В 2019 году удаленная работа в ИТ уже давно никого не удивляет — она ??воспринимается как один из доступных способов организации команды. Почитать об этом можно в восторженных отзывах работников, слегка хвастливых рассказах работодателей, скучных аналитических статьях рекрутеров и даже в совершенно неожиданных местах (Cosmopolitan не даст соврать). Однако найти информацию о причинах, побудивших конкретного работодателя начать экспериментировать, и честных результатах уже гораздо сложнее — а ведь именно на эти данные хочется опереться, раздумывая над внедрением нововведений в свою команду. Эта статья призвана попытаться заполнить этот пробел.

Забегая вперёд — читатель не найдет здесь ни слова о плюсах и минусах удалённой работы с точки зрения сотрудника. Статья написана со стороны работодателя и для работодателя, поэтому мы заранее извиняемся за цинизм некоторых пассажей.

Коротко об условиях эксперимента:

  • 3 года — с февраля 2016 по февраль 2019. Останавливаться не собираемся;
  • ИТ-компания, работающая в сфере заказной разработки для государственных и корпоративных клиентов;
  • департамент в составе компании, реализующий параллельно 5-6 крупных и несколько десятков небольших проектов. Число сотрудников изменилось за период эксперимента с ? 35 до ? 70 человек. Автор — директор этого департамента;
  • два офиса — в Москве и Перми. Распределение сотрудников между офисами примерно 70 на 30 в пользу Перми, и это остаётся практически неизменным.

Предпосылки и пилот


Со стороны работодателя предпосылок не было — помимо, разве что, исторического деления на два офиса. Так сложилось, что в Москве было больше аналитиков, а в Перми разработчиков и тестировщиков, поэтому у нас не было ни одного проекта, который бы делался командой, сидящей полностью в одном помещении. При этом удалёнка была формально не запрещена — несколько человек из Перми с момента найма работали из дома, но среди сидящих в офисе этот вопрос просто не поднимался, хотя каждая команда была разделена между двумя городами, и вся работа строилась с учётом этого территориального разрыва.

Решение о переходе одной из команд на удалёнку был принято на встрече с разработчиками в баре. Тема возникла спонтанно — цели её обсуждать никто перед встречей не ставил, но были причины, по которым команда об этом заговорила:

  • в офисе было тесновато, и команде не очень повезло — она оказалась раскидана по 2 кабинетам;
  • у некоторых дорога до офиса занимала неприлично много времени (по пермским меркам);
  • как раз в этой команде был человек, который изначально нанимался как удалёнщик (хоть и жил в Перми);
  • команда работала по Scrum, практиковала ежедневные созвоны с москвичами в фиксированное время и канбан-доску в Jira — и потому понимала, что каждому из них для работы не нужно часто дёргать друг друга.

Мы решили попробовать и посмотреть, что будет через 2 месяца — в первую очередь, конечно, с проектами, но и с ощущениями ребят тоже.

Единственным техническим препятствием, которое мы встретили, была необходимость согласовать порядок выноса оборудования из офиса на долгий срок и описать его в Вики (в нашем случае это Confluence) — в остальном не пришлось дополнительно ничего делать.

Итоги двух месяцев пилота с точки зрения работодателя были очень простыми:

  • ничего не случилось;
  • никто не вернулся.

Мы написали короткую статью в Вики, которая сводится к трём положениям:

  • должен быть хороший интернет;
  • нужно согласие команды;
  • за каждым будет закреплено рабочее место в офисе, и можно будет вернуться в любой момент.

Мы оповестили весь департамент, что с этого момента удалёнка легальна, и сели смотреть, что будет дальше.

Исход из офиса


За первые три месяца действия новых правил на удалёнку ушла примерно треть сотрудников, а почти все остальные начали практиковать её от случая к случаю. Ребята стали чаще сдвигать рабочие часы, чтобы днём заняться своими личными делами, потому что уже не держали в голове обязанность приехать в офис.

Спойлер — с проектами снова ничего не случилось. Можно попытаться разобраться, почему это так, но для нашего эксперимента это было не так уж и важно — главное, что нас ничего не останавливало, и мы могли двигаться дальше. Похоже, что если фактор нахождения команды в одном помещении и имеет значение, то отнюдь не решающее, и его влияние сглаживается другими факторами.

Вернулся с удалёнки в офис только один человек, и связано это было с ненадёжностью Интернета у конкретного провайдера.

Постепенно мы начали разбирать или передавать новичкам рабочие места ребят, которые не появлялись в офисе совсем. Разумеется, мы делали это с их согласия, и несмотря на явное нарушение своих собственных обещаний, дальше добродушного троллинга недовольство не пошло.

Первичным массовым исходом дело не ограничилось — многие из оставшихся в офисе постепенно становились невидимками, всё больше времени проводя на удалёнке.

Примерно на середине эксперимента, летом 2017 года, департамент резко вырос почти в два раза, поглотив две большие команды, ранее работавшие в других департаментах. Мы распространили на них те же правила, но воспользовались предложением перейти на удалёнку единицы. Про причины говорить сложно — никаких явных отличий между командами нет, так что стоит просто констатировать, что все команды разные, и на старте не стоит твёрдо рассчитывать на какое-то точное количество переходов на удалёнку, разброс может быть от 0 до 100%. Мы бы никому не советовали пытаться это прогнозировать.

Найм удалёнщиков


Сейчас сложно сказать, почему мы так долго раскачивались, но пытаться нанимать новичков не в Москве и Перми мы начали только через год после начала эксперимента, хотя все нужные результаты вида «и ничего не случилось» были у нас на руках уже через 3-4 месяца. Видимо, нам просто было не очень нужно.

Никаких организационных сложностей не возникло. Документы отправляются через курьерские службы (это недорого), в трудовом договоре изменена одна статья, касающаяся места работы («удалённо» вместо указания конкретного офиса) — в остальном приём сотрудников из других городов ничем не отличается от найма в офис.

На момент написания статьи у нас работает 14 человек в 14 городах, где у нас нет офисов — от Петрозаводска до Краснодара и от Курска до Новокузнецка. Ещё пять человек успели поработать довольно продолжительный отрезок (более года) и уволиться по причинам, не связанным с режимом работы.


Мы не почувствовали никакой разницы в работе с удалёнщиками из других городов по сравнению бывшими офисными сотрудниками.

