Сейчас, в 2019 году видеокассета потеряла всякую актуальность. Когда год назад я решил оцифровать свои старые записи, и не без труда вывел картинку с видеомагнитофона на современную метровую ЖК-панель, это был опыт, сравнимый с прослушиванием грамофонных пластинок на 78 оборотов. Пожалуй ни один старый аналоговый носитель не разделяет с современным вариантом такая пропасть: от аудиокассет можно добиться весьма приличного звучания, катушечные магнитофоны некоторые считают эталоном теплого-лампового звука. Фото и кинопленка используются фотографами и мейнстримными режиссерами до сих пор.


Поэтому главным поводом написать эту статью стала память. Видеомагнитофон во многих семьях в девяностые стал первым артефактом нового мира. Видеомагнитофон, а у кого-то еще и видеокамера, фиксировали моменты нашей жизни, медиасреду того времени, и сейчас, четверть века спустя я впервые смотрю эти записи не с легким ощущением неловкости, а с интересом. Прошло достаточно времени, чтобы было интересно смахнуть пыль с заброшенных кассет, добыть рабочий аппарат и ненадолго дать мыльноватой видеокартинке вторую жизнь. Для сравнения с современным цифровым видео, и чтобы зафиксировать детали этого уникального опыта взаимодействия с аналоговой техникой (пока не забылись). Ну и просто так, для ностальгии по молодым временам.

Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме.

Мое знакомство с домашней видеотехникой начинается в 1992 году, и это значит, что половину истории формата я пропустил. Магнитофоны системы Video Home System поступили в продажу в 1976 году. VHS успешно пережил войну форматов с Sony Betamax и менее известным стандартом Video 2000 (про него есть хорошее видео на канале Techmoan), сменил более древние кассетные технологии начала семидесятых. Причины успеха VHS — изначально большая длительность записи на одну кассету, по сравнению с Betamax, и удачные бизнес-решения, например — рынок аренды видеомагнитофонов (а не только кассет). Такой вариант делал дорогое устройство доступнее, а главное — производитель брал на себя риски поломки изначально не самых надежных устройств.


Разработка всех этих форматов в принципе стала возможной после решения проблемы записи большого объема информации на магнитную ленту. Ранние попытки приспособить к этой задаче механизм катушечного магнитофона с фиксированными магнитными головками были неудачными: ленту нужно было пропускать через механизм буквально километрами в час. Вращающийся барабан с двумя (и более) магнитными головками, расположенный под углом, позволял более эффективно использовать всю площадь магнитной ленты. Метод наклонно-строчной записи, изобретенный в пятидесятых, до сих пор используется в ленточных накопителях данных.


В девяностых годах прошлого века видеомагнитофоны добрались до нас уже в зрелом виде: компактные, функциональные и достаточно надежные. Примером «как оно раньше было» служил легендарный советский видеомагнитофон Электроника ВМ-12: огромный, не уступавший по размеру советским же телевизорам, с вертикальной загрузкой кассеты (горизонтальная требует больше движущихся частей), с ручной настройкой принимаемых каналов и механическими переключателями между ними. У меня же был качественный четырехголовый видеомагнитофон Toshiba V-312G, с быстрой перемоткой ленты (важно для постоянных клиентов видеопроката) и широкими возможностями программирования записи в автономном режиме.


А вот телевизор был все еще советский, что порождало две проблемы. Во-первых, у этого «Горизонта» не было композитного видеовхода, и магнитофон подключался к входу антенному, с небольшой потерей в качестве. Во-вторых, изображение было черно-белое: телевизор понимал только французский (и советский) стандарт цветного ТВ SECAM, в то время как большинство видеокассет были записаны в стандарте PAL. Покупка декодера PAL/SECAM была профинансирована путем продажи ваучеров.

По сравнию с эфирным ТВ качество картинки на кассете из видеопроката казалось божественным. Но круче всего были новые горизонты потребления контента: можно смотреть какие угодно фильмы, когда угодно, и больше не зависеть от программы телепередач. Появившиеся в то же время видеопрокаты предлагали типовой ассортимент из 3-4 сотен кассет, на каждой обычно по два фильма, и первые несколько недель было нормой брать три кассеты сразу (и смотреть их до утра). Запись собственного видео первоначально была на втором плане, хотя именно благодаря ей массовым домашним видеоформатом в конце двадцатого века стала видеокассета, а не лазерные видеодиски.


