периода. Эта машина, сначала исполнявшая скромную роль симулятора полётов, превратилась в компьютер общего назначения, ставшего сердцем Semi-Automatic Ground Environment (SAGE) — сети компьютеров и радаров стоимостью многие миллиарды долларов, обещавшей компьютеризировать реагирование ВВС США на ядерную атаку Советов ускорением распознавания приближающихся бомбардировщиков и автоматической выводом истребителей для их перехвата.

В 1956 году, когда система SAGE ещё не была завершена, Форрестер внезапно решил сменить карьеру, перейдя от электронных систем к человеческим. Неожиданно устроившись на работу в Школу управления MIT Sloan, он основал дисциплину под названием «динамика промышленности» (позже переименованную в «динамику систем»). Поначалу эта область изучала создание компьютерных симуляций задач производства и распределения в промышленных фирмах. Но Форрестер и его команда студентов-выпускников позже расширила её на общую методологию понимания социальных, экономических и экологических систем. Самым знаменитым примером работы этой группы стала модель «судного дня» World 3, ставшая основой труда по экологии The Limits to Growth, книги, предупреждавшей о потенциальном коллапсе индустриальной цивилизации к 2050 году.

Urban Dynamics стала первой попыткой Форрестера применить свою методологию за пределами корпоративных залов заседаний. Он пришёл к идее решения проблем городов после встречи с Джоном Ф. Коллинзом, консервативным политиком-демократом, который завершал свой срок в должности мэра Бостона. Незадолго до этого Коллинз получил работу в MIT. Слушая истории Коллинза о работе мэра в 1960-е, Форрестер пришёл к убеждению, что промышленную динамику можно использовать для исследований бедности и оттока капиталов, связанных с продолжавшимся в США «урбанистическим кризисом». Несмотря на то, что у Форрестера не было знаний об урбанистике (да и о социальных науках в целом), Коллинз согласился, что их сотрудничество может оказаться плодотворным.

image

На протяжении 1968 года Форрестер посвящал по двадцать пять часов в неделю совместному с Коллинзом проекту. За это время он встретился с бывшим мэром и его командой советников, а также разработал обширную блок-схему связей между различными аспектами городской структуры. Форрестер перевёл эту блок-схему на язык симуляций DYNAMO, разработанный его группой. После того, как секретарь или студент-выпускник пробивал уравнения DYNAMO в перфокартах, их можно было загрузить в машину. Далее компьютер мог сгенерировать работающую версию модели, и вывести линейные графики и табличные данные, описывающие эволюцию симулируемого года, десятилетие за десятилетием.

Форрестер месяцами экспериментировал с этой моделью, тестировал её и проверял на ошибки. Он провёл «сотню или больше экспериментов по исследованию влияния различных стратегий на возрождение города, вошедшего в стадию экономического упадка». Спустя шесть месяцев после начала проекта и 2000 страниц телетайпных распечаток Форрестер заявил, что свёл проблемы города к серии из 150 уравнений и 200 параметров.

Спирали смерти


В начале стандартного 250-летнего прогона модели Форрестера симулируемый город пуст. Земля не занята, экономическая активность отсутствует, стимулов для строительства почти нет. В процессе постепенного развития города увеличение его жилого сектора, населения и промышленности поддерживают друг друга, и город переходит на этап стабильного экономического и популяционного роста. В течение этого периода люди тянутся в город, быстро строятся жилые массивы и предприятия.

Но когда город взрослеет и площадь его земель достигает полной занятости, рост замедляется. Площади, считавшиеся «привлекательными и полезными» уже заняты. Новое строительство происходит на более маржинальной земле, и поскольку эта площадь менее привлекательна, темп строительства замедляется. Когда для развития не остаётся больше свободной целины, новое строительство становится невозможным, а новое жильё и производство может строиться только после уничтожения старого. Новые мигранты, когда-то бывшие благом для промышленности города, продолжают прибывать в метрополис, вызывая перенаселённость и безработицу, ослабляют экономическую жизнеспособность и толкают город в смертельную спираль упадка и разложения.