Резюме — преимущества, сложности, условия для внедрения


Попробуем выделить преимущества и недостатки удалёнки для работодателя. Сразу оговоримся, что они актуальны только для наших условий, и потому предельно субъективны, однако какие-то выводы на их основе сделать можно.

Начнём с преимуществ:

  1. Скорость найма возрастает. К локальному рынку труда прибавляется много соискателей, и их число по ощущениям растёт с каждым годом, причём весьма быстро;
  2. Цена найма ниже, чем при работе на локальных рынках. Разумеется, это сильно зависит от расположения офиса, и если в сравнении с Москвой и Санкт-Петербургом экономия более чем ощутима, то для регионов России разницы уже практически нет — удалёнка постепенно стирает разницу в цене труда IT-специалистов между городом-миллионером и районным центром. Однако найм удалёнщиков позволяет экономить за счёт более широкого выбора — при наличии 8-10 откликов на вакансию со всей страны вероятность нанять сотрудника по оптимальной цене выше, чем при 2-3 откликах в одном городе, особенно в условиях цейтнота;
  3. Снижаются косвенные расходы — аренда, коммунальные платежи, покупка техники и тому подобное. Если Вы жлоб, то можете отметить и снижение расходов на корпоративы, хотя для создания здоровой корпоративной культуры мы бы советовали, напротив, пустить часть сэкономленных денег на периодические путешествия удалёнщиков в гости к офисным сотрудникам;
  4. Улучшается рабочая среда в офисе — много свободного пространства, которое можно использовать для зон отдыха, переговоров, чаепитий и т.п. Конечно, если компания стеснена в средствах, то можно отказаться от освобождающихся офисных площадей, но мы бы советовали дать возможность почувствовать положительные эффекты не только самим удалёнщикам, но и их оставшимся в офисе коллегам;
  5. Неформальное общение в коллективе становится чуть интереснее — люди из разных регионов чуть разные по менталитету, у них меньше общих знаний и опыта (в отличие от земляков, даже никак не связанных между собой), появляются новые темы для обсуждения. Да и просто интересно — откуда будет следующий новичок, идём мы на восток или на запад, холодная ли там зима etc. Это преимущество нельзя пощупать, измерить и тем более оценить в деньгах, но мы его ощущаем, и нам это нравится.

С недостатками сложнее — просто потому, что нам самим результаты эксперимента очень нравятся, но мы попытаемся быть объективными:

  1. Небольшая, но всё же дополнительная организационная работа для бэк-офиса — отправка документов курьерскими службами, вынос оборудования и что-то ещё (зависит от бюрократических процессов работодателя);
  2. Чуть большая текучка — по ощущениям, базы для статистического исследования у нас недостаточно, поэтому мы не будем развивать эту мысль и искать причины того, чего, возможно, и нет;
  3. Сложнее собрать на мероприятия — на общие созвоны команды, например. В нашем случае это было не особенно важно, поскольку все наши мероприятия всегда были в онлайне из-за разделения команд между двумя офисами, но при переходе от полностью офисной команды к распределённой это может стать проблемой, которую придётся как-то купировать (решить полностью её едва ли возможно);
  4. Сложнее уволить — становятся по сути недоступными увольнения за прогулы. Для нас это не принципиально, поскольку мы в принципе исключаем из своего инструментария все действия, которые могут подорвать доверие к работодателю и навредить корпоративной культуре. Увольнение по инициативе работодателя по действующему законодательству России само по себе довольно сложный процесс, и удалёнка не так уж и значительно его усложняет.

Ну и самое главное — какие, на наш взгляд, условия должны быть созданы, чтобы удалённая работа принесла свои плоды и не создала дополнительных рисков. Мы смогли сформулировать только одно — команды и отдельные сотрудники должны быть достаточно автономны, чтобы понимать свой манёвр почти в любой момент времени. Если в компании/подразделении построена жёсткая иерархическая система, в которой задачи каждому персонально выдаёт руководитель (неважно, лично, по телефону или даже через мессенджер), то удалёнка едва ли взлетит. Мы перешли на Scrum ещё до начала эксперимента, и потому у всех команд всегда есть бэклог (пусть и разной степени качества), над задачами из которого можно просто взять и начать работать. Конечно, это не отменяет необходимости коммуникаций внутри команды, но работать без постоянных внешних пинков должен быть способен каждый.

Надеюсь, это статья кому-то принесёт пользу, и у многих отличных ребят из самых разных уголков России появится интересная и достойно оплачиваемая удалённая работа.

Комментарии (98)


  1. Terranz
    07.03.2019 16:02

    Спасибо. Вот так должна выглядеть удалёнка здорового человека.


    1. saipr
      07.03.2019 16:56

      Вот так должна выглядеть удалёнка здорового человека.

      А я расскажу как работала удаленка 1997-2000 г. в ЗАО "Микротест". Тогда ЗАО Микротест стало одним их главных подрядчиков по строительству СПД МПС России — оптоволоконной сети Российского масштаба. Руководствлм компании принято было решение иметь три офиса: Екатеринбург, откуда родом Микротест, Тюмень и, конечно, столица — город-герой Москва. Задумка была вести круглосуточное проектирование (а проектные работы на начальном этапе съедали чуть ли не 90% времени) и разработки. Что не успели сделать в Москве передавалось в Екатеринбург, затем Тюмень и по кругу. И процесс был налажен и и функционировал. Удаленка, с точки зрения, работы на дому, тоже присутствовала.
      И удаленка 20 лет тому назад Работала!


      1. taksebe Автор
        07.03.2019 18:15

        Круто!

        На самом деле, мне всегда казалось, что стопер для удалёнки — не интернет, не юридические сложности, а консерватизм в головах. Я не к тому, что консерватизм — однозначно что-то плохое, но если он становится смыслом жизни, и эксперименты не проводятся вообще, то дело, скорее всего, плохо кончится.


        1. saipr
          07.03.2019 18:32

          А постоянной удаленки есть один Минус — можешь оторваться от коллектива или команды. Иногда надо и пивка попить с командой


          1. taksebe Автор
            08.03.2019 10:54
            +1

            Удалёнка вовсе не отменяет «иногда попить пивка с командой». 1-2 раза в год свозить удалёнщиков в гости к офисянам — не так уж и дорого, особенно на фоне экономии на косвенных расходах. Это даже приключение.

            Но даже если это невозможно, я не согласен, что это существенный минус. Мой опыт говорит, что команды-«банды», которые сидят в одной комнате и постоянно вместе тусуются, не демонстрируют какого-то прорывного увеличения эффективности по сравнению с распределёнными командами. Та самая наша первая команда, которая разбежалась из офиса на удалёнку, была как раз такой бандой, но их эффективность совершенно не изменилась.

