For English press One

У каждого любителя старого железа есть фетиш. Зачастую на территории восточной (да и части западной тоже) Европы это ZX Spectrum, замечательный компьютер, который, впрочем, не оставил значительного наследия. Другое дело — IBM PC 5150. Этот компьютер тоже любят многие старьевщики, и многие его почитают за его влияние на индустрию. За то, как он вытеснил с рынка всех конкурентов. Но историю этого замечательного компьютера знает каждый школьник, а вот что было у него внутри, оказывается, знают не так и много людей.

(под катом много картинок и даже видео есть!)

Так, многих шокирует, что 640КиБ ОЗУ в IBM PC 5150 не было. 640КиБ в те времена было поистине огромным объемом ОЗУ, и на материнской плате первой ревизии компьютера можно было разместить до 64 КиБ максимум. Да, всего 64 КиБ, как у домашнего Коммодора 64, например, или немногим больше, чем у наиболее популярной версии вышеупомянутого Спектрума. Конечно, существовали карты расширения памяти, но они появились позже, да и вторая ревизия материнской платы содержала уже 64 КиБ ОЗУ в базовом варианте (очень глючный вариант, который, как я полагаю, в продажу не поступал, но об этом позже), а максимум можно было разместить аж 256 КиБ! Но, покупая первую базовую версию, вы получали лишь 16 КиБ. Представьте IBM PC c 16 КиБ ОЗУ… DOS на нем не запустить.

… Да он и не нужен был, для этой версии: в ней не было даже дисковода. А НЖМД для IBM PC 5150 производитель не предлагал даже в качестве опции. Как же такой компьютер можно было использовать? Дело в том, что в ПЗУ IBM PC был «зашит» интерпретатор языка Бейсик, который грузился при отсутствии другого варианта загрузки. То есть, все работало именно так, как на 8-битных компьютерах того времени: вы получали компьютер, который после включения загружал из ПЗУ интерпретатор языка Бейсик и имел от 16 до 64 КиБ ОЗУ. Как же загружать в него программы без DOS? С помощью магнитофона. Да, IBM PC 5150 имел порт для подключения магнитофона, а бейсик в ПЗУ умел записывать и загружать программы на/с кассет. Все как на вашем Спектруме! Да и сам компьютер, в общем, был 8-битным. Нет, процессор был совершенно 16-битным, даже с 20-бит шиной адреса, и она была полностью выведена «наружу» (кстати, именно поэтому 1й мегабайт памяти был так важен для шины ISA все время ее существования, на нее были разведены только 20 бит адреса, и ничего за пределами 1го мегабайта она не «видела»). Однако шина данных процессора была обрезана до 8 бит, именно для того, чтобы использовать 8-бит переферию. И, хотя 20 бит адреса позволяли адресовать аж 1 МиБ ОЗУ, весь обмен информацией в IBM PC 5150 осуществлялся по шине, шириной в 8 бит. Так же, как на Спектруме. Даже проще, ибо многие компьютеры тех времен уже использовали кастомные чипы, такие, как ULA в ZX-Spectrum или BBC micro, а Commodore для своих нужд приобрела MOS Technology, которая производила некоторые микросхемы исключительно для Commodore, так что клоны этих компьютеров было сделать весма непросто. IBM же собирала свои 5150 исключительно из широкодоступных компонентов, так что, чисто теоретически, любой мог собрать свой клон 5150 прямо на коленке, за исключением, конечно, микропрограммы BIOS, код которой, хотя и был открыт на страницах мануала 5150, был защищен авторским правом.

С дисплеем было все еще веселее. На старте IBM PC 5150 предлагался только с монохромным видеоадаптером MDA, неспособным выводить графику. Только монохромный текст, только хардкор. Зато текст отображался довольно качественно. Такой адаптер требовал специального монитора и прекрасно подходил для бизнес-пользователей (при наличии дисковода и расширения памяти, чтобы грузить DOS). Зато немногим позднее в опциях появился цветной адаптер CGA, имевший композитный выход для подключения к телевизору, вдобавок к цифровому RGBi-выходу для монитора. Такая карта значительно хуже отображала текст, так как имела значительно более низкое разрешение, и слабо подходила для бизнеса, даже с соответствующим монитором. Зато для домашнего использования она подходила значительно лучше: монитор был не нужен, можно было подключиться к любому телевизору, да и 4 цвета в графике (были две разные палитры одна вырвиглазнее другой) на телевизоре магическим образом превращались в большее количество, если разработчик умел правильно пользоваться композитным выводом. А многие умели. В общем, CGA была совсем не такой унылой картой, как многие помнят по играм на VGA мониторе в режиме эмуляции CGA. На телевизоре было лучше.

Такой IBM PC 5150 уже был у меня какое-то довольно продолжительное время, но руки до него никак не доходили по одной простой причине: он был какой-то проблемный. Когда я его получил, он не включатся. Я быстро нашел закоротивший конденсатор и выкусил его (он сидел на линии -12В и был мне не нужен в любом случае), однако с памятью этого компьютера определенно было что-то серьезно не так.

Здесь надо бы сделать небольшое отступление. Дело в том, что никакого BIOS Setup на IBM 5150 не было. BIOS при загрузке читал положение 2х наборов микропереключателей на плате, SW1 и SW2, и по ним определял конфигурацию оборудования: наличие и количество дисководов, тип видеоадаптера, наличие математического сопроцессора, конфигурацию памяти. Конфигурация памяти выставлялась следующим образом: 2 переключателя в 1м блоке говорили BIOSу, какие из 4х банков памяти непосредственно на плате заполнены, а первые 5 переключателей блока 2 говорили BIOSу полный объем памяти в системе, то есть сумму памяти на материнской плате и картах расширения.


На плате видно светло-голубые блоки SW1 и SW2

Каждый банк состоял из 9 микросхем (8 бит+бит четности), и хранил 16 КиБ на первой ревизии платы и 64 КиБ на последующих. Тут начинается первая проблема. Из-за бага в BIOS, если плата сконфигурирована на использование не всех банков памяти, то есть от 1 до 3, то BIOS считает, что все банки имеют размер 16 КиБ, даже на поздних ревизиях, где размер банка 64 КиБ. Таким образом, если у вас на плате заполнено 3 банка по 64КиБ, компьютер «увидит» лишь 48 КиБ памяти, вместо 192. В BIOS есть еще один баг, который показывал несуществующие ошибки памяти на платах поздней ревизии, если были установлены не все банки. Именно эти два бага заставляют меня думать, что компьютеры, поддерживавшие 256 КиБ на борту, всегда продавались полностью укомплектованными набортной памятью, ведь в противном случае пользователь бы столкнулся с ошибками при включении и невозможностью использовать всю установленную память (а она была ну очень дорогая).

Итак, у меня был IBM PC 5150 с платой поздней ревизии и дополнительной платой памяти на 256 КиБ. Однако, при включении он выдавал ошибку памяти 0800 201 и останавливал POST надписью PARITY CHECK 1.


