Менее года назад компания Y Combinator предложила мне и моим друзьям возможность развить наш стартап, участвуя в их программе.

От меня не требовалось бросать колледж, хватило бы академотпуска на один семестр. Но я хорошо понимал, что после 8-месячного перерыва я уже не смогу вернуться к академической зубрежке вне зависимости от успеха компании. На самом деле временный уход означал бы окончательное расставание с учебным заведением.

Я обсуждал это решение с семьёй, друзьями и преподавателями. Мнения разделились, поэтому я искал ответов в сети. После прочтения множества статей я обратил внимание на некоторую закономерность: нынешние миллионеры и миллиардеры предпочитали избегать душных стен обители наук в отрочестве и молодости. «Учредителям колледж не нужен», – слышал я снова и снова. В противовес этому каждый ресурс, который по-матерински заботливо призывал меня остаться в колледже, имел другие аргументы:

Образование сделает реальнее возможность получить работу вашей мечты. Это, несомненно, правда, но этого никогда не было достаточной мотивацией. Награда была уж слишком туманна.

Множество успешных людей окончили колледж. Это казалось весьма сомнительным утверждением. И, кроме того, сбор «галочек» не делает меня счастливым.

Образование будет для вас страховкой. Подобное утверждение показалось мне недостаточно убедительным, потому что я не хочу провести лучшие годы своей юности создавая «страховку». Я хочу делать что-то, что я люблю – и уже сейчас.

Я чувствовал, что передо мной не вся картина. Есть что-то утешительное в знакомстве с чужими доводами принятия решения, как бы абсурдны они ни были: это делает тебя более уверенным в своем собственном выборе. Какая ценность в высшем образовании может быть для парня со способностями к технологиям и достаточным резервом энергии для создания убойных штук? Я изо всех сил старался найти статью на моем языке, которая дала бы ответ на этот вопрос. Вот эта статья:

Университеты и Самоучки


Возможно, наиболее очевидной и часто цитируемой причиной для того, чтобы оставаться в учебном заведении, является то, что проходимый курс обучения наделяет вас ощутимыми навыками. Однако, хотя это и может быть правдой, это не передает главного – в учебных заведениях дается не только данные о том, что учить, но и как учиться.

Мне часто доводится слышать от других студентов изречение о том, что гуманитарное образование бесполезно. Они долдонят это в уверенности, что техническое образование является более ценным, чем нетехнические специальности, как будто бы оно наделяет своего «владельца» персональным или интеллектуальном превосходством:

Степень по [английскому/социологии/философии и т. п.] не одарит вас практическими навыками на рабочем месте. Почему бы не научиться чему-то практичному?

Подобные суждения антиинтеллектуальны и выказывают вопиющую ограниченность ума. Каждая область изучения несет в себе интеллектуальную ценность вне зависимости от того, понимаете вы это или нет. Ученые-гуманитарии увеличили как широту, так и глубину человеческого понимания дисциплин, которые они находили важными. Монументальные открытия часто совершаются в там, где их практическое применение не сразу очевидно. В этом и заключается смысл мира университетской науки.

Каждая дисциплина по своей природе имеет различные методы изучения. Каждая дает новые пути представления сущностей и коммуникаций друг с другом. Альтернативные ментальные модели более не разделяются на неправильные и верные, они просто разные, и, возможно, несовместимые. Аналитические инструменты, которые вы получаете в процессе обучения, куда более полезны, чем диплом.

Вы можете возразить, что можно и самостоятельно изучать различные дисциплины вне учебного заведения. И вы правы! Конечно же, вы можете это делать.

Но вы не будете этого делать. Не будете потому, что это нелегко. Потому, что не знаете, с чего начать. Потому, что на первый взгляд любая область, не имеющая отношения к вашему настоящему увлечению будет казаться скучной. Наконец, потому, что нелегко найти время на изучение тем, не связанных с вашей работой или стартапом.

Учебное заведение вытаскивает вас из вашей комфортной зоны. Вам может и не нравиться область изучения, но важно, чтобы вы какое-то время учили вещи, которые вам не по душе, чтобы быть всесторонне образованным человеком. Учтите, что многие важные инновации стоят на пересечении нескольких областей. На самом деле, все самые ценные предметы, которые я изучал, не были связаны с информатикой.

