Эволюция принципов мотивации и стимулирования при разработках информационных систем и других высокотехнологичных продуктов — развивается. Кроме классических, т.е. сугубо монетарно-капиталистических форм, давно присутствуют и находят всё большую популярность альтернативные формы. Пол века назад гигант IBM в рамках своей программы «Делись» призвал к безвозмездному обмену прикладными программами для своих мейнфреймов, разработанными сторонними программистами (не из благотворительных побуждений, но это не меняет сути программы).
День сегодняшний: социальное предпринимательство, краудсорсинг, «Пишем код вместе» («Social Coding», GitHub и другие социальные сети для разработчиков), разнообразные формы лицензирования freeware \ Open Source проектов, биржи идей и свободный обмен знаниями, технологиями, программами.
Предлагается новый формат взаимодействия «Социальный труд и открытое проектирование» и концепция его информационного ресурса (сайта). Встречаем новый старт ап (если он действительно новый). Формула предлагаемого подхода: networking, co-working, open innovation, co-creation, сrowdsourcing, сrowdfunding, научная организация труда (НОТ), стандартизация и унификация, типизация решений, активность и нефинансовая мотивация, свободный обмен опытом и наработками copyleft, Open Source, freeware и «все-все-все».
1 Окружение и сфера применения
Рассмотрим форматы: благотворительность, классический бизнес, социально ответственный бизнес (классическое предпринимательство с благотворительностью), социальное предпринимательство (социально ориентированное предпринимательство).
С бизнесом и благотворительностью — предельно ясно.
Социально ответственный бизнес — это на грубом и не всегда верном (бывают исключения), но предельно ясном примере: когда олигарх, обобрав население своего города (страны), облагородил небольшой городской сквер, предварительно конечно, купив себе пару замков и роскошных яхт, спортивную команду и т.п.
Или создал благотворительный фонд (возможно с целью оптимизации налогов своего бизнеса).
Социальное предпринимательство – как правило, это «дотационный бизнес» ориентированный на решение проблем социально незащищенных жителей: сироты, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды.
Несмотря на то, что «социально ориентированное предпринимательство» исповедует в первую очередь благотворительность, а уже во вторую – приносит доход, крупные российские фонды социального предпринимательства созданы также на средства (целевой капитал) олигархов. Часто социальное предпринимательство отличают от благотворительности выходом на самофинансирование, поэтому в целом, это тоже бизнес (предприниматель = бизнесмен).
Некоторые на Хабре утверждают, что Социальные предприниматели придают бизнесу человеческое лицо.
Там же можно посмотреть примеры проектов.
«Социальный труд и открытое проектирование» — или СТОП — исповедует несколько иную философию. Этот формат для тех, кто не только готов помочь другим, но и желает максимально эффективно организовать свою деятельность и деятельность окружающих (всего общества).
Этот проект направлен на получение max эффективности в образовании и на производстве за счет коллективной работы (коллективизация), ведения открытого проектирования (публичное ведение проектов), стандартизации и унификации проектных решений, разработки концепций и построения по ним универсальных базовых платформ, тиражирования типовых проектов и заимствование лучших решений (практик) вместо постоянного «изобретения велосипеда», т.е. повторное использование наработок других.
На начальной стадии этого движения предполагается вести разработку на общественных началах: реально общественно — полезные деяния обычно предполагают общественные начала. Движение базируется на подходах:
х-working (co-working и прочее), х — sourcing (краудсорсинг и прочее), привлечение к проектам как знатоков – альтруистов (профессиональных разработчиков), так и начинающих специалистов (студентов), т.е. «массовость и мастерство – девиз …». Важной составляющей является научная организация труда.
Концепция «Социальный труд и открытое проектирование» — может применяться на различных направлениях общественной жизни, однако здесь мы ограничимся сферой ИТ. Поэтому ветку СТОП применительно к IT (автоматизации) далее называем СТОПИТ: проект СТОП по тематике IT. Хотя это условное деление, т.к., например, управленческие технологии по управлению проектами и процессами, считаются как бы «айтишными», но применяются далеко не только в проектах автоматизации.
Есть похожие формы, например, Теплица социальных технологий – это общественный образовательный проект, направленный на развитие сотрудничества между некоммерческим сектором и IT-специалистами.
Однако, СТОПИТ — ориентируется на любые IT-ориентированные «спросы и предложения». СТОПИТ — это не только образовательный проект, это не только «сотрудничество между некоммерческим сектором и IT-специалистами» и другие «не только».
Социальный труд и открытое проектирование — это ИТ-теплица нового типа социального предпринимательства, где термин «предпринимательство» лучше заменить на «деятельности».
2 Концепция «Социальный труд и открытое проектирование» и мотивация
Роли
Концепция ИТ-теплицы СТОПИТ включает три роли: Заказчик, Посредник, Исполнитель. Заказчик формирует «спрос», точнее — просит и формализует «что нужно сделать». Заказчик — любая компания или частное лицо, которое желает решить конкретную стоящую перед ним задачу. В данном случае, что-то автоматизировать.
Исполнитель формирует «предложение», т.е. уведомляет «что он готов сделать». Исполнитель — это компания, группа разработчиков или просто разработчик, который готов в общем случае — «на общественных началах» (безвозмездно) решить для Заказчика задачу.