Уже позднее на чистые кассеты (или как повезет) стали записывать фильмы с ТВ, и здесь можно было поэкспериментировать с «длинным» форматом записи. По сравнению со стандартным качеством SP (скорость движения ленты 2,34 сантиметра в секунду, чуть быстрее в странах с форматом NTSC), режим LP удваивал стандартную емкость кассеты — вместо трех часов можно было записать шесть, с терпимой потерей качества изображения и значительным ухудшением качества звука. Процесс проходил в реальном времени: надо было не забывать ставить запись на паузу во время рекламных блоков. Сейчас приоритеты другие: те же фильмы и музыкальные передачи обычно доступны в гораздо лучшем качестве, и рекламные ролики было бы интереснее посмотреть.

Назад в будущее


В прошлом году я купил относительно современный видеомагнитофон LG L274. Модель начала двухтысячных, эпохи резкого заката популярности видеокассет. Это заметно: простой дизайн, в принципе нет дисплея на корпусе, информация выводится только поверх видео на экран телевизора. При этом по технической части это весьма совершенная реализация стандарта VHS. Подключение к современному ЖК-телевизору поначалу было неудачным: изображение регулярно пропадало, как будто где-то был плохой контакт. Но дело не в нем: цифровые по своей сути устройства ожидают точной синхронизации кадров. Для вывода на новые ТВ требуется дополнительное устройство, известное как Time Base Corrector. По сути оно заново синхронизирует видеосигнал, так, чтобы современные девайсы (включая платы видеозахвата) не сходили с ума.


Справедливости ради, некоторые устройства для захвата аналогового видео (и телевизоры тоже) корректируют ошибки в сигнале самостоятельно, но не в моем случае. Профессиональные корректоры стоят дорого, но есть простой и бюджетный способ совместить старое и новое: DVD-рекордер. Они сейчас продаются подчас дешевле видеомагнитофонов, и полностью решают проблему. Пришлось добавить в коллекцию раритетов DVD-рекордер LG DRK898, сейчас совершенно неактуальный из-за отсутствия выхода HDMI. Я не использовал его для записи: просто подключал к нему видеомагнитофон с одной стороны, а с другой — телевизор и внешнюю карту видеозахвата Blackmagic Intensity Shuttle. Для оцифровки видео использовал программу OBS Studio.

Перед тем, как наслаждаться теплым ламповым видео, давайте заглянем внутрь. Интересно, что девять лет назад я уже постил на Хабре статью про разбор видеомагнитофона — но тогда это еще была малополезная железка из недавнего прошлого, без особой ностальгической составляющей. Особенностью механизма видеомагнитофона (и любого устройства с барабанной вращающейся головкой для записи и чтения) является необходимость вытаскивать ленту из кассеты, чтобы обеспечить необходимую площадь прилегания головок к ленте.


Внутри, помимо основной головки есть еще одна (не считая малоинтересной стирающей головки перед барабаном). Она пишет на ленту звук и техническую дорожку для синхронизации видеосигнала. Из-за того, что скорость движения ленты меньше, чем даже у компакт-кассеты, качеством звука VHS никогда не отличалась (особенно в режиме Long Play), до момента изобретения VHS Hi-Fi.


Мне хотелось сравнить качество современного видео, и качество VHS так же, как я это делал для старого фотоаппарата на дискетах. Взять качественное цифровое видео в формате 4К, записать его на видеокассету, оцифровать обратно, и сравнить. Здесь есть еще одна проблема: теперь мы снимаем и смотрим видео в широкоэкранном формате 16:9 (для кино — бывает и еще «длиннее»). VHS создавался под телевизионное соотношение кадров 4:3. Писать на видеокассету видео с черными полосами — значит уменьшать и без того низкое вертикальное разрешение (576 видимых линий для стандарта PAL). Большая часть фирменных видеокассет с кинофильмами из-за этого представляла собой адаптированную для ТВ версию, где часть «широкого» кадра просто отбрасывалась. В качестве исходника я взял отсюда свободно распространяемое видео:


