О цифровизации и не только, и не столько и нисколько.
Жизнь как услуга (ЖкУ) или на английском «Life as a Service» (LaaS) нашла выражение в умах уже нескольких людей или групп людей: здесь она была рассмотрена с позиции общей цифровизации жизни, превращения всех её сторон в услуги и требуемой новой политической системы капиталокоммунизма, а здесь самокритичный взгляд из США рассматривает услугизацию жизни как попытку решить проблему излишнего расходования ресурсов (признавая, что американцы расходуют ресурсов в 4 раза больше, чем устойчиво предоставляет вся планета) была. Что объединяет эти взгляды — это выявление тенденции отказа от частной собственности, такой как транспортные средства, вычислительные устройства, дома и даже одежда. Однако насколько в действительности соотносится концепция жизни как услуги с уже получившими широкую известность IaaS, SaaS, PaaS, и с какой именно из них возможно проводить сопоставление? Как обеспечить безопасность и соответствие этическим нормам, собственному мировоззрению в новых условиях: рассмотрим существующие проблемы и некоторые их решения.
Сегодня я также пришёл к осознанию концепции жизни как услуги, не зная ещё о том, что подобные мысли были уже высказаны. Но я открыл для себя эту новую концепцию как предупреждение, как границу, которую нельзя преступать, как напоминание о том, что всё же жизнь нельзя представить как услугу. С другой стороны само раскрытие мыслей становится услугой благодаря открытости сети и наличию поисковых систем. Мысль как услуга позволяет мгновенно найти единомышленников и оценить отличие собственных взглядов от их, поисковые же системы создают незримую библиотеку, в которая правда скорее напоминает свалку, но и на свалки же выбрасывают драгоценности как недавно с мешками денег. Но пространство сети может быть напоминает свалку именно потому, что мышление человечества и представляет собой эту свалку, то есть сам язык как услуга является свалкой мыслей. Но что отличает интеллект — это способность безошибочно выявлять зёрна от плевел, пусть даже все зёрна носят неопределённый и вероятностный характер. Так и с собственностью в конце концов все жильцы и обладатели являются лишь временными владельцами, хотя им кажется, что они могут в абстракции передавать свои права детям и внукам до бесконечности. Но ведь сначала нужно родить и воспитать детей, а потом это будет уже их правом — принимать от нас дар нашей собственности или пойти своим путём, собственностью не обременённым.
Моя концепция ЖкУ отличается от описанных выше констатаций общественных изменений в укладе повседневного существования при которых сфера услуг расширяется настолько, что заполняет собой практически всю обозримую вселенную обыденного мышления. Отличие состоит в ином угле зрения на происходящее: вместо полной цифровизации я предполагаю ограниченную, а собственно жизнь как услуга в дословной расшифровке — это ни что иное, как аналогия действия человека как машины, то есть выполнение им некой работы как части своей жизни. Ранее в записи «О производительности в сфере услуг» я определил отличия людей как предоставляющих услуги и аналогичных в этом случае предоставлению программного обеспечения или операционной системы как услуги от подлинного творческого пути, суть которого не может быть сведена к концепции услуг. Например, можно нанять фотографа или заказать художнику картину (а это было на протяжении разных эпох) и в этом случае высока вероятность превращения творчества в услугу, а можно отказать от этой институциолизации и снимать и писать без всякой оглядки на денежную систему и прагматическое значение. В этом и состоит значение предложенной ранее концепции культурного прагматизма, согласно которой не только денежная, но и всякая практическая мотивация связана с прагматическим началом, тогда как культурное начало использует иные основания и гораздо более глубокие устремления. Например, религиозное и философское творчество, устремление к познанию мира в физике и открытию и применению чистой математики в рамной степени наделяют культурный прагматизм началом для развития деятельности людей, хотя я рассматривают применительно к современности культурный прагматизм как явление общества послесовременности (постмодерна). Поэтому и в сне или доме, машины как услуге мы можем найти совершенно разные проявления: от предоставления некоторого набора соответствующего стандартам качества сети гостиниц, служб заказа такси до неизвестности предоставления квартир для совместного проживания в рамках некоторого сообщества (например, болельщиков или путешественников), получения машины друга «покататься». И в этом отношении мы можем применить нашедшие в области информационных технологий степени глубины услугизации для рассмотрения и всех иных сторон жизни в поле предоставления услуг.