            Для человека, особенно экстраверта, возможно, Ваше утверждение верно. Но мы тут о циничном мира работодателей:)


            1. saipr
              08.03.2019 11:52

              Ключевые слова у меня "можешь" и "иногда". А про банду я и слова не написал. У нас банды не было. Если была бы банда, мы не построили бы оптоволоконную сеть передачи данных масштаба всей России и которая фактически стала основой интернета в стране.


              1. taksebe Автор
                08.03.2019 12:01
                +1

                «Банда» в данном случае не ругательство, это скорее синоним спаенной личными отношениями команды.

                Ваша мысль понятна, и я с ней согласен. Просто не считаю этот фактор перевешивающим плюсы — применительно к нашей компании, как минимум.


                1. saipr
                  08.03.2019 12:06

                  На плюсы никто не покушается!


              1. el777
                08.03.2019 13:28
                +2

                "Банда" в смысле "rock band" — "рок-группа", то есть в хорошем смысле команда энергичных с видными результатами.
                Не в смысле "уголовная банда" :)


                1. saipr
                  08.03.2019 14:14
                  -1

                  Я знаю что такое банда в IT и в рок. Спасибо.


            1. BrDes
              08.03.2019 11:55

              Если вы, как работодатель, готовы 1-2 раза в год возить удалёнщиков в гости (из другой страны тоже?), то цены вам нет. Лично я при переходе в удалённую команду услышал «Сейчас освоишься, оформим поездку к нам, познакомишься с командой». Прошло 3,5 года, поменялся менеджер и ещё два над ним, а я до сих пор каждые полгода готовлюсь «знакомиться с командой» и получаю ответ «Сейчас нет возможности, позже обязательно сделаем». :)

              Хотя, справедливости ради, должен отметить, что я не особо горю стремлением, так как на моей производительности такая поездка никак не скажется.

              А относительно команды-«банды», ваше сравнение не совсем верно, так как команда сперва сплотилась в офисе, а уже затем разбежалась. Следовательно, её члены уже были в весьма близких отношениях, которое зачастую никуда не девается после разброса. Здесь корректнее сравнивать эффективность офисной «банды» и группы удалёнщиков, никогда друг друга не видевших.


              1. taksebe Автор
                08.03.2019 12:02
                +1

                Оно не особо дорого. Кстати, Вы правы, не все стремятся, не всем позволяют семейные обстоятельства.

                Согласен, у меня нет базы для большого статистического исследования. Это наш конкретный опыт.


              1. taksebe Автор
                10.03.2019 10:51
                +1

                Сорри, пропустил вопрос про «из другой страны тоже» — у нас нет опыта с работой людей из другой страны, все удалёнщики в России. Несколько раз ребята уезжали на пару-тройку месяцев поработать из тёплых краёв, но все резиденты. Мы не вникали в юридические тонкости работы с иностранцами, но там вроде налоги сильно выше, так что для нас едва ли это имеет экономический смысл.


            1. gleb_kudr
              08.03.2019 20:20
              +1

              Мы работаем удаленно. Собираемся командой раз в год на пару недель где-нибудь в приятном месте, типа Турции, Кипра и т.д. Работаем и отдыхаем — все вместе. Компания оплачивает проживание и частично билеты. Всем очень нравится.


            1. GreyStrannik
              09.03.2019 00:21

              Та самая наша первая команда, которая разбежалась из офиса на удалёнку, была как раз такой бандой, но их эффективность совершенно не изменилась.
              Как вы это измерили?


              1. taksebe Автор
                09.03.2019 10:19

                1. Сторипоинты в спринте — никакого перелома динамики не было. На долгосрочном графике эту точку не обнаружить
                2. Фидбек от владельцев продуктов и боссов, которые снимают ощущения заказчиков на разных уровнях, не поменялся (при этом некоторые и не знали, что характер работы команды изменился)

                Можно было бы сказать ещё о финансовых показателях, но в заказной разработке это настолько сильнее зависит от условий контракта, чем от работы команды, что тут корреляцию вообще редко можно поймать.


          1. BrDes
            08.03.2019 10:55
            +1

            Соглашусь с данным высказыванием. Не смотря на наличие места в офисе в 20 минутах ходьбы, последние 3 года работаю преимущественно из дома, так как остальная команда в другом полушарии, а в кабинете со мной сидят бывшие коллеги из прошлой команды. Из-за чёткого разделения зон ответственности внутри отдела, регулярно общаюсь лишь с двумя людьми. В итоге, однажды посетив общую видеоконференцию, я осознал, что спустя три года даже не представляю, как выглядит половина моей команды и чем именно они занимаются. Вдобавок, я пропускаю много информации о проектах, над которыми работают другие члены команды и которые, с одной стороны, меня не касаются, но для расширения кругозора всё равно интересны.


            1. taksebe Автор
              08.03.2019 10:58
              +1

              Как мне кажется, Вы описываете проблемы, которые:

              1. Могут образоваться (и на моём веку регулярно образовывались) и при сидении в офисе. Особенно проблема «я не в курсе, чем занимаются остальные»
              2. Могут быть решены и в условиях удалёнки


              Я согласен, что в офисе их решить чуть проще, но решать их в любом случае надо. От того, что команда сидит в офисе вся, сами собой они не решатся. А уж если их взялись решать, что они решаются (ну или хотя бы купируются до такого уровня, когда не сильно жмут) и для удалёнщиков.


            1. saipr
              08.03.2019 11:53
              -1

              для расширения кругозора всё равно интересны.

              Прямо в точку.


          1. Whuthering
            08.03.2019 13:47

            постоянной удаленки есть один Минус — можешь оторваться от коллектива или команды.

            Для меня это наоборот плюс, причем весомый. Не вижу нужды смешивать профессиональные и человеческие отношения.


            1. saipr
              08.03.2019 14:16
              -1

              Как говорится, ничего личного, просто бизнес. Тоже позиция.


        1. rzerda
          07.03.2019 19:48
          +3

          Буквально в соседней статье человек говорит, что ему было бы тяжело удаленную разработку обеспечивать. Я постоянно наблюдаю людей, свято верующих в «команда должна быть в одном помещении, дух по проводам не распространяется». Но мне кажется, такие люди просто в современные коммуникации не могут. Сейчас на другой конец планеты в обитаемое место сходить 250 миллисекунд, разработчики и многие эксплуататоры никогда не видели оборудования, на котором их системы работают, а вот сами работать извольте только в конкретном офисе.