Размер исходного файла — 95 мегабайт, длительность 32 секунды, разрешение — 4К. Достаточно много деталей, чтобы сравнение получилось наглядным. В видео нет звука, поэтому я не только обрезал его до формата 4:3, но и добавил музыкальный трек из свободной библиотеки. На видео выше кадр поделен на две части. Слева — оригинал, справа экспорт в MPEG2 в DVD-качестве с достаточно высоким битрейтом. Падение разрешения уже заметно, но, поверьте, дальше будет гораздо хуже. Из DVD-источника нарезаю диск, вставляю в DVD-проигрыватель и переписываю на магнитофон.


Вот она, наша мыльная юность! В процессе я наверняка сделал несколько ошибок, которые немного повлияли на качество. Прежде всего заметна разница в скорости обновления кадров. Исходник в 24 кадра в секунду трансформируется в стандартные 25 кадров в секунду для стандарта PAL, оцифровывается с фреймрейтом 60 кадров в секунду. Из-за этого в процессе оцифровки и дальнейшего апскейла до разрешения 4К появляются вот эти дергающиеся артефакты на VHS-половине видеоролика. Но сравнить качество «видео сейчас» и «видео тогда» вполне возможно. Несмотря на косяки моего метода, это пожалуй один из лучших вариантов записи на кассету.

В реальности девяностых мы либо переписывали одну кассету на другую с обязательной потерей качества, либо писали с эфирного ТВ, которое качеством вообще не отличалось (отдельный квест — разместить правильно антенну относительно ближайшей телевышки). Видеокассетным видео высшего класса считалась копия с лазерного диска, формата не цифрового, но хотя бы не подверженного деградации. «Лазерные копии» отдельно рекламировались продавцами кассет с фильмами. В видеопрокатах как правило было доступно что-то вроде десятой копии с экранки, с гуляющими перед экраном людьми, закадровым смехом и одноголосым креативным переводом.

Закат VHS и призраки из прошлого
Убийцей видеомагнитофонов считается цифровой стандарт DVD (поступил в продажу в 1997 году), но в моем случае на смену видеокассетам сразу пришло компьютерное видео начала двухтысячных. Сначала — на CD в формате Mpeg4, чуть позже, с появлением выделенного интернета, появилась возможность вовсе отказаться от физического носителя. Второе десятилетие двадцать первого века делает необязательным даже хранение видеозаписей оффлайн: все можно смотреть напрямую из сети.


Несколько этапов развития видеокассеты я просто пропустил. Это, например, усовершенствованный формат S-VHS 1987 года. К сожалению мне не удалось воспользоваться народной системой записи данных на видеомагнитофон "Арвид", и если исследовать эту сторону VHS, то она точно достойна отдельного материала. На самом закате формата, в начале двухтысячных, существовал довольно экзотический стандарт D-VHS. В магнитофонах системы использовался механизм Super VHS, но на ленту писались данные — до 50 гигабайт на кассету. Это, до появления Blu-Ray и HD-DVD в 2006 году, был единственный способ просмотра фильмов в формате высокой четкости (не считая еще более экзотического формата MUSE LD на лазерных дисках).


Пожалуй, самым полезным апгрейдом традиционного видеомагнитофона стала поддержка записи стереозвука. Для этого в барабан магнитофона добавляли еще две магнитных головки (всего получалось шесть), которые писали звук достаточно высокого качества параллельно с видео. Здесь указаны спецификации стандарта VHS Hi-Fi: динамичесчкий диапазон до 80дБ — это меньше, чем теоретический потолок компакт-диска (96дБ), но заметно выше, чем у компакт-кассеты. Самое интересное, что VHS Hi-Fi — это аналоговый формат записи аудио, который по характеристикам приближается к хорошим катушечным магнитофонам. Он дешевле обходится, но в реальности на качество звука может влиять и реализация электрической схемы в конкретном видеомагнитофоне. А создавались они все-таки не для того, чтобы на них переписывать винил. Но возможность есть!