Как известно, в связи с развитием облачных технологий вместо владения оборудованием теперь можно использовать оборудование удалённо в аренду. Это могут быть сетевые устройства или вычислительные мощности. Но оборудование в аренду — это только первый уровень, хотя и самый глубокий, в направлении услугизации, это получение технической Инфраструктуры как услуги или сокращённо ИкУ (англ. IaaS от Infrastructure as a Service). Но в этом случае как с домом мы получаем только «железо» или «бетон», то есть голые стены, подведённое электричество и воду. То, как мы будем использовать воду и электричество, создавать внутренний климат в квартире для жизнедеятельности — это дело жильцов. По сути многоквартирный дом похож на серверный кластер, из которого части могут быть сданы под те или иные нужды. Но в рамках ИкУ пользователи не получают ни операционной системы для вычислений, ни приложений. Если они получают их по сети — то мы соответственно переходим к модели Платформы как Услуги или ПкУ (англ. PaaS от Platform as a Service) и Программного обеспечения как Услуги или ПОкУ (англ. SaaS от Software as a Service). Важно, что в каждом случае облакодержатели не только предоставляют право пользования, они обеспечивают постоянное поддержание и обновление того, что предоставляют, а также решают возникающие вопросы. По сути наш дом, соответствующий модели ИкУ должен иметь охрану и службу поддержки жильцов, то есть рассматриваться вместе с управляющей организацией. В модели ПкУ к указанным услугам также добавляются условия для непосредственного воплощения прикладными средствами задач пользователей, то есть наличие операционной системы, систем управления базами данных, сетевыми услугами, тогда как выбор и обслуживание уже конечных и промежуточных средств (таких как системы управления содержимым, офисные и производственные приложения) для решения задач остаётся за пользователем. Для дома подобные основополагающие основы для ведения домашней жизни состоят в наличии мест хранения (аналог файловой системы), рабочего и спального мест, удобств и мест для развлечений с оборудованием и внутренним программным обеспечением (а телевизоры, холодильники уже имеют в своём составе операционные системы, в которые можно всё чаще устанавливать приложения; кровати обычно не имеют операционной системы, но это лишь означает, что такая операционная система автоматически не конфигурируется, тем не менее сама кровать с матрасом и являются платформой, тогда как постельное бельё — пример аналога приложения). В основном так концепции ПкУ соответствуют меблированные квартиры и комнаты с поддерживаемыми ванно-туалетными помещениями. Наконец, модель ПОкУ означает предоставление уже настроенного (по крайней мере установленного и обновляемого) и готового к использованию программного обеспечения. В этой модели мы можем даже не догадываться о том, какая операционная система обеспечивает обработку наших данных, в первую очередь мы будем просто оценивать версии систем управления баз данных и программных сред, объём доступной памяти, скорость и надёжность соединения. Хотя для целей безопасности и соответствия собственным принципам ведения деятельности и жизни в целом мы будем обязаны уточнить все технические детали и сопоставить различные политики, начиная от этической и политикой в области охраны окружающей среды до собственно политики безопасности. Фактически мы не разрываем нашу связь с отсылкой к собственной жизни, нашему мировоззрению, просто одним из распространённых сегодня элементов является функционализм и самоустранение от этического осуществления сделок, когда люди уподобляются тем торговцам цветным металлом, которые не удосуживаются уточнить происхождение скупаемых и перепродаваемых ими объектов действительности. Точно также распространение концепций ИкУ, ПкУ и ПОкУ всё больше может отдалять людей от мыслей о том, что в в вычислительных и центрах данных работают охладители воздуха, используются не самые эффективные с точки зрения тепловыделения решения, но зато более дешёвые или надёжные, что приводит к большему количеству поступающих сегодня в атмосферу «парниковых» газов. Также и с безопасностью может потребоваться личная инспекция в сопровождении соответствующих специалистов чтобы установить соответствие требованиям и отслеживать фактическое исполнение декларируемых политик. Поэтому мы фактически сталкиваемся с парадоксом при переходе к услугизации возрастания необходимости контроля и управления делегирования ответственности, тогда как формально чаще всего декларируется превращение личного содержания и поддержания оборудования и обеспечения в услугу как избавление от «головной боли», связанной с сопутствующими процессами. Но это может происходить в основном только в тех случаях, когда пользователь итак мало задумывался о вопросах резервирования и архивирования, повышения надёжности, воздействии его имущества на окружающую среду, об обеспечении безопасности. Но в этом случае даже ознакомление с мерами, принимаемыми профессиональными содержателями вычислительных устройств и обеспечения уже потребует от него изучения основ компьютерной грамотности, чтобы получить какое-то о них представление и не только основ, чтобы иметь возможность контролировать деятельность предоставляющих ему услуги. Подобно этому когда мы заселяемся в гостиницу мы начинаем пользоваться мылом, шампунем, водой, обедать и ужинать в ресторане, спать на предоставленном постельном белье, но при этом обычно не задумываемся, что мыла и шампуни содержат вредные вещества, вода не проходит достаточной очистки до и после её использования, пища в ресторане не соответствует тем или иным этическим и религиозным представлениям. В этом случае мы уже применяем неосознанно модель ПОкУ и аналогом программного обеспечения в этом случае являются постельное, кухонное, туалетное, телевизионное обеспечение. Его можно назвать не программным, а программируемым в том смысле, в котором оно определено местной общественной и организационной культурой и языковыми сценариями.