Хорошие студенты занимаются самообучением. Скажу откровенно: я редко хожу на занятия. Некоторые назвали бы меня самоучкой, но я не думаю, что это так. Я всегда учусь у кого-то, будь то преподаватель, автор учебника или коллектив авторов, создающих статьи для Википедии. Это просто разные носители информации, каждый из которых имеет свой собственный набор преимуществ.

Было бы нечестно с моей стороны не упомянуть, почему я презирал (и продолжают презирать!) некоторые учебные курсы: плохие предметы с плохим учебным планом и плохими учителями – это пустая трата времени. Потому, что в идеальном случае ваши занятия должны вас вдохновлять учить еще больше, а не перегружать вас утомительной работой. Старайтесь посещать занятия с профессорами, которые расширят границы вашей интеллектуальной зоны комфорта. Избегайте плохих занятий во что бы то ни стало.

Многие из самых важных предметов, преподаваемых в учебных заведениях, не удастся изучить, пользуясь одними лишь учебниками. Учебное заведение является катализатором опыта, который покажет ваши физические, эмоциональные и ментальные качества. Обучение в колледже предлагает вам большое разнообразие возможностей для приобретения новых навыков – и от ваших сокурсников, и от факультета в целом. Вам никогда больше не предоставится такой возможности – даже в стартапе – быть в окружении огромного числа сверстников, которые вдохновляют вас и подталкивают к тому, чтобы усерднее учиться.

Вы не новый Марк Цукерберг.

…и в этом нет ничего ужасного!

В учебных заведениях наблюдается проблема с культом личности. Кажется, что каждый свято верит в то, что именно он будет следующим СЕО, управляющим предприятием с капиталом в миллиард долларов.

Однако, многие начинающие предприниматели пошли еще дальше, пытаясь подражать своим идолам в принятии решений и личной жизни. Но если ваша жизнь является лишь тенью чьей-то истории, то вы поймете, что подобное поведение обречено на провал. Вы никогда не станете «новым Марком Цукербергом». Это не сработает.

Живите своей жизнью. Не пытайтесь стать «следующим» кем-то – будьте собой. Бьюсь об заклад, что ваши собственные амбиции более интересны.

Культура стартапов враждебна к этой позиции. Я знаю тех, кто «прочесывал» Hacker News и TechCrunch в поисках точных шагов, которые они должны предпринять, чтобы превратить их молодую компанию в сияющего единорога. Если у вас нет детально разработанного плана на пять лет, вы уже проиграли.

Ну и пошло оно. Вам не нужен «жизненный план». Возможно, вы его и не хотите. Колледж – это, по сути, приглашение изучить самого себя. Воспользуйтесь им.

К чему здесь спешка?


Социально неадаптированные предприниматели, не получившие образование, становятся чем-то вроде клише в современных медиа. Бросать обучение, чтобы построить бизнес, нынче в моде.

Некоторые гениальные индивидуумы зарабатывают капитал на этой тенденции, поощряя лучших и самых ярких студентов досрочно прекратить их формальное образование. В частности, Thiel Fellowship выбирает несколько студентов каждый год, предлагая им оставить учебное заведение и вместо этого в течение двух лет получать грант и учиться по программе наставничества, которая призвана помочь им добиваться новых (как правило, предпринимательских) целей. У меня есть много друзей в Thiel Fellowship, и, поверьте, программа подбирает высококвалифицированных кандидатов. Аплодисменты Fellowship за то, что они делают более социально приемлемыми тот факт, что можно быть хорошим специалистом, оставив на полпути учебное заведение или вообще обойдя его.

В то же время я не согласен с фундаментальным тезисом программы. Эти программы делают в точности то же самое, что и высшее образование, в основе которого лежит деление по конкретным направлениям, против которого они и выступают: они создают тонкую завесу внешнего отбора. Награда – диплом – еще не означает, что вы добились успеха. Перед вами лежит еще целое непаханое поле.

У меня создалось впечатление, что Thiel Fellowship ищет студентов, которые ждут не дождутся того, чтобы бросить образование, и все, что им надо – это последний аргумент, который подтолкнёт их к этому решению. Однако, если этот поводу поступит извне, то, возможно, это не приведёт ни к чему хорошему. Спросите себя, было бы ваше решение таким же, если бы вы не получили подобного предложения. Если вы понимаете, что в любом случае оставили бы учебное заведение, то, как ни парадоксально, такие программы, как Thiel Fellowship могут хорошо вам подойти.