Ладно, в моем случае видеомагнитофон — это в первую очередь машина времени на 25 лет назад. Перебирать старые кассеты — довольно трудоемкий процесс. Нет возможности быстро просканировать запись, да и контент в большинстве своем не интересный: фильмы и телесериалы в довольно унылом качестве. Если они записаны аккуратно, то у вас на руках скорее всего будет плохая копия того, что можно скачать в интернете. Самое интересное начинается, когда в процессе записи 25 лет назад происходит какой-то сбой. На одной кассете у меня записан эфир одного канала со звуком от другого. Как так вышло? Тайна! На другой — запись сериала, сделанная автономно, а значит там есть мозговзрывающая реклама и другие интересные артефакты девяностых. На видео выше — пример такого «недосмотра» оператора. Он позволяет оценить качество записи на хилую антенну, а в конце есть пример того, что происходит, когда одна запись пишется поверх другой. Полезно отсматривать все кассеты ближе к концу — там может быть фрагмент предыдущей записи, которая будет интереснее основного содержимого.


Конечно наибольший интерес представляют собственные записи с VHS-видеокамеры. В отличие от конкурирующих стандартов (Video8, например), запись с такой камеры можно было посмотреть дома прямо на видеомагнитофоне. Небольшая кассета длительностью 45 или 60 минут вставлялась в адаптер, где лента вытягивалась для использования в домашнем устройстве. На практике все, что сохранилось — это вторые и третьи копии с оригинала. Компактная кассета VHS-C как правило имелась в наличии в единственном экземпляре, и после очередной сессии нужно было сбрасывать съемку на большую кассету. На видео выше я вырезал куски из моего собственного видео. Звук убрал, он ужасный.

Долгое время эти записи не представляли особого интереса. Видео снимали потому, что была видеокамера, и не задумывались о том, как снимать. В результате в архивах лежат застолья, съемки из отпусков с длинными панорамами красот и чрезмерным использованием зума. Моим кассетам нужно было отлежаться, и теперь это интересно: город без машин, а если попадаются, то преимущественно отечественного производства. Дома без сайдинга, улицы без рекламы. Квартиры с советской мебелью, и родственники, молодые, и ты сам еще не старый.

У аналоговых носителей есть большое преимущество: если не выкидывать их бездумно, они лежат и ждут своего часа, и случайно испортить такую запись очень сложно. Культуры хранения цифровых зарисовок нашей жизни пока нет, мы часто полагаемся на популярные социальные сервисы, которые, увы, не вечные, и уж точно не озабочены хранением ваших данных в течение многих лет. Видеокассета в нашей стране прошла путь от безумно дорогой игрушки до универсального стандарта домашнего видео. Потом она долгие годы пылилась в чулане, и вот только сейчас превращается в невероятную машину времени. Четверть века — большой срок. Просматривая записи из прошлого я сделал немало открытий, находил съемки, про которые уже успел напрочь забыть. И теперь думаю о том, можно ли создать аналог такой вот капсулы времени в цифровой среде, зафиксировать время, и оставить на хранение, надолго, так, чтобы еще пару десятилетий этот архив сохранился бы также хорошо, как записи на VHS.

Комментарии (49)


  1. andrey_aksamentov
    25.04.2019 15:50

    Недавно достал из кладовки лежащий там лет 15 видеомагнитофон и ламповый телевизор, с желанием посмотреть как в детстве звёздные войны (ещё до оцифровки), но к сожалению магнитофон отказывался крутить кассеты, видимо что то в нем закисло за эти годы и нужно разбирать и смотреть… Но зато первая PlayStation ещё работает, так что вечер настальгии не пропал!


    1. f15 Автор
      25.04.2019 15:53

      Вот кстати Звездные Войны на кассете — это ценная штука (хотя в сети есть оцифровки конечно). Хотел еще написать, что подборка фильмов у нас в провинции была, ну так себе. Боевики третьего ранга, ужастики, в общем, все что мы любим. Реально хорошие фильмы надо было искать, так еще и надо было знать, что искать.


    1. sintech
      25.04.2019 18:06

      Аналогичная история. После вскрытия оказалось, что пассик между ротором мотора и остальной механикой превратился в черную желеобразную массу. Пришлось отложить сеанс ностальгии.