Но всем известно об изменяемых формах мебели и даже об экзоскелетах, превращающих даже тело в услугу, особенно если экзоскелет или аватар можно будет брать в аренду. Уже сегодня есть не только механические кресла трансформеры, но и цифровые. К какому виду модели облачных услуг можно отнести такое решение:
Выбрав ПОкУ и получив лишь начальную информацию об организации деятельности по предоставлению услуг и обеспечения мы поэтому в эпоху послесовременности всегда идём на компромисс, либо мы можем пытаться минимизировать эту компромиссность и попытаться найти ПОкУ, отвечающее требованиям по безопасности, например, не в предоставлении которых не используются потенциально опасные химические элементы или найти «зелёные» сервера, для обеспечения энергией которых используются лишь возобновляемые источники энергии. Проблема состоит в том, что как и для других массово предоставляемых услуг мы соглашаемся с неким институционально определённым набором норм, таким как политика конфиденциальности или соответствие законодательству той или иной страны, но мы часто не имеем ни времени, чтобы ознакамливаться с множеством документов и законодательством разных стран (которые при этом подвержены изменениям), ни возможности проверить исполнение законодательства и политик, ни ресурсов, чтобы выбирать в несколько раз или на несколько порядков более дорогие (но более отвечающие нашим требованиям) предложения.
Масштабируя концепцию облачных вычислений до других сторон общественной жизни, можно составить следующую таблицу, соответствующего в целом представлениям об Обществе 5.0.
Таблица. Соотношение концепций облачных услуг с некоторыми элементами частной и общественной жизни. *Примечание: «кУ» означает сокращение «как услуга».
Облачные вычислительные услуги |
Культура и искусство |
Жилые и производственные помещения |
Город |
Страна |
Владение инфраструктурой и сопутствующим имуществом |
||||
ИкУ |
фотобудка, аренда камеры у друзей |
здание кУ |
инфраструктура кУ, помещения кУ |
безопасность кУ, инфраструктура кУ |
ПкУ |
камера, телефон кУ |
мебель кУ, оборудование кУ |
музеи кУ, аренда зала/сцены/площади |
образование, библиотеки |
ПОкУ |
фотосессия, впечатления кУ |
еда кУ, развлечения кУ |
общепит кУ, развлечения кУ, театр |
мероприятия кУ, здравоохранение |
Жизнь как Услуги |
В целом люди могут находиться на различных уровнях приближения к «жизни как услуге»: например, снимая дачу, имея квартиру в городе и пользуясь гостиницей в отпуске, точно также как они могут дома использовать самостоятельно настроенную операционную систему и офисные приложения, на работе использовать настроенные работодателем, внося необходимые дополнения, а в дороге заходить в облачные офисные и деловые приложения. Важно понять, что независимо от распространения модели ПОкУ работодатели уже фактически предоставляли ПОкУ для работников, выделяя подразделения, ответственные за соответствующий функционал, то есть предоставляли работникам услуги по установке и поддержанию программного обеспечения для выполнения функций на рабочем месте. С другой стороны, сетевые организации и удалённая работа чаще всего и могут приводить к необходимости смещения предоставления ПОкУ от работодателя к сторонним организациям, что вызывает появление новых рынков, на которых и распространяются соответствующие решения ПОкУ.