Сюжет этой истории отражал упрощённые, а иногда и полностью вымышленные допущения в модели Форрестера. На самом базовом уровне Urban Dynamics моделировала отношения между населением, жилищным фондом и промышленными зданиями, с влиянием стратегий правительства. Город внутри модели Форрестера был очень абстрактным. В нём не было ни кварталов, ни парков, ни дорог, ни пригородов, ни расовых или этнических конфликтов. (На самом деле, люди внутри модели вообще не принадлежали к расовым, этническим или гендерным категориям.) Экономическая и политическая жизнь внешнего мира никак не влияла на симулируемый город. Мир за пределами модели служил только источником мигрантов в город, и местом, куда они бежали, когда город становился негостеприимным.

image

Жители симулируемого города Форрестера принадлежали к одной из трёх категорий классов: «профессионалы и руководители», «рабочие» и «безработные». Когда кто-то в модели урбанистической динамики спускался по лестнице классов вниз, то в дело вступали убеждения классистов о городской бедноте: рождаемость повышалась, сбор налогов снижался, расходы на социальные нужны повышались. Это означало, что городская беднота служила сильным тормозом здоровья симулируемого города: она не делала вклада в экономическую жизнь, имела большие семьи, увеличивавшие социальные расходы, а единственным их вложением были жалкие крохи поступлений в казну города.

Форрестер с осторожностью делал выводы о соответствии модели реальной жизни. Он предупреждал, что его модель является «методом анализа», и что было бы неумно считать его заключения применимыми, не убедившись сначала, что допущения модели соответствуют ситуации конкретного города. В то же время, Форрестер использовал симуляцию как аналогию городов в целом, делая огульные заявления о провале того, что он считал «контрпродуктивными» урбанистическими стратегиями.

По мнению Форрестера, низкодоходный жилой сектор был наиболее очевидным примером «контрпродуктивной» программы развития городов. В соответствии с моделью, эти программы повышали местное налоговое бремя, привлекали в город безработных людей и занимали участки земли, которые можно было использовать более здраво для экономики. Форрестер предупреждал, что программы строительства жилья, нацеленные на улучшение условий безработных, «повышали безработность и снижали мобильность роста экономики», обрекая безработных на пожизненную нищету. Эта идея не казалась чем-то новым для людей, погрязших в традиции консерватизма или либертарианства, но технический подход Форрестера к ней помог обеспечить ей актуальность в цифровую эпоху.

Аргумент о порочности


Когда мы рассматриваем социальное влияние компьютеров в политической и социальной жизни, то обычно воспринимаем его с точки зрения повышения эффективности и новых возможностей. Перспективы компьютеризации преодолевают наши критические взгляды на технологии. Но нам также нужно быть аккуратными с тем, как мощь компьютеров и сопровождающий их язык «систем» и «сложности» могут сужать концепцию политически возможного.

Форрестер считал, что основная проблема городского планирования, да и социальной политики в целом, заключается в том, что «человеческий мозг не адаптирован к интерпретации того, как ведут себя социальные системы». В статье, которая была опубликована в двух выпусках основанного в 1968 году либертарианского журнала Reason, Форрестер заявлял, что в большей части человеческой истории людям достаточно было понимать причинно-следственные связи, но наши социальные системы управляются сложными процессами, разворачивающимися в течение долгого периода времени. Он считал, что наши «ментальные модели», когнитивные карты, на которых сознание запечатлевает мир, плохо помогают нам в том, чтобы ориентироваться в сети взаимосвязей, составляющих структуру нашего общества.

По его мнению, эта сложность означала, что вмешательство политики может, и обычно будет иметь социальные воздействия, очень отличающиеся от предполагаемых политическими деятелями. Он сделал смелое заявление о том, что «интуитивные решения проблем сложных социальных систем» «почти всегда ошибочны». По сути, всё, что мы делаем, пытаясь улучшить общество, имеет негативные последствия и ухудшает положение.

image

В этом отношении отношение Форрестера к проблемам американских городов соответствовал «политике невмешательства» влиятельного советника Никсона Дэниэла Патрика Мойнихана и остальной части администрации президента. Мойнихан был активным защитником работ Форрестера и рекомендовал Urban Dynamics своим коллегам из Белого дома. Аргументы Форрестера позволили администрации Никсона заявить, что её планы по урезанию программ, созданных для помощи городской бедноте и цветным людям, на самом деле помогут этим людям.