Я основываюсь на своем опыте и наблюдениях, говоря, что, если вы собираетесь создать компанию, вы можете, будучи еще в учебном заведении, сделать ее прототип. Если бизнес идет в гору, и ваши занятия стоят на пути его развития, то это подходящий момент, чтобы оставить учебное заведение.

Тем не менее, не ограничивайте себя. Есть бесчисленное множество других проектов, которые можно совмещать с учебой. В первые три года моего обучения в Калифорнийском университете в Беркли я создал приложение в нашем поддерживаемом студентами бизнес-инкубаторе, замутил самый большой в настоящее время хакатон и разработал немало открытого программного обеспечения. Я считаю, что все это было полезно для моего профессионального роста.

Нет смысла ждать окончания учебного заведения, чтобы начать работать над тем, что вы любите. Собирайтесь в группы с друзьями, чтобы вместе работать над учебными проектами. Создайте что-нибудь, создайте что-угодно, даже если это не бизнес. Не упускайте возможности привлечения дополнительных средств ваших разработок. Проводите исследования под руководством профессора. Пользуйтесь ресурсами, предоставляемыми учебным заведением, на благо своего дела. Важно то, чтобы вы занимались тем, что любите.

Вместе с тем, самое важное, что я сделал во время учебы за пределами материальных благ: я нашел сообщество друзей, которые держали меня в тонусе каждый день. Окружить себя «правильной» группой сверстников – это важный залог того, что ваше обучение будет вам в радость. Инвестируйте свое время в развитие ваших отношений. Жизнь вне студенческого социума может быть изолированной. Но, когда вы открываете для себя настоящий мир, ваши друзья важны для вас как никогда.

Любите себя


Жизнь коротка. Ваша юность, будучи лишь ее частью, еще короче. Для самих себя вы должны получать немного (больше) радости.

Много чего вы сможете испытать, только будучи студентом. Я думаю, что все те, кто раскручивает идею ухода их высшего учебного заведения, забывают о том факте, что мы все – люди. Нас мотивируют не только лишь перспективы долгосрочных вознаграждений. Вот краткий список вещей, которые вы гарантированно упустите, если решите оставить учебу:

  • Знакомство с людьми вашего возраста с различными мировоззрениями, из самых разных уголков мира и слоев населения.
  • Наслаждение избытком свободного времени, которое дает возможность для приключений (или просто для классного времяпрепровождения за видеоиграми).
  • Возможность присоединиться к одной из миллиона студенческих групп, или создать свою собственную.
  • «Расширение границ своего сознания» в той среде, где это приемлемо с социальной точки зрения.
  • Использование летнего периода для того, чтобы попробовать себя в различной рабочей среде на стажировке, путешествовать по всему миру или просто проводить драгоценное время с друзьями и семьей.
  • Посещение различных мероприятий: танцы, театр, хоровое пение и другие виды выступлений с участием своих одноклассников.
  • Создание классных вещей, новые друзья на всю жизнь, которых можно встретить на студенческих хакатонах.
  • Возможность носить треники каждый день.

Суть в том, что студенческие годы могут стать одним из наилучших периодов в вашей жизни. Я встретил своих лучших друзей во время обучения в Калифорнии. С этим временем у меня связаны самые теплые воспоминания.

Я не хочу уходить.


Когда я решил отказать Y Combinator для того, чтобы завершить свое образование, мое решение всех удивило. Однако больше всех был удивлен я сам. Всю свою жизнь я жаждал получить возможность, которая избавит меня от занятий раз и навсегда. Тем не менее, когда она мне представилась, я отказался – не из страха, а из понимания.

Я привык объяснять, почему я остался в учебном заведении. Как правило, это первый вопрос, который задают мне, узнав, что я был на грани того, чтобы оставить образование. Но меня редко спрашивают, как я отношусь к этому решению. Я бы сказал, что это гораздо более важный вопрос. Ну и что же я об этом думаю более полугода спустя?

Я счастлив, что я все еще в универе, туды его в качель, и вместе с тем я не могу дождаться выпуска.