Ранее ИкУ уже отчасти принадлежали сервисным центрам производителей или сторонним центрам, где обслуживалась вычислительная техника, а производители переносных устройств широко использовали уровень ПкУ, снабжая устройства операционными системами и базовым набором приложений. Сегодня мысль собрать телефон из комплектующих может вызывать некоторое недоумение, тогда как самостоятельная сборка настольных вычислительных устройств всё ещё остаётся нормальным процессом, хотя всё менее рапространённым. В целом сами по себе сдвиги с уровня владения до ИкУ, далее до уровня ПкУ и далее с уровня ПкУ до уровня ПОкУ рассматривается как облегчение жизни, снижение связанных затрат. Но здесь важно понять, что есть оборудование и инфраструктура, которая действительно простаивает и может быть более эффективно использована с распространением сетевых организаций и технологий, такие как автомобили или компьютеры, духовка, кровать, миксер, дрель в среднем не используемые большую часть суток в отличие от автопарка такси и серверов, а есть дома, в которых люди живут всю жизнь, книжные шкафы, в которых хранят семейные книги, холодильник, практически полностью загруженный полезной пищей и т. п. Люди «сращиваются» с вещами и развеществление может означать утрату себя. Выбор технологической модели означает не только выбор политических предпочтений, но и философское изменение способа существования: сдвиг от оседлости в пользу кочевничества. Снижение трансакционных и инфраструктурных затрат позволит всё больше превращать жизнь в услуги и жить более независимо от места и функции. Это повышение эффективности необходимо для сохранения планеты, поэтому людям просто необходимо отказываться от привязанностей и сращивания, но их следует выбирать и сохранять в случае необходимости, особых чувств и привязанности, тем более, что домашняя библиотека в бумажном виде может даже снижать выбросы парниковых газов: вместо работы вычислительного устройства чтение аналоговой книги не требует дополнительной энергии, а её производство либо связывает часть углерода в использованной древесине, либо позволит ликвидировать свалки (если для страниц будет использован переработанный пластик).
Жизнь как услуга (ЖкУ) может рассматриваться с двух сторон: с одной стороны это воплощение жизни тех людей, которые организуют и исполняют предоставление услуг нам, то есть воплощение облачных услуг и впечатлений, которые мы получаем, получаем часть жизни других людей и вписываем её в свою жизнь как впечатление в те периоды, когда получаем ПОкУ. С другой стороны это наша собственная жизнь, в отношении которой мы применяем либо собственные нормы, воззрения, убеждения, установки, либо доверяемся установкам и сценариям окружающего мира, но воздействуем так или иначе на жизнь окружающих, иногда непосредственно оказывая услуги, выполняя действия. Обычно в общественных явлениях этот процесс взаимного влияния двусторонний. Но, например, в массовой культуре часто он заменяется преимущественно однонаправленным процессом воздействия с позиции доверия кумирам или брендам. Именно в этом случае мы рискуем»закрывать» глаза на нарушения конфиденциальности, безопасности и идти против наших собственных чувств и убеждений. И зачастую в случае с цифровизацией это означает доверие технологии, которая даже начинает полагаться «нейтральной». Но это предположение может создавать источник для иллюзий относительно безопасности, если, например, мы будем доверять некоторой технологии, рейтингам и отзывам, при этом ехать в неизвестную страну, отобрав подходящего водителя и владельца жилья. В этом мире даже достоверная и правдивая история не может означать приемлемый уровень достоверности, тогда как сами массовые новости и публичные заявления всё больше расходятся с действительностью. И причина для этого — однонаправленность воздействия массовой культуры, отсутствия обратных связей, основой для которых выступает жизнь как действительность, а не её функциональное упрощение как набора услуг.
В указанных в начале статьи материалах концепция ЖкУ рассмотрена с позиции обращения массового потребителя за услугами в эпоху цифровизации и рассматривается как основа более эффективного использования ресурсов, объектов действительности, которые перестают быть собственностью. Но, как правильно отмечается в комментариях к данным видениям, концепция собственность в этом случае не исчезает, она скорее переходит под контроль или владение предоставителей услуг, начиная от гостиниц с ресторанами до облачных вычислительных центров. Что касается уровней, то авторы рассматривают почти всецело только уровень ПОкУ, приводя в качестве примеров многочисленные приложения и узлы, касающиеся разных сторон нашей жизни. Но это как с театром: нельзя его превратить в онлайн-кинотеатр, а страница с рейтингом театров — совсем не тоже самое, что страница с рейтингом ресторанов. В конце концов, на страницах, где люди раскрывают собственную зинь можно обнаружить её составляющие, но лишь до тех пор, пока они не становятся страницами предоставления услуг (в этом различие личной культуры и прагматики). В целом можно поставить под вопрос в принципе отображения культурных явлений на сетевое пространство и возможность представления следовательно культурной части любой стороны жизни в цифровой формат, ведь в лучшем случае такое отображение — лишь сильное искажение, а совсем не приближение к тому абстрагированию действительности, которого мы достигаем, например, с помощью языков.
