Источник: Petr Kovalev/TASS
«Национальная ассоциация коллекторских агентств» (СРО НАПКА) направила в Госдуму письмо, в котором запрашивает доступ к телефонам должников, указанным в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). По мнению представителей ассоциации, доступ к базе телефонов решит проблему звонков гражданам, чьи номера заемщики ошибочно или специально указывают в анкетах.
Взыскатели предлагают внести соответствующие изменения в законопроект о создании единой информационной системы проверки сведений об абоненте. По словам экспертов, проблема звонков третьим лицам действительно существует, но способ ее решения, предлагаемый коллекторами, несет в себе дополнительные риски.
Что касается единой базы телефонов, то Госдума в начале марта приняла в первом чтении законопроект, который вносит изменения в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Цель нововведений — создание единой информационной системы проверки сведений об абоненте, которую станут использовать для своих целей ЦБ РФ, банки и операторы платежных систем, плюс операторы услуг платежной инфраструктуры и другие организации.
ЕСИА нужна для того, чтобы номера граждан не использовались несанкционированно, включая и взыскателей долгов. Проверка сведений об абоненте на практике представляет собой единую точку подключения для всех участников взаимодействия на базе универсального программного интерфейса (шлюза), который не осуществляет сбор и хранение предусмотренной законопроектом информации. Полученный запрос пользователя автоматически перенаправляется оператору мобильной связи, чьим клиентом является абонент. Запрашиваемые данные будут передаваться операторами связи с использованием системы проверки сведений об абоненте.
Эксперты считают, что реализация нового проекта влечет за собой ослабление защиты персональных данных, поэтому документ перед вторым чтением нужно доработать. Кроме того, специалисты утверждают, что отсутствие согласия абонента на проверку (эта норма содержится в законопроекте) создает новые проблемы без решения старых.
«Поставленные законопроектом цели, по мнению ассоциации, могут быть достигнуты иным способом, а именно закреплением в законе возможности предоставления абонентом согласия на проверку конкретным лицом данных о принадлежности абоненту телефонного номера у оператора связи на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) посредством Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). При поступлении оператору связи требования пользователя о проверке принадлежности телефонного номера абоненту, оператор обязан обращаться в ЕПГУ для подтверждения наличия согласия абонента на предоставление такой информации», — говорится в письме СРО НАПКА, которое направлено в Госдуму.
В документе также говорится о том, что взаимодействие пользователей и операторов связи может осуществляться как на основании заключенных между ними прямых соглашений, так и с использованием платформенных решений, которые создаются участниками рынка за свой счет. Коллекторы считают, что таким образом можно урегулировать ряд спорных моментов, возникающих в процессе их деятельности. Взыскатели считают, что при подготовке документа ко второму чтению нужно учесть предлагаемые ими поправки. Это дает возможность избежать ситуации, когда коллекторы или кредиторы беспокоят третьих лиц.
Коллекторы уверены, что внесенные ими предложения позволят не только снизить количество жалоб на действия взыскателей, но и сэкономить средства, поскольку ошибочные звонки стоят денег и не приносят выгоды.
«Возможность проверить телефон в базе ЕАИС нужна для идентификации настоящего телефонного номера заемщика при заключении договора или в будущем, например, при поступлении жалоб от физических лиц на безосновательные звонки взыскателей», — прокомментировала ситуацию юрист международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Иоанна Щербакова.
Также она заявила, что предлагаемые коллекторами меры влекут за собой дополнительные риски в отношении защиты персональных данных. Осуществлять процедуру идентификации номера по этой причине стоит на уровне банка при выдаче кредита.
Еще одна проблема — то, что многим россиянам профили на портале госуслуг часто заводят их родственники. Так поступают, например, в отношении людей, которые не имеют нужного уровня компьютерной грамотности. В таких ситуациях те, кто создает профили, указывают в графе «контактный номер телефона» свой номер. Плюс ко всему на сегодняшний день полной верифицированной базы мобильных номер нет даже у операторов связи. Поэтому если кредиторы и получат доступ к данным россиян, особой пользы это не принесет никому.
Минутка заботы от НЛО
Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:
Как написать комментарий и выжить
- Не пишите оскорбительных комментариев, не переходите на личности.
- Воздержитесь от нецензурной лексики и токсичного поведения (даже в завуалированной форме).
- Для сообщения о комментариях, нарушающих правила сайта, используйте кнопку «Пожаловаться» (если доступна) или форму обратной связи.