Беглое гугление показало, что такие ошибки часто вызываются неправильно установленными переключателями на плате. Я начал эксперименты. Для начала, я убрал дополнительную плату памяти и переставил соответственно переключатели. Это не помогло. «Ага», — подумал я: «Дело в набортной памяти». И я решил убрать вообще всю память, которую можно убрать. Остался только 0й банк, он распаян на плате и не подлежит замене. И ошибка пропала! Компьютер загрузился в Бейсик и отрапортовал о наличии немногим менее 12 КиБ памяти.


Первой мыслью было: «Постойте, но у меня же 64 КиБ!!! Неужели бейсик столько ест? Не может быть!». Конечно, внимательный читатель догадался, что этот (д)эффект — следствие бага №1 в BIOS. Но на тот момент я этого еще не знал.

В общем, после долгой возни я наткнулся на совершенно замечательный сайт, который с тех пор является для меня библией IBM PC, и выручал потом еще не раз. Именно там я узнал, что моя плата видит только 16КиБ, если установлен только 1 банк памяти, и что ошибка 0800 201 означает, что неисправна микросхема, отвечающая за бит четности в банке 0, и пропадала ошибка при изъятии остальных банков именно потому, что BIOS видел только первые 16 КиБ в таком случае, а ошибка была выше. К сожалению, банк 0 впаян в плату. К еще большему сожалению, после того, как я выпаял эту микросхему и установил на ее место колодку, плата включаться перестала совсем. На первый взгляд, никаких повреждений от пайки я не увидел, но, так как я выпаивал микросхему феном, стараясь греть всю плату, а не только место пайки, я подозревал, что могла испортиться еще какая-то микросхема памяти, и теперь уже в том месте, где располагались первые 16 КиБ, так как, в случае ошибок в первых 16 КиБ, компьютер не подает никаких признаков жизни. А еще могло испортиться ПЗУ. Или что-то еще. В общем, надо было разбираться, а времени не было. И я отложил этот компьютер до лучших времен.

Довольно давно, я наткнулся на просторах The Ben Heck Show на книгу ZX Spectrum ULA: How to design a microcomputer. Так как я давно хотел собрать себе клон Спектрума, а тут обещали 100% совместимость с оригинальной ULA на широкодоступной рассыпухе, мне стало очень интересно. В итоге я купил и книгу, и, прочитав ее, решил купить плату, разведенную автором. Я знаю, что это не спортивно, но мне хотелось сначала иметь рабочий Спектрум, чтобы потом его кастомизировать, а покупка готовой современной фабричной платы очень сильно ускоряет процесс, да и стоит она недорого. Однако, сам процесс сборки платы мне так понравился, что я начал искать, чего бы еще такого собрать.

И я нашел её.



Да, это, насколько возможно, точная копия оригинальной платы 5150, но только это новая, современная плата. Очень очень качественная. Из отличий от оригинала я увидел лишь другой корпус генератора задержки (насколько я понял, он использовался для сигналов регенерации DRAM):


слева в большом корпусе оригинальный генератор задержки, справа в DIP-8 современный

и разводку керамических конденсаторов: в оригинальной плате, как и на клоне, все площадки под конденсаторы — 3х контактные. Дело в том, что полярные электролиты на оригинальной плате (как и на клоне) — трехконтактные. Средний плюс, а оба по краям — один и тот же вывод минуса. То есть конденсатор хотя и полярный, но устанавливать его можно на плату любой стороной. Таким образом, для электролитов на оригинальной плате (и на клоне) средний контакт всегда плюс, а оба по краям — минус. Для керамики же все не так. Так как керамика не полярная, ей не нужна такая защита от дурака-сборщика, и конденсаторы имеют привычные два контакта. На плате же все равно 3 дырки, но теперь средняя — минус, как и одна из соседних с ней, а другая — плюс. На клоне же, конфигурация отверстий для керамики такая же, как для электролитов: плюс в середине. Поэтому контакты керамических конденсаторов на клоне слишком близко друг к другу, что немного мешает сборке. На этом видимые мне различия заканчиваются. Самое интересное же, что в набор входят все микросхемы, необходимые для сборки, включая микросхему с прошивкой IBM PC-совместимого BIOS. Часть из них сейчас довольно трудно найти, а чистую микросхему BIOS еще надо суметь прошить, ведь на IBM 5150 не использовалась JEDEC распиновка. Можно сделать переходник, но это не эстетично. Не все микросхемы в комплекте новые, на некоторых есть едва-едва заметные следы пайки, но все корпуса в отменном состоянии и вообще все выглядит как очень качественный продукт. Минусы — цена. За цену набора можно купить 2-3 оригинальные платы б/у на ибее. Но меня это не остановило: оригинальная б/у плата у меня была, это мне не сильно помогло. Да и радость сборки Спектрума еще не прошла, а там я все делали покупал отдельно от платы (ну, процентов 80 у меня и так было, так как это были разные 74HC, да и клонов процессора Z80 у меня достаточно в запаснике). В общем, после пары убитых вечеров, плату было не отличить от оригинала (да, хотя с платой шел опенсорсный клон BIOS, но я установил оригинальные микросхемы от IBM:



Паять такую качественную плату — сплошное удовольствие, хотя я и хочу со временем восстановить оригинальную, но на первое время подойдет и эта (все знают, что нет ничего более постоянного, чем временные решения, да?). Итак, после сборки платы и её установки в корпус, нам понадобятся:

1. контроллер флоппи-дисков:



Оригинальный IBM 5150 умеет читать и писать только на дискеты двойной плотности. На одну дискету 5,25 дюйма влезает 360КБ данных, на 3,5 дюймовую — 720КБ. В моем компьютере установлен один дисковод на 5,25 дюйма. Для записи дискет я подключил его к более современному компьютеру (486) и записал системную дискету с PC-DOS 3.30, несколько архиваторов (в расчете добавить позже НЖМД, либо его флеш-эмуляцию), драйвер для сетевой карты и несколько игр.

2. еще немного памяти:


Оцените размеры этой сверхвысокоинтегрированной платы, по сравнению с клавиатурой.

Эта плата вставляется в слот шины ISA, которая в те времена была не тормозной устаревшей шиной, а вполне себе расширением локальной шины процессора 8088, так как процессор этот, хотя и был 16-битным, имел урезанную 8-бит шину данных, к тому же мультиплексированую с шиной адреса. На шину ISA адрес и данные приходили уже отдельно, после демультиплексора. И работала шина на частоте процессора, 4.17 МГц.
Кроме того, на этой плате есть часы реального времени (да, на материнской плате их не было), правда, им нужен драйвер, который бы извлекал из платы время и устанавливал его в DOS при загрузке, а еще тут есть один последовательный и один параллельный порт. Памяти я установил сюда до отказа — 384 КиБ, чтобы всего иметь максимально возможные 640 КиБ. Это, конечно, перебор для 5150, но запас карман не тянет.