  1. Javian
    25.04.2019 16:09

    они лежат и ждут своего часа, и случайно испортить такую запись очень сложно

    Нет ничего вечного. Аналог портится и от времени и особенно при копировании. А как только испортится магнитофон, то воспроизвести запись будет сложно. Пример этому — habr.com/ru/post/418827
    Для оцифровки звукозаписей д-р Хансен с коллегами разработали новое устройство с магнитной головкой


    1. f15 Автор
      25.04.2019 16:34

      Да, поэтому все же надо оцифровывать. Я причем вижу проблему не в деградации ленты (за 25 лет мои кассеты проигрывались раза три), а в исчезновении рабочих аппаратов. Сейчас видеомагнитофоны в продаже — в основном выпуска начала двухтысячных. Более ранние в большинстве своем до нашего времени не дожили. Мне неизвестно о массовых проблемах в видеомагнитофонах, таких как в кассетных деках (приводные ремни в основном), но они все же не вечные.


      1. Exchan-ge
        25.04.2019 20:48

        Сейчас видеомагнитофоны в продаже — в основном выпуска начала двухтысячных. Более ранние в большинстве своем до нашего времени не дожили.


        Из двух моих сонек выжила более старая, 1993 года.
        Несмотря на падение с телевизора и интенсивное использование в качестве накопителя для того самого АРВИДа.
        Новая сдохла еще в те времена, когда видеокассеты еще были относительно актуальными.


  1. frog
    25.04.2019 16:19

    На тему:


  1. 80386
    25.04.2019 17:01

    Пишу на видеокассеты hi-fi звук с cd и flac, та что про потерю актуальности — не для всех)


    1. Cubus
      26.04.2019 13:00
      +1

      Расскажите, пожалуйста, как и зачем?


      1. 80386
        26.04.2019 17:24

        Как — видак JVC в с начала нулевых валялся в закромах и недавно был заново извлечен. В конце 90-х покупался, в основном, под эти цели. За счет наличия двух звуковых голов на барабане пишет звук с параметрами, близкими к CD, в наушниках практически не различимо. Запечатанные кассеты всё ещё продаются по авитам и мешкам.
        Зачем — у каждого свои игрушки). Технонекрофилия, ностальгия?.. Ну и я меломан)


        1. Mogwaika
          26.04.2019 18:21

          Вы сделали какой-то кодер, который звуковую инфу на видеодорожку пишет и потом обратно разворачивает?


          1. vladkorotnev
            26.04.2019 18:31

            Скорее всего просто в HiFi режиме, где используется частотная модуляция внутрь видеосигнала. PCM кодер к VHS в наше время стоит как почка от боинга.
            Пример звука с HiFi, например. В комментариях тоже не верили, что это звук с VHS.


          1. 80386
            26.04.2019 18:48

            нет, шестиголовочный hi-fi видеомагнитофон. в 84 году jvc продвинула технологию Hi-Fi Stereo — сначала пишется чм сигнал звука, поверх пишется видео. За счет разных частот несущих и индивидуальных голов сигналы не мешаются.


        1. Exchan-ge
          26.04.2019 20:04

          у каждого свои игрушки


          Ну, я например, периодически слушаю записи со своего катушечного магнитофона.
          В принципе — тоже самое )


  1. s_boschenko
    25.04.2019 17:12
    +1

    Моим первым частным «бизнесом» была оцифровка видеокассет и кинопленок на DVD. Через нас прошли тысячи кассет самых разных лет. Была одна интересная особенность (возможно «ошибка выжившего»): на пленках из начала 90-х было существенно меньше проблем с сохранностью, чем на более свежих.


    1. Javian
      26.04.2019 08:03

      Удешевление технологий. До того как продукт становится массовым он дорог, потом становится дешевым и массовым. Дешево и качественно=утопия.


      1. evtomax
        27.04.2019 10:57

        Нет, не так. Дешёвое само по себе может быть качественным за счёт роста производительности труда. Сейчас производится масса качественных микросхем по копеечной цене, например. Что касается кассет, то при небольших объёмах производства существенный вклад в стоимость отдельной кассеты вносила стоимость оборудования и рабочей силы, необходимых для производства. То есть ухудшать качество смысла не было, ибо это не оказало бы заметного влияния на прибыль. А вот когда кассеты начали производить в огромных количествах, большую часть стоимости отдельной кассеты начали составлять сырьё и технологические процессы. Поэтому появился смысл получить дополнительную прибыль за счёт экономии на сырье и упрощения технологии.