Фундаментальное заявление Форрестера о сложности систем было не новым; у правого крыла политиков оно имело долгую историю. В книге 1991 года Rhetoric of Reaction специалист по экономике развития и историк экономики Альберт О. Хиршман назвал такую аргументацию примером того, что он называл «аргументом о порочности». Подобная атака, которая, по словам Хиршмана, использовалась ещё в сочинениях Эдмунда Бёрка о Французской революции, он считает своего рода concern trolling (троллингом, при котором человек как будто отстаивает одну точку зрения, но на самом деле критикует её). С помощью этой риторической тактики представитель консерваторов может утверждать, что он согласен с вашей социальной целью, но одновременно возражать, что используемые вами для её достижения средства только ухудшат ситуацию. Когда комментаторы заявляют, что «no-platforming только создаёт больше нацистов» (no-platforming — отказ от предоставления возможности высказывать свою точку зрения), что программы велфера запирают их получаетелей в «цикле зависимости», или что экономическое планирование поведёт общество по «дороге к крепостному праву», то они используют подобные аргументы о порочности.

Форрестер придал аргументу о порочности патину научной и вычислительной респектабельности. Сам Хиршман ссылается на Urban Dynamics и заявляет, что «сложное, наукообразное облачение» моделей Форрестера помогло снова ввести подобную аргументацию в «приличное общество». Почти спустя пятьдесят лет после появления «контринтуитивного» стиля мышления Форрестера он стал общепринятым способом анализа для специалистов. Для многих «контринтуитивность» стала новой интуицией.

Разумеется, экспертное мнение имеет важную роль в демократическом обсуждении, но оно также может вытеснять людей из процесса разработки стратегий, заглушать важность моральных притязаний и программировать общественный дискурс на ощущение беспомощности. Отсылок к «сложности» социальных систем и возможности «порочных результатов» може быть достаточно для разрушения преобразовательных социальных программ, которые пока находятся на этапе разработки. В контексте виртуальных сред, например Urban Dynamics или SimCity, это может быть и не важно, но мы уже в течение десятилетий видим в реальном мире свидетельства, демонстрирующие разрушительные результаты заявлений о «контринтуитивности», направленных против социального обеспечения. Прямые решения проблем бедности и экономического прозябания — перераспределение и предоставление общественных услуг — имеют и эмпирическое обоснование, и моральную силу. Возможно, настало время снова прислушаться к своей интуиции.

Комментарии (26)


  1. euroUK
    27.02.2019 16:30

    Прямые решения проблем бедности и экономического прозябания — перераспределение и предоставление общественных услуг — имеют и эмпирическое обоснование, и моральную силу. Возможно, настало время снова прислушаться к своей интуиции.


    Очередной левацкий бред в выводах. Все это перераспределение в итоге сводиться к тому, что люди, которые долго учились, работают эффективно платят за раздолбаев. Отличный пример — это высшее образование в России. Оно по факту бесплатное, однако прилагают усилие в учебе лишь 30%. А потом, через 5 лет, те кто учился должны платить тем кто дурака валял?
    Вот в Скандинавии уже вот это все прошли. Социализм приводит к росту налогов. Рост налогов приводит к бегству бизнеса. Бегство бизнеса приводит к сокращению рабочих мест.


    1. vassabi
      27.02.2019 17:19
      +1

      там сначала, пока шло описание событий — то вроде норм, а в финале просто туши свет от SJW.

      Начиная от

      Когда комментаторы заявляют, что «no-platforming только создаёт больше нацистов» (no-platforming — отказ от предоставления возможности высказывать свою точку зрения), что программы велфера запирают их получаетелей в «цикле зависимости», или что экономическое планирование поведёт общество по «дороге к крепостному праву»,
      и до
      Прямые решения проблем бедности и экономического прозябания — перераспределение и предоставление общественных услуг — имеют и эмпирическое обоснование, и моральную силу. Возможно, настало время снова прислушаться к своей интуиции.
      (выделение моё).