Посредник — это субъект, который связывает «спрос» и «предложение» и контролирует решение задачи, удовлетворенность и Заказчика и Исполнителя. Важна удовлетворенность и самого Исполнителя, т.к. речь идет в общем случае о работах «на общественных началах». Вместо принципа: «Деньги за работу получены, а там трава не расти», в данном случае начинает работать фактор, при котором Исполнитель заинтересован во внедрении своего продукта через нефинансовую мотивацию. А это иногда бывает «дороже денег».
Кстати технология СТОПИТ легко побеждает другую беду современного ИТ-строения: если Заказчик получил удовлетворенность, то проект внедрения считается успешным несмотря на объективные параметры соответствия проектного решения постеленной задачи. В нашем случае, общественный контроль выявит такую ситуацию, и общественная оценка успешности проекта внедрения будет основана не на популярном принципе «не нужно думать о качестве проекта, если вы с Заказчиком вместе спите с одном салате», а на фактуре.
2.1 Мотивация Заказчика
Всегда хочется получить бесплатно или «почти бесплатно» — систему автоматизации, на которую нет денег или «непонятно какую выбрать», т.к. «каждый продавец хвалит свой товар» (даже если товар никудышный). Для многих ценник на IT-проекты стал неподъемным. Где взять простые типовые решения класса Open Source \ freeware и недорогой ресурс их внедрения и последующего сопровождения?
Иногда требуются разовые задачи или ставится задача проверить «нужно ли это», «как это работает в принципе». Например, в компании нет проектного офиса, но хочется понять: как проект шёл бы при его наличии. На общественных началах привлекается «внешний проектный менеджер» (администратор проекта), например, студент или фрилансер.
В рамках концепции СТОПИТ Заказчик получает готовое решение его задачи с исходным кодом, свободной лицензией, возможностью тиражирования, концептуальной проработкой архитектуры решения, документированный код. В рамках обсуждения реализации он смог увидеть альтернативные варианты решения и самостоятельно сделать выбор (согласиться с выбором).
Есть надежда, что предложенный подход спровоцирует следующую ситуацию: если подобную задачу нужно решить нескольким организациям (обоим требуется одинаковый продукт), то целесообразно приложить совместные усилия, чтобы выработать типовое решение (или платформу) и на его базе решать задачу, т.е. дружно взялись, вместе сделали базовое решение, а потом каждый самостоятельно общий подход кастомизировал под себя (адаптировал).
Возможна вариация краудфандинга или просто вариант совместной работы над одной задачей по принципам: «одна голова хорошо, а две лучше» или через вынужденную кооперацию типа: Я помогу тебе с твоим проектом, а ты мне с моим, т.к. у тебя компетенции в моем, а у меня в твоем проекте.
К Заказчику предъявляется набор требований, но пока их не рассматриваем (в основном требование к раскрытию истории внедрения, открытое ведение баг-трекера и т.п.).
2.2 Мотивация Исполнителя
Базовым классом Исполнителей, во всяком случае, вначале развития направления СТОПИТ, предполагаются студенческие проектные группы. Студенту важно: работать по реальной практической задаче, получить практический опыт, увидеть, что его наработки не пошли в мусорную корзину, а реально используются (эксплуатируются и приносят людям пользу).
Возможно, студенту важно оформить трудовую книжку (зафиксировать стаж), в свое портфолио вписать реальные проекты («успешную историю» прямо с первого курса ВУЗа) и т.п.
Возможно, фрилансер хочет в своем портфолио вписать реализацию именно этого проекта (этой компании) и готов поработать бесплатно.
При необходимости Посредник может организовать оперативный контроль или выделить опытного наставника для обеспечения более высокого качества решения задачи силами начинающих проектировщиков. При этом мотив студента или того же фрилансера может быть основан исключительно на работе по проекту с участием «известного гуру», закрепленным за этим проектом.
Таким образом, Исполнители — это не обязательно альтруисты и филантропы, хотя профессиональные разработчики будут попадать скорее под это определение. Последних целесообразно в рамках СТОПИТ использовать как команду наставников (консультантов) или шеф-проектировщиков или привлекать для выполнения «образцово-показательны проектов», поднимающих имидж конкретной проектной площадки СТОПИТ.
ВУЗы, участвующие в СТОПИТ, смогут лучше понять реальные задачи, которые должны будут решать их выпускники. Сами Исполнители смогут быть впоследствии наняты для сопровождения своих же наработок (программ). Фонд может организовать конкурсы и поощрять наиболее активных Исполнителей (ВУЗы), в том числе, через специальный фонд пожертвований от самих Заказчиков, которые пожертвуют «на радостях» от бесплатного, но крайне эффективного для них инструмента (программы).
Вообще, для студента «счастье №1» — когда он уже в институте решает практические задачи, т.е. не выдуманные, а реальные (даже если он их и не доведет до конца или делает только кусок большой задачи). «Счастье №2» — когда его проект реально пригодился в жизни (был внедрен), т.е. его работа «не была выброшена в помойную корзину» сразу же после защиты проекта. А если в дополнение к этому будет небольшая материальная мотивация?
