Вертолёт SARA (Sikorsky Autonomy Research Aircraft) на базе Sikorsky S-76 с автопилотом Matrix Technology

Sikorsky считается одним из мировых лидеров в разработке беспилотных вертолётов. Созданный набор систем Matrix Technology достиг уже такого уровня, что в течение года компания планирует интегрировать некоторые функции в вертолёты Black Hawk, которые поставляет для армии. Как и в автомобилях, эти функции позволяют снять с пилота часть нагрузки.

В перспективе же вертолёты с автопилотом способны выполнять мирную миссию — это будет летающее такси. Об амбициях в данной области заявляют многие компании, но Sikorsky без громких объявлений разработал вполне функциональный автопилот, который работает уже сейчас. Недавно роботизированное воздушное судно SARA (Sikorsky Autonomy Research Aircraft) прокатило журналиста Wired — тот поделился впечатлениями.

Мероприятие оказалось довольно скучным: взлёт, зависание, разворот, манёвры вокруг аэропорта, полёт, посадка в указанной точке на расстоянии примерно 16 км. Единственное необычное обстоятельство заключалось в том, что кроме журналиста в кабине вообще никого не было. То есть компания Sikorsky провела испытания с живым пассажиром — и успешно.



В этих испытаниях абсолютно не задействовалось внешнее радиоуправление, то есть автоматические системы вертолёта 100% задач выполнили самостоятельно. Кроме манёвров, во время полёта они постоянно сканировали окружающую местность, фиксируя деревья, линии электропередач, птиц и другой авиатранспорт.

Впрочем, вряд ли пассажирские перевозки станут первым применением такого автопилота. Кроме военных применений, очевиден круг промышленных и коммерческих задач, на которых логично сосредоточиться в первую очередь. По сути, это те задачи, которые сейчас с переменным успехом пытаются решать мультикоптеры. Например, перевозка грузов, патрулирование газо- и нефтепроводов и т. д. Беспилотный вертолёт гораздо функциональнее, чем обычный мультикоптер. Его можно использовать, например, в поисково-спасательных миссиях. И да, рано или поздно технология всё-таки дорастёт до уровня пассажирских перевозок. Компания Sikorsky, которую Lockheed Martin приобрёл в 2015 году, недавно официально объявила, что вступает в гонку по разработке беспилотного городского такси. По заявлению компании, система Matrix уже сейчас способна управлять летающими автомобилями, хотя в реальности те ещё не существуют.

Журналист Wired описывает полёт с точки зрения пассажира. Ему выдали планшет, который в реальном времени показывает местоположение вертолёта на спутниковых картах Google Maps и предлагает несколько команд. Вы можете загрузить подготовленную миссию или просто указать место на карте и ввести свои настройки скорости и высоты. Компьютер располагается здесь же в кабине, он втиснут в угол за креслом пилота и окружён большим количеством тестового оборудования. Получив точку назначения, он вычисляет лучший маршрут. Пассажир нажимает кнопку Execute — вертолёт взлетает и отправляется по маршруту. В воздухе его ведут инерциальные системы наведения и GPS, а препятствия отслеживают внешние датчики, включая лидар и камеры. Они же в постоянном поиске потенциальных посадочных площадок, если что-то пойдёт не так.

Как и в автомобилях Tesla, чтобы перевести управление на себя, достаточно просто начать работать с управлением. В данном случае — если взяться за штурвал, то автономная система отключается. Когда пилот отпускает руку, компьютер снова берёт управление на себя. Это двустороннее резервирование: вертолёт всегда готов взять на себя управление у пилота, а пилот всегда может взять управление у компьютера.

Специально для неопытного пассажира-пилота разработаны особые элементы управления: два инсептора-перехватчика управления по бокам от кресла. Они реализованы примерно как в компьютерной игре: правый джойстик для горизонтальных перемещений (вперёд-назад, влево-вправо), а левый рычаг отвечает за дросселирование и рыскание (то есть вращение вокруг своей оси). Для непрофессионала такое «игровое» управление покажется проще и понятнее, чем четыре стандартных элемента управления в кресле пилота.