      В общем, у ребят нет даже своих моделей управления городом, но вместо того чтобы подумать и рассчитать результаты своих предложений, у них отличное решение с «моральной силой» — отнять и поделить…


      1. euroUK
        27.02.2019 18:28

        Меня вообще смущает уравниловка. Почему человек, который лучше раюотает, должен что-то отдавать человеку, который плохо работает? Проблема бедных слоев далеко не всегда связана с отсутствием стартовых условий. В той же Норвегии или Швеции действуют бесплатные программы перепрофилирования и языковые курсы для иммигрантов. Но они просто не хотят работать. И сейчас там в Мальмо гетто, что пипец.

        А давайте смотреть с другой стороны. Васе нравится работать программистом, он пишет код легко и быстро. Пете это дается с трудом, он вымучивает.
        Условия. Вася получает 100, Петя получает 100. Справедливость. Вася видит что Петя плохо работает, и получает столько же. Вася перестает работать. Петя получает столько же, сколько и Вася. Петя перестает расти. А нафига?
        Другой вариант. Вася получает 100, Петя 50. Либо Петя начинает учиться / стараться и со временем получает 100, либо продолжает получать 50 и в какой-то момент начинает задумываться, чтобы найти себе профессию где ему более комфортно.

        Лично я абсолютно уверен, что разные люди талантливы в разных сферах, разница в доходах должна лишь поощрать людей на поиск своей работы. Другое дело, что не должно быть такой разницы зарплат, когда часть профессий получают в 100 раз больше.


        1. vassabi
          27.02.2019 20:49

          Другое дело, что не должно быть такой разницы зарплат, когда часть профессий получают в 100 раз больше.
          Лично я хотел бы увидеть такой эксперимент. Причем не нужно бегать за частниками — можно начать хотя бы с врачей и учителей в госучреждениях. Чтобы их зарплата была привязана к зарплатам министра образования и министра здравоохранения (пусть не 1 к 1, пусть хотя бы 1 к 3).


          1. qw1
            28.02.2019 09:04

            Был уже у нас такой эксперимент. Просто лишние блага министры будут получать не зарплатами, а дачами, машинами, через личные просьбы знакомым министрам. Видимо, это сильно утомляло министров (договариваться со всеми по всем вопросам) и они решили свои блага взять деньгами — так проще ими распоряжаться.


        1. mad_nazgul
          28.02.2019 08:24

          Деньги — зло ;-)
          Если рассуждать, как вы, то встает вопрос.
          Вот есть «акционер», который получает ВСЮ прибыль.
          При этом ничего не делая. Просто ему повезло родиться в соответствующей семье.
          Это значит, что ВСЕ работники должны работать «спустя рукава», потому что «акционер» ничего не делая получает гораздо больше, чем любой наемный сотрудник?
          ;-)


        1. engine9
          28.02.2019 09:10

          Быстро и хорошо работать не всегда благо. Наблюдал как в одной фирме Вася работал быстро, городя костыли и решения прикрученные изолентой, Петя (по мнению начальства) работал медленно, так как тщательно продумывал все и вёл документацию кода. В итоге Васю повышали, Петю чуть ли не начали травить. Хотя он изначально был создателем системы. В итоге из за обилия костылей и говнокода система стала обильно и непредсказуемо сбоить, инженеры матерились разъезжая по объектам, все мало народу понимало что происходит. В коллективе появилась недружелюбная атмосфера и так далее.

          Я хочу сказать, что ваш пример очень синтетический, а формальная оценка по KPI може порождать чудовищные примеры пагубных воздействий на общество и предприятия.


        1. old_gamer
          28.02.2019 11:52

          Потому, что не все люди рождены равными? Может, Вася родился с высоким IQ, а Петя — с низким. Теперь всех людей с низким IQ в печь? У кого-то есть инвалидность, врожденная, или приобретенная, их тоже на мороз? Существуют производственные травмы, да и просто болезни, которые исключают дальнейшее трудоустройство по профессии. Что делать таким людям?
          Если богатые люди не будут добровольно поддерживать бедных, бедные заставят их сделать это, начнутся бунты, революции. Это все было. Все это уже давно поняли. Богатые платят налоги за свое спокойствие.
          О тотальной уравниловке речь нигде и не идет, речь о том, что во всех благополучных странах богатые содержат бедных. Но при этом живут лучше бедных все равно.