Причем не обязательно в денежной форме: поощрительный фонд может состоять из вакансий на стажировку, учебу (повышение квалификации), другие предоплаченные услуги учебного или не учебного характера.
Чистая позиция «альтруист — филантроп» также должна найти себя в СТОПИТ. Эгоист — себе, альтруист — людям. Мизантроп — человеконенавистник, филантроп — человеколюбец. Альтруист и филантроп действуют на благо обществу, ставя чужие интересы выше своих. Оба любят человечество и помогают ему. Это мощнейший ресурс, только пока не нашедший себя в больших ИТ-проектах.
2.3 Проектные студенческие команды — надежда отечественной НТР
Подчеркну, что не только проектные студенческие команды рассматриваются в качестве Исполнителей по проектам СТОПИТ, но на них возлагается особая надежда для научно-технической революции (НТР). Существующая оторванность учебного процесса от производства, непонимание преподавательским составом конкретных практических задач производства — беда современного отечественного образования. В СССР для более «глубокого погружения» студентов в производство придумали базовые кафедры учебных институтов при предприятиях и НИИ.
Сегодня некоторые еще остались, но ожидаемого «Большого результата» как не было, так и нет.
Под «Большим результатом» я понимаю, нечто «открытое и большое, т.е. общественно-полезное в планетарном масштабе». Аналогично западным институтам, например, дисплей-сервер «X windows system», разработанный в 1984 в Массачусетском технологическом институте, да и целое направление MIT-лицензирования.
Наши студенты не способны и на такие проделки: Полицейская машина на куполе здания The Great Dome
Возможно, нужно изменить саму концепцию высшего образования, например, переделать её на западный манер: учебные институты объединить с исследовательскими центрами. Отсюда может последовать упрек, что все достижения MIT и подобных — следует отнести на инновационные центры при институтах, но в любом случае и наши НИИ не могут похвастаться ничем подобным.
В такой концепции СТОПИТ может рассматриваться как «временная заплатка», пока государство «не проснется» и не вспомнит про необходимость возрождения высшего образования.
СТОПИТ может служить трамплином для НТР. Во всяком случае, революции — как в образовании, так и в подходах к проектированию и внедрению систем автоматизации: открытое проектирование, заимствование, стандартизация-унификация, формирование открытых стандартов построения систем, системных архитектур, framework и т.п.
В любом случае, лабораторные исследования и практические навыки, а тем более успешные (и даже «не очень») внедрения, — прямо с первых курсов — залог качественного образования.
Пока же нам приходится с печалью читать такое:
Я студент 2-го курса университета, учусь по специальности Прикладная математика и информатика, причем довольно успешно, получаю повышенную стипендию. Но, в один прекрасный день, я понял, что то, чему меня учат, начинает меня отягощать и становится, субъективно конечно, все более уныло и однообразно. Чуть позже возникла идея, а почему бы реализовать какой-нибудь свой проект, получить славу и деньги (последнее сомнительно конечно). Но. Я не знаю, один ли я с такой проблемой, по крайней мере в интернете я почти ничего не нарыл, но вот с тем, чем конкретно я займусь, я не могу определиться. Кафедра отмахнулась, сказали, что исследования …Студенческие ИТ-проекты. Дефицит идей?
Конечно я не прошу готовых идей, я прошу ответа на вопрос: как мне самому прийти к этому?
Предложение преподавателям: Зачем студентов ИТ-специальности «грузить» нереальными (выдуманными) задачами? Может нужно спросить у знакомых, какие у них на предприятии идут ИТ-проекты, что нужно сделать, какую задачу решить. Далее разбить задачу на части и предложить всей группе её в виде дипломных \ курсовых работ с «нарезкой» задач согласно декомпозиции. Полученное решение можно показать знакомым: может они откажутся от SAP\SAS и т.п. и выберут студенческую работу на движке Open Source \ copyleft?
Например, внедрение «SAP\SAS и т.п.» в ряде случаев может быть по принципу «из пушки по воробьям», т.е. для решения задачи подошло бы более простое решение, кроме того, экономическая эффективность внедрения таких монстров – почти всегда отрицательная: поэтому часто технико-экономические обоснования таких внедрений вообще не делают и тем более не публикуют.
Даже если знакомые скажут «нет», то просто опубликуйте свое решение и сравнение с конкурирующим продуктом, — возможно, найдется тот, кто выберет Ваше решение, если оно конечно будет конкурентоспособным. Это всё можно сделать и без площадки СТОПИТ.
2.4 Отдельные факторы успеха
Ключевой вектор движения должен быть основан на следующем:
А) Открытое. Программы должны быть с открытым кодом и хорошо документированы. При этом содержать помимо документирования кода и документирование логики (алгоритма), желательно, в одной из графической нотации (BPMN, EPC, UML и т.п.). «Открытое» — имеется исходный код и не важно, в какой среде создавался проект и какой язык используется: Visual Basic или Java.
Б) Бесплатное. Многие хотят сделать что-то общественно полезное и значимое, открытое и тиражируемое (мульти-полезное): чтобы многим пригодилось и они за это, как минимум, сказали Большое Спасибо.
