Содержание
Часть 1 — Задача двух тел
Трюкачество с заменой переменных
Приветствую всех! В прошлой части мы с вами получили уравнения движения системы из двух материальных точек, а также некоторую мотивацию на использование этой модели. Теперь же попробуем выжать как можно больше информации из них. Вот они:
\begin{equation*}
\begin{cases}
m_{1}\ddot{\vec{r}}_{1} = \vec{F}_{12}, (1)
\\
m_{2}\ddot{\vec{r}}_{2} = -\vec{F}_{12},
\end{cases}
\end{equation*}
где
Система выглядит простой, особенно если закрыть глаза и не смотреть на выражение для . Даже, на мгновение, начинает казаться что уравнения линейные и решить её — тривиальное дело. Но куб всю малину портит, и если развернуть всё это дело и записать в фазовых координатах, то у нас задача нелинейная и вообще в 12-мерном пространстве (не поленился, набрал):
\begin{equation*}
\begin{cases}
\dot{x}_{1} = v_{1x}
\\
\dot{y}_{1} = v_{1y}
\\
\dot{z}_{1} = v_{1z}
\\
\dot{v}_{1x} = \dfrac{G m_{2}\left( x_{2} — x_{1} \right)}{\left( \sqrt{(x_{2} — x_{1})^{2} + (y_{2} — y_{1})^{2} + (z_{2} — z_{1})^{2}} \right)^{3} }
\\
\dot{v}_{1y} = \dfrac{G m_{2}\left( y_{2} — y_{1} \right)}{\left( \sqrt{(x_{2} — x_{1})^{2} + (y_{2} — y_{1})^{2} + (z_{2} — z_{1})^{2}} \right)^{3} }
\\
\dot{v}_{1z} = \dfrac{G m_{2}\left( z_{2} — z_{1} \right)}{\left( \sqrt{(x_{2} — x_{1})^{2} + (y_{2} — y_{1})^{2} + (z_{2} — z_{1})^{2}} \right)^{3} }
\\
\dot{x}_{2} = v_{2x}
\\
\dot{y}_{2} = v_{2y}
\\
\dot{z}_{2} = v_{2z}
\\
\dot{v}_{2x} = \dfrac{G m_{1}\left( x_{1} — x_{2} \right)}{\left( \sqrt{(x_{2} — x_{1})^{2} + (y_{2} — y_{1})^{2} + (z_{2} — z_{1})^{2}} \right)^{3} }
\\
\dot{v}_{2y} = \dfrac{G m_{1}\left( y_{1} — y_{2} \right)}{\left( \sqrt{(x_{2} — x_{1})^{2} + (y_{2} — y_{1})^{2} + (z_{2} — z_{1})^{2}} \right)^{3} }
\\
\dot{v}_{2z} = \dfrac{G m_{1}\left( z_{1} — z_{2} \right)}{\left( \sqrt{(x_{2} — x_{1})^{2} + (y_{2} — y_{1})^{2} + (z_{2} — z_{1})^{2}} \right)^{3} }
\end{cases}
\end{equation*}
Если бы мы так сначала записали, то за этими деревьями леса не увидели, но Слава Богу, Он поднял нас на Свою гору Сион и с неё прекрасно видно весь лес целиком (кстати, если сейчас на Сибирь из космоса посмотреть, увидим что лес горит). И интуиция нам подскажет что делать с уравнениями 1. Эм, сложим и справа будет ноль:
Ничего не напоминает? А так:
Центр масс системы:
Центр масс двух тел. Отношения расстояний и равно отношению масс. Но в таком порядке, чтобы центр масс был ближе к более тяжелому телу.