          1. vassabi
            28.02.2019 12:52

            дело в том, что люди не меряются по одной оси. Мы все — кто-то лучше делает одно, а кто-то лучше делает другое.
            Да, IQ < 70 (или 85 ?), это конечно одно из тяжелых состояний и, так же как тотальная слепота например, это должно быть показанием к инвалидности. Тут уж ничего не поделать.

            Однако, если приглядеться к странам сандинавии (и например к Аляске), то там все же не «богатые содержат бедных». А общество (ок, политическая верхушка того времени предложило, а население их поддержало) договорилось доходы от «народного богатства» — нефтегазовых месторождений напрвлять в гос.фонды и распределять среди населения. Так что это «богатое общество содержит бедных».


            1. old_gamer
              28.02.2019 13:20

              Однако, если приглядеться к странам сандинавии (и например к Аляске), то там все же не «богатые содержат бедных».

              Просто так получилось, что в некоторых странах есть ресурсы на продажу, и так получилось, что компании, разрабатывающие эти ресурсы, были национализированы. Этот опыт не получится переложить на подавляющее большинство других стран, где либо компании частные (ок, можно и отнять и национализировать и зарегулировать отрасль, но это экстрим, хотя мы не раз такое видели), либо ресурсов на экспорт нет. А вот отнять у предпринимателя недобывающее предприятие много сложнее. Да и не факт, что в руках чиновников оно будет приносить доход. Так что вы просто подменили понятие богача-частника частным и очень редко приминимым понятием богача-государства, которое тоже платит бедным, чтобы избежать бунтов.


    1. oracle_and_delphi
      28.02.2019 06:47

      Почему в Скандинавии лучше, чем в России?
      Из ваших слов вытекает, что в Скандинавии должно быть намного хуже, чем в России.
      Что вы не рассказали?


      1. vershinin
        28.02.2019 11:14

        Сильные профсоюзы, которые заставляют «эффективных собственников» делиться.


        1. mad_nazgul
          28.02.2019 12:47

          Кто финансирует «сильные профсоюзы»?! :-)


          1. vassabi
            28.02.2019 12:57

            … вспомнился фрагмент из книги «Крестный отец», как Корлеоне подходил к владельцу магащина с «деловым предложением по охране бизнеса», а если тот не понимал, то давал местным пацанам денежку и те кидали камни в витрину, ну дальше понятно…


          1. vershinin
            28.02.2019 13:06

            «Сильные профсоюзы» должны быть низовыми организациями, созданными самими трудягами которые скидываются в профсоюзный общак.
            Есть ещё профсоюзы которые создаются сверху (как у нас это бывает), такие профсоюзы не являются сильными и боевыми, и почти всегда занимают соглашательскую позицию.


            1. mad_nazgul
              28.02.2019 14:27

              Зачем создавать «профсоюзы сверху»?! ;-)

              А так обычно любое начинание «на общественных началах», которое не приносит доход, обычно заканчивается не начавшись :-)


              1. vershinin
                28.02.2019 16:07

                Зачем создавать «профсоюзы сверху»?! ;-)

                А что это вы всё улыбатесь да подмигиваете? Профсоюзы создают сверху, чтобы канализировать протест и упростить управление массами трудящихся на предприятии. Там где низовой профсоюз захочет провести забастовку, там созданный сверху эффективными собственниками заглушит протест и сведёт его на нет.
                А так обычно любое начинание «на общественных началах», которое не приносит доход, обычно заканчивается не начавшись :-)

                Низовые профсоюзы приносят доход во-первых его членам, позволяя защитить свои права, поднять зарплаты, отстоять какие-то политические вопросы. Во-вторых, руководство профсоюзов освобождается от работы, и получает зарплату. Так что это вовсе не бескорыстное объединение на «общественных началах».