Хотя некоторые хотят «намного больше», чем просто «Спасибо», например, указав прямо в своем программном коде лицензию «THE BURGER-WARE LICENSE» (тег «сарказм»):
#################Лицензия «THE BURGER-WARE LICENSE» — может стать визитной карточкой проекта СТОПИТ. Семейство Donationware (humorware) большое: Beerware, Pizzaware …
Sub insertPicture(…
' «THE BURGER-WARE LICENSE» (Revision 42):
' <ххх@ххх.com> wrote this code. As long as you retain this notice you
' can do whatever you want with this stuff. If we meet some day, and you think
' this stuff is worth it, you can buy me a burger in return. ;-) ххх
#################
В) Отбирать в первую очередь массовые задачи. В приоритете должны быть задачи, которые имеют не специфичное, а общее применение: «задачи массового спроса», решаемые через универсальную открытую платформу (возможно, с последующей кастомизацией при необходимости).
Г) Смотреть «широко» и делать не только программы, но и стандарты: стандартизация и выработка отраслевого типового решения. Приоритетными должны быть решения (программы, подходы), которые кроме примера реализации содержат элементы стандартизации. Например, Исполнитель предлагает типовое решение и показывает, как его адаптировать к конкретной задаче. В итоге упор делается на массовый тираж (многократное повторение на основе типового решения — как альтернатива «изобретению велосипеда»). Стандартизация, унификация и обмен опытом в противовес: «закрытое и уникальное решение» («держать заказчика на крючке»), принуждение к единственному поставщику программного решения (вендору).
2.5 Роль Посредника
Роль Посредника — организатора (оператора) отдельной площадки СТОППИТ заключается в следующем (по блокам).
Проектный офис: формирование портфеля заказов и групп исполнителей (пул ресурсов). Сбор заказов, формирование ресурса Исполнителей. Контроль состояний проектов (Инициация, Разработка и т.п.).
Бизнес-аналитик. Первичный бизнес-анализ. Первичная проработка задач, попытка сформулировать общую задачу, которая была бы интересна более широкому кругу заказчиков.
Гарант. Гарантия выполнения условий контракта. Например, Исполнитель может поставить условие получения акта о внедрении системы (при успешном внедрении) или размещения на сайте компании, где внедрялось его решение, статьи (новости с указанием Исполнителя) о внедрении (причем неважно какого содержания: позитивной или критической).
Гарант может на основе принципа «отчуждения разработчика от своего изделия» гарантировать Заказчику, что всегда найдет команду сопровождения по данному проекту, например, в случае, если Исполнитель откажется от сопровождения своего же внедрения или от внедрения своего же программного изделия.
Есть много других моментов (деталей), например, скрытие названия компании Заказчика на первых этапах проектирования. Это нужно чтобы к Заказчику не сыпался спам из предложений конкурентов — по альтернативной системе «за деньги» (с криками: «бесплатный сыр только в мышеловке»). Если Заказчик готов заплатить символическую сумму Исполнителю, то Посредник выступает посредником во взаиморасчете. Детали целесообразно указывать в уставе конкретного проекта или уставе конкретной площадке СТОПИТ.
PR. Рекламная деятельность: письма в ректораты и студенческие форумы, СМИ — инициирование и привлечение к проекту, продвижение в интернете.
ОТК. Контроль реализации. Посредник может взять на себя по отдельным проектам предварительные испытания внедряемой системы. После внедрения организовать мониторинг процесса и провести аудит.
Посредник может управлять Наставниками, т.е. при наличии ресурса — экспертов подключать их к проекту для наставничества.
Посредник может организовывать для повышения мотивации Исполнителей конкурсы, премии и т.п. Много, что еще можно добавить: это определяется возможностями (ресурсами) Посредника.
2.6 Некоторые эффекты реализации предложенного проекта
Занять студентов решением реальных прикладных задач. В идеале (в дальнейшем) — в наших институтах внедрить западный подход, когда группы студентов создают промышленный стандарт, открытую систему \ платформу (framework), широко используемую для построения конечных промышленных систем.
Повысить уровень стандартизации разработки информационных систем: типовое проектирование, стандартные решения, проработка единого концептуального решения и построение на базе него нескольких реализаций, например, на разных движках CMS, DMS, wiki и т.п. реализовать стандарт построения такой-то системы, т.е. формирование промышленных стандартов на решение прикладной задачи.
Создать площадки, объединяющие спрос и предложения, причем реализация задачи будет или бесталанная или за символическую цену, а также различные варианты стимулирования, например, когда компания берет на практику победителя-студента на тех-поддержку его же программы с выплатой заработной платы или без (на практику).
В дальнейшем, возможно создание площадок следующего поколения, базирующихся на принципах открытости, стандартизации, краудфандинга, но когда будет оплачен только сам проект, а его тиражирование — подарено обществу, т.е. общественность, включая любую компанию и человека может пользоваться бесплатно. При этом общество на торговой площадке само определит, что же ему в первую очередь нужно и кому отдать этот проект (разработку «за деньги»).
3 «Три кита» Социального труда и открытого проектирования
А) Технологии совместной работы
Networking (применительно к СТОПИТ)
Net – сеть + work – работать. Это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей, знакомых (в том числе знакомых через социальные сети или проф-форумы), коллег выстраивать доверительные и долгосрочные отношения с людьми и осуществлять взаимопомощь.