Комментарии (12)


  1. kaschenko
    20.07.2015 21:57

    > Старайтесь посещать занятия с профессорами, которые расширят границы вашей интеллектуальной зоны комфорта.
    > Избегайте плохих занятий во что бы то ни стало.
    > быть в окружении огромного числа сверстников, которые вдохновляют вас и подталкивают к тому, чтобы усерднее учиться.

    подскажите, пожалуйста, в каких университетах эти три требования можно для себя удовлетворить?
    я про российские, разумеется, не зря переводили же.


    1. mukizu
      20.07.2015 22:10
      +3

      Я не автор или переводчик, но отвечу — заканчивал МИРЭА и как-то все три пункта спокойно выполнялись. Само собой для каждого их них нужно, что вы какую-то работу проделали.


    1. ascold Автор
      20.07.2015 22:15
      -1

      К сожалению, не могу сказать за российские вузы, но частично эти условия выполнялись в украинских ДонНТУ и ДонНУ. Жена училась в МСИ (Макеевка), также есть позитивные моменты. Разумеется, не все в наших ВУЗах идеально, мягко говоря :)


    1. VladX
      20.07.2015 22:18
      +3

      Ну я могу сказать, что в МФТИ первый и третий пункты более чем верны, насчет второго не уверен. Предполагаю, что во многих университетах как минимум первые 2 пункта верны.


    1. stack_trace
      23.07.2015 19:07

      Учился в СПбГПУ. Все 3 пункта отлично выполнялись.


    1. PETROPALOVSK
      24.07.2015 22:54

      В Вышке это не такая большая проблема. Если прям упереться в получение новых знаний, то преподаватели всегда открыты, а лекции и многие семинары не обязательны для посещения как собственно и везде.


  1. JuniorIL
    21.07.2015 14:16
    +3

    Простите, я хотел бы покритиковать этот мимимишный пост.

    Знакомство с людьми вашего возраста с различными мировоззрениями, из самых разных уголков мира и слоев населения.

    Конкретно я и моя спутница не проводили времени в университете, а учились сами с книгами и видеолекциями. Потому что так учиться проще. С какими людьми так познакомишься? Да и обычно это далко не из разных уголков мира, все более локально
    Наслаждение избытком свободного времени, которое дает возможность для приключений (или просто для классного времяпрепровождения за видеоиграми).

    Простите, может быть это правда для очень ленивых студентов. Все впахивают намного больше, чем работающие люди, которые имеют выходные и 9 часов работы.
    Возможность присоединиться к одной из миллиона студенческих групп, или создать свою собственную.

    Зачем? С кем (пункт 1)
    «Расширение границ своего сознания» в той среде, где это приемлемо с социальной точки зрения.

    Какой то мутный пункт. Любое образование это свет, но учиться по кайфу на Курсере приятнее, чем в формальном университете.
    Использование летнего периода для того, чтобы попробовать себя в различной рабочей среде на стажировке, путешествовать по всему миру или просто проводить драгоценное время с друзьями и семьей.

    Использовать летний период, чтобы хоть чуток отдохнуть от вечной гонки за своим хвостом. Или впахивать, чтобы оплатить следующий год учебы.
    Посещение различных мероприятий: танцы, театр, хоровое пение и другие виды выступлений с участием своих одноклассников.

    Лолчто?
    Создание классных вещей, новые друзья на всю жизнь, которых можно встретить на студенческих хакатонах.

    У нас хватает хакатонов и не для студентов, там можно познакомиться с интересными людьми и накодить добро. Причем с опытными, а не студентами. В любом случае, когда готовишь домашку и учишься к экзаменам, у тебя нет на это времени.
    Возможность носить треники каждый день.

    Да я и так на работу в шортах и футболке хожу.

    Короче. Есть две причины, по которым стоит учиться
    1. Бумажка — страховка на будущее, доказательство, что ты чего то можешь. Короче документ, о том, что ты не ветренный и не дурак.
    2. Знания — немало хорошей, годной теории. Правда вес этого пункта сильно уменьшается, потому что часто, к тому времени когда они понадобятся — это будет забытым вызубренным экзаменом.