Но всё же с появлением возможности сдачи в аренду личного автотранспорта и даже нахождения попутчика в рамках общей платформы или сдачи права проживания в собственной квартире можно ожидать и появления независимой вычислительной сети для решения офисных и развлекательных задач, более широкого распространения сетей хранения подобной той, что сегодня существует для научных распределённых вычислений или при эмиссии криптовалют, для распространения файлов. Но здесь существует ряд серьёзных проблем, которые не позволяют получить распространение некоторым технологическим решениям, таким как независимые поисковые системы, как общедоступной и распространённой услуги. Во-первых, сама по себе открытость часто находится в поле глобализации, что может быть в действительности не приемлемо для большинства людей на планете, поэтому решения, в которых предполагается участие каждого собственными ресурсами может расцениваться как попытку обязать каждого владельца квартиры принимать некоторое количество постояльцев в году. Во-вторых, сами бизнес-модели основаны на монетизации рекламы и предоставляемой информации, что обеспечивает деятельность крупнейших информационных корпораций, но от чего пользователи возможно предпочтут отказаться или захотят ограничить, если они задумаются об этом. В-третьих, более красивые и правильные решения часто оказываются более сложными и затратными в освоении и обслуживании, даже если они распространяются бесплатно. На самом деле здесь мы и обнаруживаем ключевой параметр ПОкУ: часто расходы на содержание, на совершение сделки, на поддержание и безопасность, а тем более оценки социальных и экологических воздействий оказываются гораздо больше, чем привычные воспринимаемые первоначальные затраты. Но с другой стороны эти же затраты и риски существуют и в отношении традиционных услуг, особенно в отношении ПОкУ, хотя в традиционных организациях услуг методы снижения соответствующих рисков скорее индустриальные. То, чего пока может быть не хватает, но что уже может явиться видением будущего — это система независимой оценки качества и соответствующих параметров качества, по которым можно оценивать услуги. Одной частью такой системы могут быть отзывы знакомых и друзей, которым мы доверяем и которые компетентны в той или иной области. Другой частью могут являться независимые проверки, которые проводятся сейчас журналистами-ревизорами с наглядным отображением осуществляемых процедур, но опять же желательно, чтобы выводы сводились к общепринятым критериям и были доступны для автоматизированном анализа. И ещё одной частью может быть открытые трансляции процесса оказания услуг, например, камера, установленная в салоне такси или на кухне ресторана, репортажи, снимаемые постояльцами, посетителями центров данных и вычислений и т. п.
Пусть все подобные материалы будет затруднительно оценить и просмотреть, но с одной стороны современные технологии обработки больших данных, дополненной действительности со временем позволят решить и проблему обработки видео в том числе прямых трансляций. Создание подобной системы позволит уменьшить неопределённости, связанные с превращением жизни в услуги и приведёт к повышению осознанности в отношении этого процесса. Но в этом случае сама «массовая» культура потеряет своё значение, потому что она вернётся к разнообразию в котором множество территорий, групп, людей будут соперничать на общих условиях, но исходя из разных культурных установок, где можно будет оценить процесс приготовления пищи и стирки белья точно также, как энергоэффективность системы охлаждения центра хранения данных.
Думаю, целесообразно сохранить островки «закрытости» и не превращать некоторые стороны жизни в услуги, но в целом качество жизни как открытых и подтверждённых, понятных и эффективных услуг должно возрасти многократно в том числе и потому, что исчезнет необоснованное ценообразование на услуги подтверждённого качества в океане серости, а также значительно снизятся институциональные и трансакционные расходы, такие как подтверждение соответствия стандартам, заполнения многочисленных форм, получения разрешений, а также изучения и сопоставления разнообразной информации. Но главное — это то, что открытость в отношении особенностей оказания услуг ведёт к раскрытию процесса как части жизни, и пусть это и не вся жизнь, но хотя бы её прагматическая часть, она позволяет устанавливать процесс двустороннего взаимодействия оказывающей и получающей услуги сторон, процесса, который определяет, оптимизирует и поддерживает общественные связи и связи с окружающим миром не только в цифровом отображении, но и в действительности, процесс, который не превращает жизнь в услуги и не сопоставляет услуги с жизнью, но наделяет услуги жизненностью, которая экзистирует через цифровую овеществлённость.