Нетворкинг — основа для завязывания дружеских и деловых отношений с новыми людьми (партнерами). В сути нетворкинга лежит формирование круга общения и желание обсуждать собственные проблемы с окружающими, предложение своих услуг (советы, консультации в форумах). Все социальные сети основаны на нем.
Важно поверить в Нетворкинг и не бояться спросить решения задачи у других, попросить их решить вашу задачу, а также предложить свои знания и помощь другим. Co-working
В широком смысле — подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком — подобное пространство, коллективный (распределенный) офис, в нашем случае площадка СТОПИТ. Это организация инфраструктуры для совместной работы под проектами СТОПИТ.
Когда-нибудь возможно появятся физические коворкинги СТОПИТ, но пока это только виртуальная площадка СТОПИТ (Интернет-ресурс). Мы будем со всеми не только обмениваться опытом и идеями, что повысит продуктивность и поможет в поиске нетривиальных решений задач, но и работать на единой площадке, используя общие инструменты (например, системы проектирования, эмуляторы, виртуальные испытательные стенды).
Пока тема виртуальных рабочих пространств СТОПИТ не проработана, но она будет в себя включать как минимум виртуальные офисы (удаленные офисные рабочие места, включая word \ excel и т.п. или их аналоги, факты, связь и т.п.), а также виртуальные ИТ-лаборатории и стенды, «расшаренные» для экспериментов и испытаний (виртуальные машины общего пользования со специализированным софтом, образами VM с предустановленными framework-ами и т.п.).
По завершению каждого проекта, его виртуальный стенд будет архивироваться и станет доступным для повторного развертывания любому участнику СТОПИТ, т.е. доступна будет не только рабочая и эксплуатационная документация по проекту, но и сама работающая информационная система.
Многое СТОПИТ берет от краудсорсинга: фактически проекты отдаются на аутсорсинг общественности, формируется открытый призыв к общественности, в котором организация запрашивает (просит) решения у «толпы».
Технологии открытого проектирования, публичное ведение проектов (фактически как на передаче «Что, где, когда»), сrowdsourcing, co-creation, open innovation — известные термины, которые легко найти в интернете, например, Open Innovation vs Crowdsourcing vs Co-creation.
Б) Научная организация труда
НОТ — как процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта, — очень широкое понятие. В общем случае, это механизация и автоматизация, эргономика, нормирование, тайм-менеджмент и масса другого.
Мы ограничим направлениями:
- свободный обмен знаниями и наработками;
- унификация и стандартизация;
- широкое использование Лучших практик, как отраслевых, так и Лучших практик менеджмента.
- Унификация и стандартизация, заимствование уже сделанного, ориентир на типовые решения.
Не нужно каждый раз изобретать велосипед, нужно просто его повторить. Если мы решаем задачу, то желательно предложить такое решение, которое будет универсальным и позволит решение похожих задач («двух зайцев одним выстрелом»).
Best Practice. Примеры отраслевых Лучших практик, например, из IT: ITSM, ITIL, COBIT. Примеры Лучших практик менеджмента: из проектного это PMBOK-PRINCE; BOKи из области системной\программной инженерии; BIZBOK \ ВАВОК, а также многочисленные lean-образные техники на «все случаи жизни».
Здесь важно понимать, что не ставится цель «выбрать лучшую из многочисленных Best Practice» (много альтернативных подходов). Предлагается не изобретать новые подходы к управлению проектом, новые способы проектирования систем и т.п., а вначале почитать Best Practice и заимствовать по возможности из них. Хотя когда-нибудь одним из проектов СТОПИТ надеюсь станет переработка имеющегося «именитого» Best Practice или создание нового, например, BOK по самому проекту СТОПИТ.
В) Принципы активной жизненной позиции
it-пионеры, активисты, добровольцы, альтруисты и «все-все-все», желающие сделать что-то полезное: как «очень» общественно полезное (масштабно-полезное), так и полезное только небольшой компании, т.е. кого-нибудь автоматизировать что-нибудь на общественных началах.
У социальных предпринимателей, альтруистов и филантропов — это социальная ответственность в плане сделать ИТ-проекты более доступными, тиражируемыми и массовыми, желание вовлечь в разработку информационных систем большое количество участников, сделать отечественные системы более качественными и не уступающими западным. Примерно, как «Массовость и мастерство — девиз советского спорта», т.е. «Массовость и мастерство — девиз отечественного it-строения».
Всего-то достаточно под руководством небольшого числа опытных товарищей направить многочисленную армию «жадных до знаний и их применения на практике» студентов и всех желающих (начинающих инженеров и программистов) на выполнение практических задач с непосредственным внедрением и последующим сопровождением разработки. Разработка (продукт) предполагает выше указанные принципы: открытость, универсальность применения, стандартизация решения, включая разработку концепта (онтологию), свободное тиражирование (copyleft).