3. Видеоадаптер:

Сначала я тестировал компьютер с заведомо работоспособным адаптером VGA, рассчитанным на шину 16 бит, но работающим на 8-бит шине. Но какой VGA для IBM 5150? VGA — это про 386, ну, может, поздние 286. Сюда же нужен CGA или Hercules (MDA не рассматриваю, так как хочется графики). Например, такой:



Все скриншоты и видео до сих пор — с адаптером VGA. А вот с CGA:



Итак, все подключено, все работает, системная дискета создана, монитор с композитным входом есть, можно начинать тесты? Не совсем. Нужна еще клавиатура. IBM PC 5150 и PC/XT 5160 использовали такой же DIN5 коннектор, как IBM PC AT 5170, клавиатуры которой полностью совместимы со стандартом PS/2 (при условии замены разъема), широко доступным и сегодня, однако в 5150 и 5160 используются другие сигналы. То есть, если подключить AT или PS/2 клавиатуру к 5150, работать она не будет. Купить клавиатуры для 5150 и 5160 можно на ибее, но просят за них примерно как за целый 5150 без клавиатуры. И как бы мне ни нравилась Model F, платить столько за клавиатуру я не готов.

К счастью, есть выход:


Маленький PIC, 3 резистора, диод, ну и конденсатор, для храбрости — все, что нужно, чтобы превратить PS/2 в XT. А, и программатор, да. Что интересно, 8-бит CPU в этом микроконтроллере может работать на частоте 20 МГц. Тогда «переходник» будет мощнее самого центрального процессора 8088, установленного в 5150.

Первым IBM PC-совместимым компьютером, появившемся в моей жизни был какой-то клон на базе 286 процессора у мамы на работе. Там я залипал в Golden Axe, Death Track и Prince. Однако опыт на клоне 8088 тоже имелся: значительно позже у друга появился Поиск, за которым мы тоже проводили много времени, играя в различные игры (учились программированию, если так можно было назвать наши поделки на Бейсике, мы на Спектруме), и у меня в памяти сохранились воспоминания, как мы играли примерно в этот же набор игр на его Поиске, то есть, фактически, на клоне PC, причем, довольно тормозном. И игралось весело!

Однако, как и в случае Дума на 386, память меня подвела. Или, скорее, раньше требования к скорости игр у меня были сильно ниже. Оригинальный IBM PC был очень неторопливым компьютером. Вот сколько длится загрузка игры Lemmings (конвертер композитного сигнала в VGA не смог извлечь цвет из сигнала CGA, поэтому картинка черно-белая):


В общем, именно так использование компьютера и проходило: загрузились с системной дискеты, вставили рабочую (для работы, все же, часто покупался второй дисковод, чтобы не «передергивать» дискеты все время), загрузили программу. Жесткие диски появились позже, и доукомплектовать диском IBM 5150 было не так просто: блок питания был на это не расчитан.

А очень хочется поиграться с сетью на 5150. Естественно, в такой конфигурации это не получится, на 360 КБ дискету не уместить сетевой драйвер и стек TCP/IP. Поэтому, придется нарушать традиции. Продолжим комплектовать компьютер:

4. Собственно, сетевая плата:

image

Плата для шины 16 бит, однако она превосходно работает на 8-бит шине. Имеет разъем для 10Мбит витой пары и рискует быть самым быстрым устройством в системе.

5. Пятый и последний слот расширения займет контроллер жесткого диска (Да, слотов в 5150 всего 5. В 5160 (IBM PC/XT) их было уже 8, хотя там был нюанс.):



Это опенсорсный XT-IDE, так как MFM диски в рабочем состоянии на сегодняшний день уже огромная редкость. К сожалению, этот контроллер очень плохо работал на родном процессоре AMD 8088, причем понял я это не сразу, а лишь после того, как восстановил оригинальную материнскую плату (см. П.С.). Во время работы компьютер постоянно блокировался, выдавая ошибку четности памяти. Замена процессора на NEC V20 полностью решила проблему,



но понять это у меня получилось только через несколько недель экспериментов. Винчестер я прикрутил формата 2,5 дюйма, чтобы не колхозить никаких переходников:



Вообще, приятно, что инженеры, проектировавшие корпус 5150 предусмотрели возможность установки дисков формата 2,5 дюйма!

Ну а вообще, сундучок со сказками выглядит очень олд-скульно!



итак, загрузка с жесткого диска:


Для запуска сети решил написать небольшой bat файл, который загружает пакетный драйвер сетевой платы и dhcp.exe из пакета mTCP. Я не стал все это добро запихивать в autoexec.bat, так как оно занимает довольно много памяти, и не всегда нужно. А если нужно, батник запустить недолго:


надо проверить, работает ли интернет:



ну и мой ftp, для которого все и затевалось:



посмотрим, что там:



Ну и, на последок, еще один пример того, насколько медленным был IBM PC 5150:


Заметьте, тут точно больше 4х цветов.

P.S. В итоге я восстановил оригинальную плату. Естественно, будучи уверенным в mad skillz в пайке, я не мог серьезно предположить, что повредил плату, выпаивая микросхему бита четности. Я подозревал, что испортилась какая-то еще микросхема. Выпаяв весь нулевой банк, я тщательно проверил каждую микросхему: все они были в порядке. Несколько раз прозвонил все дорожки, они тоже оказались в порядке. Только случайно я обнаружил, что повредил металлизацию переходного отверстия, отвечающего за сигнал записи бита четности банка 0. Так получилось, что, прозванивая контакты, я проверил соединение сигнала записи с соседней микросхемой, относившейся к 1му банку. И контакт с ней был. Поэтому-то я и не заметил повреждения. А не было контакта с остальным банком 0, так как до него вела дорожка на верхнем слое. В общем, пришлось припаять проводок, чтобы не выпаивать колодку, но после этого плата снова ожила.

Комментарии (100)


  1. mistergrim
    08.03.2019 01:55

    Вот сколько длится загрузка игры Lemmings (конвертер композитного сигнала в VGA не смог извлечь цвет из сигнала CGA, поэтому картинка черно-белая)

    Заметьте, тут точно больше 4х цветов.
    Далеко не во всех CGA-играх есть поддержка композитного выхода. В итоге в зависимости от видеорежима будет либо чёрно-белый сигнал (как в первом случае), либо мазня (как во втором).


    1. DrPass
      08.03.2019 03:29

      Далеко не во всех CGA-играх есть поддержка композитного выхода

      А какое CGA-играм вообще может быть дело до композитного выхода на видеокарте? Он же там реализован сугубо аппаратно, они вообще ничего о его существовании не знают.


      1. aik
        08.03.2019 04:00

        С композитным выходом на ntsc был интересный эффект, завязанный на несовершенстве экранов, который позволял дополнительные цвета отображать смешиванием пикселей. Если игра это дело поддерживала по умолчанию, то никаких настроек не было нужно. Просто на ргб-мониторе одна палитра, на композитном другая. Некоторые же игры и туда и туда гнали четырёхцветную картинку, но была возможность указать в настройках композитный сигнал — тогда картинка становилась лучше.


        1. mistergrim
          08.03.2019 08:26
          +1

          Да, всё верно. Либо игра вообще не использовала возможности композитного выхода — тогда получалась картинка, как выше на Prince of Persia, либо игра спрашивала пользователя, какой режим использовать, либо использовала композит без вопросов, и тогда на телевизоре получалось так
          image

          а а мониторе вот так
          image

          А вообще там нюансов огромное количество, вот здесь подробно описано
          int10h.org/blog/2015/04/cga-in-1024-colors-new-mode-illustrated


          1. aik
            08.03.2019 08:51

            А вот кстати совсем не обязательно, что черно-белая картинка будет.
            Меня в своё время с этим эффектом познакомили на мониторе, у которого был и композит, и РГБ. Одновременно двумя кабелями подключили и тыкали кнопку переключения входов. На РГБ цвета сохранялись, но превращались в стандартную палитру. А на композите цвета становились веселей, но ценой чёткости картинки, на всяких менюшках особенно заметно было.