          Кстати, как у вас выглядят коммуникации? Больше разговоров/видео или текста в чатах/тасктрекерах?


          1. taksebe Автор
            08.03.2019 11:09

            ему было бы тяжело удаленную разработку обеспечивать

            Ключевое слово «бы». Пока мы не начали пробовать, я бы сказал точно также.

            Коммуникации у нас, если обобщить, сводятся к:

            • дейли-скрамам. Ежедневно в заранее оговоренное время по постоянной ссылке в зуме. Прийти может любой — не обязательно человек из команды, если кому-то нужна консультация снаружи — велком
            • целевым созвонам по конкретным проблемам. Они инициируются в чате по необходимости
            • общим демонстрациям для всего департамента раз в два месяца. Это, правда, новшество, будем проводить первый раз в апреле. До этого у нас были раз в 2 недели демо каждой команды, но мы пришли к выводу, что это слишком часто и малоинтересно для всех. Команды вольны проводить демонстрацию внутри себя так часто, как хотят
            • ретроспективам — опять же по желанию команд, не все их проводят
            • общению в чате (у нас телеграм, который неожиданно работает). Это немного боль, потому что есть тягучее ощущение неэффективности от постоянного отвлечения на чат, а у людей очень сложно заходит крайне простая тема «работаешь — выруби мессенджер». Но. так или иначе, если бы эта переписка была болтовнёй в офисе, это бы отвлекало ребят ещё сильнее — мессенджер хоть выключить можно


            В таск-трекерах, кстати, активности не так много. Там (а ещё больше в Вики — на неё мы молимся) фиксируются договоренности, и удалёнка на это никак не повлияла.

            Я не могу утверждать, что коммуникации у нас идеальны. Это, наверное, вообще невозможно. Суть в том, что от географического положения людей в командах они мало зависят.


      1. BrDes
        08.03.2019 12:01
        +1

        Это такая необычная вариация модели follow-the-sun, только почти в одних часовых поясах? Чисто интереса ради: у вас Екат работал с 20 до 4 утра, а Тюмень — с 4 утра до 12 по местному?


        1. saipr
          08.03.2019 12:07
          -1

          Я знал что кто-нибудь, но про это напишет.


      1. abmanimenja
        08.03.2019 14:37
        +1

        И удаленка 20 лет тому назад Работала!

        Уж лет 15 как и я на удаленке.
        Поэтому удивляет фраза «в 2019 году удаленка не удивляет».


  1. RouR
    07.03.2019 17:34

    Трудовые книжки удалёнщиков где храните? Записи делаете?


    1. taksebe Автор
      07.03.2019 18:13
      +1

      В головном офисе, разумеется делаем. Как иначе то?:) Трудовой договор ровно такой же, как и у офисных сотрудников.

      Я знаю несколько примеров, когда удалёнщикам делают договоры подряда, просят создать ИП и идут на другие хитрости, причём делают это не только мини-компании, экономящие каждую копейку, а вполне солидные крупные работодатели — то есть вопрос не в налогах, а в недоверии.

      Мы изначально постарались на это забить и подходить к удалёнщикам с той же меркой, что и к ребятам, сидящим под боком. Не сказать, что нам это легко далось психологически, но пока мы не пожалели. Это вовсе не значит, что не будет неприятных прецедентов в будущем, но тут ни один работодатель не застрахован, и офис не панацея.


      1. Lirein
        08.03.2019 07:49
        +4

        С учетом последних изменений ТК РФ, есть такое понятие как Дистанционный характер труда, и Внимание!, для сотрудников с удаленным характером труда — внесение записей в трудовую книжку не обязательно. У нас юрист (кстати, на удаленке) не сдавала трудовую книжку, так и живем.


        1. taksebe Автор
          08.03.2019 11:11
          +1

          Спасибо, нового узнал. Закину кадрам вопрос, пусть проработают. Хотя это не отменяет расходов на доставку документов — трудовой договор же удалёнщикам всё равно в бумаге надо отправлять. Или Вы и это как-то обошли, оставаясь в рамках закона?


          1. Coriolis
            08.03.2019 15:53
            +1

            А как же электронная подпись? Сбис или диадок какой-нибудь?


            1. taksebe Автор
              08.03.2019 16:45

              Поизучаем. Если это даст возможность вообще не пересылать бумажки — отлично. Я правда не уверен, что у многих соискателей есть квалифицированная ЭП, и что те, у кого нет, побегут её делать ради того, чтобы мы сэкономили 200 рублей на пересылке документов:)


            1. Lirein
              08.03.2019 18:05
              +1

              Есть квалифицированная электронная подпись, подписываете документ КриптоАрм или PDF визуализированной подписью. К сожалению в ТК установлено ограничение для дистанционщиков — только КЭП, УНЭП использовать нельзя. Специально уточняли в ведомстве. Если для «очного» персонала допустимо использовать УНЭП в корпоративных целях, например ознакомление с документами, то в отношении дистанционщиков — всё плохо. Понятно что имелись в виду только кадровые докумены, но формулировка такая, что под неё попадает вообще всё :(


          1. chupasaurus
            08.03.2019 16:06
            +1

            Договор, подписанный работодателем, сотрудник может подписать с помощью квалифицированной ЭЦП.


            1. taksebe Автор
              08.03.2019 16:45

              Вот только у какого процента соискателей она есть?:)


              1. chupasaurus
                08.03.2019 17:23

                Примерно ни у кого. 2 единственные трудности для оформления: время и необходимость находиться в городе, где есть выдающий их офис.


                1. taksebe Автор
                  08.03.2019 18:00

                  Я думаю, есть у тех, кто ИПшника себе делал. Но это небольшой процент. Я не уверен, что многие пойдут её делать только ради этого


                  1. chupasaurus
                    08.03.2019 20:13
                    +1

                    Подозреваю, что ЭЦП для ИП будет на ИП, а не физлицо.


              1. Lirein
                08.03.2019 18:08
                +1

                Ничего не запрещает выпустить её за счет работодателя. Если точнее — компенсировать её стоимость для дистанционщика, как обычно это делается с мед. комиссией при трудоустройстве. Стоит подпись в год не дорого, а удостоверяющий центр того же Контура есть в любом городе.


                1. taksebe Автор
                  08.03.2019 18:13

                  Ну кстати неплохой дополнительный профит для работника. Подумаем, спасибо.