Итого
Конечно, везучий IT-студент на старших курсах института может попасть на стажировку в крупную IT-компанию, есть красивые истории про студентов, особенно западных, например, Стенфорда (К. Систром, М. Цукерберг), есть отечественные площадки для старт-апов, хакатонов, студенческие конкурсы типа «Ты нужен людям», ярмарки вакансий, молодежные форумы типа BreakPoint, фонды социального предпринимательства («Рыбаков» и др.), проекты типа «Преактум», конкурсы, например, Конкурс статей «Социальное предпринимательство глазами студентов», «Проект 5-100» и «пятерки», десятки, а может и сотни подобных, но революционного эффекта в нашей стране всё это не обеспечило: ни революции в бизнесе, ни в образовании, ни революции научно-технической. Отечественное образование, наука и производство деградируют, причем гигантскими шагами. Для перелома ситуации нужны именно радикальные методы. Радикальных и реально эффективных мер «сверху» — не было и нет.
Остается попробовать «снизу» и задействовать энтузиазм и активность неравнодушных.
Способен ли на это предлагаемый формат ИТ-теплицы нового типа социального предпринимательства: Социальный труд и открытое проектирование? Ответ можно дать только, попробовав ее в действии.
Если идея заинтересовала — создавайте свой собственный СТОПИТ – ресурс: предложенная концепция распространяется под Copyleft — лицензией «THE BURGER-WARE LICENSE». В каждом ВУЗе была бы полезна такая площадка. До встречи на Вашей площадке СТОПИТ.
Комментарии (13)
Sly_tom_cat
04.05.2019 17:07По моему у посредника слишком широкая роль и при этом она не покрывает главного: что делать с багами и претензиями со стороны заказчика.
Если на посреднике роль аналитики, и QA, то на нем и ответственность за не оправдавшиеся ожидания заказчика и баги вылезшие в процессе эксплуатации. Но подразумеваемая несвязанность (фактически безответственность) разработчика и его кода (на сколько я это понял) не дает никаких рычагов влияния на разработчика. И кто в этой ситуации будет фиксить баги и допиливать «бантики» (дабы урезонить хотелки заказчика)?MaM
04.05.2019 17:13Да никто по факту. Ничем же не связанн никто исключая доброй воли. Можно посмотреть на тикеты в опенсоурс проектах висящие годами, причем проекты хорошие, но видно нет времени/ошибка сложная и т.д. Как вариант можно на такую площадку запускать MVP, ну или если прям поперло, брать проект доплачивать разрабам, садить на него опытных колег, но тогда возникает сразу проблема лицензирования. Короче все непонятно. Мне кажется, просто ничего не пройзойдет и все. Слишком много хотят за просто так
Sly_tom_cat
04.05.2019 17:21Так тут же введена роль посредника и некоторый отказ от кода со стороны разраба. Идея такова (как я понял) что можно перекидывать код другому разрабу на такие кейсы. Да только сколь-либо серьезный проект новому разработчику поднять — нужно не мало времени/сил и велик риск, что разработчик многих моментов не поймет и начнет не дорабатывать а по сути ломать код проекта.
А на том же github висят месяцами/годами не только ишью но и пулл реквесты без единого ревью/отзыва. Тут именно такой риск (контрибьютер не разобрался, слишком много изменений, и.т.п.) играет роль.
mdn-tech
04.05.2019 18:38Идея хорошая и имеет перспективу, если сделают первый шаг сначала компании. У них есть ресурсы. По сути — стажировка, но с общим доступом. Вроде расшаренной на все вузы Jira c запросами от компаний.
Буквально неделю назад общался с представителем кафедры одного из ВУЗов насчёт "идей для курсовых и студентов".
У меня схожая тематика проекта, почитать можно тут
https://habr.com/ru/post/444064/.
Я описал своё видение, он своё. Речь шла об HW разработке курсовых и дипломов.
Итог: студентам нужно железо и реальные долгоиграющие проекты, которые они бы могли делать. Давать это должна организация, которая будет вести менторство.
Сами студенты (тоже спрашивал) понимают, что получить место в компании проще через джуна, пойдя на стажировку по вакансии/программе. Поэтому не сильно горят желанием делать на интерес в никуда. Тем более железо, когда в чистом IT ЗП и манёвренность выше.
В целом может получится, если несколько организаций сделают такой хаб и его будут продвигать.
MaM
04.05.2019 20:12Первая ошибка, у них есть ресурсы — в статье написанно что нету. Я уж не знаю скооперируйтесь с автором или отдельное исследование сделайте, просто имх это две разные категории у кого есть деньги и у кого их нет. Вот есть ВШЭ, там есть большой Я. Но вы же не смогли или не захотели поступить в ВШЭ. А хотите условия для своего вуза. Проблема в том, что у тех у кого нет денег, нет возможности обустроить вам кафедру. Так что вы просто проиграли конкуретную борьбу или сделали неверный выбор.
Возьмем вашь пример, вы взяли готовые площадки от гугла, вк группу сделали, но сайт почему то не сделали, почему если вы верите в свою же идею площадки идей? Олсо, я к примеру по первым двум неоконченным тоже не программист. Но я еще в школе начал изучать кресты, си. Вон у меня знакомый сделал курсовую работу для просмотра аниме картинок github.com/DerpyCrabs/aggregator-client. Но поверте вам он делать не будет просто потому, что не работает дарьмя.
Организация ничего никому не должна, ввалить тонну денег в вашу кафедру, зачем?