            1. old_gamer Автор
              08.03.2019 09:48

              На мониторе, если честно, ни разу не видел черно-белую картинку с CGA (ну, если только она специально не выводилась такой). Но, конечно, композит был сильно цветастее, при умелом использовании


              1. ClearAirTurbulence
                08.03.2019 12:01
                +1

                Я тоже не видел, но по указанной выше ссылке как раз объяснено, в чем тут дело:

                Картинка
                image


            1. mistergrim
              08.03.2019 13:27

              Цветную картинку вы определённо получите, но это будет обычная четырёхцветная картинка, только искажённая.
              Ах да — чёрно-белую (на композите) вы тоже получите, если использутеся палитра чёрный-голубой-красный-белый. Вот как у автора в Леммингах.


              1. old_gamer Автор
                08.03.2019 19:35

                Цветную картинку вы определённо получите, но это будет обычная четырёхцветная картинка, только искажённая.

                Это логично и понятно.

                Ах да — чёрно-белую (на композите) вы тоже получите, если использутеся палитра чёрный-голубой-красный-белый. Вот как у автора в Леммингах.

                А вот этого я не знал…


  1. aik
    08.03.2019 02:43

    На счет MDA-мониторов — упомянутый геркулес позволял получить на них графику, причем довольно высокого разрешения, особенно в сравнении с CGA. Черно-белую, да. Точнее зелёную.
    Некоторые игрушки геркулеса поддерживали нативно, некоторые можно было через софтверный драйвер поддержки CGA запускать.


    1. old_gamer Автор
      08.03.2019 09:49

      Были ещё черно-оранжевые варианты )


      1. aik
        08.03.2019 10:30

        Мне в свое время очень нравился егашный АОС с переключателем режимов — цветной, зеленый, янтарный и вроде как чёрно-белый.


    1. Vitalley
      08.03.2019 16:53

      Даже под винду драйвер был под этот геркулес


      1. aik
        08.03.2019 17:07

        Этого я точно не видел.
        Вообще, не уверен, что я видел геркулеса живьём. Может и видел, но не сознавал это тогда.
        Был в детстве в пионерлагере какой-то древний комп с зелёным монитором, где самые умные играли в Robot Odissey, но там надо было думать, потому большинство предпочитали что-то попроще — space quest, loom или вообще mother goose.


        1. mistergrim
          08.03.2019 17:16

          Многие CGA- и EGA-совместимые карты умели работать в режиме Hercules (переключалось дипами на задней панели обычно). Ещё и в режиме черезстрочной развёртки на CGA-мониторе.
          И да, не надо думать, что Hercules/MDA — это обязательно зелёный монитор. Полно было мониторов с нормальным белым люминофором.


          1. aik
            08.03.2019 18:13

            Я монохромных мониторов у РС-совместимых мало видел.
            Были роботроны в одном техникуме — я там игрался в рэмбо и бармена. Про них вообще ничего не помню, кроме того, что они роботроны и мониторы были черно-белые.
            Был потом ещё через некоторое время черно-белый мелкий VGA с надписью IBM. Но это было сильно позже, мы на нём в ufo1 играли.
            А так большей частью мониторы у тех компьютеров, с которыми я общался ощутимое время, всегда были цветные. Обычно даже ега и выше, но некоторое количество цга успел пощупать.
            Потому и говорю, что «не уверен». Может и видел, но не осознавал.


        1. old_gamer Автор
          08.03.2019 17:51

          У нас в классе информатики были клоны ПиСи с геркулесами. У меня самого есть клон геркулеса, но непонятно, рабочий или нет, так как нет монитора проверить.


          1. aik
            08.03.2019 18:18

            По школьным компьютерам у нас сперва был класс ямах, msx и msx2.
            Преподаватель потом там себе притащил какой-то COPAM и играл на нём в цивилизацию. Нам не разрешал, но иногда пускал поиграть в Империю. Монитор был цветной.
            Потом был вышеупомянутый класс ps/2 286, потом опять ямахи — но туда мы пошли не за компьютерами, а за преподавателем. А потом туда 386 поставили. И какой-то мак там стоял. Плюс где-то в само конце школы там появился учительский пентиум, но мне уже было не до него, выпускные экзамены и т.п. Да и дома уже был какой-никакой компьютер.


    1. juray
      10.03.2019 03:50

      Как владелец геркулеса в качестве первой видеокарты — подтверждаю. (Возможно, HGC+. И видимо, позднего клона, поскольку на одной микросхеме.)

      Из игр, поддерживающих этот видеорежим, играл в F-19 и Total Eclipse. Из рабочего софта — AutoCAD 10.
      А CGA-игры через резидентный DOS-драйвер выглядели ужасно, поскольку эмуляция разных цветов делалась растрированием.

      Монитор был доработанный от какого-то терминала то ли ЕС, то ли СМ. С зеленым свечением, да. Помню, что доработка была мизерной и включала, помимо небольшой подстройки частот развертки, допайку пары резисторов, преобразующих двоичные сигналы на выходах Video и Intensity в аналоговые уровни для модулятора яркости (мне сейчас память подсовывает воспоминание про «серый» уровень и в графическом режиме, но похоже, это воспоминание ложное — проверка по описанию HGC говорит, что в графике был таки 1 бит на пиксель, а «увеличенная яркость» использовалась только в MDA-режиме).


  1. maxzhurkin
    08.03.2019 09:15

    На одну дискету 5,25 дюйма влезает 360КБ данных, на 3,5 дюймовую — 720КБ
    кажется, что-то не так здесь с объёмом 5,25'': в конце эволюции их объём был 1,2 МБ, если «возвращаться в прошлое делением», должно получаться 600 КБ, 300 КБ, 150 КБ: для 3,5'' это 2,88 МБ (до этой стадии 5,25'' уже не дожили, иначе мы бы знали об объёме в 2,4 МБ), 1,44 МБ, 720 КБ и 360 КБ


    1. aik
      08.03.2019 09:27

      5,25" при моей жизни были 360, 720, потом 1,2. Это я не рассматриваю всякие левые форматы, когда использовались дополнительные дорожки и 720 превращалось в 800.
      3,5" были 720 и 1,44. А 2,88 это, скорее, чисто теоретическая штука, живьём её мало кто встречал.


      1. old_gamer Автор
        08.03.2019 09:53
        +1

        2.88 часто встречались на IBM PS/2. Там прямо на кнопке выброса была надпись 2.88


        1. aik
          08.03.2019 10:28

          На тех пс/2, с которыми общался, дисководы были 720, если память не изменяет.
          Точную модель не скажу, но то были 286 без винтов. В школе компьютерный класс был.