а значит из 2 следует, что ускорение центра масс системы равно нулю:
но это то же, что и первый закон Ньютона. Оказывается центр масс всегда и всюду будет двигаться прямолинейно с постоянной скоростью, либо оставаться на месте. Проинтегрируем 3 пару раз (здесь как бы система диффуров, но каждая координата интегрируется независимо от остальных):
где — векторные константы, которые являются (анализированием размерностей) начальной скоростью и начальным положением центра масс соответственно. Ну так и перепишем:
начальные условия пересчитать несложно:
а — чтобы небыло недосказанности. Забыл в начале сказать, все эти начальные условия вместе с уравнениями 1 образуют задачу Коши, которая, как известно из раздела матана с диффурами, имеет чётко одно решение для каждого начального условия. А это хорошо, потому что бывают задачки посложнее, например, — краевые. Когда часть фазовых координат задается в одной точке, часть в другой точке. Бывает положение известно в начале, а скорость должна быть такой то в конце. А начальной скорости нет. И я чувствую, что такие задачки придется решать нам тоже, в будущем ;)
Можно даже проверить как центр масс движется, численно решив задачку. Старенький ноут, на котором я работаю, позволит это смоделировать:
Анимация движения тел и центра масс. Численное решение
Ну хорошо. Разобрались как двигается центр масс, но этого мало! Хочется узнать как тела двигаются. Еще разок взглянем на систему:
\begin{equation*}
\begin{cases}
m_{1}\ddot{\vec{r}}_{1} = G\dfrac{m_{1}m_{2}}{|\vec{r}_{2} — \vec{r}_{1}|^{3}}\left( \vec{r}_{2} — \vec{r}_{1}\right),
\\
m_{2}\ddot{\vec{r}}_{2} = -G\dfrac{m_{1}m_{2}}{|\vec{r}_{2} — \vec{r}_{1}|^{3}}\left( \vec{r}_{2} — \vec{r}_{1}\right),
\end{cases}
\end{equation*}
или
\begin{equation*}
\begin{cases}
\ddot{\vec{r}}_{1} = G\dfrac{m_{2}}{|\vec{r}_{2} — \vec{r}_{1}|^{3}}\left( \vec{r}_{2} — \vec{r}_{1}\right),
\\
\ddot{\vec{r}}_{2} = -G\dfrac{m_{1}}{|\vec{r}_{2} — \vec{r}_{1}|^{3}}\left( \vec{r}_{2} — \vec{r}_{1}\right),
\end{cases}
\end{equation*}
И там, и там справа разность so let's do it quick:
ранее мы обозначили разность как но теперь переобозначим так как придется (скажу наперед) еще работать с этой штукой не раз. Ну всё, запомнили, и тогда последнее равенство примет вид:
либо так:
где а — относительное расстояние между телами. Начало вектора в материальной точке номер 1, а конец в точке 2.
Вектор
По сути все эти трюки с центом масс и относительным расстоянием — линейное преобразование переменных:
\begin{equation*}
\begin{cases}
\vec{r}_{1} = \alpha_{1}\vec{r}_{\text{цм}} + \beta_{1}\vec{r},
\\
\vec{r}_{2} = \alpha_{2}\vec{r}_{\text{цм}} + \beta_{2}\vec{r},
\end{cases}
\end{equation*}
но пока что записано наоборот:
\begin{equation*}
\begin{cases}
\vec{r}_{\text{цм}} = \frac{m_{1}\vec{r}_{1} + m_{2}\vec{r}_{2}}{m_{1} + m_{2}},
\\
\vec{r} = \vec{r}_{2} — \vec{r}_{1},
\end{cases}
\end{equation*}
или
\begin{equation*}
\begin{cases}
\vec{r}_{\text{цм}} = \dfrac{m_{1}}{(m_{1} + m_{2})}\vec{r}_{1} + \dfrac{m_{2}}{(m_{1} + m_{2})}\vec{r}_{2},
\\
\vec{r} = — \vec{r}_{1} + \vec{r}_{2},
\end{cases}
\end{equation*}
можно и так:
И теперь домножив на обратную матрицу слева (либо каким другим способом решить эту систему), можно выразить:
\begin{equation*}
\begin{cases}
\vec{r}_{1} = \vec{r}_{\text{цм}} — \dfrac{m_{2}}{m_{1} + m_{2}}\vec{r}, (5)
\\
\vec{r}_{2} = \vec{r}_{\text{цм}} + \dfrac{m_{1}}{m_{1} + m_{2}}\vec{r}.
\end{cases}
\end{equation*}
Это преобразование позволило нам разбить задачу на две независимые: отдельно найти движение центра масс и отдельно относительное расстояние. А через них уже выразить движение в глобальной системе координат. Так что пол задачи мы уже решили — как движется центр масс мы знаем. Теперь решив 4 задача будет считаться полностью решенной. Но это уже в следующий раз.