Выводы: услуги и в частности основанные на цифровых технологиях раскрывают лишь одну из сторон жизни, а именно её прагматическую часть, нацеленную на достижение некоторого известного состояния и отвечающего набору стандартов качества. Выше мы сопоставили 3 уровня проникновения услуг в жизнь как для облачных технологий, так и для других сторон жизни, куда также проникают цифровые технологии.
Уровни обозначают постепенную замену самостоятельно осуществляемых действий достижением аналогичных состояний со стороны управляемых внешних процессов, контролируемых людьми, или непосредственно людей. Уровни и сопоставление можно применять как к жизни отдельных людей, так и их объединений в малых группах, а также и в организациях. Попытка придать концепции «жизнь как услуга» мировоззренческое толкование опровергается подтверждением того, что жизнь как услуга — лишь одна из многочисленных её сторон и не может быть сведена к сфере услуг без потери своего экзистенциального содержания.
Комментарии (19)
OneType
07.04.2019 08:22Весь пассаж статьи в том, что кто-то оказывает нам услугу тем что мы живем. Подозреваю что сей опус исходит от прихватизаторов душ.
Daddy_Cool
07.04.2019 10:15Ох ты ж блин! Текст прям в духе Карла Маркса. Я как-то попытался почитать «Капитал» — но увы — не смог, мой мозг привык к сухому и точному изложению концепций, доказательств, и иллюстраций. А там… слишком э… гуманитарно. Здесь видится прям аналогичное. Три раза начинал читать статью с начала. Возможно я просто уже не в состоянии воспринимать столь сложные тексты, это пугает. Тем не менее, надеюсь прочитать и разобраться, тема интересная.
Интересен был бы список — какие области жизни можно успешно превратить в ЖкУ.
— — —
P.S. Кстати статья автора «О культурном прагматизме» более читабельная.menstenebris
07.04.2019 10:39Это Маркс-то не точный? На мой взгляд более логически точной и непротиворечивой книги по философии и логике просто не найти. Прочитал пока 3 тома. Очень хорошо учит выстраивать порядок и последовательность мыслей в голове.
menstenebris
07.04.2019 10:50+1Отличная концепция «капиталокоммунизма». Если коммунисты выступали за то чтобы но избавится от частной собственности на промышленность, то теперь значит основная концепция забрать личную собственность и превратить ее в промышленную собственность. То есть если раньше у каждого была личная машина, то теперь машинами будут владеть 2-3 человека. в противовес тому что при коммунизме всем парком машин владеют все. И это теперь недалекими умами преподносится как прогресс? движение к свободе, равенству и гуманизму?
AntonSor
07.04.2019 10:58Опять киберпанковская антиутопия получается. А если объединить «жизнь как услугу» с социальным рейтингом — так и вообще убойная вещь, Гибсон отдыхает. Поколения людей, не имеющими ничего своего, никаких запасов, которым необходимо заниматься бессмысленными вещами, чтобы просто продолжать жить… Пожалуй, в фильме «In Time» показана квитэссенция этого подхода. Где жизнь каждый день нужно продлевать.
Здесь же, в этом посте, продлеваются лишь дополнительные услуги. Но люди с детства приучены, что без них жить нельзя. И работают за лишнюю минуту в виртуальной реальности, например. Или чтобы попользоваться новым аватаром. И то, хороший аватар будет доступен не каждому.
Чем отреагирует общество? Возникнут поселения презираемых всеми дауншифтеров-энафистов, самозахвативших пещеры в каких-нибудь неудобьях, и забивших на рейтинг. Возникнут «новые хикки», живущие только на минимальное пособие, необходимое для выживания, и не совершающих лишних движений, чтобы не портить социальный рейтинг. Возникнут распродажи жизненных благ.Miron
07.04.2019 19:39Ну кстати как это на деле будет происходить можно на примере Китая понаблюдать. Там же уже внедряют соцрейтинг на уровне государства. Через десяток лет посмотрим к чему приведёт. Это попытка перевести часть стоимости денег в стоимость социальных связей индивида с оценкой их полезности для общества и государства. Вопросы только возникают с понятием справедливости. У каждой нации в этом понятии что-то своё понимается.
nerdeek
07.04.2019 12:02Не знаю, как другим, а мне бы не хотелось жить в мире навязанных услуг. Даже навязанных очень тонко.