Во время тестирования вертолёт SARA (Sikorsky Autonomy Research Aircraft) показал себя как отзывчивая и предсказуемая машина. Управлять легко. Если идти на малой скорости ниже пяти узлов и отпустить штурвал — вертолёт зависнет на месте. Если идти на скорости более пяти узлов и отпустить штурвал — SARA продолжит движение в том же направлении с той же скоростью.

Программу разработки автопилота возглавляет Игорь Черепинский. В комментарии Wired он сказал, что в будущем систему управления ещё упростят, так что управлять вертолётом с лёгкостью сможет любая домохозяйка. Это будет актуально, когда по городам начнут курсировать воздушные такси.

Комментарии (11)


  1. KonkovVladimir
    20.03.2019 17:33
    -4

    Главный вопрос в генштабе МО РФ — а что так можно было?


  1. vsantonov
    20.03.2019 19:48
    +1

    Ох этот «дивный новый мир»! Там как раз были у всех персональные вертолеты.


    1. Andriy1218
      20.03.2019 23:47

      Я представляю, какое будет шумовое загрязнение, если у каждого будет персональный вертолет. Особенно, я представляю зрелище, если десятки тысяч таких машин будет кружить над городом. С одной стороны воздушное пространство 3d и оно лучше масштабируется для новых воздушных коридоров. А с другой стороны летательные аппараты летают на относительно больших скоростях и они не могут легко остановится на месте. Поэтому и последствия воздушных аварий будут более значительные, чем обычное ДТП.

      Сомы грамм — и нету драм!


      1. vsantonov
        21.03.2019 00:16

        Если и дальше развивать логику управления вертолетом при помощи джойстика любой домохозяйкой, мы как раз прячем всю сложность самого управления и навигации за искуственным интеллектом, который на самом деле всем этим управляет. Соотвественно, если в сегменте гражданского использования сразу будут появляться только AI вертолеты, они смогут друг с другом договариваться, оставив для пользователя привычные по автомобилю действия, не сложнее, чем указать точку и построить маршрут. Если садиться и взлетать с крыш зданий или специальных «перехватывающих парковок», соединенных с городской инфраструктурой общественного транспорта, то интеграция массового вертолетного сообщения не так уж сильно повысит шумность города.


        1. Andriy1218
          21.03.2019 00:28

          Думаю, что будущее внутригородского передвижения все же за подземной инфраструктурой(всякие там The Boring Company и прочее), а воздушное пространство это для перемещение между городами и другими отдаленными объектами. При таком раскладе будет какой-то баланс между скоростью перемещения и комфортом жителей города. Ко всему прочему, под землей могут ездить электромобили, которые не будут выбрасывать вредных веществ в атмосферу города. А вот вертолеты неплохо так потребляют топливо, а из-за ограниченности емкости аккумуляторов не стоит ждать в ближайшем будущем нормальных электро-вертолетов.


          1. JabbaTheHutt
            21.03.2019 08:07

            Для внутригородских перемещений как-раз флайки на аккумуляторах оптимальнее, ибо расстояния маленькие и зарядка на каждой крыше есть.


            1. roscomtheend
              21.03.2019 11:54

              На исторических нет ни зарядки, ни посадки, на покатых нет посадки, площадь крыш ограничена.


  1. VMichael
    21.03.2019 11:15

    Интересно как такая сложная картинка наносится на вертолет?
    Красят как то или пленку наклеивают?


    1. SynmanProff
      21.03.2019 12:47

      Аэрография предполагаю. Пленка хороша для автомобилей, а тут, все-таки, условия еще хуже


  1. sndr
    21.03.2019 17:07

    Такие ролики нужно смотреть только под этот саундтрек www.youtube.com/watch?v=EFLFH8GW4gs


  1. Javian
    22.03.2019 06:00

    У Китая беспилотники уже в эксплуатации https://habr.com/ru/company/madrobots/blog/429968/