  1. pvp
    25.04.2019 17:42

    До сих пор дома вторым и третьим рядами на одной полке стоят кассеты. Думаю: выбросить или археологам продать?


  1. Hidon
    25.04.2019 18:31
    +1

    за OBS Studio спасибо, не знал про такую штуку и пользовался по старинке virtualdub'ом с последующей обработкой в редакторе.
    имхо всё же лучше такие вещи оцифровать, т.к. ещё лет через 20 эти кассеты будет смотреть уже не на чем. собственно, так и поступил ещё в нулевые, оцифровал личные записи и выкинул весь старый хлам. просто сохранил это добро в несколько мест, хотя и понимаю, что ничто не вечно.


    1. Alexufo
      25.04.2019 20:47

      Как кой ещё виртуал даб если есть avidemux


      1. Hidon
        25.04.2019 22:43

        ну, основная работа делалась более десяти лет назад, тогда это была популярная софтина. сейчас иногда друзья просят оцифровать что-то, вот по привычке и пользуюь старьём.


        1. Alexufo
          25.04.2019 22:58

          10 лет да, но сейчас просто работать с кодеками xvid divx (только они в виртуал дабе) просто уже неразумно.


          1. Taciturn
            27.04.2019 16:18

            Обновите ваш VirtualDub, в актуальной версии и X264, и X265 есть.


  1. Exchan-ge
    25.04.2019 20:40
    +1

    На видео выше я вырезал куски из моего собственного видео


    А, наш человек — привет, земляк! :)

    (спасибо за видео, сохранил)


  1. trapwalker
    25.04.2019 23:00

    Мне кажется вытащить в оффлайн всё что не хочется потерять — это тупиковый путь. Такие объёмы надёжно писать сейчас просто не на что. И вы очень верно подметили, что приоритеты меняются и то, что казалось важным тогда (фильмы) сейчас и так доступны, а то, что раздражало и что старались вырезать (реклама) теперь заиграло новыми красками и приобрело ценность отражая историко-культурный пласт. Это значит, что сохранить желательно побольше и всякого. Поди угадай что будет важным через 20 лет.

    Мне кажется нужно диверсифицировать рынок облачного хранения и резервироваться на разных провайдерах этих услуг. Нужно развивать форматы и стандарты такого резервированного в независимых хранилищах хранения больших коллекций разнообразных данных.

    Вот к примеру за ютуб я очень переживаю. Огромное количество уже исторического контента сконцентрировано в руках одной компании и максимально затруднено для широких масс скачивание и резервирование этих материалов на независимых хранилищах. Мне кажется стоит даже законодательно продвигать инициативы по обязательной поддержке выгрузки, резервирования и диверсификации хостинга данных.


    1. Javian
      26.04.2019 09:04

      Магнитные ленты это тоже часть исторического контекста как папирусы. Сейчас доступны фильмы как раз благодаря оцифровке пленок и кинолент такими компания как эта habr.com/ru/post/217237
      Пока пленки не оцифруют, их контента не будет на торрентах и Youtube.

      Для отечественных коллекций VHS кассет есть еще один нюанс — на них могут быть редкие переводы, которых в оцифрованном виде не найти. На торрентах/Форум by ArjLover попадались темы где безуспешно искали фильм «именно в том самом переводе из 90-х».


      1. vladkorotnev
        26.04.2019 11:02
        +1

        редкие переводы, которых в оцифрованном виде не найти


        В точку! Когда-то давным давно, лет так 10 назад, от нечего делать поцифровал с домашних кассет рекламу и залил на ютуб. Среди них была запись с кассеты с фильмом «Бесконечная история», записанным с первого канала году в 1997. В итоге кто-то по плохо обрезанному куску фильма в 10-20 кадров его там узнал и попросил притащить на торренты всю кассету ради озвучки.