Студенты сделали обсолютно правильный вывод из ситуации.
И да, железо это одна из самых низкооплачиваемых нишь, пониже геймдева, от туда все бегут толпами у самого два знакомых хардварщика.
Никто ничего не сделает, потому как никому это не нужна. Я прочитал вашу статью, ну что я могу сказать, сам таким был. Тут на самом деле все просто вы ищете решения, но оно в законодательном поле, в устройстве системы вузов, стажировок, в зарплатах преподавателей.
Ответ, я думаю, в этом видео www.youtube.com/watch?v=aUamWsgNkVQ
Образование как и здравоохранение общественные институты тесно связанные (покрайне мере в нашем государстве), с обше государтсвенным апаратом, я не помню но что то около двух процентов мы тратим на образование. У нас все еще развиты кружки для школьников где дети собирают из майншторма роботов, кстати последнее время ардуинки тоже в тренде. Ну и школьное образование тоже пока еще вопреки на достаточно высоком уровне. И я считаю, что наиболее верным направлением инвестиций вида «за идею и бесплатно» это все же обучение школьников, а не помощь вузам.mdn-tech
04.05.2019 20:55+1Сайт уже сделал.
www.ideas.deltay.tech
Сейчас дописываю доп. софт для БД чтобы собрать и упорядочить те, что скопились с первой статьи + кое что ещё. Так что не всё так печально, как кажется. Проект воплощается.
Вопрос ресурсов относительный. Одним ВУЗам подавай класс с машинами не ниже i5, другим пакета с радиодеталями и отладками будет достаточно. Если конечно дать прицельно, чтобы потом не на avito найти :).
Я был бы рад, если бы в моё студенческое время дали проект/идею и железо.
Для средней компании — это расходы на неделю/месяц на сопутствующие расходы (кухню, плюшки сотрудникам и пр.).
По HW — тут есть одно но. Сейчас развивается софт. HW — из того, что есть. В следующие 3-10 лет робототехника снова будет требовать HW, причём нетипичного, т.к. за автомашинами будут уже роботы.
Про кружки приведу пример — мой прошлый работодатель периодически отправлял «залежавшееся добро» в кружок. Проблема кружков — нет кадров, которые бы сами осилили текущий уровень железа. Зато такие кадры есть в ВУЗе.
Valeratal
04.05.2019 18:46+2Простыня здоровая, всю не прочел. Но зацепил момент
Бизнесу без денег нужна автоматизация. Денег нет. Привлекают студента. И чего студент им накодит? Уверены, что «этим» можно будет пользоваться? И как поддерживаться? нет денег — нетмультиковобязательств
Получается некая биржа, где с одной стороны «бизнес без денег», а с другой «исполнители без прямых рук». Идея вроде хорошая (для студентов), для бизнеса хорошая в том смысле, что бесплатно, но вот результат… какой он будет?!
Попахивает студенческой практикой. Но от практикантов никто не ждет героических успехов, да и часто практиканты скорее мешают работать сотрудникам, чем помогают.
p.s. Крупные IT-компании уже давно заходят в вузы. Потому что когда программистов много, всегда есть куда применить стажера.
Sly_tom_cat
05.05.2019 00:15Почему-то вспомнил свою историю…
Был 4-й курс (учились 5,5 лет) и моя бывшая одноклассница спросила не могу ли я с ее мамой пообщаться. Я встретился — надо было программку написать на тему астро-физических исследований — они там головку измерительную сделали, ну и программку надо было, что бы она координаты для измерений выдавала на экран (для наведения телескопа на который эту головку устанавливали), координаты рассчитывались по звездному каталогу, результаты измерений с головки снимались и писались в базенку. Формул и слов на одну сторону листа а4…
Вылилось это «ТЗ» в почти полтора года и 4 разных программы (Clipper + С) каждая на 1000+ строк кода (там различия были в алгоритме работы — они не могли решить как лучше, пришлось одну программу разделить на 4 с сохранением почти 90% общего кода).
Денег у них было ибо головку и измерительный комплекс у них заказывали немцы-экологи (работа на тему определения загрязнений в атмосфере по светимости звезд замеренной через эту самую атмосферу). Ну и з.п. я получал в немецких марках (это было еще до создания евросоюзаи и евро).
И это при том что вторую часть (обсчет результатов) я им не сделал. После защиты диплома я нашел работу и мне уже было трудно с ними продолжать сотрудничество, «подпихнул» им своего одногрупника, с которым дипломную работу вместе делали (я интерпретатор LISP, а он IDE на основе Борландовых либ от борландпаскаля).
Так вот работу я нашел приличную (и было из чего выбрать) именно благодаря своей астро-физическлой «практике».
Это я к чему… а к тому что в те времена никаких таких площадок для фриланса не было — искали по знакомым. Но механизм «лифтов» за счет таких вот «халтур» он и тогда был и работал. Другое дело реализоваться могли отнюдь не все «активные», и многим приходилось начитать реализовываться уже на работе после вуза.
И возможно, что-то в идее предложенной здесь есть, но механика пока для меня не очень ясная, я на своем примере вижу, что нам аналитик и QA не помешал бы как посредники, но непосредственно общаясь мы очень много серьезных вопросов порешали.