    1. Zifix
      08.03.2019 07:57


  1. 411
    08.03.2019 00:29

    По моему опыту самое ужасное, когда основная часть команды сидит в одном офисе, а её небольшая часть на удаленке. Очень сложно, будучи удаленщиком, влиять на происходящее в этом случае.


    1. AlexVPP
      08.03.2019 11:12
      +2

      This! Удаленщик(и) вытесняется на периферию принятия решений, постоянно о чем-то не уведомляется (ой, а мы тут это поговорили на кухне и забыли написать) и в особо запущенных случаях просто выдавливается из команды.
      В целом, конечно, зависит сильно от руководства — кто-то нормально это все разруливает, кто-то в силу привычек/комплексов/подставить_нужное сам(а) стимулирует токсичные процессы.


      1. taksebe Автор
        08.03.2019 11:17

        Вообще всё индивидуально. Каждая команда уникальна.

        Ну и я не претендую на откровения. То, что мы пока не столкнулись в полной мере с такими проблемами (хотя отдельные признаки были), не значит, что оно не ждёт нас впереди. Моя основная мысль в том, что это можно обработать, и я не верю, что это станет для нас непреодолимым препятствием.


    1. taksebe Автор
      08.03.2019 11:15

      Согласен.

      Но:

      • Эта ситуация вполне возможна и в офисе. Удалёнка, безусловно, усугубляет это, но не только в ней дело. Тут явно что-то не так с психологией в команде
      • С этим вполне можно работать и менять такой порядок и в условиях удалёнки.


    1. anioutka
      08.03.2019 11:30

      Только в случае, если офисная команда «случайно забывает» оповестить удавленников или намеренно исключает их из процесса обсуждения. Но такое бывает и в случае работы в нескольких разделенных кабинетах или даже отделах, так что тут уже проблемы из-за инициаторов такой блокады.


      1. taksebe Автор
        08.03.2019 11:30

        Токсичные люди бывают, да. Но дело не в удалёнке:)


  1. amatoro
    08.03.2019 11:17

    Очень уж позитивно. Не верится.
    Мне кажется, очень многое зависит от типа конкретной личности и её домашних условий. Иногда очень сложно оставаясь дома погружаться в работу. Особенно когда дома есть домочадцы, которые не верят, что ты на работе. Лично я из дома нормально работать не могу. Надо хотя-бы в ближайший workspace спасаться.
    Наверняка у вас такие же были. Или есть. Или они и в офисе не очень работали.
    Хотя, с другой стороны, способность работать дома, наверное, косвенно говорит о внутренней собранности и организованности человека.


    1. taksebe Автор
      08.03.2019 11:22
      +1

      Тут мне сложно Вам оппонировать. Дело в том, что я… не смог работать дома полноценно. У меня двоё маленьких детей, которым не объяснишь, что папа дома не всегда означает, что папа недоступен для пряток и лего. Я иногда остаюсь дома, но 80+% времени я в офисе.

      Но статья ведь не совсем об этом. Вы говорите об удалёнке для сотрудника, а мы смотрим от работодателя. Мы никого не выгоняли на удалёнку, все согласились сами. Некоторые пробовали с мыслями «ну вряд ли это моё», и им зашло. Были люди, которые на первых порах агитировали за офис — мол, тут у нас тусня, куда вы все попёрлись — а через полгода сами превратились в невидимок.

      Опытные удалёнщики говорят, что нужно только одно — удобное рабочее место. Да, в это придётся инвестировать. Да, если у вас маленькие дети и не очень большая квартира, то едва ли получится.


      1. DGN
        08.03.2019 14:17

        Удаленщик может снять себе коморку в офисном центре, в регионе это сравнимо со стоимостью проезда до места работы по Москве.


  1. dmiser
    08.03.2019 11:23

    А вот крупные компании США уже пересматриваю этот подход www.google.com/amp/s/vc.ru/amp/28109


    1. taksebe Автор
      08.03.2019 11:24

      Каждому своё:) Это же не религия, это способ сделать бизнес эффективней. Если для этой компании прямо сейчас эффективнее вернуть всех в офис — это же не означает, что для другой удалёнка перестала быть полезной. Компании разные, бизнес разный.


      1. dmiser
        08.03.2019 11:31

        Психология людей всегда одна и она веками не меняется, причины возврата — не достаточная коммуникация.


        1. taksebe Автор
          08.03.2019 11:35

          Причина возврата — деньги. Они что-то посчитали и поняли, что прямо сейчас им выгоднее так. Возможно, изменились какие-то условия. Возможно, появились новые факторы. Возможно, они ошибаются в своих расчётах. Но решение они точно принимают исходя из прибыли, и никогда нам не скажут, почему их оценка изменилась.


        1. gleb_kudr
          08.03.2019 20:26

          Коммуницировать нужно уметь. Правильная коммуникация на удаленке это специальный навык, который необходимо осваивать. Если все сотрудники компании не привыкли создавать видеочат за три секунды и удаленщики не воспринимаются полноценной частью коллектива, то очевидна возможность проблем в коммуникации.


  1. zaspola
    08.03.2019 11:24

    Мне прекрасно работается на удаленке. Компания по недвижимости в Италии, а я в тайге.


    1. el777
      08.03.2019 13:34

      Вы удаленный SEO-шник? :)


      1. zaspola
        08.03.2019 13:55

        О да. И как Вы только смогли догадаться? :)


  1. Pyhesty
    08.03.2019 13:29

    Это возможно только не с материальными разработками, когда маржинальность покрывает низкую эффективность работы и риски не выполнения задачи удаленщиком. Для, например, в разработке электроники у руководителя удаленка это кошмар, так как цикл разработки длительный. А еще все время тратится на многократное повторение задачи каждому в отдельности, вместо общего совещания.
    Так что удаленка только при наличии большого кол-ва средств, низких рисках и нерегулярных задачах.
    ps: нашей команде часто передавали проекты заваленные по срокам командами на удаленке с ошибками на этапе проектирования.


    1. Whuthering
      08.03.2019 13:43

      Вы сейчас удалёнку с фрилансом не путаете?
      Риски невыполнения при правильно построенном рабочем процессе (те же daily-стендапы, централизованные репозитории, и т.д.) точно такие же как и в офисе, совещания точно такие же как и в офисе, только не сидя за столом, а сидя в Скайп/Lync/etc, объяснять отдельно ничего никому не надо.