        Дальше как-то жизнь закрутила, но в 2014 нашёлся доброволец заняться этим, поэтому я просто оцифровал саму кассету и закинул сырой файл ему для вымирания звука и добавления в общую раздачу. Занятно, что за пять лет не нашлось ни того самого перевода, ни кого-либо кто бы мог оцифровать.

        Также на том же трекере долго мультфильм «Незнайка на Луне» был только в версии DVD, которая от кассетной отличается. Саундтрек, судя по всему, тоже летал по интернету только в CDшной версии, которая без слов, в отличие от кассеты из подарочного набора. Так что весь комплект тоже был загнан туда, и жаль, что на тот момент у меня не было сканера.

        После такого даже к ширпотребному, вроде бы, медиаконтенту совсем другое отношение становится.

        А вот редкую кассету о Токийской ветке «Yurikamome» с видами Токио середины 90х со всеми сканами забраковали, дескать, перевода нет — и отклонили раздачу. Как надо было переводить видео, где голосом ничего кроме названий станций не говорят, да и текста кроме титров нет — тот ещё вопрос…


        1. Javian
          26.04.2019 11:53

          Виды Токио были бы востребованы на Youtube. Там скорее и увидят заинтересованные люди.

          Где-то в 2000х на торрент.ру к диснеевским мультфильмам(Утиные истории, Чип и Дейл и т.п) в DVD качестве искали озвучку именно с кассет, где были мультфильмы в советской озвучке конца 80-х. В конце концов собрали релиз.


          1. vladkorotnev
            26.04.2019 15:08

            Но на ютубе больше шанс получить нагоняй от правообладателя, особенно с учётом того, что живу я к ним довольно близко :-)


            1. Javian
              26.04.2019 17:33

              Тогда остается сделать субтитры в Subtitle Workshop, например. И еще раз предложить торрент трекерам.


              1. vladkorotnev
                26.04.2019 18:46
                +1

                К сожалению, даже после покупки сканера и прочего, где-то тут и проходит моя личная граница между «надо бы залить» и «катилось бы оно всё, со своих хранилищ не пропадёт, а кому надо будет попросят»


    1. ksenobayt
      26.04.2019 11:19
      -1

      Огромное количество уже исторического контента сконцентрировано в руках одной компании и максимально затруднено для широких масс скачивание и резервирование этих материалов на независимых хранилищах.
      youtube-dl вам в помощь — работает очень просто и на всём, что горит.
      Это не отменяет того, что процесс всё равно потребует телодвижений — но со сложностью бэкапа вы преувеличиваете слегка.


      1. trapwalker
        26.04.2019 17:58
        +2

        Прекрасно юзаю youtube-dl, но это в любом случае не для широких масс решение, а полуфабрикат. И как только он станет достаточно массовым, как мне кажется, гугл мгновенно прикроет эту лавочку так или иначе. Вернее изрядно добавит геморроя, которого и так не ноль.
        Сложность бэкапа, собственно, не в скачивании ролика или плейлиста с ютуба, а в том, чтобы делать это легко и непринуждённо каждому, кто этого захочет.
        Во-первых, нужно понимать и не бояться командной строки.
        Во-вторых, скачивать с локальной машины чревато неочевидным геморроем, связанным с разрывами коннекта, недокачанными кусками и прочим. Как поднять докер-контейнер с youtube-dl на vds и как запустить скачивание в скрине, чтобы порванная сессия не порушила скачивание — это уже куда сложнее. Мы с вами, может быть, разберёмся, но нас пол процента, остальные просто даже не станут задумываться об этой проблеме ввиду несопоставимости когнитивных затрат и полезности.
        В-четвертых, скачанный ролик с метаданными нужно где-то разместить. Тулзов для автозалива на альтернативные хостинги типа vimeo я даже не знаю. Оставить на локальном винте — так себе идея.
        В-пятых, и я уже об этом упоминал, гугл легко добавит проблем усилив защиту своего контента.

        Короче, ютуб со своей монополией — это та еще заноза в заднице. Ненадёжно это. Будущие цифровые археологи будут плакать, мне кажется.