Один из таких моментовОчень было весело, когда они измерения начали писать — ох там пурга полезла с головки, оказалось там дурил АЦП, и его глюки победить не удавалось на уровне HW. Пришлось фильтровать по трем сигмам софтверно — причем решение это именно я предложил, хотя знаний у них было несравненно больше чем у меня-студента, но именно у меня не было шор по поводу работы с данными с точки зрения чистой статистики.
И вот тут мне трудно представить как бы мы это все обсуждали через посредников… Я ведь прямо в лабораторию к ним приезжал и там мы все самые сложные моменты обсуждали и решали.vics001
05.05.2019 14:53Работая в популярном Open Source проекте, постоянно отбиваюсь от студентов, которые что-то хотят в нем сделать. Профессионал, если помогает, то в очень точном месте и маленьким куском кода, потому что знает, что никакой Pull Request на 1000 строк кода никто даже читать не будет и точно не будет фиксить баги после этого.
Есть одно грамотное решение — стажировка и минимум на 6 месяцев. За это время, благодаря личному контакту, могут быть выданы реальные задачи и они даже могут быть как-то оплачены. В любом случае компания часто рассчитывает, что 20-30% стажеров могут остаться у них работать, поэтому выгодно вкладывать в обучение.
Времена, когда можно было что-то разумное написать за неделю, давно в прошлом…
equity
05.05.2019 15:00Проект на уровне логики отражает следующее:
Субъект с материальным запасом или излишком
без нужды хочет получить бесплатно материальное благо
от субъекта без денег.
Вроде должно быть наоборот? Пожертвовать из излишка можно и нужно, а если студент станет крепким профессионалом сделает тоже самое для следующего поколения (здоровый альтруизм)
Arlekcangp
06.05.2019 05:42Если вкратце суммировать написанное в статье: Бизнес в очередной раз хочет получить бесплатную рабочую силу. На этот раз — из студентов. Очевидно, опять будет фэил.
Со своей стороны предложу автору задуматься о «коммунистической» модели: уж коли эти студенты бесплатно делают работу и создают прибавочную стоимость, то они и должны участвовать в реальном управлении компанией, которая этим продуктом владеет. Под эту идею можно не только студентов вербовать — сам бы пошел работать в такую компанию (при условии реальной возможности управлять, а не как у нас обычно — ширмочка для вида). Знаю два примера таких организаций — китайская huawei и европейская корпорация Мондрагон (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F) Думаю таких компаний в мире намного больше, просто эти оказались успешными.
И конечно как обычно в РФ совершенно отсутствуют законодательные механизмы для создания таких организаций. У нас обязательно кто-нибудь стырит капиталы и смоется. Поэтому, ребятки, живем дальше по старому — платим бабло за работу и не страдаем фигней. У нас тут капитализм вообще то…
MaM
Почему это не будет работать.
1) Студенты которые обладают сами по себе хоршей подготовкой, учат хаскель и пишут компиляторы в выходные, уже где-то работают
2) Те студенты которые не доросли до студентов (1) уже сливают свои первые проекты на фрилансе, это конечно плохо, но чего греха таить, сам таким был, сложно оценить силы на первых парах.
3) Хочется кушать, ну рили хочется. Возможно кто-то то может тянуть на степендию что то около 5 тыр, но я не могу
4) Реальный заказ всегда сопрежен с ожиданиями и нервами, посмотрите до чего доводит раздача бесплатного хлеба пенсионерам (конечно не везде, где-то смогли построить соц столовые). Проще говоря вашими заказчиками будут те кому вообще не особо принципиально стартанет проект или нет.
5) Нарабатывая тех долг, сложно потом отдать кому-то проект, получается потраченное время
6) Если кто-то конечно будет участвовать, вы снова отхватите часть рынка с фриланс бирж оно никому не надо
7) Бизнес и благотворительность, это вообше какой-то оксюмарон у нас в России, я ничего против не имею конечно, но верю в это с большим трудом
8) Пример про систему автоматизации кстати показателен, ну если у предпренимателя нет денег на систему автоматизации может оно ему и не нужно? Часто среди молодых стартаперов видел когда люди не рискую хотят получить что-то. Я так тоже хочу. Нет денег — займи кредит, заложи квартиру, в чем проблема? Почему кто-то должен рисковать своим временем, хотя при этом не имеет доли в твоем бизнесе — звучит глупо если честно.
9) Верный способ обучения, это привлечение специалистов для преподования в университеты, договоры с профильными компаними, работа с заказами через кафедру и тд
То что я вижу это медвежья услуга и так слабой экономике. Но возможно я конечно же чего-то совсем не понимаю.
P.S. Все сказанное справедливо для России, конечно сугубо по моему, ни на чем не обоснованному мнению, исключая жизненного опыта. Что там у <another_target> я конечно не знаю.
Moskus
Еще можно добавить, что если речь идет действительно об учебных работах в рамках образовательного процесса, в это, с высокой вероятностью, вклинится один или несколько старых идиотов из учебного заведения: преподаватель, руководитель НИР, еще какой-нибудь паразит и имитатор деятельности вроде зам. зав. кафедрой. Такие есть везде, включая «топовые» ВУЗы.