                1. Igor_O
                  28.02.2019 17:42

                  Профсоюзы создают сверху, чтобы канализировать протест и упростить управление массами трудящихся

                  Старые профсоюзы создавались «из середины». По некоторым данным, первые масштабные внедрения профсоюзов были впервые устроены итальянскими ОПГ в США. Т.к. у ОПГ сил непосредственно влиять на «Генерал Что-нибудь Корпорейшен» с десятками фабрик, мостами, параходами и железными дорогами — исходно нет. А внедрив профсоюз — можно уже начинать получать с «Генерала» что-нибудь полезное за то, что забастовка, конечно, будет (мужикам нужно иногда давать побуянить для снятия напряжения), но будет короткой и без нарушения технологического процесса.


                  1. vershinin
                    28.02.2019 18:27

                    Неправда ваша. Мафиозные профсоюзы в США 30-х это только маленькая страничка из книги мировой профсоюзной борьбы.


                    1. Igor_O
                      28.02.2019 20:39

                      Мафиозные профсоюзы в США 30-х это только маленькая страничка из книги мировой профсоюзной борьбы.

                      Вполне может быть. Но до них, официально, были только союзы высоко квалифицированных рабочих. Те, которые сейчас в Англии, например, называются «Партией лейбористов»… А вот «пролетариев» «окучивали» только коммунисты и американские мафиозные профсоюзы.


                      1. oracle_and_delphi
                        28.02.2019 20:55

                        союзы высоко квалифицированных рабочих. Те, которые сейчас в Англии, например, называются «Партией лейбористов»…

                        Чего?! *фейспалм*
                        Лейбористы — это партия вигов, а консерваторы — это партия тори, и те и другие возникли задолго до профсоюзов, как партия бужуа vs партия феодалов.


                        1. Igor_O
                          28.02.2019 21:41

                          Чего?! *фейспалм*

                          *Дабл фейспалм* Вы не читали википедию даже?

                          «The Labour Party was founded in 1900, having grown out of the trade union movement and socialist parties...»

                          Партия лейбористов возникла, официально, из тех самых «профсоюзов» высококвалифицированных рабочих!


                      1. vershinin
                        28.02.2019 20:57

                        Я о том, что история профсоюзов США не ограничивается, движение началось с Европы. Высококвалифицированные рабочие — это тоже низовые профсоюзы, как и коммунистические. Коммунистические отличаются только тем, что не впадают в так назыаемый «трейд-юнионизм», они считают что все текущие профсоюзные победы всего лишь тактический выигрыш. А чтобы закрепить успехи нужна социалистическая революция. И знаете, они оказались правы. Мы можем посмотреть как сейчас идёт наступление на права трудящихся во всех странах мира, и как отнимают те права, которые были завоёваны сотней лет профсоюзной борьбы.


  1. LevOrdabesov
    27.02.2019 21:01

    За перевод – спасибо, весьма интересно.
    Конец и правда неожиданный.


  1. Igor_O
    28.02.2019 09:58

    Игра Raid on Bungeling Bay на MSX особенно запомнилась тем, что при более-менее успешном прохождении, при наличии подключенного к компьютеру принтера, она печатала красивый диплом за победу над «нехорошей империей»… У меня такой где-то в архивах лежит уже лет 30… Но названия игры тогда в наших краях никто не знал — при рипе с картриджа заставка не выжила. Осталась только заставка Broderbund, которая была в основном коде игры.
    На Sim City тоже много часов было потрачено в свое время.
    А вот концовка статьи… «Эвристики моделирования развития города были плохие и ненаучные. Поэтому мы придумаем свои ненаучные эвристики, с преферансом и поэтессами


  1. paranoya_prod
    01.03.2019 10:36

    Пока будут деньги — будут экономическое, социальное, образовательное неравенства. Пока будут неравенства, будут различия в образе мышления — вместо наше, будет моё. Когда есть моё, то есть проблемы в устройстве человеческого общества.
    Хотя всякого рода исследования животного мира говорят о том, что внутренняя кооперация — это естественный и правильный путь выживания вида. Вот когда мы придём к кооперации, которая встроена в наш мозг, но подавляется средой, которую мы и создали, то проблемы моделирования городов исчезнут.