          1. old_gamer Автор
            08.03.2019 10:31

            У меня самого не так много опыта с PS/2, но доводилось встречать 2.88 дисководы. Не помню правда, на какой модели. Скорее всего, это была Model 60


      1. vitalyvitaly
        08.03.2019 11:53

        В PC образца 1981 года было 160 килобайт на дискете (8 дорожек, кажется), потом 180 (9 дорожек?). Поддержка 360 килобайт появилась вроде бы на DOS 2.0 и PC/XT. Дисководы 160/180 были «полной высоты», а то, что потом пошло — уже половинной. 5.25 на 720 килобайт — там называемый Quad-формат, официально не поддерживался и не упомнался Microsoft и IBM со второй половины восьмидесятых, тем не менее применялся в ряде «брендовых» клонов PC.


        1. old_gamer Автор
          08.03.2019 12:17

          У меня дисковод 360 КБ полной высоты в 5150. 160 КБ варианты шли только с очень ранними моделями, это было недолго.
          Спасибо за Quad формат, не знал про него.


          1. vitalyvitaly
            08.03.2019 12:25
            +1

            Интересно. У IBM поддержка 360 килобайт оказывается это май 1982 и PC-DOS 1.1, в MS-DOS поддержку этого формата добавили только в DOS 2.0 в марте 1983. В промежутке OEM-производители использовали кто во что горазд, иногда 320 килобайт, как я смотрю winworldpc.com/product/ms-dos/1x


          1. vitalyvitaly
            08.03.2019 12:38

            Дисковые утилиты от ранних версий (circa 1.0, chkdsk), кстати, при случайном запуске под 2.0 быстро «курочат» его структуру. Имел такой печальный опыт. От каждого файла остается кусочек в 512 байт. Там, похоже, очень многое поменялось внутри за этот год, кроме увеличения емкости и введения подкаталогов.


            1. CoolCmd
              08.03.2019 16:23

              в плане api это была практически другая система


        1. tormozedison
          08.03.2019 14:08
          +1

          5,25 на 720 кБ требует утилиту 800. Также с её помощью можно читать диски БК на PC.


          1. vitalyvitaly
            08.03.2019 15:03

            Интересная тема. В DOS, строго говоря, тоже была некоторая рудтиментарная поддержка Quad-формата и 8-дюймовых дисков, чаще всего в виде недокументированных ключей и команд. Но на практике это никогда не работало без поддержки BIOS, железа и драйверов в самой системе. Вот 800.com как раз это симулировал. А будут ли совместимы записанные с его помощью диски с реальными железными системами времен DOS 1.25, где OEM-производители применяли формат 720 килобайт — большой вопрос, особенно если пытаться записывать и читать эти диски под родным железом и ОС. Там могут применяться специфические средства, например разбивка диска в 720 на два виртуальных по 360 (как было в некоторых советских клонах PC), или еще что-нибудь этакое. Если повезет, то диск может прочитаться, но с некоторыми глюками. Я использую сейчас под эмулятором раннюю OEM-версию DOS с образами на 160 кб, записанными программой WinImage (можно считать ее современной наследницей 800.com). Кидаю через нее на образы дисков файлы времен DOS 1.x из сети. Они читаются под эмулятором, но не совсем безпроблемно — этой версии DOS явно нужно в каталогах дисков что-то еще, поэтому например команда DIR глючит и выдает некоторые сообщения об ошибках. С реальным железом может быть еще проблемнее, полагаю.


      1. vladkorotnev
        08.03.2019 11:54

        Я часто форматировал консольно-графической утилитой FFormat под досом 6.22 дискеты в 2,88 — правда, не все дискеты осиливали такое. Что удивительно, дисковод был далеко не самый новый (сдвоенный эпсон 3.5+5.25).
        Поговаривают, что того же эффекта было можно достичь, просверлив на дискете над отверстием определения высокой плотности ещё одно такое же, при условии поддержки дисководом формата (и достаточного качества самой дискеты).


      1. vitalyvitaly
        08.03.2019 12:00

        120 мегабайт следующая ступень, хотя вот ее уже мало кто видел и это не совсем флоппи. Тем не менее, BIOS Setup многих старых плат содержал пункт «LS-120», помнится.


        1. khim
          08.03.2019 12:04
          +1

          Суперфлоппи было штук пять или шесть разных. Но это уже были не совсем флопы: там использовалась магнитооптика и подключались они к IDE-контроллеру. И совместимость была ограничена — стандартные форматы на них читались, а DMF/XDF — нет.


          1. vitalyvitaly
            08.03.2019 12:11

            Винчестеры и ленты, подключаемые к флоппи-контроллеру, тоже существовали (экзотика!). Можно вспомнить, что интерфейс ST-506/412 в общем и восходил к флоппи-контроллеру в своей первой инкарнации.


    1. old_gamer Автор
      08.03.2019 09:52

      Дискеты 360 КБ и 1.2 МБ имели разную геометрию дорожек и были мало совместимы. Так, дисковод 1.2 МБ теоретически мог витать дискеты 360 КБ, но это не всегда получалось. Если вы запишите 360 КБ дискету на 1.2 МБ дисководе, то 360 КБ дисковод её не прочитает.
      А вот 3,5 дюймовые дискеты так не страдали. 720 КБ дисководы прекрасно форматировали 1.44 МЮ дискеты в 730 КБ формат и читались они везде.


      1. Dovgaluk
        08.03.2019 18:26

        Кстати нет, у меня некоторые экземпляры чиают такое.
        А некоторые нет. Я даже решил, что они неисправны. Видимо стоит попробовать дискету записать дисководом не 1.2.


        1. DrPass
          09.03.2019 00:19
          +1

          Если вы запишите 360 КБ дискету на 1.2 МБ дисководе, то 360 КБ дисковод её не прочитает.

          Я могу и ошибаться, но по идее, прочитает. Там же специально у format.com ключ есть /4, который нужно использовать, если вы форматируете 360 КБ дискету на HD-дисководах. Без него она делает по одному шагу на трек, как будто дисковод 40-дорожечный, и тогда с точки зрения флопика 360К на диске окажется полная лабуда. А с этим ключом уже делает по два шага, и треки располагаются корректно для флопика 360К.


          1. old_gamer Автор
            09.03.2019 00:33

            Вполне возможно, у меня нет HD дисковода, чтобы проверить, так что я руководствуюсь этим:

            Double density 5.25" drives use 40 tracks per side. When high density 5.25" drives were introduced, they doubled the number of tracks to 80 per side. To do this, a narrower disk drive head had to be used.

            A high density 5.25" drive can read a low density diskette just fine, even though the drive head is narrow compared to the track. However, if you try to write to the diskette, you will write a new track of data that is much narrower than the existing data. This will generally make the diskette unreadable in a double density drive, because the double density drive has the old «fat» drive head that will see a narrow data track laid on top of a normal sized data track. Other high density drives may not deal with this diskette well either, depending on their calibration.

            If using a double density 5.25" disk in a high density drive, only do reads from it — make sure that you do not write to it!


            www.brutman.com/PCjr/diskette_handling.html


          1. khim
            09.03.2019 02:46
            +1

            На самом деле всё хитрее. У дисковода на 360K не просто меньше дорожек — они ещё и шире! Головка тупо шире и захватывает не только две дорожки, но и, главное, промежуток между ними!

            Соответственно если вы возьмёте новую дискету, отформатируете её на дисковода HD, запишите на HD и сунете в DD — она причитается.