VolCh
07.04.2019 14:03А можно вот на пальцах привести пример как будет проходить жизнь простого программиста при достижении идеала? Я вот не понял, мне будет запрещено купить квартиру, обставить её купленной мебелью и техникой, купить дрель чтоб раз в 2-3 года новую полочку повесить? Или не по карману? Или стыдно? А снять на всю жизнь сразу можно будет, да ещё и за детей заплатить вперёд?
AntonSor
07.04.2019 14:14Представьте, что и квартиру, и полочку, и все, что на ней, и даже одежду, вы арендуете посуточно. Не прошел платеж за полочку — полочка рассыпается в прах и роняет вещи на пол. Не прошел платеж за квартиру — в неё заселяется другой жилец, а вас полиция отправляет в социальную ночлежку. Не прошел платеж за верхнюю одежду — её становится возможным только снять, а при попытке надеть — рукава оказываются закупоренными, молния не закрывается, пуговицы не застегиваются. На вас остаются только социальный минимум, т.е. трусы.
Конечно же, вы можете взять кредит на продление функций вещей, но только если у вас хороший социальный рейтинг. И с каждой неуплатой рейтинг понижается. И платить нужно больше, с процентами. И работать нужно больше. А у вас поденная зарплата как раз на оплату одного дня. Ну плюс ещё чуть-чуть на налоги.VolCh
07.04.2019 20:35И так все живут? Норма потребления одинакова? Личное балансирование потребления типа "нет, это вы будете меньше кушать" © возможно?
AntonSor
07.04.2019 20:51Конечно же, нет. Те, кто могут себе позволить, арендуют не пуховик, а шубу. Не однокомнатную квартиру, а трехкомнатную. Но система построена так, чтобы месячного дохода хватало только на месяц. Так же, как в США с повышением покупают более дорогую машину и арендуют более дорогой дом — не перешедшего на следующий уровень потребления считают опасным чудаком. Это психология масс.
VolCh
08.04.2019 00:52Ну вот я согласен на пуховик лишь бы детям потом за квартиру не платить. Дозволено?
StriganovSergey
08.04.2019 09:09Было бы круто иметь возможность заказать жизнь в каком-то агенстве. Говоришь «хочу стать чиновником, или предпринимателем, или художником, или ученым, или врачем.» что нравится. Они проводят полномасштабное тестирование, включая генетические, психологические, и так далее. И говорят. «ок, сделаем из тебя ххххх»,
или говорят, нет, вам надо быть не художником, а певцом. Меняем концепцию. Далее они расписывают поминутно каждый день на несколько лет вперед — все, что потребуется сделать для достижения цели. И отслеживают исполнение, в режиме персонального менеджера.
Проект жизни можно было бы и просто заказать, без помощи в реализации.
Miron
Первый раз увидел термин «капиталокоммунизм». Противоречивые ощущения. А со словом «услуги» (капиталокоммунизма) вообще убийственная смесь. Приватизация жизни. Аще улёт. Фантазёры.
Не смог уловить всей проблематики, так как не владею такой образностью мышления как автор, но вижу попытку опредметить капиталистичекой терминологией коммунистическую реальность. Ну то есть присвоить себе то, что является общим и неотчуждаемым по определению. Ну кому безразлично они это и сами отдадут. Но тенденция очень опасна, Сувереннитет кУ, Религия кУ, Президент кУ… тут бы сначала с ЖКХ кУ разобраться бы…
roscomtheend
Вполне, платишь (налог, сбор, плату на входе) — пользуешься, не пользуешься — не платишь. И пусть живут (исключительно) на эти сборы.
Уж лучше, чем "как царь".
А в статье так и не понятно — автор хочет вместо покупки предметов платить больше за аренду и обеспечивать прибыль "того парня" (как обычно в подобных рассказах почему-то считая что именно он будет "тем парнем", получающим доход за офигенную идею)? Тогда всё просто — послать его самого жить так, для подтверждения концепции.