Сейчас же, еще следует добавить анализ уравнений 5. В случае, когда одно из тел будет намного массивнее другого (прим. Земля и Человек, или Земля и яблоко Человека). Примем первое тело массивным, второе — не очень: или что значит
В этом случае:
— что означает сосредоточение центра масс системы прямо в массивном теле
\begin{equation*}
\begin{cases}
\vec{r}_{1} = \vec{r}_{\text{цм}} — \dfrac{1}{m_{1}}\dfrac{m_{2}}{1 + \dfrac{m_{2}}{m_{1}}}\vec{r} = \vec{r}_{\text{цм}} — \dfrac{m_{2}}{m_{1}}\dfrac{1}{1 + 0}\vec{r},
\\
\vec{r}_{2} = \vec{r}_{\text{цм}} + \dfrac{1}{m_{1}}\dfrac{m_{1}}{1 + \dfrac{m_{2}}{m_{1}}}\vec{r} = \vec{r}_{\text{цм}} + \dfrac{m_{1}}{m_{1}}\dfrac{1}{1 + 0}\vec{r}.
\end{cases}
\end{equation*}
Окончательно:
\begin{equation*}
\begin{cases}
\vec{r}_{1} = \vec{r}_{\text{цм}},
\\
\vec{r}_{2} = \vec{r}_{\text{цм}} + \vec{r}.
\end{cases}
\end{equation*}
Теперь, если перенести исходную систему координат в центр масс, получим:
\begin{equation*}
\begin{cases}
\vec{r}_{1} = 0,
\\
\vec{r}_{2} = \vec{r}.
\end{cases}
\end{equation*}
То бишь, мы связали новую координатную систему с Землей. И Земля в своей собственной коорд. системе неподвижна. Вектор уже здесь является просто радиус вектором, но в то же время остается и относительным расстоянием между телами.
Так что в следующей статье, решая это уравнение:
можно трактовать как положение спутника в системе координат связанной с Землей например.
Хотя решив его, это совершенно необязательно. Решение будет для двух произвольных тел (произвольные массы).
Продолжение следует…
Литература:
Балк М.Б. Элементы динамики космического полета, М.: Наука, Глав.ред.физ.-мат.лит.,1965. — 338с.
Комментарии (8)
Spin7ion
15.08.2019 12:40Вы уже задумывались на счет ориентации в пространстве? В чем будете делать вычисления углах Эйлера или кватернионах? Если еще не определились, то рекомендую ознакомиться с книгой Бранец В.Н., Шмыглевский И.П. Применение кватернионов в задачах ориентации твердого тела.
SomaTayron
15.08.2019 13:19Чистыми Эйлера там не выгодно, только если Эйлера-Крылова. У Эйлера первый и третий поворот относительно одноименной оси, а ЭК — три независимых.
Хотя на практике, у нас в основном действительно кватернионами пользуются. Хотя бывают и исключения — в ЦПК есть представители баллистиков Энергии (тот же Марков), по их запросом в модель встраивал верификацию НУ по векторам РКК, но от Самары (может из-за их контракта по АС МКС) параллельно пришлось поддерживать и по углам ЭК
ffffffffff
Уже отправляли резюме в Firefly? Интересно было бы узнать из первых рук что там да как
sasha3ks
А что там может быть? Насколько я знаю, по американскому законодательству, компании связанные с космическими технологиями имеют право брать на работу только граждан США.
nickname21 Автор
На официальном сайте действительно вакансии только в США. Вот следы, в Днепре вроде как тоже есть вакансии, но не на данный момент. На данный момент им точно нужны лишь слесари и бухгалтера ua.jooble.org/desc/-1004790986089011708?ckey=firefly+aerospace&rgn=-1&pos=3&elckey=-2429349529415241308&sid=7263298924291806252&age=476&relb=100&brelb=100&bscr=80,05583&scr=80,05583&fcmp=1&iid=7178167185275462587
если серьезно поискать, думаю, можно найти контакты. Пока не искал
nickname21 Автор
Задумывался над тем чтобы устроиться в какую-нибудь автомобилестроительную компанию, в Toyota например :) Там наверное попроще будет с законами?
sasha3ks
Если есть варианты, то лучше конечно инженером в какую-нибудь гражданскую, иностранную компанию. Работать в Украине на оборонку, я думаю такое себе занятие. Ещё и допуск впаяют, что выехать не сможешь.
SomaTayron
Из параллельки аспирантуры парень в БМВ устроился, брали тогда еще охотно. Но там профиль востребован несколько иной. Он на управление ЭМ клапанами пошел (в аспирантуре был по ЭД ускорителям космического профиля, совет по элементам)