    1. stack_trace
      23.07.2015 19:23
      +1

      Создалось впечатление, что вы недооцениваете важность социальных связей. К тому же, некоторые люди (почему-то мне кажется, что их большинство) не любят учиться/работать в одиночестве. Для себя всегда отмечал позитивную роль ВУЗа именно в ключе общения с сокурсниками — именно за счёт этого общения вы обзаводитесь начальным багажом культуры своей будущей профессии, зачатками профессиональной этики. Постоянно общаясь с большим количеством деятельных людей с различными интересами в близких областях, вы неплохо расширяете свой кругозор, всегда находитесь в курсе того, что сейчас происходит в различных направлениях вашей области деятельности. От своих одногруппников за время обучения я научился множеству различных вещей. Это не говоря уже о заряде мотивации.


  1. leventov
    21.07.2015 18:29
    +1

    А теперь переносимся в российские реалии:

    Знакомство с людьми вашего возраста с различными мировоззрениями, из самых разных уголков мира и слоев населения.
    О да, уголки мира. В лучшем случае — уголки России. Захватывающая перспектива! Не говоря о том, что познакомиться с людьми из уголков мира в 100 раз проще, не будучи привязанным к одному вузу и городу

    Наслаждение избытком свободного времени, которое дает возможность для приключений (или просто для классного времяпрепровождения за видеоиграми).
    Русские студенты работают фулл-тайм со второго-третьего курса все. Не по спецухе, так подрабатывают

    Возможность присоединиться к одной из миллиона студенческих групп, или создать свою собственную.
    Не знаю как в штатах, в России от унылости студенческой «самодеятельности» дохнут мухи

    «Расширение границ своего сознания» в той среде, где это приемлемо с социальной точки зрения.
    То есть если ты не студент, накуриваться уже неприемлемо? Ок

    Использование летнего периода для того, чтобы попробовать себя в различной рабочей среде на стажировке, путешествовать по всему миру или просто проводить драгоценное время с друзьями и семьей.
    Вне вуза на это так же можно употребить осенний, зимний и весенний период! Тройная польза!

    Посещение различных мероприятий: танцы, театр, хоровое пение и другие виды выступлений с участием своих одноклассников.
    Мне начинает казаться, что эту статью написал очень тонкий тролль

    Создание классных вещей, новые друзья на всю жизнь, которых можно встретить на студенческих хакатонах.
    В России на хакатонах нет обязательного требования — быть студентом. Хочешь сделать классную вещь — приди и сделай.

    Возможность носить треники каждый день.
    Ну в РФ можно всю жизнь носить треники каждый день


  1. Mixim333
    21.07.2015 18:56
    +1

    Спасибо. Сам во время учебы на IT-специальности поступил дополнительно на курсы Иностранных языков (английский конечно), где познакомился с кучей интересных людей и более того, после очной встречи там с американками, резко поменял мнение об их нации (с негативного на позитивный), несмотря на то, что творится сейчас в мире (если интересно — могу рассказать подробнее).

    Если все нормально будет складываться, хочу в следующем году съездить в Москву и пройти обучение в «Специалисте» (кстати, кто там обучался, расскажите о практическом профите)


  1. zIs
    23.07.2015 14:36

    Ох, сложную тему автор поднял :)
    Я с трудом отучился 4 года до бакалавра на факультете ФН МГТУ им. Баумана. С трудом, потому что ничего интересного в учёбе для себя не видел после первых 2 курсов, к тому же успешно работал программистом в большой компании.
    Чтобы «научиться учиться» 1-2 лет хватит с головой. Дальше человек либо находит в университете интересных людей и впитывает нужные ему знания, либо просто теряет время.
    Я так вижу идеальный вариант развития человека: идти работать как можно раньше в ту область, которая привлекает больше всего и параллельно доучиваться, дополучать нужные знания, которые нужны для дальнейшего развития в выбранном направлении.


  1. ARTIsshoque
    23.07.2015 19:51

    Судя по перечисленным преимуществам обучения, автором рассматриваются 2 варианта жизни: либо идти работать сторожем гостиницы в горах, вроде той, что в фильме «Сияние», либо сидеть у родителей на шее и учиться в универе. Ну естественно при наличии такой альтернативы все выберут второе, но у меня, например, нет возможности 5 лет использовать летний период «чтобы попробовать себя в различной рабочей среде на стажировке, путешествовать по всему миру или просто проводить драгоценное время с друзьями и семьей». А контактировать с людьми можно и работая, причем больше, чем вам того хочется.