            А вот если дискету писать на DD и перезаписать на HD — нет! Данные на двух дорожках и между ними — будут разные и DD-привод увидит мусор.

            Иногда помогает сделать так: форматировать на DD, писать на HD… но лучше — просто не смешивать.


    1. khim
      08.03.2019 11:55
      +1

      Вообще «в конце эволюции 5,25"» была PU_1700, которая позволяла чудесно форматировать их на 1.44МБ и копировать на них (с помощью diskcopy, да!) дистрибутивы с 3,5" дискет.

      Что было гораздо, гораздо надёжнее настоящих дискет на 1.44МБ.

      P.S. Кстати как раз дискетный мегабайт меня, в частности, убедил, что мебибайты — это хорошо, а мегабайты — должны быть десятичными. Потому что «все» знают, что дискеты бывают 1.2МБ и 1.44МБ… а вот сколько в том «мегабайте» байт? 1'000'000 или 1024*1024 = 1'048'576?

      Попробуйте угадать
      Правильный ответ. Объём дискеты меряется в специальных, особых, чисто дискетных мегабайтах в которых… та-да: 1'024'000 байта!


      1. maxzhurkin
        08.03.2019 12:01

        «в конце эволюции 5,25"» была PU_1700
        «посмертная» эволюция — уже совсем другая история


        1. khim
          08.03.2019 12:13

          Почему «посмертная»? PU_1700 — это 1991й год , как нам подсказывают. Тогда ещё флопы вовсю использовались. Во всяком случае Borland Pascal 7.0, вышедший на пару лет позже — только на дискетах и распространялся. Первые CD — это ещё через пару лет, когда Windows 95 вышла (и то, версия на дискетах редкостью не была).


          1. maxzhurkin
            08.03.2019 12:18

            В основном потому, что и дискеты и дисководы те же, разработанные на последнем шаге эволюции аппаратного обеспечения, а речь, напомню, идёт, прежде всего, про аппаратуру


          1. tormozedison
            08.03.2019 14:14

            Помню, люди покупали компьютеры с OEM Windows 95 без CD или дискет в комплекте. И там была специальная утилита, чтобы самому записать комплект дискет для восстановления. Вот на нём так было:

            www.itweek.ru/themes/detail.php?ID=48844

            Только назывался он Vist 1000. А выглядел точно так же.


      1. aik
        08.03.2019 12:06

        Для дистрибутивов, кстати, часто использовались дискеты повышенного формата.
        Если глянете на тот же дистрибутив 95 винды, то там только одна или две дискеты 1,44, а остальные 1,7 вроде бы.


        1. khim
          08.03.2019 12:18

          Там очень забавно. Ритейловая версия была на обычных дискетах на 1.44 (или даже на 1.2), а вот OEM — там да, DMF или даже CD-ROM (редкость по тем временам). А вот уже Windows 98 — та в основном на CD рассчитана…


          1. old_gamer Автор
            08.03.2019 12:22

            Странно, я точно покупал Ритейл, в Белом Ветре, в коробке, и там точно были DMF, так как я не мог сделать их копии на обычные дискеты без выкрутасов.


            1. khim
              09.03.2019 02:49
              +1

              Посмотрел на WinWordPC — похоже существовали три варианта ритейла: 1.2, 1.44, DMF.

              Интересно — их с самого начала было три или DMF появился позже?


    1. Fortop
      08.03.2019 12:59

      для 5,25" были 160, 180, 320, 360


    1. DrPass
      08.03.2019 13:10

      Тут всё верно, просто не нужно возвращаться в прошлое только делением. 360 кБ — это 40 дорожек, 720кБ — это 80 дорожек, и 1.2 МБ — 80 дорожек плюс увеличенное количество секторов на дорожке.


    1. kuza2000
      08.03.2019 14:20

      кажется, что-то не так здесь с объёмом 5,25'': в конце эволюции их объём был 1,2 МБ, если «возвращаться в прошлое делением», должно получаться 600 КБ, 300 КБ, 150 КБ: для 3,5'' это 2,88 МБ (до этой стадии 5,25'' уже не дожили, иначе мы бы знали об объёме в 2,4 МБ), 1,44 МБ, 720 КБ и 360 КБ

      Все так :)
      Именно 360 были первые дискеты. А еще их можно было форматануть на 800, просто загрузив драйвер 800.com :)
      Работали они с такой емкостью нормально, так как плотность записи на дорожку не менялась, просто дорожек становилось больше.


      1. vitalyvitaly
        08.03.2019 15:14

        Это так называемые «корветовские» дискеты, предназаченные под что-то вроде здорового дисковода ИЗОТ размером с современный системник. Вот там был стандартным и этот размер диска и эти дискеты. Но дискеты более старого типа, например от тех же болгар, или как оно называлось, ЕС-5029(?) позволяли вытянуть максимум около 400 килобайт с тем же драйвером 800.com — вот это оригинальные 360-ки.


      1. DrPass
        08.03.2019 18:09

        Именно 360 были первые дискеты. А еще их можно было форматануть на 800, просто загрузив драйвер 800.com

        Ну только при условии, что у вас дисковод был хотя бы на 720К. У дисководов на 360К головка была в два раза шире, и они физически не могли дать 800К. Но они могли форматировать на 400К с помощью этого драйвера :)


      1. juray
        10.03.2019 03:55

        Драйвер вроде позволял менять не количество дорожек, а количество секторов на дорожку.


        1. DrPass
          10.03.2019 13:44

          И то, и другое позволял.


      1. axe_chita
        10.03.2019 19:02

        На 5.25 безопасно можно было форматировать на 400кб форматированием 41(40 от 0) дорожки. С этим справлялись практически все дисководы и дискеты, окромя болгарских ИЗОТов, точнее они форматились, но дорожка была исключительно в бэдах. На 42 дорожки обычно Basf форматировались без проблем, но тут уже с механикой дисковода могли быть проблемы, головки могли биться об ограничитель. На части Искра 1030 были забавные ГДРовские дисководы на 360кб, в которых при использовании 800-ки можно было форматировать дискету 5.25 DS/DD на 800кб. А с PU-1700 до 820кб.


  1. maxzhurkin
    08.03.2019 09:54
    +1

    А как эти длиннющие платы поддерживались механически, на что-то опирались или во что-то упирались?
    Offtopic: не используйте ProFTPD, это небезопасно


    1. old_gamer Автор
      08.03.2019 09:57

      Да, на передней стенке есть пластиковые направляющие, в них карта заходит.
      Спасибо, за ProFTPD. Руки не дойдут собрать кастомную прошивку, а в родной для моего QNAPа он. Но NAS в интернет не смотрит у меня, думаю, долго быть не страшно )


  1. CTDAW
    08.03.2019 10:49
    -5

    КиБ

    Красное и Белое?


    1. Dovgaluk
      08.03.2019 18:29

      Да, в 81 году никаких кибов не было.
      Смотрится чужеродно.


      1. old_gamer Автор
        09.03.2019 10:34

        Но статья написана в 2019м.


  1. saipr
    08.03.2019 12:04
    +2

    Как ни странно у меня тоже есть IBM PC 5150 да еще с почти родным монитором HX-12E Princeton Graphic Systems (Taiwan, 1987 г.):
    image


    1. old_gamer Автор
      08.03.2019 12:20
      +1

      Шильдик на корпусе от 5160, или я путаю?
      Сорри, перешел по ссылке, там лучше видно!