      1. Pyhesty
        08.03.2019 14:11

        нет, не путаю
        в разработке РЭА так же возможна удалёнка, но обычно это кошмар для руководителя…
        да — это решается разного рода системами управления проектами, но финальная отладка и поддержка изделий в удалёнке очень затратная, при этом постоянно наблюдаю, что часто разработчику на удалёнке, когда у него «не получилось» или ошибка была совершена более года назад на этапе проектирования, проще уволиться с работы и «бросить» проект, такие проекты потом попадали к нам…
        Для руководителя удалёнка, в отличие от фриланса, несёт большие риски, так как удаленщик получает зарплату в течении всего проекта и, когда сваливает по причине невыполнения (зашёл в тупик или ошибся, или не знает как завершить свою задачу) работы, то крадёт не только время (что более важно), но бюджет проекта.
        Фриланс в этом отношении выгоден тем, что оплата происходит по факту выполненной работы, что очень мотивирует разработчика, для руководителя, если он хочет сформировать постоянную команду фрилансеров — нужно формировать пакет задач в непрерывном режиме, таким образом фрилансер может почти стать удаленщиком, но при этом быть более эффективным и мотивированным для команды


        1. Whuthering
          08.03.2019 14:27

          , когда сваливает по причине невыполнения (зашёл в тупик или ошибся, или не знает как завершить свою задачу) работы
          А почему по-вашему такое не делают штатные офисные работники?
          Фриланс в этом отношении выгоден тем, что оплата происходит по факту выполненной работы
          Без предоплаты на что-то серьезное мало кто из фрилансеров подпишется. Более того, по словам моих знакомых фрилансеров, на «сдельные» проекты соглашаются обычно новички или индусы, а люди, знающие себе цену, даже на фрилансе работают с почасовой оплатой.
          Правда, возможно у вас там в отрасли РЭА своя специфика.


          1. izuware
            08.03.2019 14:51

            такая же как везде специфика -«вот тут у нас ничего не работает, уже год и кучу денег отдали тем кто был раньше, поэтому надо переделать срочно и задаром»


          1. Pyhesty
            08.03.2019 16:05

            если штатный сваливает по причине "не смог" это значит ему руководитель поручил выполнение задачи, которую он не в состоянии решить, при этом штатный всем своим внешним видом сообщает, что есть проблема или руководитель сам видит (есть огромная визуальная разница между счастливым разработчиком, у которого все получается, и разработчиком с хвостами), а удаленщика контролировать сложно, а самое главное, что с ним сделать, если он не справился или не хватило компетенции?


            1. snp
              08.03.2019 20:24
              +1

              Не нужно брать на удалёнку слабых сотрудников. А задачи надо разбивать на кусочки, обязательно обсуждая с сотрудником. Все вопросы и всплывут в обсуждении. И будут задаваться в процессе работы.


              1. Pyhesty
                08.03.2019 21:29

                Если задачи сильно дробить, то это большая нагрузка на руководителя…
                В идеале — ты поручаешь выполнение работу по техническому заданию — на выходе получаешь результат. Если задача относительно большая делишь её на частные технические задания.
                У меня получается следующим образом: удалёнщик может с высокой вероятностью выполнить ЧТЗ, изложение которого помещается на одном-двух листах А4 ворда, с временем выполнения не более 1 месяца.
                а инженер, который работает рядом со мной, может выполнить всё ТЗ в 30 страниц без разбивки на ЧТЗ за время выполнения проекта 6-9 месяцев без разжёвывания по кусочкам.
                Опять же это не относится напрямую к софту, а к более сложному: аппаратно-программному проекту.
                ps: я работаю и с удалёнщиками, и с фрилансерами, а так же исправлял косяки других групп, которые работали удаленно, по этому я знаю о чем говорю.
                построение работы на удалёнке возможно только когда финансирование многократно превышает потребности, а времени заложено в выполнение в проект больше чем нужно. В режиме нормальных сроков и с ограниченным финансированием удаленщики могут (а могут и не) подвести, съесть время и часть ресурсов.


                1. snp
                  08.03.2019 22:04

                  С одной стороны, не стоит брать слабых удалёнщиков, которым придётся дробить и разжёвывать. А опытный сам задаст нужные вопросы и раздробит задачи. С другой стороны, возможно именно на рынке РЭА меньше выбора исполнителей и приходится работать с теми, кто есть.


                  Я верю, что если налажено правильное взаимодействие, регулярное общение, а у исполнителей цель не вытянуть как можно больше денег, а сделать хорошо, качественно и получить, помимо оплаты, ещё и опыт (и строку себе в портфолио), то удалёнка должна работать хорошо.


    1. gleb_kudr
      08.03.2019 20:27

      А еще все время тратится на многократное повторение задачи каждому в отдельности, вместо общего совещания.

      Почему не собрать общее совещание-то?


      1. Pyhesty
        08.03.2019 22:04

        они собираются, и с этим мне проще, так как все работают в одном городе,
        но потом приходится с каждым общаться в отдельности и повторять
        неоднократно цель и задачи проекта (не смотря на то, что они изложены в ТЗ)
        мотивировать на результат и сроки.
        В офисе мы это обсуждаем регулярно, хотя бы за кофе и слышат все, а с теми,
        кто работает удалённо дополнительные обсуждения приходится проводить дополнительно.
        При этом я заметил, что те части задач, которые сложнее всего выполнить у разработчиков
        выпадают в раздел — «потом». И очень сложно отследить, работает ли он над решением этой задачи или нет… Даже лично увидеть какие части задачи решает инженер очень сложно.
        Это вопрос консенсуса, на своём опыте я могу сказать, что максимально допустимое соотношение это 70%(офис) на 30%(удаленно), при перекосе есть риск самообмана в выполнении работы.
        ps: опять же, если есть возможность каждую неделю выдавать инженеру отдельное ЧТЗ размером в два листа и потом самостоятельно собирать весь проект из кусочков — то да, такое работает… Но это почти фриланс…


        1. gleb_kudr
          08.03.2019 23:15
          +1

          На своем опыте я могу сказать, что 100% людей могут успешно работать удаленно годами.


  1. lingvo
    08.03.2019 13:31

    Самый большой вопрос для меня — как контролировать продуктивность удаленщика, если того же Scrumа нет и не используется?
    Мне кажется это один из важных аспектов для удаленки — за счет скрама удаленщик втягивается в процесс, от него постоянно что-то требуется и его метрики анализируются. Это как спорт.