Что делать, если: минусуют карму | заблокировали аккаунт
> Кодекс авторов Хабра и хабраэтикет
> Полная версия правил сайта
Комментарии (19)
dth_apostle
06.05.2019 12:06+1какие еще законные варианты взыскания долга, кроме обращения в суд или досудебного соглашения, могут быть? вот сейчас думаю — и не понимаю, на каких правовых основаниях действуют коллекторские агенства.
wxmaper
06.05.2019 12:20Ни на каких. Придут к вам с лопатой, двери выломают, и скажут: вот не отдадите деньги, лопатку эту мы и применим, в лесу, в густом и глухом. А до тех пор пока дверь вашу не нашли, будут измучивать звонками ваших родственников и коллег.
Archon
06.05.2019 12:15+2Если при этом им не будут давать персональные данные, а будут только подтверждать или отрицать соответствие сочетания «номер телефона + уже известные ФИО должника + дата рождения» — тогда нормально.
А если у операторов в подвальных колл-центрах появится возможность пробивать владельца любого телефонного номера — это уже лютый ужас.Accounter
06.05.2019 13:05А если должник сменит ФИО в ЗАГСе?
Archon
06.05.2019 13:23Ему это и сейчас никто не мешает сделать. Более того, я не представляю себе ситуацию, когда злоумышленник намеренно взял кредит с целью не отдавать, и продолжает пользоваться тем же номером телефона. Он выкинет симку в тот же день, и следующий владелец поимеет много радости с бесконечными звонками от тупых операторов.
Т.к. кредиты я не беру и тем более не беру их с целью не отдавать, то на качество жизни злоумышленников мне наплевать. А вот напороться на номер телефона, ранее принадлежавший должнику, может каждый.HardWrMan
06.05.2019 18:29Полгода назад купил новый номер. Специально для сигналки. Она стала подглючивать иногда — включил отладочные SMS. Выяснилось, что через неделю с момента покупки стали названивать разные граждане. Поставил в телефон для проверки — и вправду, спрашивают какого-то персонажа. Этот номер еще сам не запомнил (только записал в телефонную книжку мобилки) и никому, ессно, не говорил за ненадобностью. При покупке оформлял на себя, в кабинете все мои данные. Вот так вот.
schetilin
06.05.2019 21:08Возможно этот номер раньше принадлежал «какому-то персонажу». Он им не пользовался в течении какого-то времени (3 месяца, пол года или год — не помню), и номер стал считаться свободным. На этот номер выпустили новую симку и продали Вам. Вроде все нормально, но у некоторых людей этот номер остался забитым в телефонах на имя «какого-то персонажа». Вот они ему и звонят, не зная что этот номер уже у совсем другого человека.
p.s. Знаю людей, которым после покупки новой симки приходили извещения об изменении баланса на чужом счету в банке (в основном сумма долга по кредиту). И чтоб это безобразие отключить, приходилось с паспортом идти в банк и доказывать что тыне верблюддругой человек, и счет не твой.HardWrMan
06.05.2019 21:17Ну дык о чём и речь. Я просто поддержал личным примером мысль Archon. Сейчас настоящих «чистых» номеров практически нет, они кончились лет 10 назад, наверное.
Archon
07.05.2019 09:17Говорят, если брать «золотой» номер, то шансов нарваться на коллекторов сильно меньше. Но возможно, эти слухи распускают сами продавцы в салонах.
Плюс, можно взять номер из только что выданных диапазонов MVNO (например, Тинькофф-Мобайл), а потом сменить оператора на нужного с сохранением номера.
2PAE
06.05.2019 13:13если у операторов в подвальных колл-центрах появится возможность пробивать владельца любого телефонного номера
Тогда они быстренько отобьют затраты, предоставляю информацию третьим лицам.
Caracat
06.05.2019 13:25Забавно как, ради пропихнуть доступ к информации/расширить права, игнорируются такие очевидные моменты, делающими такой доступ сомнительным: человек вовсе не обязан иметь номер телефона, человек имеет право пользоваться телефонным номером, зарегистрированным на другое лицо, человек может блокировать телефоны спамеров/коллекторов, занося их в черный список либо не отвечать на звонки с незнакомых номеров.
Skycaptain
06.05.2019 13:34… нужна для идентификации настоящего телефонного номера заемщика при заключении договора
а верификации посредством sms, например, точно не достаточно?Diam77
06.05.2019 15:21Они думают (или говорят, что так думают), что ЕПГУ-шные и ЕСИА-шные телефонные номера у людей — более настоящие. И меняются реже, чем одноразовые симки для просто банков.
Kyoki
06.05.2019 16:28Что абсолютно не мешает держать эти номера на лежащей в столе симке, доставаемой по необходимости.
Diam77
06.05.2019 16:42Разумеется. И, например, доставать раз в три месяца, чтобы отправить одну смску с них — и тем самым отодвинуть разделегирование номера опсосом на следующие три месяца.
shalm
06.05.2019 18:41Если смотреть на проблему с позиции чем хуже, тем лучше, то инициатива правильная, приблизит конец немножко.
podivilov
К национальной базе телефонов… кого?