      1. saipr
        08.03.2019 14:11

        На лицевой панели и клавиатуре находится шилдик с логотипом "IBM Personal Conputer":
        image.
        Я уже забыл, что клавиатуры могут быть такими тяжелыми как системнвй блок.
        Модель компьютера можно увидеть на задней панели:
        image
        В левом верхнем углу есть шилдик с моделью:
        image
        Ну и полная информация находится чуть правее:
        image
        Так что вы ошибались, но это не страшно, и я вернулся в конец 80-х аж прошлого столетия. Да, и самое главное пыль протер на компьютере.


        1. old_gamer Автор
          08.03.2019 22:49
          +1

          Да, сзади 5150 отлично видно: 5 слотов и порт для магнитофона.
          Простите, недоглядел ).


          1. saipr
            08.03.2019 23:56
            +1

            С кем не бывает! А если посмотрите по ссылке там есть еще и другие PC, в том числе и родом из СССР.
            А вам спасибо, да и компьбтер почистил.


            1. old_gamer Автор
              09.03.2019 00:00

              Да я у вас уже все излазил, спасибо, очень классный ресурс!
              Кстати, чуть не забыл… когда лазил на вашем сайте, наткнулся на табличку с разными вариантами IBM PC, так вот, у вас там не хватает IBM 5162. Очень очень интересная машина была!


  1. PlusPlus
    08.03.2019 14:10
    +1

    А никто случайно не встречал в продаже современных клавиатур с раскладкой от XT — с функционалками сбоку?


  1. firk
    08.03.2019 15:38
    +1

    Норм статья но первые абзацы выглядят несколько странно. Это и "КиБ" эти дурацкие, которые были придуманы намного позже того железа, и какие-то странные комментарии по поводу разрядностей различных шин как процессора так и ISA.


    кстати, именно поэтому 1й мегабайт памяти был так важен для шины ISA все время ее существования, на нее были разведены только 20 бит адреса, и ничего за пределами 1го мегабайта она не «видела»

    Нет, только в её 8-битной версии которая практически полностью была заменена на 16-битную в PC/AT, не говоря уже про компы из 90-х по которым большинство тут эту шину и знает.


    Однако шина данных процессора была обрезана до 8 бит, именно для того, чтобы использовать 8-бит переферию

    8-бит периферия прекрасно совмещалась и с 16-битной шиной 286-го, а тут дело было в исключительно в удешевлении путём избавления от поддержки 16-битной шины.


    И, хотя 20 бит адреса позволяли адресовать аж 1 МиБ ОЗУ, весь обмен информацией в IBM PC 5150 осуществлялся по шине, шириной в 8 бит

    Непонятно, какая тут предполагается связь между разрядностями шин. Её нет.


    1. old_gamer Автор
      08.03.2019 18:01

      Норм статья

      спасиб!

      Это и «КиБ» эти дурацкие, которые были придуманы намного позже того железа, и какие-то странные комментарии по поводу разрядностей различных шин как процессора так и ISA.

      КБ — он разный бывает… А КиБ — он и в Африке КиБ.
      А разрядность только преминимо к данному конкретному компьютеру.

      Нет, только в её 8-битной версии которая практически полностью была заменена на 16-битную в PC/AT, не говоря уже про компы из 90-х по которым большинство тут эту шину и знает.

      Если 8-бит карту установить даже в 16-бит шину, она все равно будет ограничена 20 бит адреса. Увы.

      8-бит периферия прекрасно совмещалась и с 16-битной шиной 286-го, а тут дело было в исключительно в удешевлении путём избавления от поддержки 16-битной шины.

      Что никак не отменяет того факта, что в 8088 шина данных процессора была обрезана до 8 бит, именно для того, чтобы использовать 8-бит переферию

      Непонятно, какая тут предполагается связь между разрядностями шин. Её нет.

      Никакой и не предполагается. Процессор был 16 бит (регистры, АЛУ, внутренняя шина данных), шина адреса 20 бит, а переферия так и осталась на 8 бит шине.


      1. DrPass
        08.03.2019 18:14

        Что никак не отменяет того факта, что в 8088 шина данных процессора была обрезана до 8 бит, именно для того, чтобы использовать 8-бит переферию

        «Периферия», наверное, не совсем правильный термин. Обрезана, чтобы использовать память с 8-битным доступом. 8-битная периферия прекрасно и с 16-битным 8086 уживается, он же умеет и побайтно обращаться. А вот обмен с памятью он должен производить по 16-битной шине, что заметно усложняет разводку системной платы, по крайней мере, по меркам конца 1970-х годов.


        1. old_gamer Автор
          08.03.2019 18:26

          Да, пожалуй, вы правы, но память сидела на той же шине, что и карты расширения. В те времена ISA шла прямо с процессора (ну ок, с демультиплексора), то есть на чем сидит память, на том и переферия.


      1. mistergrim
        08.03.2019 19:06

        КБ — он разный бывает…
        КБ всегда был одинаковый, а разным стал исключительно с того момента, как производители винтов решили свою прибыль немножко оптимизировать и новый стандарт пропихнуть.


        1. old_gamer Автор
          08.03.2019 19:07

          это немного раньше случилось:

          habr.com/ru/post/436288/#comment_19852170


          1. mistergrim
            08.03.2019 19:17

            Речь не про дискеты. Это началось, когда пользователи стали замечать, что у них пропадают уже не мегабайты и не десятки мегабайт, а гигабайты.


            1. old_gamer Автор
              08.03.2019 19:20
              +1

              КБ, в любом случае, плохо определен был почти всегда. Но вы правы, когда говоришь про ОЗУ, контекстуально понятно, что КБ = КиБ. Но мне как-то КиБ однозначнее кажется.
              ЗЫ, если перейдете по ссылке, которую я дал, вы увидите, что речь о 1991 годе. Гигабайтами тогда еще даже не пахло, а проблема с КБ уже была.


              1. mistergrim
                08.03.2019 19:29
                +1

                Позвольте не согласиться, у IBM уже в 1991 были гигабайтные диски.
                В любом случае, стандарт на кибы/мибы был принят в 1999, когда проблема встала уже во весь рост.


                1. old_gamer Автор
                  08.03.2019 22:47

                  Гигабайты были, но массово в те времена были 200-300 МБ диски. 1991й — это начало 486. 66 МГЦ-вариант появился в 1993.
                  Не спорю с Вами, КиБ появился сильно позже 1991, но при этом сильно раньше этой статьи ). И проблема с пересчетом КБ в 1991 уже была, как сказано в комментарии, на который я ссылался.


                  1. khim
                    09.03.2019 02:58
                    +1

                    Причём тут 1991й? В 1991м была PU_1700. Дисковод на 1.2MB с его, мягко говоря, нестандартным мегабайтом — это 1984й и если там ещё можно как-то где-то говорить о том, что это — дескать округление — то с 1.44MB в 1987м так не прокатит: там, извиняюсь, 1.47MB, 1.41MiB (в современных величинах), а 1.44MB — только в особых, дискетных, мегабайтах.