    1. DGN
      08.03.2019 14:23

      Сравнивая его продуктивность с другими удаленщиками. Отчеты и мониторинг — плохой метод.


    1. taksebe Автор
      08.03.2019 14:47

      Надо быть уверенным, что Вы вообще хотите контролировать продуктивность каждого конкретного человека. Мы от этого сознательно отказались — мы следим за результатами команд, а уже команда сама решает, как ей работать с каждым сотрудником.


      1. Pyhesty
        08.03.2019 21:33

        ээээ…
        у вас удалённо работает команда(ы)?
        это вообще другой уровень — это то же самое,
        что поручить выполнение работы другой фирме
        или разбить между несколькими организациями — нормальная практика.


        1. taksebe Автор
          08.03.2019 23:50

          Команда — это набор людей. Эти люди могут сидеть в офисе, могут удалённо. Вся организационка, все условия, все регламенты у них общие, поэтому это вовсе не то же самое, что отдать работу на аутсорс. Мы пробовали аутсорс, поэтому точно можем сказать, что разница принципиальная.


          1. Pyhesty
            08.03.2019 23:56

            я цитирую автора:
            «Надо быть уверенным, что Вы вообще хотите контролировать продуктивность каждого конкретного человека. Мы от этого сознательно отказались — мы следим за результатами команд»
            Статья посвящена удаленной работе отдельных сотрудников, а не удаленной работе команд (читай обособленных подразделений), сложности в организации работы возникают при работе с отдельными разработчиками как таковыми, а у автора нет опыта организации работы отдельных разработчиков, так как «мы следим за результатами команд»…
            это я, конечно, утрирую, как инженер — я за свободный график работы и удаленную работу, а вот как работодатель, я вижу сложности организации, которые можно решить только за счёт большого количества свободных ресурсов (читай денег и разработчиков) и резервирования рисков.


            1. taksebe Автор
              09.03.2019 00:05

              Команда не равно обособленное подразделение. Команда — это набор людей, работающих вместе, находясь в составе обособленного подразделения (департамента). Команда, состоящая из всех офисных сотрудников, и всех удалёнщиков, у нас вообще ничем не отличается — ни регламентами, ни трудовыми договорами.

              То, что мы не следим за персональными метриками конкретных людей, не означает, что мы не организовываем для них условия для удалённой работы. Статья как раз посвящена особенностям этой организации и плюсы-минусы для нас как работодателя.


    1. snp
      08.03.2019 20:19
      +2

      Вы про удалёнщика говорите как про собачку с проводами в мозге. Или как про ёжика-птицу-гордую. А почему бы не выбирать людей, которые сами заинтересованы в работе и которых пинать не надо?


      1. taksebe Автор
        09.03.2019 00:01
        +1

        +1

        К тому же, нанимая «профессионального» удалёнщика, вы с очень высокой вероятностью получаете ответственного человека, который умеет работать самостоятельно. А вот все ли офисяне такие — вопрос.


    1. gleb_kudr
      08.03.2019 20:28
      +2

      Самый большой вопрос для меня — как контролировать продуктивность удаленщика, если того же Scrumа нет и не используется?

      Так же, как и в офисе. Кстати, как вы это делаете там? По количеству отсиженных часов? Поздравляю — вы ничего не контролируете.


  1. Modis
    08.03.2019 15:14

    Не раскрыта одна из главных тем — ваши сотрудники работают от объема или от времени?
    И следите ли вы за ними?
    И что делать с удаленщиками, у которых мало опыта?


    1. taksebe Автор
      08.03.2019 15:41

      По трудовому договору — от времени, но мы за этим не следим. По сути, это скорее от результата, следит за этим команда.

      По джуниорами сложно, согласен. Мы не пробовали, поэтому тут ничего сказать не могу. Если мы берём студентов, то в офис — причем не потому, что это правило, просто как-то так само собой пока получается. Если будет опыт с джуниорами на удалёнке, обязательно о нём напишу.


      1. Modis
        08.03.2019 15:51
        +1

        А еще такой вопрос: вот у нас на моей работе (крупная проектная организация) тоже хотят использовать такой опыт. Точнее — уже используют с недавнего времени с проектировщиками. Но отдел с программистами работает еще пока в офисе. Так вот дело в том, что наша работа связана с другими участниками коллектива, а тестирование — так вообще происходит на «живых» проектировщиках. В таком случае, если я уйду на удаленку и, естественно, не буду работать с самого утра, то временной промежуток, когда я могу контактировать с другими участниками сократиться до минимума. Допустим, мне сообщили о баге в 5 вечера, я потратил два часа на устранение и вот проверить мою работу сообщивший уже не может — он уже в метро ))
        Таким образом время, затраченное на разработку чего-либо, может увеличиться. Просто потому, что кто-то сова, а кто-то жаворонок.
        Вы когда команде ставите задачи, учитываете это? Да и вообще — объем задачи и время ее исполнения меняются в зависимости от того, какая команда работает — офисная или удаленная?


        1. taksebe Автор
          08.03.2019 16:53

          У нас такого фактора нет — пока мы не сталкивались с разработкой решений, тестирование которых зависело бы от кого-то снаружи, вне команды.

          Мы команде вообще не ставим конкретных задач, мы ей даём проект, и она его под ключ делает. Насколько я знаю, ни в одной нашей команде не созрели до того, чтобы учитывать, кто сова, кто жаворонок. Иногда на выбор исполнителя таска влияет часовой пояс — например, вечером появилась задача, которую нужно срочно сделать в демонстрации в Москве в 10 утра, и логично, что её подхватит человек из Новосибирска, а не из Курска — у него 3 часа в запасе просто благодаря географии. Это нечасто бывает, но случается.

          Мы не видим разницы по выполнению задач разными командами. Полностью офисных у нас уже не осталось, но есть одна, в которой все программисты в одном офисе, только тестировщик удалённо. Есть команда, в которой вообще нет ни одной пары людей, сидящих в одном помещении — все распределённо. Мы не видим разницы по времени и уж точно не выбираем для них проекты, исходя из этого.