        1. Javian
          27.04.2019 08:54

          Есть масса сайтов, которые предлагают скачать видео по ссылке с Youtube.
          Есть www.dvdvideosoft.com с очень давно существующим приложением «Free YouTube Download for PC and Mac»


          1. tongohiti
            27.04.2019 14:31

            en.savefrom.net

            Обычно это юзаю. Но не всегда даёт скачать видео в максимально доступном качестве. Есть альтернативы получше? (Онлайн сервис, и чтобы «без регистрации и смс»).


  1. vladkorotnev
    26.04.2019 04:28

    Магнитофон из статьи, на самом деле, та ещё балалайка. Даже тот же Panasonic NV800 даст ему фору на три порядка по картинке и по звуку (при условии что сама кассета живая и записана нормально). Не говоря уже про JVC, модель не помню, в котором головка сама по азимуту подстраивается и TBC встроенный — на нём вообще читается всё железно.
    50 FPS можно вытянуть и в оцифровке вполне используя ffmpeg+YADIF, правда это займёт некоторое время на перекодировку.

    VHS ещё вполне живёт и процветает широко в узких кругах, например группа в вк «батин видак». Сам тоже периодически снимаю что-нибудь и выкладываю, правда больше на Hi8, ибо при переезде выделять отдельный чемодан под видеокамеру было накладно (да и попробуй в NTSC регионе найти PAL-совместимый видак...)


    1. vladkorotnev
      26.04.2019 15:06

      С работы не мог прикрепить, но если кому интересно

      Пара видосиков современности через призму аналогового видео





      1. Javian
        26.04.2019 17:30

        не видно ссылки


        1. vladkorotnev
          26.04.2019 18:02

          Похоже, парсер сожрал эмбеды.
          Вброшу тогда плейлистом ­— www.youtube.com/playlist?list=PLOhXWhc6IwIF47MSLCpkEEmcYw7JNmkU-


          1. Javian
            26.04.2019 20:54

            [50 FPS Analog Hi8] выглядят очень естественно. При воспроизведении подкрутить четкость по вкусу.
            Кодировалось через ffmpeg yadif=3:-1?


            1. vladkorotnev
              27.04.2019 04:08

              Точно не помню, но вроде да. И АЦП Datavideo DAC-100.


              1. Javian
                27.04.2019 08:14

                DAC-100 интересный аппарат. Аналогично сквозной оцифровке через DV камеру. Вот только мне не удалось найти сколько там бит видео АЦП.


                1. vladkorotnev
                  27.04.2019 09:52

                  Можно и не пытаться, глючный он просто дико, если синхра не стабильная. Под линуксом dvgrab как-то ещё спасает ситуацию, а на маке/винде тупо остановка при первом же чихе магнитофона. Лучше канопусов ещё ничего не придумали.


  1. engine9
    26.04.2019 12:00

    Подскажите, какие технические и программные средства нужны, чтобы на линуксе оцифровать несколько кассет? Видеомагнитофон есть, качественный.


    1. Javian
      26.04.2019 14:34
      +1

      • ТВ тюнер или иное устройство видеозахвата на 9 или 10 бит АЦП.
      • Программа, например, OBS studio


      1. engine9
        26.04.2019 16:39

        Буду рад за ссылку на девайс, который точно заработает под пингвином, без ритуальных танцев с бубном.


        1. Javian
          26.04.2019 17:29
          +1

          Любой б/у PCI тюнер на SAA713x (лучше если это SAA7134/35) — с отключением аналогового ТВ они точно никому не нужны. Это 9 бит АЦП.
          Тюнеры на CX23887 — 10 бит, но плохо держат синхронизацию видео с кассеты. Но если держит, то картинка лучше. Может что-то изменилось с тех лет.
          Одни из лучших результатов я видел на видеокарте ATI 9600 VIVO. Теперь это совсем экзотика.


        1. Javian
          26.04.2019 20:59

          P.S. вот нашлась картинка как не держит синхронизацию CX2388*
          rumlin.narod.ru/compro_x30.htm
          image


  1. PaulZi
    26.04.2019 22:14

    да и контент в большинстве своем не интересный: фильмы и телесериалы в довольно унылом качестве

    Фильмы и сериалы да, но вот за старыми телепередачами часто охотятся, например Форт Боярд.