                    Так что проблема — тянется с 80х… просто когда компьютерами занимались энтузиасты, то «все всё понимали», а когда они «пошли в массы» — на разница между «разными» гигабайтами стала уже реальной проблемой.


                    1. old_gamer Автор
                      09.03.2019 10:36

                      Спасибо!
                      1991й взял так как он просто был упомянут. Получается, все ещё веселее )


  1. david52522
    08.03.2019 22:31
    +1

    Товарищ! Воспоминания в плане скорости "Поиска" вас не подводят — на нем, поздних ЕСках и ряде других железок проц(или вернее — его советско-ереванский клон, архитектурно совместимый с 8088, но по техпроцессу — уровень раннего 286) штатно работал с удвоенной частотой(8 вместо 4 с копейками) со всеми вытекающими, например — неполной совместимостью с софтом, заточенным под оригинал.
    Кроме того, один коллега рассказывал(в принципе доверять можно), что в их НИИ от безысходности "всем колхозом" на одной ЕСке что-то подправили, доведя частоту до 12мгц, сверху приколхозили какой-то радиатор на КПТ(благо отечественный ЦП был в керамике), установили EGA видеокарту, а местный "кулхацкер" даже пропатчил под запуск на этом W3D(что, собственно, и было самоцелью)


    1. old_gamer Автор
      08.03.2019 22:43

      Не думаю, что в моем случае дело в этом. Согласно википедии, поиск работал на частоте 5 МГц штатно, что не сильно больше 4,77 у 5150. И я точно знаю, что мы тот поиск не разгоняли.


      1. DrPass
        09.03.2019 00:31

        david52522 немного не тот Поиск имел в виду. Поиск-1 работал на частоте 5МГц и имел на борту обычный советский клон 8088. А вот Поиск-2 работал на частоте 8МГц, и имел на борту 16-битный клон 8086. Впрочем, не ереванский, а киевский, производства завода Квазар. Это, кстати, вполне прогрессивная ХТшка была — со встроенными часами, BIOS Setup, до 2Мб ОЗУ и прочими плюшками. И вот он с ХТ имел отличную совместимость, по крайней мере, софта, работающего на ХТ и не работающего на Поиск-2, в природе не было замечено, в отличии от Поиск-1. Ну а насчет родственности техпроцесса с 286, ничего не могу сказать, учитывая, что клоны 8088/8086 пережили 286 лет на десять, и выпускались по самым разным техпроцессам.


        1. old_gamer Автор
          09.03.2019 00:36

          Наш точно не имел 2 МБ памяти. Было 512КБ с внешней картой расширения, если память не подводит.


          1. DrPass
            09.03.2019 01:36
            +1

            Да, это Поиск-1, второй редакции. Там было две версии, 1988 года и 1991-го. Первая только 128К памяти, глючная, проблемная. Вторая 128 и 512К, вполне стабильная, и гораздо лучше совместимая с РС. А Поиск-2 с ними вообще не спутаешь, он был в обычном десктопном корпусе.


        1. david52522
          09.03.2019 10:16

          Возможно — в принципе, советско-российских клонов XTшки было не счесть. Собственно я вспомнил от того, что у одного знакомого на антресолях болтается "Поиск-М" форм-фактора "клавиатура с мозгами" — Made in USSR(видимо, производитель ещё не оправился от рыночного шока), 1993(!) год на шильдике, унутре — проц на 8 МГц(подробнее не скажу, кем-то из прошлых владельцев сверху приклеена чугуниевая пластинка, видимо — теплоотвода для), 256 отечественной оперативки(ага, теми самыми глючными модулями по 16 Кбайт) и контроллер дисковода, уникальный своей несовместимостью ни с чем, кроме самого себя(то бишь комплектного дискодава) и снабженный уникальной же особенностью читать на дискете только первые 300-с-чем-то Кбайт


          1. DrPass
            09.03.2019 12:59

            Не, это какая-то другая зверушка, может, чьи-то умелые ручки с паяльником. Поисков с маркировкой «М» не было, в корпусе «клава с мозгами» был только на 5МГц, и разгонялись примерно до 6.5. И памяти у них было 128, 384, 512, 640К. На 256К агрегатов не водилось, вернее, были расширители +256К. И контроллеров дисковода на 360К не было, они все от 720К были.


    1. thealfest
      09.03.2019 00:51
      +1

      W3D не работает на EGA.


      1. khim
        09.03.2019 03:10
        +1

        Были бета-версии, которые работали. Наиболее распространённая версия 1.4 — уже точно нет.


        1. axe_chita
          10.03.2019 18:26
          +1

          Наверное вы Wolf3D с Catacomb Abyss 3D путаете. Тот да, на EGA шел, но тормозил сильнее Wolf3D на тойже машине с VGA.


          1. DrPass
            10.03.2019 23:19

            Не, всё верно, первые демки Wolf3D работали на EGA


            1. axe_chita
              11.03.2019 02:11

              Я думаю что это какая-то аберрация памяти за давностью лет. Да в начале было несколько техдемо Wolf3D которые работали с 16 цветным EGA, об этом и «Master of DOOM» было написано. Но тогда были еще не те времена когда авторы выкладывали беты и альфы в интернет или на ББС.


    1. axe_chita
      10.03.2019 18:44

      Wolf3D требовал и 286 и MCGA(VGA) как минимум. Скорее всего мог пойти на NEC V20/V30 и Intel 186/188 после отключения проверки наличия 286 процессора.
      Wolf3D on 8086/88


      1. DrPass
        10.03.2019 23:23

        Там было несколько обращений к инструкциям 286, которые играли совершенно второстепенную роль в коде, выпиливались патчером, и после этого Вольф работал и на обычном 8088… если хватало производительности, конечно.


        1. axe_chita
          11.03.2019 02:19

          Надо в исходниках Вольфа порыться, но на сколько мне помниться там как раз инструкции 286 при выводе графики плотно использовались, и они именно на ассемблере были написаны.


          1. DrPass
            11.03.2019 02:36

            Не буду утверждать, т.к. в исходниках не рылся, но то, что дистрибутивы вольфа, которые работают на 8088, гуглятся на первой странице по запросу Wolf3D 8088 — факт :)


  1. Volgaboatman
    09.03.2019 10:36

    Только с сетью какой-то модерн получился. Ее либо совсем не было либо был коаксиал. Ну и на моей практике под dos tcp/ip никто не поднимал, до конца 90-х был netware и ipx (он памяти сильно меньше ел).


    1. old_gamer Автор
      09.03.2019 10:40

      С сетью полный модерн и SMD. Но найти 8 бит сетевуху за вменяемые деньги невозможно. А тратить по 50-100 долларов за совершенно ненужную в жизни плату как-то не хочется. Как и переделывать свою домашнюю сеть для соответствия тогдашним реалиям. Хотя 10 МБит свиты с коаксиальным портом у меня есть, можно заморочиться коаксиальным сегментом для старья всякого.


    1. juray
      10.03.2019 04:04

      Была еще такая развлекуха, как сеть на COM-портах. С соответствующей скоростью.
      Стек, конечно, IPX/SPX.

      С TCP/IP под досом мне довелось дело иметь вскользь, но уже где-то году в 2003-2004.