  1. anioutka
    08.03.2019 15:49

    Работала несколько лет на аутсорсе как удаленный разработчик с несколькими распределенными командами. Весь процесс был построен по Scrum: обязательные ежедневные групповые созвоны по Skype или Zoom, доп.созвоны между членами команды при необходимости, график задач по спринтам. При нормальном управлении проектом и осознанном отношении команды не возникало никаких проблем.
    Честно говоря, я откровенно не понимаю, почему многие компании отказываются организовывать удаленную работу для новых сотрудников и принуждают к релокейту. Особенно, когда их штатным сотрудникам в итоге приходится какие-то вещи доделывать из дома, например, в выходные, ночью или экстренно во время отпуска. Или когда их же команды разделены по технологиям в определенных городах и для полноценной работы друг с другом все равно взаимодействуют удаленно.
    Объяснения про безопасность и сложности с организацией доступа тоже слабые, потому что часто работы делегируются аутсорсным фирмам, действующим явно не на территории исходной компании.


  1. gradmir
    08.03.2019 16:43

    Какой у Вас стек технологий, и какая компания, если не секрет?
    Недавно смотрел по вакансиям, удалёнку часто предлагают Web-разработчикам.
    А, например, по С++ вообще нет подобных предложений.


    1. taksebe Автор
      08.03.2019 16:57

      Основной стек, по мере снижения количества специалистов:

      • Java
      • .Net
      • php
      • Swift

      На мелких проектах ребята балуются Clojure, Go и другой хипстотой, мы их не ограничиваем, но базовая специальность у всех — из списка выше.

      От оглашения названия компании я, с Вашего разрешения, уклонюсь. Не то, чтобы это большой-большой секрет, мы не фиксики, но юридически тема рассказа о внутренней кухне компании довольно сложная, и я не хотел бы заходить на эту поляну.


  1. Bookvarenko
    08.03.2019 16:52
    +1

    Хм, действительно интересно. Насколько я понял, ключевым звеном оказалось это: «команда работала по Scrum, практиковала ежедневные созвоны с москвичами в фиксированное время и канбан-доску в Jira — и потому понимала, что каждому из них для работы не нужно часто дёргать друг друга.»


    1. taksebe Автор
      08.03.2019 16:59

      В момент начала эксперимента — да. Сейчас мы отменили требования к командам обязательно работать по Scrum, оставив лишь несколько общих ограничений. Но на старте, пожалуй, действительно нужно проследить, чтобы команды не простаивали только потому, что кто-то один вовремя не выдал задачу конкретному сотруднику.


      1. snp
        08.03.2019 22:09
        +1

        А у вас сотрудники сами запрашивают задачи? Или уходят в «режим ожидания»?


        Вот этот момент меня всегда интересовал, почему один и тот же человек может, к примеру, на одной работе складывать лапки, когда нет задач. А на другой — может наоборот, начать забирать чужие таски из бэклога и решать их. Или иной полезной работой для организации заниматься.


        1. taksebe Автор
          08.03.2019 23:54
          +1

          В бэклоге нет чьих-то тасков — в бэклоге они общие. Кто свободен — берёт следующий. Ну и каждый день дейли-скрам, на котором проговариваются задачи. Когда команда каждый день обсуждает, кто что сделал, откровенного складывания лапок не будет. Конечно, чтобы каждый летел вперёд с горящими глазами, этого недостаточно, но откровенного саботажа и лентяйства не будет.

          Да и вообще — люди хорошие, когда им комфортно, очень немногие сядут и ножки свесят. По моему опыту, «они сядут и будут бездельничать» — это скорее иррациональный страх, чем реальная проблема.


          1. snp
            09.03.2019 14:19

            Я спросил не просто так — я сам бывал в обоих ролях. И когда мог в течение пары недель приходить в офис, не сделав вообще ничего по работе (таски висели, но зарплата капала). В подобных случаях у меня либо было мало ответственности, либо коллеги мешали работать — плохо реагировали на запросы по работе, плохо делились знаниями. Как модно говорить, «токсичный коллектив».


            Сейчас на удалёнке несколько лет и, при этом, являюсь ключевым специалистом — много свободы, много ответственности, хотя и много работы, даже иногда в ущерб личным делам. Но это, пожалуй, самая лучшая моя работа по сумме ±.


            Видимо у вас получается создать именно таки комфортные условия, где человек может и хочет раскрывать свой потенциал?


            1. taksebe Автор
              09.03.2019 17:15

              Нам хочется верить, что получается, хотя проблемы, конечно, возникают всегда. Мне кажется, нам удалось главное — снять внешнее давление. Мы сделали плоскую структуру — без начальников и подчинённых, передали все полномочия (кроме финансов, но и это, надеюсь, временно) на уровень команд, никогда не ругаемся и даже стараемся не демонстрировать досаду в случае неудач. Это позволяет всем решать задачи, а не реагировать на мою реакцию. Делать дело, а не выслуживаться.

              Кмк, это ключевое, остальное — техническая работа (написать регламенты и их исполнять).

              Это, кстати, создаёт свои проблемы — например, гиперответственность, когда люди начинают прям съедать себя в случае проблем на проекте. Раньше это была проблема «руководства», и пусть у них голова болит, а теперь этот проект по-настоящему наш, он практически личный, и люди отравляют себе жизнь его неудачами. С этим тоже можно и нужно работать, но это уже другая история.


  1. saintbyte
    08.03.2019 17:29

    В Ейске есть кто-то кроме 1Сников?
    В Ейске можно дешево снять офис, можно даже купить железо — но найти там программистов просто не реально.


    1. taksebe Автор
      08.03.2019 18:02

      Есть:) Но это не местный, один из пермяков переехал туда жить.


  1. pashukmint
    10.03.2019 02:11

    Все же реально, крутые команды фейсбук, телеграм, гугл имеют офис, и работников в нем. По причине, того, что сильная команда — это когда вы вместе. Даже если хоть каждый час по скайпу созваниваться, это не то пальто. Но для маленьких компаний из небольших городов — это выход. Только надо понимать, что у таких компаний, завтра конкуренты предложат цену выше и все, кто на вас трудился уйдут в другую фирму.


    1. abmanimenja
      10.03.2019 08:03

      У Телеграма именно что «офиса» нет.
      Но да, они работают вместе.


    1. taksebe Автор
      10.03.2019 10:55
      +1

      Поэтому я нигде и не говорю, что удалёнка — это панацея. Она эффективна в определённых условиях бизнеса. Если у компании структура расходов (грубо) 80% маркетинг, 20% ФОТ+налоги+косвенные расходы, а прибыль ходит в районе 50% — ей, в целом, не жмёт нанять офисную команду в дорогом (с точки зрения зарплат) городе. Но есть и другие компании, и не только в небольших городах, вполне себе и в Москве, и в Долине, для которых удалёнка — действенный способ улучшить свою финансовую эффективность.

      Всегда в корне деньги же.